Швецов конструктор двигателей. Создатель знаменитых моторов а. д. швецов. Награды и премии

Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь - Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова), а в 1921 году - Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н.Э. Баумана).

Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925-1926 годах под руководством Швецова был разработал 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 - первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях - до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

Депута ВС СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Двигатель Wright R-1820

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820. Для освоения и адаптации двигателя был создан завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого был назначен А. Д. Швецов. В 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор».

В 1934-1953 годах под руководством А. Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения, основанных на лицензии Wright R-1820:

  • М-25 - 1934
  • АШ(М)-62 - 1939
  • М-63 - 1939
  • АШ(М)-82 - 1941
  • АШ(М)-82Ф - 1942
  • АШ(М)-82ФН - 1943
  • М-71 - 1942
  • АШ-73 - 1945
  • АШ-21 - 1946
  • АШ-2ТК - 28-цилиндровый, 4-х рядный мощностью 4000 л.с.
  • АШ-2К - комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4500 л.с.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (22.1.1942)
  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)

Память

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в городе Нижние Серги установлен памятник.

Родился 25 января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь - Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова), а в 1921 году - Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Баумана).

Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925-1926 годах под руководством Швецова был разработал пятицилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 - первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях - до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820. Для освоения и адаптации двигателя был создан завод №19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого был назначен А. Д. Швецов. В 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор».

В 1934-1953 годах под руководством А. Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения, основанных на лицензии Wright R-1820:

Лучшие дня

до 28-цилидрового АШ-2ТК мощностью 4500 л. с..

А. Д. Швецов награждён Орденом Ленина (в 1936, 1943, 1945, 1949, 1952 годах), Орденом Суворова II степени, Орденом Кутузова I степени Орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Серп и Молот», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в городе Нижние Серги установлен памятник.

(подробности в конце поста) в три захода прошли съемки в Музее авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума имени А.Д.Швецова. С наскока взять этот музей не получилось, но оно и к лучшему, это позволило нам развернуться на всю катушку и привлечь в команду много интересных и удивительных людей.
Создателем музея является Галина Олеговна Смагина - инженер-пилот, командир корабля, автор пяти мировых рекордов на дальность и на скорость по замкнутому маршруту, в данный момент преподаватель техникума. Именно благодаря Галине Олеговне и ее коллегам стали возможны эти интересные съемки.

В музей мы отправились с Настей Шумиловой студенткой юридического факультета Пермского государственного университета. Настя девушка волевая, спортсменка, занимается легкой атлетикой, все везде успевает и с ней было одно удовольствие работать. Но обо всем по порядку.

Когда мы первый раз попали в музей в Перми стояли морозы перемежающиеся со снегопадами. Как раз в один из таких дней удалось сделать фотографию фасада техникума с пролетающими хлопьями снега. Зданию техникума в этом году исполнится 144 года.

Войдя в просторный холл техникума сразу понимаешь, что здание это не простое, а с историей. 20 июля 1873 года городской голова Перми Иван Иванович Любимов внес в городскую думу предложение об основании в Перми реального училища и присвоении ему названия Алексеевского. И.И.Любимов пожертвовал для училища свой двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади и изъявил готовность вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей ежегодно на его содержание.
12 сентября 1876 года Пермское Алексеевское реальное училище было торжественно открыто.


Пермское Алексеевское реальное училище в июле 1917 года было преобразовано в техническое училище, в 1920 году - в политехникум, в 1921 году в практический институт, в мае 1923 года опять в политехникум, с марта 1925 года было переименовано в индустриальный техникум, и находилось в ведении Народного комиссариата Тяжелой Промышленности (НКТП) СССР. Приказом НКТП СССР от 02 марта 1935 года № 253 Учреждение было передано в НКАП СССР и переименовано в авиационный техникум.
В 1953 году Учреждению было присвоено имя Аркадия Дмитриевича Швецова. С 1992 года Учреждение находилось в ведении Госкомоборонпрома России (позднее - Миноборонпром России).
С 1998г. по 21.08.2003 года полное наименование техникума - Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова. Учредитель - Министерство образования Российской Федерации.
В техникуме помимо музея авиации есть и Музей истории техникума , но о нем в другой раз. А сейчас мы с Настей поднимаемся по широкой лестнице к барельефу А.Д.Швецова

Отсюда начнется наша экскурсия по музею.
Аркадий Дмитриевич Швецов (1892—1953) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).
Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь — Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова, как интересно распорядилась судьба), а в 1921 году — Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).
Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».
В 1925—1926 годах под руководством Швецова был разработан 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.


Прежде чем отправиться дальше, предоставим слово Насте.
- Я от природы активный человек. Всегда за участие в различных интересных проектах.
Когда поступило предложение поучаствовать в проекте "Сводите девушку в музей" не раздумывая согласилась. Считаю, что молодежь должна ходить по музеям, интересоваться историей.
Почему пошла именно в авиационный музей?... Лично для меня это что то новое, неизведанное, если можно так сказать.

От барельефа А.Д.Швецова мы через запутанные коридоры, переходы и аудитории отправляемся в музей авиации где нас уже ждет Галина Олеговна с коллегами. Чай пить некогда, начинаем осматривать уникальные экспонаты в первом зале, посвященном авиации. Прямо у входа под потолком висит купол парашюта. Настя осматривает укладку запасного парашюта и держит в руках нож-стропорез

Пройдя мимо витрины с моделями самолетов времен Второй мировой войны обращаем внимание на антенну бортового радиолокатора РОЗ-1 самолета Ту-134. Именно этот самолет пилотировала Галина Олеговна.

Гермошлем, подаренный музею летчиками 764 ИАП (Большое Савино)

Модельки самолетов

Ой, кажется что-то отпало...

Двигатель ГТД-350 к вертолету Ми-2

Мощность двигателя 294 (394) кВт, а масса 139,5 кг. Два таких двигателя разгоняли вертолет Ми-2 до скорости 210 км/час и вертолет мог перевозить 10 пассажиров и одного пилота.

Навигационный приборы авиагоризонт и гирокомпас

Приемки полного давления и антенны различных самолетов

Тормозное колесо самолета Ан-24 в разрезе. Хорошо видна сложная система многорядных колодок

Ну а это один из самых интересных экспонатов - манекен одетый в высотный противоперегрузочный костюм и сидящий в катапультном кресле К-36 пилота истребителя МиГ-25

Ну как тут не пофотографироваться и не поразглядывать детали. Не в каждом музее есть такой экспонат


Не знаю зачем нужны такие цилиндры по бокам катапультного кресла (ограничители?) и что расположено в столь массивном подголовнике? Парашют?

Вспомогательная силовая установка к двигателю АИ-85

Судя по куртке это костюм пилота вертолета

А вот это костюм стюардессы Пермских авиалиний 80-х годов прошлого века. К нему мы еще вернемся

Легендарная швецовская "звездочка" - пятицилиндровый двигатель М-11 от По-2 (У-2).

Костюм пилота для полета в открытой кабине По-2.

Дата смерти:

Депутат ВС СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Двигатель Wright R-1820


В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820 . Для освоения и адаптации двигателя был создан завод № 19 в Перми , техническим директором и главным конструктором которого был назначен А. Д. Швецов, который в 1931-34 гг. был в командировке в США на заводе Curtiss-Wright. В 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор». Генерал-лейтенант (17.7.1948). В -1953 годах под руководством А. Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения, основанных на лицензии Wright R-1820:

  • АШ-2ТК - 28-цилиндровый, 4-х рядный мощностью 4000 л.с.
  • АШ-2К - комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4500 л.с.

Награды и премии

Память

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми . На родине конструктора, в городе Нижние Серги установлен памятник.

Напишите отзыв о статье "Швецов, Аркадий Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Грин Б. Генеральный конструктор А. Д. Швецов. - Пермь: Перм. кн. изд-во, 1964. - 104 с. - (Замечательные люди Прикамья).
  • Швецов Аркадий Дмитриевич // / под ред. М. М. Козлова . - М .: Советская энциклопедия , 1985. - С. 790. - 500 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Швецов, Аркадий Дмитриевич

По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

Источник фотографии — ОАО «Авиадвигатель»

А.Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми. Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л.с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Автор фотографии — VargaA

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр — вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.


Автор фотографии — Mike1979 Russia

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора. Двигатели Швецова официально «оформились» в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2… Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л.с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель — ярчайшая страница в истории отечественной авиации.


Автор фотографии — smirnov-prm

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А.Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц города.