Выставки и конкурсы в детском саду. Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс. Творческая выставка “Фейерверк фантиков”

Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.

Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.

Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >

В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.

"Тематические мини-выставки в детском саду"

Возрастная группа Осень Зима Весна
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
2-я младшая группа /адаптационный период/ Моя любимая игрушка Мы милашки-куклы неваляшки Матрешки Мы с мамой улыбаемся "Я - игрушка заводная"
Средняя группа Сувениры с моря Мишка косолапый Снегурочка Чайничек с крышечкой Миниатюрные кошечки Мой веселый звонкий мяч День семьи - выставка семейных фото
Старшая группа Диковинки с грядки/украшаем стол Интерактивная игрушка Колокольчики Елочка-красавица Игрушки из прошлого времени Шкатулочки Большое космическое путешествие Праздник Победы
Подготовительная группа Выставка Азбуки и букваря Морские диковинки Выставка часов Выставка снеговиков Выставка военной техники Выставка форфоровых кукол Выставка пасхольных яиц Наши деды - славные победы

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

Пригласительное письмо.

Здравствуй,

________________________________________!

Это, наверное, первое письмо, которое написано лично тебе.

И, несмотря на то, что читает его мама или папа, дедушка или бабушка, оно адресовано тебе.

«А от кого это письмо?» - удивляешься ты…

Давай познакомимся. Зовут меня Галина Васильевна.

Я - воспитательница. Люблю заниматься с маленькими детьми, вместе с ними играть, путешествовать по сказкам. Мне нравится учить с детьми стихи, решать весёлые и хитрые задачки, рисовать картинки и устраивать из них выставки для родителей.

Детский сад- это дом детей, дом радости и дружбы. Ты хочешь жить в этом доме? Приходи в мою группу! Я жду тебя! Я буду рада с тобой познакомиться!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Мы благодарим Вас за то, что Вы выбрали наш детский сад. Чтобы совместно с Вами спланировать работу группы, которую будет посещать Ваш ребёнок, мы приглашаем Вас на ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ , которое состоится

_________________________________________________________

ЖДЁМ ВАС!

Ваша Галина Васильевна


Приложение 3

Примерное содержание портфолио дошкольника.

Раздел Содержание
1. «Давайте познакомимся!» Фото. Фамилия, имя ребёнка, название группы. Высказывания и рисунки ребёнка на темы: «Я люблю», «Мне нравится», «Обожаю, когда…»
2. «Я расту» Антропометрические данные (в художественно – графическом решении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой» и т.д.
3. «Портрет моего ребёнка» Сочинение родителей о своём ребёнке.
4. «Я мечтаю…» Высказывания самого ребёнка на темы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Кем я буду, когда вырасту…» и т.д.
5. «Мои достижения» Грамоты, дипломы, медали и призы.
6. «Посоветуйте мне…» Лист рекомендаций по организации индивидуальной работы родителей с ребенком дома, который заполняется воспитателем и специалистами ДОУ.
7. «Вот что я могу!» Продукты творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки-самоделки).
8. «Устами младенца» Интересные высказывания детей.
9. «Спрашивайте, родители!» Вопросы родителей специалистам ДОУ и ответы на них.

Приложение 4

Информационного уголка для родителей.

Название рубрики Содержание
· «Новости группы» Информация о делах (настоящих или будущих), событиях.
· «Учимся играя» Сетка занятий.
· «Всё по порядку» Режим дня.
· «Приятного аппетита» Меню
· «Вкусные истории» Рецепты, предложенные воспитателем, родителями, медсестрой.
· «С днём рождения!» Поздравление именинников.
· «Карман приятных неожиданностей» Карман для небольших подарков имениннику.
· «Домашняя игротека» Описание игр, проводимых дома с родителями.
· «Это интересно» Материал по педагогике и психологии, «шпаргалки», заповеди для родителей. (Материал помещают воспитатель, психолог, специалисты ДОУ).
· «Объявление» Доска объявлений.
· «Будьте здоровы!» Информация медицинского характера, советы.
· «Наши растеряши» Коробка для забытых вещей.
· Визитка группы. Название группы, фото детей и воспитателей.
· Тетради «Пойте вместе с нами!», «Учите вместе с нами». Содержание стихов и песен для заучивания.
· Поздравительные папки –раскладушки. Поздравления с праздниками, приглашения на утренники.
· Уголок творчества детей. Работы детей в папках – файлах.
· «Родительская почта» Ящик для записок с вопросами, замечаниями и предложениями.
· «Наши родители советуют» Советы, информация от родителей.

Приложение 5

Обращения к родителям от имени детей.

Объявление.

Дорогие мамы и папы!

Мы так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло опять закончилось, а от туалетной бумаги скоро останутся одни воспоминания.

Выручайте срочно!

Ваши сыночки и дочки.

1. Благодарность.

Большое спасибо Вам, наши мамы и папы,

за яркий, весёлый новогодний праздник.

Ваши дети.

2. Домашнее задание-просьба.

Дорогие мамочки!

Занятия спортом нам очень нравятся, мы с удовольствием ходим на гимнастики, аэробику, физкультурные занятия. Наша спортивная форма просится в стирку. Давайте заберём её на выходные и вместе постираем. Да, напомните нам пожалуйста, чтобы мы принесли её в понедельник.

Ваши будущие чемпионы.

3. Информация о результатах…

Дорогие мамы и папы!

Сегодня у нас прошли «Осенние олимпийские игры».

Мы показали такие результаты:

Ждём ваших поздравлений.

Ваши дети.


Приложение 6

Приёмы активизации родителей на родительском собрании.

№ п/п Название приёма Содержание деятельности участников родительского собрания
1. «Шапка вопросов» Родители пишут записки-вопросы друг другу, кладут их в шапку, а потом поочерёдно их вытягивают и отвечают. Тематика вопросов может быть разной: - по теме собрания; - о жизни детей в детском саду; - о воспитании и развитии детей и др.
2. «Волшебная палочка» Родители отвечают на вопросы воспитателя поочерёдно, передавая палочку друг другу. Например, называют качества личности…
3. «Рассказ по картине» Предлагаю родителям придумать название детскому рисунку или составить рассказ на определённую тему.
4. «Слово-эстафета» Родители заканчивают начатые ведущей предложения.
5. Музыкальная пауза» Родители слушают аудиозаписи с высказываниями детей или их музыкальными выступлениями.
6. Участие детей Показ фрагмента занятия, выступления детей.
7. Практические задания Предлагаю родителям выполнить задание, аналогичное тому, которое выполняли их дети.
8. Проблемные ситуации Предлагаю обсудить жизненные ситуации, возникшие между детьми, между детьми и родителями, и найти пути их решения. Иногда предоставляю варианты решения.
9. Конкурс Например, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Кто дольше похвалит» (то есть, кто больше скажет слов-комплиментов для своего ребёнка).
10. «Окно» Сообщаю родителям очень короткие новости по теме собрания.
11. «Острое блюдо» Родители передают друг другу воздушный шар с вопросом. По сигналу останавливаются, и тот, у кого шар, отвечает.
12. «Устами младенца» Зачитываю интересные высказывания своих воспитанников из тетради «Говорят дети»
13. Организация выставок Организую выставки детских работ, педагогической литературы.
14. Выступления родителей Родители выступают с заранее подготовленными сообщениями (тематическими или из опыта воспитания и развития детей).

Приложение 7

Сценарий посиделок

«Мы за чаем не скучаем».

Цель : Создание условий для общения с родителями посредством совместной

творческой деятельности.

План :

1. Приветствие. (Самый распространённый напиток в мире – чай).

2. Сведения о чае и чаепитии. (Готовят сообщение родители).

3. Деление на 2 команды. (Придумывание названий команд, связанных с чаепитием).

Конкурсы:

· Назовите предметы, относящиеся к чаепитию.

· Отгадайте загадки о предметах чаепития:

Ø Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

Ø Белый камень во рту тает. (Сахар)

Ø Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый. (Хлеб)

Ø Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)

Ø Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Ø Закипит, исходит паром,

и свистит и пышет жаром,

крышкой брякает, стучит:

– Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

· Кто больше скажет названий чая.

· Угадай на вкус, из чего сварено варенье.

4. Подсчёт количества набранных баллов.

5. Награждение команд сладкими призами.

6. Чаепитие.

7. Минидискотека.


Приложение 8

Сценарий посиделок

«Блинный вечерок».

Цель: Создание условий для общения с родителями посредством совместной творческой деятельности.

Объявление.

С ____ по ____будет масленичная неделя, а это значит, что пора есть блины. Приглашаем Вас, дорогие наши родители, на «Блинный вечерок», который состоится ________________.

В программе:

· «Коротко о масленице»;

· Стихи, загадки, пословицы о масленице;

· Угощение блинами, приготовленными Вашими детьми;

· Обмен рецептами приготовления блинов.

Ждём Вас!

Начало __________

План:

С _____по_____ неделя не простая, идёт неделя масленичная.

Здравствуй, сударыня Масленица!

Будем Масленицу величать,

Да блинами угощать!

Будем Масленицу хвалить,

Да на саночках возить!

Что такое Масленица? (вопрос к детям, родителям)

Масленица – самый удалой и весёлый весенний праздник. Он пришёл к нам из далёкой старины. Это время, когда зиму провожают, а весну встречают.

Сколько пословиц создал русский народ про Масленицу. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них. (Задание для родителей и детей).

Ребёнок читает пословицы о Масленице.

В масленицу у каждого дня недели было своё название:

Понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Широкий четверг», пятница – «Тёщины вечёрки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Развесёлая Масленица». (Дать краткую информацию о каждом дне, привлечь родителей к рассказу).

В воскресенье катались на горках, играли в снежные городки и крепости, жгли костры. Люди должны были обязательно поваляться, считалось, что земля передаёт свою силу.

Мы с Вами тоже будем зиму провожать (дети читают стихи о Масленице).

Угадайте, какое самое главное угощение на Масленицу? (дети загадывают загадки о блинах).

Сегодня ребята испекли для всех блины и оладьи с начинками. Приглашаем всех попробовать наше угощенье!

Обмен рецептами приготовления блинов.


Приложение 9

Примерная тематика выставок.


Приложение 10

Сводная таблица

результатов анкетирования родителей

младшей группы (2008 г.)

Воспитатель: Кренева Галина Васильевна.

Цель анкетирования – выявление оценки и уровня удовлетворённости родителей процессом и результатами сотрудничества с воспитателем.

Вопросы и варианты ответов Результаты
Кол-во выбо-ров Сумма баллов
1. Довольны ли Вы отношениями, сложившимися у Вашего ребёнка с воспитателем: А) очень доволен Б) доволен В) не совсем доволен Г) недоволен - -
2. Довольны ли Вы Вашими отношениями с воспитателем: А) очень доволен Б) доволен В) не совсем доволен г) недоволен - -
3. Считаете ли Вы, что оценка знаний, поступков и поведения Вашего ребенка воспитателем объективна и справедлива: А) да, это так Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) нет, воспитатель часто бывает несправедлив к ребёнку - -
4. Бывало ли так, что Вам хотелось поговорить с воспитателем о проблемах, связанных с ребенком, но это почему-то не получалось: А) нет, всегда могу спокойно обратиться к воспитателю Б) нет, мне достаточно родительских собраний В) да, было 1 или 2 раза Г) да, и довольно часто - -
5. Чувствуете ли Вы воспитателя своим помощником в деле воспитания Вашего ребенка: А) безусловно, да Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) безусловно, нет - - -
6. Чувствуете ли Вы себя помощником воспитателя в деле воспитания Вашего ребенка: А) безусловно, да Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) безусловно, нет
7. Охотно ли Вы идете в детский сад на родительское собрание: А) да, охотно Б) не всегда охотно В) всегда неохотно Г) стараюсь избегать посещения родительских собраний - - -
Баллов всего:

Творческая выставка совместного творчества детей и родителей “Чудеса с обычной грядки”

Выставка получилась очень “богатой”.

Состоялась выставка группы “Дошколята”

“Аппликации из листьев”

В рамках месячника ОБЖ прошла выставка совместного творчества “Мой весёлый светофор”

Огромное спасибо всем участникам выставки!!!

2017-2018 уч.год.

В рамках недели дружбы с природой в детском саду прошла выставка совместного творчества “Пёстрый мир насекомых”

Огромное спасибо всем участникам выставки!

Выставка детских рисунков “Моя семья”




Творческая выставка “Фейерверк фантиков”

С 23 апреля в детском саду проходит творческая выставка “Фейерверк фантиков”

Вот такая замечательная выставка у нас получилась.А сколько много интересного можно смастерить из обычного фантика, в этом мы убедились сами. Большое спасибо всем участникам выставки!!!

Выставка, посвящённая Дню космонавтики

Ребята группы “Полянка” сделали из лего-конструктора ракеты, космические корабли,

а ребята группы “Дошколята” делали из лего-конструктора – инопланетян.

Творческая выставка “Папа может всё, что угодно”

С 19.02.2018 в детском саду проходит творческая выставка “Папа может все, что угодно”.

Цель выставки: развитие всех видов декоративно-прикладного творчества среди детей и отцов и повышения роли отца в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

  • развитие творческого потенциала путем вовлечения детей и отцов в активную творческую деятельность;
  • создание условий для самореализации детей и отцов, развитие у них декоративно-прикладных навыков, творческого мышления.

Дорогие наши папы, огромное Вам спасибо, за участие в творческой выставке, вы действительно можете всё, что угодно!

Творческая выставка ЭКО-ЁЛКА”

В преддверии Нового года и окончания года Экологии в детском саду прошла творческая выставка “Эко-ёлка” с целью привлечь внимания к охране ёлок, ведь какие интересные ёлки можно сделать из подручных материалов, мы убедились в этом сами.



Выставка “Мамины руки не знают скуки”

У мамы, как солнышко, теплые руки,

Так нежно умеют они приласкать,

Излечат от боли, избавят от скуки,

В любую минуту готовы обнять.

Мамины руки – добрые, нежные, ласковые. Сколько дел у них и забот в повседневной жизни! И при этом наши мамы не перестают нас удивлять своими творческими идеями. В нашем детском саду в канун “Дня матери” была организована выставка «Мамины руки не знают скуки», где были представлены работы, выполненные в различной технике (вышивка, живопись, работа с бумагой, вязание, кулинарные шедевры).

Цель выставки: укрепление детско-родительских отношений, воспитание эмоциональной сферы ребёнка, воспитание уважения к маминому труду.

Мы благодарны нашим мамам за инициативность, активное участие в жизни детского сада!!!

В рамках проекта “Добрых рук мастерство” в детском саду прошла выставка

“Творчество наших сотрудников”

Выставка детских рисунков “Мой любимый сотрудник детского сада”

посвящённая Дню дошкольного работника

Выставка совместного творчества детей и родителей “Осенний букет”

Большое спасибо, всем участникам выставки, вы у нас самые творческие и самые талантливые!

2016-2017 уч.год.

Выставка картин – вышивок “Как прекрасен этот мир”

В рамках проекта “Добрых рук мастерство” в детском саду прошла выставка картин-вышивок сотрудницы детского сада Мамзелевой Х.А.

Весенняя выставка совместного творчества детей и родителей “Цветущая весна”

Большое спасибо всем участникам, выставка получилась действительно весенняя и “цветущая”.


Выставка, приуроченная к Новому году,

“Рукавичка деда Мороза”

В канун Нового года мы объявили смотр-выставку «Рукавичка Деда Мороза» и предложили родителям и детям пофантазировать на тему сказки «Рукавичка», переделав её в сказку

« Рукавичка Деда Мороза».

Можно было вместе с детьми придумать: где потерял Дед Мороз свою рукавичку, кто в ней поселился, или что с ней произошло интересного, кто помог отыскать рукавичку Морозу, а затем изготовить рукавичку Деда Мороза так, как вы ее себе представляете из любых материалов. И вот что получилось!



Выставка детских творческих работ “Мама, мамочка, мамуля”

Выставка детских творческих работ “Край любимый и родной нет тебя красивей”





План.

  1. Понятие «экспозиция».
  2. Виды выставок, организуемых в ДОУ.
  3. Оформление выставок.
  4. Методика организации выставки детских работ.

Вопрос.

В искусствоведении выделяют понятие экспозиция.

Экспозиция (в переводе с лат. – выставление напоказ, изложение) – это размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений.

Экспозиции бывают постоянные и временные .

Цель и той и другой – дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения их художественной и научной ценности.

Экспозиция может быть построена свободно или с учетом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях экспозиция обеспечивается специальным оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов, а также развернутыми пояснениями – экспликациями (истолкование, объяснение – сжатая информация о произведениях, принципах экспозиции ).

Вопрос.

В ДОУ широко организуются художественные выставки детских работ, которыми завершаются занятия по изобразительной деятельности. И принимают в них участие все без исключения дети. Выставки изделий детей имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть приурочены к праздничным и юбилейным датам , отчетные – по итогам учебного года (куда отбираются лучшие работы детей), постоянные и даже однодневные .

Выставки могут быть свободными и тематическими , организованными:

По видам изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладные изделия) и соответственно:

По видам детских работ (рисование красками, лепка, прикладные рукоделия);

По жанрам искусства и детской деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжет и т.д.).

Обычно такие выставки имеют смешанный характер по содержанию и экспозиции работ.

Вопрос.

Грамотная экспозиция поможет ребенку сравнивать, замечать в работах «за и против» и увидеть главное.

Успех выставки зависит от:

Характера работ;

Количества работ;

Размера работ;

Особенностей архитектуры и кубатуры помещения;

Освещения и окраски фоновых стен, являющихся для рисунков своеобразным «паспарту».

Интересно и полезно сочетать детские работы с произведениями мастеров.

Также полезно комплектовать выставки детей художественной фотографией, аранжировками из природного материала, работами детского дизайн – рукоделия, изделиями художественной промышленности. Это развивает культуру восприятия ребенка.

Если в галереях устраиваются «музеи одной картины» с выделением стены или зала, то в детском саду такой прием относится, вероятнее, к большим, самостоятельного значения коллективным работам детей (декоративные композиции фриза, панно в техниках аппликативного коллажа, росписей), которые украшают интерьер к праздникам (вестибюль, зал, групповая комната).

Организация тематических мини-выставок в группе позволяет воспитателям успешно решать ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Эту неисчерпаемую информацию можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.

Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.

Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >

В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.

"Тематические мини-выставки в детском саду"

Возрастная группа Осень Зима Весна
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
2-я младшая группа /адаптационный период/ Моя любимая игрушка Мы милашки-куклы неваляшки Матрешки Мы с мамой улыбаемся "Я - игрушка заводная"
Средняя группа Сувениры с моря Мишка косолапый Снегурочка Чайничек с крышечкой Миниатюрные кошечки Мой веселый звонкий мяч День семьи - выставка семейных фото
Старшая группа Диковинки с грядки/украшаем стол Интерактивная игрушка Колокольчики Елочка-красавица Игрушки из прошлого времени Шкатулочки Большое космическое путешествие Праздник Победы
Подготовительная группа Выставка Азбуки и букваря Морские диковинки Выставка часов Выставка снеговиков Выставка военной техники Выставка форфоровых кукол Выставка пасхольных яиц Наши деды - славные победы

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.
Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
| организация | организация работы | мини | мини игры | выставок | выставки 2011 | группе | группы песен | детского | детский сад | сада | детский | Страничка методиста | Организация мини выставок в группе детского сада Детский сад