Выставки и конкурсы в детском саду. Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс. Творческая выставка “Фейерверк фантиков”
Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.
Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.
Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.
А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.
Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм
Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>
В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >
Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >
Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >
Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >
Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >
Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.
Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >
В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.
"Тематические мини-выставки в детском саду"
Возрастная группа | Осень | Зима | Весна | ||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
2-я младшая группа | /адаптационный период/ | Моя любимая игрушка | Мы милашки-куклы неваляшки | Матрешки | Мы с мамой улыбаемся | "Я - игрушка заводная" | |||
Средняя группа | Сувениры с моря | Мишка косолапый | Снегурочка | Чайничек с крышечкой | Миниатюрные кошечки | Мой веселый звонкий мяч | День семьи - выставка семейных фото | ||
Старшая группа | Диковинки с грядки/украшаем стол | Интерактивная игрушка | Колокольчики | Елочка-красавица | Игрушки из прошлого времени | Шкатулочки | Большое космическое путешествие | Праздник Победы | |
Подготовительная группа | Выставка Азбуки и букваря | Морские диковинки | Выставка часов | Выставка снеговиков | Выставка военной техники | Выставка форфоровых кукол | Выставка пасхольных яиц | Наши деды - славные победы |
Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.
Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.
Пригласительное письмо.
Здравствуй,
________________________________________!
Это, наверное, первое письмо, которое написано лично тебе.
И, несмотря на то, что читает его мама или папа, дедушка или бабушка, оно адресовано тебе.
«А от кого это письмо?» - удивляешься ты…
Давай познакомимся. Зовут меня Галина Васильевна.
Я - воспитательница. Люблю заниматься с маленькими детьми, вместе с ними играть, путешествовать по сказкам. Мне нравится учить с детьми стихи, решать весёлые и хитрые задачки, рисовать картинки и устраивать из них выставки для родителей.
Детский сад- это дом детей, дом радости и дружбы. Ты хочешь жить в этом доме? Приходи в мою группу! Я жду тебя! Я буду рада с тобой познакомиться!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Мы благодарим Вас за то, что Вы выбрали наш детский сад. Чтобы совместно с Вами спланировать работу группы, которую будет посещать Ваш ребёнок, мы приглашаем Вас на ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ , которое состоится
_________________________________________________________
ЖДЁМ ВАС!
Ваша Галина Васильевна
Приложение 3
Примерное содержание портфолио дошкольника.
№ | Раздел | Содержание |
1. | «Давайте познакомимся!» | Фото. Фамилия, имя ребёнка, название группы. Высказывания и рисунки ребёнка на темы: «Я люблю», «Мне нравится», «Обожаю, когда…» |
2. | «Я расту» | Антропометрические данные (в художественно – графическом решении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой» и т.д. |
3. | «Портрет моего ребёнка» | Сочинение родителей о своём ребёнке. |
4. | «Я мечтаю…» | Высказывания самого ребёнка на темы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Кем я буду, когда вырасту…» и т.д. |
5. | «Мои достижения» | Грамоты, дипломы, медали и призы. |
6. | «Посоветуйте мне…» | Лист рекомендаций по организации индивидуальной работы родителей с ребенком дома, который заполняется воспитателем и специалистами ДОУ. |
7. | «Вот что я могу!» | Продукты творчества ребёнка (рисунки, рассказы, книжки-самоделки). |
8. | «Устами младенца» | Интересные высказывания детей. |
9. | «Спрашивайте, родители!» | Вопросы родителей специалистам ДОУ и ответы на них. |
Приложение 4
Информационного уголка для родителей.
Название рубрики | Содержание |
· «Новости группы» | Информация о делах (настоящих или будущих), событиях. |
· «Учимся играя» | Сетка занятий. |
· «Всё по порядку» | Режим дня. |
· «Приятного аппетита» | Меню |
· «Вкусные истории» | Рецепты, предложенные воспитателем, родителями, медсестрой. |
· «С днём рождения!» | Поздравление именинников. |
· «Карман приятных неожиданностей» | Карман для небольших подарков имениннику. |
· «Домашняя игротека» | Описание игр, проводимых дома с родителями. |
· «Это интересно» | Материал по педагогике и психологии, «шпаргалки», заповеди для родителей. (Материал помещают воспитатель, психолог, специалисты ДОУ). |
· «Объявление» | Доска объявлений. |
· «Будьте здоровы!» | Информация медицинского характера, советы. |
· «Наши растеряши» | Коробка для забытых вещей. |
· Визитка группы. | Название группы, фото детей и воспитателей. |
· Тетради «Пойте вместе с нами!», «Учите вместе с нами». | Содержание стихов и песен для заучивания. |
· Поздравительные папки –раскладушки. | Поздравления с праздниками, приглашения на утренники. |
· Уголок творчества детей. | Работы детей в папках – файлах. |
· «Родительская почта» | Ящик для записок с вопросами, замечаниями и предложениями. |
· «Наши родители советуют» | Советы, информация от родителей. |
Приложение 5
Обращения к родителям от имени детей.
Объявление.
Дорогие мамы и папы!
Мы так стараемся быть аккуратными, что душистое мыло опять закончилось, а от туалетной бумаги скоро останутся одни воспоминания.
Выручайте срочно!
Ваши сыночки и дочки.
1. Благодарность.
Большое спасибо Вам, наши мамы и папы,
за яркий, весёлый новогодний праздник.
Ваши дети.
2. Домашнее задание-просьба.
Дорогие мамочки!
Занятия спортом нам очень нравятся, мы с удовольствием ходим на гимнастики, аэробику, физкультурные занятия. Наша спортивная форма просится в стирку. Давайте заберём её на выходные и вместе постираем. Да, напомните нам пожалуйста, чтобы мы принесли её в понедельник.
Ваши будущие чемпионы.
3. Информация о результатах…
Дорогие мамы и папы!
Сегодня у нас прошли «Осенние олимпийские игры».
Мы показали такие результаты:
Ждём ваших поздравлений.
Ваши дети.
Приложение 6
Приёмы активизации родителей на родительском собрании.
№ п/п | Название приёма | Содержание деятельности участников родительского собрания |
1. | «Шапка вопросов» | Родители пишут записки-вопросы друг другу, кладут их в шапку, а потом поочерёдно их вытягивают и отвечают. Тематика вопросов может быть разной: - по теме собрания; - о жизни детей в детском саду; - о воспитании и развитии детей и др. |
2. | «Волшебная палочка» | Родители отвечают на вопросы воспитателя поочерёдно, передавая палочку друг другу. Например, называют качества личности… |
3. | «Рассказ по картине» | Предлагаю родителям придумать название детскому рисунку или составить рассказ на определённую тему. |
4. | «Слово-эстафета» | Родители заканчивают начатые ведущей предложения. |
5. | Музыкальная пауза» | Родители слушают аудиозаписи с высказываниями детей или их музыкальными выступлениями. |
6. | Участие детей | Показ фрагмента занятия, выступления детей. |
7. | Практические задания | Предлагаю родителям выполнить задание, аналогичное тому, которое выполняли их дети. |
8. | Проблемные ситуации | Предлагаю обсудить жизненные ситуации, возникшие между детьми, между детьми и родителями, и найти пути их решения. Иногда предоставляю варианты решения. |
9. | Конкурс | Например, предлагаю поучаствовать в конкурсе «Кто дольше похвалит» (то есть, кто больше скажет слов-комплиментов для своего ребёнка). |
10. | «Окно» | Сообщаю родителям очень короткие новости по теме собрания. |
11. | «Острое блюдо» | Родители передают друг другу воздушный шар с вопросом. По сигналу останавливаются, и тот, у кого шар, отвечает. |
12. | «Устами младенца» | Зачитываю интересные высказывания своих воспитанников из тетради «Говорят дети» |
13. | Организация выставок | Организую выставки детских работ, педагогической литературы. |
14. | Выступления родителей | Родители выступают с заранее подготовленными сообщениями (тематическими или из опыта воспитания и развития детей). |
Приложение 7
Сценарий посиделок
«Мы за чаем не скучаем».
Цель : Создание условий для общения с родителями посредством совместной
творческой деятельности.
План :
1. Приветствие. (Самый распространённый напиток в мире – чай).
2. Сведения о чае и чаепитии. (Готовят сообщение родители).
3. Деление на 2 команды. (Придумывание названий команд, связанных с чаепитием).
Конкурсы:
· Назовите предметы, относящиеся к чаепитию.
· Отгадайте загадки о предметах чаепития:
Ø Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
Ø Белый камень во рту тает. (Сахар)
Ø Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый. (Хлеб)
Ø Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко)
Ø Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Ø Закипит, исходит паром,
и свистит и пышет жаром,
крышкой брякает, стучит:
– Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)
· Кто больше скажет названий чая.
· Угадай на вкус, из чего сварено варенье.
4. Подсчёт количества набранных баллов.
5. Награждение команд сладкими призами.
6. Чаепитие.
7. Минидискотека.
Приложение 8
Сценарий посиделок
«Блинный вечерок».
Цель: Создание условий для общения с родителями посредством совместной творческой деятельности.
Объявление.
С ____ по ____будет масленичная неделя, а это значит, что пора есть блины. Приглашаем Вас, дорогие наши родители, на «Блинный вечерок», который состоится ________________.
В программе:
· «Коротко о масленице»;
· Стихи, загадки, пословицы о масленице;
· Угощение блинами, приготовленными Вашими детьми;
· Обмен рецептами приготовления блинов.
Ждём Вас!
Начало __________
План:
С _____по_____ неделя не простая, идёт неделя масленичная.
Здравствуй, сударыня Масленица!
Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Что такое Масленица? (вопрос к детям, родителям)
Масленица – самый удалой и весёлый весенний праздник. Он пришёл к нам из далёкой старины. Это время, когда зиму провожают, а весну встречают.
Сколько пословиц создал русский народ про Масленицу. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них. (Задание для родителей и детей).
Ребёнок читает пословицы о Масленице.
В масленицу у каждого дня недели было своё название:
Понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Широкий четверг», пятница – «Тёщины вечёрки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Развесёлая Масленица». (Дать краткую информацию о каждом дне, привлечь родителей к рассказу).
В воскресенье катались на горках, играли в снежные городки и крепости, жгли костры. Люди должны были обязательно поваляться, считалось, что земля передаёт свою силу.
Мы с Вами тоже будем зиму провожать (дети читают стихи о Масленице).
Угадайте, какое самое главное угощение на Масленицу? (дети загадывают загадки о блинах).
Сегодня ребята испекли для всех блины и оладьи с начинками. Приглашаем всех попробовать наше угощенье!
Обмен рецептами приготовления блинов.
Приложение 9
Примерная тематика выставок.
Приложение 10
Сводная таблица
результатов анкетирования родителей
младшей группы (2008 г.)
Воспитатель: Кренева Галина Васильевна.
Цель анкетирования – выявление оценки и уровня удовлетворённости родителей процессом и результатами сотрудничества с воспитателем.
Вопросы и варианты ответов | Результаты | |
Кол-во выбо-ров | Сумма баллов | |
1. Довольны ли Вы отношениями, сложившимися у Вашего ребёнка с воспитателем: А) очень доволен Б) доволен В) не совсем доволен Г) недоволен | - - | |
2. Довольны ли Вы Вашими отношениями с воспитателем: А) очень доволен Б) доволен В) не совсем доволен г) недоволен | - - | |
3. Считаете ли Вы, что оценка знаний, поступков и поведения Вашего ребенка воспитателем объективна и справедлива: А) да, это так Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) нет, воспитатель часто бывает несправедлив к ребёнку | - - | |
4. Бывало ли так, что Вам хотелось поговорить с воспитателем о проблемах, связанных с ребенком, но это почему-то не получалось: А) нет, всегда могу спокойно обратиться к воспитателю Б) нет, мне достаточно родительских собраний В) да, было 1 или 2 раза Г) да, и довольно часто | - - | |
5. Чувствуете ли Вы воспитателя своим помощником в деле воспитания Вашего ребенка: А) безусловно, да Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) безусловно, нет | - - - | |
6. Чувствуете ли Вы себя помощником воспитателя в деле воспитания Вашего ребенка: А) безусловно, да Б) пожалуй, да В) пожалуй, нет Г) безусловно, нет | ||
7. Охотно ли Вы идете в детский сад на родительское собрание: А) да, охотно Б) не всегда охотно В) всегда неохотно Г) стараюсь избегать посещения родительских собраний | - - - | |
Баллов всего: |
Творческая выставка совместного творчества детей и родителей “Чудеса с обычной грядки”
Выставка получилась очень “богатой”.
Состоялась выставка группы “Дошколята”
“Аппликации из листьев”
В рамках месячника ОБЖ прошла выставка совместного творчества “Мой весёлый светофор”
Огромное спасибо всем участникам выставки!!!
2017-2018 уч.год.
В рамках недели дружбы с природой в детском саду прошла выставка совместного творчества “Пёстрый мир насекомых”
Огромное спасибо всем участникам выставки!
Выставка детских рисунков “Моя семья”
Творческая выставка “Фейерверк фантиков”
С 23 апреля в детском саду проходит творческая выставка “Фейерверк фантиков”
Вот такая замечательная выставка у нас получилась.А сколько много интересного можно смастерить из обычного фантика, в этом мы убедились сами. Большое спасибо всем участникам выставки!!!
Выставка, посвящённая Дню космонавтики
Ребята группы “Полянка” сделали из лего-конструктора ракеты, космические корабли,
а ребята группы “Дошколята” делали из лего-конструктора – инопланетян.
Творческая выставка “Папа может всё, что угодно”
С 19.02.2018 в детском саду проходит творческая выставка “Папа может все, что угодно”.
Цель выставки: развитие всех видов декоративно-прикладного творчества среди детей и отцов и повышения роли отца в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
- развитие творческого потенциала путем вовлечения детей и отцов в активную творческую деятельность;
- создание условий для самореализации детей и отцов, развитие у них декоративно-прикладных навыков, творческого мышления.
Дорогие наши папы, огромное Вам спасибо, за участие в творческой выставке, вы действительно можете всё, что угодно!
Творческая выставка ЭКО-ЁЛКА”
В преддверии Нового года и окончания года Экологии в детском саду прошла творческая выставка “Эко-ёлка” с целью привлечь внимания к охране ёлок, ведь какие интересные ёлки можно сделать из подручных материалов, мы убедились в этом сами.
Выставка “Мамины руки не знают скуки”
У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Мамины руки – добрые, нежные, ласковые. Сколько дел у них и забот в повседневной жизни! И при этом наши мамы не перестают нас удивлять своими творческими идеями. В нашем детском саду в канун “Дня матери” была организована выставка «Мамины руки не знают скуки», где были представлены работы, выполненные в различной технике (вышивка, живопись, работа с бумагой, вязание, кулинарные шедевры).
Цель выставки: укрепление детско-родительских отношений, воспитание эмоциональной сферы ребёнка, воспитание уважения к маминому труду.
Мы благодарны нашим мамам за инициативность, активное участие в жизни детского сада!!!
В рамках проекта “Добрых рук мастерство” в детском саду прошла выставка
“Творчество наших сотрудников”
Выставка детских рисунков “Мой любимый сотрудник детского сада”
посвящённая Дню дошкольного работника
Выставка совместного творчества детей и родителей “Осенний букет”
Большое спасибо, всем участникам выставки, вы у нас самые творческие и самые талантливые!
2016-2017 уч.год.
Выставка картин – вышивок “Как прекрасен этот мир”
В рамках проекта “Добрых рук мастерство” в детском саду прошла выставка картин-вышивок сотрудницы детского сада Мамзелевой Х.А.
Весенняя выставка совместного творчества детей и родителей “Цветущая весна”
Большое спасибо всем участникам, выставка получилась действительно весенняя и “цветущая”.
Выставка, приуроченная к Новому году,
“Рукавичка деда Мороза”
В канун Нового года мы объявили смотр-выставку «Рукавичка Деда Мороза» и предложили родителям и детям пофантазировать на тему сказки «Рукавичка», переделав её в сказку
« Рукавичка Деда Мороза».
Можно было вместе с детьми придумать: где потерял Дед Мороз свою рукавичку, кто в ней поселился, или что с ней произошло интересного, кто помог отыскать рукавичку Морозу, а затем изготовить рукавичку Деда Мороза так, как вы ее себе представляете из любых материалов. И вот что получилось!
Выставка детских творческих работ “Мама, мамочка, мамуля”
Выставка детских творческих работ “Край любимый и родной нет тебя красивей”
План.
- Понятие «экспозиция».
- Виды выставок, организуемых в ДОУ.
- Оформление выставок.
- Методика организации выставки детских работ.
Вопрос.
В искусствоведении выделяют понятие экспозиция.
Экспозиция (в переводе с лат. – выставление напоказ, изложение) – это размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений.
Экспозиции бывают постоянные и временные .
Цель и той и другой – дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения их художественной и научной ценности.
Экспозиция может быть построена свободно или с учетом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях экспозиция обеспечивается специальным оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов, а также развернутыми пояснениями – экспликациями (истолкование, объяснение – сжатая информация о произведениях, принципах экспозиции ).
Вопрос.
В ДОУ широко организуются художественные выставки детских работ, которыми завершаются занятия по изобразительной деятельности. И принимают в них участие все без исключения дети. Выставки изделий детей имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть приурочены к праздничным и юбилейным датам , отчетные – по итогам учебного года (куда отбираются лучшие работы детей), постоянные и даже однодневные .
Выставки могут быть свободными и тематическими , организованными:
По видам изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладные изделия) и соответственно:
По видам детских работ (рисование красками, лепка, прикладные рукоделия);
По жанрам искусства и детской деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжет и т.д.).
Обычно такие выставки имеют смешанный характер по содержанию и экспозиции работ.
Вопрос.
Грамотная экспозиция поможет ребенку сравнивать, замечать в работах «за и против» и увидеть главное.
Успех выставки зависит от:
Характера работ;
Количества работ;
Размера работ;
Особенностей архитектуры и кубатуры помещения;
Освещения и окраски фоновых стен, являющихся для рисунков своеобразным «паспарту».
Интересно и полезно сочетать детские работы с произведениями мастеров.
Также полезно комплектовать выставки детей художественной фотографией, аранжировками из природного материала, работами детского дизайн – рукоделия, изделиями художественной промышленности. Это развивает культуру восприятия ребенка.
Если в галереях устраиваются «музеи одной картины» с выделением стены или зала, то в детском саду такой прием относится, вероятнее, к большим, самостоятельного значения коллективным работам детей (декоративные композиции фриза, панно в техниках аппликативного коллажа, росписей), которые украшают интерьер к праздникам (вестибюль, зал, групповая комната).
Организация тематических мини-выставок в группе позволяет воспитателям успешно решать ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Эту неисчерпаемую информацию можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Идея создания мини-выставки в группе возникла по нескольким причинам. Во-первых, такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей. Во- вторых - мой собственный детский опыт собирания коллекций и семейные традиции родителей в этом направлении. Сначала я увлекалась коллекционированием марок, календариков и открыток с изображениями животных. Отец занимался сбором макета мини -железной дороги. Его отец коллекционировал почтовые марки и почтовые открытки. Младшая сестра собирала в коллекцию разнообразные природные камушки. Одно время набралась коллекция разных поросят - керамических, мягких, резиновых, затем появилась коллекция открыток разных городов России (она пополняется и по сей день), коллекция пасхальных яиц появилась из-за увлечения бисероплетением.
Выход нашелся в моей профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Организация тематических выставок в группе позволила одновременно решить несколько этих задач. Прежде всего, в отношении организации взаимодействия с семьями воспитанников - никто не остался равнодушным или пассивным в сборе экспонатов к тематическим выставкам, каждый ребенок и его родитель нашли дома тот предмет, которым можно пополнить вставку.
Другая задача - познавательно-образовательная. Ведь первые попытки классифицирования обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с предметным миром.
А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.
Первую тематическая выставка была организована в сентябре в подготовительной группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили уголок "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм
Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах. Приближался Новый год: смена осеннего периода на зимний - смена времен года: время:! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинный часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время. <Рисунок 1>
В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик. <Рисунок 2 >
Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам были проведены разные формы организации детской деятельности. <Рисунок 3 >
Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект. <Рисунок 4 >
Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком их выращенных овощей причудливой формы какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортилу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников! <Рисунок 5 >
Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным. <Рисунок 6 >
Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, вручить им "напоминалочки" - брошюры с пояснениями и разъяснениями, с иллюстративным материалом, критериями участия и т.п., в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимые действия родителей. После завершения действия экспозиции необходимо вниманию родителей предоставить фото- отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Неплохо было бы завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах.
Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарки на масленичной недели, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет. <Рисунок 7 >
В результате такой творческо-практической деятельности в моей практике сложилась система по организации тематических мини-выставок в группах детского сада, которая нашла свое отражение в таблице "Тематические мини-выставки в детском саду". При планировании использовались принципы музейной педагогики: наглядность;учет возрастных особенностей;принцип активности в усвоении, усвоение через опыт ребенка.
"Тематические мини-выставки в детском саду"
Возрастная группа | Осень | Зима | Весна | ||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |
2-я младшая группа | /адаптационный период/ | Моя любимая игрушка | Мы милашки-куклы неваляшки | Матрешки | Мы с мамой улыбаемся | "Я - игрушка заводная" | |||
Средняя группа | Сувениры с моря | Мишка косолапый | Снегурочка | Чайничек с крышечкой | Миниатюрные кошечки | Мой веселый звонкий мяч | День семьи - выставка семейных фото | ||
Старшая группа | Диковинки с грядки/украшаем стол | Интерактивная игрушка | Колокольчики | Елочка-красавица | Игрушки из прошлого времени | Шкатулочки | Большое космическое путешествие | Праздник Победы | |
Подготовительная группа | Выставка Азбуки и букваря | Морские диковинки | Выставка часов | Выставка снеговиков | Выставка военной техники | Выставка форфоровых кукол | Выставка пасхольных яиц | Наши деды - славные победы |
Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой
- всем прекрасным, чем только сможем, по
возможности познакомить детей с предметным
миром, воспитывать у них интерес к миру
предметов.
Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
| организация
| организация работы
| мини
| мини игры
| выставок
| выставки 2011
| группе
| группы песен
| детского
| детский сад
| сада
| детский
| Страничка методиста
| Организация мини выставок в группе детского сада Детский сад