Должностная инструкция ведущего экономиста. Должностная инструкция ведущего экономиста по планированию Методические материалы по планированию

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АСОУ
2012

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях выполнения госзадания ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» по научнометодическому обеспечению процедур лицензирования и аккредитации ОУ Московской области на основе многолетнего практического опыта экспертизы рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области во время проведения
государственной аккредитации. Методические рекомендации адресованы слушателям
курсов повышения квалификации по программе «Экспертиза деятельности общеобразовательных учреждений при лицензировании и аккредитации», а также могут использоваться учителями при составлении рабочих программ, администрацией общеобразовательных учреждений при осуществлении внутришкольного контроля и для
подготовки к государственной аккредитации, экспертами в области проведения государственной аккредитации и контроля качества образования.
Р е д а к ц и о н н ы й с о в е т:
Л.Н. Антонова - председатель,
А.И. Салов, Л.Н. Суздальцева, Т.Т. Романова
Шмагина А.В.,
Солдатов В.Ф.,
Фоменко И.А., 2012
АСОУ, 2012

1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образо вания обеспечивают реализацию федерального государственного образова тельного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Из вышеприведенных положений Закона РФ «Об образовании» следует,
что рабочие программы являются, во-первых, одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения и, вовторых, средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенным для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана. Рабочие программы также составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана.

Таким образом, рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. Именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.
Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:
1) наличие признаков нормативного документа;
2) учет основных положений образовательной программы общеобразова-
тельного учреждения;
3) системность и целостность содержания образования;
4) последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов со-
держания курса;
5) учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана
общеобразовательного учреждения;
6) конкретность и однозначность представления элементов содержания
образования.

Виды рабочих программ

  1. Предметы инвариантной части учебного плана
  2. Предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов
  3. вариативной части в соответствии с особенностями образователь-
  4. ного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (мис-
  5. сия, цели, задачи и др.)
  6. Элективные курсы
  7. Факультативные курсы
  8. Предметные кружки
  9. Рабочие программы
  10. Кружки, объединения, секции дополнительного образования

2. Рабочие программы по учебным предметам,
входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы. Примерная программа - это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях. Разработка примерных
учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст.28 Закона РФ «Об образовании»).
Примерные программы выполняют две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в достижение общих целей образования.
Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационнопланирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных арактеристик содержания обучения на каждом этапе.
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы, разработанные в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов и разработанные в 2004 г., размещены на официальном сайте Минобрнауки России -
http://www.mon.gov.ru/; примерные программы, подготовленные в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования изданы отдельными брошюрами издательством «Просвещение».)
К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся:
1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа - это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.
Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.
Обращаем внимание на то, что в рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования издательством «Просвещение» изданы сборники рабочих программ по предметам. Содержащиеся в этих сборниках программы составлены, как правило, авторами учебников и также являются авторскими;

2. Программы, составленные учителем или коллективом учителей.
В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:
авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом-ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ);
примерные программы и материалы авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);
примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно:

расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы;
устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов,
предметных кружков и других объединений дополнительного образования

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, могут разраба-тываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов.

Такими материалами могут быть:
программы учреждений начального и среднего профессионального образования;
программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей;
авторские программы факультативных, элективных курсов, подготовленные другими педагогами, опубликованные в методических изданиях;
справочная и методическая литература;
другие информационные источники.

Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания, не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования, и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

4. Структура рабочей программы
Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • основное содержание;
  • требования к уровню подготовки обучающихся (в соответствии с новыми ФГОС - требования к планируемым результатам изучения программы);
  • календарно-тематическое планирование;
  • перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

  • наименование общеобразовательного учреждения;
  • название курса, для изучения которого написана программа;
  • уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или
  • расширенное изучение предмета);
  • указание параллели, класса, в котором изучается курс;
  • фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;
  • гриф утверждения программы;
  • год составления программы (см. Приложение).

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

  • определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы общеобразовательного учреждения;
  • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретном общеобразовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

  • в авторскую программу (рабочую программу авторов учебника) обоснованно внесены значительные изменения;
  • авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и авторскому учебнометодическому комплекту или учебнику;
  • авторская программа и учебно-методический комплект отсутствуют, арабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочихпрограмм по дополнительным образовательным предметам, элективным ифакультативным курсам).

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.
Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.
Если произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру авторской программы, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.
Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).
Требования к уровню подготовки обучающихся (требования к планируемым результатам изучения программы). Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются по трем основным составляющим:
«учащиеся должны знать…», «уметь…» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9-го класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс.
Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Требования к уровню подготовки учащихся».
Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год.
Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.
В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала.
В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Обращаем внимание на то, что примерные и рабочие программы в соответствии с новым ФГОС в структуре календарно-тематического планирования содержат информацию о характеристике основных видов деятельности ученика, тогда форма календарно-тематического плана может быть представлена в следующем виде:

Перечень учебно-методического обеспечения, являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.
Рабочая программа подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам общеобразовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 № 00.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет ее соответствия учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

5. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания

В общеобразовательных учреждениях реализуются:
рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);
рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);
рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);
рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся.
Основой для составления этих программ (как было отмечено выше) являются примерные программы.
Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия). Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.
Для реализации дополнительной подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета.
В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета, как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.
При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета.
В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету (гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе:

1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов;
2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов.

Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета (т.е. программа профильного изучения предмета + программы элективных курсов = про-
грамма углубленного изучения предмета).
При разработке программ углубленного изучения предметов учителем (коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия:

  • программа должна быть рассмотрена в общеобразовательном учреждении (методический совет, кафедра, методическое объединение и др.);
  • программа должна пройти апробацию в общеобразовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе ее реализации и полученных результатах (в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы);
  • программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных (предметно-методических) кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации (региональных, федеральных).

Рабочие программы для расширенного изучения предметов реализуются, как правило, в общеобразовательных учреждениях повышенного статуса (лицей, гимназия) и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.). Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной политики общеобразовательного учреждения, его вид, направления профильной подготовки, потребности и запросы обучающихся, авторский замысел педагога.
Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета, в пояснительной записке должен обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результатов; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.
Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования в общеобразовательном учреждении:

  • представляется на заседание методического совета (предметной кафедры, методического объединения и т.д.);
  • проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно - вид) и обеспечивают реализацию государственного образовательного стандарта.

Должностная инструкция экономиста по планированию разработана на основе Квалификационного справочника должностей. Инструкция раскрывает основные должностные обязанности экономиста, его права и ответственность, а также требования к квалификации.

Предложенная типовая должностная инструкция экономиста по планированию может служить основой для разработки должностной инструкции, содержащей более конкретный перечень должностных обязанностей экономиста с учетом особенностей предприятия, организации производства, труда и управления, конкретного участка, который ведет экономист, а также прав и ответственности экономиста. При необходимости обязанности могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Должностная инструкция, в которой четко сформулированы функции экономиста, помогает обеспечить непрерывность функционирования финансовой службы и преемственность обязанностей. Указанные в должностной инструкции требования ускоряют процесс введения в должность нового сотрудника.

Должностная инструкция экономиста по планированию

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

Рекомендуем посетить финансовые семинары для экономистов и финансистов .

Расписание на этот квартал >>>

1. Общие положения

1.1. Экономист по планированию относится к категории специалистов.
1.2. Экономист по планированию назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Экономист по планированию подчиняется непосредственно финансовому директору, руководителю финансового отдела или руководителю планово-экономического отдела.
1.4. На время отсутствия экономиста по планированию его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по компании.
1.5. На должность экономиста по планированию назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы по специальности не менее полугода.
1.6. Экономист по планированию должен знать:

1.7. Экономист по планированию руководствуется в своей деятельности:

    Законодательными актами РФ;

    Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

    Приказами и распоряжениями руководства;

    Настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности экономиста по планированию

Экономист по планированию выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет работу по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, определение пропорций развития производства исходя из конкретных условий и потребностей рынка, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности деятельности предприятия.

2.2. Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных и годовых планов производственно-хозяйственной деятельности и социального развития предприятия, разрабатывает с учетом прогнозных и маркетинговых данных отдельные разделы плана с разбивкой по кварталам, выполняет расчеты и обоснования к ним, доводит плановые показатели до производственных подразделений предприятия.

2.3. Своевременно вносит в соответствующие разделы плана изменения, обусловленные конъюнктурой рынка и конкуренцией, обеспечивает сбалансированность производства продукции на основе спроса и предложения.

2.4. Принимает участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов.

2.5. Разрабатывает технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат для определения себестоимости продукции, планово-расчетные цены на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве.

2.6. Составляет сметную калькуляцию товарной продукции, разрабатывает проекты оптовых и розничных цен на выпускаемую продукцию, тарифы на работы (услуги) с учетом конъюнктуры рынка.

2.7. Принимает участие в разработке мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, повышению конкурентоспособности производимой продукции и производительности труда, снижению издержек производства и реализации продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета на предприятии и его подразделениях, совершенствовании плановой и учетной документации, в подготовке методических материалов по организации внутрихозяйственного планирования.

2.8. Осуществляет комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства и намечает меры по обеспечению режима экономии, более эффективному использованию ресурсов предприятия, выявлению возможностей дополнительного выпуска и сбыта продукции, повышению темпов роста производительности труда.

2.9. Контролирует правильность расчетов экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений, осуществляемых в подразделениях.

2.10. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития предприятия в условиях рыночной экономики.

2.11. Ведет учет и контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям.

2.12. Подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

2.13. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

2.14. Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки плановой информации.

2.15. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права экономиста по планированию

Экономист по планированию имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися его деятельности.
3.2. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы компании.
3.3. Сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства компании от руководителей структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность экономиста по планированию

Экономист по планированию несет ответственность:
4.1. За невыполнение или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Статьи по теме:

Должностная инструкция экономиста

Должностная инструкция экономиста по бухгалтерскому учету и анализу

Должностная инструкция экономиста по договорной и претензионной работе

Должностная инструкция экономиста по материально-техническому снабжению

Должностная инструкция экономиста по сбыту

Урядкин С.М. – зам директора по УПР

Куриляк Н.М. – зам директора по УМР

Введение

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию обучающихся, являются методические комиссии (МК).

Содержание их работы, определенно в целом соответствующими документами образовательного учреждения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д.

Так если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в методических комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.

На старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями, необходимыми в практической деятельности обучающимся.

Естественно, что все методические комиссии решают и общие задачи, например, учить самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний. Педагоги должны изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития образовательного учреждения, а также анализом работы за истекший период.

Основное внимание методические комиссии должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей и мастеров п/о. Вместе с тем значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателя МК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью педагогов.

Примерная структура плана работы методической комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы.

Схема 1.

Примерная структура плана работы МК.

Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:

    проанализировать итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы;

    определить основные задачи методической комиссии на текущий учебный год;

    наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутреннего контроля и т.д.).

    Анализ работы комиссии за учебный год.

При анализе работы методической комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется отчет председателя о работе):

    как удалось выполнить план работы комиссии;

    какие конкретные проблемы удалось решить;

    способствовала и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;

    каков уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);

    каковы характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам государственных экзаменов, защиты ПЭР, экзаменов по предметам);

    какие изменения произошли в квалификации членов комиссии.

Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом.

Анализ должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины снижения качества работы.

Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки обучающихся.

    Организационная работа.

Значительной по объему особенно в начале года, является организационная работа, большая часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.

В учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно (рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и т.д.).

Содержание этого направления работы дано в схемах.

Схема 2.

Организационная работа МК.

    Учебно-воспитательная работа.

Содержание учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов успеваемости, подготовка к экзаменам и т.д.).

Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки обучающихся.

Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с педагогами, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.

Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих рабочих, определение основных пробелов и мер по их устранению .

Схема 3.

Учебно-воспитательная работа МК.

4.Методическая работа.

Одним из основных направлений деятельности методической комиссии является методическая работа.

Традиционно комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок и представляют в методический кабинет.

Из опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие направления:

    на заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах, методических разработок или итогов взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания;

    каждый преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.

Результатом работы педагога может быть доклад на педсовете, методическом совете, заседаниях методической комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, учебного пособия, статьи, конспекта и т.д.

Председатель методической комиссии проводит работу по обобщению итогов внутреннего контроля, на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации педагогу.

Схема 4.

Научная и методическая работа МК.

    Повышение квалификации.

Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения.

Основой этой работы, особенно для преподавателей и мастеров п/о, не имеющих педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и воспитания обучающихся, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии.

Повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о без отрыва от работы организуется как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта.

При индивидуальном повышении квалификации педагога необходимо рассмотреть конкретно ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии и т.д.

При планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общие планы и мероприятия образовательного учреждения, разработку методических пособий. Исходя из этого намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, педчтений, школ передового опыта, школ мастера и т.д.

Схема 5.

Передовой педагогический опыт работы МК.

    Контроль внутри методической комиссии.

Контроль всех видов деятельности всех членов методической комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации.

Контроль за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.

Методист и председатель методической комиссии, должен организовывать периодическую проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических, контрольных работ и т.д.

Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня компетенций обучающихся, эффективности внеклассных мероприятий.

При составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля образовательного учреждения.

При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:

    совершенствование форм и методов обучения и воспитания обучающихся;

    повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.

Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации.

Председатель методической комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения решений педсовета, методического совета, комиссии.

Результатом контрольных мероприятий зам директора по УМР, председателя, должен быть глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков.

Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.

Схема 6.

Контроль учебно-воспитательного процесса в МК.

Приложение 1.

Рассмотрено на заседании методической комиссии по___________________ профессиям

Протокол № ______

от «____»______________20___г.

Председатель методической комиссии

____________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.)

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной методической работе

Н.М. Куриляк

ПЛАН

Работы методической комиссии по _____________________ профессиям

на 20__-20__ учебный год

Цель и задачи работы методической комиссии_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Отметка о выполнении

    Организационная работа

    Учебно-воспитательная работа

    Учебно -методическая работа

    Контроль качества учебно-воспитательного процесса

    Повышение квалификации преподавателей

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Календарный план работы методической комиссии по

Профессиям на 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Председатель ЦК __________ _________________

(подпись председателя ЦК) (Ф.И.О. председателя ЦК)

Приложение 2.

Методическая работа

Преподавателя (мастера п/о) __________________________

на 20___-20___ учебный год

п/п

Направление методической работы

Содержание методической работы

Рабочая программа

План урока

Темы методических разработок

Темы методических указаний

Учебные пособия

Раздаточный материал

Экзаменационные билеты, итоговые контрольные работы

Тесты

Внеклассные мероприятия

10.

Открытый урок

11.

Мастер - класс

12.

Другое

Председатель МК

Приложение 3.

Информация о методической работе преподавателей и мастеров п/о за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методической разработки, доклада, задания по дисциплине для практических работ, самостоятельной работы обучающихся, учебных пособий, лекций, консультаций

Ф.И.О. преподавателя

Где обсуждается (педсовет, методическая комиссия, конференция, семинар и т.д.)

Результаты разработки где, кем опубликовано, передано в метод. кабинете

1

2

3

4

5

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л.Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 ________________ Н.М. Куриляк

Приложение 4.

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебно-методической работе ФКП

образовательного учреждения № 305

Н.М. Куриляк

«____»_________________20___г.


График взаимопосещения учебных занятий преподавателей и мастеров п/о МК по _______________________ профессиям

на 20____-20_____ учебный год

Ф.И.О. преподавателя, мастера п/о

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 5.

в 1-ом полугодии 20____ -20_____ учебного года

Список

преподавателей

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Председатель МК

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Методическая комиссия по __________________________ профессиям

Сроки проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий

во 2-ом полугодии 20____-20____ учебного года

Список

преподавателей

Тема открытого урока и внеклассного мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ___________________

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 6.

Итоги

декады по профессиям __________________________________________________________________________________________

проводимой методической комиссией______________________________________________________________________________________

председатель__________________________________________________________________________ «_______» __________________20____ г.

Группа

Предмет,

Ф.И.О. преподавателя

Мероприятия

Открытые уроки

Открытые внеклассные мероприятия

Рефераты, кроссворды

Изготовление методических разработок

Изготовление методических пособий

Примечание

Приложение 7.

Показатели методической работы методических комиссий за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методических комиссий

Ф.И.О. председателя методической комиссии

Всего преподавателей

Посещено уроков

Проведено открытых занятий и внеклассных мероприятий

Подготовлено в отчетном году по дисциплинам

Председатели МК

Преподаватели

рецензировано контрольных работ

Методических разработок занятий

Методических докладов по проблемам обучения и воспитания

Заданий для проведения практических занятий по дисциплинам цикла

Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплинам

Рабочих учебных программ по дисциплинам цикла

Лекций, учебных пособий

Наглядных пособий

Тестов для контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

2.

3.

4.

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л. Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ Н.М. Куриляк

Приложение 8.

Статистический отчет

о работе методической комиссии за 20___-20___ учебный год

№ п/п

Ед. изм.

Количество

Итого за учебный год

1 семестр

2 семестр

Количество проведенных заседаний

кол.

Рассмотрено вопросов

«-»

Написано методических разработок

«-»

Напечатано методических разработок, рефератов, статей в журналах и сборниках

«-»

Сделано методических сообщений, докладов

«-»

Разработано (корректировка) рабочих программ

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения практических занятий

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения лабораторных работ

«-»

Разработано заданий для самостоятельной работы обучающихся

«-»

Разработано методических указаний; заданий по выполнению работ обучающимися

«-»

Подготовлено лекций, учебных пособий, по дисциплинам методической комиссии

«-»

Проведение открытых занятий, мероприятий

«-»

Взаимопосещено занятий преподавателей

«-»

Проведено занятий на производстве

«-»

Изготовлено учебно-наглядных пособий (каталогов, плакатов, альбомов)

«-»

Количество реальных дипломных (курсовых) проектов (работ)

«-»

Количество часов, проведенных в порядке дополнительных занятий и консультаций

«-»

Разработано тестов

«-»

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя ЦК)

«_____» ________________20___г.

Приложение 9.

Методический паспорт преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

Общие сведения о преподавателе, мастере производственного обучения

    Ф.И.О.__________________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________

    Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания)_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Специальность по диплому________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Общий стаж_____________________________________________________________

    Педагогический стаж_____________________________________________________

    Стаж работы в данном учебном заведении___________________________________

__________________________________________________________________________

    Занимаемая должность____________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Аттестация

Год

аттестации

Последняя

Очередная

    Награды, поощрения

Дата награждения

Форма награждения

Кем награждался

    Повышение квалификации

Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов

    Обмен опытом

Учебный год

Место выступления

Тема выступления

    Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Дата

Ф.И.О. преподавателя, которого посетил

Предмет

Тема

Цель посещения

    Участие в конкурсах

Год

Предмет

Название конкурса, его организатор

Кто участвовал

Результат

Отчет о методической работе преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

____________________________________________________________________

название дисциплины_________________________________________________

за 20___/20___ учебный год

Формы работы

Тема (количество)

Содержание

Открытые занятия

Открытые мероприятия

Конкурсы

Выступление на педсоветах

Участие в семинарах

Участие в предметных и методических неделях

Научно – исследовательская деятельность

Взаимное посещение занятий (уроков)

Курсы повышения квалификации

Работа над темой самообразования

ФКП образовательное учреждение № 305 Страница 21

Планирование работы в учебном процессе необходимо, во-первых, для организации равномерной работы, во-вторых, для видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от единиц учебного процесса выделяются три вида учебных планов: календарный, тематический и план урока.

Календарный план . Этот вид плана представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям данного учебного года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформулированных для конкретного класса. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие - меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в программе даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико-правописных тем, так как уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропорционально.

Тематический план.На каждую программную тему в целом отводится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следовательно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока.

Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане (т. е. в плане работы по той или иной теме) должны быть выделены часы на контрольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план необходимо включить часы на развитие связной речи учащихся.

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руководством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока (см. об этом ниже), но во всех случаях в нем должны быть следующие элементы: тема, цели, элементы повторения, средства обучения, последовательность работы учителя, итоги урока, домашнее задание.

Тема урока представляет собою формулировку либо программы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная работа, ее анализ (работа над ошибками).

Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы "Безличные глаголы" ставится следующая познавательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические цели.

Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспечивает учителю возможность сформулировать одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому языку. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. Повторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изучения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспечивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторяется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для повторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и трудные случаи в применении соответствующих орфографических или пунктуационных правил

Урядкин С.М. – зам директора по УПР

Куриляк Н.М. – зам директора по УМР

Введение

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию обучающихся, являются методические комиссии (МК).

Содержание их работы, определенно в целом соответствующими документами образовательного учреждения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д.

Так если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в методических комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.

На старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями, необходимыми в практической деятельности обучающимся.

Естественно, что все методические комиссии решают и общие задачи, например, учить самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний. Педагоги должны изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития образовательного учреждения, а также анализом работы за истекший период.

Основное внимание методические комиссии должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей и мастеров п/о. Вместе с тем значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателя МК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью педагогов.

Примерная структура плана работы методической комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы.

Схема 1.

Примерная структура плана работы МК.

Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:

    проанализировать итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы;

    определить основные задачи методической комиссии на текущий учебный год;

    наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутреннего контроля и т.д.).

    Анализ работы комиссии за учебный год.

При анализе работы методической комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется отчет председателя о работе):

    как удалось выполнить план работы комиссии;

    какие конкретные проблемы удалось решить;

    способствовала и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;

    каков уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);

    каковы характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам государственных экзаменов, защиты ПЭР, экзаменов по предметам);

    какие изменения произошли в квалификации членов комиссии.

Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом.

Анализ должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины снижения качества работы.

Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки обучающихся.

    Организационная работа.

Значительной по объему особенно в начале года, является организационная работа, большая часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.

В учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно (рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и т.д.).

Содержание этого направления работы дано в схемах.

Схема 2.

Организационная работа МК.


    Учебно-воспитательная работа.

Содержание учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов успеваемости, подготовка к экзаменам и т.д.).

Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки обучающихся.

Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с педагогами, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.

Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих рабочих, определение основных пробелов и мер по их устранению .

Схема 3.

Учебно-воспитательная работа МК.


4.Методическая работа.

Одним из основных направлений деятельности методической комиссии является методическая работа.

Традиционно комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок и представляют в методический кабинет.

Из опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие направления:

    на заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах, методических разработок или итогов взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания;

    каждый преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.

Результатом работы педагога может быть доклад на педсовете, методическом совете, заседаниях методической комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, учебного пособия, статьи, конспекта и т.д.

Председатель методической комиссии проводит работу по обобщению итогов внутреннего контроля, на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации педагогу.

Схема 4.

Научная и методическая работа МК.

    Повышение квалификации.

Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения.

Основой этой работы, особенно для преподавателей и мастеров п/о, не имеющих педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и воспитания обучающихся, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии.

Повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о без отрыва от работы организуется как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта.

При индивидуальном повышении квалификации педагога необходимо рассмотреть конкретно ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии и т.д.

При планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общие планы и мероприятия образовательного учреждения, разработку методических пособий. Исходя из этого намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, педчтений, школ передового опыта, школ мастера и т.д.

Схема 5.

Передовой педагогический опыт работы МК.


    Контроль внутри методической комиссии.

Контроль всех видов деятельности всех членов методической комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации.

Контроль за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.

Методист и председатель методической комиссии, должен организовывать периодическую проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических, контрольных работ и т.д.

Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня компетенций обучающихся, эффективности внеклассных мероприятий.

При составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля образовательного учреждения.

При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:

    совершенствование форм и методов обучения и воспитания обучающихся;

    повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.

Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации.

Председатель методической комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения решений педсовета, методического совета, комиссии.

Результатом контрольных мероприятий зам директора по УМР, председателя, должен быть глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков.

Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.

Схема 6.

Контроль учебно-воспитательного процесса в МК.


Приложение 1.

Рассмотрено на заседании методической комиссии по___________________ профессиям

Протокол № ______

от «____»______________20___г.

Председатель методической комиссии

____________ _______________

(подпись) (Ф.И.О.)

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной методической работе

Н.М. Куриляк

ПЛАН

Работы методической комиссии по _____________________ профессиям

на 20__-20__ учебный год

Цель и задачи работы методической комиссии_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Отметка о выполнении

    Организационная работа

    Учебно-воспитательная работа

    Учебно -методическая работа

    Контроль качества учебно-воспитательного процесса

    Повышение квалификации преподавателей

    Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Календарный план работы методической комиссии по

Профессиям на 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование мероприятий

Ответственные

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Председатель ЦК __________ _________________

(подпись председателя ЦК) (Ф.И.О. председателя ЦК)

Приложение 2.

Методическая работа

Преподавателя (мастера п/о) __________________________

на 20___-20___ учебный год

п/п

Направление методической работы

Содержание методической работы

Рабочая программа

План урока

Темы методических разработок

Темы методических указаний

Учебные пособия

Раздаточный материал

Экзаменационные билеты, итоговые контрольные работы

Тесты

Внеклассные мероприятия

10.

Открытый урок

11.

Мастер - класс

12.

Другое

Председатель МК

Приложение 3.

Информация о методической работе преподавателей и мастеров п/о за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методической разработки, доклада, задания по дисциплине для практических работ, самостоятельной работы обучающихся, учебных пособий, лекций, консультаций

Ф.И.О. преподавателя

Где обсуждается (педсовет, методическая комиссия, конференция, семинар и т.д.)

Результаты разработки где, кем опубликовано, передано в метод. кабинете

1

2

3

4

5

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л.Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 ________________ Н.М. Куриляк

Приложение 4.

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебно-методической работе ФКП

образовательного учреждения № 305

Н.М. Куриляк

«____»_________________20___г.


График взаимопосещения учебных занятий преподавателей и мастеров п/о МК по _______________________ профессиям

на 20____-20_____ учебный год

Ф.И.О. преподавателя, мастера п/о

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 5.

в 1-ом полугодии 20____ -20_____ учебного года

Список

преподавателей

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Председатель МК

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Методическая комиссия по __________________________ профессиям

Сроки проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий

во 2-ом полугодии 20____-20____ учебного года

Список

преподавателей

Тема открытого урока и внеклассного мероприятия

январь

февраль

март

апрель

май

Председатель МК ________________ ___________________

(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)

Приложение 6.

Итоги

декады по профессиям __________________________________________________________________________________________

проводимой методической комиссией______________________________________________________________________________________

председатель__________________________________________________________________________ «_______» __________________20____ г.

Группа

Предмет,

Ф.И.О. преподавателя

Мероприятия

Открытые уроки

Открытые внеклассные мероприятия

Рефераты, кроссворды

Изготовление методических разработок

Изготовление методических пособий

Примечание

Приложение 7.

Показатели методической работы методических комиссий за 20____-20____ учебный год

п/п

Наименование методических комиссий

Ф.И.О. председателя методической комиссии

Всего преподавателей

Посещено уроков

Проведено открытых занятий и внеклассных мероприятий

Подготовлено в отчетном году по дисциплинам

Председатели МК

Преподаватели

рецензировано контрольных работ

Методических разработок занятий

Методических докладов по проблемам обучения и воспитания

Заданий для проведения практических занятий по дисциплинам цикла

Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплинам

Рабочих учебных программ по дисциплинам цикла

Лекций, учебных пособий

Наглядных пособий

Тестов для контроля знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

2.

3.

4.

Директор

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л. Зыков

Зам. директора по УМР

ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ Н.М. Куриляк

Приложение 8.

Статистический отчет

о работе методической комиссии за 20___-20___ учебный год

№ п/п

Ед. изм.

Количество

Итого за учебный год

1 семестр

2 семестр

Количество проведенных заседаний

кол.

Рассмотрено вопросов

«-»

Написано методических разработок

«-»

Напечатано методических разработок, рефератов, статей в журналах и сборниках

«-»

Сделано методических сообщений, докладов

«-»

Разработано (корректировка) рабочих программ

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения практических занятий

«-»

Разработано методических указаний и заданий для проведения лабораторных работ

«-»

Разработано заданий для самостоятельной работы обучающихся

«-»

Разработано методических указаний; заданий по выполнению работ обучающимися

«-»

Подготовлено лекций, учебных пособий, по дисциплинам методической комиссии

«-»

Проведение открытых занятий, мероприятий

«-»

Взаимопосещено занятий преподавателей

«-»

Проведено занятий на производстве

«-»

Изготовлено учебно-наглядных пособий (каталогов, плакатов, альбомов)

«-»

Количество реальных дипломных (курсовых) проектов (работ)

«-»

Количество часов, проведенных в порядке дополнительных занятий и консультаций

«-»

Разработано тестов

«-»

Председатель МК ________________ ________________________

(подпись) (Ф.И.О. председателя ЦК)

«_____» ________________20___г.

Приложение 9.

Методический паспорт преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

Общие сведения о преподавателе, мастере производственного обучения

    Ф.И.О.__________________________________________________________________

    Дата рождения___________________________________________________________

    Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания)_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Специальность по диплому________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Общий стаж_____________________________________________________________

    Педагогический стаж_____________________________________________________

    Стаж работы в данном учебном заведении___________________________________

__________________________________________________________________________

    Занимаемая должность____________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Аттестация

Год

аттестации

Последняя

Очередная

    Награды, поощрения

Дата награждения

Форма награждения

Кем награждался

    Повышение квалификации

Год прохождения курсовой подготовки

Место прохождения курсовой подготовки

Тема курсовой подготовки

Количество часов

    Обмен опытом

Учебный год

Место выступления

Тема выступления

    Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий.

Дата

Ф.И.О. преподавателя, которого посетил

Предмет

Тема

Цель посещения

    Участие в конкурсах

Год

Предмет

Название конкурса, его организатор

Кто участвовал

Результат

Отчет о методической работе преподавателя

ФКП образовательного учреждения № 305

____________________________________________________________________

название дисциплины_________________________________________________

за 20___/20___ учебный год

Формы работы

Тема (количество)

Содержание

Открытые занятия

Открытые мероприятия

Конкурсы

Выступление на педсоветах

Участие в семинарах

Участие в предметных и методических неделях

Научно – исследовательская деятельность

Взаимное посещение занятий (уроков)

Курсы повышения квалификации

Работа над темой самообразования

ФКП образовательное учреждение № 305 Страница 21