Международные стандарты экологического менеджмента. Международные стандарты экологического менеджмента Стандарты качества iso 14000

В последние годы всё более пристальное внимание бизнес уделяет вопросам, связанным с экологией. Именно их решение является главной задачей, для оптимального решения которой на предприятиях создаётся и внедряется система СЭМ (экологического менеджмента).

Требования к её разработке и созданию сформулированы в серии международных стандартов и российских аналогов упомянутых нормативов, которые объединяет блок стандартов .

Ваш бизнес выйдет на новый уровень качества, если получить легитимный Сертификат ISO с помощью опытных специалистов.

Какие вопросы регламентируются упомянутыми нормативами

В серии ISO 14000 на сегодняшний день 29 действующих сертификатов. Наиболее важные из них адаптированы к российскому законодательству путём разработки и принятия нормативов серии ГОСТ Р ИСО стандарта 14000. Содержание данных нормативных документов максимально аутентично оригиналам.

Ключевые стандарты ИСО 14000, широко используемые в России, посвящены рассмотрению следующих вопросов (смотри таблицу).

Таблица № 1

Единственным стандартом, на соответствие которому можно сертифицировать СЭМ, имеющуюся в компании, является ISO 14001:2015. Российским аналогом этого сертификата в настоящее время является стандарт 14001-2007. Данный ГОСТ Р ИСО действует до 01.03.17, после чего в силу вступит его обновлённая версия, адаптированная к новому международному стандарту, зарегистрированная под номером 14001-2016. Этот стандарт 29.04.16 был принят Росстандартом (смотри приказ № 285-ст).

Основные требования, неукоснительное следование которым юридически подтверждает наличие сертификата ИСО 14001.

Направление экологическое ИСО (ISO) реализовало в блоке стандартов серии ISO 14000. факт получения соответствующего сертификата СЭМ свидетельствует о том, что предприятие:

  • Выработало собственную политику в области экологии и документально оформило её в перечень принципов и намерений организации, сопроводив заявлением о стремлении к максимально полному соблюдению всех требований, касающихся вопросов экологии, которые действуют на территории России;
  • В ней выработаны и соблюдаются необходимые процедуры, определяющие значимые воздействия предприятия на природную среду;
  • Определены экологические цели и сформулированы экологические задачи;
  • Выработана программа ЭМ;
  • Для успешной реализации СЭМ выделяются достаточные средства и ресурсы;
  • Осуществляется регулярное обучение персонала;
  • Выполняется мониторинг выполнения мероприятий, которые могут оказать негативное влияние на экологию;
  • Проводится аудиторская проверка СЭМ;
  • Периодически выполняются корректировки действующей СЭМ с учётом эффективности и адекватности последней сложившимся условиям.

Серия рассматриваемых стандартов может быть внедрена любой компанией, стремящейся разработать, внедрить и в дальнейшем поддерживать и периодически улучшать СЭМ, вне зависимости от существующих нормативов и законодательной базы по упомянутому вопросу.

Какие преимущества получает организация, прошедшая сертификацию на соответствие положениям стандарта ИСО 14001-2007 (ГОСТ Р)

Процедура создания и внедрения СЭМ является достаточно трудоёмкой, длительной по времени и весьма затратной. Действующим законодательством она отнесена к добровольным.

В чём же тогда выгода для бизнеса?

  • Наличие ИСО 14001 демонстрирует партнёрам, потенциальным клиентам и инвесторам, что в организации действует СЭМ, полностью отвечающая требованиям сегодняшнего дня. Упомянутый факт существенно упрощает продвижение продукции на рынках, особенно промышленно развитых стран. Поэтому именно стремление к обладанию соответствующим сертификатом становится главным аргументом в пользу внедрения СЭМ. Т.к. это даёт ощутимый рост прибыли;
  • Экологическая сертификация способствует улучшению имиджа компании;
  • Наличие СЭМ позволяет добиться реальной экономии ресурсов и энергии, за счёт оптимизации и повышения эффективности управления;
  • Пройденная сертификация повышает оценочную стоимость предприятия (его основных фондов);
  • Повышается качество системы управления организацией и т.п.
  1. ISO разработала стандарты, которые помогают организациям придерживаться активного подхода к решению экологических вопросов: серия стандартов ISO 14000 по экологическому менеджменту , которые могут быть внедрены в организации любого типа, в государственном или частном секторе - от компаний, до административных и коммунальных организаций.
  2. ISO помогает решить проблему изменения климата, устанавливая нормы выбросов газов, влияющих на парниковый эффект, контроля и торговли квотами на выбросы, а также измерения углеродного следа продукции.
  3. ISO разрабатывает нормативные документы, облегчающие согласование деловых и экологических интересов, поощряя включение экологических характеристик при проектировании (разработке) изделий.
  4. ISO предлагает весомый перечень стандартов по отбору проб и методам исследований для решения конкретных экологических вопросов. Этой организацией разработано около 570 международных стандартов для мониторинга ситуации в сфере качества воздуха, воды и почвы, а также шума, радиации, контроля над перевозкой опасных грузов. Они также служат в ряде стран в качестве технической основы для экологического законодательства.

Охрана окружающей среды и устойчивость

Организации по всему миру, и их участники, все больше осознают необходимость рационального природопользования, социально ответственного поведения, а также устойчивого роста и развития.

Соответственно, так как предупреждающее управление экологическими вопросами сливается воедино с управлением рисками в целом на предприятии, корпоративным управлением, оперативной и финансовой практикой и управлением, международные стандарты приобретают особое значение для организаций, работающих в направлении общих и сопоставимых экологических целей в сфере обеспечения устойчивости самой организации, ее продуктов и услуг.

Кроме того, правительственные и др. регулирующие органы все чаще нуждаются в стандартах ISO для создания основы для обеспечения согласованности и последовательности на национальном и международном уровнях.

Международные стандарты ISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей, регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах, экологическими инструментами со следующими характеристиками:

  • техническая надежность - стандарты ISO аккумулируют в себе знания широкой группы международных специалистов и заинтересованных сторон;
  • удовлетворение потребностей заинтересованных сторон - процесс разработки стандартов ISO строиться на международном вкладе и консенсусе;
  • содействие разработке единых требований - процесс разработки стандартов ISO строиться на участии всех заинтересованных национальных институтов со всех регионов мира;
  • способствование повышению эффективности - одни и те же стандарты внедряются на разных рынках, секторах и / или сферах;
  • способствование законодательной согласованности - используемые стандарты удовлетворяют рыночным и нормативным требованиям;
  • повышение доверия со стороны инвесторов - стандарты могут быть использованы для оценки соответствия, например, аудит, инспектирование или сертификация. Это повышает доверие к продукции, услугам и системам, что демонстрируется подтверждением соответствия стандарту ISO и обеспечивает практическую поддержку нормативного регулирования.

Обзор стандартов серии ISO 14000

Принятые стандарты

ISO 14001 - признанная в мире основа для построения системы экологического менеджмента (СЭМ) - внедренная от Аргентины до Зимбабве. Внедрение этого стандарта помогает организациям одновременно наилучшим образом управлять их воздействием на окружающую среду и демонстрировать рациональное природопользование.

Стандарт ISO 14001 был принят в качестве национального стандарта более чем в половине стран из 160-ти национальных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всем мире. Хотя сертификация соответствия стандарту не является обязательным требованием стандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатов было выдано в 148 странах.

Другие инструменты экологического управления, разработанные ISO / ТК 207 : ISO 14004 , который дополняет ISO 14001 путем предоставления дополнительных руководств и полезных разъяснений.

Экологические аудиты являются важными инструментами для оценки того, насколько правильно внедрена и поддерживается СЭМ. Стандарт по аудиту ISO 19011 одинаково полезен для проведения аудитов системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Он регламентирует принципы аудита, управление программами аудита, проведение аудита и требования к компетентности аудиторов.

ISO 14031 предоставляет руководство для организации по оценке экологической результативности. Стандарт также касается выбора подходящих показателей результативности, тем самым обеспечивая возможность оценки результативности на основе критериев, установленных руководством организации. Эта информация может быть использована в качестве основы для внутренней и внешней отчетности о результативности экологической деятельности.

Обмен информацией по экологических аспектам продукции и услуг является важным способом использования рыночных рычагов для улучшение состояния окружающей среды. Правдивая и точная информация предоставляет основу для принятия потребителем обоснованного решения о покупке.

Серия стандартов ISO 14020 нацелена на целый ряд различных подходов к экологической маркировке и заявлениям, в том числе экомаркировку (знак одобрения), самодекларирование соответствия экологическим требованиям, и количественно выраженной экологической информации о товарах и услугах.

ISO 14001 касается не только экологических аспектов процессов, происходящих в организации, но также ее продуктов и услуг. Поэтому ISO / ТК 207 разработал дополнительные средства для содействия в решении таких вопросов. Оценка жизненного цикла (LCA) является инструментом для выявления и оценки экологических характеристик продукции и услуг "от колыбели до могилы": от определения входящего потока ресурсов до конечного использования продукта или его отходов. Стандарт ISO 14040 устанавливает руководящие принципы, правила проведения исследований жизненного цикла, которые обеспечивают организацию с информацией о том, как сократить общее экологическое воздействие продукции и услуг.

ISO 14064, части 1, 2 и 3 - стандарты по учету и контролю международных парниковых газов (ПГ), которые устанавливают перечень четких требований к поддержке организаций и инициаторов проектов сокращения выбросов ПГ.

ISO 14065 дополняет ISO 14064 специальными требованиями к аккредитации или признанию органов, которые осуществляют валидацию и верификацию расчетов ПГ, с использованием ISO 14064 или других соответствующих стандартов или технических документов.

ISO 14063 - руководство по экологическому обмену с примерами, помогает компаниям устанавливать важные связи с внешними заинтересованными сторонами.

Руководство ISO 64 служит ориентиром для отражения экологических вопросов в стандартах на продукцию. Хотя в первую очередь этот документ ориентирован на разработчиков стандартов, он также полезен для разработчиков продукции и производителей.

Ожидаемые новые стандарты

Политика и практика в области устойчивого развития в последние 15 лет привлекла существенное внимание и вызвала серьезные дискуссии. Наше понимание и озабоченность по поводу окружающей среды и устойчивого развития, также развиваются с течением времени. Подобно тому, как существующие стандарты серии ISO 14000 поддерживают организации в решении приоритетных на сегодняшний день задач, так и будущие стандарты помогут решать задачи, которые станут приоритетными в будущем.

Неотъемлемой частью системы экологического менеджмента организации, является приверженностью к непрерывному совершенствованию. ISO / ТК 207 придерживается этого принципа как основного, и постоянно совершенствует процесс выявления и реагирования на новые потребности стандартизации. Успех ISO / ТК 207 складывается из постоянной работы над соответствующими стандартами, о чем свидетельствует разработка следующих новых стандартов:

ISO 14045 - установит принципы и требования к оценке экологической эффективности. Экоэффективность измеряется отношением экологической результативности к создаваемой стоимости. Стандарт установит международно стандартизированную методологическую основу для оценки экологической эффективности, поддерживая тем самым масштабность, ясность и прозрачность измерений экологической эффективности.

ISO 14051 - позволит разработать руководство по общим принципам и структуру учета затрат материальных потоков (MFCA). MFCA является инструментом управления эффективным использованием ресурсов, главным образом в производстве и дистрибуции, в целях уменьшения относительного потребления ресурсов и материальных затрат.

MFCA измеряет поток и запас материалов и энергоресурсов в рамках организации, выраженных в физических единицах (масса, мощность, объем и т.д.) и оценивает их в соответствии с производственными затратами. Этот фактор, как правило, пропускают при обычном учете затрат. MFCA является одним из основных инструментов учета экологического управления (ЕМА) и ориентирован на внутреннее использование в пределах организации.

ISO 14067 , регулирующий измерение углеродного следа продуктов, предусматривает требования к количественному определению и передачи парниковых газов (ПГ), связанных с продуктами. Каждая часть стандарт регулирует следующие вопросы: количественное определение углеродного следа (часть 1); гармонизация методология обмена информацией об углеродном следе, а также руководство по такому обмену (часть 2).

ISO 14069 будет регламентировать правила расчета углеродного следа продукции, услуг и всей цепи поставок.

  • размещено в разделе: Нормирование качества
  • найти еще статьи

    Система стандартов ISO 14000. Зачем стандарты ISO нужны предприятию. Стандарт ISO 14000 международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента. Поэтому следует рассмотреть еще и всемирную систему экологического менеджмента разработанную Международной организацией по стандартизации – ISO и опубликованную в 1996 году.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Тема 8. Международные стандарты экологического менеджмента

    (Вопросы для рассмотрения . Причины и история появления международных стандартов экологического менеджмента. Европейская схема экологического менеджмента и аудита ЕМАS. Система стандартов ISO 14000. Зачем стандарты ISO нужны предприятию. Проблемы внедрения экологического менеджмента в России).

    Менеджмент (англ. management – управление, заведывание, организация) – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства”.

    В соответствии с принятыми международными стандартами, система экологического менеджмента представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

    Возникновение стандартов как системы экологического менеджмента стало ответом на возрастающий в обществе интерес к проблемам окружающей среды . Истоки этого интереса можно проследить в 1972 году, когда Организация Объединенных Наций организовала конференцию по проблемам окружающей среды в Стокгольме , на которой была запущена Программа ООН по окружающей среде . Эти инициативы привели к созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию и принятию Монреальского протокола и Базельской конвенции . В 1992 году была проведена первая конференция в Рио-де-Жанейро под названием Саммит Земли , задачей которой было создание в обществе ориентации на сохранение окружающей среды на глобальном уровне. Во время конференции была принята Повестка дня на XXI век , целью которой является достижение устойчивого развития , то есть высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Однако достижение указанной цели возможно только при скоординированной деятельности различных участников общественной жизни. Как было отмечено подразделением ООН по Устойчивому развитию, промышленность играет ключевую роль в достижении целей устойчивого развития в качестве поставщика товаров и услуг для общества, как источник создания рабочих мест и как активный участник в общинной жизни.

    С целью минимизации, а в перспективе недопущения негативного воздействия промышленности на состояние окружающей среды экономически развитые страны и, прежде всего, европейское сообщество стремятся создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за исполнением его требований. Это связано со стремлением упрочения Единого Европейского Рынка. Немаловажная роль в достижении этой цели отводится разработки и внедрению экологических стандартов (точнее стандартов организации экологического менеджмента).

    История возникновения стандарта

    В 1992 году BSI Group (Британский Институт Стандартов) был опубликован первый в мире стандарт на системы экологического менеджмента для организаций - BS 7750. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений.

    Стандарт не является регламентирующим документом. Он не определяет требований к природоохранительной деятельности предприятия и, тем более, не предписывает их выполнение. Он содержит рекомендации, которые могут быть полезны для создания эффективной системы экологического менеджмента и развития инициативного экологического аудирования. Как полагают, это должно благоприятно сказаться на улучшении экологической обстановки в целом.

    Стандарт Великобритании оказался прекрасно сбалансированным документом и поэтому не удивительно, что многие страны приняли его в качестве собственного внутреннего документа. Это были Финляндия, Голландия и Швеция. Франция, Испания и Ирландия разработали свои стандарты. Австрия воздержалась, она предпочитала ждать выхода общеевропейских документов, регламентирующих требования к экологическому менеджменту. Такой документ не заставил себя долго ждать.

    Европейская схема экологического менеджмента и аудита.

    В 1993 году в Европейском Сообществе вышли окончательно согласованные требования к созданию схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-management and audit scheme or EMAS ); предприятия получили возможность сертифицироваться в соответствии с EMAS с 1995 года.

    Система экологического менеджмента является инструментом, с помощью которого промышленность может достигать целей, поставленных в своей экологической политике, а также решать конкретные сиюминутные задачи по экологии. Следует отметить, что EMAS является неотъемлемой частью системы “всеобъемлющего менеджмента качества”, которая нацелена на эффективное получение качественной продукции и услуг и является ядром философии менеджмента в развитых странах.

    Экологический менеджмент, в соответствии с требованиями EMAS включает пять основных компонентов:

    • разработку экологической политики и выпуск документа, подтверждающего стремление организации (предприятия) к решению конкретных экологических задач;
    • оценку существующей ситуации, т.е. определение начального (нулевого) уровня, в сравнении с которым будет проводиться оценка деятельности предприятия;
    • формулирование стоящих перед предприятием конкретных задач, отвечающих целям экологической политики предприятия (поиск слабых мест и предложения по их улучшению);
    • разработка экологической программы, устанавливающей пути решения этих задач с конкретизацией каждой стадии;
    • проведение экологического аудирования для периодической проверки как решаются предприятием поставленные задачи, и позволяет ли улучшать экологическую ситуацию система экологического менеджмента.

    Цель EMAS состоит в оценке и улучшении экологических характеристик деятельности промышленных предприятий и создании условий для представления населению экологической информации. Сертификация организаций, в соответствии с требованиями данной программы, добровольная.

    Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента .

    EMAS − европейский документ. Поэтому следует рассмотреть еще и всемирную систему экологического менеджмента, разработанную Международной организацией по стандартизации – ISO и опубликованную в 1996 году.

    ISO 14000 представляет собой семейство стандартов, связанных с окружающей средой , которое существует, чтобы помочь организациям:

    • свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду ,
    • соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориентированные требования,
    • постоянно совершенствоваться в приведенном выше.

    Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

    Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

    Международный - через улучшение условий международной торговли.

    ISO 14000 имеет сходство с ISO 9000 (семейством стандартов по менеджменту качества ), оба относятся к процессу производства продукта, а не к самому продукту. Как с ISO 9000 , сертификация осуществляется сторонними организациями, а не ISO напрямую. Требования ISO 14000 являются неотъемлемой частью Схемы экологического менеджмента и аудита Европейского союза (EMAS ).

    Перечисленные стандарты близки, поскольку создавались на базе одного и того же − британского стандарта BS 7750. Однако, требования EMAS являются более жесткими в вопросах повышения экологической эффективности деятельности организации, соблюдения экологического законодательства, отчетности и вовлечения сотрудников.

    По состоянию на 2010, ISO 14001 используется по меньшей мере 223 149 организаций в 159 странах. (более 160)

    Несмотря на добровольность стандартов, в мире число сертифицирующихся организаций растет и, по словам председателя Технического комитета ISO/TC 207, занятого разработкой стандартов ISO серии 14000, через 8-10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство независимой «третьей стороны» о том, что их системы экологического менеджмента соответствуют этому стандарту. Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

    Таким образом, в практике современного экоменеджмента ведущую роль играют две системы международных стандартов:

    • принятая в Евросоюзе Схема экологического международного менеджмента и аудита – EMAS (Eco-Management and Audit Scheme) и
    • система международных стандартов ISO 14000.

    Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000 относительно соблюдения предписываемых им требований, в том числе в части составления первичного экологического обзора, процедуры аудита. Эти обстоятельства рассматриваются как снижающие его конкурентоспособность и привлекательность.

    (Справка. В последнее время специалисты в области управления всё чаще говорят о необходимости (эффективности) интеграция системы менеджмента качества (СМК) с другими системами стандартов (охраны окружающей среды, охраны труда и др)

    Принцип системного подхода к менеджменту (ISO 9000:2000) предполагает переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. В соответствии с ISO 9004:2000 необходимо обеспечить сбалансированный (системный) подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (собственников, поставщиков, работников, общества, партнеров ).

    Разработка серии стандартов ISO 14000

    Семейство стандартов ISO 14000 прежде всего включает в себя стандарт ISO 14001, представляющий собой фундаментальный набор правил, используемых организациями по всему миру, проектирующими и внедряющими эффективные Системы Экологического Менеджмента (далее СЭМ). Другим стандартом, включенным в эту серию является ISO 14004, дающий набор дополнительных руководств для достижения результативности СЭМ. Он также содержит специальные правила, связанные со специфическими аспектами экологического менеджмента . Основной целью серии стандартов ISO 14000 и установленных ими требованиями является продвижение наиболее эффективных и результативных практик экологического менеджмента в организациях, а также предоставление: полезных, пригодных к использованию, экономически-выгодных, систематизированных, гибких и приспосабливаемых под деятельность различных организаций инструментов. Стандарты серии ISO 14000 так же демонстрируют наиболее успешные практики, используемые для сбора, представления и анализа информации, касающейся экологии .

    В отличие от предыдущих экологических распоряжений и правил, основанных на принудительных подходах, позже замененных подходами, основанными на рыночных механизмах, ISO 14000 был основан на добровольном подходе к экологическому регулированию . Серия стандартов ISO 14000 включает ISO 14001, содержащий руководства для создания или улучшения СЭМ. Стандарт ISO 14001 унаследовал многие положения от стандарта управления качеством — ISO 9000 , который служил в качестве модели для внутренней структуры ISO 14001 (National Academy Press 1999), оба из которых могут внедряться параллельно наравне друг с другом.

    Так же как и ISO 9000 , ISO 14000 может служить как внутренним инструментом менеджмента , так и способом продемонстрировать экологическую ответственность своим клиентам и потребителям .
    СЭМ определена
    ISO как «часть системы менеджмента организации, включающая:

    • организационную структуру ,
    • планирование деятельности,
    • ответственность,
    • практики,
    • процедуры ,
    • процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения и управления политикой в области экологии ».

    Стандарт ISO 14001

    ISO 14001 устанавливает критерии для СЭМ. Он не устанавливает требования для экологической эффективности, но описывает основные правила, которым организация может следовать для построения эффективной СЭМ. Он может быть использован организациями для повышения эффективности использования ресурсов , снижению потерь и издержек . Используя ISO 14001 можно продемонстрировать защищенность менеджмента организации и ее работников. Так же он может быть использован для демонстрации заинтересованным сторонам, того, что компания измеряет и улучшает экологическое влияние на них. ISO 14001 может быть интегрирован с другими функциями менеджмента для более удобного достижения своих экологических и экономических целей.

    Так же как и другие стандарты, ISO 14001 является добровольным. Его главной целью является помочь компаниям в улучшении своих экологических показателей, соблюдая при этом действующее законодательство. Организации ответственны за установление своих целей, их отслеживание и достижение. Стандарт служит помощью в достижении целей и задач компании, а также для их мониторинга и измерения .

    Стандарт может быть применен к различным уровням деятельности компании, от организационного, до уровня производства и оказания услуг. Вместо того, чтобы фокусироваться на конкретных измерениях и целях экологической эффективности, стандарт выделяет то, что организация должна делать, чтобы достичь эти цели. Успешность системы сильно зависит от вовлеченности всех уровней организации, особенно высшего руководства, которое должно быть вовлечено в разработку, внедрение и управление СЭМ.

    ISO 14001 обладает родовыми признаками стандартов на системы менеджмента, полезных для организаций, желающих улучшить свою деятельность и управлять ресурсами более эффективно.

    Он подходит для:

    • Всех крупных транснациональных компаний;
    • Компаний, как с высокими, так и малыми рисками;
    • Производственных компаний и, компаний предоставляющих услуги, включая местные государственные сообщества;
    • Всех отраслевых секторов, включая публичные и закрытые;
    • Производителей уникального оборудования и их поставщиков.

    Все стандарты периодически пересматриваются ISO на актуальность текущим рыночным требованиям.

    Основные принципы и методология

    Планирование — установка целей и необходимых процессов

    До внедрения ISO 14001, рекомендуется провести анализ на соответствие требованиям стандарта текущих процессов организации — это облегчит обнаружение элементов существующих и будущих процессов компании, взаимодействующих с окружающей средой . Эти элементы определяются экологическими аспектами. Экологические аспекты могут быть как прямыми — теми, которые образуются в результате производства, так и косвенными — теми, которые связаны с поставками сырья и материалов.

    Такая первоначальная проверка помогает компаниям:

    • в установлении своих экологических целей и задач, которые должны быть точно измеримы;
    • позволяет разработать управленческие процедуры и процессы;
    • помогает выявить соответствующие законодательные требования, которые потом могут быть включены в политику организации.

    Действие — внедрение процессов

    На протяжении этого этапа компания определяет необходимые ресурсы и персонал организации, ответственный за внедрение и контролирование СЭМ.

    Этап включает:

    • документирование всех процессов и процедур, включая контроль за операциями и документами ;
    • создание процедур для экстренных случаев;
    • а также процессы обучения сотрудников, чтобы удостовериться в том, что они внедрили необходимые процессы и фиксируют результаты наблюдений.

    Вовлеченность и участие всех уровней организации, особенно высшего руководства — жизненно важное условие на этапе внедрения, так как эффективность всей СЭМ зависит от активности участия всего персонала организации.

    Проверка — измерение, мониторинг и отчетность процессов

    В течение этапа проверки, отслеживается и периодически измеряется производительность, для обеспечения уверенности в том, что экологические цели и задачи организации выполняются. В дополнении, регулярно проводятся внутренние аудиты для выяснения — действительно ли СЭМ внедрена должным образом, а процессы и процедуры измеряются и управляются адекватно.

    Воздействие – проводить мероприятия по улучшению деятельности СЭМ, основанные на достигнутых результатах

    После этапа проверки проводится запланированный пересмотр деятельности организации для того, чтобы убедиться, что цели СЭМ достигаются, степень их достижения соответствует установленной, взаимосвязи должным образом управляются, и, чтобы оценить изменения внешних условий (например, нормативно-правовых требований) в целях дальнейшей выработки рекомендаций по улучшению функционирования системы. Эти рекомендации далее учитываются на этапе планирования для того, чтобы, вследствие их реализации, улучшить СЭМ.

    Концепция непрерывного улучшения

    В ISO 14001 указано 3 направления концепции непрерывного улучшения:

    • Развитие. Постоянное расширение сфер бизнеса, охватываемых внедренной системой экологического менеджмента.
    • Насыщение. Постоянное увеличение типов деятельности, объемов продукции, количества процессов, ресурсов, управляемых внедренной СЭМ.
    • Улучшение. Здесь имеются ввиду как улучшение структуры и организации СЭМ, так и выработка собственных методов управления проблемами, связанными с экологией.

    В целом, концепция непрерывного улучшения подразумевает переход от обычных оперативных природоохранных мероприятий к стратегическому подходу к решению экологических проблем.

    Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 1400, и которые являются предметом формальной сертификации предприятия по ISO 1400 :

    1.Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

    2. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Для этого организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (при этом здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

    3. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

    4. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации.

    5. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

    6. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

    7. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

    8. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

    Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

    Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям.

    Преимущества, которые предприятию даёт внедрение системы экологического менеджмента

    Стандарт ISO 14001 был разработан главным образом для того, чтобы уменьшить воздействие деятельности организаций на окружающую среду. Помимо того, что организации смогут улучшить свою деятельность в рамках экологических стандартов, они так же получают ряд экономических преимуществ, в том числе повышенный уровень соответствия законодательным и правовым требованиям за счет использования стандарта ISO .

    Внедрение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятие следующими преимуществами:

    • систематическим снижением отрицательного воздействия на окружающую среду;
    • систематическим сокращением производственных и эксплуатационных затрат, в том числе с ущественно уменьшить расход электроэнергии, воды и других ресурсов, а также уменьшения количества отходов и, соответственно, затрат на их утилизацию;
    • снижением природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства.

    Кроме этого, внедрение СЭМ обеспечивает комплекс дополнительных преимуществ, включая:

    • снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения;
    • повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
    • возможность освоения новых рынков;
    • приобретение более благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью;
    • повышение доверия со стороны проверяющих организаций;
    • увеличение инвестиционной привлекательности;
    • снижение процентных ставок по кредитам;
    • снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предприятия) и т.д.

    Следует отметить, что в современном производстве, имеющем многочисленные связи с другими производителями сложно в полной мере реализовать эффективную СЭМ (от постели до могилы) особенно когда в поставке сырья, материалов, полуфабрикатов,комплектующих участвуют предприятия малого и среднего бизнеса, которым сложно внедрить у себя СЭМ в котроткие сроки. Решить эти проблемы призван один из стандартов серии ISO 14000 - ISO 14005:2010 "Системы менеджмента окружающей среды. Руководящие указания для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды, включая оценку экологической характеристики". Этот новый стандарт предназначен для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды в организациях малого и среднего бизнеса

    Основная цель экологического менеджмента − повышение кредита доверия к тому предприятию, на котором он осуществляется, за счет последовательного улучшения экологической обстановки всех сфер деятельности. Наиболее характерным улучшением является снижение отрицательного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. В практике Российской Федерации принципы экологического менеджмента на предприятиях встречаются или хотя бы декларируются ими крайне редко.


    Оценка соответствия (сертификация предприятия по ISO 14001

    ISO 14001 может быть внедрен полностью или частично для того, чтобы помочь организации (будь то коммерческая или некоммерческая организация) улучшить взаимодействие с окружающей средой. Если все составляющие стандарта ISO 14001 включены в процесс управления, организация может управлять этими элементами, чтобы доказать полное соответствие стандарту ISO 14001, используя одну из четырех перечисленных возможностей:

    • Осуществлять самоопределение или самоуправление;
    • Искать подтверждение соответствия у заинтересованных сторон, например, потребителей;
    • Искать подтверждение соответствия у внешних организаций;
    • Пройти регистрацию у сертифицированных органов.

    Все эти возможности несравнимы между собой. Каждая функция соответствует различным потребностям на рынке. Каждая организация для себя определяет ту функцию, которая более необходима в той или иной ситуации.

    Первую функцию иногда ошибочно называют “самостоятельная сертификация” или “само-сертификация”. Это не приемлемо с точки зрения терминологии ISO и может привести к путанице на рынке.

    Вторую функцию называют аудитом второй стороны, что является приемлемым термином в рамках стандарта.

    Третья функция подразумевает наличие независимой третьей стороны (когда она, в свою очередь, не аккредитована международным сертифицирующим органом), проводящей аудит организации.

    Четвертая функция так же подразумевает наличие третьей независимой стороны и наиболее широко применяется среди всех организаций. Сертификация так же известна в некоторых странах как “Регистрация”. Поставщики услуг по сертификации аккредитованы национальным органом по сертификации (например, UKAS– в Великобритании).

    Сертификат ИСО 14001 подтверждает, что деятельность компании соответствует требованием стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004), то есть система экологического менеджмента на предприятии работает эффективно и направлена на рациональное использование ресурсов и минимизацию негативного влияния на окружающую среду.

    (Справка - Из серии ISO 14000 (ГОСТ Р ИСО 14000) только стандарт ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) содержит требования к системе экологического менеджмента. Сертификация проходит только по этому стандарту.

    Остальные стандарты данной серии призваны дополнять стандарт ISO 14001. Например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010- 14012 определяет принципы аудита системы экологического менеджмента и т.д.).

    Консультация ISO 14001

    ISO 14001 связан с экологическими проблемами. Хотя он и является стандартом на системы, но требует от организации идентифицировать и оценивать экологические аспекты своей деятельности и осуществлять контроль в целях сокращения негативного влияния на окружающую среду. Многим организациям требуется приложить немалое усилие для постановки задач экологического характера, поэтому они заказывают услуги консультантов ISO 14001 для решения технических проблем в экологии. Подготовка является первым шагом к внедрению ISO 14001. После подготовки организация может обратиться к компаниям-консультантам ISO 14001.

    Список стандартов серии ISO 14000

    • ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
    • ISO 14004 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
    • ISO 14005 Системы менеджмента окружающей среды. Руководящие указания для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды, включая оценку экологической характеристики
    • ISO 14010 Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы
    • ISO 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем экологического менеджмента
    • ISO 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Критерии квалификации аудиторов систем экологического менеджмента
    • ISO 14014 Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Используется перед созданием формальной системы экологического менеджмента.
    • ISO 14015 Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций
    • ISO 14020 Экологические этикетки и декларации. Основные принципы
    • ISO 14031 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности
    • ISO 14040 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.
    • ISO 14050 Управление окружающей средой. Словарь.
    • ISO 14060 Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.
    • ISO 14062 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
    • ISO 14063 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры
    • ISO 14064 Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов.

    Опыт внедрения систем экологического менеджмента в России

    Природопользование и охрана окружающей среды стали одной из новых сфер взаимодействия между Европейским Союзом и Россией. В условиях вступления России в ВТО также отражен процент российских предприятии, сертифицированных по системе менеджмента качества.

    В случае не принятия международных стандартов, российские предприятия при вхождении страны в европейскую, а тем более, мировую экономику могут стать банкротами или будут поглощаться зарубежными фирмами. С учетом указанного «требуется регламентировать внутренний экологический аудит на предприятиях и в компаниях с созданием систем управления окружающей средой на предприятиях, установить принципы и формы взаимодействия производственного экологического контроля с другими видами экоконтроля, создавать системы добровольной экологической сертификации, реанимировать экологический аудит, интерес к которому у предприятий пропал ввиду некомпетентности и авантюрности действий ряда аудиторских фирм, а главное – создать регулируемый рынок работ и услуг природоохранного назначения».

    Мировая статистика показывает, что сертифицированных систем экологического менеджмента в России на порядок меньше, чем сертифицированных систем менеджмента качества (что в целом отражает мировую динамику внедрения систем менеджмента). По данным, опубликованным в конце ноября 2007г. в отчете «Обзор сертификатов ISO. 2006», количество сертификатов в России по ИСО 9001:2001– 6398, по ИСО 14001:2004 – 223.

    Известно, что международные стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос, применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным.

    С одной стороны, целый ряд отечественных рынков уже достигли насыщенности западных рынков, например, рынок продуктов питания. С другой стороны, вводимые международные стандарты очень непросты для восприятия не так динамично развивающихся отраслей экономики. Они рассчитаны на западный менталитет и не адаптированы к российским условиям в должной мере.

    В силу ряда объективных и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться. Кроме того, в России даже действующие нормативы, например, в области экологического аудита и экологического менеджмента крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны – это объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой – отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности.

    В стране отсутствует единая система сертификации: действуют многочисленные системы, курируемые разными федеральными органами.

    Проблемы, препятствующие распространению экологического менеджмента в России.

    1. Низкий уровень общего менеджмента на предприятиях . Как было отмечено, система экологического менеджмента тесно связана с системой менеджмента организации в целом и должна быть ее составной частью. Международные стандарты подразумевают, что внедрение СЭМ осуществляется в определенном организационном контексте. Предполагается, что определена миссия организации, формируется иерархия целей и задач, осуществляется систематическое планирование, разрабатываются и фиксируются процедуры. В то же время для большинства российских предприятий многие из перечисленных понятий являются новыми и непривычными. Кроме того, для российской промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, в первую очередь, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формализованном подходе к его обучению.

    Такая ситуация, безусловно, создает трудности для внедрения СЭМ на предприятиях. Именно с этим связан значительный потенциал для снижения воздействия на окружающую среду с использованием организационных и малозатратных мероприятий. Например, разработка и соблюдение специальных процедур обращения с опасными веществами реально приводит к предотвращению или сокращению воздействия таковых на окружающую среду и персонал предприятия, а в ряде случаев способствует снижению себестоимости продукции. Кроме того, внедрение СЭМ предоставляет предприятию возможность на примере решения природоохранных проблем опробовать современные подходы к менеджменту, что формирует базу для создания системы менеджмента качества, отвечающей принципам, заложенным в стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000, а также повысить эффективность системы менеджмента в целом.

    2. Ограниченное понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента. В большинстве случаев экологическая (природоохранная) деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая по принципу "на конце трубы". Безусловно, внедрение и эксплуатация средозащитной техники является неотъемлемой частью экологической деятельности, однако во многих случаях превентивный подход, основанный на систематическом анализе производственного процесса как единого целого, может привести к гораздо более продуктивным решениям. Так, оптимизация существующих технологических процессов одновременно с сокращением потерь может потребовать относительно небольших затрат, что приведет в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению экономического эффекта.

    Создание СЭМ во многих случаях также первоначально рассматривается как реорганизация работы отдела по охране окружающей среды. В то же время создание эффективной СЭМ требует от высшего руководства принципиального решения осознания важности такой системы для предприятия, активного участия в ее внедрении, а также развития системы менеджмента в целом. Кроме того, необходимо вовлечение всего персонала в экологическую деятельность организации, увеличение инвестиций в развитие этого направления.

    3. Недопонимание характера стандартов в области СЭМ. Определенные трудности представляет понимание самой природы добровольных стандартов и их соотношения с методами государственного регулирования. Характерным для российских условий является стремление рассматривать их как обязательные, чему в немалой степени способствует позиция (а вернее, отсутствие четкой позиции Министерства природных ресурсов и его региональных органов). То есть, руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ISO серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. Поэтому значительное внимание приходится уделять не только распространению сведений о принципах и конкретных элементах СЭМ, но и разъяснению их добровольного характера. При этом отмечается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий, помимо решения прочих задач, эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

    4. Отсутствие международного признания систем сертификации СЭМ в России. Как следует из статистики, после официальной публикации международного стандарта ИСО 14001 в мире широко развернулись работы по сертификации/регистрации СЭМ. Во многих странах были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов.

    Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом сертификации которых являются СЭМ (или системы управления окружающей средой, согласно ГОСТ Р ИСО 14001-2007). Одна из проблем, с которой столкнулись органы по сертификации этих систем, это признание выдаваемых ими сертификатов органами по сертификации других систем, в частности, зарубежными органами по сертификации и, соответственно, зарубежными потребителями.

    Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб российской экономике, поскольку на российском рынке развертывают свою деятельность зарубежные органы по сертификации, оказывая сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. Отечественные предприятия несут большие расходы по получению зарубежных сертификатов, которые не имеют юридической силы на территории РФ, т.к. не существует взаимного признания отечественных и зарубежных систем сертификации СЭМ и отсутствуют соответствующие международные соглашения.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    6597. Стандарты ИСО, сертификация и система менеджмента качества 34.71 KB
    Цель разработки стандартов – унификация национальных стандартов на продукцию для упрощения и расширения международной торговли. В настоящее время насчитывается более 13 тысяч стандартов ISO
    8261. Другие инструменты экологического менеджмента 1 MB
    Практическая применимость ОЖЦ: Достичь более полного понимания воздействий на ОС рисков и возможностей ответственности; Повысить эффективность взаимоотношений с поставщиками и потребителями; Определить ключевые направления совершенствования продукции и процесса производства; Разработать показатели которые четко отражают возможные воздействия продукции на ОС на протяжении всего ЖЦ; Превратить массив данных о продукционной системе в информацию которая может быть использована для оценки достижений компании анализа...
    2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
    Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
    17836. Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП 28.69 KB
    По результатам проводимых опросов, качества предоставления государственных услуг удовлетворяют очень малое количество процентов населения. Для улучшения механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построенной на надлежащем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг. В настоящее время тема особенно актуальна и требует к себе пристального внимания
    16938. Новые стандарты подготовки специалистов для экономики 1.95 MB
    Красноярск Новые стандарты подготовки специалистов для экономики В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается на порядок повысить показатели инновационной активности в 2-3 раза поднять эффективность экономики в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Среди предпосылок имеющихся в России для реализации этой стратегии следует отметить:...
    6706. Структурированный язык запросов – SQL: история, стандарты, основные операторы языка 12.1 KB
    Структурированный язык запросов SQL основан на реляционном исчислении с переменными кортежами. Язык SQL предназначен для выполнения операций над таблицами создание удаление изменение структуры и над данными таблиц выборка изменение добавление и удаление а также некоторых сопутствующих операций. SQL является непроцедурным языком и не содержит операторов управления организации подпрограмм ввода вывода и т.
    19488. Характеристика современного экологического кризиса 17.64 KB
    Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических ситуаций в мире и в России так или иначе связаны с загрязнением окружающей природной среды Чернобыль кислотные дожди опасные отходы и т. Поэтому понятие загрязнение рассмотрим подробнее. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых жидких и газообразных веществ микроорганизмов или энергий в виде звуков шумов излучений в количествах вредных для здоровья...
    10801. Международные СО 28.65 KB
    Процесс глобализации затрагивает и средства массовой информации В таком интернациональном мире институт связей с общественностью приобретает особую значимость поскольку многие компании проявляют интерес к международной деятельности. Татаринова в своей книге Управление общественными отношениями посвященной актуальным проблемам связей с общественностью определяет международные коммуникации как коммуникации осуществляемые между государствами или затрагивающие государственные интересы1. По мнению Кэролайн Блэк Croline Blck автора...
    11424. Анализ экологического состояния ГНПП «Бурабай» 640.33 KB
    Диаграмма роста численности посетителей Графики изменения содержаний загрязняющих веществ в озерах ГНПП «Бурабай», диаграмма динамики индекса загрязненности вод озер ГНПП «Бурабай», диаграмма показателей количества единиц автотранспорта, въезжающего в курортную зону, диаграмма динамики увеличения объемов выбросов от автотранспорта, диаграмма концентраций вредных веществ в почваз у автомобильных трасс.
    18167. Оценка экологического риска от строящегося объекта 1.05 MB
    Кроме упомянутых причин отрицательного влияния для находящуюся вокруг сферу возле сооружении и эксплуатации проектируемых тем типично шумовое действие для биокомплекса. Заключение данных проблем в увязке с национальным прогнозом для складе единых инженерно-природоохранных исследований с учетом личных оценок влияний дозволяет в комплексе принять решение трудности нормативного капиталом находящейся вокруг сферы и доказать приемлемость встреченных предназначенных выводов с природной точки позиции. Природоохранное подтверждение проектируемой...

    Появление ISO 14000 — серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.

    ЧТО ТАКОЕ ISO 14000

    Стандарты серии ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентированы не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на выполнения требования использовать «наилучшую доступную технологию». Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента — environmental management system, EMS. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии — ISO 14001 — не содержит никаких абсолютных требований к воздействию организации на окружающую среду, однако, организация в специальном документе обязывается соответствовать национальным стандартам.

    Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), на соответствие с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

    Система стандартов должна обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    1. Организационный — через улучшение экологического «поведения» корпораций.
    2. Национальный — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.
    3. Международный — через улучшение условий международной торговли.

    СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ISO 14000

    Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

    • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);
    • инструменты экологического контроля и оценки;
    • стандарты, ориентированные на продукцию.

    В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы:

    Принципы экологического менеджмента

    Принят

    ISO 14001

    Системы экологического менеджмента (EMS) — спецификации и руководство по использованию

    +

    ISO 14004

    EMS — Общие руководство по принципам, системам и методам

    +

    ISO 14014

    Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

    Инструменты экологического контроля и оценки

    ISO 14010

    Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита

    +

    ISO 14011/1

    Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Аудит систем экологического менеджмента

    +

    ISO 14012

    Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов

    +

    ISO 14031

    Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

    Стандарты, ориентированные на продукцию

    ISO 14020 (Серия документов)

    Принципы экологической маркировки продукции

    ISO 14040 (Серия документов)

    Методология «оценки жизненного цикла» — оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

    ISO 14050

    Глоссарий

    +

    ISO 14060

    Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

    СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА — Environmental Management Systems

    Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

    Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные — например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию “оценки жизненного цикла”, которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

    Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

    1. Организация должна выработать экологическую политику — специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

    2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другого вида (например, отраслевые кодексы).

    3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными . Они должны быть основаны на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженности предотвращению загрязнений»), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

    4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

    5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

    6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

    7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

    8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

    9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к постоянному улучшению системы. Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл “план — осуществление — проверка — пересмотр плана”.

    10. Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

    Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

    ДЛЯ ЧЕГО СТАНДАРТЫ ISO 14000 НУЖНЫ ПРЕДПРИЯТИЯМ

    Стандарты ISO 14000 являются “добровольными”. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

    Стандарты могут использоваться и для внешних нужд — чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.

    Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство “третьей стороны” о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация, по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

    Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
    • желание завоевать рынки “зеленых” продуктов;
    • улучшение системы управления предприятием;
    • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

    По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

    Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

    Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность “двойной” сертификации для уменьшения общей стоимости.

    СИТУАЦИЯ В РОССИИ

    Система экологического менеджмента - часть всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. В нашей стране сертификату по стандарту серии ISO 14000 соответствует ГОСТ Р ИСО 14001 - 2007.

    Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг, зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

    Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
    • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
    • подготовка специалистов-аудиторов;
    • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
    • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

    Внедрение системы экологического менеджмента улучшает экологическую обстановку путем перехода от ликвидации последствий нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, сертификат по стандарту ISO 14000 улучшает экономические показатели за счет сокращения финансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO 14000 помогает организации проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений , которые позволяют отслеживать прямые или косвенные воздействия на окружающую среду.

    ПРОБЛЕМЫ ISO 14000

    Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций. С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для “экспорта загрязнений” — переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупция.

    Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость — организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о “постоянном улучшении” и “предотвращении загрязнений” является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения.

    Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна — предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

    Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену “командным” методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что “компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами”. Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

    Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности , а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений “заинтересованных сторон”. С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 (”Руководство по оценке экологических аспектов деятельности”).

    Внедрение системы экологического менеджмента позволяет:

    • снизить : расходы на энергию, воду, ресурсы; риск экологических катастроф; отходы;
    • улучшить : экономические показатели; продукцию в результате изменений в технологическом процессе; имидж компании, как в глазах клиентов, так и заказчиков;
    • оптимизировать систему управления;
    • повысить доверие к компании.

    Требования стандарта ISO 14000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и OHSAS 18000.

    Сертификат по стандартам ISO 14000 выдается сроком на 3 года . Сертификационный центр по запросу проводит проверку, в ходе которой определяется степень соответствия применяемым стандартам на системы качества.

    Международные стандарты ИСО серии 14000.

    Одним из основополагающих стандартов ИСО серии 14000 является МС ИСО 14001 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию" . В России в качестве национального действует ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

    Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

    Стандарт предназначен для целей сертификации системы менеджмента качества окружающей среды предприятий и организаций всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий.

    Рисунок 2.4. Модель менеджмента качества окружающей среды

    Стандарты по управлению окружающей средой "дают возможность организациям создать элементы эффективной системы управления качеством окружающей среды (СУКОС), которые могут быть интегрированы с другими требованиями по управлению организацией, что будет способствовать достижению экологических и экономических выгод" . Однако они не предназначены для создания неценовых барьеров в торговле либо увеличения, либо изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

    Данный стандарт содержит требования к системе менеджмента качества окружающей среды модель, которой представлена на рис. 2.5 (модель взята из описываемого стандарта).

    Основные требования стандарта ИСО 14001.

      активное участие в работах руководства предприятия;

      разработка экологической политики, доведение ее до широкой общественности;

      создание фонда законодательных, правовых и других требований к охране окружающей среды, которые должны соблюдаться предприятием;

      установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды;

      разработка и реализация программы (программ) для достижения целей экологического менеджмента;

      создание, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества окружающей среды, включая обучение персонала, документальное оформление, контроль над процессами и подготовку мер на случай аварийных ситуаций;

      проведение мониторинга и измерений результатов воздействия производственной деятельности на окружающую среду;

      разработка процедур, обеспечивающих предупреждение и исправление любых потенциальных несоответствий в рамках системы;

      периодическое проведение экологического аудита системы;

      анализ системы со стороны руководства предприятия.

    Сертификация системы на соответствие ИСО 14001 осуществляется путем проверки документации на систему менеджмента качества окружающей среды и выхода на объект. Поэтому ИСО 14001 содержит только те требования, которые могут быть действительно объективно проверены.

    ИСО 14004 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения функционирования", как и ИСО 9004, носит рекомендательный характер и предназначен для внутреннего менеджмента качества окружающей среды. Стандарт также содержит рекомендации предприятиям, как эффективнее инициировать разработку, совершенствовать и обеспечивать устойчивое функционирование системы при координации с другими системами управления.

    В стандарте установлено, что система менеджмента окружающей среды - является частью общей системы управления и включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, внедрению, процедуры управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

    Этапы внедрения системы менеджмента качества окружающей среды во многом сходны с внедрением системы менеджмента качества предприятия .

    Система менеджмента окружающей среды должна соответствовать следующим принципам:

      Обязательства и экологическая политика. Организация должна определить экологическую политику и требования к СУКОС.

      Планирование. Необходимо спланировать программу реализации экологической политики.

      Внедрение. Организация должна разработать необходимый и возможный механизм обеспечения достижения целей и задач экологической политики

      Измерения и оценки. Организация должна проводить мониторинг, контроль и проверку характеристик окружающей среды

      Анализ состояния и совершенствования системы. Организация постоянно должна улучшать свою СУКОС в соответствии с поставленными целями по улучшению общих характеристик окружающей среды.

    Внедренная система менеджмента окружающей среды должна быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001.

    2.5. Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000

    Система экологического управления, являясь частью общей системы административного управления предприятия, имеет много общего с системой управления качеством. Это определяет сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и 9000. Различие систем заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, а в стандартах ИСО серии 9000 определены отношения производителей и потребителей продукции и услуг .

    Многие элементы системы качества окружающей среды совпадают с элементами системы качества, установленными ИСО 9001. Прямая связь между отдельными разделами и параграфами стандартов свидетельствуют об их совместимости и наличии многих аналогий при внедрении на предприятии.

    Таблица 2.4. Взаимосвязь стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001

    Элемент ИСО 9001

    Требования ИСО 14001

    Ответственность руководства

      Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества окружающей среды

      Определение требований к ресурсам

      Анализ менеджмента качества окружающей среды со стороны руководства

    Система качества

      Документирование процедур менеджмента качества окружающей среды

    Анализ контракта

    Анализ контракта с позиций охраны окружающей среды

    Управление всеми документам и данными предприятия, относящимися к качеству окружающей среды

    Идентификация продукции и прослеживаем ость

    Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду

    Управление процессами

    Управление процессами, непосредственно влияющими на окружающую среду

    Контроль и испытания

    Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

    Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

    Калибровка оборудования для мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

    Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и др.)

    Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду

    Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране окружающей среды

    Внутренние проверки качества

    Аудит системы менеджмента качества

    Подготовка персонала

    Обучение и повышение квалификации персонала, деятельность которого связана с возможным воздействием на окружающую среду

    Таблица 2.5. Взаимосвязь ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001 (продолжение)

    Код эл-та 9001

    Наименование элемента ИСО 9001

    Требования ИСО 9001

    Требования 14001 ИСО

    Ответственность руководства

      Разработка политики в области качества

      Создание и утверждение структуры организации работ

      Определение ответственности должностных лиц и их полномочий

      Предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала

      Назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству

      Оценка системы качества со стороны руководства

      Разработка экологической политики

      Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды

      Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества ОС

      Обеспечение ресурсами

      Анализ менеджмента ОС со стороны руководства

    Система качества

      Для обеспечения качества д. б. создана система и документация:

      • применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т. е. актуализироваться

        установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям

      Обеспечение эффективного применения документированных процедур и инструкций

      Документирование процедур менеджмента качества ОС

      Планирование работ по реализации экологической политики

    Анализ контракта

    Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком.

    Анализ контракта с позиции ООС

    Управление документами и данными

    Действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята полномочным персоналом, а также имелась в распоряжении персонала на рабочих местах, изымалась, если она устарела или потеряла силу.

    Управление всеми документами и данными предприятия

    Идентификация продукции и прослеживаемость

    Обозначение изделия и возможность определения его пути во время производственного процесса и/или оказания услуг

    Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на ОС

    Управление процессами

    Процессы работы и предоставления услуг должны управляться, контролироваться и документироваться в соответствии с действующими методиками

    Управление процессами, непосредственно влияющими на ОС

    Контроль и испытания

      Подтверждение выполнения заданных требований к продукции

      Необходимые виды контроля, испытаний и регистрации должны быть подробно изложены в документированных процедурах или рабочих инструкциях

      Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики.

      Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам

    Управление контрольным измерительным и испытательным оборудованием

    Организация должна обеспечить, чтобы все средства измерений и оборудование, применяемые при проведении испытаний, калибровки и т. д. были обозначены, аттестованы (поверены) и замаркированы в установленном порядке.

    Калибровка оборудования и мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики

    Управление несоответствующей продукцией

    Любые продукция, работы или услуги, оказываемые клиентам с нарушением установленного порядка и несоответствующие требованиям нормативов, должны быть выявлены. При необходимости отделены от соответствующих нарушений и проанализированы таким образом, чтобы можно было определить целесообразные средства исправления или изъятия.

    Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и т. д.).

    Корректирующие и предупреждающие действия

    Система качества должна содержать методики направленные на прогрессивное улучшение качества продукции, работ и услуг посредством сбора информации о нарушениях и их анализа

    Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на ОС.

    Управление регистрацией данных о качестве

    Должна создаваться система учета и хранения зарегистрированных данных о качестве.

    Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране ОС.

    Внутренние проверки качества

    Аудит качества включает проверку всех элементов качества и их оценки с учетом состояния и важности проверяемой деятельности.

    Аудит системы менеджмента качества.

    Подготовка персонала

    Подготовка и переподготовка всего персонала, влияющего на качество.

    Обучение и повышение квалификации персонал, деятельность которого связана с возможным воздействием на ОС.

    Значительное сходство систем экологического управления и систем качества свидетельствует о возможности распространения накопленного опыта и инструментария в области управления систем качества продукции на сравнительно новую предметную область - экологическое управление .