Ввоз товаров из за границы для реализации. Как импортировать товары из-за границы? Поэтапное развитие бизнеса импорта товаров

Все больше компаний приобретают товары за рубежом и в дальнейшем реализуют их на внутреннем рынке РФ. Потому вопросы бухгалтерского и налогового учета импорта товаров не теряют своей актуальности. Основные вопросы импорта товаров в 2018/2019 гг. рассмотрим в нашей статье.

Как формируется себестоимость импортных товаров?

Как известно, товары принимаются к учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Важно обратить внимание, что при импорте товаров, как правило, появляются дополнительные затраты в виде таможенных пошлин, сборов, а также иных платежей, уплачиваемых посредникам за таможенное оформление товаров. Все эти расходы также включаются в себестоимость импортных товаров (п. 6 ПБУ 5/01).

Не менее важным является и правильное определение учетной стоимости товара по договору с иностранным поставщиком, т. е. пересчет в рубли стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте. Напомним, что стоимость товаров отражается в рублях по курсу, действующему на дату их принятия к учету (п. 6 , п. 9 ПБУ 3/2006). В случае приобретения товаров в счет перечисленной ранее предоплаты поставщику, стоимость товаров фиксируется по курсу, действующему на дату предоплату, а в части, не покрытой предоплатой, — по курсу принятия товаров на учет. Читайте отдельный материал об особенностях формирования рублевой оценки приобретаемых ценностей по договорам в валюте, в том числе в счет .

Налоговый учет импорта товаров

Порядок формирования фактической себестоимости импортных товаров в налоговом учете аналогичен рассмотренному выше. При этом конкретный состав расходов, учитываемых в стоимости приобретаемых товаров, организации целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Бухгалтерский учет импорта товаров: пример в проводках

05.12.2018 организация приобрела партию товаров стоимостью по договору 10 000 долл. США. Право собственности на товары перешло в этот же день. Таможенный сбор составляет 15 000 руб. Таможенная пошлина - 15%. Исчисленный НДС на таможне по курсу на 05.12.2018 составил 137 545 руб. (10 000 * 66,4467 * 1,15 * 0,18). Услуги посредника за таможенное оформление 141 600 руб. в т.ч. НДС 18%. Оплата за товар произведена в полном размере 11.12.2018. Курс долл. США на 05.12.2018 - 66,4467, на 11.12.2018 - 66,2416.

Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
05.12.2018 оприходованы импортные товары
(10 000 * 66,4467)
41 «Товары» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 664 467
Исчислен таможенный НДС 19 «НДС по приобретенным ценностям» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 137 545
Отражен таможенный сбор по импортным товарам 41 76 15 000
Отражена таможенная пошлина по импортным товарам (10 000 * 66,4467 * 0,15) 41 76 99 670
Отражены услуги посредника по таможенному оформлению импортного товара 41 60 120 000
Учтен НДС по услугам посредника 19 60 21 600
НДС принят к вычету
(137 545 + 21 600)
68 «Расчеты по налогам и сборам» 19 159 145
11.12.2018 оплачена задолженность за импортный товар
(10 000 * 66,2416)
60 52 «Валютные счета» 662 416
Отражена курсовая разница по расчетам с иностранным поставщиком
(10 000 * (66,2416 — 66,4467))
60 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» 2 051

НДС, уплаченный на таможне, принимается к вычету после принятия на учет импортных товаров (

Импорт товаров начинается с заключение внешнеторгового контракта

Импорт товаров — процедура

Импорт товаров — вид внешнеэкономической деятельности, которая начинается с оформления .

Пересечение границы

Для импорта товаров предусмотрено обязательное таможенное оформление. Присутствует ряд вариантов документального сопровождения.
В том случае, если компания ввозит товары в своей собственности, оформляют таможенную декларацию.
Договор купли-продажи, по которому компания приобретает права на товар, — не основание для перемещения товаров. Компания проходит все таможенные процедуры, засчитывает платежи в бюджет и перевозит товар.
Если основанием для перевозки товаров является договор с контрагентом, также оформляют таможенную декларацию. Но придется еще и предъявлять копии платежных документов (грубо говоря, чеки).

Бывает так, что ФТС отказывает компании в оформлении товара на границе. Формальный повод для этого — контракт заключен между 2 чисто российскими компаниями. Внешнеэкономической деятельностью здесь и не пахнет (вот таможня и капризничает). 
Тогда обязательно обратиться в суд. Ведь отказ таможни проводить контракт ограничивает право собственности владельца и право распоряжаться собственным товаром. Речь о статье 208 закона № 311-ФЗ.

С течением времени прослеживается стабильный рост объёма ввозимых из-за рубежа товаров (и инвестиций) в нашу страну. Это объясняется как растущим спросом отечественных потребителей, так и большой привлекательностью цены и качества данных товаров. Поэтому сегодня мы решили рассмотреть вопрос импорта товаров в Россию.
Совершая оптовые закупки товаров за границей (в рамках Евросоюза), можно заработать больше 100% прибыли. К примеру, многие марки автомобилей здесь обходятся в два раза дешевле (с учётом растаможки), чем на внутреннем рынке. Ещё один плюс – разнообразные скидки, которые являются неотъемлемой частью оптовых закупок.
Ещё один немаловажный момент заключается в том, что, приобретая товар у прямого европейского производителя, покупатель оберегает себя от подделок. Он получает настоящие брендовые товары из первых рук. Но это ещё не всё. Такое явление как инфляция, пребывающая в нашей стране в процессе непрерывного роста, стоит на стороне покупателя и является одним из факторов выгодности приобретения товаров за рубежом.
Так, в Литве или Польше цены не изменяются практически никогда, в то время как система скидок постоянно развивается. Цены на продовольственные товары стоят в этих странах примерно на 20% дешевле, чем в России. С учётом отечественной инфляции, разрыв будет только увеличиваться с течением времени. В странах Европы очень выгодно делать закупки российским и белорусским предпринимателям. Согласно статистике, в прошлом году был отмечен значительный рост ввоза товаров в Россию из Франции.
Отметим, что приобретённые за границей товары весьма выгодно хранить на территории Калининградской области. Она граничит с двумя европейскими странами, что также удобно, а в случае растаможивания товара здесь можно сэкономить оборотные средства (при условии произведения оплаты НДС и пошлин непосредственно при реализации товара).
Ещё одним бесспорным преимуществом такого бизнеса является возможность работы с заказчиками всех стран и континентов. Особо крупных инвестиций здесь не требуется, нужно лишь обладать дипломатическими навыками, коммуникабельностью и малой толикой удачи.

Но не стоит забывать и про азиатский рынок, растёт постоянно и главное не требуется очень больших затрат для старта бизнеса.
Чтобы занять своё место в нише импорт-бизнеса, важно определиться с рядом следующих вопросов:
1. Что и где покупать?
2. Как отыскивать поставщиков и на каких условиях сотрудничать с ними?
3. По какому маршруту перевозить и как растаможивать товары?
4. Как просчитывать себестоимость?
Помимо этого от предпринимателя потребуется знание нормотивно-правовой базы, которая управляет всеми процессами ввоза заграничных товаров. Что же касается непосредственного начала, то можно «стартовать» прямо из дома, имея под рукой телефон и доступ в Интернет. Первый этап работы потребует поиск и заключение полезных связей, контактов. Параллельно позаботьтесь о создании бланков и визитных карточек.
Второй этап – выбор товара для его последующего импортирования. Данный вопрос вам помогут решить российские посольства за границей. Через них вы можете получить исчерпывающую информацию о распространителях, и компаниях с высокой репутацией и платёжеспособностью. Не бойтесь брать штурмом Интернет на предмет мониторинга цен европейских интернет-магазинов, активно пользуйтесь почтовой рассылкой. Анализ европейского рынка в целом будет также нелишним.
Кроме того, важно заручиться поддержкой банка, занятого в сфере международного бизнеса. Он обеспечит вас полезной информацией касательно зарубежных рынков. Отыскав надёжного производителя и наладив прочные деловые связи, заключайте договор о поставках, и смело начинайте торговую деятельность.
После закупки первой партии товара, вам понадобится решить вопрос его транспортировки в Россию. На данный момент существует несколько классических видов перевозки:
- автомобильные;
- железнодорожные;
- авиаперевозки;
- мультимодальные перевозки.
Каждый из представленных видов имеет свои сроки осуществления. Особое значение имеет территориальное расположение пункта отправки и назначения. Помимо услуг перевозки, некоторые фирмы могут также обеспечить сопровождение и страхование груза, оформить таможенные документы, осуществить консалтинг.
Для примера: отправка груза из Франции наземным транспортом (автомобиль) займёт порядка семи дней. Из Бельгии – пять-шесть дней и услуги таможенного оформления. Транспортировка груза по воздуху составляет около 3 дней и подразумевает сопровождение и охрану, а также консалтинг. Автоперевозки на сегодняшний день занимают первое место по популярности. Более 40% грузов, доставляемых в Россию из стран Европы, перевозятся именно на автомобилях. Разумеется, все приведённые выше данные имеют приблизительный характер. Теперь углубимся в вопрос более детально.
Под импортом в России подразумевают определённый таможенный режим, характеризуемый в документах как «выпуск для внутреннего потребления». Сам термин «импорт», не смотря на своё широкое распространение во всех областях, ни разу не упоминается в Таможенном Кодексе РФ.
Импорт товара характеризуется как ввоз из-за границы некоего имущества с целью последующей его продажи на внутреннем рынке государства, в которое осуществляется ввоз. Торговые операции этого рода контролируются международными соглашениями. За таможенное оформление отвечает Таможенный кодекс. Под его контроль попадают все категории товаров, за исключением тех, которые используются в международных перевозках. Всё, что можно отнести к категории «товар», требуется вносить в декларацию при пересечении государственных границ.
Деятельность по импорту товаров в РФ начинается с заключения соответствующего внешнеэкономического договора с зарубежным продавцом (производителем) и с создания в банке специального паспорта сделки. Кроме того, необходимо сертифицировать все импортируемые товары, произвести их растаможивание и оплату налогов.
Растаможка (также известная как таможенная чистка) подразумевает оформление специальных платежей и соответствующих документов. Также вам нужно будет предоставить органу контроля документы, подтверждающие основания ввоза товаров и его условия. Сюда входят договора о поставках, накладные, счета-фактуры, сертификаты и ГТД (грузовая таможенная декларация).
К заполнению последней нужно подойти с особым вниманием, поскольку это самый важный процедурный документ. При ввозе товаров используются декларации форм ТД3 и ТД4 (для проведения одного и нескольких товаров соответственно). Для их правильного заполнения можно воспользоваться специальной инструкцией.
Помимо ГДТ вам следует предоставить таможенному органу декларацию о таможенной стоимости товаров и документы, подтверждающие заявленные в декларации данные. Наконец, вы будете обязаны пройти на таможне валютный контроль, если совершаете импорт в крупных размерах. Когда сумма контракта составляет более 5000 долларов США, предприниматель обязан предоставить паспорт сделки, который в подобных случаях оформляется в качестве дополнения к контракту.
Полный список документов, требуемых для проведения таможенных процедур, приведён в приказе Федеральной таможенной службы РФ (№ 536, от 25 апреля 2007 г).
Таможенные платежи и пошлины - одни из важнейших аспектов импорта товаров. Абсолютно все товары, перевозимые через таможенные зоны России, облагаются налогами. Статьи 20-24 Закона «О таможенном тарифе» раскрывают все методы расчёта таможенной стоимости товаров. Наиболее часто используется метод расчёта по цене сделки с товарами. Оплачивать таможенную пошлину можно иностранной валютой (по курсу ЦБ РФ на момент оплаты) или же в рублёвом эквиваленте. Объём таможенной пошлины на импорт товаров определяется непосредственно правительством РФ на основе кодов товарной номенклатуры.
Действующий на данный момент размер таможенного тарифа утверждён Приказом правительства РФ № 718 от 27 ноября 2006 г. (редакция от 5 февраля 2008). Законодательством предусматривается ряд случаев, когда могут быть использованы тарифные льготы, вплоть до полного освобождения от выплат.
Вторым моментом после таможенной пошлины, которому следует уделить внимание, являются таможенные платежи. Сюда можно отнести таможенные сборы, акцизы и НДС. Таможенные платежи необходимо оплачивать строго в те сроки, когда подаётся таможенная декларация или не позднее двух недель после предоставления товара в таможенный орган. За несоблюдение сроков могут быть введены штрафные санкции.
В статье № 357 п.9 Таможенного кодекса РФ указан список товаров, которые не облагаются таможенными сборами. Акцизные таможенные сборы и налоги в свою очередь выплачиваются полностью, в случае если товар отправляется в свободный оборот.
Там образом, чтобы не вызвать дополнительные проблемы при ввозе товаров, со всей ответственной подойдите к составлению (заполнению) документов. Это в разы ускорит процесс получения груза, что в свою очередь, сделает ваш бизнес более успешным.

Многие торговые компании приобретают товары за рубежом. Поскольку покупка импортной продукции, как правило, сопровождается длительными процедурами транспортировки и таможенного оформления, на практике довольно часто возникает вопрос: как корректно сформировать в учете себестоимость этого товара? Ответ на этот вопрос нашла Яна Лазарева.

Для правильной организации учета импортных товаров, в том числе принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне, ключевое значение имеет момент перехода права собственности.

К сожалению, при подписании внешнеторговых контрактов стороны иногда оставляют без внимания этот пункт договора, ограничиваясь определением базисных условий поставки Инкотермс (свод международных правил, признанных по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов).

Базисные условия поставки - это специальные условия, распространяющиеся на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров, среди прочего они определяют момент перехода рисков случайной гибели и повреждения товаров, распределение расходов, принятие товаров, обязательства по страхованию при перевозке.


На практике для сближения бухгалтерского и налогового учета транспортно-заготовительные расходы обычно включают в фактическую себестоимость товаров, поскольку Налоговый кодекс относит эти траты к прямым.


Вместе с тем, переход права собственности на товар не урегулирован ни правилами толкования торговых терминов Инкотермс, ни положениями международного права, а именно Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980 г.). Для решения этого вопроса статья 7 Конвенции отсылает нас к нормам национального права, которое, в свою очередь, предоставляет сторонам возможность самостоятельно закрепить в договоре - правом какой страны (поставщика или покупателя) будет регулироваться сделка (). При отсутствии этого условия к договору применяется право страны поставщика (). При таком подходе для принятия товара к учету российскому покупателю предстоит ознакомиться с законодательством страны, в которой товар заказан. Стоит отметить, что такой подход может привести к спорам с ревизорами, которые, вероятнее всего, предпочтут руководствоваться российским законодательством при проверке правомерности вычета «ввозного» .

Получается, что лучше все-таки заранее определить условие о переходе права собственности, сделать это можно тремя способами.

Во-первых, посредством прямого указания места и времени перехода соответствующего права.

Во-вторых, через нормы применяемого права, которые регулируют отношения между сторонами сделки.

И, в-третьих, указав в соглашении, что момент перехода права собственности на товар приравнивается к моменту перехода риска случайной гибели товара, согласно правилам Инкотермс.

На практике «учетные проблемы» у бухгалтера обычно возникают в случаях, когда право собственности на товар переходит к российскому покупателю задолго до фактического поступления продукции на его склад, например, в момент отгрузки иностранным поставщиком перевозчику. Получается, что компания становится собственником товара, который пока находится в пути. При этом фирма продолжает нести расходы, непосредственно связанные с приобретением этой продукции, вплоть до ее доставки на склад. Как же правильно сформировать себестоимость импортного товара в бухучете и величину прямых расходов в налоговом учете

Себестоимость в бухучете

В результате внешнеторговой сделки, российская компания понесет ряд расходов, которые предстоит корректно отразить в учете. В числе наиболее распространенных затрат можно выделить: контрактную стоимость самого товара, накладные расходы, не включенные в контрактную стоимость, таможенные пошлины и иные траты.

Правила отражения в бухучете данных о материально-производственных запасах, к которым относятся и товары, установлены (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н).

Продукция, право собственности на которую перешло к организации-покупателю, принимаются ею к бухучету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату признается сумма фактических затрат на покупку, за исключением НДС (п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01).

В свою очередь, к фактическим затратам относятся, в частности: суммы, уплачиваемые в соответствии с внешнеторговым контрактом иностранному поставщику, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) - затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая затраты по страхованию (при условии, что эти затраты не включены в цену товара) и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товара (в том числе вознаграждение таможенному представителю за таможенное оформление).

А в состав ТЗР, перечень которых является открытым, входят в числе прочего такие расходы как: затраты по погрузке товаров в автомобиль и их транспортировка, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих товаров согласно договору и плата за хранение продукции в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях (п. 70 Методических указаний).


«Учетные проблемы» у бухгалтера обычно возникают в случаях, когда право собственности на товар переходит к российскому покупателю задолго до фактического поступления продукции на его склад, например, в момент отгрузки иностранным поставщиком перевозчику.


Замечу, что порядок учета ТЗР является элементом учетной политики ( », утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н). Фирма вправе самостоятельно выбрать, каким образом учитывать такие траты: включать в фактическую себестоимость или отражать в составе расходов на продажу текущего месяца (п. 13 ПБУ 5/01).

На практике для сближения бухгалтерского и налогового учета ТЗР обычно включают в фактическую себестоимость товаров, поскольку Налоговый кодекс относит эти траты к прямым.

Хозяйственные средства признаются активами компании (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). А суммы, уплаченные за товары, находящиеся в пути, должны быть отражены в бухучете на счетах расчетов как дебиторская задолженность (п. 10 Методических указаний).

Получается, что импортный товар необходимо принять к учету в момент, когда к российскому покупателю перешли связанные с ним риски и выгоды, что происходит обычно одновременно с переходом права собственности.

По собственному усмотрению фирма может отражать поступление продукции с использованием счета 41 «Товары» или счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Выбранный метод организация закрепляет в своей учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, Инструкция по применению Плана счетов).

Как правило, бухгалтеры отказываются от применения счетов 15 и 16, организуя на счете 41 аналитику, позволяющую получать всю необходимую информацию о передвижении товара с момента перехода права собственности и до момента поступления товара на склад.

Правила и исключения

Общее правило гласит: фактическая себестоимость товаров, в которой они приняты к бухучету, не подлежит изменению (п. 12 ПБУ 5/01). Однако из любого правила есть исключение. Так, согласно пункту 26 ПБУ 5/01, товары, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, учитываются в бухучете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости (Письмо Минфина РФ от 26.12.2011 г. № 07-02-06/256).

Следовательно, себестоимость импортной продукции может уточняться вплоть до фактического поступления товара на склад компании или отгрузки их покупателю, минуя склад фирмы.

Вместе с тем, нельзя исключить ситуацию, при которой документы по расходам, подлежащим включению в себестоимость (на практике это касается в основном ТЗР), поступят в организацию после оприходования товара на склад, а то и вовсе после его реализации. Допустим, все описанные действия произошли в течение календарного года. В этом случае большинство бухгалтеров отнесут «опоздавшие» затраты на счет 44 «Расходы на продажу» с дальнейшим раскрытием их по строке «Коммерческие расходы» Отчета о финансовых результатах.


Общее правило гласит: фактическая себестоимость товаров, в которой они приняты к бухучету, не подлежит изменению. Однако из любого правила есть исключение...


Если по условиям учетной политики организация формирует фактическую себестоимость с учетом ТЗР, то, по моему мнению, необходимо произвести корректировку фактической себестоимости товара и себестоимости продаж, если продукция была реализована. Так можно обеспечить применение вышеуказанного учета.

Кроме того, отнесение «опоздавших» затрат на счет 44 с дальнейшим раскрытием их по строке «Коммерческие расходы» Отчет о финансовых результатах может привести к искажениям показателей бухгалтерской отчетности. Ведь фактическая себестоимость признается расходом по обычным видам деятельности и формирует себестоимость продаж (Дебет 90, субсчет 90-2 Кредит 41; , утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н). А, значит, подлежит раскрытию по строке «Себестоимость продаж» Отчета о финансовых результатах.

Для отражения в бухучете «опоздавших» затрат допустимо применять счет 44, если информация о таких расходах будет раскрыта в отчетности в соответствии с требованиями действующего законодательства (то есть, по строке «Себестоимость продаж»). Для этого целесообразно организовать обособленное ведение учета таких расходов, например, на отдельном субсчете или путем ведения соответствующей аналитики по счету 44. Способ учета этих расходов можно раскрыть в учетной политике организации.

И в налоговом учете

Порядок определения расходов по торговым операциям регламентирован , согласно которой к прямым тратам относятся: стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном периоде, и траты на доставку купленной продукции до склада заказчика.

К косвенным относятся все остальные расходы, осуществленные в текущем месяце.

К сожалению, законодатель не раскрыл конкретный перечень работ и услуг, включаемых в . Поэтому обратимся к институтам, понятиям и терминам иных отраслей права ().

Судебная практика допускает определение состава транспортных расходов исходя из расшифровки видов услуг по ОКВЭД (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2004 г. № Ф03-А51/04-2/3629). В свою очередь, раздел «Транспорт и связь» ОКВЭД (ОК 029-2001, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст), включает подраздел 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», в котором выделены следующие виды услуг, как то, например, «Транспортная обработка грузов и хранение (в том числе погрузка и разгрузка грузов независимо от вида транспорта, используемого для перевозки)» и другие.


Судебная практика допускает определение состава транспортных расходов исходя из расшифровки видов услуг по ОКВЭД...


Таким образом, организация сможет отнести к прямым расходам не только оплату транспортных услуг за перевозку товаров, но и оплату услуг контрагентов по погрузке и выгрузке продукции, а также оплату за временное хранение груза. Правомерность такого подхода подтверждают служители Фемиды (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2004 г. № Ф03-А51/04-2/3629). Согласны с этим и чиновники. Так, финансисты полагают, что к транспортным расходам относятся, в частности, траты на хранение товаров во время таможенного оформления, за пользование вагонами в период транспортировки и в период таможенного оформления, расходы по оплате вынужденного простоя вагонов в период таможенного оформления, комиссионное вознаграждение экспедиторам, осуществляющим доставку товаров. (п. 5 Письма Минфина РФ от 11.11.2004 г. № 03-03-01-04/1/105).

Финансовое ведомство допускает и включение в состав прямых расходов по торговым операциям суммы уплаченных ввозных таможенных пошлин и сборов при условии, если такой порядок формирования стоимости предусмотрен учетной политикой (Письмо Минфина РФ от 29.05.2007 г. № 03-03-06/1/335).

При этом расходы по страхованию не участвуют в формировании стоимости товаров, а учитываются в составе косвенных расходов текущего отчетного периода ( , ). К косвенным расходам также относятся затраты на услуги по предпродажной подготовке товара, например расходы на упаковку, наклейку радиозащитных этикеток (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 г. № 03-03-06/1/465).

Транзитная торговля

Отдельного внимания заслуживает вопрос о налоговом учете расходов на доставку импортного товара при транзитной торговле. Вернемся к нормам , где прямо предусмотрено отнесение к прямым расходам затрат на транспортировку покупных товаров до склада покупателя. Однако при транзитной торговле товар поступает на склад конечного потребителя, минуя склад самого покупателя. Все сказанное позволяет предположить, что расходы на доставку при транзитной поставке организация вправе признать единовременно в составе косвенных расходов. Однако подобное вольномыслие может привести к налоговым спорам, подтверждением чему служит арбитражная практика.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 года по делу № КА-А40/2563-11 предметом судебного разбирательства между инспекцией и организацией стали расходы по доставке автомобилей на склад дилера. Контролеры отнесли эти расходы к прямым и настаивали, что в соответствии со статьей 320 НК РФ, эти траты подлежали учету исходя из среднего процента за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Организация учла спорные расходы в составе косвенных. Материалами дела установлено, что товары приобретались организацией на условиях CIF Ханко (Финляндия) и CIF Палдиски (Эстония). А в соответствии с договорами, заключенными организацией, поставка осуществлялась до склада дилера. При этом доставка производилась с таможенного склада Ханко в Финляндии или Палдиски в Эстонии без отгрузки на склады организации. Суд отметил, что в этой ситуации к прямым расходам не относятся транспортные траты, связанные с реализацией товара, понесенные в связи с доставкой товара до склада дилера. Поэтому позиция налоговиков признана неправомерной.

Также примечателен спор, который рассматривался ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26 октября 2012 года по делу № А27-1294/2012. Основанием для доначисления налога на прибыль явился вывод инспекции о неправомерном включении фирмой в расходы, уменьшающие базу по , прямых расходов в завышенном размере за счет включения в расчет среднего процента стоимости реализованных транзитных товаров. Проанализировав положения статей 268, 320 НК, суды исходили из того, что транспортные расходы транзитного товара не могут относиться к прямым, как не связанные с доставкой их на склад фирмы. Такие транспортные расходы учитываются в качестве косвенных затрат и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.

Послесловие

Подводя черту под вышеизложенным, выделим основные моменты, которые необходимо принимать во внимание бухгалтеру торговой компании (импортера):

1) согласование с иностранным поставщиком и внесение во внешнеторговый контракт условия о переходе права собственности на товар;

2) установление в учетной политике для целей бухгалтерского учета:

  • способа учета транспортно-заготовительных расходов (для сближения с налоговым учетом целесообразно включать данные затраты в фактическую себестоимость товаров);
  • способа учета поступления товаров (в случае применения для этих целей счета 41 целесообразно раскрыть аналитику или субсчета, которые будут использованы для организации учета);

3) установление в учетной политике для целей налогового учета (для сближения бухгалтерского и налогового учета):

  • перечня прямых расходов, связанных с приобретением товаров (в части затрат, относимых к транспортным расходам). В числе таких затрат можно указать, например, затраты на погрузку и разгрузку товаров, вознаграждение таможенных представителей за услуги по таможенному оформлению. Иные виды затрат определяются с учетом особенностей организации транспортировки товара;
  • способа учета ввозных таможенных пошлин и сборов путем их включения в состав прямых расходов.

Ну и, наконец, поскольку нормативно-правовые акты по бухучету и НК РФ предусматривают различные способы учета в отношении отдельных расходов (например, расходов на страхование), возможно не удастся избежать возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Как следствие, станет неизбежным применение .

Яна Лазарева , для журнала «Расчет»

Руководство по НДС для экспортеров и импортеров

Как заплатить экспортный и импортный НДС на таможне. Чем подтвердить экспорт и как возместить уплаченный НДС. В чем отличие экспорта работ или услуг от экспорта товаров. Экспортные и импортные операции со странами Таможенного союза.

Как импортировать товар оптом из-за границы? Оптовый импорт товаров из Европы

В последнее время импорт зарубежных товаров, как в прочем и инвестиций увеличивается. Объясняется это не только возросшими потребительскими потребностями населения, но и тем, что импортные товары имеют большую привлекательность для отечественного потребителя по цене и качеству.

Закупая товар за границей, например в Европе, можно получить прибыль более 100%. Многие модели автомобилей будут, как минимум, в два раза дешевле, если их закупать в Европе и растамаживать, чем приобретенные на внутреннем рынке. Кроме того, оптовая закупка может обеспечить вас разного рода скидками, сейчас это весьма распространенный рекламный ход.

Еще одним преимуществом оптового шопинга в Европе является возможность уберечь себя от подделок, покупая брендовые товары непосредственно у производителя. Другим фактором выгодности покупки является инфляция, от которой цены тоже в зависимости. В России темпы инфляции достаточно высоки, как бы ни пыталось их скрыть наше правительство.

Например, в Польше и Литве цены практически стоят на месте, также в этих государствах великое множество различных скидок. Продовольственные товары там стоят на 15-20% дешевле, значительно ниже, чем у нас цены на бытовую технику. Белорусам выгоднее отовариваться там. Да и российские предприниматели также получат свою прибыль.

Следует отметить, что выгодной площадкой для хранения товаров является Калининградская область. Выгоден ввоз автомобильных аксессуаров из этих стран, они там примерно на треть дешевле. Этому способствует наличие общих границ с двумя странами Европы. Товар может быть растаможен на Калининградскую область, что даст возможность сэкономить оборотные средства, производя оплату пошлины и НДС только при фактической реализации товара.

Еще одно преимущество импорт-бизнеса в возможности престижной работы с клиентами и поставщиками всех континентов. Этот бизнес не требует огромных инвестиций, достаточно иметь такие качества как дипломатичность, коммуникабельность плюс смекалка и немного удачи. Статистические данные за прошедший год отметили рост импорта товаров из Франции в Россию.

Для того чтобы начать столь выгодный бизнес в сфере импортирования товаров, необходимо ответить на ряд вопросов: какой товар и где закупать, как искать и работать с поставщиками, как перевозить и растамаживать товары, просчитывать себестоимости. Ко всему прочему, необходимо изучить всю нормативно - правовую базу, регулирующую процесс ввоза товаров в Россию. Начать подобный бизнес, можно сидя дома и имея под рукой телефон, компьютер и интернет. Затем создайте визитные карточки и фирменные бланки, которые будут представлять вас до установления личных связей. Поиск связей и контактов на этом этапе работы занимает ключевую позицию.

Следующая задача: определиться с видом товара для импортирования . Кстати, в решении этого вопроса могут помочь консульства и российские посольства за границей. Они могут дать информацию о дистрибьюторах, дать сведения о репутации и платежеспособности тех или иных компаний. Не пренебрегайте возможностями Интернета, при необходимости, воспользуйтесь почтовой рассылкой. Познакомьтесь с ценами интернет - магазинов, предлагающих покупать товары непосредственно в Европе.

Важно также провести предварительные исследования европейского рынка. Еще один важный момент работы – заключение договора с банком, занимающимся международным бизнесом. В банке вы также сможете получить для себя ценную информацию о зарубежных производителях и рынках. Установив деловые связи и контакты, найдя надежного производителя, смело заключайте договор, и, вперед в плавание по морю торговли.

Закупив необходимый товар, вы сталкиваетесь с вопросом его доставки в Россию . Сегодня существуют следующие виды перевозок: автомобильные, железнодорожные, авиа и мультимодальные. Каждому виду перевозки соответствуют свои сроки, значение имеет также то, из какой страны перевозится товар. Кроме непосредственной перевозки груза ряд фирм в стоимость перевозки включает дополнительные услуги, такие, как страхование и сопровождение грузов, таможенное оформление груза, консалтинг.

Например, перевозка груза из Франции в Россию на автомобиле может составить 5- 7 дней, из Бельгии 5-6 дней плюс услуги по таможенному оформлению груза. Перевозка авиационным транспортом составит 2-3 дня плюс сопровождение, охрана, консалтинг. Наиболее популярны сегодня автоперевозки. Около 40% грузов перевозятся из Европы в Россию именно автомобильным транспортом. Все вышесказанное, что называется «в общих чертах».

А теперь рассмотрим тему более детально. Под понятием «импорт» в Российской Федерации понимается таможенный режим, который называется «выпуск для внутреннего потребления» (ранее применялся термин «выпуск в свободное обращение»), следует отметить, что столь широко применяемый термин, как «импорт» в Таможенном кодексе Российской Федерации вообще не используется.

Импорт товаров - это ввоз для дальнейшей реализации товаров на внутреннем рынке на таможенной территории государства . Данные торговые операции регулируются международными соглашениями. Таможенное оформление товаров регулирует Таможенный кодекс Российской Федерации. Под таможенный контроль попадают любые товары, за исключением товаров, используемых в международных перевозках. Все, что перевозится через границу и относится к категории «товар», подлежит обязательному декларированию.

Чтобы начать коммерческую деятельность по ввозу товаров в Россию необходимо заключить внешнеэкономический договор с иностранным продавцом или производителем , создать в банке паспорт сделки, произвести сертификацию импортируемых товаров, выполнить процедуры по растаможке товара, оплатить необходимые пошлины.

Растаможка товара или так называемая таможенная чистка включает в себя оформление ряда документов и таможенных платежей. Вы должны будете также представить контролирующему органу пакет документов, удостоверяющих условия и основания импорта товаров, состоящий из счетов – фактур, накладных, договора поставки, сертификатов качества, грузовой таможенной декларации (ГДТ).

Следует обратить внимание на правильность заполнения грузовой таможенной декларации - это очень важный момент процедуры таможенной чистки товара. При ввозе товаров используются формы деклараций ТДЗ (для заявления сведений об одном товаре) и, дополнительно, форма ТД4 (при заявлении сведений о двух и более товарах). Существует инструкция по заполнению вышеуказанных таможенных деклараций. Кроме грузовой таможенной декларации необходимо предоставление декларации таможенной стоимости товара, а также ряд документов, удостоверяющих указанные в ней данные.

Более подробно с перечнем документов, предоставляемых для таможенного оформления товаров можно ознакомиться в приказе Федеральной таможенной службы России за № 536, от 25.04.2007. Кроме того, вам придется пройти обязательный валютный контроль, который проводят таможенные службы Российской Федерации при проведении крупной операции по импорту на таможне. Если сумма контракта превышает 5 000 долларов США, вы обязаны предъявить паспорт сделки, оформляемый в таких случаях в дополнение к контракту .

Важным аспектом экономической деятельности, связанной с ввозом товаров, являются таможенные пошлины и платежи. Начнем с того, что все товары, перемещаемые через таможенные рубежи Российской Федерации, облагаются таможенными пошлинами и налогами. Налоговой базой для исчисления суммы пошлины является таможенная стоимость товаров и их количество.

Методы исчисления таможенной стоимости товара описаны в статьях 20-24 Закона «О таможенном тарифе» . Чаще всего применяется метод определения таможенной стоимости по цене сделки с товарами. Оплата таможенных пошлин возможна как в рублях, так и в иностранной валюте, в соответствии с действующим курсом валют по данным Центрального банка Российской Федерации. Размер ввозной таможенной пошлины устанавливается правительством РФ в соответствии с кодом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Действующий сегодня размер Таможенного тарифа утвержден Правительством РФ за №718 от 27.11.2006 (новая редакция от 05.02.08). Российское законодательство предусматривает случаи как полного освобождения от уплаты таможенной пошлины, так и тарифные преференции и льготы. Помимо таможенной пошлины, существуют таможенные платежи. К ним относятся акцизы и таможенные сборы, а также налог на добавленную стоимость (НДС). Все таможенные платежи должны быть уплачены в те же сроки, что и предоставлена ГТД или не позднее 15 дней с момента предъявления товара таможенному органу. Кстати, со сроками шутить не стоит, за их несоблюдение предусмотрены штрафные санкции.

Существует три вида таможенных сборов: за таможенное оформление, сопровождение и хранение. Существует перечень товаров, освобожденных от таможенных сборов, он указан в ст. 357.9 Таможенного кодекса РФ. Акцизные таможенные сборы и налог на добавленную стоимость уплачиваются в полном объеме, если товар идет в свободное обращение. Предусмотрены случаи, когда суммы акциза также подлежат налоговому вычету.

Поэтому, чтобы при импорте товара возникло как можно меньше проблем, следует внимательно отнестись к правильности составления и заполнения всех необходимых документов. Это значительно повысит скорость получения груза и, соответственно, успешность вашего бизнеса.