Должностная инструкция по бережливому производству. Инструкции специалиста по бережливому производству Название должности при внедрении бережливого производства

Менеджер (специалист) по организации бережливого производства . Концепция производственного менеджмента, в основу которой положены методы Lean по устранению всех видов потерь, организации производственных процессов с высоким уровнем создания ценности, по изготовлении продукции с «нулем» дефектов и др., уже более полувека эта концепция рассматривается многими мировыми компаниями как главный принцип работы. Специалисты в так называемом «бережливом производстве» считаются крайне редкими и востребованность их на рынке чрезвычайно высока. При этом российские компании отдают предпочтение перекупке опытных Lean-специалистов зарубежных (европейских, американских) фирм, которые не всегда заслуженно считаются хорошими профессионалами в области внедрения бережливого производства. При этом их привлекают часто для решения узких задач, проведения конкретного проекта (модернизации производственного подразделения, внедрение производственной линии и т.д.). Многие российские фирмы рассматривают Lean в качестве всеобъемлющего средства для решения текущих проблем, но не в качестве долговременного проекта.

Концепция бережливого производства рассматривает любое область менеджмента с точки зрения оптимизации процессов силами всех работников компании. В этой особенности подхода скрывается комплексные требования к менеджеру «бережливого производства» специалист в данной сфере должен совмещать в себе навыки тренера и руководителя, специалиста по планированию и аналитика, тактика, умеющего идти по пути реализации стратегических целей и стратега, владеющего навыками оперативной работы. По большому счету «бережливое производство» - это технологическая философия, выражаемая на практике людьми, творчески подходящими к устранению потерь.

С позиции современного представления о квалификации вообще и квалификации менеджера (специалиста) по бережливому производству под квалификацией понимается знания, способности и навыки сотрудника к выполнению необходимых производственных заданий, относящихся к определенному кругу функций. Квалификация является предпосылкой для установления компетентности. Компетентность означает ответственность за определенную работу или задание, она также расширяет поле деятельности путем добавления задач планирования и руководства. Выделяют различные виды компетентности: профессиональная компетентность, методическая компетентность, социальная компетентность, компетентность участия.

Профессиональная компетентность - предполагает умение и готовность к самостоятельному, профессиональному, методически правильному выполнению заданий и разрешению задач, а также оценки результата. К ней относятся логическое, аналитическое, способное к абстрагированию и интегрированию мышление и способность определять системные и процессные связи. Она нацелена на передачу работникам широких профессиональных знаний и постоянную их актуализацию, с целью увеличения гибкости персонала.

Методическая компетентность - предполагает ориентированный на цель плановый подход к решению производственных задач. К ней относится умение самостоятельно избирать, применять и разрабатывать методы и подходы к решению проблем и выполнению производственных задач. Эта компетентность должна распространяться на несколько производственных уровней, а именно - на отношения с руководством в такой же мере, как и с коллегами. Она должна обеспечить сотруднику возможность теоретического осмысливания всего производственного задания, осмысленного восприятия следующих промежуточных этапов производственных процессов и разъяснения этого другим членам группы.

Социальная компетентность - состоит в возможности и готовности к коммуникации, к деловым дискуссиям и поискам взаимопонимания, к критике и высказыванию своего мнения, соизмеряя его с чувством ответственности, а также участию в управлении. Признаками социальной компетентности являются коммуникабельность, толерантность, понимание, способность к адаптации, критике, разрешению конфликтов.

Компетентность участия - заключается в желании сотрудников конструктивно содействовать в организации своего рабочего места и рабочего окружения, возможности принимать решения, готовности взять на себя ответственность.

Профиль обязанностей менеджера по бережливому производству

1. Разработка и реализация планов по внедрению системы бережливого производства на предприятии с нуля, координация работы на всех этапах организации Lean, лидерство в организации бережливого производства. Важное требование для выполнения этой работы - проявление лидерства. Недостаточно верить, что внедрение бережливого производства на отдельно взятом предприятии несет высокий потенциал эффективности, необходимо уметь убедить в этом других сотрудников, донести свою мысль, отстоять свою идею, стимулировать сотрудников. Ключевая компетенция - это способность доказать участникам проекта, что внедрение Lean - это не очередная «западная» идея, а набор эффективных методов улучшений, действительно имеющих значение для предприятия.

2. Внедрение инструментов "бережливого" производства в производственной сфере. Для этого необходимы прочные профессиональные знания разнообразных методов из набора Lean-инструментов: картирование потока ценностей, кайдзен , устранение потерь (muda) , 5S организация рабочих мест , диаграмма Ишикава , Шесть сигм , Just-in-time , канбан, Poka-yoke , всеобщий уход за оборудованием (ТРМ) и др. Экспертная оценка возможностей применения.

3. Организация вовлечения и обучения персонала, разработка обучающих программ и проведение обучения сотрудников по инструментам "бережливого" производства. Обучение персонала теории и практики, стимулирование обмена опытом между различными специалистами и отделами требует специальные знания в области производственной педагогики.

4. Руководство проектными рабочими группами в проектах по повышению эффективности производства. В этой области специалист по Lean должен обладать знаниями менеджмента проектов. Руководитель проекта обеспечивает, чтобы все члены проектной группы в своей работе придерживались утвержденной схемы действий, установленных сроков и зафиксированного бюджета. В задачи руководителя так же входит информирование руководства и коллектива подразделения о продвижении проектных работ и соблюдении временных и бюджетных ограничений, установленных заказчиком.

5. Консультирование руководителей предприятия, структурных подразделений, сотрудников, реализующих проекты в своих подразделениях либо использующих Lean-инструменты. Знания по устранению ошибок в данной области требуются для эффективного решения проблемных ситуаций, а также избежание негативных последствий. Чтобы быть в состоянии устранить ошибки нужно знать гораздо больше, чем просто для того, чтобы выполнитьзадание или процесс.

6. Построение процессов непрерывных улучшений в производственной компании (НПУ, kaizen), поиск лучших практик в области НПУ и внедрение проектов НПУ. Для этого важной необходимостью Lean-специалиста является коммуникативность, так как «ответственному» за внедрение бережливого производства приходится много и часто общаться с вовлеченными сотрудниками компании на всех уровнях. Коммуникативность включает: установление позитивного социального контакта с сотрудником, создание условий для кооперации в группе. Важным является применение методик разрешения конфликтов, умение оценить, проанализировать и преодолеть временные неудачи, связанные с проблемами «переходного периода», без которых не обходится внедрение сложных изменений.

7. Знания и навыки методов поиска и отбора новых идей (мозговой штурм, метод 635, дискуссия 66, морфологический анализ). Квалификационные требования в этой области необходимы для проведения обсуждений, в которых Lean-специалиста без использования методик модерации не сможет достичь целей, т.е. вовлечь сотрудников в поиск узких мест и получения предложений для решения проблем.

Смежными специальностями, наиболее близкими к Lean менеджменту, считаются специалист по управлению изменениями, производственный менеджер, менеджер по повышению эффективности подразделений, специалист по промышленному инжинирингу, специалист по оптимизации и др.

В условиях конкретного предприятия либо проекта перечень и объем обязанностей может уточняться.

Справка о профессии специалиста по бережливому производству

Многие мировые компании рассматривают концепцию менеджмента бережливого производства как основной принцип работы. Специалисты по бережливому производству в настоящее время считаются редкими, поэтому их востребованность на рынке довольно высока.

Менеджер по бережливому производству, прежде всего, это сотрудник, который запускает процессы внедрения концепции бережливого производства, помогает в этом процессе всем работникам, координирует работу по совершенствованию в рамках всего предприятии или какого-то одного отдела. Этот сотрудник должен отвечать за обучение персонала деталям, инструментам и основам бережливого производства, стимулировать обмен опытом между целыми отделами и разными специалистами, проводить аудит системы управления качеством.

Специалист по бережливому производству должен обладать знаниями в соответствующей сфере и опытом их применения на практике. Данный сотрудник должен уметь довести идеи бережливого производства до линейных менеджеров. Если специалист по бережливому производству не обладает достаточной квалификацией, это может привести к дискредитации всех инициатив по повышению эффективности и «убить» желание устранять любые потери в работниках предприятия.

Должностные обязанности специалиста по бережливому производству

Замечание 1

Конкретный функционал специалиста по бережливому производству часто определяется спецификой работы компании и теми задачами, которые высший менеджмент прикрепляет к данной функции.

Основные обязанности специалиста по бережливому производству:

  • координация работы проектной команды по разработке методологии и внедрению философии бережливого производства;
  • сбор информации для разработки проекта совершенствования процессов;
  • планирование и согласование календарного плана и бюджета проекта по установленной методике;
  • координация проведения мероприятий и встреч, организация взаимодействия проектной команды с подразделениями и клиентами компании в рамках проекта;
  • разработка документации в части проектных решений;
  • подготовка отчетности по результатам реализации проекта;
  • разработка нормативных документов по управлению проектами компании.

В рамках развития эффективной производственной системы бережливое производство не является функцией отдельного сотрудника или отдела. В этом процессе должны принимать участие все сотрудники предприятия: начиная от рядового рабочего до директора. Иными словами, каждый из менеджеров компании должен в той или иной степени стать менеджером по бережливому производству.

Требования к квалификации и образованию специалиста по бережливому производству

Замечание 2

Следует отметить, что в российских высших учебных заведениях преподавание технологии и методики «бережливого производства » пока не так распространено, в западных странах. На сегодняшний день наша страна не может похвастаться специализированными учебными заведения и программами по бережливому производству в силу относительной «молодости» данной области. Вместе рынок образования предлагает большое разнообразие курсов и программ обучения, однако на рынке есть только единицы специалистов-практиков, являющихся носителями знаний и технологии, а также имеющих практический опыт внедрения бережливого производства.

Как правило, специалист по бережливому производству должен иметь высшее техническое образование. Преимуществом для соискателей может стать наличие сертификата об окончании различных тренингов и обучающих курсов в области lean-менеджмента. На данный момент наилучшим вариантов получения необходимых знаний является внутрикорпоративное образование. В крупнейших транснациональных корпорациях заведена практика по передаче данного опыта и знаний своему персоналу. Обучение производится в практических условиях в рамках совместных проектов по внедрению LEAN- технологий с консалтинговыми компаниями. Специалисты, получившие необходимое образование и опыт, могут стать наставниками для своих же коллег.

Основные принципы бережливого производства

Традиционно, к основным принципам бережливого производства относят:

  • Выявление потоков создания ценности для конкретного продукта;
  • Снабжение бесперебойного потока изготовления ценности продукта;
  • Предоставление потребителю доступа к продуктам.
  • Стремление к усовершенствованию.
  • Помимо данных принципов, выделяют и следующие:
  • Получение превосходного качества;
  • Гибкость;
  • Установление длительных отношений с потребителями. Это достигается при помощи разделения рисков, затрат, а также информации.

Замечание 1

Основной бережливого производства является работа по устранению потерь. Потери включают в себя определенное действие, которое направлено на потребление ресурсов. Важно отметить, что потери не создают ни какой ценности для потребителя.

Главными задачами бережливого производства являются:

  • Снижение затрат, к которым относятся и трудовые;
  • Уменьшение сроков создания продукции;
  • Уменьшение производственных и складских площадей;
  • Обеспечение поставки продукции заказчику;
  • Наибольшее качество при конкретной стоимости или наивысшая цена при конкретном качестве.

Инструкция специалиста по бережливому производству

Инструкция специалиста по бережливому производству включает в себя следующие основные положения:

  • Разработка и исполнение планов по введение системы бережливого производства на предприятии. Важно отметить, что начинать необходимо с нуля. Необходимо контролировать работу на каждом этапе работы. Основное требование для исполнения данной работы является проявление лидерских качеств. Мало верить, что включение бережливого производства на конкретном предприятии включает в себя огромный потенциал эффективности, нужно уметь убедить в этом каждого сотрудника, донести свои идеи до каждого, отстоять свою точку зрения, мотивировать работников;
  • Введение инструментов бережливого производства в производственной области;
  • Организация включения и обучения работников, нахождение обучающих программ и проведение обучения всех работников по инструментам бережливого производства. Помимо этого, сюда относится обучение теории и практики, мотивирование обмена опытом между каждыми сотрудниками и различными отделами. Все это порождает необходимость определенных знаний в сфере производственной педагогики;
  • Контроль над проектными рабочими группами в проектах по увеличению эффективности производства. В данной сфере специалисту необходимо обладать знаниями, которыми обладает менеджер проектов. Руководитель проекта занимается обеспечением того, чтобы каждый сотрудник проектной группы в своей работе работал согласно разработанной схеме действий;
  • Проведение консультаций для руководителей организаций, структурных подразделений, а также среди работников, которые занимаются исполнением проектов в своих подразделениях или применяющих Lean-инструменты. Знания, которые нужны для того, чтобы устранить ошибки в данной сфере, важны для эффективного решения различных проблем, а также отрицательных последствий;
  • Построение процессов, направленных на постоянные улучшения в производственной организации, нахождение наилучших практик в сфере внедрения различных проектов. Для этого основным является коммуникативность, поскольку тому, кто является ответственным за включение бережливого производства приходится довольно часто общаться;
  • Знания и навыки способов нахождения и отбора новых идей. Основные требования в данной сфере нужны для проведения обсуждений, в которых специалиста без применения способов модерации не смогут достичь определенных задач.

Большое число мировых компаний рассматривают в качестве основного принципа работы концепцию бережливого производства, при этом профессия специалиста по бережливому производству на сегодняшний день считается редкой и высоко востребованной на рынке.

Специалист бережливого производства является сотрудником, запускающим процесс внедрения концепций бережливого производства, помогая в этих процессах всем сотрудникам и координируя работу в сфере совершенствования всей компании или ее отдельного подразделения.

Должностная инструкция по бережливому производству требует от сотрудника отвечать за вопросы обучения работников деталям, инструментам и основе бережливого производства, стимулируя обмен опытом целых отделов и различных специалистов. По должностной инструкции по бережливому производству такие сотрудники проводят аудит всей системы управления качеством.

Должностная инструкция по бережливому производству

Специалист бережливого производства работает в соответствии с должностной инструкцией по бережливому производству. Он должен иметь знания в соответствующих областях и опыт применения их в практической деятельности.

Должностная инструкция по бережливому производству гласит, что данный сотрудник должен доводить идеи бережливого производства до всех линейных менеджеров. В случае если специалисты бережливого производства не обладают необходимой квалификацией, может наступить дискредитация всех инициатив в сфере роста эффективности.

Должностная инструкция по бережливому производству состоит из должностных обязанностей специалистов бережливого производства, которые чаще всего определяются спецификой работы предприятия и соответствующими задачами, прикрепленными высшим менеджментом к этой функции.

Должностные обязанности специалиста по бережливому производству

В число основных обязанностей специалиста по бережливому производству включены следующие действия:

  1. Координировать работу проектной команды в процессе разработки методологии и внедрения философии бережливого производства;
  2. Собирать информацию для разработки проекта совершенствования процесса;
  3. Осуществлять планирование и согласование календарных планов и бюджетов проекта в соответствии с установленной методикой;
  4. Координировать проведение мероприятий и встреч, организовывать взаимодействие проектной команды и подразделений с клиентами предприятия в рамках проекта;
  5. Разрабатывать документацию по проектным решениям;
  6. Подготовить отчетность по результатам реализации проектов;
  7. Разрабатывать нормативные документы в сфере управления проектами предприятия.

В процессе развития эффективной производственной системы бережливое производство не может быть функцией определенного работника или подразделения. Участие в данном процессе должны принимать все сотрудники компании, начиная от рядовых рабочих до директора. Каждый менеджер организации должен в определенной мере становиться менеджером бережливого производства.

На сегодняшний день в российских высших учебных заведениях изучение технологии и методик «бережливого производства» пока не нашло широкого распространения. Наша страна на современном этапе не имеет специализированных учебных заведений или программ по бережливому производству по причине относительной «молодости».

На данный момент оптимальным вариантом получения знаний в области бережливого производства может стать внутрикорпоративное образование. Крупнейшие транснациональные корпорации стали вводить в практику передачу данного опыта и знаний своим работникам. Обучение в этой сфере ведется в практических условиях на базе совместных проектов внедрения LEAN технологий с консалтинговыми компаниями. Специалисты, получающие необходимое образование и опыт, могут становиться наставниками для своих коллег.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Должностная инструкция по бережливому производству:

1.) В нашей стране появилась недавно, после того, как ее стали использовать зарубежные страны,

2.) Характерна только для зарубежных стран, в России не применяется,

Надеюсь, мой личный опыт будет вам полезен.

История случилась около года тому назад. Ввиду структурных изменений в корпорации и непрерывно повышающейся энтропии во всех сферах и процессах, я решил сменить работу. За плечами накопился некий опыт работы в сфере обеспечения качества, производственном отделе и отделе совершенствования процессов (Lean Six Sigma и все, что с этим связано). В принципе достаточно, чтобы найти желаемую должность в любом из этих направлений.

Мне сразу приглянулась вакансия лин-менеджера на заводе, производящем комплектующие для авто. Сектор перспективный, возможность карьерного роста просматривается, завод наращивает производственные мощности… Не работа, а удовольствие.

Собеседование с директором оставило хорошее впечатление, после чего я действительно настроился принять предложение этой компании. Оставалась одна формальная деталь – еще одно собеседование. В матричной структуре у каждого сотрудника есть 2 начальника: непосредственный руководитель (директор завода) и функциональный – лин-менеджер из штаб-квартиры. Вот с ним-то и предстояло пройти второе собеседование.

На втором собеседовании меня спросили, в чем заключается основная роль лин-менеджера?

Когда вам задают столь спорные вопросы при приеме на работу, которую вы готовы принять, которую вы уже хотите, отвечать страшно. А что, если наши мнения или взгляды не совпадут? А что, если я неправильно отвечу? Работу-то я хочу, а правильного ответа нет.

Существуют уловки и приемы, помогающие “сгладить шероховатости” при ответе на подобные вопросы. Я не люблю, когда в разговоре со мной их применяют. И не люблю увиливать от ответа сам, а потому вначале сообщил, что ответ зависит от текущих и долгосрочных целей организации. После такого вступительного слова я открыто поделился своим видением задач, которые решает менеджер по бережливому производству.

Если дать человеку рыбу – он будет сыт один день. А если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. Можно решить проблему или внедрить проект на отдельном участке, и рабочие этого участка будут какое-то время работать с повышенной эффективностью. Можно научить рабочих решать проблемы или внедрять проекты, и они будут повышать эффективность всю жизнь.

Лин-менеджер может расклеивать напольную разметку, наводить порядок, сокращать время переналадки и разбираться в причинах низкого качества продукции. Этих задач хватит, чтобы трудоустроить одного человека. Лин-менеджер может сделать так, чтобы каждый сотрудник организации внедрял систему 5S на своем участке, сокращал время переналадки в своем процессе и разбирался в причинах низкого качества продукции. И этого хватит, чтобы продолжать трудоустраивать и нанимать новых сотрудников организации.

Уже после интервью я узнал, что мой оппонент придерживался другого мнения. Из письма-отказа следовало, что менеджер по бережливому производству должен фокусироваться только на процессах и внедрении изменений. Сроки, числа, рутина, выполнение...

Я действительно считаю, что следует фокусироваться на людях, и готов отстаивать свою точку зрения, но, поверьте, получить отказ с таким пояснением было обидно. Хотелку отобрали, невеждой обозвали… осадок остался надолго, но сейчас я понимаю, что это был, вероятно, лучший урок в моей жизни.

Что я ответил на этот вопрос на следующем собеседовании? О, нет. Я больше не дожидался этого вопроса – я задал его сам. Это позволяет мне понять, подходит ли мне предлагаемая работа? Соответствует ли моим ожиданиям?

Мой совет лин-менеджерам: не бойтесь спорных и неоднозначных вопросов на собеседованиях. Ваши ответы лучше собеседуют потенциального работодателя, чем вас. Вы можете не получить желаемую работу, зато сможете избежать нежелаемой – работы, которая не даст вам реализовать себя.


PS: не согласны с тем, что основная роль лин-менеджера в развитии людей? Что ж, дело хозяйское. Я и не утверждаю, что прав на 100%, но ничего более эффективного не вижу.

PPS: а какие у вас были интересные собеседования?