Как описать птицу по плану. Составление рассказов-описаний перелётных птиц и сравнение птиц по плану. личностных результатов

Тема: «Кто такие птицы? »
по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», 1 кл.

Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:

  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

- метапредметных результатов:

  • формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;
  • формировать умение анализировать строение птицы с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать; в процессе участия в микроисследованиях с использованием лабораторного оборудования проводить сравнение перьев птиц;
  • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием печатного и электронного учебника;
  • формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

- личностных результатов:

  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Прогнозируемые учебные результаты : первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011,часть 2; Плешаков А.А. «От Земли до неба: атлас-определитель для уч-ся нач. кл».\ М.:Просвещение, 2007, Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь для уч-ся общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011, иллюстрации с изображением птиц, различные перья птиц, лупы.
Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний.

Деятельность учителя: актуализирует знания детей по изученным темам раздела «Что и кто?» в ходе фронтальной работы во время проверки домашнего задания, в том числе с использованием электронного приложения.
Деятельность учащихся:

  • познавательная: вспоминаютхарактерные признаки изученных групп животных, показывают друг другу выполненное домашнее задание в тетради, показывают, как выполняли задание в электронном приложении;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, друг с другом во время проверки домашнего задания;
  • регулятивная: слушают поставленные вопросы и отвечают на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

Сейчас на уроках окружающего мира мы изучаем большой раздел «Что и кто?». С какими группами животных мы уже познакомились? Назовите отличительные признаки насекомых. А кто такие рыбы?
- Какое домашнее задание вы выполняли к сегодняшнему уроку? Покажите друг другу, какие рыбки получились у вас в тетрадях.
- Кто покажет, как выполнял дома задание в электронном приложении?
2 ученика отвечают на вопросы диска: Чем покрыто тело большинства рыб? Распредели рыб в две группы: речные и морские. Остальные проверяют, при необходимости, корректируют.
Итог: - Кто думает, что понял эту тему и может продолжить изучение раздела?

  1. Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Деятельность учителя: предлагает послушать диалог Мудрой черепахи и муравьишки Вопросика и выяснить, на какой вопрос важно ответить на уроке, чему можно научиться, отвечая на этот вопрос;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: слушают диалог Мудрой черепахи и муравьишки Вопросика, выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, вместе с учителем знакомятся с задачами урока, поставленными в учебнике;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

А сегодня муравьишка Вопросик снова задумался. Интересно, над чем?
Мальчик и девочка разыгрывают диалог муравья Вопросика и Мудрой черепахи:

Муравей. Черепаха, ты ведь мудрая? На сколько групп можно разделить животных?
Черепаха. Для начала тебе достаточно познакомиться с четырьмя большими группами животных.
Муравей. Я уже знаю две группы – это насекомые и рыбы. Кто ещё остался?
Черепаха. Остались ещё птицы и звери.
Муравей. Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?
Черепаха. Отправляйся к ребятам в школу. Там тебе дадут ответ на этот вопрос.

Ребята, поможем муравьишке? На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? О чём узнаем и чему будем учиться? Я прочитаю в учебнике на стр.36, а вы будете следить.

  1. Знакомство с характерным признаком птиц.

Деятельность учителя: с помощью серии заданий учебника создаёт проблемную ситуацию и знакомит учащихся с характерным признаком птиц;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: с помощью иллюстрации в учебнике анализируют строение тела голубя, выделяя существенные и несущественные признаки; сравнивают тела разных птиц, выделяют их характерные особенности; строят рассуждения и делают обобщение;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы, в паре; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу; с помощью учебника контролируют правильность ответов соседа; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания; контролируют себя с помощью учебника и электронного приложения.

Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)
- Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр.36. Перед вами рисунки четырёх животных. Назовите их. Какие из этих животных умеют летать? (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)
- Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)
- Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак?
- Чтобы узнать это, давайте хорошенько рассмотрим в учебнике строение птицы на примере голубя.
- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая. Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать) Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт)
- Поработайте в паре: рассмотрите картинку, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя?
(голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)
- А какую птицу вы видите на доске? Есть ли названные части тела у лебедя?
1 ученик показывает на картинке.
Учитель во время показа комментирует:

КЛЮВ – это птичий нос и рот одновременно. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают и долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв на земле – у пеликана, а самый маленький из птиц нашей полосы – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук!
НОГИ – нужны птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге хорошо видно 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
КРЫЛЬЯ – поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. По своему строению крыло напоминает руку – тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро машет крыльями.

Какой части тела не видно? Почему? (Не видно ног. Гусь поджал их под себя)
- А что же ещё общее есть у голубя и гуся? Обратите внимание, на то, чем покрыто тело птиц.
- Наличие перьев – характерная особенность птиц. Ни у каких животных перьев нет. Всё тело у птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
- Птицы летают, ловят в воздухе добычу, спасаются от врагов… Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Приведите примеры птиц, которые не летают.
СТРАУС – самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. А на большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.
ПИНГВИН – крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.

Итог: - Скажите, по какому признаку мы будем отличать птиц от других животных?
- Посмотрим, правы ли мы были, что скажет нам Мудрая черепаха.

Просмотр по электронному приложению разных видов птиц и общего вывода.

  1. Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)
И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

  • Знакомство со строением перьев. Практическая работа.

Деятельность учителя: организует микроисследование в группах; во время практической работы знакомит учащихся со строением пера птицы, с разновидностями перьев.
Деятельность учащихся:

  • познавательная: участвуют в микроисследовании, знакомятся с характерными особенностями перьев птиц, с разновидностями перьев; строят рассуждения, выдвигают предположения и делают обобщения;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная:

Мы выяснили главный отличительный признак птиц – наличие перьев.
- Перья, покрывающие тело птицы, разные. Рассмотрим их внимательно. Чем они отличаются?
(Формой, цветом, размером) Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.
- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.
1 группа (3 чел.) - будет проводить наблюдение самостоятельно по инструкции:

  • Налейте в стакан воды из крана.
  • Опустите перо в воду.
  • Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?
  • Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

2 группа – все остальные ребята – будут участвовать в микроисследовании. Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
- Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие.)
- Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
- Теперь послушаем выступление 1 группы.
- Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)
- Взгляните, как Мудрая черепаха украсила себя перьями. Чьи это перья? (Павлина)
- Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлечь самок. Самки же тех птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
- Дома вы зарисуете в тетради на стр.25 № 1 перо птицы, которое рассмотрели.

  1. Описание птицы по плану.

Деятельность учителя: с помощью иллюстрации учебника знакомит учащихся с некоторыми птицами Владимирской области; предлагает каждой паре план для описания любой птицы;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: рассказывают о любой птице по предложенному учителем плану на основе анализа иллюстрации учебника и опоры на жизненный опыт;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

Рассмотрите картинки в учебнике на стр.37 и назовите некоторых птиц нашей местности.
- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали?
- Опишите в парах одну из этих птиц по плану:

  • Название
  • Размеры (большая, средних размеров, маленькая)
  • Окраска оперения
  • Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

Заслушиваются выступления 2-3 пар.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигли ли цели урока; вместе с учащимися во фронтальной беседе обобщает изученный материал;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: озвучивают новые знания, разбираясь, достигли ли цели урока;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
  • регулятивная: контролируют правильность ответов одноклассников; самостоятельно оценивают свою работу на уроке, степень усвоения новых знаний.

– Достигли ли мы целей урока? Почему?
- С какой группой животных мы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц.
- Оцените сами себя с помощью смайликов учебника. Кто считает, что хорошо разобрался в изученном материале? Кто пока не уверен в своих знаниях и хочет закрепить их дома? Кому было очень трудно сегодня на уроке, и он ничего не запомнил?

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 1 КЛАССЕ

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Цели урока:

1. Познакомить с птицами, показать их разнообразие.

2. Учить выделять существенные признаки птиц.

3. Исследовать строение пера птиц.

Учебные задачи, направленные на достижение:

1. Предметных результатов:

Познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

Развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям.

Формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;

Формировать умение анализировать строение птицы с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать; в процессе участия в микроисследованиях с использованием лабораторного оборудования проводить сравнение перьев птиц;

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием печатного и электронного учебника;

Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

3. Личностных результатов:

Развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся называть основной признак птиц.

2. Научатся узнавать птиц.

3. Научатся описывать птиц по плану.

Оборудование для урока.

Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2; Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь; различные перья птиц; лупы; презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сейчас на уроках окружающего мира мы изучаем большой раздел «Что и кто?». С какими группами животных мы уже познакомились? (Насекомые и рыбы) .

Первая остановка в нашем сегодняшнем путешествии «Царство насекомых» (Слайд № 1).

Кто же лишний? (Гусеница, паук) Почему? Какой же отличительный признак насекомых? (Шесть ног)

Следующая остановка «Царство рыб» (Слайд № 2).

На какие группы можно разделить данных рыб? (Речные и морские) Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится данная рыба.

Загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Хвостом виляет,

Зубастая, но не лает. (Щука)

На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я - рыба морская. (Акула)

Какой же отличительный признак рыб? (Чешуя) Все ли поняли пройденную тему? Можем ли мы дальше продолжить изучение раздела?

III. Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

IV. Определение темы, постановка цели урока.

Ребята, Муравьишка Вопросик не знает, кто такие птицы. А вы знаете? (Те кто летает, у кого есть крылья)

Значит, Муравьишка тоже станет птицей, если он полетит на дельтаплане? (Нет)

На какой же вопрос мы будем отвечать сегодня на уроке? О чем узнаем и чему будем учиться? (Ответы детей)

Я прочитаю в учебнике на странице 36, а вы следите глазками.

V. Новый материал.

В каком же царстве мы сделаем сейчас остановку? (Царство птиц) (Слайд № 3)

а) Знакомство с характерным признаком птиц (Слайд № 4). Рассмотрите рисунки четырех животных, назовите их. Какие из этих животных умеют летать? Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)

Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают - птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак?

Чтобы узнать это, давайте хорошенько рассмотрим в учебнике строение птицы на примере голубя.

Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая, форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать) Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по ее образу и подобию создали машину. Какую? (Слайд № 5) (самолет)

Поработайте в паре: рассмотрите картинку, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)

(Слайд № 6) А какую птицу вы видите на слайде? Есть ли названные части тела у лебедя?

Один ученик показывает на слайде. Учитель во время показа комментирует:

КЛЮВ - это птичий нос и рот одновременно. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зёрна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают и долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв на земле – у пеликана, а самый маленький из птиц нашей полосы – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук!

НОГИ – нужны птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге хорошо видно 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

КРЫЛЬЯ – поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. По своему строению крыло напоминает руку – тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро машет крыльями.

Какой части тела не видно? Почему? (Не видно ног, они под водой)

А что же ещё общее есть у голубя и лебедя? Обратите внимание, на то, чем покрыто тело птиц. (Перьями) Наличие перьев – характерная особенность птиц. Ни у каких животных перьев нет. Всё тело у птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

Птицы летают, ловят в воздухе добычу, спасаются от врагов… Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Приведите примеры птиц, которые не летают.

(Слайд № 7) СТРАУС – самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. А на большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.

(Слайд № 8) ПИНГВИН – крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.

Итог: Скажите, по какому признаку мы будем отличать птиц от других животных? (Тело покрыто перьями) (Слайд № 9)

Посмотрим, правы ли мы были, что скажет нам Мудрая черепаха (в учебнике).

б) Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (дети шагают, машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой. (наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)

И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

в) Знакомство со строением пера. Практическая работа.

Мы выяснили главный отличительный признак птиц – наличие перьев. Перья, покрывающие тело птицы, разные. Рассмотрим их внимательно. Чем они отличаются? (Формой, цветом, размером) Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя– пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.

1 группа (5 чел.) - будет проводить наблюдение самостоятельно по инструкции:

Карточка

Налейте в стакан воды из крана.

Опустите перо в воду.

Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

2 группа – все остальные ребята – будут участвовать в микро-исследовании. Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие)

Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)

Теперь послушаем выступление 1 группы.

Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлечь самок. Самки же тех птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Зарисовать в тетради на стр. 25 № 1 перо птицы, которое рассмотрели.

г) Описание птицы по плану. Работа в парах.

Рассмотрите картинки в учебнике на стр.37 и назовите некоторых птиц нашей местности.

Опишите в парах одну из этих птиц по плану: (Слайд № 10)

План рассказа

Название

Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Окраска оперения

Особенности частей тела (например: клюва, глаз, хвоста)

Заслушиваются выступления 2-3 пар.

VI. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Какая цель урока стояла перед нами? Достигли ли мы целей урока? Почему? С какой группой животных мы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц.

Оцените сами себя с помощью смайликов учебника. Кто считает, что хорошо разобрался в изученном материале? Кто пока не уверен в своих знаниях и хочет закрепить их дома? Кому было очень трудно сегодня на уроке, и он ничего не запомнил? (Слайд № 11)

VII. Домашнее задание.

VIII. Организационный момент

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанский лицей»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс.

Тема урока: Кто такие птицы?

Целевые установки урока(планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями, приводить примеры птиц, узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, исследовать строение пера птицы, проводить самопроверку, описывать птицу по плану, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты: осознавать разнообразие и красоту птиц.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия: перо, стержень, бородка, крылья, клюв.

Межпредметные связи: чтение.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, приложение на электронном носителе,рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация «Птицы», у учащихся - набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы,

Учитель: Гирфанова Гульфия Салимзяновеа

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Прочитайте пословицу «Красна птица перьями, а человек ученьем»

Как вы понимаете эти слова?

Мы сегодня пойдем к новым знаниям и будем узнавать ново. Пожелайте друг другу удачи!

Сегодня на уроке мы продолжим изучать животных. Какие шаги учебной деятельности мы будем использовать? (1 шаг - «Что я знаю», 2 шаг –« Сам найду способ»)

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

С чего мы начинаем любой урок? (с повторения)

Чтобы вспомнить, какими животными мы познакомились на предыдущих уроках, отгадаем загадки. (учитель вывешивает отгадки (картинки с изображением животных) на доску)

1. Хвоста виляет,

Зубаста, а не лает.(Щука)

2. Все движутся вперед,

А он наоборот,

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад. (Рак)

3. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (Пчела)

4.На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

5. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

6. Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.(Комар)

7. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит-воет, падет- землю роет. (Жук)

8.С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба)

9. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

10. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (петушок)

На какие группы можно распределить этих животных(одна группа – это насекомые, другая – рыбы. Два ученика работают у доски: распределяют картинки по группам)

Назовите характерные признаки этих групп животных (у насекомых шесть ног, рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей.)

Какая картинка осталась нераспределенная?

А почему курицу мы не отнесли к этим группам? (Потому что петух – это птица)

Ребята, а какие еще животные относится к птицам? Вот вы на экране видите картинки.(летяга, шмель, голубь, воробей, летучая мышь, сова, калибри)Выберите, под какими номерами птицы?

Ученики выполняют пробное действие.

- Итак, проверяем. Поднимите руку, у кого нет ответа.

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить, кто относится к птицам)

Поднимите руку, кто выполнил задание.

Какие номера выбрали? Кто может обосновать свой выбор? (Мы не можем обосновать свой ответ)

С чем вы столкнулись? (С затруднением)

Что нам нужно сделать? (Остановиться и подумать, чтобы понять причину затруднений)

Молодцы! Вы поняли, в чем ваше затруднение. Пора выяснить, почему это затруднение возникло. (Нам не известны признаки птиц)

3этап. Выявление места и причины затруднений.

Какие задание вы выполняли? (Определяли, кого можно отнести к птицам)

Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы разбивали животных на группы? (Мы пользовались эталонами, на которых были указаны признаки животных)

Почему у вас возникло затруднение? (Нам не известны признаки птиц)

4этап.Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель мы перед собой поставили? (Узнать основные признаки птиц)

Какие способы мы выберем для достижения цели? (Наблюдение, доказательство, размышление)

Как мы построим нашу работу? (Мы будем работать в группах)

Прежде чем начать работу, немножко отдохнем.

Проводится музыкальная физкультминутка.

Мы будем работать в группах. Всем такое задание:

1 Изучить строение тела птицы (Стр 36 по учебнику)

2. Найти указанные части тела у этих птиц.

3. Сравнить строение птиц, насекомых, рыб.

4. Указать общие и отличительные части.

5. Чем покрыто тело птицы?

5этап. Реализация построенного проекта.

Прежде чем приступить к работе в группах, вспомним правила работы в группах (Один говорит – другие слушают; говорить только по делу, можно спорить, доказывать и нужно договориться, каждый работает на общий результат; свое несогласие высказывай в вежливой форме; если не понял – переспроси. )

Выполните план в группах.

Учащиеся работают в своих группах.

Ребята, время закончилось. Ваши варианты.

Ученики вывешивают групповые карточки и выслушиваются защитники проектов.

Итак, какой же у нас с вами вывод? (Птицы имеют следующие части: голову, шею, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело птиц покрыто перьями)

Давайте составим эталон. Какую особенность птиц укажем? (Тело птиц покрыто перьями)

Учащиеся самостоятельно составляют эталон. Несколько учеников проговаривают эталон.(Птица – это животное, тело которых покрыто перьями)

Вернемся к пробному действию. Определим, кто же относится к птицам. (Учащиеся картинки сравнивают эталоном, проговаривают «Летяга- не птица, так как тело не покрыто перьями» шмель, « Голубь- птица, так как тело покрыто перьями» «Воробей- птица, так как тело покрыто перьями» Такие же утверждения про летучую мышь, сову, калибри)

Молодцы, вы справились. Сравним свои выводы, прослушаем объяснение темы, выполним задания 1 и 2 на электронном носителе приложения к учебнику.

6этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Какой наш следующий шаг в изучении нового? (Закрепление нового здания)

Сейчас мы будем работать по учебнику. Откройте учебник, стр 37.Прочитайте задание соседу. Работаем в парах.

Сейчас каждый должен проговорить эталон, доказывая, кто изображен на картинке- птица или нет.

Второе задание, опишите одну из птиц по плану.(План на стр 37 учебника)

Выполним практическую работу.Рассмотрим птичьи перья, изучим их строение. Изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради (стр 25, №1)

7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы с вами хорошо поработали все вместе. А теперь что мы должны сделать? (Поработаем самостоятельно)

Выполним самостоятельную работу в рабочих тетрадях.(стр 26, задание 3)

Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание.

Чем вы пользовались, выполняя эту работу? (Эталоном)

Что главное в нашем эталоне?(Главное, что у птиц тело покрыто перьями)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Мы с вами определили основную особенность птиц. Поработаем в группах.

1 группа- Ответить на вопрос «Для чего нужны птицы?»

2 группа- Как помочь зимующим птицам?

3 группа- Придумать сказочную историю по рисунку.

4 группа – Разнообразие птиц.

Все работаем по плану:

    Рассмотрите картинки и прочитайте текст.

    Ответьте на вопросы к тексту.

    Выберите выступающего.

    Подготовьте вопрос для слушателей.

Учащиеся работают в группах и выступают. Для 4 группы заранее подготовлена мультимедийная презентация. Эта группа рассказывает о хищных птицах, о самой большой и маленькой птице, о пингвине – единственной птице, которая может плавать, но не может летать.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали? (Мы узнали, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Контроль и оценка достижений проводится с помощью блока вопросов и заданий на стр 37 учебника.

Кто может похвалить себя? Почему?

За что ты можешь похвалить соседа?

Вы - молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Не забывайте наблюдать за погодой в течении недели. Каждый день заполняйте строку в разделе «Осень»

6. Первичное закрепление нового знания

А) Работа по учебнику. Работа в группах. Строение тела птиц

– Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны выявить общие признаки, относящиеся к птицам.
– Начнём наше исследование со знакомства со строением тела птиц. Рассмотрите на примере голубя строение тела птицы. (Индивидуальная работа)

Игра «Ты – мне, я – тебе »

– У вас на партах лежат части тела птицы. Соберите картинку.
– Определите название птицы. Подумайте, как называются части её тела. Если будете испытывать затруднения, то откройте учебники на с. 36. Посоветуйтесь в группах, помогите друг другу.

Б) Проверка: фронтальный опрос.

– Я называю части тела птиц, а вы показываете эту часть тела мне. Проверим, знаете ли вы части тела птиц.
– Сколько ног у птиц? Можно ли мудрую черепаху назвать птицей? Почему?
– Верно, у черепахи 4 ноги, а у птиц две. Строение тела другое.

Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое. В отличие от других животных у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. У страуса и пингвина тоже 2 ноги, 2 крыла, есть клюв, значит, их можно отнести к птицам. Хотя кенгуру хорошо прыгает на двух лапах.
Оцените свою работу. Если вы правильно назвали части тела птиц, то приклейте рядом с деревом журавля

Вывод: Строение тела птиц в основном одинаковое.

В) Знакомство с отличительным признаком птиц.

– Откройте учебник «Мир вокруг нас» на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полёте. Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но очень плохо).

– Почему вы отнесли курицу к птицам? Чем покрыто тело летяги, летучей мыши?
– А чем покрыто тело курицы? Страуса?
– Есть ли ещё животные тело, которых было бы покрыто перьями?
– Значит можно сделать какой вывод?

Вывод: Птицы – единственные в мире животные, у которых тело покрыто перьями. Поэтому их и называют ещё пернатыми , т.е. покрытыми перьями. Мы ответили на главный вопрос нашего урока. Кто такие птицы? Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями .
Является ли пингвин птицей? Чтение отрывка из текста о пингвинах.
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Их тело покрыто густым непромокаемым опереньем Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать.

Г) Рассмотрите иллюстрации в учебнике и назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте с помощью атласа-определителя. Проверьте себя с. 90
Молодцы! Вы умеете работать с дополнительной литературой и узнавать название птиц.
Оцените свою работу. Если вы поняли, кто такие птицы и правильно назвали птиц, то приклейте на своё дерево поползня.