Где регулируется таможенно тарифная политика. Таможенно-тарифное регулирование. Описание учебных пособий


Введение

Заключение


Введение


Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Основные направления) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской

Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период", в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, а также с учетом отраслевых государственных программ и стратегий.

Основные направления предназначены для органов государственной власти и участников внешнеэкономической деятельности для целей определения среднесрочных ориентиров в сфере таможенно-тарифного регулирования, что должно способствовать повышению транспарентности и предсказуемости условий ведения внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Целью моего курсового проекта является изучение направления развития таможенно-тарифной политики Российской Федерации. Для этого поэтапно изучу планы развития и стратегию Правительства. Актуальность моей курсовой работы обуславливается современным положением международных торговых отношений между странами, в том числе вступлением Российской Федерации во ВТО. Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

таможенная тарифная политика экспорт

Глава I. Таможенно-тарифное регулирование в России 2014-2016 годов


1.1 Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики


Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов рассматривался и был одобрен на заседании Правительства 16 мая 2013 года.

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Меры таможенно-тарифной политики нацелены на решение задач модернизации и повышения эффективности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы увеличить экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро - и оптоэлектроника, электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также укрепить продовольственную безопасность страны.

Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России в ВТО. До 2016 года средний уровень пошлин снизится с 8,5 до 6% по промышленным товарам и с 11,2 до 8,7 - по продовольственным.

Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям.

Одной из важнейших задач таможенной политики на предстоящий период является повышение эффективности таможенного администрирования. Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию регулирования с государствами - членами Таможенного союза.

Для решения данной задачи распоряжением Правительства утвержден план мероприятий (дорожная карта)"Совершенствование таможенного администрирования", выполнение которого позволит, в частности, сократить сроки и количество документов, требуемых для совершения таможенных операций, а также перейти на межведомственное электронное взаимодействие и ускорить выдачу разрешительных документов.

Важное направление таможенно-тарифной политики Таможенного союза на среднесрочную перспективу - более активное позиционирование Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

Расширение зоны преференциальной торговли путём заключения соглашений о свободной торговле становится ключевой задачей торговой политики Таможенного союза. Соглашения о свободной торговле должны заключаться, прежде всего, для достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий.

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро - и оптоэлектроника электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны.

Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.

По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году. Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается. Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.

В структуре экспорта в рассматриваемый период увеличатся доли продовольствия, машин и оборудования, химической продукции, металлов и изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится.

В импорте сохранится тенденция постепенного снижения доли продовольствия, текстиля, металлов, и химической продукции при увеличении доли машин, оборудования и транспортных средств.


1.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации


Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут определяться растущей привлекательностью России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для не сырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.

а) содействие диверсификации российской экономики

Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов по диверсификации экономики, привлечению в нее высоких технологий и ускоренному развитию экспортно-ориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза;

содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и других государствах-членах Таможенного союза готовой продукции;

устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.

Указанные принципы должны лечь в основу практической реализации подходов, изложенных в принятых государственных программах:

в сфере автомобильной промышленности - развитие проектов промышленной сборки, где основным подходом должна стать реализация тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта в соответствии с правилами ВТО с учетом компетенции в данных вопросах ЕЭК;

в сфере транспортного машиностроения - установление льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства;

в сфере тяжелого, в том числе энергетического машиностроения, химической и нефтехимической промышленности - корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое отечественными производителями; вывозных таможенных пошлин на удобрения, а также корректировка ставок на синтетический каучук;

в сфере авиационной промышленности - регулирование ввоза подержанной иностранной авиатехники в соответствии с правилами ВТО;

в сфере лесопромышленного комплекса - унификация внеквотных ставок вывозных таможенных пошлин на хвойную древесину.

Таможенно-тарифное регулирование агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов должно осуществляться с учетом достижения продовольственной безопасности страны, исходя из реального роста производства и притока инвестиций в сельское хозяйство, а также условий международной конкуренции и ситуации на внешнем рынке. Должно быть также активизировано применение мер нетарифного регулирования и продолжено использование согласованных с ВТО инструментов тарифных квот в отношении импорта мяса, мясо - и молокопродуктов. При этом главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Наряду с учетом национальных отраслевых и секторальных приоритетов развития среднесрочная таможенно-тарифная политика Российской Федерации в Таможенном союзе должна обеспечивать и поддерживать согласованные направления промышленного сотрудничества, сформулированные в Решении Высшего Евразийского экономического совета "Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" от 30 января 2013 г. №4.

Требуется проведение системной работы по формированию оптимальной структуры ЕТТ ТС, исходя из имеющихся торгово-политических приоритетов, международных обязательств, степени соответствия тарифа и его ставок принципу эскалации тарифа, совершенствования фактически складывающейся структуры торговли и рыночной конъюнктуры, а также обеспечения сбалансированного подхода к формированию доходов бюджета. В работе по оптимизации структуры и ставок ЕТТ ТС необходимо активно задействовать деловые круги, организации предпринимателей;

б) либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России и Таможенного союза перед ВТО.

Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО. Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в ЕТТ ТС, по промышленным товарам снизится с 8,5 до 6,0%, а по продовольственным - с 11,2 до 8,7% в среднем до 2016 года.

Ежегодно, начиная с 2013 года, будет проводиться процедура приведения к равному уровню адвалорных и специфических составляющих комбинированных ставок пошлин, как это предусматривается параграфом 313 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО. Первый этап такой работы будет закончен в конце 2013 года.

Несмотря на общее снижение уровня тарифной защиты в ближайшие годы, ее изменение для разных категорий товаров будет осуществляться в различных временных периодах, что должно создавать условия для постепенной адаптации отраслей и секторов российской экономики к новым условиям. Как следует из обязательств России в ВТО, средний срок адаптации к новым тарифам составляет 3 года, при этом он существенно выше по продовольственной группе товаров: например, по мясу, молоку, растительным маслам, изделиям из сахара, винам срок адаптации достигает 5-8 лет. Наиболее короткий переходный период - 2 года в продовольственной группе товаров предусмотрен в отношении импорта цветов, тропических фруктов, кофе, семян некоторых масличных, тропических масел, мюсли и соков, а также - для шерсти.

В условиях выполнения тарифных обязательств России в ВТО будет продолжен начатый в 2012 году мониторинг импорта чувствительных товаров. Перечень таких товаров составлен с учетом пожеланий делового сообщества и может быть расширен.

В случае подтверждения фактов оказания негативного влияния роста импорта на состояние товаропроизводителей в Таможенном союзе, по их инициативе могут быть начаты процедуры применения мер защиты внутреннего рынка Таможенного союза;

в) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза

Действующий в соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций в Таможенном союзе от 12 декабря 2008 г. и Решением Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 г. № 46 преференциальный режим применяется в отношении импорта отдельных промышленных и сельскохозяйственных товаров, происходящих из 151 развивающихся и наименее развитых стран дальнего зарубежья, и распространяется на импорт товаров, классифицируемых по 300 товарным линиям ТН ВЭД ТС на уровне 4-го знака.

В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельхозпродукция, отдельные виды промышленной продукции в виде сырья и полуфабрикатов, а также изделия с низкой степенью переработки. Основными странами-бенефициарами этой системы являются Китай, Бразилия, Турция.

Совершенствование системы тарифных преференций будет происходить за счет упорядочения стран-бенефициаров и оптимизации предоставления тарифных преференций развивающимся и наименее развитым странам, направленным на их вовлечение в международную торговлю.

Представляется целесообразным внедрить в практику работы ЕЭК механизм регулярного пересмотра единой системы тарифных преференций Таможенного союза;

г) совершенствование таможенного администрирования

В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для предпринимателей, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций.

Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию таможенного регулирования с государствами - членами Таможенного союза.

Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р утвержден План мероприятий "Совершенствование таможенного администрирования" (далее - "Дорожная карта").

"Дорожная карта" направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В сроки, установленные "Дорожной картой", ожидается достижение следующих результатов:

сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации (с 10 в 2012 году до 4 в 2018 году при импорте и с 8 в 2012 году до 4 в 2018 году при экспорте);

сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров (с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году);

сокращение сроков прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при импорте и с 72 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при экспорте).

В рамках исполнения "Дорожной карты" принимаются меры, направленные на совершенствование условий осуществления деятельности в области таможенного дела, совершенствование системы разрешения таможенных споров, вырабатываются подходы к внедрению персональной ответственности сотрудников таможенных органов за принимаемые решения. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется работа по упрощению ввоза и вывоза материалов для лабораторных и научных исследований.

Одновременно проводится работа по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза с целью устранения выявленных недостатков и дальнейшей модернизации таможенного законодательства Таможенного союза.

В 2014-2016 годах будет продолжена реализация мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой", важнейшими из которых являются:

полномасштабный переход на межведомственное электронное взаимодействие и отказ от дублирования электронных документов бумажными при декларировании;

ускорение выдачи разрешительных документов;

внедрение генеральной финансовой гарантии и по результатам этой работы принятие решения об установлении права декларантов уплачивать таможенные платежи после выпуска товаров;

качественное совершенствование системы управления рисками и др.

Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара. Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости не только положительно отразится на уровне поступлений в бюджет, но и необходимо для проведения корректной работы по приведению в соответствие адвалорных и специфических частей тарифных обязательств в предстоящие годы, а также позволит качественным образом усовершенствовать фактологическую базу доказательства корректности применяемых специфических ставок ввозных таможенных пошлин в случае оспаривания их соответствия тарифным обязательствам Российской Федерации членами ВТО.

Кроме того, необходимо развивать систему статистического учета внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При существующем уровне статистического обеспечения функционирования Таможенного союза, основанного преимущественно на оценке стоимостных показателей взаимной торговли без привязки к ее физическим объемам, существенно затрудняется оценка влияния идущих интеграционных процессов на развитие отраслей экономики России. Решением данной задачи должно стать, в том числе, размещение на сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет соответствующих количественных и стоимостных данных статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза.

В предстоящей период существенно повысится роль такого направления работы таможенных органов и национальных органов регулирования стран-членов Таможенного союза, как обеспечение эффективного контроля таможенных границ по внешнему контуру, в частности, для минимизации масштабов проблемы ухода импорта продукции из государств, не являющихся членами Таможенного союза в "серую" зону. В этих целях необходимо обеспечить проведение целенаправленной работы в рамках Таможенного союза по унификации налогового законодательства, соответствующих процедур таможенного оформления, сертификации и контроля;

д) заключение соглашений о преференциальной торговле.

Одно из главных направлений торговой, в том числе в таможенно-тарифной политике Таможенного союза в среднесрочной перспективе - совершенствование позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

В рассматриваемый период предстоит завершить консультации о присоединении к Договору о свободной торговле СНГ Узбекистана, в результате чего зона свободной торговли СНГ охватит свыше 95% взаимной торговли стран Содружества. Реализация Договора о свободной торговле СНГ станет основой для постепенной либерализации других сфер экономического сотрудничества государств Содружества, включая торговлю услугами.

Расширение зоны преференциальной торговли для государств-членов Таможенного союза путем заключения соглашений о свободной торговле с третьими странами становится важной задачей современной торговой политики Таможенного союза и требует четкой расстановки приоритетов. Соглашения о свободной торговле должны заключаться, прежде всего, в целях достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через улучшение и расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий и создание новых рабочих мест при обеспечении интересов импортозамещающих национальных производств (например, сельское хозяйство). Российская сторона заинтересована в разработке более глубокого режима преференциальной торговли, включающего положения о сотрудничестве в сфере услуг и инвестиций, создающие благоприятные условия для расширения коммерческого присутствия отечественных компаний и банков в странах-партнерах.

В среднесрочной перспективе возможно расширение состава Таможенного союза за счет других членов ЕврАзЭС, что окажет определенное влияние на параметры таможенно-тарифной политики ТС. В настоящее время ведется работа по присоединению Киргизской Республики к Таможенному союзу, в ноябре 2013 года на рассмотрение Совета ЕЭК планируется внести проект соответствующей дорожной карты. Аналогичное желание присоединиться к Таможенному союзу демонстрирует Таджикистан.

Особенностью работы по этому направлению станет статус указанных стран как членов в ВТО, который диктует необходимость гармонизации тарифных обязательств в ЕТТ ТС в рамках классических модальностей формирования членами ВТО таможенных союзов и их расширения, определенных в Статье XXVIII ГАТТ/ВТО. При этом должна быть учтена длительность таких переговоров, а также то, что они могут привести к снижению отдельных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС.

е) отладка наднационального механизма взаимодействия и принятия решений в сфере внешнеторгового регулирования ЕЭК для своевременного введения мер защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей.

В самое ближайшее время необходимо приступить к практической реализации инициатив по совершенствованию наднационального механизма разработки и реализации таможенно-тарифной политики.

В соответствии с Регламентом работы ЕЭК рассмотрение вопросов и подготовку проектов решений обеспечивает консультативный орган при ЕЭК Подкомитет по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле. Практика 2012 года показала, что средний срок рассмотрения вопросов с даты направления материалов в ЕЭК до принятия решения Коллегией ЕЭК составляет 5 месяцев, при этом по отдельным товарам процедура принятия решений достигла срока до 7-9 месяцев.

В связи с этим следует разработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение времени согласования и принятия решений. При этом для принятия решений на наднациональном уровне требуется определить объективные критерии к обоснованию предложений об изменении уровня тарифной защиты, в основе которых должны находиться приоритеты промышленной и агропромышленной политики, а также бюджетные последствия принимаемых решений. Представляется необходимым задействовать на наднациональном уровне систему мониторинга эффективности мер таможенно-тарифного регулирования.

Будет проведена работа по оптимизации перечня чувствительных товаров, в отношении которого решения об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимаются только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы будет положен принцип создания транспарентных механизмов защиты интересов производителей с учетом фискальной составляющей данной работы.

С учетом вышеизложенного в краткосрочной перспективе необходимо разработать основные принципы, подходы и направления таможенно-тарифной политики Таможенного союза, в основу которой должны быть положены национальные таможенно-тарифные политики государств-членов Таможенного союза;

ж) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза;

Договоренности Республики Казахстан отличаются от договоренностей, достигнутых Российской Федерацией при присоединении к ВТО. Так, из 4 116 ставок начального уровня связывания по 1 885 тарифным линиям обязательства Казахстана являются более либеральными, из 5 032 ставок конечного уровня связывания аналогичная ситуация складывается по 2 490 тарифным линиям.

В целях минимизации негативных эффектов от снижения ставок ЕТТ ТС ввиду начала применения обязательств Казахстана в ВТО представляется необходимым рассчитать ставки начального и конечного уровней связывания консолидированных тарифных обязательств России и Казахстана в ВТО путем взвешивания объемов импорта каждого государства в совокупном объеме их импорта.

В случае соблюдения указанного подхода на основании предварительных расчетов можно констатировать, что по большинству тарифных линий величины гармонизированных ставок ввозного тарифа будут отклоняться от показателей российских обязательств в пределах одного процентного пункта. В то же время по незначительному количеству тарифных позиций снижение ставок пошлин может достигать 50 и более процентов.

В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты.

Глава II. Принципы таможенно-транспортного регулирования экспорта


В сфере тарифного регулирования экспорта в 2013 и последующих годах продолжится постепенное снижение ставок вывозных таможенных пошлин в соответствии с обязательствами Российской Федерации в ВТО. Так, предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по 495 тарифным линиям по истечении переходных периодов в 1-5 лет на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за исключением:

минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ);

лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных

лесоматериалов из ценных пород древесины;

лома черных и цветных металлов;

семян масличных культур, необработанных шкур и выделанной кожи;

осей железнодорожных локомотивов.

По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля. По товарам, не вошедшим в закрытый перечень тарифных обязательств по экспортным пошлинам, Российская Федерация в целом сохраняет автономность в регулировании экспортного тарифа. Вместе с тем необходимо будет придерживаться положений Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары, которым введен механизм предварительных консультаций перед повышением вывозных таможенных пошлин на товары, которые не связаны ограничениями многосторонней торговой системы и по которым доля России на мировом рынке превышает 10%. При этом импорт таких товаров должен являться чувствительным для внутреннего рынка торгового партнера.

Другим направлением работы станет реализация положений статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза по подготовке сводного перечня товаров, в отношении которых в государствах - членах Таможенного союза применяются ставки вывозных таможенных пошлин (в том числе с обязанностью при их экспорте предъявлять документы для подтверждения страны происхождения). Данная работа будет направлена на урегулирование ситуации с реэкспортом российских налогооблагаемых товаров через территорию государств-членов Таможенного союза, а также постепенное сближение позиций в Таможенном союзе по вопросу установления единых вывозных таможенных пошлин в развитие Соглашения Таможенного союза о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г., а также двусторонних соглашений по нефти и нефтепродуктам с Белоруссией и Казахстаном. Поскольку вывозные таможенные пошлины играют важную роль в формировании федерального бюджета, основным вопросом при унификации является необходимость полного и своевременного перечисления вывозных пошлин в страну происхождения экспортируемых товаров.

Необходимо учитывать также процессы присоединения Казахстана и Белоруссии к ВТО, в рамках которых могут быть приняты дополнительные обязательства по экспортным пошлинам. В связи с этим унификация перечней товаров может быть отложена до окончательного оформления таких договоренностей с членами ВТО и оценки экономических последствий от исполнения обязательств Республики Казахстана в данной части для экономики России в случае введения единого экспортного тарифа Таможенного союза. Кроме этого, вопрос формирования единой экспортной политики трех стран будет зависеть от процессов сближения параметров систем внутреннего налогообложения, например в нефтяной отрасли.

В области регулирования экспорта нефти, нефтепродуктов и газа обязательствами в ВТО предусмотрено применение особой формулы расчета ставок на нефть и нефтепродукты, что допускает возможность их небольшого повышения (не более 5-7%) по сравнению с действующими вывозными таможенными пошлинами. На природный газ (а также сжиженный углеводородный газ) зафиксирована предельная ставка вывозной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости, на сжиженный природный газ - на уровне 21%, но не более 40 евро за 1 т без обязательств по ее снижению.

В среднесрочной перспективе основой системы налогообложения экспорта в нефтяной отрасли станут параметры введенного в 2011 году режима "60-66", предполагающего создание стимулирующих условий для развития добычи нефти в традиционных регионах (Западная Сибирь, Поволжье), ускоренного инвестирования в процессы вторичной переработки нефти вместо развития выпуска продуктов первичного передела - мазута, нефти и битумов. Реализация такого сценария должна стать подготовкой к внесению изменений в систему налогообложения отрасли.

Учитывая задачи поддержания уровня добычи нефтяного сырья на стабильном уровне, а также развития шельфовой добычи, в ближайшие годы предусматривается либерализация налогового режима для реализации новых проектов по освоению морских месторождений нефти через введение беспошлинного режима их экспорта. Будет сохранен в течение всего прогнозируемого периода льготный режим в размере 10% от действующей ставки на нефть при налогообложении нефти с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 мПас. С момента предполагаемого запуска в 2016 году проекта по освоению газовых месторождений полуострова Ямал будет практически реализован режим беспошлинного экспорта сжиженного природного газа с возможностью применения схожих мер регулирования для других регионов.

С целью поддержания сложных нефтедобывающих проектов предполагается сохранить в перспективе практику дифференциации таможенно-тарифного режима для нефти, добываемой на месторождениях, характеризующиеся сложными геолого-экономическими и природно-климатическими условиями. Указанная работа будет проводиться с 2013 года в рамках транспарентной процедуры оценки и анализа технико-экономических параметров каждого проекта.

В части регулирования экспорта нефтепродуктов в среднесрочной перспективе останутся неизменными параметры ранее введенного таможенно-тарифного режима "60-66", в частности, для мазута будет установлена ставка вывозной пошлины на уровне сырой нефти с 2015 года при сохранении единой пошлины на прочие нефтепродукты (за исключением бензинов) на уровне 66% от пошлины на нефть.

В отношении ставок пошлины для бензинов в среднесрочной перспективе (после 2015 года) будет рассмотрена целесообразность принятия решения (дифференцированно на товарные бензины) о снижении до уровня менее 90% от пошлины на нефть, но не ниже уровня пошлин на "светлые" нефтепродукты. При этом решение об изменении ставок пошлин для бензинов будет осуществлено с учетом хода фактической реализации программ модернизации российской нефтепереработки.

В краткосрочной перспективе в целях восполнения возможного дефицита бензинов будет рассмотрена целесообразность повышения ставок вывозных таможенных пошлин на октаноповышающие добавки.

В течение 2013-2014 годов на постоянной основе будет проводиться мониторинг производства, экспорта и потребления нефтяного кокса для подготовки предложений по оптимизации таможенно-тарифного режима в отношении экспорта некальцинированного нефтяного кокса в случае наличия дисбаланса на внутреннем рынке.

К 2015-2016 годам в отношении экспорта сжиженных углеводородных газов по мере реализации проектов нефтехимических предприятий по запуску пиролизных мощностей и в целях обеспечения преимущественной поставки сырья на внутренний рынок планируется пересмотреть механизм и уровень ставки вывозной пошлины. Конкретные параметры изменений будут определены с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.

Одним из направлений работы станет углубление сотрудничества с партнерами по Таможенному союзу в области урегулирования вопросов по поставке нефти и нефтепродуктов. С учетом Соглашения Таможенного союза о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. планируется оптимизировать соответствующие механизмы двусторонних отношений. Указанная работа будет касаться продления срока действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации "Об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе нефти и нефтепродуктов с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза" от 9 декабря 2010 г., а также уточнения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан.

При экспорте углеводородов в СНГ, включая Киргизию и Таджикистан, планируется предоставлять беспошлинный режим вывоза российской нефти и нефтепродуктов при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении экспорта российских товаров. В краткосрочной перспективе ожидается подписание двусторонних соглашений о сотрудничестве в сфере поставки нефти и нефтепродуктов, предусматривающих беспошлинный режим поставок в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка указанных государств.

В области регулирования экспорта металлургического сырья планируется сохранить действующий порядок установления экспортных пошлин на медь рафинированную и никель нелегированный. В случае возникновения дисбалансов внутреннего рынка будут рассмотрены варианты введения пошлин на иные металлы.

В лесопромышленном комплексе будут сохранены экспортные тарифные квоты на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород с целью создания стимулирующих условий для развития отечественной лесопереработки с обеспечением достаточным объемом сырья зарубежных покупателей. Указанный режим будет осуществляться в рамках постановления Правительства Российской Федерации "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" от 30 июля 2012 г. № 779.


Заключение


Таможенно-тарифное регулирование призвано содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование внешней экономической деятельности в современных условиях.

Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства необходимо выделить следующие:

а) содействие диверсификации российской экономики

б) либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России и Таможенного союза перед ВТО.

в) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза

г) совершенствование таможенного администрирования

д) заключение соглашений о преференциальной торговле.

е) отладка наднационального механизма взаимодействия и принятия решений в сфере внешнеторгового регулирования ЕЭК для своевременного введения мер защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей.

ж) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза;

В начале курсового проекта я обозначил цель "изучение направления развития таможенно-тарифной политики Российской Федерации". Решив поставленные задачи, указанные в введении, я полностью справился с целью.

Список использованной литературы


1. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и марк. 2008

Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М. 2007

А.Г. Трофимов Таможенно-тарифное регулирование. изд. М 2006

А.Н. Игошин Ценообразование и денежное обращение. М. 2005

. "О таможенном тарифе". Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.8

Журнал. Финансовые известия, 5.7.2009

А.П. Коженков Таможенные органы РФ. изд.М. 2008

П.Н. Трошин Правохран. органы РФ. изд. Ростов 2007

К.Я. Соколов Таможенное регулирование в России. изд.М. 2007

Н.Н. Соболева Таможенное дело. изд.С. - Петерб. 2001 г. 2 ч.

А.Г. Никитин Экономика в усл. становл. рын. отношен. М. 2009

В.П. Белов Таможен.-тарифн. регулир. М. 2008

А.С. Петров Конституц. право РФ. М. 2006

К.Я. Малушин Таможен. право изд. Минск. 2007

А.П. Чистяков. Экономика. изд. Саратов. 2006

Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. М: РИО РТА, 2007 г.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под ред. Ищенко. - М.: Экономика, 2004.

Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. - М.: изд-во "Международные отношения", 2009 г.

Кзырин А.Н. Государственно - правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 2000.

Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России // Государство и право 2002. № 10.

Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России // Государство и право 2008. № 11.

Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. / Под ред.Н.М. Блинова. М., 2009 г.

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2004 г.

Мировая экономика и международные экономические отношения, №8, 2008 статья, автор - профессор экон. наук. Руденко Л.В.

. #"justify">. #"justify">. #"justify">. Горшкова Т.Г. Формирование государственной таможенно-тарифной стратегии в условиях глобализации: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, научное пособие 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Внешнеэкономическая политика это проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов1. Па формирование внешнеэкономической политики определяющее влияние оказывают: государство, монополистические группировки, различные ассоциации, объединения, союзы и т.д.

Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами за последние десятилетия произошли глобальные изменения. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая разработана Минэкономразвития России, целью внешнеэкономической политики РФ в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Важным этапом развития внешнеэкономической политики России явилось формирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (далее - ТС). К 1 января 2010 г. была сформирована правовая база ТС и принято более 40 международных договоров, введены единые правила таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли товарами с третьими странами. С 6 июля 2010 г. на территории трех стран действует ТК ТС. Формирование единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах ТС, так и товаров, происходящих из третьих стран, было завершено к 1 июля 2011 г.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением применения таких мер в отдельных предусмотренных законодательством случаях. Такие случаи касаются установлений количественных ограничений, ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса, а также связанные с мерами валютного регулирования. Кроме того, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

  • 1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • 2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • 3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
  • 4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

При этом каждый участник Таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

  • 1) Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС);
  • 2) международных договоров государств - членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
  • 3) решений Комиссии ТС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов ТС.

В соответствии со ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС - в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности1 в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности и осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством РФ.

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис. 8.1.1).

По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

  • 1) ввозные (импортные), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию государства (союза государств) и широко применяемые во многих странах;
  • 2) вывозные (экспортные), взимаемые при вывозе товаров с таможенной территории государства (союза государств) и применяемые чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией;
  • 3) транзитные, взимаемые за провоз товара по территории страны (союза стран). В фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.

По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов, а их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские - служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, для них характерны высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Заметим, что на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет. 15 2010-2013 гг. таможенные пошлины сформировали около 40% доходной части федерального бюджета и 18% доходов консолидированного бюджета РФ. Доля таможенных пошлин в ВВП в 2010 г. составила 6,74%, в 2011 - 8,16%, в 2012 г. - 8,02%, в 2013 г. - 7,29%.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу ТС, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов ТС.

Рис. 8.1.1.

С целью защиты экономических интересов стран - участниц ТС могут устанавливаться особые пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные, которые устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ст. 70 ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда - как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к импортным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные - в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В некоторых случаях для оперативного регулирования вывоза отдельных видов товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Целью таможенно-тарифной политики РФ в среднесрочной перспективе является содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К задачам таможенно-тарифной политики РФ отнесены:

  • содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;
  • стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров");
  • повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;
  • унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

Мировой экономический кризис, повлиявший на совокупный мировой спрос, перенос кризисных явлений в российскую экономику и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер обусловили потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики. В условиях кризиса в Российской Федерации было осуществлено смещение акцентов таможенно-тарифной политики от выполнения традиционных регулирующей и фискальной функций в сторону проведения антикризисных мероприятий для защиты экономики России, поддержки конкурентоспособности отечественных производителей. По данным Минэкономразвития России в январе - сентябре 2009 г. было принято около 30 постановлений Правительства РФ, направленных на повышение ставок ввозных таможенных пошлин по 350 товарным позициям. Среди важнейших отраслей, в отношении которых осуществлены меры таможенно-тарифной защиты, - автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. Так, в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей Правительством РФ были приняты постановления о повышении ввозных таможенных пошлин на ряд импортируемых сельскохозяйственных товаров, таких как рис, сыры, молочная продукция, растительные масла и др.

Меры по повышению конкурентоспособности отечественных хозяйствующих субъектов включали в себя не только повышение, но и снижение ввозных таможенных пошлин. В частности, ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды гражданских пассажирских и грузовых самолетов, не производимых в Российской Федерации, были обнулены. Данная мера является частью системных решений по поддержке российских авиаперевозчиков. В целях обеспечения благоприятных условий для развития российского производства отменены ввозные пошлины на сырье, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое в России. Данная мера направлена на расширение сырьевой базы, повышение степени загрузки производственных мощностей в условиях финансового кризиса.

В 2009 г. методами таможенно-тарифной политики активно регулировались процессы повышения конкурентоспособности российского экспорта. С учетом высокой фискальной составляющей экспортных пошлин тактика их установления основывалась на недопущении снижения ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках.

Важным этапом развития внешнеэкономической политики России явилось присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО), оформленное 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. После ратификации данного протокола Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ он стал международным договором для Российской Федерации.

По информации Минэкономразвития России, стратегические задачи участия России в ВТО включают в себя, в частности:

  • содействие формированию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений; проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО;
  • обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложении на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов;
  • контроль за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса.

В среднесрочной перспективе таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях вступления в ВТО и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии. Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России перед ВТО. До 2016 г. средний уровень пошлин предполагается снизить с 8,5 до 6% по промышленным товарам, и с 11,2 до 8,7% - по продовольственным. Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение ее уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям. При этом в связи со снижением ставок ввозных пошлин возрастет потребность в использовании специальных мер по защите внутреннего рынка. Для повышения конкурентоспособности отечественных производителей будут использоваться тарифные квоты.

Следующим обязательством перед ВТО предусмотрена отмена экспортных пошлин в течение пяти лет на все товары, облагаемые действующими вывозными пошлинами, за отдельными исключениями, такими например, как минеральное топливо (нефть, нефтепродукты, газ). При этом в качестве инструментов торговой политики предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках ТС.

В 2013 г. в основном завершилось формирование полномасштабной системы наднационального регулирования в ТС и Едином экономическом пространстве. В рамках этой системы могут быть реализованы новые подходы к регулированию внешнеэкономической деятельности с учетом общих интересов стран ТС и долгосрочных перспектив интеграции.

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура - это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:

Для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;

Для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

Товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина - наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции :

- фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

- комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

- смешанные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям,машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара - повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств . На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты - политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров - раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах - членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза - до 6-7 % на промышленные изделия.

Главные направления Таможенно-Тарифной политики были подготовлены во исполнение постановления правительства РФ. От 29.12.2007 «О порядке составления Ф.Б. гос. Внебюджетных фондов РФ». Особый интерес к формированию направлений вовлечен развитием структуризации стратегических целей экономического развития страны в целом. Направление в таможенной политике достаточно большой и неотъемлемой задачей для решения вопросов связанных с отечественным рынком. Необходимо развитие Российской экономики, чтобы страна встала в путь инновационного развития, диверсификации и повышения конкурентоспособности в мировом масштабе.

Необходимая задача - увеличить роль технических средств таможенного контроля для экономики РФ за счет доступа отечественных организаций к инновационным технологиям. Таможенная политика должна привлекать основные стимулы для привлечения капитала в производство. Необходимо использование таможенных режимов более активно.

На данный момент, таможенно-тарифная политика, является ключевым элементом в РФ. Выступает, как главный фактор, как внутренней, так и внешней политики страны. Благодаря этому фактору, таможенно-тарифная политика является системой политико-правовых, экономических, организационных организаций, вектор развития направлен на реализацию и защиту внутри и внешне - экономических интересов страны. В целом, таможенную политику можно охарактеризовать и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Таможенная политика - это стратегическая линия государства, связанная с импортом и экспортом товаров .

Таможенно-тарифная политика - это основной элемент внешне экономической политики .

Инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Насчитывается 2 вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство . Основу таможенной политики составляют именно эти два тарифа, так как влияют на экономическую стабильность страны.

Протекционизм - это мера, направленная на защиту отечественного товара, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика устанавливает высокое таможенное обложение товаров, ввозимых на территорию страны. Благодаря этому иностранные товары вовлечены в невыгодную сторону.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.

Однозначно, необходимо развитие таможенно-тарифной политики РФ. Вот несколько задач: На данный момент экономического развития оценивается не только в стране, так же на нее влияет положение на мировой арене. С помощью дипломатии, ставится задача создания благоприятных условий для отечественных производителей, скреплению внешнеэкономических связей. Благодаря этим задачам, на ряду с работой с внешнеэкономической политикой страны, выявляются следующие факторы:

  • - Состояние в ВТО, тенденция мировой экономики
  • - Социально - экономическое развитие в стране
  • - Привлечение трудового населения для увеличения сельского хозяйства, разделение международного труда с ВТО.

Принципы таможенной политики: Соблюдение поставленных задач для достижения целей - Защита интересов РФ, интересов стран независимых государств и мирового сообщества в целом, - Сочетание интересов государства, отдельных участников внешнеэкономической деятельности, - защита границ таможенной территории ЕАЭС продовольственной, технологической, валютно-финансовой и экологической, - Улучшение импорта и экспорта товаров, - контроль над незаконным перемещением капитала.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

А. А. Васютин Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений таможенно-тарифной политики в современных условиях. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в экономике страны, а ее невозможно представить без регулирования таможенными органами.

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет важную роль в торгово-политическом механизме, так как оно применяется для защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому для проведения Россией эффективной политики необходим эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования.

Таможенно-тарифная политика России должна подстраиваться под изменяющиеся внешние и внутренние условия, приобретая при этом более гибкий характер и приспосабливаясь к современной экономической ситуации.

Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентости. В связи с этим можно выделить ряд ее особенностей в предстоящий период:

1) она должна способствовать технологической модернизации российской экономики путем доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию;

2) усиливается ее роль в формировании транснациональных компаний, развитии специализации и кооперации в высокотехнологичных отраслях;

3) таможенно-тарифная политика больше участвует в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности;

4) проведение единой таможенно-тарифной политики в рамках таможенных союзов и содействие интеграции на евразийском пространстве.

Для достижения этих задач необходимо работать по следующим направлениям:

1. Стимулирование переноса производств на территорию России.

Прежде всего, путем тарифной эскалации. Этому препятствуют такие факторы как:

Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование;

Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России;

Выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров;

Необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

Временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

Должна быть проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие (для таких отраслей как автомобилестроение, сельхозмашиностроение).

Необходимо внести изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины.

2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Необходимо создавать защитные барьеры для доступа импорта в тех секторах экономики, где существует угроза вытеснения с внутреннего рынка отечественного товара импортным.

Обеспечивать сбалансированность импорта с учетом потребностей производителей и потребителей путем применения специфических тарифных инструментов (сезонные пошлины, тарифные квоты) и оперативно реагировать на рыночную ситуацию применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (в аграрном секторе).

Отказ от необоснованно завышенных ставок пошлин (прежде всего на товары промышленно-производственного и социального назначения не производимые в России).

1. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»

2. Это связано с применением таможенных пошлин в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

3. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

4. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике РФ.

5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

6. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.

7. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

8. Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

9. Обеспечение стабильности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предприни-

мателей. Будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Для того чтобы должным образом реализовать инструменты таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования.

Будет разработана методика сравнения статистических данных о внешней торговле России и торгующих с ней стран, для выявления незаконного ввоза.

Будут введены упрощенные технологии таможенного оформления для производителей, использующие импортное материалы и сырье, для уменьшения затрат на хранение и логистику.

Будет упрощена система учета, основанная на использовании сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий товаров, предназначенных для промышленной переработки и сборки, и операций с ними для таможенных целей.

Также претерпит упрощение система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, таможенное оформление которых приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

В среднесрочной перспективе намеченные приоритеты будут реализованы для содействия решения стратегических задач социально-экономической политики государства направленных на переход к инновационному пути развития экономики и для укрепления конкурентоспособных позиций российского рынка в мировой экономике.

© Васютин А. А., Полежаева Н. В., 2010

А. Е. Гришпитенко Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЯВЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Данная статья посвящена актуальным вопросам правонарушений в сфере заявления страны происхождения товаров в грузовой таможенной декларации. Смоделированы и описаны ситуации, наиболее ярко описывающие проблемы данных правонарушений с использованием реальных данных о товарах и странах за последние годы; обозначена сущность данных правонарушений, показаны причинно-следственные связи. Более того, обозначены основные методы борьбы с данными правонарушениями таможенными органами, основанные на системе управления рисками; а также, использован нестандартный анализ данных правонарушений с включением промежуточных и общим выводами.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории. Это в свою очередь влияет на поступление в Федеральный Бюджет денежных средств, на поведение участников внешнеэкономических отношений, так как Россия применяет дифференцирован-

ный подход в отношениях с другими странами. Таким образом, актуальность подчеркивается широким кругом лиц, заинтересованных в той или иной записи о стране происхождении товара в ГТД.

Важно отметить, что числовые данные о количестве упомянутых правонарушениях носят лишь опосредованный характер и ограничивают анализ данной проблемы. Для более широкого ее понимания и