Диалог зачем человеку быть грамотным. Зачем быть грамотным? Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Грамотность и идеальное правописание имеют огромное значение в современном обществе, как бы вы не пытались доказать обратное, и тому есть немало причин.

Согласитесь, что нынче люди больше не уделяют много внимания правильному написанию слов, особенно при онлайновом общении. Влияние кратких и быстрых коммуникаций в виде текстовых сообщений всё же приносит свои негативные плоды, хотя грамотность – это не только вопрос следования старым добрым правилам орфографии, это и вопрос имиджа, и образования, и банального умения донести свою письменную мысль чётко и правильно.

Каковы же веские причины того, что грамотность всё еще имеет немаловажное значение?

1. Хорошее впечатление о человеке

Когда вы пишете идеально грамотно, вы оставляете о себе только положительное впечатление, которое вряд ли вам будет гарантировано в том случае, если вы допускаете массу орфографических ошибок. Все ваши письменные документы, будь то официальные бумаги, учебные работы, личные или рабочие письма, должны быть безупречны. Имейте это в виду!

2. Грамотность облегчает общение

Еще один плюс грамотности заключается в том, что она весьма способствует более эффективной коммуникации. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками.

3. Грамотность влияет на ваши перспективы и карьеру

Если вы думаете, что правильное написание не настолько уж существенно, подумайте еще раз! Например, даже малейший намёк на слабую грамотность может серьезно повлиять на ваши будущие перспективы трудоустройства. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Резюме первого соискателя грешит ошибками, а резюме второго безупречно. Даже если эти у этих двух претендентов одинаковые уровни квалификации, работодатель, безусловно, выберет второго.

4. Грамотность помогает избежать путаницы и двусмысленности

Грамотность может помочь избежать всяческой путаницы и тем более двусмысленности в понимании. Вы сами наверняка знаете, как сложно пробираться через дебри текста, написанного с ошибками. Только представьте, какими серьёзными последствиями может быть чревато отсутствие грамотности, например, у врачей, журналистов или политиков!

5. Соответствие стандартам

Правописание – это основа или фундамент языка. Если вы заботитесь о том, как вас поймут и воспримут, то вам следует поддерживать все установленные стандарты языка, который, собственно, является основным инструментом вашего общения.

6. Не полагайтесь на программы проверки орфографии

Никогда не полагайтесь на программы проверки правописания, поиска опечаток и выявления ошибок. У этих программ достаточно ограниченный словарь, потому многие новые слова помечаются ими как неправильные, поскольку они не заложены в их памяти. Кроме того, автоматическая проверка орфографии не опознает ошибку, если неверно написанное слово в другом контексте звучит вполне правильно. Например, ошибка в предложении «мы едим домой» (вместо «мы едем домой») программой обнаружена не будет.

7. Грамотно написанный текст понятен

Будет ли просто понять текст, если он полон ошибок? Понимание весьма важно во многих ситуациях, поскольку мы должны быть в состоянии прочитать и воспринять написанное. Допустим, вы читаете инструкции к какому-либо техническому устройству: значит, они должны быть поняты, истолкованы и выполнены правильно.

8. Безграмотность отвлекает и рассеивает внимание

Безграмотно написанный текст рассеивает и отвлекает внимание его читателя. Попробуйте сами внимательно прочитать такой образец с кучей ошибок, и вы поймёте, как это раздражает. Следовательно, оформляйте свои мысли на письме грамотно, обязательно следите за тем, как вы их излагаете.

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

Российские дворяне, будучи правящим классом вплоть до революции 1917-го года, ясно осознавали необходимость грамотности, как части культуры. Поэтому они учили своих детей грамматике и риторике с малых лет.

Строго говоря, понятие грамотность означает понимание различий между произношением и написанием и знание исключений из правил. Если человек правила грамматики начал изучать довольно рано, тогда и писать он будет всегда грамотно.

Действительно культурные и образованные люди точно знали, что если записывать слова, исходя из того, как они слышатся - это крайне неверно, так как слышат все по-разному, а для верного написания существуют правила.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным - невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Нация определяется, в том числе, и ее языком. Чем более гармоничны и едины язык и его правила, тем больше и крепче нация. Те же, кто пытается упростить правила правописания и грамматику, в сущности, стремятся примитизировать мышление народа. Как правило, эти люди сами весьма малограмотны и неспособны к развитию. Но стоит ли прислушиваться к таким?

Сегодня языкознание и его законы, порой, вульгарно попираются. На страницах даже самых ведущих газет можно обнаружить грубые грамматические ошибки.

Дикторы центральных телевизионных каналов легко позволяют себе ошибки в словах и произношении. Выпускники современных школ вряд ли могут считаться образованными людьми в силу недостаточности знаний, которые они получают в школе.

Каждый, считающий себя носителем языка и стремящийся быть по-настоящему культурным человеком, должен продолжать развиваться, обогащая свой словарный запас, осваивая непростую, но очень интересную русскую грамматику, а также орфографию и пунктуацию. Такого человека будут уважать, а также будут уважать в его лице и всю нацию, которую он представляет.

Зачастую мы можем видеть людей, которые просто бравируют нарочитой безграмотностью, так что уж говорить о тех, кто безграмотными словечками просто прикрывает безграмотность реальную. Итак, зачем же нам писать грамотно?

Для того чтобы понять данную тему, нам нужно сначала определить, что же такое грамотность. Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

В наш век высоких технологий мы можем не владеть основными правилами русского языка - специальная программа Word вычитывает опечатки сама. Общаться в Интернете можно абсолютно свободно, для этого не нужно иметь специального филологического образования - все пользователи смотрят на ошибки других весьма благосклонно. А даже если на нашем пути и встречаются филологи, то они редко исправляют эти ошибки. Из всего этого можно сделать вывод, что современная молодежь обесценивает русский язык, делая даже в простых словах, предложениях неимоверное количество ошибок. Однако, это не так: в основном своем большинстве молодежь стремится к грамотности если не идеальной, то относительной - знание основ орфографии и пунктуации.

Что же заставляет людей становиться грамотнее, изучать наш родной язык?

Во-первых, безусловно, влияет введенный, обязательный для всех, Единый Государственный Экзамен по русскому языку. Не многим молодым людям хочется получить малое количество баллов по экзамену, желание большинства школьников девятых и одиннадцатых классов - получить наивысший балл, например, чтобы продолжить обучение в школе, либо чтобы поступить на бюджетное место в институте. Таким образом, Единый Государственный Экзамен является стимулом к изучению русского языка для всех граждан в возрасте от 6-7 до 17-18 лет - т.е., основная категория населения Российской Федерации.

Во-вторых, идеальное владение русским языком считается также и показателем престижа, высокого социального положения. В наше время считается, что известные люди близки к идеалу, их положение обязывает их к грамотности. Людям хочется подражать этому человеку, в наших глазах этот человек возносится до небес. Но как только мы видим ошибку в каких-либо текстах, написанных эти человеком, ошибки в произношении слов, мы сразу же меняем о нем свое мнение совсем не в лучшую сторону.

В-третьих, грамотность выступает как показатель ума человека. Видя, что человек правильно пишет и говорит, то мы подсознательно делаем вывод, что он начитан, а, следовательно, умен. Видя же как-либо ошибки, мы нередко определяем человека, как недалекого, несмотря на наличие у него каких-нибудь других важных заслуг. В нашем подсознании живет стереотип, что талантливый человек талантлив во всем.

В-четвертых, многие профессии связаны со знанием языка, ведь приходится что-то писать, печатать, объяснять, проводить собрания, конференции, где хотя бы элементарные знания языка просто необходимы. Ведь людям приятнее общаться с человеком, который в совершенстве знает свой родной язык.

В-пятых, мы можем назвать грамотность своего рода творчеством. Владея русским языком, зная его нюансы, можно создавать бесценные творения. Как правило, грамотный человек увлечен своими знаниями, ему хочется творить, делиться с миром своим творчеством.

В-шестых, грамотность хорошо сказывается на нашей памяти. Например, запоминание словарных слов улучшает память.

В-седьмых, если ни у кого из нашего поколения не будет грамотности, то кто же будет поступать на филологические факультеты? Кто будет учителем русского языка? Кто будет учить наших детей, внуков? Если этого не будет, то не будет и грамотности как таковой.

Обобщая все вышеперечисленное, нужно быть грамотным человеком для того, чтобы: быть умным, развитым человеком с которым приятно общаться; чтобы иметь успех на работе; чтобы другие поколения не были безграмотными; проявлять свои таланты, делиться своими мыслями с другими людьми.

В наше время практически ко всему можно применить понятие «эрзац»: есть эрзац-любовь, эрзац-шерсть, эрзац-кожа и т.д. Но возможно ли существование эрзац-грамотности? Конечно же, нет. Свою грамотность невозможно подделать, грамотность - одна из немногих вещей, которая не зависит от времени, взглядов на нее, моды, в конце концов. Грамотность - это качество, нужное каждому человеку. Как сказал великий писатель Оскар Уайльд: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так вот, чтобы добиться уважения у людей, стать по-настоящему умным, талантливым человеком, который ценит свои корни, свою Родину, нужно быть грамотным человеком, способным помочь своему государству.

Главное: нужно помнить, что русский язык - это основной инструмент, который требует бережного к нему обращения.

Сочинение ученицы 6класса МБОУ «Джанайская сош» Курмалиевой Дианы

Зачем нужно быть грамотным?

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

С самого раннего детства вся наша жизнь связана с языком. Всё, что совершают люди в мире, совершается при участии языка. Люди работают в коллективе, познают разные науки, строят города и летают в космос, объясняются в любви и воюют между собой. Невозможно было бы совершать все действия, если бы человек не умел говорить. Только ему выпало на долю такое счастье. Язык – орудие общения между людьми, но его нужно уметь умело и с пользой применять. Такое под силу только тому, кто глубоко, тщательно изучил язык, кто знает, как устроено слово, из каких частей состоит, как применяется то или другое правило. Одним словом, надо быть грамотным учеником, знать законы языка.

Каждый из нас, без всякого обучения, родившись на свет, начинает плакать, смеяться, есть, двигаться, ходить, но самостоятельно заговорить и научиться грамотно писать нам не под силу. Грамоте нужно учиться, её надо изучать, потому что без неё мы не сможем хорошо учиться, выразить правильно свою мысль, никогда не станем хорошими специалистами, из нас не получатся асы своего дела. Безграмотного, некультурного человека никогда никто не будет уважать в коллективе. А ещё правила нужно знать, чтобы быть вежливым, не обидеть другого человека. С.Я.Маршак в сказке «Двенадцать месяцев» показывает капризную и своенравную королеву, которая не только не умеет правильно писать слово «казнить», возмущаясь «надо писать «кознить», что ли?», но легко и просто распоряжается судьбами людей, повелевая, «лучше напишу «казнить» - это короче». Капризная королева не подумала о смысле данного слова, её интересовала только форма.

Когда мы пишем, то постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания. Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми. «Установить статую золотую пику держащую»- такое завещание оставил своим наследникам один правитель. И они, воспользовавшись оплошностью богача, забывшего про запятую после слова «золотую», поставили его после слова «статуя». Находчивость позволила им присвоить себе кругленькую сумму (у статуи золотой оказалась лишь пика). Для правителя запятая не оказалась путеводной звездой для достижения содержания, безграмотность его подвела, а пошлые люди воспользовались. Аналогичный пример можно привести с выражением «казнить нельзя помиловать», которое решает судьбу человека. Вот здесь и нужна грамотность, потому что, перефразируя Л.Н.Толстого, «словом можно убить, словом можно любить».

У безграмотных людей речь бедная, невыразительная. Они могут только выразить самые простые мысли, а сложная мысль, требующая пояснений и дополнений, вызовет у них затруднения. Очень часто на уроках ученики не могут правильно высказать свою мысль, хотя и бывают подготовленными к уроку, остаются недовольные полученной оценкой, объясняя свою позицию тем, что всё сказали. А некоторые мои одноклассники высказывают мнение о том, что в век компьютеризации не обязательно быть грамотным, потому что то, что не знаем мы, подскажет компьютер. А я считаю, что никакая машина, даже если она и сверхсовременная, не заменит человеческую грамотность, человеческий разум, мысли. Техника может сломаться, а усвоенные законы языка никогда нас не подведут.

А сколько искалеченных слов приходится нам слышать везде и всюду: звОнит, катАлог, квАртал, бАловать. Обидно бывает за державу. Ведь нам, как говорил К.Г.Паустовский, «дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Так давайте беречь такой язык от засорения, любить его и уметь ценить!

Для чего человеку грамотность?


- Папа, а зачем человеку нужно быть грамотным, ведь мы итак понимаем друг друга? – так обратился к отцу одиннадцатилетний Сережа, невольно задав один из самых тревожных вопросов современного общества.
- Дети, - отвечал отец, приготовившись к интересному диалогу, - в основном ограничиваются беседами со сверстниками о школе, учителях, одноклассниках. Тут быть грамотным не обязательно. Но замечал ли ты, что часто люди неправильно произносят какие-то слова и вызывают тем самым смех, или не могут внятно что-либо рассказать, получается набор несвязанных слов, а ты все думаешь: ""О чем же он говорит?"" Трудно беседовать с таким человеком, и разговор становится не только неприятным, но и раздражающим. А теперь представь, что ты вырос и оказался в обществе серьезных людей. Тут ты начинаешь запинаться, делать неправильные ударения в словах, и люди просто-напросто избегают общения с тобой и посмеиваются.
- Тот, кто будет смеяться, получит от меня в глаз! - важно заявил мальчик, на что отец задорно рассмеялся.
- Общественное мнение никакими тумаками не перебьешь. Ты можешь считаться умным, но стоит тебе произнести что-то неправильно, и мнение о твоей образованности изменится в худшую сторону. Недаром много лет назад грамотными были только дворяне, потому что это было признаком высшего общества. А крестьяне считались неучами, хотя были и исключения, как и среди дворян находились необразованные люди. Наше современное общество в большей степени состоит именно из таких неграмотных ""крестьян"", и поэтому ""дворяне"" выделяются из этой массы.

Мальчишка улыбнулся этому сравнению.
- Я расскажу тебе одну историю. Дворяне и аристократы устраивали особые вечера, на которые собиралось высшее общество. Там люди беседовали на различные темы, слушали музыку и танцевали. На один из таких вечеров были созваны деревенские музыканты. Сыграв несколько вальсов и мазурку и хорошенько развеселив гостей, они отдыхали. Один молодой парнишка-музыкант заинтересовался оживленной беседой, ведущейся в небольшом кружке, и в порыве влечения вставлял в разговор свои замечания и рассуждения. Чем больше говорил молодой человек, тем больше пополнялся круг беседовавших. Слушателей поражали грамотность и образованность парня и интересные и какие-то особенные суждения. В этом кругу среди прочих был председатель одной важной организации, который пожелал рядом с собой иметь такого грамотного человека и предложил парню должность своего секретаря. И никому не пришло на ум возразить по поводу принадлежности его к низшему сословию, потому что понимали, что парнишка умнее многих из них.
- Как славно получилось! - воскликнул мальчишка.
- Это говорит о том, что грамотный человек - это не только говорящий без ошибок, но и говорящий интересно, красочно, чего можно достигнуть, только читая книги и развивая свою речь. Всегда приятно вести беседу с тем, кто не поставит ее в тупик из-за неправильно сформулированного предложения, или с тем, кто быстро не закончит обсуждение темы из-за скудности словарного запаса.
- Теперь я понял, для чего важно быть грамотным! Но русский язык имеет столько правил, что запомнить их, кажется, невозможно, - со вздохом сказал мальчишка.
- А вот самый простой способ ничего не забыть: говори всегда правильно даже в кругу сверстников, любые записи и даже сообщения пиши без ошибок и соблюдай пунктуацию. Ведь грамотность - это еще и правописание. И всегда уделяй внимание чтению книг. А самое главное - теми знаниями, которые ты приобрел, обязательно поделись с товарищами. Быть может, именно благодаря тебе в мире на несколько безграмотных людей станет меньше.