Оценочное собеседование (Начало). Использование метода самооценки в процессе оценки эффективности работы сотрудника Оценка со стороны руководителя

Динамично изменяющийся рынок вынуждает бизнес постоянно менять свои цели. Чтобы сегодня достичь амбициозных высот, необходимо выполнять новые задачи, переориентировать бизнес-процессы и пересматривать функции отдельных подразделений. Руководство компании понимает, что для этого требуется высоко квалифицированный персонал. Оценка квалификации и потенциала сотрудников компании - задача департамента по управлению персоналом, поэтому наши эйчары разработали и совместно с руководителями структурных подразделений внедрили процедуру аттестации .

Для каждого добросовестного, целеустремленного профессионала аттестация - реальный способ еще раз проверить свои знания и навыки, продемонстрировать способности, донести до руководства собственное мнение, проявить себя с лучшей стороны! Для грамотного, заинтересованного в развитии своих людей руководителя аттестация - это бесценная возможность посмотреть на подчиненных (и коллег) с другой точки зрения. Оценив потенциал каждого сотрудника, руководитель получает «живой» материал для принятия важных управленческих решений.

Да, аттестация* - это испытание, и как любое испытание, она заставляет человека немного поволноваться. Но чувство удовлетворения, которое переживают и сами сотрудники, и их руководители после успешного прохождения всех процедур оказывает мощнейшее влияние на их самооценку и мотивацию. Не использовать этот фактор в управлении персоналом было бы большой ошибкой.

Нельзя, конечно, не учитывать, что само слово «аттестация» для многих сотрудников является негативным раздражителем; излишние эмоции и страх иногда могут вызывать резкое сопротивление принятой процедуре. У каждого человека на то есть свои причины. Порой переубедить людей бывает очень трудно - но, тем не менее, это возможно! Конечно, начинать руководителям и эйчарам нужно с себя - изменяя свое собственное отношение к оценочным процедурам. Опыт проведения аттестации в нашей компании это доказывает.

ПТК ООО «Агромат» имеет сложную структуру, в которую входят собственные торговые центры, складские комплексы, производственные подразделения и офисные центры. Большое число сотрудников и удаленность подразделений вносят свои особенности во все управленческие процессы.

Единовременно провести аттестацию всех работников компании практически невозможно, поэтому мы проводим ее поэтапно. Совместно с руководителями структурных подразделений нами был составлен график проведения аттестации - таким образом, чтобы даты мероприятий не совпадали. Поэтому аттестация у нас проводится круглый год - она является неотъемлемой частью процесса управления персоналом.

За подготовку к аттестации в компании отвечает департамент по работе с персоналом. Задачи наших эйчаров:

    разработка нормативных документов и оценочных форм;

    обучение руководителей аттестуемых подразделений;

    инструктаж сотрудников аттестуемых подразделений;

    анализ заполненных индивидуальных оценочных форм и характеристик;

    ведение аттестационной беседы и наблюдение за соблюдением процедур;

    подготовка отчета об аттестации;

    организационное обеспечение проведения процедуры аттестации.

В каждом структурном подразделении, где проводится аттестация, назначается сотрудник, который отвечает за подготовку и организационные вопросы. Ответственным может выступать руководитель подразделения, его заместитель, администратор или офис-менеджер (выбор кандидатуры зависит от структуры и численности конкретного подразделения). Ответственный за проведение аттестации сотрудник:

    составляет списки сотрудников, подлежащих аттестации в данном отчетном периоде;

    согласовывает дату проведения аттестации с каждым сотрудником;

    фиксирует все вопросы и проблемы, возникающие в процессе заполнения аттестационных форм и характеристик;

    собирает заполненные документы, а также передает все необходимые сведения в департамент по управлению персоналом;

    доводит до сотрудников информацию, связанную с проведением аттестации;

    готовит помещение для заседания аттестационной комиссии.

У нас разработано единое для всех структурных подразделений «Положение об аттестации сотрудников компании «Агромат». Процедура аттестации, форма проведения и требования к аттестации - единые для всех ее сотрудников. В то же время для каждой должности нами был разработан индивидуальный набор компетенций, профессиональных и личностных характеристик (исходя из основных задач подразделения). На основе этого набора составлены формы оценки сотрудников, занимающих различные должности.

До проведения аттестации сотрудники департамента по работе с персоналом совместно с руководителем подразделения определяют основные цели и задачи аттестации. В помощь им мы разработали удобную форму (приложение 1 ). Заполненную форму руководитель отправляет в департамент по работе с персоналом.

Во всех подразделениях компании процедура аттестации состоит из трех этапов:

    Подготовительный.

    Аттестационный.

    Итоговый.

Наиболее важным (и самым продолжительным) является первый - подготовительный этап , который фактически охватывает весь промежуток времени между проведением последней и последующей аттестации. За этот период каждый сотрудник имеет возможность проявить себя: грамотно выполняя поставленные профессиональные задачи, выступая с инициативами, принимая участие в различных проектах, корпоративных мероприятиях и т. д. При подготовке к аттестации на каждого работника компании готовится три документа:

    «Отзыв-характеристика» приложение 2 ).

    «Форма оценки уровня развития компетенций» - заполняется непосредственным руководителем (приложение 3 ).

    «Анкета для самооценки сотрудника» - заполняется самим сотрудником (приложение 4 ).

Все формы разработаны таким образом, чтобы их было удобно заполнять и чтобы этот процесс занимал как можно меньше времени.

Непосредственно перед проведением аттестации сотрудник заполняет анкету для самооценки и знакомится с отзывом - характеристикой, данной на него непосредственным руководителем. Кроме того, он получает форму оценки уровня развития своих компетенций и анализирует (совместно с руководителем) результаты своей деятельности за последний период (полгода, год). Подготовительный этап на этом заканчивается.

Аттестационный этап. В назначенный день члены аттестационной комиссии проводят аттестационную беседу с каждым сотрудником подразделения. Для каждого подразделения формируется своя аттестационная комиссия. Ее членами назначаются представители тех подразделений, которые наиболее тесно взаимодействуют с аттестуемыми сотрудниками. Как правило, в нее включаются:

    сотрудники департамента по работе с персоналом;

    непосредственный руководитель аттестуемого сотрудника;

    ведущие специалисты подразделения;

    руководители/ведущие специалисты смежных подразделений.

За счет того, что в аттестационную комиссию включается широкий круг специалистов и руководителей, обеспечивается максимально объективная комплексная оценка каждого сотрудника. Возникающие иногда спорные вопросы решаются путем голосования членов аттестационной комиссии - в соответствии с утвержденной в Положении процедурой.

Во время проведения заседания аттестационной комиссии каждый аттестуемый сотрудник имеет возможность дать собственную оценку своей деятельности, а также право оспорить оценки и характеристику, данную ему непосредственным руководителем. Надо отметить, что были случаи, когда аттестационная комиссия принимала сторону сотрудника, при этом непосредственный начальник признавал свои оценки неточными или ошибочными. (Это происходило в том случае, когда руководитель подходил к аттестации формально.)

После завершения аттестационной беседы сотруднику выставляется итоговая оценка; даются рекомендации относительно дальнейшего профессионального и личностного развития.

Аттестационная комиссия в своем заключении оценивает степень соответствия сотрудника требованиям компании к занимаемой им должности в данный момент времени. Положением об аттестации у нас предусмотрено четыре оценки: отлично , хорошо , посредственно и плохо .

Сотрудник, получивший оценку «посредственно», имеет возможность исправить ситуацию. Для этого он (вместе с руководителем) должен составить план индивидуального профессионального развития; после реализации всех предусмотренных планом мероприятий он получает возможность повторно пройти аттестацию (через три-шесть месяцев, в зависимости от сложности поставленных задач). Таким образом, устанавливаются открытые, понятные для всех «правила игры». В случае полного несогласия с оценкой аттестационной комиссии сотрудник в соответствии с утвержденной процедурой имеет право в оговоренный срок подать апелляцию на имя генерального директора компании.

Что значит «успешно пройти аттестацию»? «Успешность» результатов каждый сотрудник понимает по-своему, в зависимости от того, какие цели он перед собой ставит, и как относится к своей работе. Один человек согласен считать успехом только максимальную оценку и, соответственно, - повышение категории, должности, статуса. Другой рад одобрению руководителя, третий - подтверждению прогресса в своем профессиональном развитии. Сегодня возможность сохранить свое рабочее место и получить шанс еще раз проявить себя, согласитесь, тоже удача.

Как правило, сотрудники достаточно объективно оценивают свои трудовые достижения и профессиональный уровень, адекватно сравнивают себя с другими, поэтому результаты аттестации как для сотрудника, так и для руководителя редко бывают неожиданными.

После окончания заседания аттестационной комиссии менеджер по оценке и мотивации персонала приступает к обработке и анализу собранной информации и составляет отчет о результатах проведенной аттестации. В отчете каждому аттестованному сотруднику дается краткая, емкая характеристика, учитывающая данную руководителем оценку и результаты аттестационной беседы. Благодаря этой комплексной характеристике руководитель подразделения получает дополнительный материал для принятия управленческих решений, а также оказания помощи сотруднику в составлении личного плана профессионального развития.

В отношении аттестации в нашей компании действует «неписанное» правило: в ней принимают участие все сотрудники компании, даже новички. Но для них эта процедура отличается от «типовой»: «молодежь» сразу ставят в известность, что комиссия не будет выставлять им оценку. Новые сотрудники готовятся к аттестации вместе со всем коллективом - заполняют документы, приходят на заседание аттестационной комиссии. Главная их задача - принять участие в аттестационной беседе, рассказать о своих первых успехах и достижениях в новой должности, о планах и пожеланиях.

Во время проведения аттестации недавно принятый сотрудник узнает много нового о компании, знакомится с представителями смежных подразделений, получает рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию. Члены комиссии, со своей стороны, имеют возможность оценить, насколько успешно человек адаптировался в должности и «влился» в коллектив, а также «измерить» его потенциал.

Для новичков участие в аттестации является обучающим мероприятием. Общие эмоциональные переживания помогают им быстрее влиться в коллектив, стать частью команды.

Сегодня мы можем смело утверждать: аттестация в компании «Агромат» - это праздник профессионализма! Каждая наша аттестация ломает устоявшиеся стереотипы. Мы считаем, что так и только так необходимо воспринимать эту процедуру! Департамент по работе с персоналом старается убедить в этом не только руководителей подразделений, но и всех наших сотрудников.

Приложение 1

ОПРОСНИК
для руководителей подразделений

Цель опроса: определить цели и задачи предстоящей аттестации.

Прежде, чем приступить к организации процедуры аттестации персонала, необходимо поставить четкие цели данной аттестации. Традиционно выделяют три основные цели аттестации:

1) принятие административных решений;
2) выявление потенциала сотрудников;
3) оценка деятельности сотрудников подразделения.

В одной процедуре рекомендуется сочетать не более двух целей , например: потенциал и оценка деятельности, или оценка деятельности и административные решения и т. д. Выбор целей аттестации зависит от потребностей организации в данный период времени. Отсутствие четко сформулированных целей или выбор слишком большого их количества существенно снижают эффективность аттестации, поскольку затрудняют для сотрудников понимание и принятие оценочной процедуры.

Задание: В таблице приведены цели и задачи, которые могут быть достигнуты/решены с помощью процедуры аттестации. Определите цели/задачи для проведения ближайшей аттестации в Вашем подразделении - выберите наиболее значимые в настоящий момент (не более двух). Отметьте наиболее актуальные для Вас цели и задачи (выделите цветом в таблице) и направьте данный документ (в электронном виде) в департамент по работе с персоналом.

Цели аттестации

Принятие административных решений

Выявление потенциала (развитие) сотрудников

Оценка деятельности

Задачи аттестации

Изменение заработной платы

Получение обратной связи от сотрудников Оценка деятельности сотрудников за определенный период

Изменение системы поощрения

Выявление потенциала сотрудников Оценка их достижений и результатов за прошедший период

Оценка соответствия занимаемой должности

Информирование о том, чего ждет от сотрудников компания Выявление потребности в обучении
Оценка их способности выполнять новые задачи (чтобы скорректировать планы организации) Выявление рабочих проблем
Развитие карьеры сотрудников Улучшение текущей деятельности подразделения/компании
Личностное развитие сотрудников
Получение информации для планирования потребности в человеческих ресурсах
Установление стандартов деятельности

Подразделение: __________________
Дата заполнения: _________________
Руководитель подразделения (Ф.И.О.): ________________________

После окончания учебного заведения имел(а) следующий опыт работы в компаниях (указать город)

В ПТК ООО «Агромат» работает с «____»____________ 200__ года в должности(ях) (перечислить все ранее занимаемые должности в компании )

За время работы в компании (после последней аттестации) прошел(а) обучение (указать, какие тренинги, семинары посетил(а) ):


_______________________________________/________________год
_______________________________________/________________год

Имеет квалификацию (указать категорию ): ____________________

Имеет поощрения (указать, если имеются ): _____________________
__________________________________________________________

За время работы в компании проявил(а):

Профессиональные качества _________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Деловые качества __________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Личностные качества ________ _______________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Отношение к правилам внутреннего трудового распорядка/дисциплина на рабочем месте/соответствие принятым стандартам
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Взаимоотношения в коллективе _______________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

«____»____________ 200__ года Подпись руководителя ___________

Должность руководителя _____________________________________

С отзывом-характеристикой ознакомлен(а): (подпись ) / (Ф.И.О.) /

«____»____________ 200__года

Приложение 3

ФОРМА ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
менеджера департамента продаж
(заполняет непосредственный руководитель)

Инструкция: Внимательно изучив перечень профессиональных и личностных качеств, и ознакомившись со шкалой оценки, оцените своего сотрудника по предложенным характеристикам. Постарайтесь быть максимально объективным.

Ф.И.О. сотрудника ___________________________
Занимаемая должность _______________________

Шкала оценки:

  • «5» - всегда проявляет данное качество, полностью соответствует требованиям компании/подразделения;
  • «4» - часто проявляет данное качество, стремится соответствовать требованиям;
  • «3» - редко проявляет данное качество;
  • «2» - никак не проявляет данное качество.

Перечень компетенций

Оценка

Управленческие качества

Умение самостоятельно принимать решения
Умение управлять бизнес-процессами
Коммерческое мышление
Системное мышление
Умение и стремление обучать подчиненных

Компетенции, важные при обслуживании клиентов

Клиентоориентированность
Знание товара
Знание техник продаж
Развитие партнеров/клиентов
Оперативность в работе

Отношение к работе

Лояльность к компании
Ответственность
Инициативность
Стремление к саморазвитию

Индивидуальные качества

Нацеленность на результат
Коммуникабельность
Стрессоустойчивость
Умение работать в команде

Подпись непосредственного руководителя _____________/ (Ф.И.О.)

«_____»____________ 200__ года

Подпись сотрудника _____________________

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ СОТРУДНИКА
(заполняет каждый аттестуемый сотрудник индивидуально)

Проанализируйте свою работу и основные задачи, которые Вы выполняете ежедневно в своей должности. Заполните, пожалуйста, указанные разделы самостоятельно.

Мое подразделение ________________________
Моя должность ____________________________
Ф.И.О. ___________________________________

Я работаю в компании ______ лет/месяцев; в подразделении _____лет/месяцев

На своей должности я отвечаю за:

  1. ___________________________
  2. ___________________________
  3. ___________________________
  4. ___________________________
  5. ___________________________
  6. ___________________________
  7. ___________________________
  8. ___________________________
  9. ___________________________

Подразделения компании, с которыми я взаимодействую:
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Чтобы хорошо выполнять свои должностные обязанности, я должен знать и уметь:
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Чтобы выполнять свою работу еще лучше, мне необходимо (мне не хватает):
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Свою работу я оцениваю:
«отлично»/«хорошо»/«посредственно»/«плохо» (нужное подчеркните )

«_____»____________ 200__ года Моя подпись _________________

* Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) - отзыв, характеристика; определение квалификации работника, уровня знаний учащихся (либо - качества продукции, рабочих мест и т. д.).
В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» аттестация определяется как «отзыв о способности и благонадежности чиновника. По «Своду Законов» (1857 года издания) в послужном списке каждого чиновника в особой графе отмечалось: «способен ли к продолжению статской службы и достоин ли повышения чином, и буде нет, то по каким причинам»… А. эта имела важное значение; между прочим, неодобрительная А. в продолжение службы лишала права на пенсию. А. обыкновенно делаются непосредственным начальством чиновника и представляются высшему - в определенных случаях. Право губернатора аттестовать чиновников подведомственной ему губернии вытекает из «ответственности его перед верховным правительством за состояние вверенной ему губернии».

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Одной из задач корпоративного психолога является повышение у работников уверенности в себе и формирование у них адекватной самооценки.

Существует множество подходов к оиределени ю понятия «самооценка«, ее моста и роли вструктуре личности, взаимосвязис другими компонентами, влиянии на эффективность профессиональной деятельности, щюфосснональ- ную адаптацию.

Самооценка - это особое образование самосознания лич ностн, результат самопознания ее эмоционально-ценностного отношения ксебе. Она является важным внутренним рычагом саморегуляции поведения н деятельности индивида.

Самооценка как «отношение к себе*, по мнению Б.Г.Ананьева (1977), наиболее позднее, по сравнению с другими отношениями, образование, вместе с тем именно она завершает формирование характера индивида, определяя его целостность.

P.M.Грановская (1988) относит самооценку к наиболее значимым характеристикам личности и определяет ос как оценку человеком самого себя, своего положения в группе, своего отношения к другим людям, отношения к деятельности. Иными словами под самооценкой понимается система отношений. От самооценки зависит стремление человека к развитию, к самосовершенству, его активность.

Формирование самооценки, по мнению Р.М.Грановской, происходит путем ннтериоризации внешних оценок, которые представляют собой оценки человека другими людьми, во внутренние - как требование человека к самому себе. Формирование и укрепление самооценки происходит постепенно, сопровождаясь усилением способности к утверждению и отстаиванием своих жизненных идеалов.

По мнению Г.С.Никифорова (1996) самооценка представляет собой процесс сравнения какой-либо переменной с образцом, в результате этого субъект приходит к заключению о соответствии, либо несоответствии «объекта* и «эталона». При этом результат самооценивания может быть верным или неверным. Эго за висит как от индивидуально- психологических особенностей человека, так и от внешних факторов. Автор отмечает, что надежность самооценки во многом определяется навыками самоконтроля у лаиногоиндивида.Результатсамооценки.ставшийобъоктом самоконтроля, обеспечивает надежность и объективность такой самооценки.

По данным М.К.Тутушкиной и М.Ю.Ронгинского (1992) в самооценке выражается эмоционально-ценностное отношение к самому себе. С помощью самооценки человек может оценить свои способности, поступки, психологические качества, жизненные цели и пути их достижения, свое место среди других людей.

Так, существует самооценка реальных и потенциальных возможностей личности, требуемых для выполнения определенного вида деятельности; самооценка, в познавательной и поведенческой сферах личности; самооценка отдельных качеств волевых, нравственных, социально-психологических и др. В структуре самооценки выделяют два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент самооценки выполняет познавательную функцию, сравнивая свои достижения с результатами деятельности других людей и устанавливая степень рассогласования этих показателей.

Сформированность когнитивного компонента самооценки обусловлена развитием познавательных процессов у данного индивида. Кроме того, когнитивный компонент самооценки связан с рефлексивными процессами, которые обеспечивают базу и средства для реализации процесса сравнения результатов деятельности, достижений данного человека с достижениями других людей.

Когнитивный компонент самооценки, по мере своего развития, способствует повышению адекватности самооценки.

Эмоциональный компонент самооценки выполняетфункцию своего рода психологической защиты личности и проявляется в отношениях субъекта к своим качествам. Степень выраженности данного компонента в общей структуре самооценки личности обусловлена потребностью индивида в том или ином уровне самооценки. У одних лиц эта потребность будет выше, у других, соответственно, ниже. Эмоциональный компонент самооценки определяется психофизиологическими особенностями, индивидуальнопсихологическими, социально-психологическими и др. Так, например, усилению эмоционального компонента самооценки способствует слабость нервной системы, высокая личностная тревожность, неудовлетворенность человека своим положением в группе. Бесспорно, чем больше места в структуре самооценки занимает эмоциональный компонент, тем менее адекватна самооценка.

Основными характеристиками самооценки являются: уровень, адекватность, устойчивость и динамика.

Под уровнем самооценки понимается ее относительная высота - низкая.

средняя, высокая самооценка. Критерием высоты самооценки, по мнению

С.А.Будасси (1984), является ее близость или, напротив, удаленность относительно внутреннего эталона.

Уровень самооценки у лиц, принадлежащих к какой-либо группе, сравнить непросто, т.к. эталоны, лежащие в основе процесса сравнения, существенно отличаются у лиц, входящих в эту группу. Так, в работе Ю.А.Цагарелли (1981) установлено, что эталоны, обуславливающие формирование самооценки у студентов консерватории, разнятся между собой. У одних студентов такими эталонами являются достижения музыкантов из непосредственного окружения, у других - достижения великих музыкантов. По-видимому, уровень самооценки в этих группах можно сравнить только при наличии единого внешнего эталона.

Адекватность самооценки определяется степенью соответствия результатов деятельности индивида его оценочным суждениям об этих результатах. Показателем адекватности самооценки личностных свойств является степень соответствия мнению человека о себе самом с оценкой его окружающими людьми. Вместе с тем оценка окружающих людей не всегда бывает объективной, а, следовательно, адекватной. Надежность внешней оценки можно несколько увеличить путем использования группы независимых экспертов. Усредненная экспертная оценка тех или иных свойств, поступков, высказываний, результатов работы и т.п. является наиболее (объективной) адекватной. Неадекватная самооценка индивида может быть как завышенной, так н заниженной.

Устойчивость самооценки во многом зависит от того, насколько человек четко представляет себе свои возможности.

Если самооценка неустойчива, то это проявляется в ее резком повышении после успеха и значительном снижении после неудачи. Если самооценка устойчива, тооиа изменяется незначительно в случае возможного успеха или неудачи. Неустойчивая самооценка свидетельствуете несформированности у индивида отношения к себе. Вместе с тем излишняя устойчивость самооценки также нежелательна, так как снижается возможность ее регулятивной функции при изменении жизненных ситуаций.

В профессиональной деятельности самооценка является одним из важнейших механизмов саморегуляции деятельности, одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень эффективности и надежности деятельности. В работе Н.Ф. Лукьяновой (1979), посвященной изучению деятельности операторов в экстремальных условиях, было установлено, что неадекватно завышенная самооценка снижает надежность работы человека в экстремальных условиях, обусловливает конфликты в группе. И, напротив, адекватная самооценка способствует успешной деятельности, повышает помехоустойчивость к соревновательному стрессу и стабилизирует эмоциональное состояние во время состязании у спортсменов.

Неадекватная и неустойчивая самооценка снижает надежность деятельности человека и, прежде всего, в нестандартных ситуациях. ПО мнению Г.С.Никифорова (1996) завышенная самооценка (или самоуверенность), неправильная самооценка своих возможностей нередко приводит к принятию человеком поспешных, необдуманных решений, ошибкам, рискованным действиям. Самоуверенность снижает безопасность и надежность деятельности человека. Такие люди не восприимчивы к внешней обратной связи и не склонны анализировать свои действия и поступки.Стиль поведения самоуверенных людей обусловлен определенным несоответствием (разрывом) механизмов самооценки и самоконтроля. У таких лиц, как правило, самоконтроль сформирован недостаточно.

Заниженная самооценка, чрезмерная неуверенность в себе, проявляется в неадекватно заниженной оценке индивидом своих возможностей. Такие люди не могут обеспечить надежность в деятельности, связанной с принятием ответственных решений, в условиях воздействия неблагоприятных факторов, в сложной экстремальной ситуации. Неуверенность в правильности принимаемых решений компенсируется у таких работников повышенны м самоконтролем, избыточными самопроверками. Как завышенная, так и заниженная самооценка, по данным Г.С.Никифорова (1996), обусловлены нарушением баланса между самооценкой н самоконтролем. Только оптимальное соотношение этих психологических феноменов обеспечивает объективную уверенность человека в правильности своих действий и поступков. Уверенный человек отличается решительностью, твердостью, умением принимать оптимальные решения и их реализовывать; он самокритичен, способен адекватнооцениватьсвои промахи и ошибки, искать пути их устранения.

Истоки неадекватной самооценки человека, в частности - заниженной самооценки, нередко кроются в его индивидуальных особенностях, таких как враждебная сверхтревожность и застенчивость, либо в неблагоприятных условиях воспитания данного человека в семье, либо в школе. Так, поданным Н.Самоукиной (1997), если ребенок воспитывается в семье, где один или оба родителя властны, доминантны, авторитарны, то это, как правило, приводит к формированию заниженной самооценки. В неполной семье, когда юноша воспитывается доминантной матерью, в восьми случаях из десяти, он становится инфантильным, зависимым, слабым, неуравновешенным, неуверенным в себе. В последующем этот«маменькин сыночек»может либо остаться на всю жизнь зависимым от матери, либо он должен начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. В обоих случаях такой

юноша нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Заниженная самооценка у денушки формируется, как правило, под влиянием отношения к ней отца. Если отецэмоционалыю холоден к дочери, невнимателен к ней, не поддерживает ос, не одобряет ее поведение, то дочь становится скованной, тревожной, застенчивой, неуверенной в себе.

Процесс обучения в школе также весьма значим для формирования самооценки. ормировяние адекватной самооценки во многом зависит от отношения к ученику его первой учительницы и от его места в социометрической структуре класса. Лица, которых «не переносила» их первая учительница и которые оказались «отверженными» в классе, становятся, чаше всего, неуверенными всебо, скованными и «зажатыми». И, напротив, уверенные и активные ребята - это те, кого «любила» их первая учительница, и кто смог стать лидером в классе (Самоукина Н.В., 1997).

Таким образом, неблагополучие в семье, отсутствие родительской любви, недооценка возможностей своего ребенка, негативные высказывания в его адрес, а также изьниы школьного образования, приводят к тому, что в сознании ребенка формируется отрицательная или заниженная самооценка самого себя, ощущение своей никчемности, неполноценности.

Как в детстве, так и в период зрелости лица с заниженной самооценкой отличаются низким жизненным энергетическим тонусом. Они пассивны, медлительны, вялы, сверхтревожны в словах и поступках. Иной внд проявления низкой самооценки - суетливость, многословность, излишняя возбудимость. Все этонаиболее ярко проявляется вновой, необычной для таких людей ситуации, когда они только приспосабливаются к этим условиям.

Н.Самоукнна (1997), наблюдая в школе за учительницами, отличающимися низкой самооценкой, составила их «обобщенный» психологический портрет с типичными внешними проявлениями. Остановимся подробнее на описании внешнего облика такой учительницы. Она выглядит вялой, апатичной, с трудом смотрит в глаза собеседнику, у нее напряженный и нервный голос, одевается она неброско, строго, предпочитает темные тона. Подвержена спадам настроения идепрессиям, избегает конфликтов, боится совершить ошибку, с трудом принимает решение, предпочитает, чтобы все разрешилось «само собой». Склонна жалеть себя, оплакивает свою неудачную жизнь и несбывшиеся мечты. Позволяет другим людям критиковать себя, расстраивать, ранить н унижать. Такие женщины, чаще всего, неудачливы в браке. Они испытывают постоянный страх, что муж их покинет, боятся проявления мужского недовольства, выпрашивают прощения за несу-шествующие «грехи», терпеливо переносят грубость и агрессиюсо стороны мужа, испытывают страх перед проблемами,стараются их «замаскировать».

Согласно данным литературы любовь к себе является основой сложного психологичес кою образования - «Я-концепции *. Эт образован не включает в себя всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему егосамооценок. Если человек оценивает свои возможности адекватно тем задачам, которые ставит перед ним жизнь и он сам, то это уверенный в себе человек.

Чувство соответствия своих возможностей тем задачам, которые ставит перед человеком жизнь, либо он сам составляет основу для радости жизни, способности во всем полагаться на самою себя. Уверенный в себе человек знает о своих правах, умеет выразить вовне свои желания, чувства, потребности, переживания так, чтобы не обидеть, не «ущемить» чувства других людей. Он умеет строить свои отношения с другими людьми па равных, умеет обратиться к другому человеку с просьбой, в случае необходимости может вежливо отказать. Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства, скрывает свои желания и потребности, избегает общения с людьми, ему трудно сказать * нет*. Он постоянно чувствует, что у него недостаточно возможностей, чтобы добиться успеха, испытывает тревогу, беспокойство, страх, чувство вины. Неуверенный в себе человек постоянно находится под влиянием отрицательных чувств и эмоциональных состояний. Житьстакимиощущсниямитяжело, практически невозможно. Это разрушает здоровье человека, его психику и личность. Таким образом, основная проблема неуверенного в себе человека состоит в недостатке самопринятия, любви к себе. Основные словесные выражения таких людей: невозможно, не могу, пытался, ограничения, если только; да, но; трудно, обязан, должен, сомнсиия.

Как было отмечено ранее как заниженная, так и завышенная самооценка неблагоприятно сказывается на жизни человека, его здоровье, отношении с другими людьми, профессиональной карьере. Если самооценка занижена, человек неуверен вевоих силах, у него ограничены жизненные перспективы, он не стремится к полной реализации своих возможностей. Неадекватно завышенная самооценка также неблагоприятно отражается на развитии личности. Она нередко приводит к формированию у человека заносчивости, конфликтности, снижению его нравственных ценностей, развитию высокомерия и иекритичностн (Рувинский Л.И., 1982).

Анализ данных литературы свидетельствует о том, что эффективная деятельность возможна только при наличии адекватной самооценки личности, кото(>ая обеспечит человека способностью объективно оценивать свои качества и возможности, соотносить их с требованиями окружающих людей и общества в целом, умением видеть причины неуспехов и срывов в деятельности и исправлять их, быть самокритичным, адекватно реагировать

на критику еоето()опиокружак>щих(Заха[>онаА.В.,Ап;и>ущопкоТ.Ю., 1980).

Форми|юпапнсядекватной самооценки п; »одпо-чагает участие снециад истов и, прожде іісоїч), исихолоїчш, .шаіоїцихсіч»механизмы, иначе шиможнм ошибки. В профессиональной ДОЯТОЛІ.НОСТИ МЫ нередко СТаЛКИНаоМСЯ с жимедствшіми неправильного формировании лпчікм ти и, її часпнмти, с неадекватной самооценкой. В таких случаях (ючі, идеї уже не оформлюваний адекватной самооценки, а о необходимости коррекции ранее оформ иіюпапной неадекватной самооценки. Вработе А.И.Липкипой ссоаит. (1968) обобщены денные лите|>нтуры по проблеме коррекции неадекватной самооценки. Суіцегтиуют различные приемы, позволяющие скорректщю- вать этот изъян. Выбор того или иного приема обусловлен спецификой самооценки данного индивида. 11а пример учебной деятельности демопстрм- руются специфические приемы кор|м;кции неадекватно за и мшенной и неадекватно заниженной самооценки. Если у человека неадекватно лввышенпая самооценка, то для коррекции могут быть использованы следующие приемы:

Есл и у человека неадекватіюзапижеппал самооценка, тельное коррекции -

организовать учебный процесс таким образом, чтобы чередовались успехи и неудачи в освоении учебного материала. Это позволит учащимся получать более объективную информацию о своих реальных возможностях; -

устранить отрицательную значимость факторов, которые могут поколебать самооценку.

С этой целью можно.1

Ввести факт неуспеха в систему более социально значимой установки;

Переориентировать внимание с одного уровня выполнения деятельности на другой(например, с (іезультата деятельности на пути его достижения);

Добиваться того, чтобы все изменения в самооценке воспринимались индивидом как результат собственных усилий, а не казались навязанными извне.

можно исполь;-обеспечить чел опека возможностью добиваться успеха и «наслаждаться» радостью от итого успеха. Это вызывает прилив положительных.»моций, способствующих повышению уверенности в своих силах;

Давать задания, в которых заведомо «нет неверных решений», что может стать толчком к активизации самостоятельной деятельности.

В том случае, если вструктуре самооценки преобладаетэмоцнональный компонент, который, как было отмечено ранее, также нежелателен в профессиональной деятельности, то такая самооценка корректируется но- друтому. В такой ситуации необходимо, прежде всего, внимание человека сместить с процесса деятельности на себя, а точнее - на собственную самооценку. Для этою следует: -

попытаться устранить эмоциональное подкрепление самооценки; -

направленно переключать внимание субъекта с себя на свою деятельность; -

ставить перед человеком посильные, конкретные, заведомо выполнимые задания; -

подробно анализировать результаты решения задач как успешных, так и неуспешных, и делать это в доброжелательной, спокойной обстановке; -

обеспечить человека возможностью самостоятельной оценки результатов своей деятельности (без внешней оценки).

В работе Л.И.Рувинского и Л.Е.Соловьевой (1982) предлагается использовать следующие приемы и средства формирования самооценки: -

самонаблюдение - наблюдение за своими действиями, поступками, переживаниями; -

самоанализ - анализ проявления своих качеств в поведении и деятельности; -

самоотчет - как итог самоанализа (текущий и результирующий самоотчет); -

самоконтроль * умение сравнивать программу выполняемых действий с ранее заданной; -

сравнение - умение сравнивать свои действия и поступки с действиями и поступками других людей.

Разработанная Ф.Зимбардо (1991) психокоррекциоинан программа приобретения уверенности в себе, па наш взгляд, успешно может быть использована и для коррекции низкой самооценки человека. Так, например, автор предлагает дли формирования уверенности в себе и, соответственно, повышения самооценки: -

не предаваться чувствам вины и стыда, т.к. они не помогут вам добиться успеха; -

искать причины своею поведения во внешних обстоятельствах (социальных, экономических, политических и др.), а не в себе самом; -

никогда не говорить о себе плохо; особенно избегать приписывать отрицательные черты - «глупый», «неспособный», «невезучий», «уродливый», « неисправимый»; -

не позволять другим критиковать вас как личность.

Эта программа содержит в себе описание специальных приемов и тренинговых упражнений, которыесуснехом можно «взятьиа вооружение« практическим психологам, работающим как с детьми, так и со взрослыми людьми.

Для формирования уверенности в себе можно использовать те кон к ротные рекомендации, которые содержаться в монографии Р.Эитони (49). Этн рекомендации направлены на изменение отношения к самому себе, на преодоление страха и беспокойства, на овладение приемами оптимистичною взгляда на жизнь и др.

Американский психотерапевт Д.Бернс (Реан A.A., 1995) предлагает с помощью разработанных им приемов когнитивной терапии улучшать самочувствие человека, повышать его самооценку и работоспособность. Эти приемы, направленные на повышение чувства собственною достоинства, номогаютчеловеку заменитьсамокритичные, нелогичные мыелн, автоматически возникающие в ответ на отрицательные события и размышления, на более объективные и рациональные (самозахцитные). Негативные мысли - «Я-ничто», «Я проклят», «Я ниже других людей», «Я - слюнтяй». Психотераиевт учит людейснизкой самооценкой узнавать и описыватьтакие самокритичные мысли, их причину, формулировать практическое возражение этим мыслям и находить рациональный ответ.

Людям с низкой самооценкой, в случае появления в нх речи таких высказываний как - невозможно, не могу, пытаться, ограничение и т.п., представить себе, что этн высказывания написаны мелом на доске и мысленно стирать их с доски.

Н. Самоукина (1997) разработала сценарий психокоррекнионпмх занятий с учительницами, отличающимися низкой самооценкой, неуверенных вссбе. Эти упражнения базируются на технике нейролингвистическою программирования. В книге представлен сценарий упражнения « Посмотреть насебя глазами полными любви». Эго упражнение направлено на повышение чувства собственного достоинства, принятия самой себя и повышения самооценки. Реализуется данное упражнение в течение пяти этапов «растянутых* во времени. Чаще всего психологу требуется для проведения данной техники три-шесть двух-трех часовых консультаций, насыщенных элементами психотерапевтической работы. Контрольная консультация по итогам основной пснхокоррекционной процедури проводится спустя 5-6 месяцев и направлена на оценку состояния клиентки. По результатам этой консультации психолог принимает решение о продолжении психотерапевтической работы с клиенткой, если итог первого этвпа оказался неутешительным. Для этих целей можно рекомендовать клиентке пройти дополнительный групповой тренинг личностного роста.

Таким образом, анализ литературы позволяет говорить о том, что самооценка, имеющая большое значение в жизни и профессиональной деятельности каждого человека должна направленно формироваться, начиная с раннет детства. Родители и учителя начальной школы должны знать, что, прежде всего, от их правильною отношения к ребенку зависит адекватность его самооценки, как в детстве, так и во взрослой жизни. Неадекватная самооценка, как завышенная, так и заниженная - либо доминирование в ее структуре эмоционального компонента наносят урон человеку вето обыденной жизни, не способствуют профессиональной карьере, губительны в сложных (аварийных) условиях (режимах) ]іаботьі специалистов в аварнйноопасных профессиях. В связи с этим перед практическими психологами стоит задача своевременной диагностики неадекватной самооценки, либо самооценки с преобладанием в ее структуре эмоционального компонента и ее направленного развития и коррекции. Для этих целей существует целый арсенал необходимых приемов и техник. Это можно проводить как в учебной деятельности, так и в том случае, если в ходе психологического консультирования обнаруживаются у клиента проблемы, связанныес неадекватной самооценкой. С цельюоказания помощи клиенту можно использовать психокоррекционную программу приобретения уверенности всебе(ЗимбардоФ., 1991;ЭнтониР., 1994); приемы социально- психологического тренинга; достижения когнитивной терапии; приемы визуализации;техиику нейролингвистического программирования и многое другое.

  • 4. Вклад в. Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики. (г. Фехнер).
  • 5. Влияние идей и.М. Сеченова и и.П. Павлова на становление отечественной психологии
  • 6. Вклад в.М. Бехтерева в развитие российской психологии
  • 7. Вклад у. Джеймса в развитие психологической науки
  • 8. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж. Уотсон, э. Толмен, б. Скиннер и др.)
  • 9. Психоанализ (3. Фрейд, к. Юнг, а.Адлер, к. Хорни и др.)
  • 10. Гештальтпсихология (м. Вертгеймер, в. Келер, к. Коффка, к.Левин и др.).
  • 11. Культурно-историческая психология (ji.C. Выготский, а.Н. Леонтьев).
  • 12. Гуманистическая психология (а. Маслоу, к. Роджерс и др.).
  • 14. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по б.Г. Ананьеву).
  • 15. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса). Виды порогов и чувствительность.
  • 17. Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.
  • 18. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы.
  • 19. Основные характеристики памяти и методы их исследования.
  • 20. Факторы и способы повышения эффективности запоминания.
  • 21. Внимание, его характеристики и методы их диагностики.
  • 22. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
  • 23. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления (по л.М. Веккеру)
  • 24. Понятия эгоцентризм и децентрация в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже.
  • 25. Стадии формирования понятия (по л.С. Выготскому). Методы исследования и диагностики понятийного мышления.
  • 26. Отношения мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления. Методы исследования внутренней речи.
  • 27. Язык и речь: виды речи и ее функции.
  • 28. Эмоции: их физиологические механизмы и психологические функции. Психологические теории эмоций
  • 29. Классификация эмоций. Эмоции и чувства.
  • 31. Психические состояния и их классификация.
  • 32. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных тестов).
  • 33. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление.
  • 34. Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.
  • 60. Особенности подбора и расстановки кадров
  • 62. Самооценка работника. Межличностное взаимодействие в коллективе.
  • 63. Мотивация достижений в психологии управления
  • 64. Факторы, влияющие на эффективность труда
  • 65. Конфликт в трудовом коллективе. Организационно-управленческий конфликт
  • 16. Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность.
  • 30. Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладающее поведение.
  • 35. Психическая регуляция движений. Уровни построения движений по н.А. Бернштейну. Акцептор действия п.К. Анохина.
  • 36. Нейродинамические, конституциональные и половозрастные и особенности человека.
  • 37. Темперамент: природа, свойства и типологии.
  • 38. Характер: свойства, детерминация, формирование.
  • 39. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера.
  • 40. Способности: природа, типология, формирование и развитие.
  • 41. Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.
  • 42. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе б.Г. Ананьева.
  • 43. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
  • 44. «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.
  • 45. Личность как система отношений в Ленинградской психологической школе (в.М. Бехтерев, а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев).
  • 62. Самооценка работника. Межличностное взаимодействие в коллективе.

    Самооценка – процесс, в котором индивид оценивает себя по таким показателям, как результативность деятельности, наличие определенных навыков и способностей и других характеристик. Компании используют самооценку как часть системы оценки 360 градусов и учитывают ее при принятии решений. Индивиды часто проводят самооценку собственных навыков, способностей и результатов деятельность в течение рабочего дня. Подобная самооценка определяет то, как они выполняют собственную работу, как они оценивают причитающееся им вознаграждение, необходимость прохождения дополнительных тренингов и то, как их результаты выглядят на фоне их коллег. Однако данная оценка не является точной и объективной. Исследования показывают что, если сравнить несколько оценок, полученных от разных людей, между собой, то выясниться, что оценки индивида, подвергаемого оценки, о самом себе сильно расходятся с полученными оценками от его коллег. Некоторые индивиды намного лучше в самооценке по сравнению с другими. Те, кто проводят точную самооценку, показывают лучшие результаты и более быстрое продвижение по служебной лестнице. Те, кто имеют низкую самооценку, также имеют низкие результаты деятельности. Самая большая проблема при проведении самооценки связана с ее завышением. Индивиды оценивают себя выше, чем есть на самом деле. Среди профессионалов высокого уровня, 80% поместили себя в 10% лучших, среди собственных коллег в рабочей категории. Проблема завышения самооценки лежит в следующих областях: индивиды убеждены, что их вознаграждения слишком низки; индивиды с трудом принимают негативную или конструктивную критику; индивид не видит надобности в собственном изменении или развитии

    Межличностное взаимодействие - постоянно действующий фактор общения членов в коллективе. В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Деловое общение способствует не только решению чисто утилитарных задач, но и духовному взаимообогащению общающихся, т. к. именно в процессе совместной деятельности и общения наиболее рельефно проявляется как профессиональная, так и социальная дееспособность каждого конкретного человека. В зависимости от меры вовлеченности человека в отношения, выделяют три его вида: социально-ролевое общение, в процессе которого индивид усваивает социальные нормы; деловое общение, объединяющее людей на основе общности деятельности, общности интересов дела; интимно-личностное общение, предполагающее особую психологическую близость, сопереживание партнеру по общению, проникновение в его внутренний мир. Чтобы облегчить установление психологического контакта с другим человеком, работнику следует учитывать, к какому именно общению он стремится и на какой уровень понимания с его стороны рассчитывают. Способность выбрать вид, манеру общения, привести выражение своих эмоций и свое поведение в соответствие с ними, а также с поведением других людей - одно из необходимых условий сплоченности коллектива. В коллективе формируется общность взглядов на принципиальные вопросы, что определяет все последующее взаимодействие субъектов совместной деятельности, их стратегию поведения, т.е. формируется общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единое социальное целое. Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которая соответствует уровню компетентности его членов. Поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякого взаимодействия. Полная информация об условиях деятельности стимулирует сотрудничество и желание помочь друг другу. Важно лишь объективно учитывать интересы каждого работника, пытаться встать на его место, взглянуть на положение вещей его глазами, чтобы понять, не противоречит ли предлагаемый путь решения задачи его интересам. Итак, в деловом общении необходимы: искреннее сотрудничество; информированность обо всем, связанном с достижением цели; оптимальный стиль поведения.

    Сотрудник : Иванов Иван Иванович

    Дата диагностики: 13.06.08

    I. Компетенции сотрудника

    1. Лидерство. Организаторские способности

    Склонен к самостоятельности и независимости. Стремится влиять на происходящее, к положению «креативного» лидера, который определяет интеллектуальные ценности. Перспективы развития повышают активность. Ощутив искренний интерес к делу, способен проявить очень высокую энергию, которую почувствуют окружающие. В этом случае может выступать организатором на ограниченный период времени. Однако может принимать не всегда обоснованные решения, может уклоняться от ответственности. Из-за эмоциональной ранимости возможна нестабильность в руководстве людьми. Признание его как значимого и уважаемого человека является важной составляющей чувства благополучия и успеха. На данный момент не рекомендуется на выдвижение на руководящие позиции.

    2. Интеллектуальная сфера и творческий потенциал

    Обладает высоким интеллектом. Мыслит ярко, живо и неординарно. Испытывает творческий подъём, решая интересные задачи, умеет находить нестандартный способ решения. Видит перспективы идей и задач. Развито познавательное мышление. Имеет хорошие способности к логическому анализу. Наилучшее применение его интеллект находит в научно-познавательной сфере. Может осуществлять теоретические разработки в инновационных областях. Уровень вербальной культуры невысокий, может быть многословным, не всегда способен внятно объяснить свою позицию.

    3. Деловые качества. Целеустремленность, пути и способы достижения цели. Активность, жизненный тонус

    Стремится к развитию и самореализации. Обладает здоровым прагматизмом. Высокая, но неустойчивая активность и работоспособность. Во время выполнения работы может утратить интерес, если задача решена на теоретическом уровне, и оставшаяся работа воспринимается как рутина. При интересе к данной работе может отказывать себе в отдыхе и расслаблении. Настойчив в достижении своих целей, может идти к ним, поступаясь чужими интересами. На данном этапе цели не всегда хорошо осознаются. Умеет переключаться с одного вида деятельности на другой. Может не доводить задачи до завершения, не умеет долго концентрироваться на одном задании. Не боится ситуаций, связанных с риском. Может браться за дела, не соответствующие его компетенции, не осознавая ответственности. Пренебрегает последствиями. Иногда может проявлять «подростковую» нелюбовь к общепризнанным авторитетам.

    4. Работа в команде. Эмоционально-волевая сфера. Самооценка. Конфликтность. Стрессоустойчивость

    Способен работать в команде при условии дружеской атмосферы, взаимопонимания, уважения и признания его ценности как генератора идей. Больше опирается на собственное мнение, впечатления или фантазии, не всегда умея их адекватно и критично оценить. Не поддаётся влияниям, на давление извне может выдать реакцию протеста или уйти в себя. Нуждается в чувстве свободы.
    Нерешенная проблема самоутверждения. Интересы обращены на самого себя, недостает чуткости и сопереживания. Критичен к жизни и окружающим. Склонен к обидам. Может обострять отношения, осложнять совместное решение задач.
    Считает себя в чём-то уникальным. Самооценка высокая, но нестабильная, во многом зависит от результатов деятельности и внимания и уважения окружающих. Не закрывает глаза на собственные недостатки, критику в свой адрес порой воспринимает болезненно, но учитывает, заботится о своей общественной репутации. Может выдавать неожиданные реакции по таким поводам, которые со стороны могут показаться незначительными, а некоторые серьёзные неудачи, наоборот, воспринимает хладнокровно.
    В сложных и экстремальных ситуациях способен сохранить ясность мысли, действовать быстро, активно и целесообразно. При затяжном стрессе может недооценивать собственное состояние,поэтому со временем уровень стрессоустойчивости может снижаться. Низкий уровень эмоциональной выносливости, однако, в стрессовой ситуации такой человек становится эмоционально невосприимчивым. Это позволяет не отвлекаться от работы, но могут возникнуть проблемы в отношениях с людьми.

    5. Коммуникативные качества. Контактность. Открытость-замкнутость

    Готовность к общению, дружелюбие, умение убеждать. Старается работать и находиться среди людей. Умеет находить компромиссы. Недостаточно развито «социальное чутьё», в общении может не придерживаться правил и иерархии. Непосредственен, может быть некорректен. Может замыкаться, уходить «в себя», если не получается выстроить гармоничные отношения с окружающими. Возможны необдуманные шаги и резкие поступки. Некоторые люди моментально вызывают симпатию, некоторые – резкое отторжение. Испытывает потребность в большом количестве контактов. Находится в поиске признания, любит быть в центре событий. Тяге к общению противостоит тяга к уединению, которая иногда ощущается очень сильно.

    6. Уязвимые места и способы компенсации

    Идеалистически воспринимает близкие отношения, хочет считать их незыблемыми, боится разочарования. Отсутствие признания может восприниматься как неуважение, что приведет к занятию оборонительной позиции. Эмоционально раним. Для самозащиты соблюдает дистанцию. С трудом удаются бесконфликтные отношения, трудно творчески подходить к их построению. В настоящее время склонен к максимализму. Для компенсации уязвимых мест необходимо устанавливать ему четкие правила взаимодействия и объяснять мотивы поступков людей.

    II. Способ управления сотрудником и планирование карьеры

    1. Мотивация. Основной ресурс для самореализации, пути его пополнения

    Новые интересные идеи, контакты, возможность достигать видимых результатов, уважение со стороны коллег и руководства. Подчеркивание его личной уникальности и уникальности дела, которым он занят. Демонстрация удобств, выгод и приятных сторон работы. При четкой постановке задачи и сроков давать возможность самостоятельно распределять свои ресурсы.

    2. Условия для эффективной работы

    • Четко ставить задачу, оговаривая технологии и правила, фиксируя договоренности письменно;
    • требовать конкретных формулировок;
    • критика должна присутствовать скрыто, в форме анализа ситуации;
    • контролировать промежуточные результаты, при необходимости напоминать о договорённостях;
    • выстраивать рабочие отношения на основе взаимного уважения, создавать психологически благоприятную атмосферу;
    • ставить четкие сроки, желательно с запасом;
    • если есть возможность, лучше всего предоставить гибкий график работы, избегать излишнего формализма;
    • не требовать планомерности выполнения задач, он способен справляться с работой в ситуациях цейтнота;
    • прислушиваться к его мнению по поводу новых возможностей развития дела, построения/реорганизации различных систем, классификаций и т.п.;
    • учитывать, что важную информацию он может преподносить в виде шутки или иронии.

    3. Не стоит требовать и ожидать

    • Пунктуальности и исполнительности;
    • последовательности и завершенности;
    • постоянного порядка на рабочем месте;
    • чинопочитания;
    • качественного выполнения рутинной работы;
    • ведения дипломатических переговоров;
    • умения мягко подстраиваться к собеседнику и способности тонко чувствовать его реакцию.

    4. Планирование карьеры

    Желательно, чтобы работа была интересной для него самого, обеспечивала разнообразными впечатлениями, включала новые контакты, приобретение новых знаний и умений. С удовольствием может выполнять подвижную работу, ездить в командировки. Направлять на работу, связанную с исследованием возможностей, генерацией идей, сбором информации, поиском выходов из нестандартных ситуаций, анализом, разработкой проектов.
    Наиболее приемлема на данный момент стратегия построения карьеры «по горизонтали». Следуя ей, специалист методично повышает свой профессиональный уровень, стремясь стать экспертом, «мастером» в своей области.

    III. Заключение

    Высокий творческий потенциал, активность, работоспособность, быстрое переключение, стремление к высоким достижениям – важные факторы хорошей работы сотрудника. Может осуществлять теоретические разработки в различных областях, генерировать идеи и практически их воплощать. Однако, некоторая специфичность мышления и поведения, демонстративность и индивидуализм могут мешать продуктивности работы и отношениям в коллективе.
    Улучшить ситуацию можно, создав ему подходящие условия работы, которые либо полностью его удовлетворят, либо убедят пойти на компромисс и скорректировать своё поведение. Осознание перспектив на данном месте, подконтрольность и четкие договоренности позволят упорядочить его активность, приводя ее к большей продуктивности и результативности.

    Самооценка – это процесс, с помощью которого люди «измеряют» свою эффективность, навыки, способности и другие качества. Компании используют метод самооценки как часть методик по оценке эффективности работы, оценке-360 и даже в процессе отбора.

    Вопрос заключается в следующем: могут ли такие виды оценки быть объективными и могут ли они добыть полезную информацию для менеджеров компаний или специалистов HR?

    Данная статья затрагивает следующие вопросы:

    Факторы, влияющие на точность самооценки,

    Способы успешного проведения самооценки,

    Проблемы, встречающиеся при ее проведении,

    Аспекты проведения и

    Предложения решения встречающихся проблем.

    Самооценка

    Люди оценивают свои навыки, способности и свою эффективность в процессе выполнения повседневных обязанностей. Такие самооценки дают человеку возможность определить качество выполнения им своей работы, заслуживаемый уровень оплаты, необходимое обучение и то, какова его эффективность на общем фоне. Однако такая самооценка не всегда точна и объективна. Исследование, в котором сравнивались оценки с разных сторон (например, со стороны коллег, начальников, подчиненных и со стороны самого оцениваемого), показало, что оценки человека со стороны коллег, начальников и подчиненных практически совпадают, а самооценка имеет существенные отличия. Кроме того, некоторые люди выглядят в своих глазах лучше, чем при оценках со стороны. На самом деле, исследование показало, что те люди, которые наиболее точны в своей самооценке, имеют лучшую эффективность работы и большую вероятность продвижения по службе. А вот те, кто имеют низкую эффективность работы, зачастую и не подозревают об этом.

    Факторы, влияющие на точность проведения самооценки

    1. Пол! Да, мужчины больше склонны к преувеличению самооценки, женщины же гораздо проще принимают негативную критику.

    2. Возраст! Старшие сотрудники и те, кто имеет большим сроком службы, показывают более высокие результаты при самооценке, чем молодые и сотрудники с меньшим стажем работы. От части так происходит потому, что опытные сотрудники нуждаются в обратной связи, ведь… они уже знают все то, что им нужно знать. Но они могут ошибаться.

    3. Разум. Более сообразительные люди проводят более точную самооценку; возможно, потому, что они обладают лучшей памятью или больше приспособлены к этому процессу, лучше обрабатывают информацию, которую получают о самих себе.

    4. Низкая самооценка. Люди, отличающиеся высокой самооценкой, более склонны подвергать сомнению правильность негативной обратной связи.

    5. Прямая обратная связь. Актер-комик всегда знает, как прошло его представление. Библиотекарь, который получает меньше обратной связи, может в меньшей степени оценить свою работу. Любой источник обратной связи, будет это сама работа, коллеги, начальники или клиенты, может помочь человеку повысить точность своей самооценки и ее результатов.

    Переоценка

    Самой большой проблемой, которая встречается при использовании метода самооценки, является проблема переоценки или снисходительного отношения к себе. Это значит, что люди оценивают себя выше, чем они есть на самом деле. Например, 80% служащих высшего звена включают себя в лучшие10% профессионалов своей категории. Проблемы переоценки:

    1. Человек считает, что получает слишком маленькое вознаграждение за свою эффективную работу

    2. Человек с трудом принимает негативную или конструктивную обратную связь

    3. Человек не видит необходимости для изменения/роста.

    Что можно сделать для повышения точности самооценок?

    1. Организуйте обратную связь. Многие компании приняли восходящую обратную связь или программу обратной связи – 360 градусов, где менеджеры получают анонимную обратную связь об эффективности своей работы от коллег, подчиненных, клиентов и вышестоящих менеджеров. Многочисленные исследования показали, что такой тип обратной связи минимизирует противоречия между самооценкой и оценкой со стороны других лиц, а также уменьшает возможность переоценки. Кроме того, частое проведение формальных оценок (чаще, чем раз в год) и неформальная обратная связь по эффективности работы также могут оказаться полезными обратными связями.

    2. Поощряйте поиск обратной связи. Компании могут имплицитно или эксплицитно поощрять людей искать обратную связь. К примеру, менеджеры могут сначала собирать информацию из разных источников, прежде чем проводить формальную оценку своих подчиненных. Можно снабдить людей различными техниками поиска обратной связи. Топ менеджеры могут подать хороший пример, когда поиск обратной связи включен в составление обратной связи по их личному поведению/эффективности.

    3. Организуйте обучение. Иногдапростое предупреждение попыток преувеличения самооценки может дать хороший результат.

    4. Предоставляйте нормативную информацию. Позвольте людям видеть, насколько эффективно они работают, какими навыками и способностями обладают по сравнению с другими людьми. Например, на моем курсе занятий в программе MBA я всегда позволял студентам знать все экзаменационные баллы (без имен, разумеется). Таким образом, они получали представление, как их баллы сочетаются с баллами других учащихся. Например, студент набрал 85 баллов за экзамен - это хороший результат, но 13 из 30 студентов набрали 86 и больше. По сравнению с другими 85 получается уже не так отлично.

    5. Позвольте людям знать заранее о тех вещах, которые будут оцениваться. Если человек должен будет выполнить программу оценки своей эффективности, то логично сначала ознакомить его с критериями оценки. Таким образом, человек может вести наблюдение за своим поведением в областях, представленных на проверку.

    6. Попросите своих сотрудников проводить свои самооценки публично. Люди не станут сильно увлекаться завышением своей самооценки, если будут знать, что другие наблюдают за тем, как они себя оценивают. Возможно, они захотят показать свою скромность или присутствие других людей заставит их быть более объективными и честными, но, тем не менее, завышение самооценки будет пресечено.

    7. Располагайте информацией для проверки соответствия результатов самооценки. Например, если человек знает, что его статистика по торговле доступна другим, в своей самооценке он будет придерживаться большей точности.

    Использование метода самооценки при оценке эффективности работы

    Приблизительно 5% американских компаний используют некоторые виды самооценок как часть процесса оценки эффективности работы своих сотрудников. Например, некоторые правоохранительные органы используют метод самооценки как часть процесса оценки своих сотрудников, так как очень часто они работают в одиночку, и по некоторым критериям никто другой не может оценить их работу. В других компаниях метод самооценки применяется для сбора начальной информации для руководителя, готовящегося к проведению оценки эффективности работы сотрудников. Остальные компании проводят сравнения и обсуждения результатов самооценки сотрудников и оценки тех же сотрудников руководителями.

    Три основных способа применения метода самооценки при оценке эффективности работы сотрудников.

    1. Оценку проводят и сам сотрудник, и его руководитель. При таком подходе и сам сотрудник, и его/ее руководитель независимо друг от друга проводят оценку эффективности работы и встречаются для их обсуждения. В этом случае проблемы начинаются тогда, когда самооценка сотрудника намного превышает оценку, данную руководителем. Сотрудник может злиться и защищаться при обсуждении. Руководителю полезно просмотреть результаты самооценки сотрудника до обсуждения, чтобы у него была возможность подготовить обоснования своей более низкой оценки. Вот компании, которые посчитали такой вид оценки эффективным: Glendale Savings и Loan в городе Глендэил, Калифорния и Lincoln Electric в городе Кливленд, Огайо.

    2. Руководитель и сотрудник проводят совместную оценку. В этом случае руководитель и сотрудник встречаются для совместного оценивания эффективности работы за прошедший период (обычно 6 или 12 месяцев). Затем оба приходят к соглашению как можно формально оценить работу сотрудника по форме. Руководители в компаниях с традиционной иерархией, возможно, посчитают такой подход неприемлемым и ставящим под угрозу данную им власть. Такая система тоже может привести к завышенным оценкам, если руководители не хотят конфликтовать с сотрудниками.

    3. Только самооценка. При таком подходе сотрудник в одиночку проводит самооценку, а затем руководитель проверяет ее, вносит изменения и исправления там, где он считает, были допущены неточности. Такая система применяется во многих компаниях, где руководитель во время проверки просит сотрудника провести самооценку. General Electric использовал только метод самооценки для оценки эффективности работы сотрудников с целью их дальнейшего развития, но не для определения размера их вознаграждения или продвижения по службе.

    Преимущества включения метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

    1. Укрепление восприятия сотрудниками проводимой оценки как справедливого процесса.

    2. Предоставление инструмента, работающего на повышение коммуникации в оценочном интервью.

    3. Освещение различий в мнениях самого сотрудника и проводящего его оценку.

    4. Повышает приемлемость проверки за счет создания условий для саморефлексии. Так как сотрудник до обсуждения с руководителем сам должен проанализировать свою эффективность работы.

    5. Дает больше перспектив для повышения эффективности работы сотрудника. Руководитель не всегда хорошо осведомлен обо всех аспектах, влияющих на эффективность работы сотрудника. Сотрудник может оказаться более точным некоторых моментах, проводя самооценку, чем руководитель.

    Недостатки использования метода самооценки при оценке эффективности работы сотрудников

    1. Сотрудник может полагать, что эта его/ее оценка будет вложена в его/ее личное дело. Поэтому он может быть не настроен на то, что мнение руководителя будет иметь большие расхождения с его собственным.

    3. Сотрудники могут отказаться проводить самооценку, так как считают, что работа руководителя.

    4. Сотрудники могут сознательно завышать свою самооценку, если они думают, что таким образом они могут повлиять на руководителя дать им более высокий оценочный балл.

    Предложения по внедрению метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

    1. Компании с системой совместного управления добиваются лучших результатов. Когда для компании становится приемлемым совместное принятие решений, процесс оценки эффективности работы тоже может осуществляться совместными усилиями. Но традиционные корпоративные культуры со строгой иерархией, в которых руководители наделены большей формальной властью и влиянием, сталкиваются с трудностями при внедрении метода самооценки в процесс оценки эффективности работы.

    2. Сотрудникам необходима обратная связь и информация для того, чтобы иметь суждения, основанные на фактах. Если сама работа или руководитель не дают им обратной связи, и они не располагают информацией о том, как работают другие сотрудники, тот у них больше шансов провести неточную самооценку.

    3. Неформальные самооценки иногда могут быть более предпочтительны, чем формальные. Просто попросите сотрудников проанализировать свою эффективность и оценить себя – это может оказаться лучшей стратегией, чем формальная оценка в письменном виде.

    4. Метод самооценки более подходит для интервью с целью развития сотрудника, чем для оценки с целью пересмотра вознаграждения или продвижения по службе. Преподаватель Гарвардского университета Терри Бир (Terry Beehr), например, считает, что оптимально компания проводит две проверки в год, одни из них полностью преследует цели развития сотрудников, а вторая выявляет объекты продвижения по службе, повышения и понижения. Метод самооценки более подходит для интервью с целью развития сотрудников, ведь на нем обсуждаются сильные и слабые стороны, а также области, требующие обучения/развития.

    Использование метода самооценки как части отборочного процесса

    Самый лучший совет, который может быть дан относительно использования метода самооценки при отборе, - это не использовать! Метод самооценки не рекомендуется применять в процессе отбора. Многие исследования показали, что в этом контексте не существует никакой связи между самооценкой и эффективностью работы. Например, обнаружено, что самооценка не имеет никакого отношения к результатам центра оценки, оценки эффективности работы коллегами и способностям сотрудника. Кроме того, в некоторых случаях самооценка имеет обратное значение (не валидна) и негативно сказывается на эффективности работы. Одно исследование показало, что люди, которые дали себе наивысшие балы при самооценке, были либо отвергнуты как кандидаты на вакансию администраторами по персоналу, либо сами покинули работодателя прежде, чем закончились сроки их контракта, в отличие от людей, давших себе более скромные результаты. Предполагается, что такая не-валидность может быть связана с тем, что люди со слабо развитой способностью самосовершенствования стараются скрыть это свое качество.

    В таком случае, лучше спрашивать кандидатов об основаниях под каждую способность или компетенцию. Например, такие выполненные задания, как успешное проведение переговоров по контракту или письменные отчеты являются лучшим индикатором будущей эффективности, нежели собственная оценка человеком своих способностей по ведению переговоров или письменной речи.

    Использование метода самооценки как части системы обратной связи – 360 градусов

    25% всех американских компаний используют некоторые виды восходящей обратной связи или обратной связи – 360 градусов, описанной выше. Обычно помимо оценки подчиненных, коллег и начальников, оцениваемого человека просят провести самооценку по форме. Затем ее результаты сравниваются в числах или графиках с результатами, представленными другими людьми. Таким образом, выявляются так называемые «слепые пятна» или области, в которых человек оценивает себя выше, чем его оценивают окружающие. Это дает возможность открыть глаза на некоторые моменты, человек начинает осознавать, что в глазах окружающих он выглядит по-другому, нежели видит себя сам. Метод самооценки в этом случае очень полезен.

    Вывод

    1. Будьте осторожны относительно завышение самооценки.

    2. Предоставляйте человеку обратную связь/информацию, чтобы он мог проводить более точную самооценку.

    3. Используйте метод самооценки для обсуждения вопросов по развитию сотрудника, а не принятия решений по его оцениванию (продвижению по службе/вознаграждению).

    4. Не применяйте метод самооценки при оценки навыков кандидата, а также его сильных и слабых сторон.

    5. Включите метод самооценки для сравнения результатов в систему обратной связи – 360 градусов.