Труд как фактор производства. Теории труда. Основные факторы производства К труду как фактору производства относится

Труд – фундаментальная антропологическая категория. В доиндустриальных обществах типичным является понимание труда как конституированного Богом данной необходимостью человеческой жизни.

В психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека. При таком подходе в каждом виде труда можно выделить две характеристики:

– психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления);

– условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд – основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа – понятия не равноценные, не тождественные. Труд – явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа – понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа – килограммами, штуками. Наиболее часто в литературе последних лет под трудом понимается всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.



К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила – основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда – это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, то – вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания.

Средства труда – это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также его инвестиционной активности.

Отчуждение труда – это отношения между субъектом труда и какой-либо социальной функцией труда, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта труда и перерождению отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний – деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие – как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения – это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития и, прежде всего, на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта). Производственные условия труда – это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд – явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Это социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы. Поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение категории “труд”.

Труд – это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности, и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование груда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);

технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности);

социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство);

психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно-гигиенические условия труда);

правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда – познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественною богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития – формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий).

Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций – совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулированию в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте; труд по видам деятельности – труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню разРлгия производительных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (характеру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непосредственно на производстве. Крупное машинное производство, углубляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в едином производственном процессе объединяются различные, но взаимосвязанные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сторона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производственных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

– форму собственности;

– отношение работников к труду;

– отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

– степень социальных различий в процессе труда.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневольный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный.

Общая классификация труда может быть представлена схемой (схема 2.2).

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования рабочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического процесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в больших количествах находит проявление в развитии отрицательных состояний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.

Труд – это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Что касается удовлетворения, получаемого от процесса труда, которое оговаривается в приведенном выше определении, то оно существенно зависит от доли творчества в данном виде деятельности, ее целей, условий осуществления, а также от индивидуальных особенностей работника. Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию, и обществу.

Труд как фактор производства. Показатели результативности труда

В научной литературе отсутствует четкое и однозначное определение труда. Чаще всего понятие труд употребляется как широкий термин для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг. В этом смысле любая работа, деятельность любого вида определяется общим понятием «труд».

С точки зрения социально-экономической сущности, как научная категория, труд представляет собой сознательную, целесообразную деятельность людей, направленную на видоизменение и приспособление предметов внешней среды с целью создания материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.

Важно подчеркнуть, что труд есть деятельность человека (людей), обладающая тремя основными признаками :

  • осознанность действий;
  • энергозатратность;
  • наличие полезного, общественно признанного результата.

Процесс труда включает в себя три основных компонента :

  • целесообразную деятельность человека;
  • предмет, на который направлен труд;
  • средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Процесс труда как процесс воздействия человека на предмет труда – это совокупность действий работника на рабочем месте, направленных на достижение определенного результата его трудовой деятельности.

Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства – трудовые ресурсы . В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики труда отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда - напряженностью труда в единицу времени. Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников - степени сложности их труда. Заработная плата – цена труда, как фактора производства.

Важным показателям результативности труда является производительность труда , характеризующая долю выпущенной продукции или оказанных услуг, приходящихся на единицу затрат труда. На уровень производительности труда большое влияние оказывают экстенсивность и интенсивность труда, а также технико-технологический и организационный уровень производства.

Экстенсивность труда отражает степень использования рабочего времени и его продолжительность в смену при неизменности других характеристик. Чем полнее используется рабочее время, чем меньше простоев, непроизводительных затрат времени; чем продолжительнее рабочая смена, тем выше производительность труда.

Экстенсивная характеристика труда имеет видимые границы: законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели. Если в течение рабочего дня, продолжительность которого равна законодательно установленной величине, рабочее время полностью используется в трудовом процессе, то это будет пределом возможной величины экстенсивного его использования.

Интенсивность труда характеризует степень его напряженности в единицу времени и измеряется количеством затраченной за это время энергии человека. Чем выше интенсивность труда, тем выше его производительность. Максимальный уровень интенсивности определяется физиологическими и психологическими возможностями человеческого организма, а это означает, что интенсивность труда имеет психофизиологические пределы и требует соблюдения норм расхода человеческой энергии.

Источником роста производительности труда, который не имеет пределов, является научно-технический прогресс , техническое, технологическое и организационное совершенствование производства, появление новых материалов, видов энергии и др.

Страница 31 из 37

Труд как фактор производства. Цена труда.

Рынок труда – особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы. Он существовал не всегда и исторически появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнес менов, а с другой – подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами, и основным, и даже единственным, источником их существования стала продажа своего труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей.1

Существует много теорий заработной платы.

Согласно К. Марксу, заработная плата при капитализме – это превращенная форма стоимости товара “рабочая сила”, которая определяется стоимостью средств существования, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы (при этом под рабочей силой понимается способность человека к труду). Таким образом, заработная плата – это стоимость средств существования рабочего.

В отличие от капитализма зарплата при социализме трактовалась как часть национального дохода страны, распределяемая между работниками государственного сектора экономики пропорционально количеству и качеству вложенного труда, т.е. заработная плата – это оплата по труду.

Современные экономисты в узком смысле определяют заработную плату как цену труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени (час, день, месяц). В широком смысле в нее включаются, кроме заработной платы, также и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждений за труд.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого нужно знать, какова реальная заработная плата.

Реальная заработная плата – это масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги.Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной зависимости от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

На величину оплаты труда существенно влияют рыночные факторы:

1) спрос и предложение на рынке труда;

2) форма конкуренции.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государ ство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.

Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурент-ном рынке в соответствии с законами спроса и предложения.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Рассмотрим процесс установления равновесия на конкурентном рынке труда с помощью графической модели (рис. 7.1). Здесь на абсциссе – количество труда (Q) , а на ординате – ставка заработной платы (W) .

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (D) . Каждая точка кривой спроса на труд показывает, каким будет спрос при определенной величине заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что чем ниже зарплата, тем больше спрос на труд, и наоборот.

Иначе обстоит дело с функцией предложения труда. Оно также зависит от величины заработной платы, но это зависимость прямая: чем выше зарплата, тем больше предложение труда, и наоборот. Поэтому кривая предложения труда (S) имеет положительный наклон.

Рис. 7.1. Равновесие на рынке труда

По мнению американского экономиста Пола Самуэльсона, совокупное предложение труда в обществе определяется как минимум четырьмя показателями: 1) общей численностью населения; 2) той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; 3) средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; 4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.

А теперь соединим эти два графика – кривую спроса (D) и кривую предложения (S) , которые пересекутся в точке (е) . Этой точке на графике соответствует определенный равновесный уровень заработной платы (W е ) и заданное этим уровнем предложение труда (Q е ).

В точке равновесия (е) спрос на труд равен предложению. Это значит, что все предприниматели, готовые платить равновесную зарплату, находят на рынке необходимое количество труда, а работники, готовые предложить свои услуги за эту зарплату, полностью трудоустроены. Это состояние рынка труда соответствует положению полной занятости.

При любых других условиях заработной платы, отличной от W е , равновесие на рынке нарушается и возникают две ситуации:

а) если зарплата (W 1) выше равновесной, то возникает избыток предложения труда, который ведет к безработице;

б) если зарплата (W 2) ниже равновесной, то спрос на работников превышает предложение и остаются незаполненные рабочие места.

Обе эти ситуации в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.

Наиболее типичной ситуацией на рынке труда является несовершенная конкуренция. Она складывается под влиянием деятельности профсоюзов, находящихся на стороне предложения труда и оказывающих воздействие на ставки зарплаты, и предпринимателей, воздействующих на ставки зарплаты через спрос на труд. Профсоюзы, с одной стороны, и предприниматели, с другой, создают на рынке двойную монополию. Одни действуют как монополисты-продавцы, а другие – как монополисты-покупатели. Обе эти монопольные силы (продавец и покупатель) устанавливают цену. Формой согласования спроса на труд и предложения труда в экономике рыночного типа служит трудовой контракт (договор) между нанимателем рабочей силы и самим работником. Он может носить или индивидуальный, или коллективный характер. Трудовые контракты:

1) служат основной формой установления цены рабочей силы (зарплаты) на рынке труда. Это их регулирующая функция на микроэкономическом уровне;

2) выполняют защитную функцию, так как защищают социально-экономические интересы работников наемного труда;

3) коллективные договоры являются составной частью общенациональной системы регулирования трудовых отношений. Это их регулирующая функция на макроэкономическом уровне.

Государство воздействует на уровень зарплаты путем:

Установления минимальных ставок оплаты труда;

Правовой защиты работников и предоставления им определенных гарантий;

Модификации типовых трудовых договоров и соглашений в соответствии с мерами по борьбе с инфляцией;

Ограничения влияния профсоюзов.

В рыночной экономике на предприятиях применяют две основные формы заработной платы.

Повременная заработная плата устанавливает размер вознаграждения в зависимости от проработанного времени. В этом случае подсчитывается величина оплаты за 1 час, день, неделю, месяц и умножается на проработанное время. Во многих странах при установлении повременной зарплаты определяется единица измерения цены труда– почасовая ставка оплаты труда, которую можно рассчитать путем деления установленной величины зарплаты (за определенный период времени) на нормированное число часов труда.

Повременная заработная плата обычно применяется на предприятиях, где преобладает строго регламентированный технологический режим, она используется для оплаты труда бизнесменов.

Руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим, научным работникам повременная оплата труда устанавливается в виде должностных окладов – размера месячной заработной платы, который соответствует схеме должностных окладов и предусматривает максимальный и минимальный его пределы (“вилку”).

Сдельная заработная плата рассчитывается в зависимости от объема выпущенной продукции. При поштучной зарплате заработок возрастает в прямой пропорциональной зависимости от количества изготовленных изделий. Эта зависимость устанавливается с помощью поштучной расценки. Расценки рассчитываются исходя из часовой (или дневной) цены труда и нормируемого количества продукции, которое человек, работающий со средней интенсивностью и средней искусностью, изготавливает за час или день.

При сдельной зарплате устанавливается мера интенсивности труда рабочего. Это делается с помощью норм выработки (установленного объема продукции, подлежащего изготовлению рабочим за определенное время) или норм времени (обратная величина нормы выработки – время, расходуемое на изготовление единицы или партии изделий). Такие нормы выработки подлежат оплате в установленном порядке. Личный интерес побуждает человека трудиться более напряженно для того, чтобы выпустить больше изделий и увеличить свой доход.

Сдельная заработная плата широко применяется на предприятиях, где высока доля ручного труда и необходимо поощрять увеличение количества выпускаемых изделий. В современных условиях в сдельной оплате труда все больше учитываются и такие факторы, как качество продукции, коэффициент использования оборудования, экономия сырья и материалов, что сближает сдельную зарплату с повременной.

В настоящее время материальное вознаграждение работников ставится в зависимость от степени достижения коммерческих результатов деятельности предприятия. Широко распространены премиальные системы, предусматривающие особое вознаграждение за высокое качество продукции, экономию материалов и улучшение других конечных результатов производства. В различных вариантах используются повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, многофакторная и другие разновидности заработной платы.

Труд выступает как процесс, совершающийся между человеком и природой, в которой человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен вещества между собой и природой.

Труд представляет собой раскрытие человеком собственного потенциала физической и духовной энергии, направленной на получение экономических благ (или дохода), необходимых для удовлетворения потребностей.

Слово «труд» происходит от латинского «tripalus» Этим словом древние люди обозначали специальное приспособление для обездвиживания строптивых быков или лошадей, когда их собирались подковывать.

Несколько позже римляне для обозначения труда использовали слова «opus» и «labor» Opus - означает созидательный труд, labor - тяжелый труд, предназначенный только для рабов

В качестве основных элементов процесса труда выделяются предметы труда, средства труда и целесообразная деятельность человека. Последнее означает, что труд человека осуществляется по заранее составленному плану. Предварительно определяются цель деятельности, конкретный набор инструментов. При этом человек последовательно Использование тех или иных свойств рабочей силы проявляется через содержание труда. Кроме содержания труда следует выделять характер труда.

Характер труда обнаруживается через способ включения рабочей силы в трудовой процесс или через экономический способ соединения рабочей силы и средств производства (67).

По характеру труда можно выделить труд домашний, труд наемный и труд принудительный (или подневольный).

Для домашнего труда присущ свободный и добровольный характер. Это - труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание. Во многих случаях сегодня домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности, имеет воспитательный характер, когда посильное участие в нем вместе со взрослыми принимают и дети.

Свободный характер труда присущ и для предпринимателя, и для ремесленника, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.

Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором, или контрактом. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучателъ. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.

Работополучателъ должен быть лично свободным. Именно поэтому он имеет прямую возможность продавать свою способность к труду, договариваться с работодателем о размере предстоящего вознаграждения (недельного, месячного) и о продолжительности самого труда. В то же время наемный работник вынужден продавать свою способность к труду и вступать в трудовые отношения такого рода, потому что он лишен других стабильных источников существования. Его личная свобода дополняется его свободой от средств производства. Отсюда возникает его экономическая зависимость от рынка труда, работодателя и т. п.

Особой разновидностью наемного труда выступает в отдельных случаях так называемый пожизненный найм, когда работнику гарантируется предоставление рабочего места и постоянного источника существования, определяются и другие социальные льготы.

Что касается принудительного труда, то такая разновидность исторически длительное время выступала в виде рабского труда, подне вольного труда зависимого крестьянина и т.

Д. В современных условиях принудительный труд существует в скрытых формах. В меньшей степени это касается военнопленных, труда заключенных и др. Тем более что труд заключенных не принято считать трудом подневольным, если такой труд нормирован и протекает в соответствующих условиях (исключение - принудительный труд бродяг). В качестве особой современной разновидности принудительного труда следует выделить долговое рабство, похищение людей и превращение их в бесправных рабов, а также обман при найме, разного рода «общественно полезные работы», что характерно для административно-командной системы.

Рабочая сила как объект купли - продажи. Длительный период времени в экономической литературе дискуссионным был вопрос о том, что является объектом купли-продажи на рынке факторов производства и что является действительным фактором производства - труд или рабочая сила.

Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда. Все эти способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Труд обнаруживается как процесс между человеком и природой, в котором человек выступает как активный участник.

Что же на самом деле выступает в качестве фактора производства - труд-процесс или рабочая сила как способность к труду?

Нарастающее доминирование в отечественной экономической литературе западных концепций привело к тому, что в качестве фактора производства сегодня все чаще признается труд, а не рабочая сила.

Если считать, что работодателя (испытывает спрос на трудовой фактор производства) и работополучателя (предлагает свои услуги применительно к конкретному рабочему месту) интересуют прежде всего продолжительность рабочего времени, то при таком подходе объектом купли-продажи и фактором производства выступает труд как процесс.

Если же считать, что объектом интереса со стороны предпринимателей выступают способности к труду (физические, умственные, духовные), которые наемный работник еще должен продемонстрировать, то в этом случае фактором производства действительно выступает ра бочая сила. Количество труда определяется заранее, с учетом действующего законодательства и специфики предстоящей работы.

Таким образом, объектом купли-продажи выступает именно рабочая сила определенной квалификации. Но в качестве полезности и объекта экономического интереса для работодателя (предпринимателя) выступают не послужной список работника и не его трудовая биография (включая копии дипломов и т. п.), а реальная способность включиться в конкретный процесс труда, способность отработать определенное количество времени.

При этом возможность эффективного включения в трудовой процесс зависит не только от реальных способностей рабочей силы, дисциплинированности самого работника, но и от организации трудового процесса на предприятии.

Не случайно при расчете объема имеющихся в масштабах всей страны трудовых ресурсов обычно исходят из численности всего населения (а не из часов труда) и с учетом возраста определяют численность трудоспособного населения. Общая численность занятых (т. е. официально имеющих работу) и тех, кто ищет работу (безработные), образует экономически активное население. В нормально отлаженной национальной экономической системе численность экономически активного населения и численность населения в трудоспособном возрасте должны максимально сближаться. Экономически активная часть населения может быть временно увеличена за счет работающих пенсионеров, а также за счет тех, кто имеет временные подработки или вторую работу («работа при лунном свете»), и уменьшена за счет тех, кто может работать, но не имеет и не ищет работу (теневой бизнес, маргинальные слои населения, домашнее хозяйство).

Эти и другие факторы, влияющие на процессы трудоустройства, должны учитываться экспертами при составлении соответствующих расчетов. В целом объем предложения рабочей силы в национальной экономике зависит не только от численности трудоспособного населения, но и готовности работников уступать свою рабочую силу в пользование работодателю. Сказываются состояние здоровья, условия жизни, доминирующие субъективные оценки ценности рабочего и свободного времени.

Прямое воздействие на объем предложения рабочей силы могут оказать различные программы по выплате денежных пособий (посо бия по безработице, социальные выплаты семьям с учетом численности детей и т. д.), которые снижают общую склонность иметь постоянную работу (ценность занятости).

Объем предложения рабочей силы как фактора производства зависит от миграции рабочей силы (сказываются различия в уровнях зарплаты между разными странами), а также от социальной и политической стабильности, программы сокращения армии, продолжительности учебы в средних школах, степени доступности для молодежи высшего образования.

Таким образом, в отличие от земли и капитала рабочая сила (или труд) как фактор производства выступает как формирующийся фактор - под прямым воздействием социально-экономических условий.

Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Это означает, что на нее должен быть спрос, который, при прочих равных условиях, зависит от: 1)

степени загрузки имеющихся производственных мощностей, т. е. наличия свободных рабочих мест; 2)

продолжительности рабочего дня, так как удлинение или сокращение рабочего дня соответственно снижает или повышает такой спрос; 3)

темпов развития производственного потенциала на основе реализации новых проектов и т. д.; принятой технологической модели, т. е. в целом от открытия новых рабочих мест.

Включение рабочей силы в процесс производства в той или иной степени может подвергаться дискриминации.

Тотальная дискриминация проявляется тогда, когда под разными предлогами снижается национальный уровень заработной платы, вводится трудовая повинность, а само отношение к труду превращается в показатель лояльности к существующему социальному строю или политическому режиму, наконец, когда всеми способами экономят на создании нормальных условий труда.

Частичная дискриминация рабочей силы может иметь место, когда:

а) не обеспечивается равенство возможностей для отдельных групп работников найти работу;

б) затрудняется получение рабочего места для представителей национальных меньшинств или получение работы по национальному признаку, устанавливается искусственно заниженная зарплата;

в) получение работы обставляется соблюдением ряда политических, социальных и других условий («запреты на профессию»);

г) работодатели отказываются брать на работу высококвалифицированных работников;

д) женщинам-работницам при приеме на работу снижают зарплату или вообще отказывают в трудоустройстве.

В дальнейшем обозначенные здесь вопросы формирования объема спроса и предложения рабочей силы составят, в процессе изучения курса фундаментальной экономической теории, предмет специального анализа.

Пока же сделаем основной вывод о том, что рабочая сила (или труд) как фактор производства в отличие от земли и капитала выступает как фактор производства, формирующийся под прямым воздействием существующих социально-экономических условий.

Для того чтобы стать реальным фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство, быть дополненной производительным капиталом. В итоге капитал как движение предполагает наличие рабочей силы, а сама рабочая сила как фактор современного производства предполагает наличие капитала как материальной базы собственного существования.

Функционирование рабочей силы в качестве фактора производства протекает не только в виде индивидуальной рабочей силы, носителем которой выступает отдельно взятый человек.

В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Образование совокупной рабочей силы есть следствие разделения и специализации труда, его комбинирования.

Человеческий капитал. В труде как факторе производства сложно разграничить способности, данные самой природой, и навыки, сформированные в результате образования и профессионального обучения. Чтобы подчеркнуть возможность наличия этого искусственного прироста, в современных экономических концепциях широко используется понятие «человеческий капитал».

« Человеческий капитал» выступает как совокупность врожденных и приобретенных способностей человека к труду, состояние здоровья, его таланты и деловые качества, а также уровень квалификации и образования, способствующие его идентификации и приносящие устойчиво дополнительный доход.

Через выделение «человеческого капитала» (примерно с 60-70-х їтодов XX в.) подчеркивается возможность «поставки» домашним хозяйством на рынок труда не просто живого человеческого организма, способного к простому труду, а рабочей силы, наделенной высокими интеллектуальными способностями.

Мы уже знаем, что рабочая сила определяется как совокупность физических, умственных, интеллектуальных и т. п. способностей, которые человек может использовать в процессе труда. Но для того чтобы обладать такими способностями, необходимо предварительно сформировать их в процессе воспитания и образования.

Семья начинает тратиться на содержание ребенка, т.е. инвестировать в «человеческий капитал» с момента его появления. Так, по некоторым оценкам в США воспитание одного ребенка и предоставление ему образования на уровне колледжа обходится семье в 500 тыс. долларов.

Чем больше такие инвестиции в «человеческий капитал», тем больше вероятность подготовить более квалифицированную рабочую силу. Легко доказать, что разница, например, между высококвалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силой основывается на разных объемах инвестиций в «человеческий капитал».

Таким образом, формирование рабочей силы как фактора производства включает также и процесс инвестирования в «человеческий капитал». В качестве инвестиций в «человеческий капитал» признаются любые действия, повышающие квалификацию и способности настоящего или будущего работника.

Основными направлениями такого инвестирования выступают образование, воспитание и здоровье. Инвестором в «человеческий капитал» могут выступить не только семья, но и государство, фирмы, разного рода ассоциации, наконец, сам работник.

Получение дополнительного дохода с «человеческого капитала» (см. рис. 3.10) для семьи есть своеобразная компенсация ранее понесенных затрат. Одновременно прирост с определенного момента денежного дохода облегчает семье продолжение уже начатого процесса формирования «человеческого капитала». Кроме возросшего денежного дохода в качестве дополнительных социальных выгод неденежного характера следует выделить расширение кругозора и круга общения, а также приобретение навыков воспринимать и редуцировать (рождать) новые идеи.

Рис. 3.10. Формирование и реализация «человеческого капитала» на уровне домашнего хозяйства

Семья в какой-то момент может оказаться перед выбором: или купить новый дом и улучшить жилищные условия; или купить участок земли и освободиться от платежей за аренду; или учить своих детей необходимым наукам, дать им возможность получить диплом и соответствующую специальность.

Внешне здесь обнаруживаются весьма разные действия и весьма разные экономические последствия с точки зрения формы и ликвидности (возможности возврата) вкладываемых денежных средств. Но общность всех данных возможных действий состоит в том, что в любом случае люди стремятся получить «запас» (капитал): или материальный, или «человеческий».

Выделим особое экономическое правило: со временем все такие инвестиции в «человеческий капитал» должны быть компенсированы (затраты на обучение, книги, потерянный за период учения элементарный денежный доход и т. д.).

Есть смысл сделать не менее полезный вывод на перспективу: те профессии, которые требуют более длительной и дорогостоящей подготовки, которые предполагают формирование «человеческого капитала» и более квалифицированной рабочей силы, должны оплачиваться выше.

Теория «человеческого капитала» объясняет справедливость дифференциации уровней заработной платы в национальной экономике, раскрывает некоторые причины наличия более высокого уровня безработицы среди неквалифицированных работников. Получается, что инвестиции в «человеческий капитал» выступают как особая разновидность социального страхования по безработице. Кроме того, дан ная теория подчеркивает особое значение семьи в воспроизводстве рабочей силы и формировании «моды» на получение образования как высшей потребности современного человека.

Признаками образования и наличия «человеческого капитала» выступают, в конечном счете, не сами понесенные денежные расходы и оплаченные счета за учебу, а развитые интеллект и интеллигентность, профессиональные знания и широта кругозора, культура и дисциплинированность.

Нужно помнить: при наличии образования недостаток воспитания чувствуется в межличностных отношениях особенно остро.

Введение……………………………………………… ……………………..3

    Место труда в системе факторов производства: классическая, марксистская, маржиналистская теории и теория постиндустриального общества …………………………………….…..4
    Характеристика труда как фактора производства…………….……….9
      Понятие и специфические черты труда как фактора производства.9
      Содержательные характеристики труда как фактора производства……………………………………………… ……..….14
    Заключение……………………………...……………… ………………….21
    Литература…………………………………………………… …………….22
    ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из актуальных объектов исследований экономической теории является труд. Обусловлено это несколькими причинами.
Экономическая теория по своей сути является наукой изучающей использование людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (частью которых является труд), для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
Труд является центральным элементом общественного производства, который имеется во всех отраслях и сферах экономики. Он, наряду с такими факторами, как природа, капитал и предпринимательство, участвует в формировании цены товаров и услуг в экономике в целом, и, в частности, оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Так как труд по своим характеристикам многоаспектен, это подразумевает необходимость его исследования различными науками с различных сторон: экономических закономерностей построения и осуществления трудовых процессов, факторов и условия их эффективности, экономических отношений людей, возникающих по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке – на предприятиях, в организациях, учреждениях и т.д.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы данного исследования, посвященного труду как фактору производства.
    МЕСТО ТРУДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА: КЛАССИЧЕСКАЯ, МАРКСИСТСКАЯ, МАРЖИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИИ И ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Исходным моментом экономической деятельности людей является производство – «процесс изготовления материальных благ» 1 . Производя продукт, человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. То есть, другими словами, производство – это переработка веществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.
Основополагающим вопросом при анализе сущности производства является вопрос о том, какие факторы участвуют в изготовлении благ.
В экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. Таких факторов, которые используются для производства продукта, очень много. Причем для производства каждого продукта существует свой набор факторов. Поэтому возникает потребность их классифицировать, объединить в большие группы.
Существуют различные подходы в выделении факторов и их классификации в отдельные группы.
Классическая школа, одним из основателей которой является французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832), выдвинувшего в труде «Трактат политической экономии» (1803) теорию трёх факторов производства, согласно которой в создании стоимости товаров равноправно задействованы:
    труд,
    земля,
    капитал.
Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы - совокупности физических, интеллектуальных и духовных способностей человека. То есть, труд здесь рассматривается как процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии.
Вторым фактором производства является земля.
Термин «земля» употребляется в широком смысле слова как совокупность природно-климатических условий производственной деятельности. Она охватывает все полезное, что дано природой: саму землю, водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые.
Земля может использоваться в разных целях. Однако в первую очередь имеется в виду ее использование в сельском хозяйстве.
Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.
Как подчеркивал английский экономист В. Петти, «труд - отец богатства, земля – его мать» 2 .
Следующий фактор производства – капитал. Наиболее употребляемым определением капитала в современной науке принято следующее:
«Капитал – это созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг и приносящие прибыль» 3 .
Указанные факторы, согласно классической теории, соответственно служат источниками доходов – заработной платы, прибыли и ренты. Доходы же рассматривались им как плата за производственные услуги, оказываемые факторами производства. Величину вклада каждого из них, Сей определял соотношением спроса и предложения. Что касается заработной платы, то она представлялась как доход от «производительной услуги» труда рабочих, а её величина измерялась уровнем их выработки. Вместе с тем, Сей считал, что
заработная плата полностью возмещает труд рабочего, и утверждал, что
мерилом заработной платы за труд служит то, что требуется рабочим для того, чтобы жить, нести расходы на содержание семьи и образование.

В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе:
    вещественные факторы (совокупность средств производства),
    личный фактор (рабочая сила).
Личный и вещественный факторы образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. При этом технология выражает взаимодействие между главными факторами производства. Она предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предмета труда.
Для марксизма это деление принципиально важно, так как показывает, что не все факторы создают прибавочную стоимость (прибыль), а только личный фактор – рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.
Современной переработкой марксистской теории о факторах производства, является система факторов, рассматривающая их натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу (см. рис. 1) 4:
    первый фактор – человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первостепенной созидающей силой является труд – это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предметы природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.
    второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают блага.
В состав средств труда входят естественные условия труда (например, водопады, используемые для хозяйственных целей). Ставное же место здесь занимает техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (здания, дороги и т. д.).
    третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Предметы труда подразделяются на природное вещество, к которому не применялся труд (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).
Рисунок 1
Внутренняя структура факторов производства 5

Иногда в данную систему также добавляется как фактор производства научно-технический прогресс. Обуславливается это тем, что в условиях НТР наука не просто сосуществует с традиционными факторами производства: она в корне преобразует их.
Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов:
    земля (природные богатства, залежи ископаемых, пахотные земли, леса и т.д.) – естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности,
    труд – интеллектуальная и физическая деятельность, направленная на изготовление благ и оказание услуг,
    капитал (инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д.) – совокупность благ, используемых в производстве товаров и услуг
    предпринимательская деятельность - фактор производства, предполагающий использование инициативы, смекалки и риска в организации производства.
В экономической теории постиндустриального общества также системообразующими остаются три фактора – труд, земля, капитал, но также выделяют дополнительно информационный и экологический факторы.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов в различных комбинациях, которые могут меняться в своей величине все вместе или в отдельности, что обуславливает появление исследований, посвященных поиску их оптимального сочетания и соотношения.
Подводя итоги данного краткого анализа системы факторов, где составляющим элементом является труд, необходимо отметить еще несколько положений, прямо вытекающих из вышеизложенного
Техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции определяется экономической теорией как производственная функция.
При добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция. В этом суть закона убывающей доходности.
Удвоение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название «возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства».
    ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА
      Понятие и специфические черты труда как фактора производства
Труд является основой жизнедеятельности человеческого общества. Он опосредствует обмен веществ между человеком и природой, приспосабливая природные материалы и всю окружающую среду под потребности человека и общества. Анализ исследований по экономической теории показывает, что при рассмотрении труда каждый исследователь создает свое определение труда. Некоторые из них уже были приведены выше, но приведем еще несколько:
«Труд представляет собой сознательную и целесообразную деятельность человека, направленную на преобразование природных или созданных им ранее предметов для получения тех или иных благ с целью удовлетворения своих потребностей. Именно труд выступает решающим источником богатства и благосостояния любой нации» 6 .
«Труд – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы» 7 .
Исходя из данных определений, а также других, можно сделать вывод, что труду человека присущи следующие специфические черты:
    целенаправленность. Любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком. Прежде чем приступить к работе, даже самый неграмотный исполнитель мысленно представляет готовый результат своего труда, т. е. всегда работает по плану – намеченной последовательности своих действий. Этим и отличается труд человека от инстинктивной деятельности животного. Именно действие по цели, сама специфика цели определяет способ и характер труда;
    общественность. Это означает, что, даже трудясь в одиночку используются не только некоторые инструменты и орудия, сделанные другими членами общества, но и, главное, накопленный человечеством производственный опыт, технологии и знания.
    созидательность или результативность - его конечная цель предполагает производство благ или получение определенных результатов, в качестве которых выделяют: а) экономические блага; б) физиологическое и умственное развитие человека; в) накопление знаний и опыта; г) условия жизни человека.
    способность создавать орудия труда,
    затратность – в процессе труда осуществляются затраты человеческой энергии, мускулов, интеллекта. Подобные затраты рассматриваются экономической теорией как расходование рабочей силы человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду – способность физическая и профессиональная. Это означает, что для того, чтобы трудиться, надо обладать определенным здоровьем и профессиональными знаниями и навыками. Рабочая сила, таким образом, существует до того, как начинается процесс труда, который предстает в виде функции рабочей силы. Поскольку рабочая сила выступает как труд в потенциале, то она рассматривается как трудовой ресурс. В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.
Как фактор производства, труд также может анализироваться через количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, то есть «напряженностью труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени» 8 .
Интенсивность труда тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении последнего интенсивность труда может падать. Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени. В условиях комплексной автоматизации и механизации производства снижается расход физической энергии работника, зато повышаются затраты умственной и нервной энергии
Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.
К квалифицированным относят работников, обучение и подготовка которых потребовали значительного времени, которые овладели большой информацией и способны осуществлять сложные не столько в физическом, сколько в интеллектуальном плане трудовые операции. В эту категорию прежде всего включаются профессиональные работники, относимые в Украине к служащим: преподаватели, врачи, юристы, экономисты, руководящие работники государственных органов, прошедшие длительную общую и профессиональную подготовку и являющиеся носителями значительной информации, необходимой для осуществления сложных работ.
К полуквалифицированным относят работников, подготовка которых не потребовала продолжительного времени и которые, владея ограниченным объемом информации, способны производить трудовые операции средней сложности.
Неквалифицированными считают работников, выполняющих работу, не требующую специальной подготовки. Как правило, обучение необходимым трудовым операциям и получение необходимой для этого информации происходит в процессе самого труда, как, например, труда землекопов.
Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный - сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.
Рассмотренные характеристики труда тесно связаны друг с другом, недостатки одних характеристик могут быть возмещены достоинствами других. Например, с точки зрения общественного производства, неполная занятость рабочего населения может быть возмещена повышенной продолжительностью рабочего времени или интенсивностью труда работников. Рост интенсивности труда компенсирует сокращение рабочего дня и наоборот.
Отношение результата труда в виде количества произведенных продуктов к его затратам в единицу времени характеризует производительность труда или производительность труда. Рост производительности позволяет при данных затратах труда в единицу времени производить больше продукции. Производительность труда зависит от ряда факторов, которые можно подразделить на:
    субъективные,
    объективные.
К субъективным факторам относят все то, что непосредственно связано с человеком как субъектом труда. Прежде всего, это его квалификация. Квалифицированный труд в единицу времени создает больше благ, чем неквалифицированный. Другим фактором является кооперация труда. Важную роль в обеспечении производительности труда играет его организация. Организация труда должна исключать непродуктивные затраты усилий работников, обеспечивать ответственное отношение к труду, вызывать у работников заинтересованность в результатах своего труда.
К объективным факторам производительности труда относят изменения в вещественных факторах производства - земле и капитале, выступающих в качестве объектов труда. Например, замена менее плодородного участка земли на более плодородный позволяет увеличить урожай при прежних затратах труда. Оснащение работников машинами ведет к увеличению объемов производства продукции даже при сокращении затрат труда. Здесь можно видеть, что действие объективных факторов ведет к тому, что они замещают труд как фактор производства.
При этом проявляются те же закономерности, что и при замещении земли. Замещение труда капиталом может вызвать рост отдачи от каждой дополнительно вовлекаемой единицы капитала до определенного момента, после чего отдача начинает падать, то есть вступает в действие эффект убывающей отдачи на капитал как фактор производства.
Следует отметить, что субъективные и объективные факторы влияют на производительность труда в тесном взаимодействии друг с другом. Хотя, можно говорить о чистой производительности, определяемой только субъективными факторами или только вещественными. В первом случае приходится говорить о производительной силе труда, а во втором - о производительной силе земли или капитала. Но обычно производительность определяют одновременно несколькими факторами. Так, если на предприятии старая техника заменяется на новую, то эти изменения могут не обеспечить рост производительности, если не произойдут соответствующие изменения в труде по обслуживанию техники. Так что рост производительности здесь определяется не только капиталом, но и трудом.
Таким образом, в процессе труда человек меняет не только окружающую среду, но и свою внутреннюю природу, реализует свою рабочую силу, т.е. способность к труду: он развивается и совершенствуется физически и умственно, приобретает новые знания, его язык отражает новые понятия. То есть можно утверждать, что труд создал человека и продолжает развивать его.
      Содержательные характеристики труда как фактора производства
При анализе содержания труда необходимо обращать внимание не только на сам труд, но и на те экономические условия, в которых происходит соединение рабочей силы и капитала, на доминирующие экономические интересы участников производства, а также на то, кто и в каких пропорциях присваивает результаты самого труда. Все это означает, что необходимо исследовать характер труда.
Характер труда обнаруживается через способ включения человека в трудовой процесс, т. е. через экономический метод соединения рабочей силы и средств производства.
С учетом характера труда выделяются три основных социальных типа труда:
    труд свободный;
    труд наемный;
    труд принудительный (или подневольный).
Для свободного труда присущ «домашний», или добровольный, характер. Это труд на самого себя, что проявляется через своеобразное самообслуживание, самоорганизацию трудового процесса. Во многих случаях домашний труд выступает как возможность разнообразия жизнедеятельности. Имеет воспитательный характер, когда посильное участие в труде вместе со взрослыми принимают и дети.
Свободный характер труда присущ для предпринимателя, а также для фермера и в других случаях, когда в одном лице выступают и работник, и хозяин производства.
Для наемного труда характерно то, что такие отношения заранее оформляются договором или контрактом. Это труд за конкретное денежное вознаграждение. Тот, кто оформляется на работу, выступает как работополучатель. Тот, кто нанимает на работу других, называется работодателем.
Чтобы вступить в отношения найма, работник должен быть 9:
    лично свободным. Именно поэтому он имеет возможность продавать свою способность к труду, договариваться о размере предстоящего вознаграждения и о продолжительности самого труда;
    вынужден продавать свою способность к труду, потому что лишен других источников существования, то есть он не имеет собственных средств производства. При отсутствии таковых единственным способом добыть средства существования становится продажа собственной рабочей силы, причем не навсегда, что превратило бы его в раба, а повременно.
Начиная с первой промышленной революции в Англии, знаменовавшей начало перехода от феодализма к капитализму, и по настоящее время во всем мире преобладает наемная форма труда.
Что касается принудительного труда, то такой труд исторически выступал, например, в виде рабского труда, подневольного труда зависимого крестьянина и т. д.
Длительный период времени в экономической литературе был дискуссионным вопрос о том, что все же является фактором производства - труд или рабочая сила.
Рабочая сила выступает как совокупность физических, интеллектуальных, умственных и прочих способностей человека, которые можно использовать в процессе труда.
Все свои способности к труду человек формирует заранее, еще до вступления в сам процесс труда. Если считать, что объектом интереса со стороны предпринимателя выступают именно способности работника к труду (физические, умственные, духовные, то в этом случае фактором производства выступает рабочая сила. Если считать, что работодателя (хозяина) и работополучателя (наемного работника) в первую очередь интересует продолжительность рабочего времени, то при таком подходе фактором производства признается труд как процесс.
Станок делают на заводе и потом уже не переделывают. В формировании земли как фактора производства участвует природа. Иное дело обстоит с рабочей силой. Рабочая сила выступает как непрерывно формирующийся фактор производства.
Дело в том, что объем предложения рабочей силы находится под прямым воздействием социально-экономических условий. Для того чтобы стать фактором производства, рабочая сила должна быть втянута в производство. Чтобы быть вовлеченной в процесс производства, рабочая сила должна пользоваться спросом со стороны предпринимателей.
Совокупная рабочая сила. На предприятии обычно трудится много людей. В ходе комбинации индивидуальных рабочих сил формируется совокупная рабочая сила. Со средствами производства соединяется м совокупная рабочая сила. Результаты такого соединения непосредственно зависят от качества вовлекаемой в производство рабочей силы, т. е. от человеческого капитала и предприимчивости.

Наконец, рассматривая содержательные характеристики труда, необходимо обратить внимание на проблемы, тесно связанные с данным фактором – стоимость рабочей силы и заработная плата.
В свое время, марксизм исходил из факта продажи рабочей силы, тогда как большинство иных теорий полагают, что рабочий продает свой труд.
Рассмотрим аргументы Маркса. Труд не может быть товаром, поскольку до процесса производства он еще не существует. Процесс труда начинается уже после совершения договора о найме рабочей силы. Далее, труд не может иметь стоимости, поскольку стоимость сама определяется затратами труда (нельзя определять одно понятие через другое и наоборот, получается тавтология). Наконец, Маркс использует доказательство от обратного. Предположим, что труд может быть товаром. Если он продается по стоимости и рабочий получает полный эквивалент своего труда, то исчезает смысл найма работника предпринимателем, исчезает прибыль. Если же полагать, что труд оплачивается ниже стоимости (чтобы была прибыль у предпринимателя), то это нарушает закон стоимости, закон эквивалентности рыночного обмена.
Обосновав, что продается не труд, а способность к труду, К.Маркс дает характеристику рабочей силы как товара. Рабочая сила имеет определенную стоимость и потребительную стоимость (полезность).
Стоимость рабочей силы определяется общественно необходимым временем на воспроизводство рабочей силы, то есть, произвести все те жизненные блага, товары и услуги, которые требуются работнику и его семье для поддержания своей жизнедеятельности и способности к труду в нормальном и даже повышающемся качестве. Таким образом, стоимость рабочей силы определяется как стоимость жизненных средств, необходимых для ее воспроизводства.
и т.д.................