Образ жизни горожанина и жителя сельской местности. Разница между городским и сельским образом жизни. Образ жизни сельского населения

Страница 25 из 56

25. Своеобразие сельского образа жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Городской, деревенский… Сколько раз в своей жизни мы слышали и сами произносили эти понятия, не особо задумываясь над их глубинным смыслом! Для нас это слова-антонимы, значение которых мы усвоили с детства. Однако знаем ли мы точно и основательно, в чем разница между жителями этих двух «населенных пунктов»? Казалось бы, ответ однозначный – да. Но как показали обзоры данной темы в интернете и личный опыт авторов, это далеко не всегда так. Как правило, понимание того, чем отличается городской образ жизни от сельского, основывается на нескольких стереотипах, которые не являются исчерпывающими и определяющими. Надеемся, что наша статья поможет читателю разобраться в данном вопросе. Заранее предупредим, что речь пойдет о жизни в достаточно развитых и процветающих городах и селах.

Все мы родом из деревни…

Казалось бы, спорное утверждение. И, наверное, горожане в десятом поколении будут возмущены до глубины души. Однако если заглянуть в дальнее далеко, это, безусловно, так. Когда первобытный человек вышел из пещеры и построил первые шалаши, то это было жилье вовсе не городского типа, а именно сельский поселок, где на первом месте стояли земледелие, содержание домашних животных и скота, охота. Причем такой образ жизни длился тысячелетиями. Поэтому как бы кто ни гордился своей городской родословной – корни ее выросли из деревни.

Однако вернемся из далекого прошлого в сегодняшнее настоящее. Каковы основные характеристики современного села? Их трудно не заметить.

Материальное

Деревня, поселок – это всегда небольшое сообщество людей, проживающих на относительно малой территории. Например, во многих республиках бывшего СССР до сих пор действует норматив – если число живущих в одном населенном пункте (имеется в виду село, деревня) переваливает за 10 тыс. человек, то он получает статус ПГТ (поселок городского типа), то есть почти город. Опять же – нигде в мире вы не встретите село размером с Париж или Москву. Хотя справедливости ради стоит отметить, что эти города (как и подавляющее большинство других) тоже когда-то начинали с маленьких деревушек. Перечислим некоторые основные приметы, присущие в обязательном порядке сельским поселениям.

  • Отсутствие крупного производства. Конечно, есть много заводов, комбинатов и мощных промышленных комплексов, расположенных далеко от городов, но все жилые и нежилые постройки вокруг них имеют статус как минимум ПГТ или же специализированного городка.
  • Обязательное наличие натурального хозяйства. Во многих сегодняшних селах строятся современные мало- и многоэтажные дома со всеми городскими удобствами. Однако основной жилой фонд любого сельского поселения – это частный дом с подворьем и участком земли под посадки.
  • Финансовая составляющая. Сейчас многие селяне работают не на земле, как это было в недалеком прошлом. Они трудятся на небольших, но достаточно современных предприятиях разной специализации, которые во множестве созданы в нынешних селах. Эти заводики, мастерские, отдельные производственные цеха ничем не отличаются от подобных предприятий в городе. Однако следует признать, что средняя зарплата по селу ниже, чем в городе, а в некоторых местах – довольно существенно. И это статистика не только по СНГ, но и по всему миру.
  • На селе вы не встретите академиков или конструкторов космических кораблей. За редким исключением, не работают здесь также и великие артисты или выдающиеся архитекторы. И вызвано это не отсутствием талантов (с этим как раз все в порядке), а отсутствием материальной базы для труда и творчества подобных личностей. В деревне вы не найдете Большого Художественного театра или НИИ Травматологии мозга. Здесь нет Национальных библиотек и Третьяковских галерей. Плохо это или хорошо – вопрос открытый. Но то, что это непрактично, понятно без слов.
  • И еще. Лет 20-25 назад можно было бы написать о некомфортном проживании на селе (на территориях бывшей страны Советов). Сейчас эта тема уже не актуальна. При сегодняшних технологиях можно обеспечить себе условия не хуже, чем в городе, – даже в глухой тайге. Все зависит от наличия соответствующих финансов. На Западе данная проблема была решена много десятилетий назад.

Духовное

Остановимся также немного на духовной составляющей современного села. А она занимает немалое место в деревенском образе жизни.

  • Сельское население более дружное, чем городское. Обусловлено это тесными связями между членами этого общества. Родственные, соседские отношения здесь гораздо крепче, чем в условиях мегаполиса.
  • На селе люди более-менее равны по социальному статусу, нет больших культурно-материальных разрывов между членами сельского социума. Сельская интеллигенция (врачи, учителя и т. д.) значительно ближе к простым селянам, чем их городские собратья к так называемым работягам.
  • Жизнь, духовное общение между односельчанами течет размерено, стабильно и доверительно. Сам ритм подобной жизни способствует более искренним отношениям между людьми, их высокой способности к взаимовыручке и состраданию. Недаром все мы знаем фразу: «У соседа загорелся амбар, и мы тушили его всей деревней». Однако никто не слышал, например, такого выражения: «Загорелась соседняя девятиэтажка, и мы тушили ее всем микрорайоном». Невозможно себе представить, чтобы во время пожара на селе его жители собрались в кучу подальше от пламени, фотографировали его на мобильники или делали селфи на фоне огня, не думая при этом даже о какой-то мизерной помощи приехавшим пожарным. К сожалению, в городе это в порядке вещей.
  • У жителя села любовь к своей малой родине значительно сильней, чем у горожанина. И хотя многие могут сказать, что это спорное утверждение, так как немало деревенской молодежи уезжает в город и всеми силами старается там закрепиться, есть не меньше примеров, когда из маленького городка человек переезжает в столицу или большой региональный центр и напрочь забывает, откуда он, и десятилетиями не вспоминает город своего детства. Деревенский житель в большинстве своем всегда помнит, откуда он родом, и при первой возможности едет к родным березкам хотя бы на несколько дней.

Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…

Монстр, красавец, фантастический, безжалостный, равнодушный… Эти, и не только, эпитеты можно услышать в сочетании со словом город. И надо признать, что все они правомерны. Город – это сын деревни, сын своенравный, взбалмошный, совсем не похожий на своего родителя. И отличие городского образа жизни от сельского бросается в глаза любому человеку, приехавшему сюда из далекой деревушки. Огромный, ненасытный, поглощающий все, что дает земля, наделенный всеми известными пороками – он иногда может показаться наказанием, посланным людям за их грехи. Но не будь города, никогда бы человечество не поднялось на сегодняшнюю ступень цивилизации. Все глобальные достижения нашего мира создавались в городах, и это непреложный факт. Города необходимы для развития человеческого сообщества, во всяком случае на сегодняшней исторической ступеньке. Рассмотрим более подробно признаки, характеризующие типичный городской пейзаж.

  • Огромные, многоэтажные жилые муравейники, где в одном подъезде зачастую проживает больше людей, чем в некоторых крепких деревнях. Заводы, фабрики, крупные промышленные и торговые объединения – органическая черта любого более-менее развитого городского поселения.
  • Продвинутая медицина, наука, большие учебные комплексы (институты, университеты, академии и т. д.) – опять же исключительно городская привилегия.
  • Одно из значимых преимуществ города перед деревней заключается в хорошо развитой инфраструктуре. Как известно, это понятие объединяет в себе наличие транспортной системы, школы, медучреждения, сервисные комплексы, услуги бюджетных организаций, торговые объекты и т. д. То есть, проще говоря, все то, что делает жизнь человека за порогом его дома проще и комфортней, можно отнести к инфраструктуре. К сожалению, даже в современных и процветающих селах многие элементы такой системы оставляют желать лучшего.
  • Большая проблема для любого села и даже небольшого районного городка – выбор специальности и устройство на работу по ней. В большом, богатом городе этот вопрос стоит значительно менее остро. При настойчивости, способностях и сильном желании горожанин почти всегда способен найти себе работу по вкусу и специальности.
  • Город переполнен всевозможными развлечениями. Театры, выставки, многочисленные спортивные зрелища, концерты – все это является вполне обычными, естественными вещами для горожанина, а для деревенского жителя скорее относится к разряду экзотики, редкого праздника…
  • Политические события, культурные и обычные революции, коренные реформы всегда начинаются в городах и уже оттуда распространяются по всей территории страны.
  • В городе очень сильны контрасты в межличностном общении социумных групп. Например, в какие-то переломные, кризисные моменты рабочие одного или нескольких заводов могут объединиться и организованно выступить с насущными требованиями, оказывать друг другу моральную и материальную поддержку. Здесь мы видим определенную схожесть с сельской общиной. Однако те же самые рабочие могут жить в одном многоэтажном и многоподъездном доме и толком даже не знать, кто обитает с ними на одной лестничной площадке. В деревне это в принципе невозможно. Там не только знают досконально все о своих соседях, но и зачастую имеют такие же сведения обо всей улице, а то и обо всей деревне.
  • Разобщенность горожан давно уже стала притчей в языцех. Случаи, когда, к примеру, в соседней квартире умирает одинокий человек и лежит там неделями, а то и месяцами, – не редкость. Соседи начинают реагировать только на неприятный запах, и то далеко не всегда. Мы привели этот мрачный пример лишь для того, чтобы показать, насколько люди, проживающие в городе, далеки друг от друга в плане общения, несмотря на гораздо более скученное проживание по сравнению с деревенскими жителями.
  • Ритм жизни в городе несравним с деревенским темпом. Он значительно выше, более суетлив и до предела наполнен стрессами. Неудивительно, что по статистике, несмотря на более высокий уровень медицинского обслуживания, горожане в среднем живут меньше, чем их сельские сограждане.

Примечание. В очень редких случаях некоторые вышеперечисленные факторы присутствуют и в деревне, но это исключение из правил, только подтверждающее правило.

Сравнение

Выше мы описали наиболее, по нашему мнению, характерные признаки городского и сельского образа жизни, хотя следует признать, что это далеко не исчерпывающий анализ. Теперь попробуем свести все это в одну таблицу и сделать некоторые выводы.

Таблица

Город Село
Наличие крупных промышленных объектов. Масса работающих, выполняющих какую-то узкую функцию приводит к обезличиванию их взаимоотношений Мелкие мастерские и цеха – основная промышленность в сельской местности. Соответственно, отношения между работниками на них почти «родственные»
Широкие возможности в учебно-образовательном плане дают юному поколению горожан относительную свободу в выборе будущей профессии и, соответственно, позволяют стремиться к более высоким целям Как правило, на селе выбор для молодежи в плане дальнейшего развития небольшой. Либо ехать в город, получать специальность, нужную для сельского хозяйства, тем самым ограничивая творческий потенциал своей личности, и возвращаться на «малую родину». Либо выбирать то, к чему лежит душа, и пытаться остаться в городе для воплощения своей мечты, что совсем не так просто, как, к примеру, для коренного горожанина
Хорошо развитая инфраструктура. С одной стороны, повышает темп жизни и коэффициент полезного действия, с другой – увеличивает стрессовые риски Часто бывают ситуации, когда время тратится совершенно непродуктивно и при всем желании ничего нельзя поделать. Однако при этом все течет неторопливо и количество потраченных нервов значительно меньше, чем в «городском варианте» (см. пример ниже)
Городская медицина, как правило, значительно превосходит сельскую, что, как ни странно, приводит горожан к более бережному отношению к своему собственному здоровью. Хождение по врачам – одно из любимых занятий определенной группы городских жителей, особенно в преклонном возрасте Не очень качественная медицина не особо влияет на здоровье сельчан и не вызывает у них резких нареканий. Хорошая экология, относительно чистые продукты делают свое дело в оздоровлении сельских граждан лучше любого дипломированного врача. Сельчане в массе своей здоровей горожан, да и живут дольше
Множество доступных развлечений и услуг. Это позволяет частично снимать стресс, накопленный за день, неделю, месяц. Хотя некоторые «игрища», наоборот, его увеличивают. Однако масса разнообразнейших мероприятий вызывает определенную пресыщенность и зачастую не способствует здоровью Подавляющее большинство «городских» видов отдыха недоступно сельским жителям ввиду их элементарного отсутствия. Однако в этом есть и положительный момент. Приезд известного исполнителя или музыкальной группы вызывает бурю положительных эмоций и запоминается до конца жизни
Работа. Гораздо больше возможностей в карьерном и профессиональном плане. Широкий выбор специальностей. Но есть минус. Такая доступность вызывает некоторое несерьезное отношение к работе у многих горожан (в первую очередь молодых), легкомысленность, что, конечно, не улучшает производительность и качество труда Выбор профессий на селе невелик. Да и вакансий не так много. Поэтому, как правило, деревенские относятся к своей работе ответственно и серьезно. И неважно, где они работают – в городе или на «малой родине». Общеизвестно, что работник, приехавший из деревни, наиболее исполнителен и надежен
Огромная скученность населения и в то же время – его разобщенность и замкнутость. Принцип «мой дом – моя крепость» никто не отменял, и в современных городах он воплощен в полной мере и даже получил дальнейшее развитие – «что происходит за стенами моей крепости, меня совершенно не касается» На селе еще сохранились остатки былой патриархальности прошлых столетий. Все друг друга знают, живо интересуются даже самыми незначительными событиями внутренней жизни своего сельского сообщества и обсуждают их. Во многих деревнях до сих пор не закрывают днем входные двери, что для города совершенно немыслимо
Высокий ритм жизни с большим количеством стрессовых ситуаций. В городе у человека всегда возникает масса проблем независимо от его желания. Соответственно, у многих горожан вырабатывается определенный стиль жизни, общения – нервно-агрессивный. Это своего рода защитная реакция на постоянные внешние раздражители На селе ритм жизни гораздо спокойней и неторопливей. В большинстве своем селяне добродушны и открыты. С ними легко установить контакт и редко встретишь необоснованную агрессию. Попав в городские условия, им нередко приходится достаточно тяжело на первых порах именно из-за неспособности жестко реагировать на какие-то, с их точки зрения, мелочи

Внимательный читатель может спросить: «Какое отношение имеет все вышеперечисленное к теме статьи – в чем разница между городским и сельским образом жизни?» Самое прямое. Например, наличие высокоразвитой инфраструктуры позволяет горожанину загрузить свой день более полно, чем тому же сельчанину.

Черникова Виктория, Полякова Надежда

Робота носит исследовательский характер. С помощью анкетирования учащихся городской и сельской школы и анализа информации, предоставленной медицинскими работниками учебных заведений, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы. Работа заняла 1 место на городской НПК "Мы - будущее 21 века" в г. Саратове (секция география).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №57»

Влияние образа жизни

городских и сельских школьников

на здоровье.

Выполнили:

Ученицы 9 «А» класса

Черникова Виктория

Полякова Надежда.

Руководитель:

Учитель географии

Лункина Е.В.

Саратов

2010

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения в нашей стране в последние годы представляет собой серьезную государственную проблему, от решения которой во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное благополучие общества.

Известно, что за последние десятилетия в России сложилась нестабильная социально-экономическая обстановка, которая повлекла за собой увеличение количества стрессовых ситуаций в повседневной жизни, ухудшение материального благополучия многих семей, снижение уровня медицинского обслуживания и другое. Все это привело к ухудшению состояния здоровья всего населения нашей страны, в том числе и школьников.

По данным статистики, за последние 5 лет общая заболеваемость детей подросткового возраста в России увеличилась на 24,1%. В многочисленных исследованиях последних лет сказано, что за время обучения в школе, состояние здоровья детей и подростков имеет выраженную отрицательную динамику. Так, к концу обучения, до 70% подростков - старшеклассников имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, уровень годности к службе в армии не превышает 50-70% , до 60% девушек оканчивают школу с хроническими заболеваниями. Только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми./6/

Обращает на себя внимание тот факт, что у подростков города заболеваемость растет более высокими темпами по сравнению со сверстниками из сельской местности.

Всемирная Организация Здравоохранения дает следующее определение понятию «здоровье»:

«Здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и немощи».

Согласно данным ВОЗ основные факторы, влияющие на здоровье человека, а так же на продолжительность и качество жизни - это образ жизни, генетика и наследственность, внешняя среда и природные условия, здравоохранение. Причем образу жизни отводится главная роль в этом списке. Именно от него на 50% зависит состояние здоровья человека; наследственность влияет на 20%, экология – на 20%, медицина – на 10%.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что выбранная нами тема «Влияние образа жизни городских и сельских школьников на здоровье», является на сегодняшний день очень актуальной. Так как она непосредственно затрагивает нас и наших сверстников, то работать над ней было особенно интересно.

Цели работы:

1. Выяснить, есть ли отличия между образом жизни городских и сельских школьников.

2. Определить, зависит ли здоровье подростков от образа жизни.

Объектом исследования стали учащиеся двух школ, городской и сельской (МОУ «Основная общеобразовательная школа № 57» Ленинского района города Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино»» Балаковского района Саратовской области).

На первом этапе работы было проведено анкетирование учащихся, большинство вопросов которого было направлено на характеристику образа жизни городских и сельских школьников (приложение 1).

На втором этапе сделан анализ состояния здоровья учеников городской и сельской школы на основе показателей общей заболеваемости учащихся по учебному заведению и данных из медицинских карт учащихся, предоставленные медицинскими работниками.

На третьем этапе проведена обработка полученных сведений, их анализ, сопоставление, в результате сделаны выводы.

Анкетирование и сбор медицинских данных в сельской школе были проведены ученицей 8 «А» класса Чинаревой Татьяной с помощью учителя географии Новополеводинской СОШ Новиковой Алевтиной Александровной.

Методологической базой данного исследования является системный подход с элементами структурно-функционального анализа. Он был предложен в ХХ веке Т.Петерсоном и Р.Мертоном, рассмотревшими общественную жизнь, как бесконечное множество и переплетение социальных структур и социальных взаимодействий. /2/

  1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни.

Образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на обеспечение оптимального функционирования организма человека путем рационального поведения.

Это понятие изучается современной наукой социологией и соответствует терминам: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Но и в науке географии появилось новое направление - «география образа жизни», которое рассматривает образ жизни людей на разных территориях страны, в зависимости от места проживания (город, село), религии, национальности, пола, возраста и т.д.

Образ жизни человека характеризуют следующие показатели:

1. питание,

2. двигательный режим (физическая активность),

3. наличие или отсутствие вредных привычек,

4. деятельность в свободное время и организация отдыха.

В работе мы сравниваем образ жизни городских и сельских школьников, он, конечно, будет зависеть от места проживания.

Городской образ жизни – это исторически сложившаяся система, основная функция которой состоит в организации жизнедеятельности людей в условиях города./7/

В России большая часть населения проживает в городах и поселках городского типа. Горожане имеют преимущество перед сельским населением по таким показателям, как уровень бытового комфорта, медицинского обслуживания, наличие хорошо развитой социальной и культурной сферы (разнообразные учебные заведения, музеи, театры, библиотеки и т.д.).

Но жизнь в городе имеет и ряд отрицательных моментов, который сильно влияют на состояние физического и психического здоровья людей:

  • сложная экологическая обстановка (загрязнение воздуха, хлорируемая вода);
  • высокий шумовой фон;
  • концентрация больших масс людей;
  • повышенный темп жизни;
  • высокий риск на улицах.

Под сельским образом жизни понимаются условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. / 7/

Для сельского образа жизни характерно следующее:

  • Консервативность и традиционность социокультурной среды (сильное влияние сельского взрослого населения на воспитание своих детей);
  • Ограниченность территории проживания

(условия сближенности с односельчанами и относительно общий уклад жизни, что способствуют воспитанию естественной заботы о тех, кто рядом);

  • Слабый культурологический фактор сельской жизни

(сокращение фондов библиотек, удаленность театров, музеев и т. д., как следствие ограничение возможностей для самообразования и самостоятельного культурного роста, как детей, так и взрослых)./8/

  1. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья.

В результате проведенного анкетирования было всего опрошено 200 учащихся с 5 по 9 класс, из них - 163 ученика школы №57 города Саратова (53% юношей и 46% девушек) и 37 учеников школы села Новополеводино

(60% юношей и 40% девушек). При общем количестве учащихся среднего звена в школе № 57 - 190 человек, в Новополеводинской школе – 51 человек.

В исследованиях участвовали ребята подросткового возраста от 11 до 15 лет. Известно, что именно в этот период идет интенсивное созревание организма человека. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменениями функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом и строением всех органов и тканей организма.

Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения, увеличивается утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках./3/

Изначально нас интересовало, как сами учащиеся оценивают состояние своего здоровья? (приложение 2)

Таблица 1.

Оценка состояния своего здоровья учащимися

город

село

Очень хорошее

Хорошее

Удовлетворительное

Среди наиболее частых проблем, которые возникают у ребят из городской школы, по их мнению, – это проблемы со зрением (38%), головные боли (33%), боли в животе (19%). У сельских школьников – на первом месте – простудные заболевания (62%), затем проблемы с осанкой (35%) и головные боли (19%).

  1. Питание.

Один из главных факторов, влияющих на здоровье человека – это правильное питание. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько организм обеспечен необходимыми питательными веществами.

Основной принцип организации питания – это регулярный прием пищи через определенный промежуток времени.

По результатам анкеты:

  • стараются правильно питаться 33% городских и 50% сельских школьников;
  • иногда забывают поесть в течение дня или едят один раз в день 26% и 11% соответственно;
  • едят только то, что считают наиболее вкусным и не следят за временем 44% городских и 39% сельских детей.

Питание должно быть разнообразным. Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получает все необходимое без дополнительных усилий (приложение 2).

Таблица 2.

Характеристики питания

город

село

Завтрак состоит из бутербродов, кофе или чая

На завтрак едят кашу, творог, яйца

Обычно не завтракают

Регулярно едят фрукты

Регулярно употребляют кисломолочные и молочные продукты

Результаты показывают, что у сельских школьников питание организовано правильнее по сравнению с городскими сверстниками.

По данным ВОЗ 80% всех заболеваний в той или иной степени обусловлены нашим питанием, а 40% связаны с ним напрямую. Его нерегулярность и несбалансированность, стрессы и дефицит времени – часть образа жизни современного горожанина, в том числе и школьника. А между тем, это влечет за собой множество проблем – от общего снижения иммунной защиты организма до развития серьезных патологий желудочно-кишечного тракта.

По данным медицинских карт заболевания ЖКТ имеют 10% городских школьников и 6% сельских; нарушение обмена веществ (в основном ожирение 1 и 2 степени) отмечается у 11% в городе и у 4 % в селе.

  1. Двигательный режим (физическая активность).

Второй составляющей здорового образа жизни являются физические нагрузки. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии (недостаточной двигательной активностью). Особенно страдают от этого школьники, т. к. большое количество времени они вынуждены проводить сидя за рабочим столом. Просмотр телепередач, компьютерные игры увеличивают обездвиженность подростков.

По данным анкетирования только 33% городских школьников регулярно занимаются спортом (т.е. посещают спортивные секции), а в селе этот показатель значительно выше – 62%!

Физическим трудом в городе ежедневно занимаются 35%, а 20% не занимаются им вообще. В сельской местности дети уже с детства приучены к физическому труду, т.к. большинство семей имеет подсобное хозяйство и об этом говорят данные анкетирования: ежедневно занимаются физическим трудом – 68%, практически не занимаются только 10% (приложение 2).

Радует то, что большинство ребят умеют и любят кататься на велосипедах, коньках, лыжах, роликах, но, к сожалению, делают это не регулярно. Только 24% городских и 19% сельских ребят предпочитают подвижный отдых.

  1. Деятельность в свободное время, организация отдыха.

Здоровый образ жизни обязательно подразумевает активную социальную жизнь, состоящую из интересной деятельности, широкого круга общения. То, как ребенок отдыхает, влияет на его физическое и психологическое состояние. Бесцельная трата свободного времени не может компенсировать последствий накопившегося утомления и обеспечить подготовку человека к следующему активному дню.

Три наиболее популярных занятия в свободное время у учащихся

Города: села:

А) гулять на улице 64% А) гулять на улице 54%

Б) общаться с друзьями 56% Б) смотреть телевизор 51%

В) играть в компьютерные игры 44%. В) общаться с друзьями 43%

Из приведенных данных ясно, что и в городе, и в селе приоритетным остается пребывание на свежем воздухе. Заметим, что чтение книг привлекает только 17% городских и 24% сельских школьников.

Большинство детей каникулярное время стараются провести интересно и разнообразно, чтобы получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд энергии. Так 72% городских школьников проводят каникулы за пределами города: в оздоровительных лагерях, санаториях, но большинство из них, все же, предпочитают отдыхать в сельской местности или на даче. Но большой процент учащихся (28%) никуда не уезжают из пыльного, душного и загазованного города.

Среди учащихся сельской школы так же многие меняют обстановку в каникулярное время (60 %), а 40 % остаются в селе, но при этом они не подвергаются вредным экологическим воздействиям окружающей среды.

Мы живем в век техники и электроники. Сегодня нам уже трудно представить, как можно обойтись без телевизоров, компьютеров, телефонов и других важных и нужных аппаратов, машин. Мы сравнили, какое количество времени проводят подростки города и села в общении с техникой (приложение 2).

Таблица 3.

Сегодня достаточно много говорят о вредном воздействии на организм человека компьютеров, телевизоров, телефонов. Подростки перестают общаться лично, отдав предпочтение чатам, «аське», почте, СМС и т.д., но главное - возникает множество заболеваний, связанных с нарушением осанки, снижением остроты зрения, болезней органов дыхания и нервной системы. Например, работающий компьютер образует электромагнитное излучение, делает воздух очень сухим, слабо ионизированным и тяжелым для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера и другим расстройствам.

В подтверждение вышесказанного всего вышесказанного, приводим данные о хронических заболеваниях учащихся (приложение 2):

Таблица 4.

место

Город

Село

1 место

Нарушение осанки 49%

Нарушение осанки 35%

2 место

заболевания органов зрения

заболевания органов дыхания

3 место

неврологические заболевания

заболевания органов зрения

4 место

заболевания органов дыхания

неврологические заболевания

5 место

Болезни сердца 12%

болезни сердца 8%

  1. Вредные привычки.

Одна из важнейших проблем современного общества - это курение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

С помощью вопросов анкеты мы попытались выяснить, как у школьников обстоят дела с вредными привычками и, к сожалению, получили такие результаты (приложение 2):

Таблица 5.

Вредные привычки

Город

Село

пробовали курить

курят регулярно

пробовали алкогольные напитки

употребляют алкоголь периодически

пробовали одурманивающие вещества

Если произвести простые арифметические действия, то получим следующие цифры:

  • с сигаретами знакомы в той или иной степени 55% школьников города и 32% школьников села;
  • с алкоголем - 70% в городе и 54% в селе.

Из этих данных понятно, что у подростков города чаще распространены вредные привычки, думаем, что здесь определенную роль играет снижение контроля со стороны взрослых (родители в городе меньше времени проводят с детьми).

В заключении сравним данные по общей заболеваемости учащихся МОУ «ООШ №57» г Саратова и МОУ «СОШ с. Новополеводино» Балаковского района Саратовской области. Сведения взяты из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок учащихся и информации КПМО.

Таблица 6.

Данные

ООШ №57

СОШ села Новополеводино

Доля часто болеющих детей по школе

7-8%

7-8%

Заболевания в днях на одного учащегося

3-4 дня

На чел./год

3-4 дня

На чел./год

Пропускали занятия по болезни

(из них 2 раза и более)

78% учащихся

23% учащихся

67% учащихся

17% учащихся

Заключение.

Исследования, проведенные нами, позволяют сделать следующие выводы:

1. Образ жизни школьников города и села имеет определенные отличия.

2. Образ жизни учащихся оказывает влияние на состояние здоровья, неправильная деятельность может привести к возникновению хронических заболеваний.

3. Здоровье подростков из школы села Новополеводино лучше, по сравнению с их городскими сверстниками из школы №57.

У сельских детей лучше организовано питание. В связи с тем, что большинство жителей имеют личное подсобное хозяйство, то и употребляемые продукты будут качественнее, чем в городе.

Двигательная активность школьников в селе выше, чем у их городских сверстников. Большинство посещают спортивные секции, которые работают в школе (футбол, баскетбол, волейбол). Так же многие с детства помогают родителям по хозяйству, а, значит, заняты физическим трудом. Несмотря на то, что в городе больше выбор спортивных секций, учащиеся не спешат заниматься спортом.

Зато в общении с компьютером и сотовым телефоном городские ребята проводят больше времени, чем сельские. Думаем, что в городе более доступна эта техника и лучше возможности по использованию Интернет, а также у городских детей больше свободного времени. Но телевизор смотрят одинаково в той и в другой местности.

В каникулярное время большинство учащихся стремится выехать из своего населенного пункта, чтобы получить новые впечатления и эмоции. Но на постоянное место жительства из города в село хотят переехать только 27% ребят, а из села в город – 33%.

К сожалению, больше половины опрошенных подростков уже знакомы с сигаретами и алкоголем. Но, все же, в городе количество ребят, имеющих вредные привычки выше - до 35%, а в сельской местности до 19%. Наркотические вещества пробовали 2-3% учащихся.

Процент часто болеющих детей одинаков и в городе и в селе (7-8%), чаще всего школьники болеют простудными заболеваниями и по этой причине пропускают занятия. Главная проблема у всех учеников – нарушение осанки.

А вот хронические заболевания (органов зрения, сердца, неврологические, ЖКТ, эндокринной системы) больше имеют городские дети.

Полученные нами результаты исследования могут быть практически использованы на уроках географии, биологии, экологии, ОЗОЖ.

В заключении отметим: все ребята считают, что человеку важно быть здоровым для того, чтобы долго и интересно жить, быть красивым и сильным, а в будущем иметь здоровых детей. Так же большинство подростков понимают, о своем здоровье каждый должен заботиться сам.

Мы согласны со своими сверстниками и думаем, что неважно, где проживает человек - в селе или в городе, главное, чтобы он вел здоровый образ жизни.

Введение 3

1. Образ жизни. Городской и сельский образ жизни. 4

2. Сравнение образа жизни городских и сельских школьников и характеристика их здоровья. 6

2.1. Питание школьников. 7

2.2. Двигательный режим (физическая активность). 8

2.3. Деятельность в свободное время, организация отдыха. 8

2.4. Вредные привычки. 10

Заключение 11

Список использованных источников 13

Приложение 14

Список используемых источников.

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся.// Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - №3.
  2. Большой толковый социологический словарь, т.1, пер. с англ. – М.: «Просвещение», 1999.
  3. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - №2.
  4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю.Синягина, И.В.Кузнецова. – М.: Гуминитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека).
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003.
  6. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни учащихся Амгинской педагогической гимназии. Реферат. Слепцова С.Е. http://www.bestreferat.ru/referat-50733.html
  7. Энциклопедия социологии, под ред. Грицанова А.А. - М.: «Книжный Дом», 2003.
  8. Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России". www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm

Приложение 2.

Факторы, влияющие на здоровье человека, по данным ВОЗ.

Оценка школьниками состояния своего здоровья.

Питание школьников.

Двигательная активность учащихся.

Занятия подростков в свободное время.

Количество подростков, тратящих на общение с техникой более 3 часов в день.

Вредные привычки.

Хронические заболевания учащихся.

Приложение 1.

Приложение 1.

Инструкция : Заполните, пожалуйста, нашу анкету. Это очень просто. На каждый вопрос выберите свой ответ и обведите кружком букву возле нужного ответа. Не бойтесь заполнять анкету. Мы сохраним в тайне Ваши ответы. Мы надеемся, что Вы поможете нам, искренне отвечая на наши вопросы.

а) мужской

б ) женский ____________________________.

а) очень хорошее в) удовлетворительное

б) хорошее г) плохое

3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители г) я сам(а)

а) простудные заболевания г) проблемы с осанкой

б) проблемы со зрением д) боли в животе

в) головные боли е) другое (укажите) ____________________.

а) не пропускаю занятия по болезни в) 3-5 раз в год

б) 1-2 раза в год г) более 5 раз в год

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

г) читаю книги

а) менее 1 часа б) 1-2 часа

а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания

б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей

в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем

а) каждый день в) несколько раз в месяц

б) несколько раз в неделю г) реже, чем раз в месяц

а) почти ежедневно в) несколько раз в месяц

б) несколько раз в неделю г) практически не ем

а) чай, кофе и бутерброд в) обычно не завтракаю

б) каша, творог, яйца г) другое (укажите)_________________________

а) нет, никогда в) да, иногда балуюсь

б) да, пробовал(а) один раз г) да, курю постоянно

16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойку, водку, коньяк)?

а) нет, никогда в) пью иногда

б) пробовал (а) один раз г) употребляю алкоголь регулярно

а) да б) нет в) не знаю

а) ежедневно

б) несколько раз в неделю

а) чтобы быть сильным д) чтобы радовать родителей

б) чтобы хорошо учиться е) чтобы быть красивым(ой )

в) чтобы долго жить ж) когда здоров, интереснее жить

Результаты анкетирования учащихся МОУ «ООШ №57»

Ленинского района города Саратова.

АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.

ВСЕГО ОПРОШЕНО: 163 чел.

1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?

а) мужской 86 чел.(53%)

б) женский 77 чел. (47%) 11-15 лет.

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) очень хорошее (4%) в) удовлетворительное (61%)

б) хорошее (35%) г) плохое

(38%) г) я сам (а) (49%)

4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?

а) простудные заболевания (10%) г) проблемы с осанкой (15%)

б) проблемы со зрением (38%) д) боли в животе (19%)

в) головные боли (33%) е) другое (укажите) ____________________.

5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?

(14%) в) 3-5 раз в год (22%)

б) 1-2 раза в год (42%) г) более 5 раз в год (20%)

6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?

(укажите ответ по каждой строке)

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.)

7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

а) смотрю телевизор (38%) д) играю в компьютерные игры (44%)

б) общаюсь с друзьями (56%) е) занимаюсь спортом (24%)

в) гуляю на улице (64%) ж) другое (укажите)_____________________

г) читаю книги (17%)

8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 часа (20%) б) 1-2 часа (24%) в) более 2 часов (33%) г) все свободное время 1 8%

9. Умеете ли Вы плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах, скейтборде, велосипеде (подчеркните или укажите свой вариант)? ___________________________________.

10. Занимаетесь ли Вы в спортивной секции? Если да, то укажите, каким видом спорта?

ДА - 33% НЕТ - 67%

11. Что Вы можете сказать о своем питании?

а) ем полезную пищу и соблюдаю режим питания (22%)

б) питаюсь правильно, но только под контролем родителей (12%)

в) ем только то, что считаю наиболее вкусным и не слежу за временем (44%)

г) иногда забываю поесть в течение дня или ем 1 раз в день (26%)

12. Как часто Вы едите фрукты?

а) каждый день (46%) в) несколько раз в месяц (9%)

б) несколько раз в неделю (38%) г) реже, чем раз в месяц (6%)

13. Регулярно ли Вы употребляете кисломолочные и молочные продукты?

а) почти ежедневно (46%) в) несколько раз в месяц (12%)

б) несколько раз в неделю (34%) г) практически не ем (8%)

14. Из чего обычно состоит Ваш завтрак?

а) чай, кофе и бутерброд (65%) в) обычно не завтракаю (20%)

б) каша, творог, яйца (15%) г) другое (укажите)_________________________

15. Вы когда-нибудь курили сигареты или папиросы?

а) нет, никогда (45%) в) да, иногда балуюсь (14%)

б) да, пробовал(а) один раз (30%) г) да, курю постоянно (11%)

16. Вы когда-нибудь пробовали алкогольные напитки (пиво, шампанское, вино, настойка, водка, коньяк)?

а) нет, никогда (30%) в) пью иногда (32%)

б) пробовал(а) один раз (35%) г) употребляю алкоголь регулярно (3%)

17. Пробовали ли Вы когда-нибудь какие-либо одурманивающие вещества или наркотики?

а) да (6%) б) нет (94%) в) не знаю

18. Часто ли Вы занимаетесь физическим трудом?

а) ежедневно (35%)

б) несколько раз в неделю (45%)

в) практически не занимаюсь (очень редко) (20%)

19. Во время каникул Вы обычно

а) никуда не уезжаете из своего населенного пункта (28%)

б) отдыхаете в лагерях или санаториях (25%)

в) отдыхаете на даче или у родственников в сельской местности (47%)

20. Хотели бы Вы переехать на постоянное место жительства в сельскую местность?

ДА – 27% НЕТ – 73%

21. Как Вы считаете, почему важно быть здоровым?

а) чтобы быть сильным 30% д) чтобы радовать родителей 22%

б) чтобы хорошо учиться 26% е) чтобы быть красивым(ой ) 23%

в) чтобы долго жить 48% ж) когда здоров, интереснее жить 34%

г) чтобы в будущем иметь здоровых детей 42%

Информация о заболеваемости учащихся ООШ № 57

Ленинского района г.Саратова.

1. Количество детей, стоящих на диспансерном учете у специалистов

(хронические заболевания).

Данные взяты из медицинских карт учащихся.

100% ==163 чел.

1.ЛОР - 20 чел. (13%)

2. Органы дыхания (астма, астматический бронхит) 6 чел. (4%)

3. Невропатолог - 30 чел. (18%)

4. ЖКТ (хронический гастрит, панкреатит) - 16 чел. (10%)

5. Эндокринолог (нарушение обмена веществ, в том числе и ожирение 1 и 2 степени) - 18 чел. (11%)

6. Окулист - 45 чел. (28%)

7. Нефролог (заболевания почек) - 6 чел. (4%)

8. Кардиолог - 20 чел. (12%)

9. Ортопед. (нарушение осанки, плоскостопие) - 80 чел. (49%)

2 . Доля часто болеющих детей по школе (по информации КПМО) - (7-8%)

3 . Заболевания в днях на одного учащегося (по КПМО) - 3-4 дня на чел. в год.

4 . В 2008 – 2009 уч. году пропуски уроков по болезни - 121 чел (78%)

ИЗ них – 23% пропуски по болезни 2 раза и более.

(Информация из классных журналов на основании регистрации классными руководителями медицинских справок)

Результаты анкетирования учащихся МОУ «СОШ с.Новополеводино»

Балаковского района Саратовской области.

АНКЕТА Образ жизни городских и сельских школьников и его влияние на здоровье.

Всего опрошено 37 человек.

1. Укажите Ваш пол? 2. Сколько Вам полных лет?

а) мужской 22 чел. 60%

б ) женский 15 чел 40 % 11 -16 лет.

2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) очень хорошее 64% в) удовлетворительное 11%

б) хорошее 22% г) плохое 3%

3. Как Вы думаете, кто из нижеперечисленных лиц должен больше всего заботиться о Вашем здоровье? а) врачи, б) учителя в) родители 35% г) я сам(а) 59%

4. Какие из нижеперечисленных проблем со здоровьем Вы испытывали чаще всего?

а) простудные заболевания 62% г) проблемы с осанкой 35%

б) проблемы со зрением 11% д) боли в животе 11%

в) головные боли 19% е) другое (укажите) ____ 14%________________.

5. Часто ли в течение года Вы пропускаете занятия в школе по состоянию здоровья?

а) не пропускаю занятия по болезни 5% в) 3-5 раз в год 19%

б) 1-2 раза в год 35% г) более 5 раз в год

6. Какое количество времени в день Вы тратите на следующие занятия?

(укажите ответ по каждой строке)

Вид

не занимаюсь этим совсем

менее 1 часа

от 1 до 2 часов

от 3 до 4 часов

более 4 часов

Подготовка домашнего задания

Работа на компьютере

Просмотр телевизора

Общение по телефону (звонки, СМС, ММС и т.д.)

7. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

а) смотрю телевизор д) играю в компьютерные игры

б) общаюсь с друзьями е) занимаюсь спортом

в) гуляю на улице ж) другое (укажите)_____________________

г) читаю книги

8. Сколько времени в день Вы проводите на свежем воздухе?

а) менее 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов г) все свободное время

Положение о научно-практической конференции

Положение

о муниципальной научно-практической конференции школьников

«Мы - будущее 21 века»

1. Общие положения

1.1. Городская научно-практическая конференция (далее - Конференция) имеет статус муниципальной. Количество участников Конференции - не менее ста, количество секций - не менее восьми, процент участников из образовательного учреждения, на базе которого проходит конференция, не более 20% от общего числа участников. О проведении и по итогам работы научно-практичексих конференций издается приказ.

1.2. Конференция проводится для всех видов школ г. Саратова и является одним из направлений работы с одаренными детьми комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов». Координатором работы Конференции является общеобразовательное учреждение, в котором проводится Конференция.

1.3. Конференция представляет собой обмен мнениями, идеями; выявление интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование у обучающихся интереса к научно-исследовательской работе, навыков публичного выступления, умения защищать свои научные интересы и решать практические задачи.

1.4. Конференция проводится по одному из направлений: естественно-математическому (физика, алгебра, геометрия, математика, информатика и ИКТ, органическая химия, неорганическая химия, общая химия, физическая география, экономическая география, география России, окружающий мир, экология человека, экология растений, экология животных, общая биология, биология растений, биология животных, биология человека); социально-гуманитарному (русский язык, русская литература 18 века, русская литература 19 века, русская литература 20 века, современная литература, зарубежная литература, краеведение экономика, прикладная экономика, иностранные языки: лингвистика и языкознание, страноведение, социология, политология, право, философия, религия, теология, отечественная история, история зарубежных стран, психология); художественно-эстетическому (МХК, изобразительное искусство, музыка, история театра (несценическое действо), культурология, школьные музеи).

2. Цели и задачи Конференции

Целью Конференции является создание условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков, владения предметом исследования, расширения кругозора.

Конференция имеет следующие задачи:

Выявление и поддержка одаренных и способных детей, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе,

Привлечение школьников к исследовательской деятельности,

Пропаганда лучших достижений школьников,

Совершенствование психологического и педагогического сопровождения одаренных и способных детей,

Привлечение к работе с обучающимися ученых научных учреждений, вузов.

3.Участники Конференции

3.1. В конференции могут принимать участие обучающиеся всех видов школ г.Саратова, готовые представить свои творческие проекты и исследовательские работы.

3.2. В качестве слушателей на Конференции могут присутствовать научные руководители и родители.

4.Руководство Конференцией

4.1. Общее руководство Конференцией осуществляет организационный комитет, в состав которого входят методисты муниципального учреждения «Городской методический центр», заместители директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе, учителя.

4.2. Оргкомитет утверждается приказом председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» и координирует работу по подготовке и проведению Конференции.

4.3. В состав жюри входят преподаватели вузов г. Саратова, методисты, руководители предметных методических объединений. В составе жюри каждой секции принимает участие один учитель-предметник. Общее количество учителей из общеобразовательного учреждения, на базе которого проводится Конференция, не должно превышать 2-3 человек.

4.4. Общеобразовательное учреждение, на базе которого проходит Конференция, формирует состав членов жюри, экспертной группы по рецензированию работ, составляет программу, собирает заявки на участие в конференции, оформляет протоколы.

4.5. В состав жюри не могут входить учителя, ученики которых участвуют в научно-практической конференции.

5. Технология проведения Конференции

5.1. Работа Конференции ведется по секциям и предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности, дискуссии.

5.2. Название секций может варьироваться оргкомитетом в зависимости от числа и направлений заявленных работ. Количество работ в каждой секции должно быть не менее 5, не более 10. Призерами считаются участники, набравшие наибольшее количество баллов.

5.3. Регламент выступления участников предусматривает публичную защиту работы (продолжительностью до 7 мин.) и дискуссию (продолжительностью до 3 мин). Участник имеет право выступить с работой по данной теме только на одной конференции.

5.4. Возраст участников конференции - 6-9-е классы,

5.6. Школьный координатор конференции - зам. директора по УВР Моисейкина Ольга Вячеславовна,

5.7. Секции: физика, математика, информатика и ИКТ, химия, география, экология, биология, окружающий мир.

6. Критерии отбора и требования к работе

6.1. На Конференцию принимаются работы следующих видов: проблемно-реферативные, проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские.

6.2. Критерии оценки представленных работ:

Актуальность темы - 1-3 балла,

Соответствие содержания заявленной теме - 1-5 баллов,

Степень самостоятельности в проведении исследования - 1-5 баллов,

Анализ и систематизация информационных источников - 0-2 балла,

Практическая значимость работы - 1-5 балла,

Грамотность и логика представления работы - 1-5 баллов,

Умение поддержать дискуссию - 1-5 баллов.

6.3. Работы участников Конференции оцениваются в соответствии с критериями путем вычисления среднего балла по всем критериям. Работы получившие отрицательную рецензию, к участию в Конференции не допускаются.

6.4. Работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать оформительским требованиям:

Титульный лист (с указанием темы и исходными данными автора и научного руководителя),

Введение (обоснование темы, цели и задачи исследования),

Основная часть,

Заключение с результатами выводами,

Список используемой литературы,

Приложение.

6.5. Необходимо четко обозначить теоретическую и практическую части, а также собственные достижения авторов, области использования результатов.

6.6. Объем работы составляет не более 10 страниц, формат А4 печатного листа (интервал 1,5; шрифт 14) без учета иллюстраций и приложений.

7. Сроки подачи заявки и работ

7.1. Заявки по форме (Приложение 2) и работы для рецензирования должны быть представлены в организационный комитет не позднее одного месяца до начала работы Конференции. После этого срока заявки и работы не принимаются. В заявке нужно указать технику, необходимую для представления работы.

7.2. Работы участников Конференции рецензируются, но не возвращаются.

7.3.Результаты рецензирования работ вывешиваются на сайте учреждения, где проходит Конференция, за три дня до начала Конференции.

8. Подведение итогов

8.1. По окончанию работы проводятся заседания членов жюри предметных секций, на которых выносятся решения о призерах. Все решения членов жюри протоколируются и являются окончательными.

8.2. Всем участникам Конференции выдается сертификат участника. Участники Конференции, представившие лучшие работы, награждаются дипломами 1,2,3 степени (1 место - 1 диплом, 2 место - 2 диплома, 3 место - 3 диплома).

8.3. Возможные финансовые расходы во время подготовки и проведения Конференции производятся за счет благотворительных пожертвований.

Приложение 1

Городской образ жизни

Исторически сложившаяся социолькультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. Д.

К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например в денежных единицах).

По данным официальной медицинской статистики, за последние 5 лет заболеваемость детей по стране увеличилась в среднем на 12%, у подростков – на 35%.

Частота онкологических заболеваний увеличилась на 14%.

Болезни эндокринной системы – на 29,8%.

Болезни крови – на 36.7%.

Астма – на 43%.

Болезни органов пищеварения – на 22, 65.

Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, силовых возможностях (динамометрии).

Заключение

Городской и сельский образ жизни конечно имеет отличия.

Подростковый возраст – один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и преимущественным завершением процесса развития организма. Как отмечает ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе способствует росту заболеваемости и ухудшению состояния здоровья, прежде всего в такой социальной группе, как подростки. Многочисленными исследованиями показано, что возникновение и развитие патологических процессов в организме – результат сложной конвергенции биологических, социальных факторов и факторов окружающей среды. Последнее нередко определяют возникновение и течение многих заболеваний , общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни людей можно разделить по степени активности. Если выделить два основных типа, то ими будут являться активный и пассивный . Можно выделить и еще один тип промежуточный. Активный – люди, которые достаточно подвижны и на работе и дома. Такие люди активно участвуют в жизни рабочего коллектива, часто являются массовиками затейниками, также и дома они выбирают активный отдых. Приверженцы такого образа жизни посещаю различные спортивные учреждения (фитнес клубы, тренажерные залы, командные игры), после работы проводят время с друзьями, ходят в кино и другие развлекательные учреждения. Приверженцы пассивного образа жизни спокойны и размеренны во всем. Многие не проявляют внимания к жизни коллектива, в котором работают. Свободное время проводят в основном с семьей, занимаясь домашними делами. Конечно, они тоже выбираются в кино и встречаются с друзьями, но это бывает достаточно редко и в большинстве случаев не по их инициативе, а например жены или мужа, возможно друзей или коллег. Можно выделить и средний вид образа жизни. Это люди, которые ведут спокойный образ жизни. Они умеренно активны на работе и дома. Такие люди посещают развлекательные учреждения, когда надоедает размеренный образ жизни. Зачастую ведут себя как активные на работе, но очень спокойные дома и в свободное от работы время. Или наоборот, очень пассивные на работе и очень активно отдыхающие после нее.

© Издательство «Книжный Дом», 2003

Зима в силу обледенения дорожных покрытий и образования сосулек на карнизах - время повышенного травматизма горожан. Перемещения с холодного воздуха в обогреваемые помещения и обратно - общая для россиян проблема. Результатом является повышенная простужаемость, хотя летальные исходы болезней легких в городах существенно реже - сказывается уровень квалифицированной медпомощи.

www.sci.aha.ru/ATL/ra36a.htm Web-Атлас: "Окружающая среда и здоровье населения России".

Образ жизни сельского населения

Россия традиционно крестьянская страна и поэтому события XX в. и интенсивная урбанизация не успели вытеснить из массового сознания россиян, даже тех, что теперь живут в городах, традиции, привычки и элементы деревенского образа жизни.

Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохранились до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина - постоянный физический труд в любой день недели, особенно во время сева, покоса, жатвы, изнурительный, от зари до зари.

На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности.

Следует отметить, что в сельский образ жизни определенные изменения вносит рекреационная деятельность горожан. Во многих сельских населенных пунктах в летнее время, а иногда и большую часть года в собственных домах или у родственников живут горожане. В большинстве случаев, особенно применительно к дальним мелким поселениям, они осуществляют роль посредников между городом и сельской местностью, снабжая селян городскими товарами, лекарствами, обеспечивая ремонт бытовой техники и т.д. В определенной мере они демонстрируют сельским жителям образцы городского поведения, городской культуры, к которым особенно восприимчива сельская молодежь.

В настоящее время можно говорить и об образе жизни в самостоятельных фермерских хозяйствах, который в нашей стране совершенно не изучен. Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские ценности. Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры -- радио, телевидение, газеты, журналы, книги.

Факторы, отрицательно воздействующие на здоровье сельчан

Труд, быт, отдых людей в сельской местности имеет ряд особенностей, связанных с регионом проживания и видом деятельности. Это и более тесный контакт с природным окружением по сравнению с горожанами, и большая зависимость от природных условий, стихийных явлений- наводнений, засух, лесных пожаров, метелей и др.

Труд на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом специфических черт. К их числу относятся двойная занятость трудоспособного населения (в общественном секторе и личном подсобном хозяйстве), неравномерное распределение труда в общественном производстве по сезонам года.

Кроме того, неравномерное участие в общественном труде отдельных категорий и групп работников (слабая занятость одних и чрезмерная занятость других), большая, чем в городе продолжительность совокупного рабочего времени населения.

Режим труда в сельском хозяйстве менее благоприятен, чем в промышленности, на транспорте и других городских видах деятельности. Помимо «разорванного» рабочего дня (например, у доярок в связи с особенностями производства, у полеводов в южных районах из-за невозможности работать на жаре в середине дня) работник сельского хозяйства не имеют регулярных выходных дней пли полных отпусков.

Для российского сельского хозяйства, которое в недавнем прошлом было практически почти полностью колхозно-совхозным важное значение приобрело личное подсобное хозяйство. С его помощью удовлетворяется основная часть потребностей сельского населения в продуктах питания. Но личное подсобное хозяйство требует больших затрат физического труда и времени. Это обстоятельство в определенной мере препятствует развитию человеческой личности из-за сокращения свободного времени.

Деятельность людей, занятых в наиболее массовых сельскохозяйственных профессиях, связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, что определяет постоянное воздействие на организм погодных факторов.

Практически повсеместно значительное количество сельских жителей постоянно соприкасается с сельскохозяйственными животными. Это накладывает определенный отпечаток на их образ жизни и может угрожать их здоровью, особенно при контактах с больными животными. Среди животноводов и ветеринарных работников распространено такое тяжелое заболевание, как бруцеллез, повышенная заболеваемость которым в последние годы отмечалась в Восточной Сибири и Поволжье.

Регистрируется заболеваемость туберкулезом, некоторые формы которого передаются сельскохозяйственными животными. Продолжается регистрация больных лептоспирозом. Отмечаются и другие заболевания, связанные с животноводством.

Посещение территорий с природными очагами клещевого энцефалита, тулерямии, клещевого риккетсиоза, бешенства и других зооантропозов приводит к заболеваемости людей. В последние годы эти болезни наблюдаются и у горожан, занятых работами на своих садовых участках.

В современном сельском хозяйстве широко используются различные машины и механизмы. В то же время сохранилось много операций, при которых господствует тяжелый ручной труд с большими затратами энергии, -- ручная косьба, прополка, ручное доение и пр.

Наиболее массовые виды труда в сельском хозяйстве -- полеводство и животноводство. В полеводстве все виды работ (пахота, посев, уборка урожая и др.) выполняются на открытом воздухе, а рабочее место большинства механизаторов -- кабины тракторов, комбайнов, автомашин. Сельскохозяйственные работы в переходные периоды года -- весной и осенью -- выполняются при пониженных температурах, иногда под дождем. Поэтому у жителей села часто регистрируются невралгии, миалгии, ревматизм и другие заболевания, причиной которых служит охлаждение организма, особенно при физическом напряжении.

В летнее время в южных районах России наблюдаются высокие температуры воздуха в сочетании с повышенной инсоляцией. При этом температура воздуха в закрытых от пыли и выхлопных газов кабинах сельхозмашин может повышаться до 35 - 37 С, даже если температура наружного воздуха не превышает 25 °С. В подобных условиях возможно перегревание организма, возникновение тепловых и солнечных ударов. Профессиональный вред механизаторам причиняют запыленность и загазованность рабочего места, воздействие шума и вибрации. Влияние каждого из этих факторов в отдельности и особенно их сочетание оказывают крайне негативное влияние на человеческий организм и часто ведут к снижению уровня здоровья.

К перечисленным факторам следует добавить и травматизм, который очень велик среди сельского населения, в особенности механизаторов. В России среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста травматизм устойчиво занимает первое место, заметно опережая такие причины, как сердечно-сосудистая патология. Потеря трудоспособности и гибель в результате травматизма в быту и на производстве весьма ощутима из-за пьянства и алкоголизма.

Труд животноводов также связан с рядом вредных факторов: загрязнением воздуха биогенными газами (сероводородом и аммиаком), значительной долей ручного труда при уборке помещений, уходе за животными, ручном доении. К профессиональным болезням доярок относятся нейромиозит, тендовагинит, периартрит и др.

Неблагоприятно воздействуют на окружающую среду и на здоровье населения ядохимикаты (пестициды), которые широко используются в сельском хозяйстве. Они попадают через воздух, с пищей и водой, а также через кожу и слизистые оболочки в организм и оказывают на него вредное воздействие. Доказано, что безвредных пестицидов не существует.

Гигиенически значимо поступление пестицидов через дыхательные пути. Быстрому всасыванию пестицидов в кровь способствует повышенная температура и влажность воздуха, а также значительная площадь (90 м2) дыхательной поверхности легких.

Действие ядов, поступающих в организм через дыхательные пути гораздо значительнее, чем при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем что, при ингаляционном поступлении в организм яд минует печеночный барьер. При этом могут возникать острые и хронические отравления, что может повлиять на следующие поколения.

Вредное воздействие пестицидов возможно при их хранении, расфасовке, транспортировке, внесении в почву, протравливании семян, опылении и опрыскивании растений. Отравления возможны при случайном присутствии человека в зоне внесения пестицидов, а также при ветровом переносе ядовитых веществ, распыляемых с помощью наземных механизмов или авиации.

Проникновение пестицидов в организм человека вызывает повышение общей заболеваемости, развитие патологий беременности, врожденных физиологических и анатомических дефектов, торможение физического развития детей, служит причиной психических депрессий, нарушений памяти и способности к мышлению.

Кроме того, пестициды обладают выраженным канцерогенным действием.

На территориях, где пестицидные нагрузки составляет более 5 кг/га, обнаруживается повышенное содержания пестицидов в окружающей среде и продуктах питания. На этих территориях при анализе биологических сред (моча кровь) беременных женщин и молока кормящих матерей у 90 % были выявлены хлорорганические пестициды и различные концентрации солей тяжелых металлов (ртути, меди, цинка, свинца).

Изучение заболеваемости в районах высокой пестицидной нагрузки выявило у детей большое количество болезней органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также низкие показатели физического развития, особенно в период полового созревания.

Заключение. Современный горожанин стремится быть ближе к природе. Это стремление удовлетворяется строительством дачных домов и загородных коттеджей, переездом из центра города за город, а также сбором лекарственных и витаминоносных растений, грибов, ягод, рыбной ловлей и спортивной охотой. здоровье сельский животновод вредное

Современные средства связи, компьютерные технологии и транспортные коммуникации позволяют людям, живя за городом, работать в городах, что существенно меняет и оценки условий жизни в селе.

как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан и получил лучший ответ

Ответ от Незнакомая[гуру]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... .

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан

Ответ от Ђатьяна Tanya [новичек]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами.


Ответ от Tanya - Manya [гуру]
все про всех знают в селе,
ну и труд конечно тяжелый с ранья вставать..


Ответ от Антонина Андреева [гуру]
Разная цивилизация.


Ответ от сергей нанезов [активный]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


Ответ от Жавохир Хадыходжаев [новичек]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни...
Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .