ТТ0005.15 Технология трафаретной печати. Шелкография – технология, примерный порядок действий и применения расходных материалов Основные компоненты трафаретной печати

Особенностью трафаретной печати является возможность запечатывания материалов и объемных изделий.

Процесс получения оттисков в трафаретной печати

Оттиск в трафаретной печати получают путем продавливания краски сквозь незакрытые печатающие элементы формы на ситовой ткани. Необходимый контакт между формой и запечатываемой поверхностью, а также перенос краски достигается давлением упруго-эластичного ракеля.

Особенности трафаретной печати обеспечивают получение отпечатков со специфическим визуальным эффектом за счет толстых красочных слоев и дают возможность запечатывания материалов и объемных изделий, для которых другие способы вообще непригодны. Эти особенности связаны со строением печатной формы, ее печатающими и пробельными элементами. Можно выделить некоторые из них:

1. Печатающие элементы в виде отверстий в объеме ситовой ткани изменяют характер обычных печатных процессов. Специфика в том, что запечатываемая поверхность располагается со стороны формы, противоположной той, с которой подается краска.

2. Перенос краски на запечатываемую поверхность сквозь печатающие элементы позволяет получать оттиски с красочным слоем толщиной от 6 до 100 мкм, обеспечивая сочность, высокую насыщенность, большую оптическую плотность, рельефность и выразительность изображения.

3. Применение упруго-эластичного ракеля для продавливания краски позволяет регулировать давление в зоне контакта и существенно снизить его величину по сравнению с традиционными способами печати.

4. Гибкость печатных форм позволяет придавать им конфигурацию поверхности объемных изделий, подлежащих запечатыванию.

5. В пределах одного цикла с одной печатной формы возможно получение многокрасочных отпечатков в виде раздельно расположенных изображений.

Основной задачей трафаретного печатного процесса является получение оттиска с заданной толщиной красочного слоя, а также обеспечение необходимой графической точности изображения. Факторами, влияющими на формирование красочного слоя на оттиске, являются:

1) характеристики применяемой сетки — основы формы;

2) способ изготовления печатной формы;

3) характер запечатываемой поверхности;

4) свойства краски;

5) твердость ракеля и профиль его кромки;

6) режимы печатного процесса;

7) расстояние между формой и запечатываемой поверхностью;

8) угол наклона и давления ракеля;

9) количество краски, оставшейся на сетке после отвода печатной формы.

При прижиме ракелем печатной формы к запечатываемому материалу каждый печатающий элемент образует пространство, ограниченное снизу самой запечатываемой поверхностью, а с боков — пробельными элементами формы. Краска, перемещаемая ракелем по форме, заполняет пространство печатающего элемента, формируя изображение на запечатываемой поверхности. В процессе прохождения ракеля над печатающим элементом краска сверху срезается его рабочей кромкой. При отводе печатной формы нити сетки извлекаются из краски, прилипшей к запечатываемой поверхности.

В процессе формирования красочного изображения на оттиске можно выделить четыре стадии:

1) создание пространства печатающего элемента;

2) отвод печатной формы от запечатываемой поверхности;

3) закрепление красочного изображения на оттиске.

Характер сформированного таким образом красочного изображения зависит от размеров пространства печатающего элемента, степени заполнения его краской, условий взаимодействия краски с печатной формой и запечатываемой поверхностью, а также от структурно-механических свойств краски.

В трафаретной печати форма печатающего элемента зависит от четкости краев его контура, микрогеометрии соприкасающихся поверхностей печатной формы и запечатываемого материала и от плотности их взаимного контакта в момент формирования красочного изображения на оттиске. Количество краски, продавливаемой через ячейки сетки, определяется размером пространства печатающего элемента, вязкостью краски, давлением, действующим на нее, и временем действия давления.

Процесс получения оттисков включает следующие операции:

1) подачу, правильную ориентацию и закрепление запечатываемого материала или изделия на опорной поверхности;

2) подачу печатной краски;

3) создание давления и получение оттиска;

4) съем запечатываемого материала или изделия;

5) закрепление краски на оттиске.

Подготовка печатного оборудования к работе

Подготовку печатного станка или машины начинают с установки печатной формы и приводки. Печатную форму устанавливают в формодержатель, обеспечивая зазор между ней и запечатываемой поверхностью (рисунок 1). Величина этого зазора зависит от упруго-эластичных свойств сетки-основы и размеров печатной формы и, по возможности, должна быть минимальной, чтобы свести к минимуму искажения изображения.

Наилучший вариант — создание таких условий, когда форма отделяется от оттиска одновременно с перемещением полосы контакта. При многокрасочной печати очень важно, чтобы величина зазора была одинаковой при печатании всех краскопрогонов. При форматах печати А3 величина зазора должна составлять от 1 до 3 мм, при формате А1 — от 3 до 5 мм. Важно, чтобы зазор между печатной формой и запечатываемой поверхностью во всех ее частях был одинаковым.

Приводка, выполняемая в процессе подготовки к работе трафаретного станка или машины, обеспечивает заданное расположение изображения на оттиске и совмещение красок. Положение запечатываемой поверхности определяется упорами, по которым устанавливается каждый лист или изделие. При работе на станках такие упоры закрепляют на опорной поверхности, а при работе на машине лист выравнивается автоматически на переднем столе и транспортером передается в зону печатания.

Важно в процессе изготовления печатной формы обеспечить правильное расположение диапозитива относительно формной рамы. Непосредственно приводка осуществляется путем перемещения и фиксации положения печатной формы относительно предварительно сориентированной запечатываемой поверхности или запечатываемой поверхности относительно неподвижной печатной формы.

Существенным моментом, обеспечивающим высокое качество оттиска в трафаретной печати, является прочная фиксация запечатываемой поверхности в горизонтальной плоскости. Чаще всего это обеспечивается вакуумом, однако, возможно использование двусторонней липкой ленты и, в случае печати на ткани, жидкого клея в аэрозольной упаковке. При печатании на готовых изделиях ориентация изделия и фиксация приводки выполняются специальными механизмами или оснасткой.

В трафаретной печати оттиск получают путем создания узкой полосы контакта за счет прогиба печатной формы на величину зазора между формой и запечатываемой поверхностью при движении ракеля по форме. Ракели в трафаретной печати изготавливают из маслобензостойкой резины или, чаще, из полиэфируретана. Ракели из резины изнашиваются быстрее, но зато создают меньший электростатический заряд при печати. Ракели из полиэфируретана более износоустойчивы, но имеют и большую склонность к зарядке статическим электричеством. Ракель представляет собой ракельное полотно, которое зажимают в ракеледержатель (рисунок 2). Ракеледержатели могут быть деревянными и алюминиевыми. Деревянные ракеледержатели применяют на ручных станках, а алюминиевые (они несколько дороже) — на полуавтоматах и автоматических машинах.

Кромки и боковые поверхности ракеля не должны иметь дефектов, которые обычно приводят к возникновению полос на оттисках. Твердость ракеля определяет полноту контакта и переход краски на оттиск и составляет обычно 50—85º по Шору. Более твердые ракели используют при крупноформатной и растровой печати. Мягкие ракели используют для печати плашек и при работе на материалах с неровной поверхностью.

Ракельное полотно должно иметь толщину в пределах 6—10 мм и выступать из ракеледержателя на 15—35 мм, а также иметь определенный профиль сечения, зависящий от заточки (рисунок 3).

Обычно при печатании растровых работ, рисунков с мелкими элементами, печатных плат ракель затачивают под углом 45°. Для печатания по тканям используют ракель со скругленными кромками (радиус закругления 1—3 мм). Наиболее универсальным является угол заточки 90º: заточенная кромка точно дозирует количество краски, проходящей через печатную форму, что является важным фактором при печатании рисунков с мелкими деталями. Если ракельное полотно затупилось и его кромка имеет закругления, то сквозь форму будет подаваться большее количество краски, что приведет к потере деталей изображения. В некоторых случаях требуется нанесение краски в больших количествах, тогда кромку ракельного полотна специально закругляют. Плохо заточенный ракель может вызывать полошение на оттисках.

Оптимальный угол наклона ракеля — 75º. При большем наклоне упругость ракеля уменьшается, что приводит к сильному трению по форме и вызывает ухудшение приводки и нанесения краски. При малом угле наклона ракеля его упругость возрастает, в результате ухудшается контакт с сеткой и вызывает нанесение слишком большого слоя краски. Оптимальные параметры ракеля и его установки показаны на рисунке 4.

Ороситель (разравнивающий ракель) при подготовке машины к печати устанавливается параллельно основному ракелю, но имеет меньшее давление на печатную форму. Он разравнивает краску на печатной форме при обратном ходе основного ракеля, что препятствует высыханию краски на форме. Рабочая кромка оросителя должна равномерно покрывать печатающие элементы формы тонким слоем краски.

Типы печатного оборудования

Продукция, запечатываемая трафаретным способом печати, может выпускаться в виде листов, рулонов и объемных материалов. Соответственно, печатное оборудование может предназначаться для печатания на листовых и рулонных материалах и готовых изделиях. По степени автоматизации печатное оборудование может быть ручное, полуавтоматическое и автоматическое. В зависимости от конструкции и геометрической формы звеньев печатного аппарата трафаретное печатное оборудование может быть:

1) тигельного или планшетного типа (рисунок 5а), когда и формная и опорная поверхности плоские;

2) плоскопечатного типа (рисунок 5б), когда формная поверхность плоская, а опорная — цилиндрическая;

3) ротационного типа (рисунок 5в), когда и формная и опорная поверхности — цилиндрические.

Вышеназванные конструкции печатных аппаратов позволяют печатать на материалах различной жесткости. Для печатания на изделиях с плоскими поверхностями применяют печатные устройства, принципиально не отличающиеся от листовых машин с плоской опорной поверхностью. Оборудование для печатания на конических и цилиндрических поверхностях изделий строится по одной из следующих схем:

1) запечатываемое изделие вращается при синхронном перемещении печатной формы и неподвижном ракеле;

2) запечатываемое изделие поступательно перемещается по каретке и одновременно вращается, с перемещением каретки перемещается ракель при неподвижной печатной форме;

3) печатная форма и ракель обкатывают неподвижную поверхность запечатываемого изделия.

Ручные трафаретные печатные станки, в которых все операции по печати выполняются вручную, могут быть использованы для пробной печати или выпуска малотиражной продукции.

Полуавтоматические трафаретные печатные машины, в которых все операции, кроме наклада и съема продукции, выполняются автоматически, могут быть использованы для выпуска мало- и среднетиражной продукции. В этих машинах подъем и опускание сетчатой формы и ракельного механизма, а также перемещение ракеля и оросителя автоматизированы с помощью гидравлических, пневматических и механических средств. На рисунке 6 изображен полуавтоматический листовой трафаретный станок.

Станок оборудован вакуумным опорным столом, механизмом подъема и опускания печатной формы, механизмом перемещения орошающего и печатного ракелей, механизмом подъема формы для отделения ее от оттисков. Опорный стол может перемещаться в горизонтальной плоскости в двух направлениях для обеспечения приводки изображения. Имеются механизмы регулировки давления ракеля и величины технологического зазора с контролем устанавливаемой величины.

Автоматические листовые трафаретные печатные машины состоят из самонаклада, системы выравнивания листа по двум сторонам, печатного аппарата, листовыводного устройства, транспортера с сушильным и охлаждающими устройствами и приемки отпечатанной продукции.

Для печатания на готовых изделиях применяется специальное оборудование, позволяющее располагать и закреплять изделия на опорной поверхности. На рисунке 7 показан ручной станок для печатания на майках, футболках т. д.

В трафаретной печати ввиду большой толщины красочного слоя печатное оборудование не может работать без сушильных устройств, которые бывают двух основных видов: полочные и туннельные.

Полочные сушильные устройства (рисунок 8) состоят из 50 полок и выпускаются в двух форматах 80 х 110 см и 120 х 140 см. Сушка на таких устройствах происходит, как правило, в температурно-климатических условиях помещения печатного отделения. Они малопроизводительны и рекомендуются для сушки оттисков, отпечатанных на ручных станках и иногда — на полуавтоматах.

Туннельные сушилки в зависимости от способа сушки могут быть конвективного типа с температурой сушки до 100º С (рисунок 9), инфракрасной сушки до 200º С и ультрафиолетовой сушки.

Эти устройства обычно соединяют в линию с полуавтоматическим станком или автоматом. При этом в зависимости от изменения условий в одной линии могут быть подсоединены различные типы этих устройств. Одной из важнейших характеристик туннельных сушильных устройств является ширина транспортера, которая зависит от формата печати.

Например, автоматическая машина, имеющая секционное построение, состоит из пневматического самонаклада и первой печатной секции, первой сушильной секции конвективного типа, второй печатной секции, второй сушильной секции и приемного устройства. Низкостапельный самонаклад с последовательной подачей листов подает лист выравнивающим механизмам, расположенным на наклонном столе.

Выровненный лист передается захватами листоведущего цепного транспортера на вакуумный опорный стол. Здесь он фиксируется, печатная форма опускается, и ракель перемещается по печатной форме. Во время печатания лист удерживается на опорном столе вакуумом и находится в захватах листоведущего транспортера. После получения оттиска печатная форма поднимается, вакуум отключается, и листоведущий механизм выводит лист на ленточный транспортер сушильного устройства.

После сушки оттиск попадает во вторую печатную секцию, затем во вторую сушильную, затем двухкрасочный оттиск выводится на приемное устройство. На участке трафаретной печати помимо печатного оборудования используется вспомогательное оборудование — станок для заточки ракелей (рисунок 10), стеллажи для хранения печатных форм и ракелей, ванны для смывки форм и др.

Печатные краски

Прохождение краски через печатную форму и ее количество на оттиске зависят от скорости печатания, вязкости краски, характера сетки, вида ракеля и других факторов.

Закрепление краски — завершающая операция печатного процесса. Большая толщина красочного слоя создает существенные проблемы при сушке. При печатании на ручных станках и полуавтоматах оттиски сушат в помещении цеха на специальных стеллажах. В этом случае время сушки существенного значения не имеет. А вот при печатании на машинах-автоматах оттиск за время прохождения в сушильном устройстве должен успеть высохнуть.

Промышленное производство специальных трафаретных красок было начато в конце 1920-х гг. Первоначально трафаретные краски содержали натуральные олифы и практически не отличались от художественных масляных красок. Длительное время закрепление не препятствовало их применению, т. к. в начале ХХ в. использовались лишь ручные станки, обеспечивающие низкую производительность.

Первые быстро закрепляющиеся краски появились в конце 1940-х гг. Они содержали растворители с резким запахом и вызывали забивание печатной формы при перерывах в работе. Отсутствие в то время печатных машин с сушильными устройствами не позволяло использовать преимущества таких печатных красок.

Появление в начале 1950-х гг. автоматизированного печатного оборудования ускорило переход к быстро закрепляющимся краскам. Благодаря интенсивным научным исследованиям, начатым в 1960-е гг., произошло значительное развитие и распространение трафаретной печати. Появились многочисленные серии красок на основе синтетических связующих для печатания на различных полимерных пленках и изделиях из пластмасс, а также улучшенные краски для печатания на бумаге, картоне, металле, стекле и других материалах.

Применяемые в трафаретной печати краски могут закрепляться одним из следующих способов:

1) за счет окислительной полимеризации связующего;

2) за счет испарения растворителя;

3) за счет химического взаимодействия отвердителя со связующим;

4) за счет отверждения УФ-лучами.

Краски первой группы изготавливают на масляно-алкидных связующих. Не модифицированные олифы и жирные алкиды практически вытеснены сополимерами на их основе, отличающимися более быстрым закреплением и улучшенными физико-механическими показателями. Достоинства красок, закрепляющихся окислительной полимеризацией связующего: малая токсичность, отсутствие резкого запаха и хорошая адгезия к различным поверхностям. Они образуют красочную пленку удовлетворительной прочности и хорошей эластичности. Время закрепления красок этой группы в естественных условиях составляют несколько часов, а повышение температуры сушки значительного эффекта не дает.

Для получения красок с более быстрым закреплением алкиды и масла модифицируют реакционноспособными мономерами и низкомолекулярными соединениями, а также сплавляют с твердыми смолами — канифольными, кетоновыми, фенольными и эпоксидными. Краски на модифицированных алкидах и маслах закрепляются значительно быстрее — в течение 1—2 ч при комнатной температуре, а повышение температуры сокращает время закрепления до нескольких минут. Модификация связующего вызывает изменение физико-химических показателей красочной пленки и блеска.

Краски, закрепляющиеся методом окислительной полимеризации связующего, имеют время закрепления от нескольких минут до нескольких часов и поэтому могут использоваться только при печатании на ручных или полуавтоматических станках.

Краски, закрепляющиеся за счет испарения летучего растворителя, чаще всего содержат в качестве плекообразующего вещества различные эфиры целлюлозы. От вида эфира целлюлозы зависят физико-механические показатели и адгезия красочной пленки к различным материалам. Краски этой группы для печатания на полимерных материалах отличаются высокой прочностью и быстрым закреплением. Исходя из особенностей взаимодействия растворителей, входящих в состав трафаретных красок, с поверхностями синтетических пленок и пластмассовых изделий, происходит некоторое растворение или набухание последних в активных растворителях. Это обеспечивает повышение прочности сцепления красочной пленки с запечатываемой поверхностью.

В настоящее время краски, закрепляющиеся методом испарения летучих растворителей, получили наибольшее распространение. Время их закрепления составляет от нескольких секунд до нескольких минут. Краски и лаки этой группы используют как для печатания на ручных и полуавтоматических станках, так и на автоматических машинах с сушильными устройствами.

Краски, содержащие в качестве растворителя воду, при кажущейся экологической безопасности, для печати на бумаге и картоне имеют определенные трудности в применении: требуется специальный копировальный слой, краски часто подсыхают на форме. Эти краски достаточно универсальны и могут быть использованы для печатания на бумаге, картоне, поливинилхлориде, поликарбонате, полистироле и других материалах. Для корректировки печатных свойств красок поставляются разбавители, замедлители высыхания, а также смывки. Применение из этой группы специальных красок позволяет получить различные эффекты: сочетание матового и глянцевого, флуоресцентного и др.

Краски, закрепляющиеся за счет взаимодействия отвердителя со связующим, изготавливаются преимущественно на виниловых и акриловых полимерах и сополимерах, а также на поликонденсационных композициях. Они образуют пленку с хорошей адгезией, высокой прочностью и исключительной устойчивостью к действию агрессивных сред. Перед использованием данной группы красок в их состав вводят отвердитель-катализатор.

После введения отвердителя краска должна быть обязательно использована в течение нескольких часов. Недостаток двухкомпонентных красок — необходимость вводить отвердитель непосредственно перед их использованием. Время закрепления таких красок составляет от нескольких десятков секунд до нескольких часов, и поэтому их используют преимущественно при печатании на ручных и полуавтоматических станках.

В последнее время все большую популярность получают краски и особенно лаки УФ-отверждения. Краски УФ-отверждения содержат в качестве связующего фотополимеризующуюся композицию, которая и определяет принцип закрепления краски. Связующее таких красок включает следующие основные компоненты:

1. Мономер — вещество небольшой молекулярной массы и вязкости, которое часто используется в качестве разбавителя или растворителя.

2. Олигомер — вещество большой молекулярной массы. Олигомер является либо высоковязкой жидкостью, либо твердым веществом, способным к полимеризации и сополимеризации с мономером. Природой олигомера преимущественно определяются печатно-технические и потребительские свойства УФ-отверждаемых красочных и лаковых пленок.

3. Фотоинициатор — вещество, способное под действием УФ-излучения образовывать свободные радикалы, вступающие в реакцию полимеризации с молекулами олигомера и мономера и обеспечивающие переход композиции из жидкого в твердое состояние.

Фотоинициатор красок и лаков УФ-отверждения под воздействием УФ-излучения генерирует свободные радикалы, которые вступают в реакцию с ненасыщенными мономерами и олигомерами, что приводит к отверждению красок и лаков с образованием пространственно-сетчатой структуры.

Краски и лаки этой группы образуют высокопрочные пленки с хорошей адгезией к большинству запечатываемых поверхностей. Время отверждения их в специальном сушильном устройстве составляет от нескольких долей секунды до нескольких секунд. Использовать такие краски можно на автоматизированных трафаретных печатных машинах, оборудованных УФ-сушилками, а также на ручных и полуавтоматических станках с последующим пропусканием через УФ-сушилку. Краски этой группы не сохнут на форме и являются самыми перспективными.

При выборе красок для печатания конкретной продукции следует принимать во внимание свойства поверхности запечатываемого материала или изделия и тип печатного оборудования. Поскольку трафаретным способом запечатываются самые разнообразные материалы, следует при выборе красок учитывать их состав и назначение. При необходимости свойства красок могут быть откорректированы введением соответствующих добавок, поставляемых изготовителями. При смешении красок следует учитывать, что смешивать между собой можно, как правило, только краски одной серии.

Шелкография

Предшественник шелкографии - японский шаблон. 1890.

Шелкографией называют разновидность трафаретной печати, в которой в качестве формного материала используются специальные полиэфирные , полиамидные (нейлоновые) или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мкм . Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

Печать соответствующими красками может проводиться практически по всем материалам - по бумаге, пластику, ПВХ, стеклу, керамике, металлам, тканям, коже и т. д. Краски могут различаться по типу связующего - водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию - термоудар).

Шелкография также используется для печати деколей (переводных картинок на стекло или керамику трансферным способом) с последующим обжигом или без него, для нанесения стираемого («скретч») слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.

Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданного в 1907 году под названием англ. Silk screen printing - «печать шелковым ситом». Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от 8 - 10 мкм до 1000 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты - глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины. Возможна как прямая печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная (трансферная) на промежуточный носитель (напр. трансферная бумага) с последующим переносом на изделие.

Шелкография в искусстве

Если на ранней стадии своего развития, приблизительно до начала -х годов, шелкография применялась преимущественно в промышленных и коммерческих целях, то сегодня она занимает одно из ведущих мест в ряду других методов создания визуального искусства.

В прошедшем столетии шелкотрафаретная печать получила значительное распространение и использование не только как способ изготовления копий в прикладном искусстве, промышленном дизайне, при создании факсимильных репродукций или в сфере большой полиграфии, но и как один из самодостаточных видов авторской печатной графики - эстампе , обладающей ярко выраженными качествами и возможностями собственного пластического языка. Сегодня шелкография входит в лексикон художников всех направлений, в различных видах (графике, живописи, скульптуре) и жанрах изобразительного искусства.

В ХХ веке к шелкографии обращались такие непохожие друг на друга мастера, как Вилли Баумейстер и Такесада Матсутани, Косуке Кимура и Тимур Новиков , Гарри Готлиб и Ричард Гамильтон , Марсель Дюшан и Энди Уорхол , Роберт Раушенберг и Фернан Леже , Джексон Поллок и Джаспер Джонс , Бен Шан и Рой Лихтенштейн , Вилл Барнет и Адольф Готлиб, Джим Дайн и Роберт Индиана , Клас Ольденбург и Том Вессельман, Роберт Мадеруэл и Джимми Эрнст, Стюарт Дэвис , Виктор Вазарели и многие другие.

Обычно такой вид шелкографии называется сериграфией. На русском языке история и специфика этого вида шелкографии подробно освещена в книгах Алексея Парыгина «Шелкография как искусство» (2009) и «Искусство шелкографии. ХХ век» (2010).

Область применения шелкографии

Трафаретная печать является одним из наиболее технологичных способов печати. Она охватывает самые различные области применения: от ручных работ до высокотехнологичных промышленных решений, от самых малых форматов при изготовлении печатных плат до самых крупных плакатов порядка 3х6 м и от единичных экземпляров до больших, измеряющихся десятками тысяч, тиражей. Способом трафаретной печати запечатываются бумага, текстиль, керамика и синтетические материалы в виде полотна, отдельных листов, а также такие изделия различного предназначения и формы, как банки, бокалы, приборные панели, латексные воздушные шары.

Палитры красок характеризуются большим разнообразием. Находят широкое применение специальные краски для самых разнообразных областей. В трафаретном способе для печати иллюстраций находит широкое применение четырёхкрасочная (полноцветная) печать. Применяемые для трафаретной печати аппараты, машины и устройства охватывают как обычные приспособления и установки, используемые в кустарном производстве, так и большие машины для работ в промышленных масштабах.

Для шелкографии практически нет ограничений по габаритам запечатки, этим объясняется востребованность широкоформатной шелкографии, где размеры изображения измеряются метрами. Способ трафаретной печати применяется для печати на крупногабаритных изделиях, например, на фюзеляжах самолетов и других транспортных средств. В области печати малых размеров отпечаток может иметь элементы изображения до 0,2 мм и менее, например, рисунок печатной платы для микроэлектронных устройств.

Трафаретная печать имеет и другие специфические области применения. Например, нанесение клея через специальный трафарет, изготовленный с помощью лазера, на контактные площадки печатных плат с целью последующего крепления радиоэлементов, печать электропроводящими и люминофорными пастами с целью получения светящихся панелей для технического применения и рекламы, нанесение изображения на плитки шоколада и многие-многие другие области применения.

Литература

  • Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век (история, феноменология. техники, имена). - СПб. : СПб ГУТД, 2010. - 304 с. - ISBN 978-5-7937-0490-8
  • Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. - СПб. : СПб ГУТД, 2009. - 261 с. - ISBN 978-5-7937-0397-0
  • Аверьянов В. В. Шелкография: Практическое пособие по трафаретной печати. - М.: Гамма, 1998 - 109 с., ил.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Книги

  • Банкнотная индустрия: современные технологии и рекомендации , Издание, подготовленное авторской группой Международной валютной ассоциацией (IACA), представляет собой рекомендации по дизайну и защитным признакам банкнот (защитные нити, водяные знаки,… Категория:

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете

  • Кто придумал трафаретную печать
  • Какие есть виды трафаретной печати
  • Какие еще используются материалы в трафаретной печати
  • Что влияет на срок и стоимость трафаретной печати

Одним из самых простых и экономичных видов печати на сегодняшний день признаётся трафаретная печать. Технология её работы в большом производстве схожа с технологией работы принтера трафаретной печати. Несомненное преимущество данного способа печати заключается в том, что он подходит для многих материалов: картон, бумага, синтетические полотна, текстиль, керамика, стекло, дерево. Габариты здесь не играют никакой роли, ведь работа идёт как с огромными листами и панелями, так и с предметами, например, домашней утвари.

Что такое трафаретная печать и шелкография

Чтобы никого не ввести в заблуждение и избежать тавтологии, первым делом отметим, что сам способ печати один, а названия у него два: трафаретная печать и шелкография.

Шелкография - это метод печати, который позволяет перенести изображение посредствам продавливания краски сквозь форму, называемую трафаретом.

Он используется в виде тонкой сетки из натуральных (шёлковых) либо синтетических и металлических нитей с уже готовым изображением. Чтобы сэкономить на производстве, чаще используют сети из искусственных материалов. Сквозь их открытые ниши, переносящие рисунок, запечатываемый материал окрашивается. Получается, что формой данного способа печати именуется сочетание шаблона и сетки.

Качественные и технические характеристики сетки (ткани) - это комбинация материала; числа её нитей на сантиметр её длины (линиатура); толщины формы; процентное отношение общей площади всех ниш к площади сетки (уровень открытости сети).

Оттиск определяется установленным шаблоном. Его помещают так, чтобы он находился со стороны сетки, противоположной движению ракеля. Это делается для того, чтобы материал не испортился и не износился. Шаблоны могут изготавливаться вручную (предназначены для изнаночной стороны сетки) или механически в зависимости от степени сложности производимой работы.

В процессе создания шаблона используются только диазотипные светочувствительные копировальные слои. Этого требует прогрессирующее качество печатной продукции. Изготовление шаблона проходит несколько этапов:

  • Нанесение слоя;
  • Сушка;
  • Обработка материала УФ-излучением (трафаретная уф-печать);
  • Затвердевание копировальной формы;
  • Удаление контурных излишек струями воды;
  • Повторная сушка;
  • Исправление дефектов лаковой обработкой.

Шаблон готов к эксплуатации.

История возникновения трафаретной печати

Название «шелкография» (с греч.: «письмо по шёлку») пришло к нам ещё из Древней Греции, где этим термином обозначали ремесленные работы, заключающиеся в украшении шёлковых тканей рисунком или надписями. До сих пор доподлинно неизвестно, где зародилась шелкография, но современные историки относят её появление к Древнему Китаю, ведь именно эта страна именуется «Родиной шёлка» вот уже около 2500 лет. Однако многие учёные утверждают, что к моменту расцвета этого искусства, практически все существовавшие страны имели возможность обрабатывать шёлк.

Нынешние методы шелкографии не имеют почти ничего общего с древними способами печати.

Если заглянуть в доподлинные источники, это ремесло, вероятно, зародилось на берегах Средиземного моря, где располагались такие государства, как Финикия и Месопотамия. Однако предпочтение в вопросе появления и развития шелкографии всё же отдают финикийцам.

Финикийцы - это немногочисленный народ Финикии, предками которого являются семитские племена. В период с IX по III века до нашей эры это государство переживало расцвет и было хозяином Средиземного моря. Финикийские мореплаватели славились своей стойкостью и походами. Основав первые города-порты, финикийцы активно занимались торговлей, продавая как произведённые своими руками, так и завоёванные товары. Если посмотреть на современную карту мира, то можно сказать, что эти моряки добирались до территории современной Дании. Представьте, какое мощное было государство!

Именно финикийцы научились добывать пурпур - первый, можно сказать, краситель, получаемый из пурпурных желёз некоторых брюхоногих моллюсков. Он использовался в качестве косметических средств, вещества для обработки и окраски тканей, а также в качестве материала для произведений живописи. В Финикии так впервые и зародилось искусство письма по одежде.

Стоит отметить, что покраска одеяний осуществлялась «штамповочным» методом, не вручную. Но как? Есть предположение, что Финикия, как самое продвинутое государство того периода, «сотрудничала» с далёкими цивилизациями, которые на тот момент уже имели подходящее для такого дела оборудование. Факт остаётся фактом – вручную сделать это было невозможно. Так и появилась шелкография. С современными способами печати то искусство никак не связано, однако название всё же сохранилось, как и процесс «копирования» изображения путём нанесения нескольких слоёв краски.

Как уже стало понятно, мы пользуемся не достижением шелкографии как ремесла и искусства, мы пользуемся её технологическим прогрессом, который и тогда, и сейчас основывается на переносе разных рисунков и надписей посредством различных «отпечатков», шаблонов и трафаретов. Краска на них наносилась похожими на современные губки и валики материалами. Конечно, люди не сразу научились «штамповать» производство. В древности «штамповка» была чуть ли не самым накладным способом нанесения рисунка: пигментный слой был ненасыщенный, что позволяло мастерам использовать лишь толстые ткани, способные хорошо впитывать влагу. Со временем процесс значительно упростился, пройдя долгий путь совершенствования.


Лишь через 1800 лет (где-то в 1190 – 13337 годах) процесс трафаретной печати резким скачком перешёл на совершенно новую ступень развития. В городе Камакура, который на тот момент являлся столицей Японии, шёл небывалый расцвет японской культуры. Несомненно, процветала вся страна, но Камакура считалась культурной столицей мира. Средневековая японская культура охватила все виды искусства, не исключая печать. Сначала метод трафаретной печати применялся для украшения доспехов и снаряжения самураев, но после сделанного открытия технология распространилась на очень многие сферы производства. Чтобы материал не искажался, что впоследствии деформировало рисунок, под шаблон стали наклеивать что-то вроде сетки, волокна которой изготовлялись из человеческого волоса. Изображение на такой сетке не соскальзывало, не мялось, не разрывалось, а тонкий волос не был заметен после нанесения пигмента.

Именно с того момента шелкография стала больше походить на современную технологию печати. Позже сетки станут изготавливать из натуральных и искусственных тонких волокон, а также синтетических металлических нитей.

В Европе появление трафаретной печати было связано с изобретением обоев (1750 год, Жан Патильон). Ведущими европейскими державами на тот момент были Англия и Франция. С них и началось распространение шелкографии на этом материке.

Таким образом, ко второй половине XVIII века этот способ печати распространяется по всему миру. И здесь уже ведущую роль играет Америка, где шелкографию стали использовать как элемент любого предмета декорирования: посуды, ткани, мебели, стен, потолков, металлических изделий. С «волосяной» сетки перешли на шёлковую и кисейную, однако с ними нужно было повозиться.

Второй скачок в усовершенствовании этого метода печати произошёл в 1907 году в Англии, когда был впервые запатентован процесс трафаретной печати сквозь натянутую шёлковую ткань, которая была более устойчива, предоставляла расширенный диапазон размеров печати и удобно взаимодействовала в работе с резиновыми валиками (ракелями). Таким образом, появился сам печатник трафаретной печати. Изобретение получило название «печатание шёлковым ситом», его создателем был некий Симон из Манчестера.

Можно сказать, что термин «шелкография» появился именно с момента патента этого изобретения. Той, какой мы привыкли видеть трафаретную печать, она стала в середине XX века, когда этим методом печаталось практически всё: визитки, брошюры, плакаты, ткани, открытки и даже автомобильные номера. Трафаретная печать совсем перестала восприниматься как искусство, как особый вид переноса рисунка из-за своей коммерческой направленности. Рутинная «штамповка» превратила её в незначительное среднее производство, подчиняющееся корпорациям.

На сегодняшний день этот метод широко применяется в разных сферах производства. У шелкографии есть преимущества перед другими видами печати. А главное – то, что она универсальна: текстиль, электроника, автомобилестроение, строительство. Все перечисленные отрасли не обходятся без трафаретной печати.

Какие сегодня есть виды трафаретной печати

Малоформатная трафаретная печать

В этот вид печати входит всё, что можно назвать плоской печатью (подложки, полиэтиленовые пакеты, бумажные пакеты, бумага, картон). Название говорит само за себя – формат не должен превышать 70x100 сантиметров. Печать подходит для больших оптовых заказов, которым требуется высокое качество рисунка.

Печать на мелких предметах

Изображение может наноситься на ручки, зажигалки, рюмки, брелоки и другие безделушки. Чтобы наносить рисунок на предметы круглой формы, здесь используются ротационные полуавтоматы. Несмотря на то, что изображение, сделанное, шелкографией, более долговечно, конкурентом этого вида печати всё же является тампонная печать.

Текстильная печать (набивка тканей)

Современная отрасль текстильной промышленности необъятна. Здесь всегда востребован метод трафаретной печати, ведь это универсальное производство, которое является основой экономики многих стран мира. Трафаретная печать на ткани в бобинах, ковровыми, текстильными станками и машинами, предназначенными работать без устали.

Трафаретная печать на готовых изделиях

Собственно, шелкография. Машины, называемые «карусельными станками» печатают рисунок на майках, пазлах, кружках, логотипах и так далее. Однако особой популярностью пользуется трафаретная печать на футболках, так как существует огромный выбор принтов на любой вкус. Кроме того, можно заказать любой рисунок на своё усмотрение.

Трафаретная печать на табличках и металлах

Очень широкое направление, имеющее дело с листовой печатью, обжигом, травлением, анодированием, обработкой металлов.

Трафаретная печать по стеклу

Главными отраслями применения являются электротехника и автомобилестроение. Бывают и «эксклюзивные» случаи применения (печать на бутылках, окнах, банках).

Трафаретная печать на флаконах

В основном используется в производстве косметики, выпуске фармацевтических средств и чего-то незначительного из других отраслей промышленности.

Отрасль печатных плат

Полное обслуживание электронных многослойных проводящих, а также профессиональных схем внутри всей отрасли.

Дополнительная трафаретная печать

Сюда относится всё, что не было включено в предыдущие девять пунктов.

Какие имеет преимущества трафаретный способ печати

Разнообразие цветов и фактур

Для рекламной продукции шелкография (трафаретная печать) предоставляет клиентам огромный выбор красок со свойствами и цветовыми решениями на любой вкус. Качество изображения зависит во многом от краски, поэтому на сегодняшний день можно выбрать для себя оптимальный вариант: нанесение рисунка люминесцентными, флуоресцентными, металлизированными красками. Кроме того, существует ещё и всепенная печать, позволяющая придать рисунку объём и реалистичность.

Цвета модели Pantone, которые являются плашечными, придадут любому изделию колоритность, яркость и красоту. Чтобы максимально приблизить печать к достижению такой насыщенной цветовой гаммы, какой обладают цвета Pantone, рисунок наносят на подложку.

Стойкое нанесение

Стоит ещё раз отметить такой плюс трафаретной печати, как долговечность: рисунок со временем не тускнеет, выдерживает оптимальные стирки, устойчив к перепаду температур и т.д. Это преимущество завоевало огромную популярность у заказчиков. Конечно, всё относительно, и для каждого изделия и каждой краски есть свой срок годности. При аккуратном использовании и стандартной стирке изображение, например, на футболке, может прослужить Вам примерно год без каких-либо проблем!

Здесь ещё стоит сказать о таком виде нанесения, как шелкотрансфер. Оно менее выносливо, чем шелкография, и при небрежном использовании или частой стирке может потрескаться. Таким вещам необходим более тщательный уход.

Большая площадь нанесения

Для трафаретной печати футболок, курток, маек, жилетов и толстовок наиболее оптимальный формат нанесения изображения - А3.

Технологически нанести рисунок трафаретной печатью на какой-либо пластиковый, деревянный или стеклянный предмет иногда не представляется возможным. Нужно обращать внимание на карточку с информацией о конкретном товаре, где обычно указывается, возможна ли печать шелкографией или нет.

Низкая стоимость единицы изделия при больших тиражах

Если требуется напечатать небольшой тираж, оптимальным будет выбор от 50 до 100 экземпляров. Здесь играет соотношение доступность-выгода. Всё, что выше 50 - доступно; всё, что выше 100 - выгодно!

На стоимость влияет тираж и число наносимых цветов.

Если производится цветная печать, то подложка здесь идёт как дополнительный оплачиваемый цвет.

Какие используют краски для трафаретной печати

  • Цветные краски. Толщина красочных слоёв, наносимых на запечатываемый материал при печати шелкографией, зависит от типа сетки, задействованной в печати. Толщина имеет свой небольшой диапазон, которым можно управлять в офсете. Преимуществом шелкографии является то, что толщина слоя краски здесь в разы больше, чем в офсете, и потому насыщенность изображения будет намного выше. Этот метод трафаретной печати позволяет печатать, например, жёлтой краской на синем листе, ведь здесь используются «покрывающие краски», которые остаются такими, какими их изначально наносили: синий останется синим, а не станет превращаться в зелёный, как это происходит в офсетной печати.
  • Золото, серебро, металлизированные краски. В общем-то, серебряный и золотой оттенки можно напечатать и в офсете, но эффект металлического блеска в шелкографии, безусловно, выше за счёт большой толщины прокрасочного пласта. Если необходимо сделать всё в темпе, то трафаретная металлизация - это настоящая находка!
  • Флуоресцентные краски. Толщина покрасочного слоя и здесь сыграла свою роль. Существует множество флуоресцентных красок, которые при помощи шелкографии получаются колоритными, полными, придавая рисунки яркий вид. Снова заметим, что всё вышеупомянутое используется для различных запечатываемых материалов, среди которых есть немного непривычные в этой сфере пластик, дерево, металл, стекло и т.д. Каждому материалу подходит его индивидуальный диапазон красок. Следовательно, возможность комбинировать любые краски, входящие в тот или иной промежуток, действительно несоизмерима.

Какие еще используются материалы для трафаретной печати

Ткани, используемые при трафаретной печати

Они имеют несколько критериев отбора. Какая-то ткань подходит под определённое изделие, какая-то - нет. Материал подразделяется по следующим признакам:

  • Вид нити, из которого состоит ткань. Существуют два основных вида нити: многонитевая и многоволоконная. Второй из них более качественный в отличие от первого, изображения на основе которого имеют более небрежные края. От того и цена на многоволокно обычно выше.
  • Сеточная плотность, которая определяется количеством нитей на дюйм. Чем плотнее они расположены, тем отчётливее просматриваются мелкие элементы, что повышает качество результата.
  • Прочность, которая зависит от диаметра нити. Чем он больше, тем прочнее материал, но тем ниже качество готовой продукции.
  • Рисунок для ткани в трафаретной печати делится на три категории: ровный, можно сказать, стандартный, так как применяется в большинстве случаев; сетчатый, который благодаря своей прочности подходит для печати крупных тиражей; саржевый (диагональный), можно сказать, «бюджетный», не обладает высоким качеством, но имеет доступную цену.

Материалы, из которых изготавливаются практически весь текстиль для трафаретной печати на ткани:

  • Шелк - самый стойкий, надёжный и долговечный материал. Однако постепенно он теряет свой высокий статус, и на его место встают другие ткани с похожими характеристиками, но более дешёвые. Самыми дорогостоящими из них на сегодняшний день считаются синтетические волокна.
  • Ткань органди, подходящая для маленьких и средних заказов. Преимущество здесь в цене.
  • Натуральный или синтетический нейлон, являющийся «вечной» тканью. Если поверхность неровная (выпуклая или вогнутая), то нейлон – это лучший выбор для такой печати.
  • Полиэстер является универсальной, прочной, крепкой тканью. Универсальность – основной плюс.
  • Сделанная из металла (меди, стали, латуни, бронзы, нержавеющей стали) сетка, применяется в процессе нанесения нагретых чернил на основание из пластика.

Типы трафаретов

Существует три типа созданных вручную трафаретов: бумажные, водорастворимые и лакорастворимые. Их вырезают скальпелем.

  1. Для простых рисунков и незначительных тиражей предназначены бумажные трафареты, вырезаемые из соответствующего материала.
  2. Водорастворимые: с пластиковой основы трафарета снимается желатин, который имеет способность растворяться в воде. После он вычищается там, где должны накладываться красящие вещества. Пластиковая основа кладётся на трафарет, а в качестве «клея» здесь выступает вода, которая скрепляет желатин и трафаретный материал. В завершении процесса удаляют желатин, оставшийся на ткани.
  3. Лакорастворимые: процесс печати на таких трафаретах очень схож с предыдущим, однако главное отличие заключается в том, что покрытие подложки осуществляется лаком, а в ходе работы используются разные лаковые растворители.

Трафареты, изготовленные автоматически, называются фототрафаретами. В процессе их производства применяются необходимые диапозитивы. Материалы, на основе которых они сделаны, фоточувствительны. Фототрафареты также делятся на виды по способу изготовления:

    . Косвенный способ. Изготавливаются независимо от сетки и крепятся к сеточной ткани только в конце процесса. Прямой способ. Здесь фоточувствительное красящее вещество, наносящееся на сетку трафарета, подвергается воздействию ультрафиолета, после чего материал неотделим от ткани. Данный способ применяется только при изготовлении больших тиражей, так как является очень долгим. Прямой/косвенный способ. «Тандем» двух предыдущих способов создания трафарета. Благодаря этому, данный материал более стойкий, а качество печати более высокое.

Чернила

На сегодняшний день выбор чернил для трафаретной печати огромен. Они бывают стойкие к ультрафиолету и к истиранию (зависит от химического состава вещества), а бывают, наоборот, стирающимися и тускнеющими. Однако все эти показатели зависят от типа печатной продукции. Чернила наносятся толстым слоем, и поэтому им необходимо сохнуть довольно долгое время. Этот процесс протекает естественно только в том случае, когда область печати мала или стандартна. Но в большинстве случаев в этом деле используют воздействие высоких температур для более быстрой сушки. В основном это необходимо для продукции, производимой на станках и требующей высокой скорости и большого тиража.

Какие используют машины для трафаретной печати

Если объём печати велик, то процесс изготовления проходит на машинном оборудовании, что повышает скорость печати и понижает материальную стоимость товара. Вручную производится какая-либо эксклюзивная печать или же продукция малых тиражей. Существует несколько видов автоматизированных станков трафаретной печати:

  • Планшетные. Применяются при плоской печати.
  • Планшетно –цилиндровые. Тип применения похож на планшетные, однако здесь печатаются довольно крупные тиражи, благодаря более высокой скорости изготовления.
  • Цилиндровые. Применяются при печати на выпуклых и вогнутых поверхностях.
  • Текстильные. Задействованы в трафаретной печати на футболках, кепках, майках, куртках, толстовках и прочей одежды.
  • Планшеты высокой точности. Применяются в сфере электрооборудования при изготовлении печатных плат.
  • Ротационные. Чернила находятся в печатной форме (цилиндре) и распределяются специальным валиком, который находится внутри данной формы, что значительно повышает производительность.

Особенности трафаретной печати, влияющие на сроки и стоимость

Тираж продукции в трафаретной печати, как и у других типов печати, имеет огромный диапазон. Однако критериями печати также являются её стоимость и время изготовления. Здесь стоит отметить некоторые особенности трафаретной печати.

  • Из-за технологии самого процесса шелкография не является быстрым способом печати. Ракель, вдавливающий красящее вещество, проходит по каждой ячейке сетки, замедляя процесс. Существует несколько причин медлительности производства, но основная из них – степень густоты красящего вещества или высокая вязкость, как называют это профессионалы. На данный момент скорость офсетного оборудования превышает скорость оборудования для трафаретной печати, даже если оно самого современного образца. Существует, правда, ротационный трафарет, скорость производительности которого значительно выше остальных, но он пригоден лишь для печати больших тиражей этикеток и в других сферах процесса не задействован. Следовательно, становится понятно, что трафаретная печать не обладает способностью скоростной печати, и крупные тиражи всё же придётся подождать какое-то время.
  • На сегодняшний день в процессах трафаретной печати в основном задействовано полуавтоматическое оборудование, где подача материала производится вручную. Из-за этого возникает проблема печати больших тиражей.
  • Сушка также требует времени, так как просушить необходимо каждый лист продукции. Чтобы выполнить этот процесс, нужно расстелить материал на предназначенных для того стеллажах и вешалках. Это не только увеличивает время на изготовление, но и ставит крупные тиражи в определённые рамки.
  • Однако неизменным преимуществом этого оборудования является возможность печати крупных форматов, что позволяет наносить красящее вещество сразу на несколько единиц продукции.
  • Время также уходит на производство самой формы трафаретной печати. Офсетные формы изготавливаются быстрее и стоят значительно дешевле, что даёт им преимущество в печати малых тиражей.

Чтобы правильно определить, стоит ли отдавать тираж на трафаретную печать, необходимо принять во внимание все вышеупомянутые её особенности. Вывод напрашивается сам собой: оптимальный тираж для шелкографии варьируется от пары сотен до пяти тысяч экземпляров.

Трафаретная печать, цена которой устроит каждого

Естественно, каждая типография устанавливает свою стоимость на трафаретную печать. Более детально изучить диапазон цен Вам помогут сотрудники каждой из выбранных Вами компаний.

Существует два фактора, влияющих на цену продукции: цвет (один цвет – отдельный трафарет) и стоимость самого материала для печати.

Шелкография прекрасно подходит для печати на выпуклых и вогнутых поверхностях, а также для печати на самых разных материалах: стекло, дерево, кожа, ткань, металл, керамика. В этом вопросе трафаретная печать выигрывает по двум критериям: качество и материальная выгода. Оптимальным количеством экземпляров для заказа будет 50-100 единиц.

Однако, как уже было сказано, трафаретная печать – процесс довольно долгий, и Вам придётся запастись терпением и подождать своего заказа. Не стоит забывать, что при шелкографии наносится большой слой красящего вещества. Минусом является и то, что разрешение отпечатка невелико. Возможность нанести полноцветный рисунок отсутствует. Все эти детали Вам должен пояснить сотрудник типографии, в которую Вы обращаетесь.

Трафаретная печать позволяет наносить контрастные, колоритные, объемные изображения. Она также используется для печати с эффектом бархата или резины. По желанию заказчика на рисунок наносятся глиттеры (блёстки), стразы и прочие украшения.

Не надо думать, что трафаретная печать – это лёгкий процесс, которым может управлять даже новичок. Если Вы хотите получить качественную продукцию, обращаться за этим нужно только к профессионалам своего дела, в типографию высшего уровня. Одной из таких является компания «СловоДело».

«СловоДело» - крупнейшая московская компания офсетной печати, оснащенная также самыми современными станками трафаретной печати, имеющими возможность производить абсолютно любую полиграфическую продукцию. Оборудование изготовлено в Германии и обладает производительностью высочайшего уровня. С его помощью выполняют любые заказы полноцветной печати форматов А1-А4, а также выбранных Вами нестандартных форматов.

Станки для постпечатной обработки, также имеющиеся в компании «СловоДело», играют огромную роль в изготовлении продукции. Таким образом, компания берёт на себя полный цикл производства полиграфии рекламного и офисного типов, гарантируя высокое качество конечной продукции. Работа с клиентами направлена на минимизацию их расходов и сроков выполнения заказов. Любой заказ рассматривают как индивидуальную задачу, что позволяет выполнить все требования клиента без задержек и изъянов.

Вконтакте

Глава 4. Матрица

Объединяюще-завершающая глава о предпечатном процессе.
В ней рассказано, как изображение, полученное в Главе 2 , переносится на трафарет из Главы 3 и в результате получается печатная матрица (или ТПФ - трафаретная печатная форма).

Все вновь начинается с очищения…

Итак, мы изготовили трафарет. Теперь, прежде чем приступить к изготовлению матрицы, необходимо подготовить, или очистить сетку. Перед нанесением слоя эмульсии (фототрафаретных составов) обязательно удалите масло, пыль, грязь, остатки краски и растворителя для обеспечения хорошего прилипания.

Для очищения сетки используйте специальные составы. Не рекомендуется пользоваться бытовыми моющими средствами ввиду содержания в них ароматизаторов, смягчителей для кожи рук и отбеливателей, которые могут повредить структуру сетки. Просто нанесите моющий состав на обе стороны трафарета и мойте губкой, после чего тщательно ополосните теплой или холодной водой. Не трогайте поверхность сетки после окончания процедуры очищения! Оставьте трафарет высохнуть.

Если вы работаете с моноволоконными сетками, то иногда может потребоваться дополнительная процедура придания волокнам некоторой шероховатости. Для этого используются специальные составы и грубые щетки. Однако стоит отметить, что, если применяется прямая эмульсия, а не капиллярные пленки, то в этой процедуре нет необходимости.

Фототрафаретные системы

За столь серьезным названием скрываются светочувствительные жидкости (эмульсии) или пленки, которые наносятся или приклеиваются к сетке трафарета для экспонирования в ультрафиолетовом свете с пленочных позитивов. Места, где эмульсия была подвержена воздействию УФ-света, становятся водостойкими, а те, которые были закрыты изображением на позитиве, остаются водорастворимыми и смываются водой. Таким образом, трафарет превращается в печатную матрицу с изображением. В процессе печати именно сквозь эти открытые области сетки краска и проникает на изделие, формируя отпечаток.

Прямые фотоэмульсии - в сущности клееподобные светочувствительные жидкости, которые непосредственно наносятся на очищенный и хорошо просушенный трафарет при помощи специального приспособления, называемого ракель-кюветой (рисунок справа, подробности - ниже)

Прямые фотоэмульсии условно можно разделить на три типа: диазо-чувствительные (или просто диазо) , диазо-чувствительные фотополимерные эмульсии двойного отвердения и однокомпонентные фотополимерные эмульсии . Собственно, первый вид уже считается устаревшим. В эмульсиях двойного отвердения содержится меньше воды, чем в старых диазо, и они не так сильно трескаются при высыхании. Это обеспечивает более четкие края наносимого слоя и ускоряет процесс его изготовления. Этот вид эмульсий достаточно устойчив и может быть использован для работы с красками на водной основе. Эмульсии двойного отвердения поставляются в двухкомпонентном виде - одна часть собственно клеевая основа, вторая - светочувствительный компонент, который добавляется в основу перед использованием. В однокомпонентных фотополимерных эмульсиях основа уже смешана со светочувствительным компонентном, что облегчает рабочий процесс. Более того, они имеют практически неограниченный срок годности.

Кроме вышеизложенного, фотоэмульсии характеризуются вязкостью, которая выбирается в зависимости от номера сетки, и содержанием твердых частиц, что важно при воспроизведении мелких точек изображения.

Помните, что для больших тиражей (более 500 изделий) красками на водной основе потребуется специальная водоустойчивая эмульсия. Матрица, изготовленная такой эмульсией, не подлежит повторному использованию, т.к. смыть нанесенный слой после окончания работы не представляется возможным.

Как работать с двухкомпонентными эмульсиями

Наливаем теплую воду в маленькую баночку со светочувствительным компонентом, растворяем его и полученную смесь, перемешав, выливаем в банку с основой. Тщательно перемешиваем и оставляем на несколько часов для выхода пузырьков воздуха.

Фотоэмульсии относительно фоточувствительны, поэтому работаем либо при приглушенном свете (лампочка не более 50 Вт), либо в комнате с плотно зашторенными окнами. Поскольку эмульсии очень теплочувствительны, то хранить их следует при температуре не более 35°. Срок хранения смешанной эмульсии не более двух-трех месяцев.

Эмульсию можно наносить на трафарет даже при помощи печатного ракеля, однако постарайтесь найти возможность приобрести специальный инструмент, называемый ракель-кюветой ( смотрите выше). Они бывают разной длины. Вам следует выбрать ее размер чуть меньше, чем внутренний размер трафарета (рамы). Тогда ракель-кювета не будет задевать стенки рамки в процессе нанесения эмульсии, что обеспечит более плотное прилегание и, следовательно, нанесение более равномерного слоя эмульсии.

Ракель-кювета имеет закругленный и острый края. Для стандартных условий печати пользуйтесь острым краем, закругленный край понадобится при выполнении работы, в которой необходим толстый слой краски на изделии. Собственно, процедура нанесения эмульсии на трафарет одна из самых простых во всем процессе печати.

Повторимся и скажем, что вам не придется работать в абсолютной темноте. Следите за тем, чтобы в помещении не было прямого солнечного света, окна были зашторены и сильный свет не проникал снизу двери. Можно просто заклеить окна пленкой, непроницаемой для УФ-света.

Следует учитывать, что высушенная матрица (трафарет с нанесенным слоем эмульсии) более светочувствительна, чем влажная.


Наполните ракель-кювету эмульсией до половины. Поставьте трафарет в вертикальное положение и, начиная снизу с наружной (печатной) стороны трафарета, прислоните край кюветы к сетке и наклоните так, чтобы эмульсия касалась сетки, и начните медленно двигать кювету вверх (рисунок справа). Теперь переверните трафарет и произведите ту же манипуляцию с внутренней стороны (сторона ракеля). Одного слоя эмульсии снаружи и изнутри будет достаточно, если вы работаете с эмульсией двойного отвердения с высоким содержанием твердых частиц.

Некоторые печатники рекомендуют наносить два или три слоя эмульсии снаружи и еще два или три - изнутри. Однако это приведет к толстому слою эмульсии, что повлечет за собой проблемы с недостаточной экспозицией и, следовательно, потерей мелких деталей. Но для грубых сеток (меньший номер) несколько повторных нанесений необходимы.

Если вам показалось, что нанесенный слой эмульсии недостаточно ровный, это можно исправить, проведя ракель-кюветой (но так, чтобы эмульсия не попадала на трафарет) по высохшему слою.

Остатки неиспользованной эмульсии вылейте в банку, а саму кювету сразу (! ) вымойте. Если этого не сделать, то эмульсия забьет край так, как это сделал бы любой клей. Берегите край ракель-кюветы, любое его повреждение приведет к неровности слоя наносимой эмульсии.

Трафарет с нанесенной эмульсией следует высушить в темной комнате под обдувом вентилятора, желательно в горизонтальном положении, нижней стороной трафарета вниз. Рекомендуемая температура в помещении, где будут сохнуть трафареты с эмульсией (это может быть и специальный сушильный шкаф), - 38-43°. Следите за влажностью в помещении. При высокой влажности трафарет будет сохнуть дольше. Нормальным временем высыхания эмульсии на трафарете считается 30-60 минут.

Для определения влаги в слое эмульсии (достаточно ли она высохла) поможет недорогой прибор, называемый контактный измеритель влажности. Этот электронный прибор точно измеряет, сколько влаги осталось на поверхности эмульсии.

Высушенный трафарет можно хранить до использования как минимум два-три месяца. Это позволит заранее его подготовить в свободное от работы для заказчиков время. Как и эмульсию, не храните трафарет при высокой температуре, храните в специальном светонепроницаемом ящике.

Прямые капиллярные пленки

Второй способ изготовления матрицы - при помощи прямых капиллярных пленок. Это слой светочувствительной эмульсии, нанесенный на основу (прозрачную ацетатную пленку). Продаются они в виде листов или в рулонах, приклеиваются к трафарету с помощью воды, высушиваются и засвечиваются так же, как и прямая эмульсия. Их проще и легче использовать т.к. они не требуют смешения каких-либо компонентов, а аккуратность процесса выше. Правда, капиллярные пленки не очень подходят для работы на мелких сетках. Название "капиллярные" обусловлено тем, что эмульсия с пленочной основы переходит на сетку под действием капиллярных сил.

Очень важно аккуратно соблюдать технику нанесения на трафарет, ибо при неправильном приклеивании пленка может просто отвалиться от сетки. Значительное достоинство капиллярных пленок - очень четкие границы матрицы (рисунок справа). Они помогают избежать трещин при высыхании и наклеиваются только на нижнюю часть трафарета. Данная система изготовления матрицы идеальна там, где требуется особая четкость рисунка, как правило, для нетекстильных видов печати - деколь, постеры, стикеры и т.п.

Так как капиллярные пленки наносятся на влажный трафарет, то процесс ускоряется, поскольку не требуется стадии высушивания вымытого трафарета, как это происходит при работе с прямыми эмульсиями. Таким образом, если на изготовление трафарета прямой эмульсией у вас уходит час или два, то для пленочного трафарета потребуется от силы полчаса.

Прямые пленки выпускаются различной толщины - от 15 до 84 мкм (для трехмерных красок вплоть до 500-700 мкм). Для футболок следует выбрать пленку толщиной в 35 мкм, для трансферной печати - в 70-84 мкм.

Время экспозиции пленок одной толщины всегда постоянно и не зависит от номера и цвета сетки.

Основные правила работы с капиллярными пленками

Можно было бы просто написать: "точно следуйте инструкции производителя", так как капиллярные пленки сопровождаются достаточно подробными описаниями. Но все же остановимся на ключевых моментах, позволяющих изготовить качественную матрицу.

  1. Трафарет следует тщательно очистить и, что особенно важно, обезжирить. Сетку желательно загрубить для улучшения контакта. Это делается специальными загрубляющими агентами с абразивом (например, силикон карбида 500). Очищенный влажный трафарет можно дополнительно обработать специальными смачивающими составами, так как чем лучше он держит воду во время приклеивания, тем более высокий результат будет получен.
  2. Как и при работе с прямой эмульсией, работайте при приглушенном (специальном) освещении.
  3. Пленка наносится на нижнюю сторону трафарета с последующим быстрым проходом ракеля по внешней и внутренней сторонам трафарета для продавливания воды и улучшения приклеивания.
  4. Всегда держите под рукой бутылку воды с распылителем. Если вы обнаружили плохо приклеенные участки, немедленно сбрызните их водой.
  5. Сушите трафарет в темноте под обдувом вентилятора. Сушка займет 20-30 минут. После высыхания снимите ацетатную пленочную основу.
  6. Если вы привыкли работать с неокрашенной прямой эмульсией, то для пленки время экспонирования необходимо удвоить.
  7. После экспонирования промойте трафарет с нижней стороны. Для выбивания незасвеченной эмульсии понадобится несколько большее давление воды. При правильном экспонировании пленка будет хорошо держаться на трафарете. Если же она отслаивается, то либо трафарет недосвечен, либо сетка плохо обезжирена.
  8. Для сеток с номерами 90 и выше загрубление и обезжиривание очень важны! На них пленка держится хуже, чем на крупных, поэтому при смывании уменьшите напор воды.
  9. Для изготовления очень прочных матриц, можно комбинировать пленку и прямую эмульсию. При этом сухой трафарет кладется на пленку, сверху наливается эмульсия и размазывается ракелем. В этой технологии эмульсия выполняет роль воды в приклеивании пленки.

Трафареты с нанесенными пленками можно хранить неделями в светонепроницаемом ящике. Они способны выдерживать тиражи вплоть до 30 тысяч отпечатков.

Экспозиция

Для начала напомним, что используемые нами эмульсии особо чувствительны к ультрафиолетовому свету. Отсюда вытекает требование к источнику света для экспонирования трафаретов - он должен давать необходимое количество УФ-лучей.

Для этой цели можно использовать любой источник УФ-излучения, включая и солнечный свет, но качественную матрицу можно получить только на профессиональном оборудовании.

В профессиональных экспозиционных устройствах (стоимостью от 2500 USD) используются галогеновые, метолло-галлоидные или люминесцентные лампы. О выборе таких устройств - смотрите в главе "Все о профессиональном оборудовании ".

На рисунке справа вы найдете, как сделать простейшее устройство для экспонирования трафаретов. Для этого понадобятся: лист пенопласта (толщиной в 5 или 7 см и размером, равным внутреннему размеру рамы), черная ткань, кусок стекла (такого размера, как лист пенопласта). Обратите внимание, что пленочный позитив должен лежать "наоборот", так как вы смотрите на него снизу. Следите за параллельностью сторон позитива и рамы. Не забудьте закрепить позитив скотчем, чтобы он случайно не изменил свое местоположение при засвечивании. В этом случае время экспозиции придется подбирать методом проб и ошибок, так как оно зависит от расстояния от источника света и его мощности. При использовании точечного источника света расстояние от него до трафарета должно быть около 50 см.

Имейте в виду, что при использовании флуоресцентных ламп дневного света не удастся получить мелкие полутоновые точки (из-за диффузии световых лучей).

При засвечивании на экспозиционных устройствах вы кладете пленочный позитив на стекло, затем на него - трафарет и сверху темную ткань под грузом, для обеспечения хорошего контакта. В этом случае позитив лежит "правильно", т.е. именно так, как мы на него смотрим, а не наоборот. В профессиональных экспозиционных устройствах роль темной ткани под грузом выполняет резиновое вакуумное одеяло и имеется мощный точечный источник света.

Мы специально не приводим время экспонирования, так как оно зависит от номера сетки, экспозиционного устройства и используемой эмульсии. Требуйте у продавцов эмульсии шкалы экспозиции для разных сеток. Скажем только, что для цветных сеток время экспозиции увеличивается на 30%, а если позитив изготовлен на кальке - то на 30-50%.

Точное время экспозиции можно определить только опытным путем. Однако полученное правильное время не меняется до тех пор, пока не сменятся источник света или эмульсия. Особая точность нужна, когда требуется получить очень мелкие детали. Если вы недоэкспонировали трафарет, то эмульсия не затвердеет и смоется, а если переэкспонировали, то свет проникает сквозь позитив и детали просто исчезают.

В решении этой проблемы будет полезен "счетчик экспозиции" (рисунок справа). Засвечивая с этой пленки трафарет всего один раз, вы видите результат сразу пяти разных времен экспозиции.

Вы помните, что для капиллярных пленок время постоянно и не зависит от номера сетки. Для прямых эмульсий сетку с меньшим номером светим меньше, чем сетку с большим номером (слой нанесенной эмульсии разной толщины). В некоторых случаях можно провести повторную экспозицию, т.е. после засвечивания, промывки и сушки экспонируем матрицу вновь.

Смывка после экспонирования

После проведения экспонирования помещаем трафарет в моечную камеру и смываем незасвеченную эмульсию. Все еще работаем при приглушенном освещении, так как незасвеченная фото-эмульсия остается светочувствительной. Смывать начинаем с внутренней стороны трафарета водой не слишком сильного напора. Через несколько минут вы увидите, как эмульсия начнет смываться. Специальный источник света, установленный в моечной камере, позади трафарета, будет весьма полезен - вы сможете видеть результаты своего труда. В местах, где эмульсия не смывается, а должна, слегка "помогите" ей пальцем или увеличьте напор воды. По окончании смывки, впитайте влагу из матрицы полотенцем, а затем сушите под вентилятором или в сушильном шкафу.

После сушки внимательно посмотрите сквозь полученную матрицу на свет. Возможно, вы увидите нежелательные "дырочки" в области вне рисунка. Исправьте это, заделав их с нижней стороны трафарета специальными блокирующими составами, а для маленьких тиражей (до 100 отпечатков) - можно просто скотчем.

Ретушь

Нам нужно закрыть ту часть сетки, которая не охвачена слоем эмульсии, т.е. вокруг рамки. Опять-таки, используем блокирующий состав, размазывая его шпателем вдоль внутренних границ рамки. Можно использовать специальные ограничительные полоски для рам. Они также накладываются вдоль внутренней стороны рамки и фиксируются скотчем.

Последний шаг: готовим матрицу к печати

После высыхания блокирующего состава проклейте рамку специальным скотчем. Можно использовать обычный скотч, но его сложнее удалить после работы.

Очищение матрицы после печати

Как правило, один и тот же трафарет используется неоднократно. Чтобы подготовить его для изготовления очередной матрицы, делаем следующее:

  1. сначала тщательно смываем всю краску и удаляем скотч;
  2. если использовали водорастворимый блокирующий состав для ретуши - смываем его водой, если нет, то потребуется подходящий растворитель;
  3. затем приступаем непосредственно к удалению слоя старой эмульсии. Для этого можно использовать различные химикаты, в том числе и обычный отбеливатель, но лучше - специальные очистители для матриц. Такой очиститель наносится на обе стороны матрицы и через 1-2 минуты смывается из шланга водой под большим давлением;Не допускайте высыхания очистителя - он полностью забьет ячейки сетки!
  4. возможно, придется повторить процедуру из пункта 3 несколько раз.

Если вы работали с водонерастворимой эмульсией, то после печати ее вообще нельзя удалить.

Трафаретная печать состоит в продавливании краски на запечатываемый материал через трафарет, нанесенный на сетку. Это очень распространенный способ печати, характеризующийся высоким качеством переноса изображения на любой материал, в том числе недоступный всем остальным видам печати, насыщенностью, большой толщиной и устойчивостью красочного слоя, низкой производительностью, большим количеством областей применения, включая не только печать полиграфии, но даже электронику.

Технология трафаретной печати

В качестве печатной формы выступает рамка, с натянутой на нее металлической или полимерной сеткой. Количество нитей в сетке зависит от характеристик выполняемой работы и от метода нанесения на нее трафарета, в среднем оно составляет 50-150 нитей на см. От толщины нитей и расстояния между ними зависит толщина красочного слоя. При зарождении этого способа в качестве сетки использовали шелк, натянутый на деревянную раму, поэтому трафаретную печать еще называют шелкографией.


Изображение может формироваться на сетке прямым и косвенным способом.

  • Прямой способ состоит в нанесении на сетку копировального раствора (коллоидный раствор полимера). Затем раствор высушивается, образуя светочувствительный растворимый копировальный слой. На него экспонируется изображение, при этом пробельные участки затвердевают, а печатающие впоследствии вымываются водой.
  • Косвенный способ состоит в нанесении изображения на специальный пленочный материал с копировальным слоем. Копия изображения проходит обработку, пробельные элементы отвердевают. Затем копия прикатывается к сетке.
  • Комбинированный способ представляет собой соединение двух вышеперечисленных. Изображение наносится на сетку, предварительно соединенную с копировальным материалом и копировальным раствором. Это позволяет создавать более тиражестойкие формы и добиваться высокой четкости печати.

Печатание происходит следующим образом: печатную форму устанавливают на формодержатель. Запечатываемый материал устанавливается в горизонтальном положении, его неподвижность обеспечивается упорами и вакуумом. Краска подается на форму, затем движением ракеля вдавливается в сетку, при этом ракель продавливает сетку и попутно срезает остатки краски. Затем форма отводится, и запечатываемый материал удаляется на просушку.

Производство полиграфической продукции трафаретным способом осуществляется как вручную, так и посредством специальных печатных машин.

Области применения метода шелкографии



Способом шелкографии запечатываются самые разные поверхности: бумага, ткань, пластик, стекло, металл. Кроме того, трафаретный способ позволяет запечатывать неровные поверхности. Все это обуславливает использование шелкографии в самых разных отраслях промышленности.

Благодаря высокому качеству передачи рисунка и невысокой стоимостью при печати маленьких тиражей, шелкография используется при производстве представительской полиграфической продукции: печати визиток, открыток, папок, приглашений, создании буклетов тиражом от 50 экз. и прочего. Помимо этого шелкография позволяет использовать краски, применение которых затруднено для цифровой печати, например, металлизированные (золото, серебро). На больших тиражах печать полиграфии золотом и серебром, а также другими цветами из палитры Pantoneреализуется офсетным способом, а маленькие тиражи можно напечатать шелкографией.