Выбор оптимального варианта профессии таблица 28. Классный час «Условия оптимального выбора профессии. Теоретическое рассмотрение вопроса

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросами: выбора образования, какие специальности востребованы, где получить образование? Прежде чем приступить к подробному изучению этой темы нужно точно решить, стоит ли вообще поступать в институт? Любой, кто заинтересован в успешном и перспективном будущем, даст положительный ответ.

В процессе обучения люди приобретают новые навыки, знания и умения. Кроме этого от учебы можно получить еще один важный плюс – общение. Новые знакомства, связи – все это обязательно пригодится во взрослой жизни. В народе часто произносят фразу – “найди занятие по душе, и тебе не придется работать ни единого дня в жизни”. Эта поговорка отлично передает важность выбора будущей профессии.

Виды специальностей

При выборе профессии необходимо обратить внимание на 2 основных нюанса – личностные качества и профпригодность. Одного желания работать в определенной сфере труда мало. Важно обладать определенным потенциалом. Перед тем как определиться с конкретным выбором, следует разобраться, какие бывают специальности.

  1. Технические.
    Техническое направление трудоустройства связано с использованием знаний, полученных в ходе изучения точных наук – математики, химии, физики, информатики. Профессии такого рода характеризуются постоянным развитием. Это связано с регулярным появлением новых технологий. В качестве инструментальной базы в данном случае выступают различные графики, расчеты и схемы.
  2. Педагогические.
    Специальности такого типа подразумевают постоянный контакт с людьми, в большинстве случаев таковыми являются дети. Учителя, преподаватели ВУЗов, няни, репетиторы, воспитатели – все эти профессии требуют наличия педагогического образования.
  3. Лингвистические.
    Иногда профессии этого вида сравнивают с творческими. Это обусловлено тем, что зачастую специальности такого типа предпочитают выбирать люди, склонные к творчеству. Журналисты, писатели, копирайтеры, филологи, редакторы – их список достаточно велик.
  4. Экономические.
    Как и в случае с техническими специальностями, экономические – требуют точности и определенности. Следует учесть – экономика подразумевает собой не только расчеты и вычисления. Помимо этого данная отрасль предполагает разработку соответствующих прогнозов и анализов.
  5. Военные.
    Представители специальностей военного плана не работают, а занимаются несением государственной службы. Для того чтобы в будущем добиться значительных достижений в этой сфере, рекомендуется приступить к получению образования еще в детстве. С этой целью в некоторых школах созданы специальные кадетские классы. В крупных городах есть гимназии, в которых детей обучают военному делу еще до поступления в ВУЗ.
  6. Медицинские.
    Медицина – одна из самых ответственных направлений трудовой деятельности. В ней должна присутствовать точность и конкретика. Специалисты, работающие в данной сфере, должны владеть химией и биологией. Некоторые профессии подразумевают знание физики и инженерных технологий.
  7. Творческие.
    Предрасположенность к таким специальностям должна присутствовать с детства. Музыканты, художники, актеры – это лишь малая часть профессий, входящих в данную группу.
  8. Юридические.
    Первое, с чем ассоциируются специальности этого вида – правосудие. За помощью к юристам, адвокатам и нотариусам обращаются как физические, так и юридические лица. Масштабы этой деятельности практически не имеют ограничений.

Перечисленные группы специальностей считаются основными. Помимо них существует множество других отраслей – животноводческие, аграрные, транспортные. Значительное количество профессий подразумевает постоянное взаимодействие с людьми – менеджеры, консультанты, продавцы.

Самые востребованные специальности

При выборе профессии часто появляется вопрос – какие специальности востребованы в России? Эту тему можно считать одной из важных, ведь при получении образования, направления которого не пользуются популярностью, найти работу становится очень тяжело.

Рынок вакансий характеризуется нестабильностью и переменчивостью. Профессия, которая в настоящее время находится на пике популярности, через несколько лет может стать совсем неактуальной. Поэтому к выбору образования необходимо подойти с особым вниманием.

В текущем году в России самыми востребованными считаются следующие специальности:

● школьные учителя и преподаватели учебных заведений среднего звена. Несмотря на то, что Правительство страны пытается улучшить условия труда и финансирование этих профессий, претендентов на вакансии достаточно мало;

● медицинские специалисты. Здесь наблюдается ситуация, аналогичная предыдущей. Наиболее востребованными профессиями в этом случае считаются медсестры, фельдшеры и санитары;

● инженеры. На рынке труда критически не хватает специалистов этой сферы деятельности. Их работа очень ценна, потому как без мощного инженерного корпуса развитие страны становится невозможным;

● специалисты IT-технологий. Нехватка кадров в этом случае считается катастрофической. В основном это связано с тем, что предрасположенностью к данной профессии обладают далеко не все. Недостаток кадров ведет к уменьшению скорости развития IT-технологий. Этим и обусловлен факт того, что обучение по этому направлению осуществляется по устаревшим программам;

● психологи. Востребованность этих специалистов пришла в Россию с Запада. Особенно популярны психологи, занимающиеся решением семейных проблем;

● маркетологи. На любом рынке в настоящий момент времени можно найти бесконечное число товаров. Для их успешного продвижения и реализации необходимо проведение соответствующего исследования и анализа. Недостаток специалистов этой отрасли связан с тем, что учебные заведения стали обучать таким профессиями совсем недавно, поэтому рынок труда еще не насытился такими сотрудниками;

● экологи. В данном случае причина дефицита и востребованности такая же, как и в предыдущей ситуации.

Главные критерии выбора специальности

Грамотный выбор профессии – залог успешного будущего. При размышлении на эту тему важно обратить внимание на наличие некоторых вещей:

  1. талант;
  2. способность;
  3. склонность.

Важной, но не основной характеристикой специальности считается уровень ее оплачиваемости. Если работа не будет приносить удовольствие, вряд ли кто-то задумается о ее финансовой стороне.

Какую специальность лучше выбрать? Рекомендуется в большей мере ориентироваться на личные интересы. К примеру человеку, любящему животных, стоит обратить внимание на такие профессии, как ветеринар, зоолог, кинолог. При этом нужно оценить перспективу дальнейшего роста и развития. Важно проанализировать такие нюансы, как открытие частной ветеринарной клиники в будущем. Так же обстоит ситуация с другими профессиями.

Конечный выбор специальности

Перед тем как принять окончательное решение по вопросу какую получить специальность, следует обратить внимание на некоторые рекомендации.

1. Главный ориентир – собственное желание. Не стоит сильно прислушиваться к мнению окружающих. Профессия должна быть выбрана самостоятельно.

2. Соотношение желания и способностей. Существует множество специальных тестов, которые помогут определить, какая специальность наиболее лучшим образом подходит конкретному человеку. При сильных затруднениях в выборе можно воспользоваться их помощью.

3. Поиск учебного заведения. При выборе профессии важно найти ВУЗ, в котором можно получить нужное образование.

4. Реальный анализ рынка вакансий. Оптимальным вариантом специальности считается та, которая не только придется по душе, но и будет востребованной.

5. Доходность – не основной критерий выбора. Важно обратить внимание на возможность развития и получения других перспектив.

Выбор образования – ключевой момент в жизни каждого человека. Подойти к этому вопросу необходимо с особым вниманием. Принятие грамотного решения – гарантия успешного будущего.

Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии .

В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ

Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

Возможные варианты ответов включают в себя:

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Управление

Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь

Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер

Консультант
Финансист
Экономист

Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник

Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер

Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед

Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер

Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик

Обслуживание

Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник

Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по рекламе

Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик

Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер

Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод

Продавец
Экспедитор
Товаровед

Мелиоратор
Эколог
Озеленитель

Обучение и воспитание

Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог

Филолог
Лингвист

Консультант

Инструктор по вождению

Учитель музыки
Учитель живописи

Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог

Учитель труда

Эколог

Производство и добыча

Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор

Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир

Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь

Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица

Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод

Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея

Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий

Конструирование

Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург

Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф

Аналитик
Экономист
Финансист

Конструктор
Механик

Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант

Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер

Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель

Исследование

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

Состояние здоровья

Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

Профессиональные предрасположенности и способности

Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

Результат формулы выбора профессии

Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для вас (ХОЧУ)
  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

Простые шаги выбора профессии

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

  • Условия работы
  • Направление деятельности
  • Уровень заработной платы
  • Уровень требуемого обучения
  • Содержание и характер работы
  • Сложность трудоустройства по специальности
  • Сфера деятельности
  • Любые другие важные для Вас требования

2. Определить степень значимости каждого требования.

Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

3. Составить список интересных профессий

Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

5. Проанализировать результаты

На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

6. Проверить результаты

Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

7. Определить шаги к получению профессии

Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

Ещё один простой способ выбрать профессию

Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

Заключение

Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!

Асабина И.И., учитель технологии МОУ «СОШ № 3 г. Ртищево Саратовской области»

Пояснительная записка

Элективный ориентационный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы предназначен для предпрофильного обучения. В Конституции РФ говорится, что каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию. Подготовка к профессиональному самоопределению и карьере – важный шаг в жизни каждого молодого человека. Сегодняшним девятиклассникам следует определиться не только в выборе сферы деятельности, но выбрать соответствующий профиль обучения в старшей школе. Осуществить свободный выбор профессии очень не просто. Программа элективного курса «Проектирование ситуации выбора профессии» направлена на оказание помощи школьникам в выборе из нескольких тысяч профессий и специальностей именно «своей» сферы деятельности. Концептуальную основу программы составляет современный теоретический подход к формированию у школьников личностной и социально-психологической компетентности, способности выбирать сферу будущей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую своим личностным особенностям и запросам рынка труда. Особенностью предлагаемой программы является использование исследовательских и проектных технологий и методов обучения. Преимущества тренинговых и диагностических форм проведения занятий состоит в осознании учащимися личной ответственности за свой выбор. Основная цель курса - оказать помощь учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и дальнейшем профессиональном самоопределении, формирование культуры выбора профессии.

Задачи курса:

Проанализировать основные факторы ситуации выбора профессии, чтобы найти оптимальные варианты выбора сферы деятельности;

Ознакомить учащихся с методами самопознания, выявления своих профессиональных интересов, способностей и возможностей;

Вооружить учащихся знаниями основ профессиональной деятельности;

Проанализировать ситуацию на рынке труда в своем городе, области, стране;

Спроектировать индивидуальный путь профессионального самоопределения.

Планируемые результаты – учащиеся получат знания и навыки самодиагностики по выявлению своих интересов, склонностей и способностей, а также проектирования индивидуального пути профессионального самоопределения;

Презентационная проектно-исследовательская работа позволит сформировать и развить умения и навыки проектирования и исследования у школьников.

Структура программы: программа курса рассчитана на 10 академических часов по 1 часу в неделю. Первое занятие направлено на знакомство со стратегией выбора профессии и анализ ее основных факторов. Дальнейшие занятия направлены на исследование и диагностику собственных склонностей и возможностей, а также анализ рынка труда. Заключительное занятие посвящено проектированию индивидуального пути профессионального самоопределения.

Оценка достижений обучающихся проходит по результатам психологического тестирования и анализу образовательного продукта – модели индивидуального пути предпрофильной и профильной подготовки. Оценку результатов курса осуществляют обучающиеся и учитель.

Учебно-тематический план

Тема занятия Кол-во часов Виды и формы деятельности учащихся
1 Стратегия выбора профессии 1 Анализ факторов выбора профессии, тренинг
2 Фактор «хочу» в выборе профессии 2 Беседа, самостоятельная работа, тестирование
3 Фактор «могу» в выборе профессии 2 Беседа, самостоятельная и практическая работа, тестирование
4 Требования, предъявляемые профессией к человеку 2 Беседа, самостоятельная работа
5 Фактор «надо» в выборе профессии 1 Беседа, самостоятельная работа, экскурсия в центр занятости населения
6 Личный профессиональный план 2 Проектирование, защита проекта

Тема 1. Стратегия выбора профессии

Цель: Проанализировать три основных фактора стратегии выбора профессии, сформулировать правильность выбора профессии.

Этапы занятия:

1. Выяснить роль труда в жизни общества и отдельного человека. Игра «Пришельцы» (приложение 1).

2. Анализ ситуации выбора, в том числе и выбора профессии. Для примера проанализировать ситуацию выбора покупки. Как нужно вести себя, выбирая профессию, чтобы не ошибиться? Во-первых, знать мир профессий. Во-вторых, знать себя – свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья. В-третьих, знать правила выбора, знать как «примерить» профессию к себе и как ее получить. Правила выбора профессии психологи называют стратегией. Зона оптимального выбора профессии – зона совпадения интересов, возможностей личности с потребностями общества.

3. Анализ стратегии выбора профессии. Стратегия выбора профессии такова: анализ трех основных факторов: «хочу», «могу», «надо». Что же такое «хочу»? Это желания, интересы, склонности человека. Интерес – направленность на предмет, на его познание («хочу знать»). Интересы могут быть – активными и пассивными, широкими и узкими, поверхностными и глубокими. Для выбора профессии очень важен познавательный интерес, особенностью которого является сам процесс познавания предмета. Что такое «могу»? это возможности человека: способности, состояние здоровья, физические особенности человека, уровень образованности. Соответствие возможностей человека его профессии делает его конкурентоспособным. Что такое «надо»? Это потребность общества в специалистах, осознание общественной необходимости и значения профессии, какое учебное заведение надо закончить. Потребность общества проявляется в спросе на кадры. При обдумывании будущего трудового жизненного пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию, возможность дальнейшего трудоустройства, продумать запасной вариант.

4. Тренинг – игра «Оптимисты и скептики». Учащиеся делятся на две группы: оптимистов и скептиков. (Оптимизм – мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонность во всем видеть хорошие, светлые стороны. Пессимизм – противоположное оптимизму мироощущение, проникнутое унынием, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое. Скептицизм – критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности чего-либо). Берется одна профессия, например, геолог. Оптимисты называют все хорошее об этой профессии (смена впечатлений, полезность, высокая зарплата и т.д.). Скептики – все плохое (постоянные командировки, отрыв от семьи и т.д.). Часто получается, что хорошо для одного, плохо для другого. Игра показывает, насколько выбор профессии зависит от личности человека, его интересов, склонностей, часто – возможностей. В то же время учащиеся анализируют сегодняшнюю жизненную ситуацию: возможность трудоустройства, есть ли средства для обучения этой профессии, как материально обеспечивает эта профессия.

5. Вывод: сделать правильный выбор – значит выбрать работу, которая, во-первых, доступна и посильна для тебя, во-вторых, нужна людям и обществу, и может приносить тебе удовлетворение, радость. Коротко: «хочу», «смогу», «нужно». Как писал баснописец И.А.Крылов, «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешным был конец». Т.е., хотеть нужно то, что сможешь, а мочь важно то, что полезно для людей и необходимо для тебя.

Тема 2. Фактор «хочу» в выборе профессии

Цель: определение или уточнение интересов учащихся к различным группам профессий, ознакомление с понятиями «мотивы выбора» и «личные смысл и цель», ответственность за свой профессиональный выбор.

Этапы занятия:

1. Провести устный опрос учащихся по вопросам, которые позволят начать анализ первого фактора в выборе профессиональной деятельности: Пытались ли вы оценить свои интересы и склонности? Представляете ли, чем вы хотите заниматься каждый свой рабочий день? Какие профессии вам нравятся?

2. Письменно выполнить задание: составить список известных вам профессий, разбив их на четыре категории (самые престижные, самые оплачиваемые, самые гуманные и самые непрестижные), и заполнить таблицу (приложение 2). Чем вы руководствовались, распределяя профессии по тем или иным графам?

3. Сформировать понятия «мотивы выбора», «личные смысл и цель». Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, обуславливающей его поведение в течение всей жизни. Суть человека выразит пословица: «Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты». Состояние нужды человека (или живого существа) в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования или развития, характеризуется потребностью. Потребности есть у всех живых существ, и этим, в частности, живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего потребностей у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. В отличие от потребностей, мотивы есть только у человека. Мотив – это тот предмет, который, отвечая потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и направляет поведение (мотив – в переводе с латинского – «приводить в движение, толкать»). Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Большинство наших мотивов выражаются в виде ответа на вопрос: ради чего я поступаю определенным образом. Цель жизни – осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Цели могут быть близкими и далекими. Смысл жизни – осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет.

4. Проанализировать свои мотивы профессионального выбора, используя классификационную схему (приложение 3). Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои склонности и возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

5. Сформировать понятия «интересы» и «склонности». Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако эти вопросы бессмысленны, т.к. интерес это не свойство вещи (книга, фильм и т.д.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересованные ими люди. Потребности лежат и в основе интересов. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают к себе внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес нередко заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и может удовлетворять разные потребности. Иногда ошибочно считают, что интересы и склонности – это одно и то же. Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность – стремление выполнять соответствующую деятельность (избирательно-положительное отношение к деятельности). Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу делать».

6. Выявление устойчивых интересов (приложение 4). Для того, чтобы выбрать профессию с учетом интересов, нужно оценить ряд утверждений в карте интересов о различных видах занятий.

7. Рефлексивный анализ занятия. Продолжить предложения или ответить на вопросы:

Что я получил от этого занятия?

Сегодня на занятии я научился …

Тема 3. Фактор «могу» в выборе профессии

Цель: ознакомление с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность», диагностика профессиональной готовности.

Этапы занятия:

1. Провести беседу с учащимися по вопросам, которые позволят провести анализ второго фактора в выборе профессии: Знаете ли вы о своих способностях и умениях? Пытались ли вы «примерить» их к выбираемой профессии? Знаете ли вы, какие требования выбираемая профессия может предъявить вам?

2. Сформировать понятие «способности». Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которые вызывают у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им. Способности – индивидуально-психологиские особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности. Способности могут быть общие (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.) и специальные (педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские и др.). Для успеха в деятельности, кроме наличия специальных способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость. Все эти качества можно определить с помощью специальных психологических тестов. Способности, как и другие качества личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей.

3. Здоровье и выбор профессии. Способности, интересы, склонности, о необходимости учета которых мы говорили, представляют собой психологическое «Я» личности. Но при выборе профессии нужно считаться и с физическими особенностями, с состоянием здоровья человека. Поэтому посмотрим на себя с точки зрения медицины и соотнесем ее требования с будущей профессией. Проанализировав таблицу ограничений профессиональной пригодности, выясните, нет ли медицинских противопоказаний для вас (приложение 5).

4. Практическая работа. Общее понятие здоровья включает в себя, кроме физического здоровья, душевное, психологическое и социальное благополучие. Попробуем разобраться в состоянии своего здоровья, выявить среднюю норму психофизического благополучия (приложение 6).

5. Формирование понятия «профессиональная пригодность». Ответы учащихся на вопрос: Пригоден ли карандаш для того, чтобы им писать? Как ни странно, вопрос поставлен неправильно. Почему? Потому, что в нем не сказано, на чем писать?: на скале? На стекле? На металле? На стене дома? На полотнище для будущего лозунга? Чтобы писать на бумаге, карандаш пригоден. На дереве писать уже неудобно, зато чиркать отметки для отпила удобно. Для того чтобы писать по стеклу, обычный карандаш и вовсе не пригоден. А ведь писать нужно: лаборанту, медсестре очень важно делать надписи, отметки на стеклянной посуде. Тут нужен особый карандаш, изготовленный, например, из смеси жира, воска, краски. Может быть, только карандаши имеют такое странное свойство, что у них нет пригодности вообще, а только пригодность по типу «здесь и сейчас»? нет, дело не в карандаше, а в самом понятии пригодности. О многих признаках можно сказать, что они присущи определенному предмету или человеку (или отсутствуют). Например, если тот же карандаш круглый, то он останется с этим признаком, пишем ли мы на бумаге, на стекле или на дереве. Если граненый – то же самое. Также и с человеком. Если у него голубые глаза, то этот цвет он «носит с собой». Не так дело обстоит с признаком пригодности к деятельности. Конечно, человек – носитель устойчивых личных качеств, особенностей, в том числе внутренних регуляторов деятельности – убеждений, знаний, интересов, способностей, характера. Эти внутренние регуляторы обнаруживаются в высказываниях, поступках, действиях. Общаясь с человеком, можно более или менее точно определить его особенности, личные качества. А вот с признаками пригодности к деятельности. К профессии дело обстоит по-особому. Нет профпригодности вообще, как признака, который человек носит с собой. Этот признак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек-профессия». Иначе говоря, надо всякий раз разбираться, о каком конкретно человеке идет речь и о какой конкретно профессии. Таким образом, профессиональная пригодность – взаимное соответствие человека и дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как: 1) успешность овладения профессией и 2) удовлетворенность человека своим трудом.

6. Тестирование. Следует отметить, что профессиональная пригодность – качество формируемое, и во многом находится в руках человека. Сейчас мы можем определить профессиональную готовность (приложение 7).

Тема 4. Требования, предъявляемые профессией к человеку

Цель: ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют к человеку различные группы профессий.

Этапы занятия:

1. Анализ требований к психологическим качествам человека, которые предъявляют выбранные профессии. Тестирование по опроснику ОПГ выявило предпочтения к типу профессий (по Е.А.Климову). Описание тех требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к психике человека, содержатся в психограмме профессии. Анализ психограмм каждого типа профессий дает возможность оценить собственные личностные качества и соотнести их с требованиями профессии (приложение 8).

2. Проектирование деятельности по диагностике и коррекции собственных личностных качеств, необходимых для будущей профессии. Если в результате анализа выяснилось, что вы в недостаточной степени обладаете теми или иными психологическими качествами, необходимыми для достижения высокого уровня выбранной профессиональной деятельности, психологи вам могут предложить специальные упражнения для коррекции нужных качеств. Ваша задача объективно оценить свои способности и возможности и наметить план по их коррекции.

Тема 5. Фактор «надо» в выборе профессии

Цель: проанализировать потребность общества в специалистах, а также возможности, предоставляемые обществом в трудоустройстве.

Этапы занятия:

1. Провести беседу с учащимися по вопросам, которые позволят провести анализ второго фактора в выборе профессии: Требуются ли специалисты выбираемой вами профессии в настоящее или ближайшее будущее в нашем регионе? Представляется ли вам, как и где можно обучиться выбираемой вами специальности? Насколько реально найти желаемую вами работу по выбранной профессии?

2. Анализ банка данных трудовых вакансий города, области. Встреча с представителем городского центра занятости населения.

3. Проектирование личной стратегии выбора профессии.

Тема 6. Личный профессиональный план

Цель: ознакомить учащихся с возможными путями получения профессионального образования, спроектировать индивидуальный план профессионального самоопределения.

Этапы занятия:

1. Беседа с учащимися по вопросам: Задумывались ли вы о том, кем хотите стать? Говорили ли вы с кем-нибудь об этом? Как вы узнали о выбранной профессии? Что вы о ней знаете? Знаете ли вы, где можно овладеть этой профессией? Как вы готовитесь к выбору профессии? Есть ли у вас запасной вариант профессии в случае, если возникнут непреодолимые препятствия для получения основной профессии?

2. Составление личного профессионального плана. Многие молодые люди, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь, однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. Личный профессиональный план – главная штурманская карта, важнейший регулятор профессионального пути. Анализ ситуации выбора профессии («могу», «хочу», «надо») позволил соотнести собственные возможности с требованиями выбранной профессии. Теперь вы можете спроектировать собственную ситуацию выбора профессии, составить личный профессиональный план. Намечая план действий по осуществлению этого плана, не забывайте, что уже к концу учебного года вам предстоит выбрать профиль обучения, соответствующий вашему плану. Примерная схема составления личного профессионального плана разработана психологами (приложение 9).

3. Защита проекта по профессиональному самоопределению. Защита проекта включает обоснование (актуальность, потребность, проблема, задачи, гипотеза), итоги проведенного исследования, достигнутые результаты и выводы, пути профессионального самоопределения.

Литература, использованная при подготовке программы

2. Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения. Под общ. ред. Губановой Е.В. / Под научн. ред. Михайлиной М.Ю. / Министерство образования Саратовской области. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов: ООО издательство «Научная книга», 2006. – 204с.

Литература для учителя

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Книга для учителя. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – 112с.

2. Основы профессиональной культуры. Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1997. – 307с.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 384с.

4. Человек – труд – профессия. Методические материалы по курсу для учителей общеобразовательных школ Ульяновской области. Под общей редакцией М.А.Большаковой. – Ульяновск: Ульяновский областной центр профориентации, 1992. – 210с.

Литература для учащихся

1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. – 144с.

2. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

3. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 288с.

Классный час

«Условия оптимального выбора профессии»

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи :

Нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда. Рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии. Предоставить информацию о результатах анкетирования.

Оформление доски:

1. Цитаты

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас»

«Причина почти всех неурядиц в обществе – это неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и происходящие отсюда неудовольствия и злобные страсти» Сен-Симон

«Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…» К. Маркс

2. Диаграммы с результатами проведенного анкетирования.

3. Формула выбора профессии.

План:

1. Вступление.

2. Ошибки в выборе профессии.

3. Что такое профессия?

4. Условия профессиональной трудовой деятельности.

5. Психологические типы профессий

6. Прохождение тестирования.

7. Подведение итогов анкетирования.

8. Формула выбора профессии.

9. Заключение.

Ход урока

Ведущий 2 :

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

(В. Маяковский)

Ведущий 1 : «Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.


Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Ведущий 2 : А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).

Затем ведущие открывают на доске классификацию распространенных ошибок:

1. Незнание правил выбора профессии:

Ø выбор профессии за компанию

Ø перенос отношения к человеку на саму профессию

Ø отождествление учебного предмета с профессией

Ø ориентация сразу на профессию высокой квалификации

Ø неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

Ø незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

Ø увлечение только внешней стороной профессии

Ø незнание требований профессии к человеку.

Ведущий 1 : Что же такое профессия?

Докладчик 1. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово «профессор».

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями . В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Ведущий 2 : Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.

«Специальность » – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например , профессия – врач. Специальность – стоматолог , хирург . Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Ведущий 1 :

Упражнение 1 . Из списка назвать специальности:

v директор школы,

v пианист,

v преподаватель,


v монтажник,

v художник,

v ткачиха.

Ведущий 2 :

Упражнение 2 . Из списка выбрать профессии:

v учитель,

v резчик по камню,

v продавец книг,

v инженер,

v парикмахер,

v водитель,

v учитель истории.

Ведущий 1 : Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Докладчик 2. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

ü профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании : дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

ü профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Ведущий 2 : Давайте поговорим о психологических типах профессий.

Докладчик 3. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

Ø к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Ø тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Ø тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Ø к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

Ø к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Ведущий 1 : Давайте немножко отдохнем и поработаем с тестом.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

· профессия выбирается раз и навсегда.

· выбор профессии зависит от толщины кошелька.

· нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

· профессия предназначена человеку от рождения.

· по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

· профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

· профессию следует выбирать, уже став взрослым.

· чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

· если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

· психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Ведущий 2 : Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

· 0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

· 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

· 5 и больше . Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Ведущий 1 : Две недели назад более 70 учеников 9 – 11 классов приняли участие в анкетировании «Твой выбор». Старшеклассникам было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с их будущей профессией, причинами, по которым они выбрали ту или иную профессию, а также востребованность своей профессии на рынке труда г. Тольятти.

Ведущий 2 : Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты:

Список наиболее популярных профессий:

1. Экономист (18,3%)

2. Менеджер (11,2%)

3. Автомеханик (8,6%)

4. Лингвист-переводчик (8,6%)

5. Юрист (7,6%)

6. Дизайнер (5,8%)

7. Хирург (5,6%)

8. Программист (5,6%)

9. Инженер (4,4%)

Список наиболее часто встречающихся критериев выбора:

1. Высокооплачиваемая (36,5 %)

2. Интересная (28 %)

3. Престижная (24,3 %)

4. Популярная (15,8 %)

5. Легкая (12,1 %)

6. Востребованность (10,3%)

7. Легкие экзамены при поступлении (2,4%)

8. Перспективная (1, 2% )

9. Близость учебного заведения (1,2%)

10. Качества личности (1,2 %)

Ведущий 1 : Проанализировав спрос на рынке последних лет, а так же сложившуюся ситуацию в мире на данный момент можно смело указать десятку профессий, на которые в ближайшее время будет самый большой спрос. На наш взгляд это:

1. Специалисты по Финансам

2. Специалисты по Продажам

3. Технический персонал

4. Инженерный персонал

5. IT-сфера

6. Специалисты по Страхованию

7. Строители

8. Специалисты по Недвижимости

9. Консультаторы

10. Администраторы

Ведущий 2 : Соотнеся списки профессий, полученных при исследовании области «ХОЧУ» и области «НАДО», можно составить список тех профессий , которые одновременно желаемы старшеклассниками и востребованы в ближайшем будущем:

1. экономист;

2. менеджер;

3. автомеханик;

4. программист;

5. инженер.

Ведущий 1 : Какая же существует формула для оптимального выбора профессии?

Докладчик 2. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:

· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (ХОЧУ)

· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. (МОГУ)

· узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда (НАДО)

Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна «ХОЧУ».

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом , больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна «МОГУ».

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда «НАДО».

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Ведущий 2 : Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Ведущий 1 : А сейчас мы хотим раздать Вам буклеты , которые содержат правила выбора профессии. И завершаем наш классный час такими словами:

У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

Приложение 1

Анкета, предложенная старшеклассникам

Приложение 2

Результаты анкетирования

Приложение 3

Распространенные ошибки при выборе профессии

Приложение 4

Тестирование

Приложение 5

Формула выбора профессии

Всем известна формула выбора профессии, состоящая из трех слагаемых:

  • Хочу (ваши интересы, склонности, желания)
  • Могу (ваши ресурсы - здоровье, способности, личностные качества)
  • Надо (требования рынка труда).

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека вообще не имеют точек соприкосновения, не соответствуют друг другу, это означает, что человек хочет делать то, чего делать не может, да ещё и в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.

Если удается найти компромисс между тремя слагаемыми, то шансы на достижение профессиональной успешности возрастают. Интерес к профессии по мере ее освоения может расти, а с ростом профессионализма возрастает и конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

Идеальный вариант (и самый редкий) – абсолютное совпадение ваших желаний, возможностей и требований рынка – предоставляет шанс получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Факторы выбора профессии

Личный профессиональный план считается обоснованным, когда имеется
согласованность между факторами выбора профессии.

Структура личного профессионального плана

1. Главная профессиональная цель (мечта, жизненные идеалы на данный момент развития).

Представление о том, кем хочет быть, каким хочет быть, что хочет, достигнуть, каковы идеалы жизни и деятельности.

2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

Представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»

3. Знание путей подготовки к достижению профессиональных целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

Знание себя (знание своих возможностей для достижения намеченных целей: ближних и дальних целей). Представления о внутренних условиях достижения целей (осознание собственных мотивов, интересов и склонностей, возможностей, способностей к обучению, состояние здоровья).

4. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

Представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные последствия, возможное противодействие тех или иных людей)

5. Запасные варианты целей и пути их достижения на случаи возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

Планирование жизни с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств. (Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь»).

Мотивы выбора профессии


1) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:

  • добиться положения в обществе
  • получить престижную работу
  • жить и работать среди образованных людей

2) МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:

  • иметь хорошую заработную плату
  • получить чистую и легкую работу

3) МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:

  • реализовать свои способности
  • получить привлекательную, по душе, работу

4) МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:

  • приобрести глубокие профессиональные знания

5) МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:

  • получить интересную специальность

6) МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:

  • приносить пользу людям, обществу
  • получить профессию с которой легче найти работу

7) МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  • получить диплом об образовании
  • стать культурным, образованным человеком

8) ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:

  • просто необходимо получить какую-то профессию

Ошибки выбора профессии

НЕДОСТАТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ:

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда по конкретной профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии (престижность, привлекательность, популярность).

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОЦЕНКА СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Неумение соотнести индивидуальные особенности и способности с требованиями профессии.
  • Замена способностей положительными личными качествами.
  • Ориентация на профессии только низкой или высокой квалификации.
  • Неопределенность желаний, жизненных целей.

НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРАВИЛАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Выбор профессии “за компанию”.