Презентация на тему общение. Общение в школе

ОБЩЕНИЕ «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».Антуан де Сент Экзюпери

Company Logo
www.themegallery.com
Общение
ОБЩЕНИЕ – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Company Logo
www.themegallery.com
Аспекты в общении
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Company Logo
www.themegallery.com
Структура общения
коммуникативная сторона– обмен информацией
Интерактивная сторона – взаимодействие партнеров друг с другом.
перцептивная сторона– восприятие партнерами друг друга;

Company Logo
www.themegallery.com
Функции общения
информационно-коммуникативная
регуляторно-коммуникативная
аффективно-коммуникативная
Функции общения

Company Logo
www.themegallery.com
Средства общения
Вербальные: используют структуру речевого общения: Значение и смысл слов, фраз; Речевые звуковые явления (темп речи, высота голоса, тональность, тембр, интонация и дикция речи; Выразительные качества голоса (смех, плач, хмыканье, шепот, вздохи)
Средства общения
Невербальные изучают следующие науки: Кинесика, изучает внешние проявления чувств и эмоций; Таксика, изучает прикосновения в результате общения; Проксемика, исследует расположение людей в пространстве при общении.

Company Logo
www.themegallery.com
Дистанции общения
Интимная (от 0 до 0,5 метра).
Групповые формы
Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра).
Публичная (более 3,7 метров).

Социальная (от 1,2 до 3,7 метра)

Company Logo
www.themegallery.com
Уровни общения
Высший уровень– это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности
Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера
Примитивный уровень, когда один из партнеров Подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект
Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения
4
3
1
2

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
Светское общение, его суть в беспредметности
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использование разных приемов
5
6
7

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
По целям
Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
По средствам
Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу)
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Company Logo
www.themegallery.com
Этапы общения
Корректировка направления, стиля, методов общения
Потребность в общении
Ориентировка в личности собеседника
Планирование содержания общения

Ориентировка в целях общении
Восприятие и оценка ответной реакции
Выбор средств, фраз для общения

Спасибо за внимание!
В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями. Пифагор

«Процесс общения» - Подумайте. Люди общаются друг с другом. Виды общения. Общение реального партнера с иллюзорным субъектом. Общение воображаемых партнеров. Общение. Общение и деятельность. Диалог. Подходы к изучению общения и деятельности. Мир общения. Субъект. Информация. Содействует достижению успешного результата. Общение и коммуникация.

«Виды коммуникации» - Личностный стиль. Стили коммуникации. Невербальная коммуникация. Процессы обмена и передачи информации. Хронемика. Культуры. Сенсорика. Невербальные формы общения. Назначение паравербальной коммуникации. Зоны коммуникации. Термины. Общение и коммуникация. Стиль общения. Элементы невербальной коммуникации.

«Перцептивная сторона общения» - Стереотипы оценки по внешности. Психологические механизмы восприятия других людей. Улыбка. Взаимопонимание. Примеры вопросов для изучения деловых отношений. Общение. Терпеливый слушатель. Три составляющие общения. Зеркало отношений. Правила применения комплиментов. Золотые слова. Перцептивная функция общения.

«Манипуляции в общении» - Прием «зеркало отношения». Имя собственное. Приёмы общения. Общение. Позы и жесты. Принуждение к однозначному ответу. Взгляд. Проблемы адекватного приема. Классификация механизмов. Ложный стыд. Мнимое непонимание. Деловое общение. Приёмы и техники управления партнёром в процессе общения. Мимика. Отсылка к «высшим интересам».

«Общение в организации» - Система организационного общения. Эффект «первичности» и «новизны». Обоснование. Категории взаимодействий. Сущность эффекта «ореола». Эксплуатация ошибки неравенства. Взаимодействие в процессе общения. Общение и коммуникации в организации. Эффекты, возникающие при восприятии. Формы организации совместной деятельности.

«Общение в школе» - Эмоционально-личностное обращение. Я вижу бумажки. Рекомендации. Безоценочное описание ситуации. Формы обращения учителя к ученикам. Создание атмосферы психологической поддержки. Проведение тренинга. Оценка жизненных целей. Психотерапевтическая функция. Описание фактов. Дверь в кабинет. Проведение беседы.

Всего в теме 31 презентация

Общение. Виды общения. Средства общения. Презентация учителя МОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области Половниковой О.В.

Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание.

Функции общения Информационно-коммуникативная для передачи информации в процессе общения необходимо удачно выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;

Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;

Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку, осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;

Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.

Средства общения Невербальные (внесловесные) Паралингви- стические (дикция, интонация, использование пауз, повышение-понижение тона, тембра) Экстралингвистические (мимика, жесты, акустика, цветозвуковые параметры помещения)

Вербальные средства общения Техника слушания Техника высказывания

Активное слушание – вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно предполагает: Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника); Уточняющие вопросы; Вопросы построенный по типу: «Правильно ли я понял, что…?» Получение ответа на свой вопрос

Пассивное слушание применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Оно предполагает: - демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику; поддерживающие реакции («да-да», «угу»); -уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику («И что она вам ответила?»)

Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Оно предполагает: Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного:»Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»); Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Педагогическое общение Рефлексия – способность человека взглянуть на себя со стороны, способность к самоанализу собственных психических состояний, действий, поступков; Эмпатия – сопереживание, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек и сочувствия им; Идентификация – уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию, обстоятельства другого человека.

Техника Я-высказывания Позволяет свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность за то, что происходит; Строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.

Стили поведения и руководства педагога Автократический стиль – автономная власть руководителя; руководитель принимает решение сам и сам его объявляет. Авторитарный (или директивный) стиль – доминирование позиции руководителя; единоличное принятие большинства решений, постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания; отсутствие интереса к партнеру по общению как личности.

Демократический стиль – уравнивание позиций партнеров по общению; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений группы; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими исполнителями; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности партнеров, их интересам, потребностям, склонностям.

Либеральный (или попустительский, или нейтральный) стиль – передача группе полномочий руководителя; при принятии решения все могут высказывать свои позиции, но реального согласования мнений достичь не стремятся; принятые решения не выполняются; нет контроля их реализации.

План урока

1. Что такое общение.

2. Каковы цели общения.

3. Как люди общаются.

4. Что дает человеку общение

Личностно значимая проблема

Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми?

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Основные понятия

общение, речевое и неречевое общение

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Технологическая карта занятия

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Приветствует учеников.

Повторяют правила и алгоритм работы.

    Уважаем друг друга: внимательно слушаем отвечающего, не выкрикиваем, не перебиваем, ждём своей очереди.

    Оцениваем ответ, а не человека.

    Ничего не придумываем, отвечаем откровенно и искренне.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно выстроить план занятия.

II. Актуализация знаний

Организует диалог с учащимися по вопросам и слайдам презентации. Слайд №1 В чем смысл высказывания А.Экзюпири? Ваше отношение.

На доске вместо темы- слова: разговор, беседа, диалог. Что общее объединяет эти слова?

Постановка цели нашего занятия. Ваша цель для каждого? Что вы ожидаете от урока?

Составление плана уч.занятия,

1. Понятие общения.

2. Способы общения.

3. Правила общения.

4. Роль общения в жизни людей

Стр 67 учебника-проблемныйвопрос(раздел вспомним)

– Может ли человек прожить без общения?

– Что помогает людям общаться?

– Только ли речь можно использовать для общения?Почему говорят «молчание-золото»?

А теперь давайте обратимся к страницам учебника 73, картина Перова

(работа по разделу «Картинная галерея»)

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

Отвечают
на вопросы

Ставят цели, формируют (уточняют) тему занятия.

Определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Ученики отвечают на вопросы проблемного характера.

III. Первичное усвоение новых знаний

Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»?

Ваше задание: найти это понятие в орфографическом словаре, учебнике и внимательно прочитать.

Показывает и поясняет слайды презентации (слайд №5), организует обсуждение новой информации

А теперь попробуем пообщаться друг с другом.

Игра «Живые руки».

Объединиться в пары, повер­нуться лицом друг к другу, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать, и выражать эмоции ла­донями».

Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Как ещё мы можем общаться? Слайд №6

А как вам удобнее общаться? Почему? А как вы думаете, есть в наше время люди, ограниченные в вербальном общении? С помощью чего они общаются?

Что мы используемся при общении? Ваши версии? Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику- учебнику, стр 69-70 (найдите в тексте параграфа) средства общения, что помогает человеку поддерживать разговор? Какие средства? Слайд №7

Давайте попробуем произнести с разными средствами общения: интонацией, жестикуляцией, мимикой.

1-я гр «здравствуйте гости»

2-я гр «спасибо, что приехали»

3-я гр «молодцы ребята»

Где в своей жизни, личном опыте, вы применяли, наблюдали средства общения?

Работа с разными словарями и текстом учебника на стр 67

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительным операциям.

Записывают определение понятия «общения» в тетрадь.

Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают собственное мнение, обсуждают мнения своих товарищей.

IV. Первичное осмысление(проверка понимания) и закрепление.

Чтобы лучше понять способы общения, поработаем в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Работа в группах. Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

Давайте посмотрим, как это работает на практике.

Задания по группам:

1-я группа. Вербальное общение: Выразительно прочитать стихотворения

2-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать и выполнить инсценировку.

3-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке (как родители дома сына воспитывают)

Почему первый опыт общения мы получаем в семье? Чему учит вас семья? А вы семью?

Какой способ общения вам больше нравится?

Какой вывод мы можем сделать на этом этапе урока? Слайд №9

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку(Видеофизминутка для глаз)

С помощью какого способа общения мы проводили физминутку? (вербального и невербального)

стихотворение на выбор,

сценка по ролям.

V. Итоги занятия. Рефлексия

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа в парах:

Упражнение «Человечек хочет общаться»(слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает) Придумайте имя вашему человечку.

Упражнение «Парный рисунок». 2 человека держат 1 ручку. На одном листе бумаги тот, что сидит слева, должен нарисовать дом, а тот – что справа – дерево.

Чему нас учит это упражнение?

Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу.

«Попробуйте

не наступать, а …

Не захватить, а …

Не кулак показать, а…..

Не спрятать, а ….

Не орать, а …..

Не разорвать, а….».

Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны?

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что?

Любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому:

Ребята все вместе дополняют-

«Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Скажите, мы достигли цели урока?

Что вы узнали нового из нашего занятия?

Какое настроение у вас было? Я попрошу вас выразить речевыми и неречевыми средствами общения своё отношение к занятию.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Анализируют свою деятельность по достижению цели.

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

VI . Информация о домашнем задании.

1)составить рассказ о правилах общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями. Слайд № 10 или

2) раб.тетрадь, стр 38 №4-устно

ИТОГИ урока. А теперь поделимся радостью. Мне сегодня понравилось… А вам?

Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения.

Записывают домашнее
задание

Приложение №1

Дорогой маме

Все, что происходит с нами,

Мы как-то странно делим пополам,

Если радость празднуем с друзьями,

А с бедой приходим к матерям!

Заняты работой и делами

День за днем в потоке суеты,

Мы не часто думаем о маме,

Слишком редко дарим ей цветы!

А мама все равно нас любит

Чтобы ни случилось –не предаст,

Все простит, обиды все забудет,

Руку, душу, сердце-все отдаст!

Отцу

Когда я вижу на страницах

Одни и те же лишь слова:

«Любви достойна только Мама»-

Мне как-то больно за отца…

Ведь он не меньше мамы любит,

Он так же ждет тебя домой…

Ему, как Маме, так же важно,

Что бы ребенок был здоров.

Когда болеешь, он более тоже,

Пусть визуально он здоров

Душа отца не меньше Маминой,

Хоть не пускает с глаз он слез.

Приложение №2

Сценка (сюжетно-ролевая ситуация)

Под праздник, под воскресный день, Пред тем, как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

    Старуха, дверь закрой!

    Мне только дверь и закрывать, Другого дела нет.

По мне - пускай она стоит Открытой сотню лет!

Так без конца между собой вели супруги спор,

Пока старик не предложил Старухе уговор:

    Давай, старуха, помолчим.

А кто откроет рот

И первый вымолвит словцо,

Тот двери и запрёт!

Приложение №3

Мешает общаться: Помогает общаться

Приложение №4

«Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Список литературы

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику. Изд-во «Учитель», 2016

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. М: Просвещение, 2016

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф, Хотеенкова Я. В. Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс» (М.: Просвещение, 2016).

    Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2016;

Медиаресурсы:

Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Презентация «Зачем люди общаются» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

Ресурсы Интернета:

- http :// fcior . edu . ru / - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http :// festival .1 september . ru / - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Определение общения Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъекты общения люди Человек передающий информацию – коммуникатор Человек получающий её - реципиент Определение общения.

3 слайд

Описание слайда:

В общении выделяют ряд аспектов: содержание, цель, средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека цели могут быть весьма и весьма разнообразными и представлять собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

4 слайд

Описание слайда:

Структура общения К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и персептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так: Общение Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

5 слайд

Описание слайда:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

6 слайд

Описание слайда:

Модель коммуникативного процесса КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор ЧТО? (передается) – Сообщение (текст) КАК? (осуществляется передача) – Канал КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

7 слайд

Описание слайда:

В психологии выделяют четыре дистанции общения: Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

8 слайд

Описание слайда:

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: Социальные функции общения а) организация совместной деятельности б) управление поведением и деятельностью в) контроль Психологические функции общения а) функция обеспечения психологического комфорта личности б) удовлетворение потребности в общении в) функция самоутверждения

9 слайд

Описание слайда:

Виды общения 1. По содержанию оно может быть: - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) - Когнитивное (обмен знаниями) - Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) - Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) - Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 2. По целям общение делиться на: Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) - Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) По средствам общение может быть: Непосредственное (Осуществляемое с помощью рук, головы, туловища, голосовых связкок и т.д.) Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)