Специалист по социальной работе его обязанности. Профессиональные функции специалиста по социальной работе. Факторы, влияющие на развитие социальной работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Специалист по социальной работе оказывает и организует материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, а также другим бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья, работы, веры в свои силы и будущее.

Выявляет граждан, нуждающихся в социальных услугах, определяет характер и объем необходимой помощи (ремонт жилья, обеспе-чение топливом, одежной, продуктами и т.п.), а также содействует госпитализации в лечебные учреждения, принятию на обслуживание нестационарными и стационарными учреждениями органов социальной защиты населения, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот и преимуществ. Проводит работу в неблагополучных семьях. Разрабатывает программу реабилитационных мероприятий. Участвует в оформлении необходимых документов, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях. Координирует усилия различных государственных и общественных структур.

Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению желаний и возможностей участия человека в посильном труде по имеющейся про-фессии или готовности к профессиональной переподготовке, повышению квалификации.

Социальный работник по указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств, доставку вещей в прачечную, химчистку, оказание доврачебной помощи (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.), а также содействие в проведении уборок помещений, приеме пищи, обработке приусадебного участка и т.п. При необходимости берет на себя часть этих функций.

Работает с людьми, проводит беседы, наблюдение за жизнью и бытом своих подопечных.

Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-11 разряду, социального работника - по 3-5 разряду. Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду.

Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующей на хозрасчетной и спонсорской основе.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Необходима осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, проявлять интерес к вопросам этики, права, социологии, медицины, экономики, профконсультации, трудоустройства.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

· Порядочность, честность и бескорыстие;

· высокий уровень эмпатии;

· целеустремленность;

· сильная воля;

· трудолюбие;

· наблюдательность,

· эмоционально-волевая устойчивость;

· спокойный и приятный тембр голоса.

4. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

· заболеваниями сердечно-сосудистой системы,

· нервно-психическими заболеваниями;

· другими недугами, снижающими общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.п.

5. БЛИЗКИЕ ПРОФЕССИИ (специальности)

Воспитатель в общежитии, школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах, преподавательская работа.

6. Обучение

Подготовка специалистов по социальной работе осуществляется в вузах, социальных работников – в средних специальных учебных заведениях.

Диагностическая функция . Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности социальной помощи для конкретного клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

В целостной диагностической процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых блока: диагностику социальной среды клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативист- ские тенденции восприятия работы со специалистом.

Прогностическая функция реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную ситуацию и ее последствия, восстанавливать или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом - результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности - участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность работы.

В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда речь идет о компенсации утраченного ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т.е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании рсального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

Организаторская функция . Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые специалистами по социальной работе, существенным образом варьируют в зависимости от специфики учреждения, категорий обслуживаемых и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения.

Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет на деятельностном уровне изменять жизненную ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации.

В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т.е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

Посредническую функцию часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество - сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические - лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические - сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я- концепции и др.; социально-педагогические - трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятел ьства.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы.

Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

Инновационная функция специалиста реализуется в творческом подходе к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

Мотивационная функция социального работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения клиента в дсятельность по преодолению трудной жизненной ситуации, а не в том, чтобы решить за него его проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист -клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

Возникшая у человека трудная жизненная ситуация может быть преодолена только в результате его собственных усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у клиента трудностей специалист использует следующие методы и приемы работы:

  • - консультирование, направленное на повышение самооценки клиента;
  • - включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);
  • - социальное научение клиента, включающее информативный и поведенческий блоки, и др.

Защитная функция специалиста по социальной работе реализуется в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

Профилактическая функция. Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие.

Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

Устранение негативных последствий формирования стереотипов девиантного поведения требует крупных финансовых затрат. Кроме того, эффективность подобной деятельности при наличии устойчивых поведенческих отклонений не всегда соотносится с показателями затратности ресурсов. Поэтому реализация профилактической функции - одно из основных направлений социальной работы.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность специалиста по социальной работы подразделения «Социальные технологии» (далее - Специалист по социальной работе) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» (далее Учреждение).

1.2. На должность специалиста по социальной работы назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности;
  • Особые условия допуска к работе специалиста по социальной работы:

  • Отсутствие медицинских противопоказаний;
  • 1.3. Специалист по социальной работе должен знать:

  • Цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;
  • Регламенты ведения документации;
  • Регламент межведомственного взаимодействия;
  • Теория социальной работы;
  • Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);
  • Функции и технологии деятельности службы занятости населения;
  • Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;
  • Возрастная психология;
  • Основы валеологии, социальной медицины;
  • Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;
  • Нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения;
  • Психологические и социально-педагогические основы социальной работы;
  • Правовые основы социальной работы;
  • Основы самоорганизации и самообразования;
  • Экономические основы социальной работы;
  • Система социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;
  • Психология личности;
  • Методы и технологии самоактуализации граждан-получателей социальных услуг;
  • Технология социальной работы;
  • Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан - получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;
  • Основные направления политики в сфере социальной защиты населения;
  • Российский и зарубежный опыт практической социальной работы;
  • Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • Национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания;
  • Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;
  • Основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг;
  • Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;
  • Основные формы и виды социального обслуживания;
  • Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;
  • Технология социальной работы и условия их применения;
  • Теория социальной работы;
  • Инфраструктура реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;
  • Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;
  • Основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Типы и характеристики граждан-получателей социальных услуг;
  • Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);
  • Основные направления политики социальной защиты населения;
  • Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;
  • Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;
  • Особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;
  • Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;
  • Методы диагностики трудной жизненной ситуации;
  • Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;
  • Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;
  • Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;
  • Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;
  • 1.4. Специалист по социальной работе должен уметь:

  • Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;
  • Быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;
  • Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;
  • Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;
  • Выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;
  • Обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;
  • Мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;
  • Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;
  • Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;
  • Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);
  • Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);
  • Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание (постоянное или временное) или оказание мер социальной поддержки;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;
  • Конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;
  • Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
  • Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;
  • Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;
  • Прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;
  • Взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
  • Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;
  • Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;
  • Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;
  • Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;
  • Хранить и обрабатывать персональные данные;
  • Осуществлять социальное консультирование;
  • Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;
  • Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
  • Фиксировать полученную от гражданина информацию;
  • 1.5. Специалист по социальной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Специалист по социальной работе подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Социальные технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.
  • 2.2. Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения.
  • 2.3. Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Содействие активизации потенциала и собственных возможностей граждан-получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи.
  • 3.2. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки.
  • 3.3. Организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки.
  • 3.4. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки.
  • 3.5. Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения.
  • 3.6. Выявление и оценка личностных ресурсов граждан-получателей социальных услуг и ресурсов их социального окружения.
  • 3.7. Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем.
  • 3.8. Организация работы по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества.
  • 3.9. Организация межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг.
  • 3.10. Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.
  • 3.11. Планирование действий по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину.
  • 3.12. Выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели.
  • 3.13. Определение необходимого объема услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.14. Установление сроков и периодичности предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
  • 3.15. Обеспечение комплексного взаимодействия с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.
  • 3.16. Разработка и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.17. Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией.
  • 3.18. Согласование с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки.
  • 3.19. Организация первичного приема граждан.
  • 3.20. Осуществление сбора и обработки дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки.
  • 3.21. Консультирование граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.22. Ведение необходимой документации в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.
  • 3.23. Выявление и оценка индивидуальной потребности гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки.
  • 3.24. Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения.
  • 3.25. Консультирование граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки.
  • 3.26. Осуществление первичной проверки и анализа документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки.
  • 3.27. Проведение диагностики трудной жизненной ситуации гражданина, установление ее причин и характера.
  • 3.28. Ведение учета граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки.
  • 3.29. Выявление недостающей информации и (или) информации, требующей дополнительной проверки.
  • 3.30 Дополнительно:
  • Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе;
  • Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности;
  • 4. Права

    Специалист по социальной работе имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности специалиста по социальной работы.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию специалиста по социальной работы.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения специалист по социальной работе может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    Утверждаю
    _______________________________ _________ _______________________________
    (организационно-правовая форма, (подпись) (Ф.И.О., должность руководителя
    наименование организации, или иного должностного
    предприятия) лица, уполномоченного утверждать
    должностную инструкцию)

    "__" _________________ 20___ г.

    Должностная инструкция

    специалиста по социальной работе

    ___________________________________________________
    (наименование учреждения, организации, предприятия)

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
    основании трудового договора со специалистом по социальной работе, в
    соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением
    Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. N 92 "О дополнении
    квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
    служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной
    работе" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые
    правоотношения.

    1. Общие положения


    1.1. Специалист по социальной работе относится к категории
    специалистов и непосредственно подчиняется ____________________________.
    (наименование должности
    руководителя)
    1.2. На должность специалиста по социальной работе принимается
    лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности
    _________________________________________________________________________
    ________________________________________________________________________,
    без предъявления требований к стажу работы.
    1.3. На должность специалиста по социальной работе назначается и
    освобождается от должности _____________________________________________.
    (наименование должности руководителя)
    1.4. Специалист по социальной работе должен знать:
    - Конституцию Российской Федерации;
    - законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в
    области социального обслуживания граждан, семьи и государственной
    семейной политики, охраны материнства и детства;
    - нормы семейного, трудового, жилищного законодательства,
    регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних,
    пенсионеров, инвалидов;
    - основы уголовного и гражданского права;
    - основы психологии и социологии;
    - основы общей и семейной педагогики;
    - программно-методическую литературу по социальной работе;
    - порядок и организацию установления опеки, попечительства,
    усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-
    воспитательные учреждения;
    - передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;
    - формы и методы воспитательной и социальной работы;
    - специфику работы в различной социальной среде;
    - организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения,
    гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
    - национальные особенности быта и семейного воспитания, народные
    традиции региона;
    - нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники
    безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
    - правила по охране труда и пожарной безопасности.
    1.5. Профессионально важные качества: ____________________________.
    (перечислить качества)

    2. Должностные обязанности


    На специалиста по социальной работе возлагаются следующие
    должностные обязанности:
    2.1. Выявление на предприятии (в объединении, организации,
    учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц,
    нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-
    педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,
    физического и психического здоровья и осуществление их патронажа.
    2.2. Установление причины возникших у них трудностей, конфликтных
    ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывание им
    содействия в их разрешении и социальной защиты.
    2.3. Содействие интеграции деятельности различных государственных
    и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой
    социально-экономической помощи населению.
    2.4. Проведение среди населения работы по пропаганде здорового
    образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических
    норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-
    транспортного травматизма, правонарушений.
    2.5. Консультирование по различным вопросам социальной помощи и
    защиты.
    2.6. Проведение психолого-педагогических и юридических консультаций
    по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними с
    асоциальным поведением.
    2.7. Оказание помощи в семейном воспитании лицам, испытывающим
    негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы,
    работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров
    о работе по дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам,
    пенсионерам.
    2.8. Выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся
    в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные
    учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи.
    2.9. Представление в соответствующие органы материалов и документов
    для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления
    усыновления, опеки, попечительства.
    2.10. Организация общественной защиты несовершеннолетних
    правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их
    общественного защитника в суде.
    2.11. Участие в работе по созданию центров социальной помощи семье,
    усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов,
    молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и
    ассоциаций, объединений по интересам и т.п.
    2.12. Организация и координация работы по социальной адаптации и
    реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных
    учреждений и мест лишения свободы.

    3. Права работника


    Специалист по социальной работе имеет право:
    3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы,
    относящиеся к вопросам его деятельности.
    3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по
    совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей
    должностной инструкцией обязанностями.
    3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении
    своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
    3.4. Повышать квалификацию в установленном законом порядке.
    3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
    3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

    4. Ответственность работника


    Специалист по социальной работе несет ответственность:
    4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных
    обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
    пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
    4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах,
    определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
    4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
    деятельности, - в пределах, определенных действующим административным,
    уголовным, гражданским законодательством РФ.

    Руководитель кадровой службы
    _________________________
    (инициалы, фамилия)
    _________________________
    (подпись)
    "__" _____________ 20__г.

    Согласовано:

    Начальник юридического отдела
    _________________________
    (инициалы, фамилия)
    _________________________
    (подпись)
    "__" _____________ 20__г.

    С инструкцией ознакомлен:
    _________________________
    (инициалы, фамилия)
    _________________________
    (подпись)
    "__" _____________ 20__г.

    Если после прочтения этой статьи Вы не получили однозначного ответа, обратитесь за быстрой помощью:

    1. Как называется работа и в чем она состоит? Название работы, специальности, профессии, должности, возможного рабочего места - описание существенных характеристик и видовых особенностей труда.

    Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям, цель которой содействие людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

    Современная социальная работа осуществляется преимущественно разветвленной сетью государственных социальных служб. Она включает в себя множество направлений и областей, например таких как: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная профилактика, социальная реабилитация, адаптация, терапия, консультирование.

    Специалист по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке.

    Профессия «специалист по социальной работе», имеет следующие специализации: социальный работник; социальный работник службы занятости; профконсультант. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

    Профессия относится к типу: «Человек - Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

    Дополнительный тип профессии: «Человек - Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.

    2. Каковы эффективность и цель работы (что производится и для какой цели)? Цель работы: продукция, услуги; значение работы: ценность и важность продукций или оказываемых услуг для предприятия и для всей страны.

    Деятельность специалиста по социальной работе включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.

    Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются система социальной защиты, службы занятости на уровнях федеральном, республиканском, региональном, а также местные предприятия, учреждения и организации социальной помощи населению, государственные и негосударственные учреждения, территориальные центры и фонды социальной помощи.

    Специалист по социальной работе выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.

    К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

    Увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

    Создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

    Адаптация или реадаптация людей в обществе;

    Создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

    И как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

    3. Что является предметом труда (из чего производят, над чем, с чем и с кем работают)? Материал, сырье, полуфабрикаты, нематериальные источники - информация, письменные данные и документы; финансы, обслуживание, оказание услуг - вспомогательная деятельность.

    Специалист по социальной работе оказывает помощь и поддержку незащищенным социально уязвимые категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, обслуживании и защите. Клиентами социальных работников являются:

    дети и молодые люди: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с особыми потребностями; дети, живущие с ВИЧ; дети и молодые люди правового риска или вступившие в конфликт с законом; воспитанники и выпускники детских институциональных учреждений; учащиеся и выпускники специализированных учебных и учебно-воспитательных учреждений; безнадзорные дети; дети, испытавшие жестокое или небрежное обращение, свидетели насилия; дети, вовлеченные в трафик, наихудшие формы труда и эксплуатацию всех видов; дети, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов и другие;

    семьи и женщины: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи с членом семьи с ВИЧ, семьи с членом семьи с особыми потребностями, семьи в кризисной ситуации (пережившие смерть одного из членов, развод, конфликты, домашнее насилие, миграцию и т.д.); семьи, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов; приемные семьи и семьи-усыновители и другие;

    Люди с инвалидностью и их семьи;

    Одинокие пожилые люди, нуждающиеся в социальной поддержке;

    Люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации: пережившие смерть или тяжелые заболевания близких, имеющие хронические заболевания, потерявшие работу, жилье и другие;

    Люди, живущие с ВИЧ;

    Люди с алкогольной и/или наркотической зависимостью;

    Люди, вышедшие из пенитенциарных учреждений и/или отбывающие сроки наказаний в закрытых учреждениях;

    Беженцам и др.

    4. Каким способом выполняется работа (как это делается)? Технологический процесс, трудовой процесс, операции, задание.

    Специфика деятельности социальной работы определяется конкретными условиями рабочего места.

    В обязанности специалиста по социальной работе в основном входят:

    Осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита, трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка);

    Проведение консультаций по правовым вопросам (оформление опеки, усыновление, лишение родительских прав, пенсионного обеспечения, вопросы трудоустройства, занятости) и оформление соответствующих документов;

    Участие в разрешении спорных вопросов (трудовые, жилищные, нарушение прав матерей, пенсионеров и т.д.), разработке и реализации программ по медико-социальной адаптации и реабилитации нетрудоспособных граждан;

    Выявление и оформление социальных выплат, госпитализации в лечебные учреждения, принятие на обслуживание нуждающихся категорий граждан.

    Социальный работник обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек.

    По указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, производит доставку вещей в прачечную, химчистку получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного.

    Оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного, обработке приусадебного участка и т.п.

    В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.). Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице.

    По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.

    5. На основании чего производится работа (на каком основании это делается)? Основания для выполнения работы: производственная документация, указания, подробные технологические инструкции, планы, расчеты; опосредованная информация, инструкции, описания, приказы.

    Работа социального работника имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

    Должностными обязанностями;

    Законодательными и нормативными правовыми актами;

    Постановлениями, распоряжениями, приказами;

    Нормами профессиональной этики,

    Профессия относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Согласно заданным стандартам, правилам и алгоритмам специалист по социальной работе выполняет задачи поставленные другими людьми. Работа требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.

    6. Каковы критерии оценки результатов труда (на основании чего оцениваются качество и эффективность труда)? Критерии оценки, нормы, лимит затрат времени, квалификационные разряды.

    В результате деятельности специалиста по социальной работе и существования института профессиональной социальной работы достижимы следующие результаты:

    Решение или снижение социальных проблем, существующих в обществе (проблемы, связанные с семьями, детьми, молодыми людьми, пожилыми, людьми с инвалидностью, с ВИЧ, с алкогольной и наркотической зависимостью и проблемы других, нуждающихся в помощи, защите и поддержке);

    Профилактика возникновения различного рода социальных проблем;

    Экономическая целесообразность и выгода вложения средств в деятельность социальных работников, способствующую предотвращению появления социальных проблем и их усугубления;

    Прогнозирование появления социальных проблем на уровне общества, семьи, различных групп населения, человека.

    Оплата труда работников социального работника производится на основе окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера.

    Наименование должностей работников, профессий рабочих и квалификационные требования к ним определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждаемых в порядке, установленном действующим Федеральным законодательством.

    При определении разрядов социального работника руководствуются постановлением Министерства труда и соцзащиты № 60 от 26.04.2010. Труд специалиста по социальной работе тарифицируется по 7-13 разряду, социального работника - по 3-5 разряду. Если имеется категория, то ЕКСД, квалификационные требования к должности по категориям.

    Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

    Минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), утвержденным Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2008 № 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг»

    7. Какая квалификация требуется для работы (что нужно уметь, знать)? Необходимое образование, требуемый практический опыт, мастерство, специализация.

    Данная профессия в первую очередь требует высокого уровня гуманности, наличия развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.

    Для успешного освоения профессии специалисту по социальной работе необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.

    должен знать : основы этики, психологии, основы медицины, основы экономики, правовые нормы.

    Квалифицированный специалист по социальной работе должен уметь :

    Устанавливать душевный контакт с подопечными,

    Проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку,

    Выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать),

    При необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

    8. При помощи, каких средств выполняется работа (чем работают)? Инструмент, машины, вспомогательные средства, аппаратура, средства управления.

    Основной предмет труда - человек (социальное обслуживание), сопутствующий - знаковая система (тексты, документы).

    В своей работе социальный работник использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также средства связи (телефон, факс).

    Но основными являются его невещественные (функциональные) средства - аналитическое, словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошее распределение внимания; хорошая общая координация движений тела, эмоционально-выразительные устная речь и поведение, деловая письменная речь, а также органы чувств - зрение, слух, «золотые руки» и «доброе сердце».

    9. В каких условиях выполняется работа? Производственная среда: условия труда и параметры рабочего места (пространственные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.).

    У специалиста по социальной работе активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.

    Несмотря на то, что социальный работник работает в комфортных условиях - в помещении (письменный стол, персональный компьютер, средства связи), его деятельность часто проходит за пределами кабинета в передвижении (выезд в различные организации, в семьи подопечных, к клиентам).

    Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

    10. Какова организация труда (когда и какими способами выполняется работа)? Организация производственного процесса, график работы, режим труда и отдыха, баланс рабочего времени.

    У специалиста по социальной работе ненормированный рабочий день с разъездами.

    Труд социального работника имеет такую организацию, при которой он может выполнять свои трудовые задания как самостоятельно, так и совместно с другими контактными организациями.

    Функционально социальный работник является организатором работы других людей (клиенты, специалисты других контактных подразделений), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.

    11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? Распределение полупрофессиональных заданий, правомочий и ответственности в трудовом коллективе, установленная субординация - начальники, подчиненные; система руководства и управления первичными коллективами; характеристика социальной среды и микроклимата.

    Специалист по социальной работе:

    Работает в открытом сотрудничестве с коллегами и относится к ним с уважением;

    Устанавливает контакты с представителями различных организаций и учреждений, в помощи которых нуждается клиент, работая с ними в тесном сотрудничестве и взаимодействии (психологи, юристы, педагоги, медицинские работники, работники органов социальной защиты, работники правоохранительных органов и т.д.);

    Способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб и созданию сети социальных служб, оказывающих помощь и поддержку клиентам;

    Помогает правильному восприятию и пониманию другого человека, находящегося в сложной жизненной ситуации у представителей других профессий и населения;

    Обменивается информацией со специалистами, вовлеченными в работу с клиентом, при условии соблюдения правил конфиденциальности и его наилучших интересов;

    Заявляет о спорных вопросах, которые могут создать конфликт интересов;

    Информирует руководство или соответствующие ответственные структуры о возможностях или оперативных трудностях, возникающих в процессе осуществления социальной помощи и поддержки различных категорий населения;

    Обращается за консультацией и помощью к руководству, если не чувствует себя способным или достаточно подготовленным к выполнению деятельности по социальной защите;

    Информирует руководство или другие ответственные организации о случаях применения коллегами небезопасной практики, злоупотребляющей стандартами оказания услуг.

    12. Какова интенсивность труда (как много, насколько быстро или медленно, как часто выполняется работа)? Количество работы, ее трудность, скорость, темпы, нормы времени, продолжительность нагрузки, вариабельность труда (монотонность, систематичность, равномерность, цикличность, ритмичность).

    Интенсивность труда - это способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы. Поскольку заработная плата социального работника невелика, социальный работник берет больше клиентов. В результате этого увеличивается как психологическая нагрузка, так и больше эмоциональное напряжение. Перегрузка - одна из главных проблем социального работника.

    13. Какие моменты опасности и ответственности встречаются в профессиональной деятельности (что может случиться на работе)? Непорядки, материальные потери, финансовые потери, штрафы за низкое качество или срыв сроков выполнения работы, аварии, травмы, профессиональные заболевания, гибель.

    В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку.

    Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

    Психофизиологическую напряженность в работу социального работника могут вносить следующие факторы:

    Повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение;

    Постоянное общение с людьми, преимущественно дезадаптивного, асоциального поведения, с дефектами психики, с физическими недостатками;

    Вынужденность постоянного нахождения в зоне чужого конфликта или проблемы.

    Специалист по социальной работе, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, сталкивается с рядом трудностей и проблем, о которых он должен быть проинформирован и с которыми он должен уметь справляться:

    Синдром профессионального «выгорания», проявляющийся в психоэмоциональном и физическом истощении, снижении порога эмоциональной восприимчивости, уменьшении профессиональной мотивации;

    Частое столкновение с этическими дилеммами в работе и необходимость принятия решения в каждой конкретной ситуации;

    Столкновение с ситуациями, несущими угрозу его здоровью и жизни;

    Дефицит времени и средств для решения реальных ситуаций клиентов и их проблем;

    Информационная перегрузка или дефицит информации в условиях необходимости принятия быстрых решений по конкретной проблеме.

    14. Какое воздействие оказывает труд на работающих (чем полезен и чем вреден человеку)? Положительное и отрицательное влияние материальных, организационных и социальных факторов на личность (в комплексе).

    Контакты у специалиста по социальной работе многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц - клиенты, коллеги. В работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения. У социального работника повышенная моральная ответственность.

    Люди, которые работают в социальных учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.

    Работа социального работника строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.

    Несмотря на сдвиги в реформировании социальной защиты, престиж социальной работы как профессии находится на невысоком уровне в общественном мнении. Это связано с ограниченными возможностями материального вознаграждения.

    15. Какую пользу приносит труд работнику (сколько он зарабатывает)? Заработок, зарплата, премия, натуральные выдачи, различные льготы, моральное удовлетворение от труда, общественное признание его.

    В современной России социальное образование, кроме непосредственной, дает возможность занимать должности специалистов и руководителей в органах местного самоуправления (префектуры, районные управы и муниципалитеты, органы опеки и попечительства), Федеральной миграционной службе, Департаментах, Пенсионных фондах, Благотворительных фондах и других общественных некоммерческих организациях. Кроме того, есть возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующих на хозрасчетной и спонсорской основе.

    Работа творческая, осознание важности общественной миссии. Уровень заработной платы специалиста по социальной работе в Красноярском крае колеблется от 5 до 8 тысяч рублей. В Москве специалист получает от 16 до 50 тыс. руб.

    16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не должен выполнять ее)? Административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты.

    Для социального работника существуют медицинские ограничения:

    Нарушение функций опорно-двигательного аппарата,

    Нарушения речи, зрения и слуха,

    Нарушение координации движений,

    Серьезные хронические заболевания, вызывающие быструю утомляемость,

    Заболевания сердечнососудистой системы,

    Нервно-психические заболевания.

    Хроническими инфекционными заболеваниями.

    Кроме того, к «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

    17. Требования к профессионально важным качествам. В данной позиции перечисляются (в порядке убывания значимости) те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника.

    Понятие «качество» в данном случае имеет обобщенный характер и относится не только к качествам личности, таким, как ответственность или развитые организаторские способности, но и к специальным способностям человека, к общим способностям и к психофизиологическим характеристикам человека и характеристикам его нервной системы. Для успешной деятельности в качестве соцработника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

    Практическое логическое мышление предметно-действенного склада,

    Оптимистичность, порядочность, пунктуальность,

    Сострадательность, выраженное чувство ответственности,

    Выраженная склонность к работе в сфере общения,

    Лексические способности, выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата,

    Хорошая долговременная и оперативная память;

    Активность и физическая подвижность,

    Высокая эмоциональная, нервно-психическая устойчивость,

    Внешняя привлекательность (желательно) и обоятельность.

    Кроме того, должен обладать следующими качествами:

    Безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;

    Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, толерантность;

    Развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;

    Эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);

    Рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);

    Умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;

    Чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;

    Настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;

    Оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;

    Умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;

    Навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.

    Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

    Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т.е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста.

    профессиограмма специалист социальный труд