Зарождение научного менеджмента ученые. История развития менеджмента. Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Тема 2. История управления

Любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения.

Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX и XX вв. Причиной тому были состояние производства и экономики, тенденции их развития.

В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия. Всё это свидетельствует о необходимости управления, его развития и совершенствования.
Этапы развития менеджмента

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в трёх формах деятельности общества: политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), экономической (необходимость изыскания ресурсов, их производства и распределения), оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В целом в истории менеджмента можно выделить следующие основные моменты.

Периоды

Особенности

I . Древний период

(7-9 век до н. э. – 18 век)

Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей.

Сократ – дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления.

Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления.

А. Македонский – развил теорию и практику управления войском.

II . Индустриальный период

(18 век – 19 век)

Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства.

Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих.

III . Период систематизации

(к. 19в. – н. 1960г.)

Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры.

Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда.

Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию.

IV . Информационный период

(1960 г. – по наши дни)

Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически.

Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны.

Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации.

В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют три периода развития управления.

Традиционное управление

Управление промышленной стадии

Управление постиндустриальной стадии

Управление строится в зависимости от возможностей человека, так как именно человек находится в центре производственного процесса. Характерно для начального этапа развития производства.

Человек выступает в качестве приложения к механизмам, технологиям и является в первую очередь специалистом по приведению в действие технических средств, а не человеком с присущими ему свойствами и качествами.

Человек выходит из подчинения машине и начинает управлять ею. Значимость человека становится огромной.

Классификация подходов и школ менеджмента

Все учения об управлении можно разбить на две группы – одномерные и синтетические.

Одномерные учения разработаны применительно к одному из следующих факторов: задачи управления, человек, управленческая деятельность.

Школы

Представители

Заслуги

1. Школа научного управления

(1885 - 1920)

Ф. У. Тейлор

Френк и Лилия Гилбрет

Генри Гантт

Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда.

2. Классическая (административная) школа в управлении

(1920 - 1950)

Анри Файоль

М. Вебер

Ф. У. Тейлор

Гилбрет Муни

Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех управления:

Специализация (способствует повышению уровня и качества работы);

Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность);

Дисциплина (уважение к правилам организации);

Единоначалие (подчинённость только одному руководителю);

Единство направлений для всех работников (общий план);

Подчинение индивидуальных интересов общим;

Вознаграждение персонала ;

Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства);

Установление цепей следования команд ;

Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации);

Равенство (справедливый подход к рабочим);

Стабильность персонала ;

Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи);

Корпоративный дух (дух единства.)

Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории:

Функциональная специализация;

Иерархическая система власти;

Использование системы правил и норм;

Определение прав и обязанностей работников;

Отсутствие личностного начала;

Стратегия пожизненного найма.

3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).

(1930 - 1950)

Мейо

А. Маслоу

Мак - Грегори

Данная школа перенесла центр тяжести в управлении с задач на человека.

Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль.

Управление должно вестись на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих методов мотивации.

Предложил иерархическую теорию потребностей:

  1. физиологические;
  2. в безопасности;
  3. социальные;
  4. в уважении;
  5. в самовыражении.

Теория «Х» и « Y »

Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять.

Теория « Y »: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде.

4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук

(1950 – по настоящее время)

Крис Арджирис

Лайкерт

Мак – Грегори

Герцберг

Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Синтетические учения рассматривали управление как комплексное и изменяющееся явление.

Подход

Представители

Заслуги

Системный подход.

П. Друкер

Организация является сложной социотехнической системой, объединяющей цели, ресурсы, процессы и поэтому необходимо учитывать взаимодействие всех её факторов.

Концепция управления по целям (управление начинается с установления целей и лишь потом переходят к разработке функций и процессов). Идея самоуправляющегося трудового коллектива, когда на предприятии выбирается совет из рабочих и служащих, решающий вопросы социальной жизни предприятия. Ведущая роль профессиональных менеджеров в развитии бизнеса и общества.

Ситуационный подход .

У. Оучи

Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга, поэтому при принятии решения и выборе стиля управления необходимо исходить из действительной ситуации.

Человек является основой любой организации и от него в первую очередь зависит её успех. В 1981г. разработал «теорию Z ». Основные положения:

Долгосрочный набор кадров;

Групповое принятие решения;

Индивидуальная ответственность;

Постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение;

Неспециализированная карьера;

Всесторонняя забота о работниках.

Процессный подход.

А. Файоль

Мескон

Управление рассматривается как цепь неразрывно связанных последовательных действий. Процессный подход ярко прослеживается в выполнении основных функций управления: планирование – организация – мотивация – контроль.

«Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Процессный подход к управлению – подход…, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций».

Рационалистический подход.

Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приёмов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей – при недовыполнении нормы и значительно большей – при её перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.

Модели менеджмента

Японская модель

Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма»

Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.

Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.

Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.

4. Наём и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ.

Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства.

Продвижение по службе с учётом выслуги лет.

Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.

Наём работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.

Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность.

Индивидуальная оценка и аттестация работников.

Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работников.

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства.

Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов.

Работа групп качества и осуществление жёсткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы.

Обязанности между работниками строго не распределены.

Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке».

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой.

Работники выполняют работы на основе чёткого исполнения должностных инструкций.

Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации.

Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год.

Выплаты льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское образование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

7. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно.

Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования.

Широкое привлечение заёмных средств.

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями.

Расширение производства за счёт покупки (поглощения, слияния) других корпораций.

Самофинансирование корпораций.

Введение 3

1. История развития менеджмента 4

2. Развитие менеджмента в России 7

3. Модель менеджмента в Японии и США 12

3.1. Американская модель 12

3.2. Японская модель 14

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

1. История развития менеджмента

Ни одна организация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость управления

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения, выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только куль­туры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры органи­заций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря соз­данию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наи­более простую структуру управления: папа, кардинал, ар­хиепископ, епископ и приходской священник.

К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию тео­ретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли анг­лийские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утопистаРоберта Оуэна в раз­витие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета кото­рого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалисти­ческом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выво­дит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоя­тельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предла­гался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталки­ваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спе­циально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляю­щие развивали систему знаний о том, как лучше исполь­зовать ресурсы.

Таким образом, предпосылками и источниками формиро­вания менеджмента как управления особого рода являются:

Индустриальный способ организации производства;

Развитие рыночных отношений, основными элемен­тами которых являютсяспрос, предложение и цена.

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.

Американские ученыеГ. Кунц и С. 0"Доннелразработа­ли более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желае­мых результатов

На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринима­ли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объяс­няется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли.В настоящее время известны че­тыре важнейших подхода, которые позволили выделить че­тыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

2. Развитие менеджмента в России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили из­вестный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управле­ния России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности - министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребо­вало создания новой общественной организации управ­ления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богда­нов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Известный совет­ский ученыйА.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулиро­вана и обоснованаконцепция, получившая название «тру­довые установки». Внедрением методики трудовых установок в практи­ческую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудо­вых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева, является слабая разработка самой методики трудовых ус­тановок, выбор слишком узкой базы исследования, ори­ентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значитель­ный вклад всоздание теории социалистической рациона­лизации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйствен­ного строительства в СССР.

Проблемы научной организации труда получили ши­рокое освещение в трудахП.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

Особого внимания заслуживает дискуссия, развер­нувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна - от группы «Семнадцати» во главе с Кер­женцевым, другая - от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась соз­данием центральной платформы, принятой на II Всесо­юзной конференции по НОТ, в которую вошли положи­тельные моменты обеих дискутировавших платформ.

Крупный вклад в развитие теоретических основ со­циалистической организации производственных процес­сов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производ­ственном процессе на три вида: последовательное, па­раллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

Курс лекций

Дисциплина «Менеджмент»

для студентов заочного отделения

Шадринск, 2015

Составитель: преподаватель Е.А.Чепарухина

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов заочного отделения по дисциплине «Менеджмент».

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин

Протокол №____________от____________2015г.

Председатель цикловой комиссии:____________(Е.А.Чепарухина)

Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента

Исторические периоды возникновения и развития менеджмента

Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в резуль­тате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно склады­вались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционе­ров, по сути, в менеджеров.

Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюде­ния ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли го­сударственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда. Побочные результаты такой управленческой деятельности - появление письменности (так как запомнить весь объем информации было невозможно) и потребности в расчетах.

Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инст­румент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со вре­менем в социальный институт и профессиональное занятие.

Первой управленческой революцией считается зарождение письмен­ности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммер­сантов», связанных с торговыми операциями.

Вторую революцию в управлении относят к 1760 г. до н.э. и связыва­ют с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод зако­нов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.

Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоноссора II (605-562 гг. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за дея­тельностью в сфере производства и строительства.


I период - Древний период (с 9-7 тыс. до н.э. и примерно до XVIII в.)

В этот период были самые простые зачаточные формы упорядочения организации. В Др. Египте сформировался достаточно развитой государственный управленческий аппарат. В Риме – тоже самое.

Одним из первых кто дал характеристики управления в этот период были:

Сократ (470-399 гг до н.э.), Платон (428-348 гг до н.э.), А. Македонский (356-323гг до н.э.).

Великая индустриальная революция XVII-XVIII в. оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все пред­шествующие революции. По мере того как индустрия перерастала грани­цы мануфактуры и созревала современная система акционерного капита­ла, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами; вместо единствен­ного руководителя-собственника появилось несколько наемных менед­жеров. При этом под администрированием понималось формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.

II период – Индустриальный период (1776-1890гг.)

Основными представителями развития государственного управления являлись:

Адам Смит, Роберт Оуэн, Чарль Бейбидж

Этот период характеризовался представителями классической политической экономики, которые сделали анализ форм разделения труда, дали характеристику обязанностей государя и государства. И даже использование вычислительной техники в управленческом труде.

III период – Период систематизации (с 1856- 1960)

В этот период формировались новые школы, управленческий аппарат, меняются взгляды на управление. Появляются менеджеры, которые обеспечены работой и ведется их обучение. Их представителями являются Тейлор, Файоль, Гилбретт, Вебер, Мэйо, Маслоу и другие.

IV период – Период информационный (1960 – по настоящее время)

Появление данного периода связано с применением математики и компьютеров в управлении, т.е. сочетание труда человека и ЭВМ.

Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние технического прогресса чрезвычайно ус­ложняют управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую кальку­ляционную основу - все переводится в формулы и деньги. Каждый про­изводственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется про­блема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объеди­нить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, под­разделение).

Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.

Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как науч­ная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовыедоходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих го­сударств. Если в докапиталистический период развития общества функ­ция управления еще не была обособлена от непосредственной производи­тельной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической обла­стью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.

Управление как наука возникла в США в началеXX в. Этому способ­ствовали: демократичность страны; трудолюбие граждан; высокий престиж образования; отсутствие государственного вмешательства в экономику; свобода от консервативных догм Старого света; создание монополий, при­водившее к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.

Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Система Тейлора характеризуется следующими положениями:

Нормализация приемов и условий работы;

Специализация функций в производстве;

Отбор работников, их обучение и тренировка;

Точные инструкции каждому работнику;

Специальная подготовка работника;

Отделение административной работы от исполнительской;

Введение института мастеров;

Учет и контроль всех видов работ.

Главная идея Тейлора - управление должно стать системой, осно­ванной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необхо­димо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора обеспечило значительный рост производитель­ности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему научно обос­нованных инструкций.

Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантли­вый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной.

Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управле­ние и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практиче­ской деятельности.

Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль, разработав­ший «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве главных функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. Основной вклад в теорию менеджмента А. Файоля в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менедже­ру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом. Несо­мненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.

Менеджмент как искусство управления возник в глубокой древности. Его описание в качестве вида человеческой деятельности встречается в трудах Сократа. живший в первом тысячелетии до н.э., описывает процесс управления людьми как попытку поставить определенного человека на определенное место и добиться от него желаемого результата деятельности. Судя по многим дошедшим до наших дней источникам, история менеджмента зародилась несколько тысячелетий назад, а сама наука прошла в своем становлении несколько определенных этапов.

Доисторические люди, жившие разрозненно, не нуждались в управлении их деятельностью со стороны. Основной целью их существования было выживание в суровых условиях природы. Наши древние предки, объединявшиеся для совместной жизни в племена, уже нуждались в том, чтобы рядом с ними был мудрый человек, принимающий оптимальные для всего племени решения, разрешающий конфликты внутри племени, выносящий приговоры о наказании в чем-либо повинных. Таким человеком стал вождь. По мере разрастания социальных групп людей возникла необходимость разделения труда, однако, весь этот труд также должен был быть контролируемым кем-то со стороны. Так появляются первые зачатки управления отдельными группами людей, разделенных по их профессиональным признакам.

История менеджмента в современном понимании этого слова начинается с произошедшей в 17-19 веках. Именно в этот период в Европе возникают первые производственные предприятия, нуждающиеся в по-настоящему талантливых управленцах. Наука управления складывается к концу 19 века. В этот период времени появляются первые работы ученых, посвященные данному виду человеческой деятельности.

Этапы и школы в истории менеджмента

Менеджмент в качестве профессиональной деятельности впервые рассматривается американцем Г. Тауном в его докладе, подготовленном для выступления на собрании общества инженеров-механиков. На данном собрании он впервые высказывает свое мнение о том, что общество нуждается в подготовке специалистов-управленцев.

Всего за историю экономических учений 20 века сформировалось пять школ управления:

Административная школа (родоначальник - французский инженер А. Файоль);

Количественная школа (представители - Д. Томпсон, Г. Акофф, Д. Марч);

Бихевиористская школа (ее становление связано с развитием социологии и психологии, известными представителями считаются Ч. Бернард, Ф. Герцберг, К. Арджирис);

- (основатель - американец Э. Мэйо).

История менеджмента включает в себя пять основных этапов развития управления, первый из которых начинается на заре 20 века и совпадает со временем зарождения школы научного менеджмента. Возникновение административной школы Файоля в первом десятилетии 20 столетия ознаменовало наступление второго этапа развития управленческой деятельности.

В это же время в США начинается история финансового менеджмента. Вторая мировая война оказывает значительное влияние на становление управленческой мысли, первые двадцать лет после ее окончания совпадают с третьим этапом оптимизации менеджмента.

Следующая ступень развития управленческой деятельности связана с наукой - психологией, которая только набирает обороты. Для пятого этапа развития менеджмента (80-е гг.) характерно открытие такого мощного механизма, как организационная структура. Современное управление связано с развитием компьютерных технологий и автоматизацией производства. Сегодня история менеджмента не заканчивается, наука управления продолжает активно развиваться и совершенствоваться.

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х - начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.