Работа с личным составом вооруженных сил рф. Практические положения современной системы работы с личным составом в вс рф и зарубежных стран нато. Развернутый план занятия

30 декабря исполнилось 15 лет со дня образования психологической службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Именно в этот день в 2002 году был издан приказ Министра обороны №505 «О создании института психологов и социологов в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Об основных вехах становления и перспективах развития психологической службы в ВС РК рассказала начальник отдела психолого-социологической и военно-социальной работы Департамента воспитательной и идеологической работы Генерального штаба ВС РК подполковник Шынар Мухамеджанова.

Шынар Сайлаухановна, как я понимаю, при Вашем непосредственном участии происходило становление психологической работы в Вооруженных Силах.

Нет, что Вы... Во-первых, психология как наука сама давно уже заслужила себе право на широкое практическое применение, в том числе и в Вооруженных Силах. А во-вторых, начало моей деятельности в Департаменте воспитательной и социально-правовой работы датируется 2004 годом. К тому времени психологическая служба функционировала более года и стала полноправным структурным подразделением со своими задачами и функциями.

- Насколько было актуальным создание психологической службы в Вооруженных Силах?

Вы вспомните, какие это были времена. В те годы шло активное реформирование наших Вооруженных Сил. В кратчайшие сроки были созданы институт сержантов-профессионалов, Военная полиция, военные округа. В войска начали поступать новые образцы вооружения и военной техники, солдат-срочников стали постепенно замещать военнослужащие по контракту. Для работы с людьми в новых условиях требовались реформы и в гуманитарной сфере. И создание института психологов и социологов в Вооруженных Силах стало одним из направлений модернизации Вооруженных Сил.

Неверно будет утверждать, что в 2002 году мы пришли на «невспаханное поле». Уже в 90-е годы изучал основы военной психологии полковник Бирюков Валерий Михайлович, начальник военной кафедры Алматинского государственного университета. До сих пор его пособия являются основой для изучения военной психологии. Огромный вклад в становление психологической службы Вооруженных Сил внес ее первый начальник полковник Павлович Василий Игнатьевич. К сожалению, они безвременно ушли от нас. Это были офицеры еще советской школы, настоящие офицеры-воспитатели, которых по праву можно назвать основателями военной психологии в ВС РК.

- А насколько применение теоретических разработок в области психологии были оправданы в Вооруженных Силах?

С самых первых дней образования психологической службы огромный импульс ее развитию дал начальник Департамента воспитательной и социально-правовой работы, сегодня являющийся первым заместителем Министра обороны – начальником Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Мурат Майкеев. Причем, основывался он именно на своем личном опыте командира Сарыозекской дивизии, где в конце 90-х – начале 2000-х годов на постоянной основе внедрял анонимное анкетирование и выявление групп лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины. Это уже тогда дало результаты по искоренению тотального в то время казарменного хулиганства, поэтому по сей день востребовано в войсках.

Кстати, многие направления психологической работы, апробированные и примененные в свое время генерал-лейтенантом Майкеевым, сегодня внедрены в масштабе Вооруженных Сил. К примеру, в Аэромобильных войсках не совсем устойчивых в психологическом плане ребят стали распределять в подразделения обеспечения, где ниже интенсивность боевой учебы. Это серьезно оздоровило обстановку в подразделениях, позволило создать дружные, однородные, а значит, и боеготовые воинские коллективы. В Сухопутных войсках был выведен на новый уровень кадровый подбор командиров всех степеней, где основными исходными данными стали результаты их психологического изучения, их лидерские и интеллектуальные качества. Как результат – успешная учебно-боевая деятельность, боеготовое вооружение и военная техника, искоренение негативных фактов, «горящие глаза» и желание служить у личного состава.

Поэтому постоянное внимание начальника Генерального штаба к психологическим аспектам служебной деятельности – наглядный пример того, как должностные лица должны организовывать психологическую работу на местах.

- Как обычно для того времени, основным проблемным вопросом стал кадровый подбор?

Конечно! Тогда с трудом укомплектовывались даже должности, определяющие боевую готовность, а здесь встает необходимость набора военных психологов, которые должны компетентно работать с личным составом в условиях интенсивной учебно-боевой деятельности – в поле, в казарме, в парке. Основным кадровым ресурсом стали женщины-военнослужащие, имеющие психологическое образование. Обладая высочайшим уровнем ответственности и работоспособности, вчерашние выпускницы психологических факультетов институтов и университетов стали, да и остаются по сегодняшний день, ключевым звеном в системе психологической работы в Вооруженных Силах. В качестве примеров профессионального отношения к делу могу привести майора Наталью Гридасову (до замужества – Казакову), майора Дильнару Исмагулову, майора Жаныл Инкарбекову, капитана Алию Тауханову, которые стояли у истоков становления психологической работы в войсках.

Кроме того, благодаря вниманию Министра обороны Мухтара Капашевича Алтынбаева к подготовке кадров, мы с начала 2000-х годов получили возможность обучать специалистов военной психологии и социологии в Военном университете Российской Федерации, причем, как курсантов, так и слушателей и адъюнктов. Один из этих представителей – полковник Коваленко Александр Владимирович долгое время возглавлял психологическую службу Министерства обороны, а сегодня в Департаменте воспитательной и идеологической работы проходят службу лучшие и наиболее перспективные выпускники этого учебного заведения – капитан Арман Калышев и капитан Нурсахит Рахметов.

Причем, мы постоянно совершенствуемся в этом направлении. Буквально, неделю назад в Национальном университете обороны состоялся первый выпуск магистров военной психологии. В Военном институте Сухопутных войск в этом году прошел набор курсантов по специальности «психологическая работа в подразделении». Не остаются в стороне и лучшие выпускники «гражданских» вузов, решившие связать свою жизнь с армией, укомплектовывая первичные должности психологов – психологов батальонов.

- Нет сомнений, что из года в год совершенствуется и сама психологическая работа…

Само собой разумеется. С чего мы начинали? Изучение военнослужащих, тестирование караулов, выявление негативных фактов путем анонимного анкетирования, консультирование. Позже развитие получил дифференцированный подход к проблемным группам военнослужащих – так называемым группам «С» и «D». Кто предметно работает или работал с личным составом, тот поймет о чем я говорю. В дальнейшем было организовано распределение военнослужащих по подразделениям в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости, а по экипажам и расчетам – по их психологической совместимости. Психологический портрет сегодня стал основным характеризующим документом на любого военнослужащего. Внедрена система взаимопарного контроля «Жауынгерлік дос». Серьезным проектом является изучение и распределение офицеров-выпускников военных институтов в соответствии с их интеллектуальными способностями и индивидуально-психологическими качествами. Более того, психологические службы активно работают по изучению семейных отношений военнослужащих, выявляют актуальные проблемы и вносят предложения командирам по их решению. Незаменима психологическая работа как один из компонентов морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск.

Повышается влияние психологов на все стороны жизни и деятельности ВС РК. Во многом это обусловлено умелой организацией психологической работы на местах, нацеленностью на конкретного человека, оказание ему необходимой психологической помощи и поддержки. Там, где психологи умело и компетентно работают, значительно улучшилось прогнозирование процессов, происходящих в воинских коллективах.

Особо хочу отметить тесное взаимодействие на постоянной основе психологов с командирами, специалистами воспитательных структур, медицинскими работниками. Именно при комплексном подходе к организации своей работы психолог способен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Как видите, действительно, психологическая работа получила широкое развитие в Вооруженных Силах и сегодня представляет собой эффективный инструмент в руках главнокомандующих, командующих, командиров всех степеней для качественной работы с подчиненными.

- И в заключение вопрос на перспективу: какой Вы видите военную психологию в будущем?

История войн и военного искусства убедительно свидетельствует о том, что война становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений. Главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессионализма, мотивации, этических соображений в значительной степени зависит качество психологического содействия военнослужащим, а, следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановке.

Поэтому все современные исследования в области военной психологии, должны быть направлены на психологическую подготовку военнослужащих к боевым действиям

Мы сейчас видим развитие технических и программных средств психологической работы – полиграфологическое оборудование, автоматизированные психологические диагностики «Ақ сұңқар», автоматические системы обработки данных и многие другие. Уверена, что в будущем психологическая служба будет способна в режиме реального времени предоставлять самые необходимые сведения командирам для принятия решений, касающихся работы с подчиненными. Но в любом случае, и сегодня, и в будущем, военная психология – основа работы с личным составом.


Боевая служба розыскной группы

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для: - задержания особо опасных и...

Инженерное обеспечение обороны МСБ на БМП в пустыне

При уяснении задачи: Ш основные задачи инженерного обеспечения, от выполнения которых будет зависеть успех ведения оборонительного боя (содержание, силы, средства и время, необходимое для их выполнения); Ш задачи инженерного обеспечения...

· оценка и расчеты химической обстановки на химически опасном объекте; · оценка воздействия опасных факторов пожара на персонал и население; · оценка радиационной обстановки на местности при проведении работ в мирное время; · исследование...

Исследование инженерно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования автотранспортного предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций

Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются: 1. мероприятия...

Комплексная безопасность

Усложняющийся характер проблем безопасности в XXI веке...

Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем, возможно, решить только на государственном уровне, другие на уровне Министерства обороны, третьи, возможно...

Особенности и последствия ядерных техногенных катастроф

2.1 Индикаторы В главе 1 были представлены примеры различных техногенных катастроф. Однако их ущерб огромен не только с экологической, экономической, политической, психологической и др. сторон, но и с социальной...

Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте

На начальном этапе выдвижения федеральных войск к Грозному главная задача состояла в своевременном прибытии частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. На решение ее были направлены усилия командиров, штабов...

Планово-экономический отдел является структурным подразделением войсковой части 42737. Структуру и штат подразделения регламентируется Штатным расписанием...

Отчет о прохождении производственной практики в планово-экономическом отделе войсковой части 42737

Последовательность содержания работы командира патрульного взвода, по организации выполнения поставленной задачи

Инструктивные занятия со всем личным составом войсковых нарядов проводят офицеры подразделения и прапорщики -- командиры взводов по решению командира роты в учебном городке, классе, помещении с учетом особенностей выполняемой задачи...

Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

Процесс формирования местных органов военного управления Ленинградской области тесно связан с политическими, социально-экономическими и военными событиями, происходившими на территории России в начале XX века...

Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства командного состава роты

Действенность форм педагогического мастерства во многом зависит от характера деятельности участников. Самый нежелательный вариант, когда организаторы максимально активны, а воспитанники пассивны, только слушают или смотрят...

Советская артиллерия в Великой Отечественной войне

Развитие организационных форм советской артиллерии происходило в зависимости от экономических возможностей страны и конкретных условий ведения войны. В развитии организации артиллерии можно отметить два этапа. На первом этапе...

В любой войне побеждает та сторона, личный состав которой не только мастерски владеет оружием, но и беззаветно любит свою Родину, свой народ, предан своему Отечеству, обладает высокими морально-боевыми и психологическими качествами.

Поэтому воспитание личности - важнейшая проблема для общества и, в частности, для российских Вооруженных Сил.

Воспитание военнослужащих - это центральная составная часть процесса модернизации армии и флота Российской Федерации, одно из слагаемых общей системы обучения и морально-психологической подготовки военнослужащих.

Необходимо отметить, что в процессе реформирования Вооруженных Сил РФ воспитательная работа с военнослужащими была переименована в работу с личным составом, а органы воспитательной работы - в органы по работе с личным составом.

В современных условиях грамотное воспитание личного состава Вооруженных Сил РФ имеет огромное значение.

Основных причин тому несколько:

  • 1. коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, например, продолжающееся после распада Организации Варшавского договора расширение НАТО;
  • 2. нестабильная социально-экономическая и политическая обстановка в отдельных государствах близ азиатских границ России;
  • 3. снижение морально-психологического потенциала Вооруженных Сил из-за ослабления системы духовных ценностей в обществе;
  • 4. стремительное совершенствование оружия и боевой техники;
  • 5. все увеличивающаяся роль морально-психологического противоборства как компонента ведения вооруженной борьбы (это можно проследить на примере военных кампаний США в Ираке);
  • 6. применение новых подходов к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательная работа командира подразделения в этих условиях становится приоритетным направлением его служебной деятельности.

Командир (начальник) является организатором воспитательной работы. Он должен четко воспринимать сущность воспитания военнослужащих как процесс целеустремленного воздействия на сознание, чувства и волю воинов с целью формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств.Командиру подразделения важно уяснить, что субъектами воспитания в подразделении являются он сам, другие офицеры, старшинский состав, воинский коллектив, общественные организации.

Кроме того, субъекты воспитания могут находиться вне воинской части (трудовые коллективы, где работали подчиненные, родственники, друзья военнослужащих, органы государственной власти).

Командир также четко должен представлять себе объекты воспитательной работы: прапорщики (мичманы), старшинский состав, военнослужащие, проходящие службу по контракту, личный состав срочной службы, гражданский персонал ВС РФ.

Исходя из основного содержания воспитательной работы (про ведение государственной политики в Вооруженных Силах, формирование у воинов качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества), командир определяет для себя главную цель воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы заключается в формировании у подчиненных научного мировоззрения, целостного комплекса социально-ценностных качеств и на этой основе достижения высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности воинского коллектива, способности подразделения успешно решать практические задачи военной службы.

Достигая поставленной цели по воспитанию подчиненных, командир выполняет следующие функции воспитателя.

Основными структурными элементами системы управления воспитательной работой в подразделении являются:

  • 1. уяснение целей воспитания, анализ реального состояния воспитательной работы, определение направлений воспитательной деятельности;
  • 2. принятие решения на осуществление воспитательной работы и ее планирование;
  • 3. организация работы по выполнению поставленных целей;
  • 4. контроль над исполнением;
  • 5. оценка результатов воспитательной работы;
  • 6. коррекция воспитательной деятельности.

Основанием для определения целей и задач воспитания являются: ведомственные нормативно-правовые документы по вопросам воспитания личного состава; достигнутый уровень морально-боевых и психологических качеств личного состава, морально-психологического состояния подчиненных; мнения младших командиров; характер и содержание задач, решаемых подразделением. Переработав и осмыслив эту информацию, командир приступает к планированию воспитательной работы.

Сущность планирования воспитательной работы заключается в определении наиболее целесообразных в конкретных условиях воспитательных мероприятий, форм и методов их проведения.

Спланированные воспитательные мероприятия включаются в расписание занятий, составляется план воспитательной работы на месяц и отдельно - план на период выполнения конкретных учебно-боевых (боевых) задач.

План должен по своему содержанию обеспечить выполнение задач воспитания военнослужащих в ходе всей повседневной жизнедеятельности.Следует помнить: воспитание подчиненных осуществляется постоянно и непрерывно, а его конечные результаты зависят не только от воспитательной работы, а от всего уклада воинской службы.

В плане предусматриваются: собрания личного состава, беседы, мероприятия с активом подразделения, викторины, конкурсы, вечера вопросов и ответов, обмены опытом, тематические утренники.

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать:

  • 1. требования руководящих документов по организации боевой подготовки и воспитательной работы, задачи, поставленные старшими командирами (начальниками);
  • 2. задачи подразделения на месяц;
  • 3. текущие события в стране и за рубежом, в районе дислокации подразделения (части);
  • 4. итоги выполнения плана за прошедший месяц;
  • 5. мнения командиров взводов и актива.

С учетом вышеизложенного целесообразно продумать и спланировать мероприятия (в соответствии с основным содержанием плана воспитательной работы), определить сроки их выполнения и исполнителей.

Данные мероприятия и сроки их проведения согласовываются с командиром части (корабля). План подписывается заместителем командира части (корабля) по работе с личным составом. После утверждения плана необходимо своевременно ознакомить с ним непосредственных исполнителей.

Чтобы план не остался на бумаге, следует позаботиться о том, чтобы ответственные за выполнением намеченных в нем мероприятий были своевременно проинформированы, осмыслили цель и значение порученной им работы. Важно дать им обстоятельные советы, как лучше выполнить поручение, на что обратить главное внимание и обязательно проконтролировать исполнение.

В целях мобилизации личного состава на выполнение стоящих перед подразделением учебно-боевых задач (тактическое учение, боевое дежурство, караульная служба) отрабатываются отдельные планы воспитательной работы. Например, в ВМФ в плане подготовки и выполнения кораблем боевой задачи в море выделяют 4 периода.

Они компактны по объему, а структура отлична от ежемесячных планов и включает в себя работу:

В период подготовки выхода корабля в море организуются разъяснительные и мобилизующие мероприятия (общие собрания, инструктажи, беседы, обмен опытом).

В период перехода корабля в район выполнения боевой задачи и в период выполнения боевой задачи проводится регулярное информирование экипажей, расчетов, дежурных смен, распространение опыта отличившихся воинов.

В период перехода (возвращения) корабля на базу организуются поощрения личного состава, популяризация передового опыта, проведение мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа во многом определяет эффективность всей системы воспитания личного состава в подразделениях, мотивацию повседневной деятельности военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа - это целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными средствами массовой информации, офицерами и прапорщиками (мичманами) средств и методов информационною воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Основными формами информационно-пропагандистской работы являются:

  • 1. общественно-государственная подготовка;
  • 2. информирование;
  • 3. использование потенциала средств массовой информации;
  • 4. применение средств наглядной агитации.

В ходе информационно-пропагандистской работы особое внимание необходимо уделять формированию у личного состава уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн), олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившихся в нем обычаев и традиций.

В практике воспитания личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма российских военнослужащих применяются следующие формы работы:

  • 1. проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, Дням воинской славы (победным дням) России, дням видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов (флотов), объединений (флотилий), соединений и воинских частей;
  • 2. проведение воинских ритуалов;
  • 3. работа по увековечению памяти военнослужащих, погибших при защите Отечества: создание и сохранение музеев боевой славы воинской части, соединения, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, установление на местах воинской славы мемориальных знаков;
  • 4. организация взаимодействия с организациями ветеранов войн и военных конфликтов, армии и флота, воинской части;
  • 5. зачисление военнослужащих, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга, в списки воинских частей навечно и почетными солдатами (матросами) и пропаганда их боевого опыта;
  • 6. проведение встреч личного состава с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил;
  • 7. проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории боевых традиций.

Как отдельное направление следует выделять работу по воспитанию военнослужащих на традициях вида Вооруженных Сил, рода войск, округа (флота), соединения, корабля.

Контрольная деятельность командира включает получение информации о выполнении плана воспитательной работы, анализ полученной информации, оценку и коррекцию деятельности исполнителей.

Виды контроля:

По источникам получения информации:

  • 1. личный контроль (непосредственное наблюдение, изучение или участие в мероприятиях по воспитательной работе);
  • 2. доклады лиц, назначенных для проверки;
  • 3. доклады самих исполнителей;
  • 4. проверка отчетных документов (планы, протоколы).

По степени регулярности:

  • 1. систематический контроль, проводимый по заранее разработанному графику;
  • 2. эпизодический контроль;
  • 3. разовый контроль.

По объему информации:

  • 1. детальный контроль, когда проверяется не очень опытный исполнитель;
  • 2. общий контроль, когда осуществляется проверка знания основных положений проблемы.

Контроль позволяет выявить недостатки в проведении воспитательной работы, установить причины этих недостатков и ввести коррективы в деятельность исполнителей.

Оценка командиром результатов воспитательной работы включает следующие элементы:

  • 1. оценка достижений в работе;
  • 2. оценка соответствия проводимых воспитательных мероприятий решаемым задачам, правовым нормам, потребностям воинов;
  • 3. уточнение оптимальности и действенности воспитательных мер;
  • 4. определение уровня мастерства участников воспитательного процесса.

Оценить воспитательную работу можно лишь через практический результат службы личного состава.

В соответствии с нормативными документами по организации и проведению воспитательной работы во Вооруженных Силах Российской Федерации главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями личного состава является проведение в войсках государственной политики, формирование у военнослужащих качеств, гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач. Воспитательная работа строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России.

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию мероприятий боевой и мобилизационной готовности воинской части (подразделения), организации боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, боевого дежурства (боевой службы), учений, боевых походов и полевых выходов, караульной и гарнизонной служб и др.

Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводятся в батальонах, в полках, бригадах, дивизиях - ежемесячно и за период обучения.

Подведение итогов воспитательной работы предшествует анализ и предварительная оценка соответствующими должностными лицами хода и результатов воспитательной работы в воинской части (подразделении).

Исходными материалами для проведения анализа воспитательной работы могут служить:

  • 1. учет проведенных мероприятий в воинской части и подразделениях;
  • 2. учет контроля и участия руководящего состава воинской части в наиболее значимых мероприятиях воспитательной работы подразделений;
  • 3. мнения должностных лиц вышестоящих органов при посещении воспитательных мероприятий в воинской части;
  • 4. состояние боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы, боевой подготовки, караульной и внутренней служб, правопорядка и воинской дисциплины;
  • 5. регулярные доклады из подразделений о проведенной воспитательной работе за определенный период времени с кратким анализом ее состояния и перспектив.

Анализ состояния воспитательной работы отражает:

  • 1. выполнение плана воспитательной работы за определенный период (количественно-качественные характеристики проведенных мероприятий воспитательной работы в масштабе воинской части и в подразделениях);
  • 2. организацию и проведение мероприятий по основным направлениям воспитательной работы:
    • а) общественно-государственной подготовке;
    • б) информирование;
    • в) военно-социальной работе;
    • г) психологической работе;
    • д) культурно-досуговой работе;
  • 3. осуществление взаимодействия с государственными, общественными, религиозными органами, средствами массовой информации;
  • 4. эффективность методической и профессиональной подготовки должностных лиц воинской части, участвующих в проведении мероприятий воспитательной работы;
  • 5. морально-психологическое состояние военнослужащих, подразделений и воинской части в целом;
  • 6. состояние правопорядка и воинской дисциплины;
  • 7. личную примерность всех категорий военнослужащих части;
  • 8. индивидуально-воспитательную работу с военнослужащими, входящими в «группу риска»;
  • 9. участие должностных лиц управления воинской части (подразделения) в воспитательной работе;
  • 10. успешность выполнения решаемых воинской частью (подразделением) задач.

При проведении анализа следует сконцентрировать особое внимание на организации и проведении мероприятий по следующим основным направлениям воспитательной работы.

Общественно-государственная подготовка. Оценивается по следующим показателям:

  • 1. планирование и качество проведения занятий;
  • 2. участие руководящего состава в проведении занятий;
  • 3. методическая грамотность и подготовленность руководителей занятий;
  • 4. использование на занятиях наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программе;
  • 5. использование возможностей Домов офицеров, музеев и комнат боевой славы, клубов, библиотек, местных учреждений науки и культуры;
  • 6. причины необоснованных срывов занятий;
  • 7. посещаемость и оценки за индивидуальные знания обучаемых.

Информирование. Оценке подлежит:

  • 1. состояние методического обеспечения информационных мероприятий;
  • 2. тематики информации и участие руководящего состава при их проведении;
  • 3. насыщенность и злободневность информирования;
  • 4. состояние пропаганды передового войскового опыта, обучения и воспитания личного состава;
  • 5. взаимодействие с органами государственной власти на местах, общественными организациями, ветеранскими движениями, патриотическими клубами в интересах общественно-государственной подготовки, информирования личного состава, военно-патриотического воспитания населения, подготовки молодежи к военной службе;
  • 6. использование военных средств массовой информации;
  • 7. состояние подписки на газеты и журналы, и их распространение по подразделениям;
  • 8. информационные запросы и настроения личного состава;
  • 9. реализация мер по защите военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия;
  • 10. регулярность просмотра и прослушивания личным составом информационных программ российского радио и телевидения;
  • 11. состояние работы библиотеки, телецентра и радиоузла воинской части в интересах методического и информационно-справочного обеспечения общественно-государственной подготовки и информирования;
  • 12. посещаемость и организационные вопросы при проведении информационных мероприятий.

Кроме того, заместитель командира по работе с личным составом дает оценку деятельности должностных лиц, которые подчинены ему непосредственно; общую оценку достигнутого уровня воспитанности личного состава, индивидуальную оценку, оценку отдельных категорий и подразделений; предварительную оценку проведенной воспитательной работы в воинской части для доклада командиру воинской части.

В настоящий момент нормативными документами не определены критерии и порядок оценки воспитательной работы в воинской части (подразделении). Следовательно, каждый командир (начальник) вправе самостоятельно делать оценку воспитательной работы. Наиболее целесообразна, на наш взгляд, двухуровневая система оценки: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Таким образом, работа командира подразделения по воспитанию личного состава является приоритетным и сложным направлением его деятельности.

Чтобы успешно выполнять функцию воспитателя и руководителя военно-педагогического процесса, следует постоянно заниматься самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство.

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную работу в органах внутренних дел, являются:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что воспитательная работа - основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности .(п.46 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80)

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством ре-шения следующих задач:

Формирование государственно-правово-го мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государ-ственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

Мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

Обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь, профессионального становления и формирования личности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел;

Воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

Формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

Воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

Использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

Психологическое обеспечение работы с кадрами, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

Формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престиж-ности профессии стража правопорядка.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально- психологического состояния личного состава.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

Воспитательной работе присущи закономерности:

Соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

Выбор средств, форм и методов воспитания, адекватных целям и зада-чам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются: формирование государственно-правового мировоззрения; правовое воспитание; профессионально- нравственное воспитание; патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональ-ных отношений; эстетическое воспитание.

Основными средствами реализации задач воспитания являются индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) является важнейшей со-ставной частью многогранного процесса воспитания. Одним из основных средств реализации задач воспитания, в соответствии с Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», является именно индивидуальная воспитательная работа.

Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:

всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. Таким образом, формирование личности - это процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и изменение в связи с этим внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИBP имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества, при этом она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, так как проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели; характеризуется оперативностью, так как может проводиться в любое время и в любой обстановке; обладает наиболее высокой действенностью в силу ее избирательности и конкретности, так как обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и с учетом этих данных определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность. Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности. В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности руководителя и сотрудника друг перед другом.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства. Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами (блоками).

Блок 1 - это требования к личности сотрудника органов внутренних дел - это требования системы МВД России, подразделения (службы), должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2 - это изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться руководителю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Блок 3 - это анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям должен учитывать, что будущие сотрудники испытывают значительные затруднения при попытке анализа своей пригодности к той или иной должности, обусловленные неадекватностью оценки не только своих качеств, но и требований профессии. Даже у более опытных сотрудников нередко бывают слишком ограниченные представления о своих обязанностях, ошибочное представление о предъявляемых к ним профессиональных требованиях.

Блок 4 - составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5 - это подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия, что предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Блок 6 - это направление усилий руководителей на личность, что предусматривает учет уровня подготовленности и профессионализма каждого сотрудника, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании. К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования.

Блок 7 - это контроль индивидуальной воспитательной работы, что выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт сотрудников с оценкой уровня развития их личностных и служебно-профессиональных качеств.

Основными требованиями к индивидуальной воспитательной работе выступают:

ИВР должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

ИВР должна охватывать всех сотрудников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы необхо-димо учитывать динамичность развития личности сотрудника, так как с течением времени человек развивается, приобретает жизненный опыт и знания, меняется в нравственном и физическом отношении и т.д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи повышенного внимания требуют лица, проходящие стажиров-ку перед их поступлением на службу.

Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Эта работа предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т.д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности.

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т.д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается как на члена коллектива.

Значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования органов и подразделений внутренних дел, как собрания личного состава (общие и по категориям сотрудников), советы ветеранов, наставников и др.

В соответствии с п.44приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определены категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании:

Сотрудники, в том числе курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России, имеющие по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности (не менее 6 мес.);

Сотрудники с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно - служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости (не менее 3 мес.);

Сотрудники, имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц (не менее 3 мес.);

Сотрудники, склонные к аддиктивному поведению (не менее 3 мес.);

Сотрудники, допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме (не менее 1мес.).

В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками: впервые принятыми на службу в органы внутренних дел; окончившими образовательные учреждения МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений); многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей; пережившими сложные жизненные ситуации.

Индивидуальные формы воспитательной работы с личным составом, сроки проведения и их периодичность определяются руководителем (заместителем) подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в форме индивидуальных бесед (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие; индивидуальной помощи; индивидуальных заданий и поручений; систематического индивидуального контроля за деятельностью сотрудника; заслушивания сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; посещения сотрудника по месту жительства.

Групповые формы воспитательной работы предполагают государственно-правовое информирование; групповые беседы; доклады; устные журналы.

Коллективные формы воспитательной работы проводятся в форме общих собраний; торжественных ритуалов (вручения Знамени, возложение венков к памятникам боевой славы, торжественного принятия Присяги, вручения удостоверений, погон, государственных наград, наградных знаков, объявление поощрений); празднований, посвященных датам и событиям общенародного, профессионального характера; наглядной агитации.

Таким образом, можно отметить, что сущность воспитания сотрудника органов внутренних дел проявляется как процесс целенаправленного взаимодействия всех субъектов служебной деятельности, которое обеспечивает эффективное решение оперативно-служебных задач и формирования сотрудников как гармонично развитых личностей, как профессионалов.

Эффективность применения различных методов и форм воспитательного воздействия во многом зависит от руководителя, а также от наличия или отсутствия у сотрудника соответствующей потребности на приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально важных качеств, на способность самосовершенствования и самовоспитания.

Стиль руководства опирающийся на командно-административные методы работы с людьми остался в прошлом и на сегодняшний день руководитель в рамках управленческой деятельности должен владеть различными формами воспитательной работы, наиболее эффективными на современном этапе методами воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.

Начальник 76 ПЧ Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве

майор внутренней службы

2007 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по общественно - государственной подготовке

Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.

Тема: Психолого-педагогические особенности воспитательной работы

с личным составом. Система работы по укреплению служебной

дисциплины и правопорядка в подразделении.

Вид занятия: Классно-групповое

Цель: Изучение с л/с материала по данной теме.

Время: 2 часа.

Место проведения: Учебный класс.

Развернутый план занятия.

Воинская дисциплина является од­ним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделе­ний. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.

Дисциплина (в переводе с лати­нского языка - обучение, воспита­ние) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря кото­рым достигается согласованность действий. В словаре русского языка дис­циплина определяется как «обяза­тельное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установлен­ному порядку, правилам».Дисциплина выступает важней­шим фактором стабильного функ­ционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью.


Известный педагог ­ренко, исследуя феномен дисцип­лины, сделал следующие выводы:

1) дисциплина необходима кол­лективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек разви­вался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;

3) в каждом коллективе дисцип­лина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов кол­лектива;

4) дисциплина украшает коллек­тив и каждого отдельного члена коллектива;

5) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищен­ное, свободное положение и созда­ет полную уверенность в своих правах и возможностях;

6) дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходит­ся делать что-нибудь ответствен­ное, требующее значительной отда­чи. Здесь также важно осознание
необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для все­го общества и государства.

В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсуд­ности морских и сухопутных воен­нослужащих».

В зависимости от сферы деятель­ности людей принято различать го­сударственную, трудовую, общест­венную, партийную и другие фор­мы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины явля­ется воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Фе­дерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

Она призвана регулировать во­инский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспече­ния высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой соб­ранности, точности и выдержки, взаимопонимания , оперативности выполнения всех распоряжений.

Воинская дисциплина имеет ха­рактерные черты, обусловленные спецификой воинской деятельнос­ти, среди которых необходимо вы­делить:

При решении задач поддержания и укрепления воинской дисципли­ны и правопорядка наряду с соци­ально-политическими, экономи­ческими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогичес­кую составляющую воинской дис­циплины.

Прежде всего необходимо изу­чать и знать индивидуально-лично­стные качества военнослужащих, к которым относятся:

Особенности физического раз­вития и состояние здоровья;

Жизненный опыт;

Направленность и мотивы пове­дения;

Темперамент и эмоциональные состояния;

Особенности характера и воле­вые качества;

Способности и интеллектуаль­ные особенности;

Уровень воинского мастерства.

Следует подчеркнуть, что в рабо­те по укреплению воинской дис­циплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учиты­вать и широкий спектр коллектив­ных, социально-психологических факторов, к числу которых отно­сятся:

Личная дисциплинированность каждого военнослужащего в от­ дельности;

Организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и поддерживать дисциплину в части, подразделении;

Активность воинского коллек­тива, его нацеленность на выпол­нение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и бое­готовности частей и подразделе­ний.

Кроме того, социально-психоло­гическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимо­действия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе вза­имные требования, согласованные совместные действия, коллектив­ные убеждения и внушения , взаим­ный контроль, воздействие личным примером.

Важнейшим условием укрепле­ния воинской дисциплины в части (подразделении) является постоян­ное совершенствование педагоги­ческой культуры офицерских кад­ров.

Все психолого-педагогические составляющие воинской дисципли­ны действуют взаимосвязано. Эф­фективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действеннос­ти других составляющих. При этом решающая роль эффективного вли­яния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделе­нии принадлежит командиру, за­местителю командира по воспита­тельной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к рабо­те по укреплению воинской дис­циплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.

Важно иметь в виду, что ни кол­лектив сам по себе, ни каждый во­еннослужащий в отдельности, ка­кими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в час­ти, подразделении высокой орга­низованности и порядка без ква­лифицированного руководства, единой воли командира (началь­ника), опирающегося на воинский коллектив.

Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте следует рас­сматривать с позиций комплексно­го воздействия на военнослужаще­го в течение всей его службы и ре­шать путем всестороннего, гармо­ничного развития личности. В Дис­циплинарном уставе ВС РФ под­черкивается, что воинская дисцип­лина достигается воспитанием у военнослужащих высоких мо­рально-психологических и боевых качеств, сознательного повинове­ния командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой орга­низацией боевой подготовки, тре­бовательностью командиров.

Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию во­инской дисциплины строится на основе следующих принципов:

Индивидуальный и дифферен­цированный подход;

Опора на положительное в дея­тельности военнослужащего;

Предметность, адресность и персонифицированность требова­ний;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований дис­циплины;

Систематичность, последовательность и оперативность в реаги­ровании на нарушения;

Объективность при оценке сос­тояния воинской дисциплины;

Целенаправленное стимулиро­вание дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир части (подразделе­ния), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины:

1) лично изучает ее состояние;

2) выявляет причины нарушений дисциплины;

3) определяет и оценивает работу командиров подразделений по ук­реплению дисциплины;

4) определяет наиболее эффек­тивные формы и методы этой ра­боты;

5) определяет цель, основные направления, пути и способы дос­тижения высокого уровня воинс­кой дисциплины в подразделениях и части в целом.

Необходимо акцентировать вни­мание, что вся работа должна но­сить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практичес­ки это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской дея­тельности: боевую подготовку, ка­раульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность во­еннослужащих.

На практике это осуществляется таким образом:

I I. По организации и методике это означает:

1. Постоянное руководство вос­питательной работой:

Своевременное определение це­лей и постановка задач в области воинской дисциплины;

Включение в воспитательную работу всех категорий руководите­лей и координация этой деятель­ности;

Квалифицированное знание ру­ководящих документов;

Систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на соб­раниях и сборах различного уровня.

2. Обеспечение высокой теорети­ческой и методической подготовки всех категорий командиров (на­чальников).

3. Охват воспитательным воздей­ствием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе соци­альных, психологических, нацио­нальных, профессиональных и дру­гих особенностей всех категорий военнослужащих:

Обеспечение непрерывного вос­питательного воздействия на все стороны жизни личного состава;

Оперативность и гибкость в ра­боте;

Использования всего комплек­са форм и методов работы (см. схе­му 1), дифференцированный под­ход в воспитании различных кате­горий военнослужащих;

Высокое педагогическое масте­рство, педагогический такт и про­фессиональное владение педагоги­ ческой техникой.

4. Постоянный контроль и прак­тическая проверка результатов вос­питательной работы.

5. Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2).

6. Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение.

Таковы общие требования и ос­новные направления, формы и ме­тоды работы должностных лиц час­ти (корабля) по поддержанию и ук­реплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специ­фические задачи, которые накла­дывают характерные особенности на повседневную деятельность во­еннослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкрет­ной части (подразделении) необхо­димо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисципли­ны определяют основные направ­ления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содер­жание, формы и методы воспита­тельных воздействий, создавать ус­ловия, способствующие организо­ванности личного состава.

Методический план составил:

Заместитель начальника 76 ПЧ Управления

по ЮВАО Главного управления

МЧС России по городу Москве

майор внутренней службы