Юридическая помощь по открытию общепита. Разрешительные документы для открытия общепита. Правовые основы деятельности предприятия общественного питания

1-2 день

1. Правовые основы деятельности предприятия общественного питания.

  • Законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную
    деятельность ресторана, кафе, бара, др. ;
  • Нормативные правовые документы, методические и нормативно-технические
    материалы по правовой деятельности предприятия общественного питания;
  • Гражданское, трудовое, финансовое, административное, коммерческое
    налоговое законодательство применительно к сфере общественного питания.

2. Получение лицензии на реализацию алкогольной продукции. Антитабачный закон.

  • Перечень необходимых мероприятий и документов для получения лицензии.
  • Оформление и хранение сертификатов.
  • Особые сопроводительные документы для алкогольной продукции.

3. Договорная работа в деятельности предприятий общественного питания.

  • Основные принципы действующего законодательства,
  • Основные рабочие договоры,
  • Порядок заключения и оформления договоров
  • Аренда и покупка помещений под заведение
  • Контроль договоров аренды, поставки, составление дополнительных соглашений и протоколов разногласий к ним,
  • Переговоры по поводу заключения договоров;
  • Работа с регистрирующими органами (ФРС, ФНС и т.д.);
  • Правовая экспертиза хозяйственных договоров
  • Отношения с поставщиками

4. Оперативная работа и работа с документооборотом юридического отдела на предприятии общественного питания.

  • Приведение документации в соответствие с нормативными требованиями
  • Контроль за своевременным обновлением разрешительной документации предусмотренной на предприятии общественного питания
  • Систематизация, учета и ведения правовой документации.
  • Учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел.

5. Работа с кадровыми документами. Защита от недобросовестных работников.

  • Составление правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций
  • Создание, внесение изменений или отмена приказов и локальных нормативных актов,
  • Разработка условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений,
  • Контроль оформления трудовых отношений с работниками
  • Миграционный контроль
  • Оформление документов о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с установленным Порядком
  • Подготовка совместно с другими подразделениями материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, о нарушениях экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в следственные и судебные органы.

6. Претензионная работа. Защита интересов предприятия в суде общей юрисдикции, арбитраже.

  • Защита прав потребителей и работа с жалобами .
  • С поры по защите прав потребителей
  • Участие в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий.
  • Работа с дебиторской и кредиторской задолженностью
  • О бжалование штрафов,
  • Споры по заключенным договорам
  • Защита по авторским правам (включая отношения с РАО и ВОИС).

7. Сертификация и стандартизация предприятий общественного питания:новые требования

8. Общая информация о проверках на предприятиях общественного питания

  • Типичные нарушения в сфере услуг общественного питания.
  • Необходимый и законодательно утвержденный сборник документов на предприятиях общественного питания для всех проверяющих органов РФ.
  • Порядок процедуры государственного контроля и надзора за деятельностью предприятий общественного питания.
  • Требования и полномочия Роспотребнадзора, налоговых, трудовых, пожарных и других контролирующих органов.
  • Новое в порядке проведения проверок в свете Федерального закона РФ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 31.12.2014 г.
  • Виды проверок. Документарные и выездные. Плановые проверки. Основания для внеплановой проверки. Изменения порядка проведения внеплановых проверок предприятий общественного питания согласно п.2. ст.13 ФЗ № 532 от 31.12 2014 г. Комплексные (совместные) проверки. Повторные проверки.
  • Что не вправе проверять/требовать/осуществлять проверяющий при проведении надзорного мероприятия? В каких случаях можно и нужно отказать инспектору в проведении проверки?
  • Процедура прохождения проверки.
  • Меры административного взыскания при выявлении нарушений на предприятии общественного питания: штрафы, предписания, ведение карантина, приостановление деятельности, возбуждение уголовного дела. Протокол об административном нарушении. Сроки устранения нарушений. Арбитражная практика.

9. Проверки инспекцией Роспотребнадзора (отдел надзора за питанием населения): контроль качества и безопасности продукции и услуг питания, наличие системы XACCP на предприятии (с 15.02.2015 обязательной для пищевой промышленности) системы управления безопасностью производства пищевой продукции.

  • Проверка наличия рабочей группы, ответственной за ХАССП.
  • Проверка разработанной документации и ее соответствие принципам ХАССП.
  • Штрафы и административное приостановление деятельности за отсутствие системы ХАССП в соответствии со ст. 14.43 КоАП РФ (ФЗ № 195).
  • Минимум мероприятий, необходимых для того, чтобы доказать проверке, что предприятие работает и выпускает безопасную продукцию в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2013 «О безопасности пищевой продукции» и ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП».
  • Документы по производственному контролю (ПК), их согласование с Роспотребнадзором, выполнение мероприятий по Программе ПК; договор на проведение лабораторных исследований;
  • Санитарно-техническое состояние помещений, требования к их устройству и содержанию;
  • Требования к приему и хранению пищевых продуктов в соответствии с требованиями ТР ТС и принципами ХАССП, к наличию измерительных приборов для контроля за режимом хранения; к обработке сырья и производству продукции с учетом принципов ХАССП; к реализации готовых блюд и оказанию услуг общественного питания, предупреждение нарушения в сфере защиты прав потребителей; к условиям труда и соблюдению личной гигиены персоналом согласно санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
  • Документооборот качества, разработанный и оформленный в соответствии с требованиями всех ФЗ, ГОСТов, ТР ТС, Стандартов, СанПинов, СНиПов, Правил, Методических указаний и прочих актов (от Положения о техобслуживании и Бракеражного журнала до Графика контроля факторов производственной среды).

10.Проверка Государственного пожарного надзора.

  • Документы, содержащие требования к пожарной безопасности и документы, регулирующие процедуру проверки
  • Нововведения в КоАп РФ в части усиления ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Спорные вопросы по исполнению требований закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. о запрете курения в помещениях, предназначенных для услуг общественного питания. Штрафы за нарушения запрета на курение.

11. Проверка Федеральной инспекции труда предприятий общественного питания.

  • Требования трудового законодательства и правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно Постановлению Правительства РФ № 875 от 01.09.2012 г. и Административным регламентам.
  • Проверка наличия и содержания трудовых договоров, трудовых книжек и их учета, табелей учета рабочего времени и графиков сменности, наличия и содержания кадровых приказов.
  • Требования к Положению о персональных данных, Положению об оплате труда.
  • Какие документы по выплате заработной платы вправе потребовать проверяющий?
  • Проверка документов по охране труда: на что обратить особое внимание?
  • Ответственность за нарушения трудового законодательства.

12. Проверки Федеральной миграционной службы и выявление фактов нарушения миграционного законодательства организациями, привлекающими иностранную силу.

При открытии заведения общественного питания, прежде всего, следует руководствоваться такими федеральными законами, как от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В первую очередь необходимо получить разрешение от Роспотребнадзора на размещение кафе (ресторана) в выбранном месте.

Помимо договора на вывоз пищевых отходов и бытового мусора, Роспотребнадзор проверяет наличие договора на дератизацию и дезинсекцию.

Для организации работы заведения важно выбрать помещение, соответствующее санитарным нормам. "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" содержит нормы и правила, предъявляемые к общепитам. Помещение внутри должно быть оснащено системой вентиляции, канализации, водосточной системой. Вода должна соответствовать нормам санитарного контроля, установленным для питьевой воды. Объект должен иметь обособленный туалет, раковины для мытья рук, дезинфицирующие средства. Для персонала должны быть обустроены отдельные комнаты для туалета. Стены объекта должны иметь моющееся покрытие. Помещение должно содержаться в чистоте, поэтому в заведении обязательно должны быть сотрудники по уборке.

Среди прочих документов понадобится сертификат по ISO 22000:2007. Система менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции ISO 22000 2007 ГОСТ — система управления и контроля качества и безопасности пищевой продукции, созданная для предприятий сферы пищевой промышленности. На территории Российской Федерации с февраля 2015 года сертификация ISO 22000 является обязательной для всех компаний, занимающихся пищевой промышленностью. Работа предприятий, занимающихся производством пищевых продуктов и не имеющих сертификата ИСО 22000 2007 ГОСТ, является незаконной, соответственно, их владельцы могут понести административное наказание. Стоит отметить, что в России считается действительным как международный стандарт ISO 22000 2007 ГОСТ, так и его российский аналог ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

Также важно провести сертификацию общественного питания. Сертификация общественного питания проводится на установление соответствия следующим нормативным документам:

ГОСТ Р 50763-95. Данный документ устанавливает общие технические условия для реализуемой населению кулинарной продукции; ГОСТ 28-1-96. Документ устанавливает стандарты для производственного персонала, работающего в отрасли общественного питания;

ГОСТ Р 50935-96. Документ устанавливает требования для обслуживающего персонала, работающего в данной отрасли;

ГОСТ Р 50764-95.

Сертификация питания проводится уполномоченными государственными органами. Заказать подтверждение соответствия данной услуги можно в любом центре сертификации, который имеет аттестат государственной аккредитации в данной предметной области. Например, в центре подтверждения качества в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Челябинске и т.д.

Для сертификации питания необходимо предоставить документацию, которая в полной мере отражает соответствие данной услуги всем предусмотренным для нее требованиям и нормам: документы, подтверждающие соответствие нормам пожарной безопасности, лицензии на продажу продукции, содержащей алкоголь, свидетельства о государственной регистрации на реализуемую продукцию, протоколы исследований характеристик оказываемой услуги, документы, подтверждающие качество реализуемой продукции.

Следующее необходимое разрешение - это разрешение от органов пожарной безопасности. Для этого необходимо связаться с соответствующей организацией для того, чтобы ее сотрудники смогли провести осмотр и анализ помещения.

За разрешением от пожарной охраны необходимо обратиться в местное Управление ГПС МЧС России (противопожарная служба) по месту регистрации предприятия общественного питания. Для составления заключения необходимо будет подать письменное заявление и приложить к нему документы, а именно:

Письменное заявление на получение заключения о соответствии помещения противопожарным нормам;

Документы, удостоверяющие право собственности или аренды помещения;

Учредительные документы предприятия;

Свидетельство о госрегистрации;

Свидетельство о постановке налогоплательщика на учет;

Выписку из ЕГРЮЛ;

План помещения, составленный и заверенный в БТИ, с экспликацией;

Документы об обучении персонала и овладении им мерами противопожарной защиты;

Договоры с аккредитованными компаниями на техобслуживание средств локализации и тушения пожара, пожарной сигнализации, вентиляции, молниезащиты, противодымной защиты;

Акт проверки работоспособности вентиляционной системы и технического состояния дымохода;

Акт о замере показаний сопротивления в электросети;

Разработанное для данного помещения руководство по обеспечению пожарной безопасности;

Акт об испытании работы системы противопожарного водоснабжения;

Приказ о назначении сотрудника, на которого возложена ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта.

Также потребуется получение разрешения на соответствие всем санитарным нормам. Разрешительный порядок начала деятельности по оказанию услуг общепита с 1 июля 2009 г. заменен на уведомительный (Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Правила предоставления такого уведомления отражены в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, в соответствии с которым Роспотребнадзор (ранее назывался СЭС) становится уполномоченным органом по приему уведомлений от предприятий общепита. Заключение выдается после подачи заявления владельцем общепита в течение ближайших 10 суток после представления всех необходимых документов, список которых включает:

Само заявление на выдачу разрешения;

Ксерокопию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

Копию договора аренды или подтверждение права собственности на помещение;

Санкнижки сотрудников.

Помимо СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», следует обратить внимание на СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования».

Ресторанный бизнес: советы юриста. Часть I

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Как открыть ресторан: об особенностях заведений разных форматов, торговле алкоголем и уведомлении о начале работы.

Первая статья из цикла публикаций, посвященного ресторанному бизнесу. Полезное чтение для будущих владельцев кафе и опытных рестораторов.

Общественное питание, наверное, одна из самых сложных сфер бизнеса, регулируемых законом. В то же время ресторанный бизнес весьма популярен и престижен, он был и будет всегда. Требований к нему – масса, проверяющих органов и оснований для проверок – тоже достаточно. В правилах легко запутаться, а многие предписания подчас далеко не очевидны.

Если вы открываете ресторан впервые, то, возможно, даже не знаете, с чего начать. Тогда вся информация в нашей статье, первой из цикла материалов для владельцев ресторанного бизнеса, – точно для вас. Но даже тем, кто уже не первый год владеет сетью кафе, эта серия публикаций может оказаться интересной и полезной. Мы собрали воедино «общепитовскую» практику работы наших специалистов разных отраслей и хотим рассказать вам о том, что необходимо учитывать в вашей работе, как снизить риск появления претензий, штрафов, негативных последствий неправильного оформления документов...

Такие разные форматы

Для того чтобы понять, какие требования закона относятся к вашему заведению и как же все это правильно оформить, нужно, в первую очередь, определиться с форматом работы. Кофейня? Пиццерия на фудкорте? Перевозная кондитерская? Доставка суши?

Если ваше заведение временное или передвижное (фургон, палатка, питание на общественном мероприятии и т.п.), следует обратить внимание на требования раздела 6 Санитарно-эпидемиологических нормативов и правил СП 2.3.6 1079-01 от 03.04.2003. Кроме этого, вашу работу могут регулировать различные региональные акты, предписания местных органов власти или организаторов мероприятия.

Если вы открываете кафе на фудкорте , тщательно изучите договор с владельцем торгового центра или другим арендодателем. Как правило, менять текст договора организаторы фудкорта не любят. Но здесь очень важно заранее понимать некоторые нюансы. Согласно нашей практике, наиболее проблемными являются вопросы разграничения ответственности (виноваты ли вы в том, что к вам из соседнего кафе прибежал таракан), использования помещения (могут ли ваше кафе задвинуть в самый дальний и непосещаемый угол), режима работы (ТЦ стал закрываться раньше, и вы теряете заработок), рекламы и конкуренции (где висит вывеска, как привлекать посетителей).

Если заведение планируется расположить на объекте с особым статусом , то работать там стоит только после подробного изучения этого статуса, режима, правил и прочего. Это касается объектов культурного наследия, закрытых объектов, образовательных, медицинских и тому подобных учреждений, а также жилых домов. В последних существуют ограничения, касающиеся факторов, которые могут обеспокоить жителей (запахи, шумы, выбросы), а также есть нюансы по использованию общедомового имущества и обслуживанию территории.

Доставка продукции и работа через интернет-магазин также предполагают особенности. Требований к залу обслуживания уже, конечно, не будет. Но вот требования об информировании потребителей нужно соблюдать в полном объеме! Ниже мы еще поговорим о том, что до заказа потребитель должен получить данные о предложенном блюде, предоставленной услуге и самой фирме (Закон о защите прав потребителей, стст. 8-12, 26.1).

Еще есть мнение, что ограничения на сумму заказа при доставке нарушают права потребителя. Чтобы не получать претензии и штрафы по этому поводу, следует грамотно разработать такой документ, как Правила оказания услуг.

При приготовлении экзотических блюд, полуфабрикатов проверяйте наличие требований к конкретному продукту. Особое внимание необходимо уделить производственному контролю и его документированию, сохранению документов, подтверждающих качество сырья.

О торговле алкоголем

Напомним, что к алкогольной продукции относится, в том числе, пиво, сидр, медовуха и прочие напитки, содержание этилового спирта в которых составляет более 0,5 процента объема готовой продукции (ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ).

Для того чтобы в кафе подавать хотя бы что-то из перечисленного, обязательно нужна лицензия! Требования к заведению и порядок выдачи лицензии устанавливаются региональным законодательством, актами местной власти. Лицензия обычно действует только в одном регионе, и выдается на конкретное помещение и конкретную организацию. Ее выдает такой орган, как Министерство поддержки малого предпринимательства или ему подобный (в разных регионах ведомства могут называться по-разному). За выдачу лицензии уплачивается пошлина – около 60 000 рублей в год.

Каждый, наверное, слышал про ограничения торговли алкоголем: возрастные, временные и территориальные.

Продажа алкогольной продукции разрешена только лицам старше 18 лет. Распространен миф, что есть еще ограничения, связанные с 21-летним возрастом, но на самом деле законом ничего такого не предусмотрено.

Ограничения по территории продажи касаются:

  • культурных, детских, спортивных, образовательных, медицинских учреждениях и прилегающих территорий;
  • транспорта, остановок, вокзалов, аэропортов;
  • рынков, мест массового скопления граждан, мест расположения источников повышенной опасности,
  • нестанционарных торговых объектов.

Важно! Перечень конкретных объектов и мест, размеры прилегающих территорий и процедуры замера определяют региональные и местные органы власти, так что каждую конкретную точку можно и нужно предварительно проверить на соответствие. Местные чиновники устанавливают также ограничения по времени продажи алкоголя в регионе.

Все подробности о торговле алкоголем вы найдете в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Кроме того, на продаваемый алкоголь нужно всегда иметь все сопроводительные документы: сертификаты о соответствии, декларации о соответствии, маркировку, товарно-транспортные накладные, справки, уведомления, доказательства уплаты акцизов (ст. 10.2 упомянутого Федерального закона №171-ФЗ).

При растущем спросе на услуги общественного питания, качество их оказания в ряде случаев вызывает претензии со стороны граждан.

Поэтому потребителю следует знать о своих правах при пользовании данными услугами.

Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила).

Все предприятия общественного питания подразделяются на пять типов: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

В свою очередь, рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать определенным требованиям. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.

Право на информацию

На вывеске организации общественного питания размещается следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы.

Индивидуальный предприниматель также должен также предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавш его его органа.

Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя).

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

​ перечень услуг и условия их оказания;

​ цены в рублях и условия оплаты услуг;

​ наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

​ сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции.

​ сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов).

​ обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.

​ правила оказания услуг общественного питания.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Каким образом доводится информация?

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.

В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Порядок оказания услуг

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.

При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).

Зачастую при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.

Предварительный заказ столика

Во всех организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола - Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счет заказа.

Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения.

Момент и способ оплаты услуг (предварительная, после отбора блюд, после приема пищи, с авансом или без него, наличный или безналичный расчет) определяется соглашением сторон.

При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие).

Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним (п. 18 Правил).

Право на отказ потребителя от услуг

Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.

Потребитель хочет взвесить блюдо

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции (п.21 Правил). Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).

Нарушены права потребителя

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а)безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.

Так, если в блюде были обнаружены посторонние предметы (например, мухи, стекло), то потребитель вправе потребовать повторно бесплатно приготовить блюдо надлежащего качества в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежаще исполнен (другими словами, в первоначально установленный срок).

Если еда просто приготовлена некачественно, то он на основании п.п. 2 п. 26 Правил вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).

Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Необходимо помнить, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг (кассовый чек и т.д.).

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).