Сторонники протекционизма утверждают что пошлины. Сущность политики протекционизма и фритредерства. Случаи ограниченного применения протекционизма

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

1. Понятие и элементы международной торговли.
2. Преимущества внешнеэкономических связей: абсолютные и сравнительные преимущества.
3. Торговая политика и её инструменты.
4. Таможенные тарифы и импортные квоты.
5. Инструменты регулирования экспорта
6. Демпинг.
7. Практическое задание
8. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

7. Практическое задание

1. Для того, чтобы иметь сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, страна должна:

а) обладать абсолютным преимуществом в его производстве;
б) производить данный товар в большем количестве, чем другие страны;
в)производить данный товар с меньшими издержками, чем в других странах;
г) производить данный товар дешевле, чем обходится ей производство других товаров;
д) при производстве товаров выполнять все вышеперечисленные пункты.

2. Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, то это означает, что она:
а) имеет сравнительное преимущество в его производстве;
б)производит его в больших количествах;
в) производит его с меньшими издержками, чем другие страны;

г) производит его при условиях, характеризующихся отрицательными ответами на все вышеперечисленные пункты.
Ответ: б

3. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие
торговые барьеры необходимы для:
а) защиты нарождающихся отраслей от иностранной конкуренции;
б) повышения уровня занятости в стране;
в) предотвращения демпинга;
г) обеспечения национальной безопасности страны;
д) всего, что перечислено выше.

4. Какая из перечисленных форм государственного регулирования внешнеэкономических связей не является существенным препятствием для
свободы торговли:
а) импортная пошлина;
б) «добровольное» ограничение экспорта;
в) импортная квота;
г) лицензии на экспорт и импорт;
д)ни одна из вышеперечисленных.

Ответ: д
5. Какую меру воздействия на импорт вы относите к тарифным:

а)установление национальных технических стандартов;
б)введение ввозных пошлин;
в)размещение государственных заказов только на отечественных предприятиях;
г) введение импортных лицензий;
д) разработка межстрановых соглашений о добровольных ограничениях импорта;
е)введение импортных квот.

Ответ: а, б, в.

8. Список использованных источников

  1. Киселёва Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е. А. Киселёва. – М. : КНОРУС, 2008.
  2. Киселёва Е. А. Макроэкономика: курс лекций / Е. А. Киселёва. – М. : Эксмо, 2005.
  3. Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. – М. : Проспект, 2006.
  4. Кураков Л. П. Курс экономической теории: учеб. пособие / Л. П. Кураков, Г. Е. Яковлев. – М. : Гелиос АРВ, 2005.
  5. Курс экономической теории: учебник / под ред. Е. А.Чепурина, Е. А. Киселёвой. 5-е изд. ; доп. и перераб. – Киров: АСА, 2006.
  6. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. – М. : ДИС, 1997.
  7. Красникова Е. В. Экономика переходного периода: учеб. пособие / Е. В. Красникова. – М. : Омега – Л, 2005.
  8. Ледяева С. В. Прогнозирование в макроэкономике: прикладной аспект: учеб. пособие / С. В. Ледяева. – Хабаровск: ХГАЭП, 2005.
  9. Макконнелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / Р. Макконнелл, С. Брю; пер.с англ. 14-е изд. – М. : Инфра-М, 2005.

Почему правительства прибегают к протекционистским мерам, вводят пошлину, квоты или применяют другие инструменты, которые ограничивают внешнюю торговлю? Это объясняется тем, что для определенных групп населения политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции выгодна. Эти группы умеют отстаивать свои позиции и давить на политических деятелей, чтобы те принимали протекционистские меры. Сторонники протекционизма используют при этом такую ​​ряд аргументов.

Во-первых, протекционистские меры осуществляют для поддержания и укрепления отраслей, выпускающих стратегические товары, важные для экономической безопасности, обороны страны или ведения войны. Чрезмерная зависимость страны от импорта стратегических товаров, мол, может поставить ее в затруднительное положение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Этот аргумент имеет не экономический, а скорее военно-политический характер. Протекционисты утверждают, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) имеют преимущество над экономическими (эффективность использования ресурсов). Бесспорно, этот аргумент является очень весомым. Однако на практике возникают серьезные трудности с определением того, какие отрасли производят стратегические товары, от них зависит национальная безопасность страны. К таким можно отнести производство оружия, продуктов питания, энергоносителей, транспортных средств, наукоемкой продукции и многие другие. Мало какая отрасль не способствует укреплению обороноспособности страны. Сейчас многие экономисты считают, .что стратегические отрасли целесообразнее защищать не инструментами торгового протекционизма, а, например, субсидиями.

Во-вторых, сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта поддерживает отечественных производителей, увеличивает совокупный спрос в стране и стимулирует рост уровней производства и занятости. Например, применение пошлины снижает импорт, что увеличивает чистый экспорт. Больше чистый экспорт производит мультипликативиий влияние на производство товаров и услуг, очень похож на инвестиций. Рост совокупного спроса побуждает фирмы нанимать больше работников, снижает уровень безработицы. Эту политику нередко называют политикой разорения соседа, поскольку она увеличивает совокупный спрос за счет уменьшения производства и занятости в других странах.

Экономисты считают, что протекционистские меры могут повысить уровень производства и занятости в стране, но они не являются эффективной программой обеспечения высокой занятости. Экономический анализ показывает, что существуют лучшие способы снижения безработицы, чем импортный протекционизм. При хорошо продуманной фискальной и монетарной политики можно защищать национального производителя, увеличивать объемы национального производства и снижать уровень безработицы. Протекционистские же меры, ограничивая конкуренцию на национальном рынке, создают условия для обеспечения деятельности неэффективных отечественных фирм. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в одних отраслях, одновременно он создает новые рабочие места, связанные с закупкой, продажей и послепродажным обслуживанием импортной продукции.

В-третьих, еще одним аргументом в пользу протекционизма является защита молодых отраслей отечественной экономики. Молодые фирмы, по мнению сторонников этого метода, требуют временной защиты от жесткой конкуренции со стороны более эффективных и опытных иностранных фирм. Если же их вовремя защитить, они могут развиться на отрасли массового производства, привлекая квалифицированных работников и технологии, хорошо приспособлены к местным условиям и свойственные зрелым отраслям экономики. Как только молодая отрасль станет зрелой, уровень протекционистской защиты можно снизить.

Экономическая история дает нам разные примеры преобразования молодых отраслей в зрелые. В одних странах молодые ветви встали на ноги самостоятельно, без государственной поддержки. Другие страны, в том числе новые индустриальные (Сингапур, Южная Корея, Тайвань и др.), Защищали свои отрасли обрабатывающей промышленности от импортных товаров на начальных стадиях их развития. В то же время имеются многочисленные факты, когда после многих лет защиты фирмы в молодых глазах так и не превратились в эффективных производителей.

В последние годы аргументацию по защите молодых отраслей несколько модифицирован. Теперь нередко утверждают, что правительство должно защищать от иностранных конкурентов наукоемкие производства, которые используют передовые технологии. По мнению протекционистов, если снизить риск внедрения на рынок новых продуктов, защищены отечественные фирмы скорее расти и снижать затраты вследствие больших масштабов производства итоге такие фирмы смогут доминировать на мировых рынках, принося высокие прибыли своей стране. Эти доходы превысят потери, вызванные установкой торговых барьеров. К тому же ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей очень выгоден, так как их передовые технологии можно использовать в других участках национальной экономики. Однако защита высокотехнологичных отраслей всеми странами привел бы к потере выгод от международной специализации и обмена.

В-четвертых, введение таможенных барьеров, особенно в развитых странах, в настоящее время нередко обосновывают необходимостью защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые проталкивают товары на мировые рынки по сниженным ценам.

Иностранные фирмы могут использовать демпинг, чтобы устранить своих конкурентов, а затем повысить цены, что обеспечит высокие прибыли. Эти прибыли возмещают убытки, их нанесен во время демпинга. Развитые страны, согласно этому взгляду, должны применять так называемое антидемпинговая пошлина, чтобы защитить себя от недобросовестной конкуренции. Со своей стороны экспортеры из менее развитых стран считают, что обвинения в демпинге и антидемпинговые пошлины - это методы ограничения законной торговли, использующих страны с развитой рыночной экономикой.

Наконец, необходимость протекционизма обосновывают необходимостью увеличения доходов государственного бюджета, чтобы мобилизовать средства для покрытия его дефицита.

Впрочем большинство экономистов сейчас считают, что аргументы в пользу протекционизма не является весомыми. Исключение составляет идея по защите молодых отраслей, которая имеет экономическую подоплеку. Кроме того, важны также соображения по протекционистских мер по военно-политических позиций. Правда, оба аргумента могут служить основанием для серьезных злоупотреблений. Поэтому сегодня все больше склоняются к мысли, что вместо протекционистских мер стране целесообразнее использовать другие способы содействия экономическому развитию и национальной безопасности.

Политика протекционизма, проводимая страна, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. Это означает, что сокращение страной импорта вследствие использования таможенных и немитних барьеров сопровождаться уменьшением экспорта этой страны. Поэтому чистый экспорт не изменится, а значит совокупный спрос и занятость расти. Протекционистские меры могут приводить и к возникновению "торговых войн", которые имеют очень серьезные последствия для причастных к этому сторон. Существуют неопровержимые доказательства того, что свободная торговля ведет к экономическому росту, а протекционизм - совсем к противоположному. Исследование развития стран с переходной экономикой показывает, что страны, которые проводят открытую экономическую политику, демонстрируют более высокие темпы экономического роста по сравнению с теми, которые полагаются на ограничение импорта для защиты национальной экономики.

Во второй половине XX в. в мире наблюдалась положительная тенденция либерализации торговли, то есть снижение торговых барьеров. Активное участие в международной торговле берет Украины, уровень открытости экономики которой колеблется от 35 до 40%. Отсутствие системного регулирования и концептуально ошибочные подходы к экономическим связям с другими странами и общий трансформационный спад в Украине привели к дефициту платежного баланса и возникновения массовых злоупотреблений и коррупции в сфере внешнеэкономических связей.

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего благоденствия") . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм/фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта

Сторонники протекционизма выдвигают аргументы в его пользу:

1. Стимулирование производства и увеличение занятости . Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и ее эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.10 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию - область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (b + е).

2. Защита молодых отраслей . Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.

Рис.4.10. Сравнение тарифа и субсидии

3. Увеличение доходов государственного бюджета . Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.

Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны . Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешёвым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).

Аргументы против протекционизма.

1. Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

2. Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

3. Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

4. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия.

Предыдущая

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

Цитаты

Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

Статьи

  • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
  • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
  • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
  • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

    Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

    - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

    - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

    протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

    1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

    протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка