Что такое таможенные платежи. Сборы на таможне. При выпуске для внутреннего потребления

В августе 2012 г. Россия вступила в ВТО. Вместе с тем страна является и участницей Таможенного союза. Предлагаем читателям рассмотреть принципы взимания таможенных пошлин в рамках Таможенного союза с учетом изменившейся ситуации.

В рамках Евразийского экономического сообщества с 2007 г. в соответствии с Договором о Создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 определены основные цели, задачи и направления таможенно-тарифного регулирования на единой таможенной территории трех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках Таможенного союза предусмотрено создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины, действуют общий таможенный тариф и единая таможенная политика.

Высшим органом управления Таможенного союза является Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, созданный на уровне глав государств и правительств, постоянно действующим регулирующим комитетом — Комиссия Таможенного союза.

Формирование общего рынка потребовало корректировки и унификации национальных законодательств о таможенном деле. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (в ред. от 16.04.2010) был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Создание единого экономического пространства значительно повлияло на действующий порядок таможенного регулирования государств — участников Таможенного союза.

В результате присоединения России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступили в действие отдельные законодательные акты Таможенного союза, направленные на дальнейшее совершенствование правовой системы в условиях многосторонней мировой торговли. Наиболее значимым является подписание Российской Федерацией специального Перечня уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемого к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994). В среднесрочной перспективе до 2014-2016 гг. порядка 90 % от общего числа тарифных линий сохранены на уровне действующих ставок, на отдельные — ставки ввозной таможенной пошлины снижены (1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и т. д.).

Поскольку другие государства — участники Таможенного союза не состоят в ВТО, для этих стран на отдельные виды товаров ставки пошлин не изменились и действуют до момента их присоединения.

Таможенные пошлины: виды, плательщики, базовые ставки

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При экспорте товаров таможенная пошлина является ввозной, при импорте — вывозной .

Порядок взимания и уплаты ввозных таможенных пошлин установлен:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС);
  • международными соглашениями и решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; до 2012 г. — Комиссия Таможенного союза);
  • законодательными актами, принятыми каждым государством — участником Таможенного союза (уточняют отдельные положения ТК ТС).

В свою очередь, к законодательным актам РФ, регулирующим данные вопросы, относятся:

  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ), в котором установлен порядок осуществления таможенных процедур и контроля при ввозе или вывозе товаров в РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (в ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления».

Механизм взимания вывозных таможенных пошлин устанавливается каждым государством — участником Таможенного союза. В РФ взимание вывозных таможенных пошлин осуществляется на основании:

  • Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» (далее — Закон РФ № 5003-1) — в части регулирования ставок вывозных таможенных пошлин и особенностей предоставления тарифных преференций и квот;
  • Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»;
  • иных федеральных законов, нормативных положений Федеральной таможенной службы России (ФТС России).

Плательщиками ввозных и вывозных таможенных пошлин являются декларант и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с ТК ТС, а также международными договорами государств — участников Таможенного союза. В свою очередь, Федеральным законом № 311-ФЗ определено, что в качестве декларанта вправе выступать :

  • юридические лица, находящиеся на территории РФ и созданные в соответствии с российским законодательством;
  • индивидуальные предприниматели, постоянно проживающие в РФ и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством;
  • физические лица, имеющее постоянное место жительства в РФ, обладающее признаками, предусмотренными нормами ТК ТС.

К сведению. В отдельных случаях декларантом могут быть и другие лица (например, перевозчик и экспедитор при проведении таможенной процедуры в режиме таможенного транзита, а также иностранные лица в случаях, предусмотренных ТК ТС).

Как правило, ответственность за уплату таможенных платежей возлагается именно на декларанта.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.

В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.

ЕТТ ТС включает порядка 11 170 тарифных позиций, из которых 9208 облагаются адвалорными ставками пошлины, 216 — специфическими, остальные 1746 — комбинированными ставками пошлины.

В исключительных случаях государства — участники Таможенного союза вправе устанавливать более высокие или низкие ставки ввозных таможенных пошлин . На основании решения ЕЭК введение такой меры обусловлено развитием той или иной отрасли экономики. Информация о величине ставки ЕТТ ТС представляется на рассмотрение ЕЭК по конкретным видам товаров, объемам их производства и уровню потребностей (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), также прилагаются сведения об объемах импорта и т. д.

Решение о введении более высокой или низкой ставки пошлины принимается на период до 6 месяцев; в отдельных случаях срок может продлеваться. Так, Решением Совета ЕЭК ТС от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров» утвержден Перечень товаров, освобождаемых от уплаты пошлинами при ввозе для строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств — участников Таможенного союза ЕЭК вправе устанавливать сезонные таможенные пошлины , срок действия которых не может превышать шести месяцев. В этом случае сезонные пошлины применяются вместо ввозных таможенных пошлин. Так, например, Решением Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 № 913 (в настоящее время документ утратил силу) были установлены сезонные пошлины на период с 1 мая по 31 июля 2012 г. на отдельные виды сахара.

Тарифные преференции и льготы

Необходимо отметить, что в Таможенном союзе действует единая система тарифных преференций . Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли. В частности, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18, в ред. Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 17), содержит тарифные преференции, действующие по 70 товарным группам ЕТТ ТС (например, рис, бижутерия, антиквариат, метлы, щетки и т. д.).

Преференциальный режим предоставляется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, происходящих из третьих стран, и предусмотрен для:

  • развивающихся стран. В этих странах ставки ввозных пошлин установлены в размере 75 % от размера базовых ставок ЕТТ ТС (в перечень включены 103 государства, в том числе Хорватия, Чили, Турция, Малайзия);
  • менее развитых стран. В этих странах применяются нулевые ставки ввозных пошлин (в перечень включены 49 государств, например, Мальдивы, Эфиопия, Гвинея).

Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).

При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин. Следует отметить, что они не могут носить индивидуального характера. Порядок предоставления льгот установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (в ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Например, освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельные виды ввозимых товаров:

  • для официального или личного использования представителями третьих стран, а также физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
  • в виде гуманитарной помощи или при ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
  • в качестве безвозмездной помощи, а также в благотворительных целях;
  • физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенных для производственной и предпринимательской деятельности;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Важно! Ежегодно ЭКС формирует специальный Перечень ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, в отношении которых действуют тарифные квоты . Квоты применяются для категории ввозимых товаров в режиме таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления».

Тарифная квота представляет собой меру регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. При введении тарифных квот для определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) устанавливается более низкая ставка пошлины по сравнению с базовыми. Например, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 865 (в ред. от 13.11.2012) «О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств — членов Таможенного союза» на 2012 г. были введены тарифные квоты по 9 товарным группам, относящимся к мясной продукции.

В целях применения единого таможенно-тарифного регулирования по товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза, происходящим из любых третьих стран, в том числе происхождение которых не установлено, применяются базовые ставки, установленные ЕТТ ТС.

Таможенные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, отменены Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

ТК ТС установлены следующие ставки ввозных таможенных пошлин :

  • адвалорные — взимаются в процентах от таможенной стоимости;
  • специфические — устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении;
  • комбинированные (смешанные) — сочетают оба вида пошлин.

Адвалорные ставки варьируются от 0 до 30 %, за исключением некоторых позиций (например, таких товарных позиций, как икра, сахар, пиво, этиловый спирт, бывшие в употреблении автобусы, пассажирские автомобили и грузовые автобусы старше пяти лет, а также мебель стоимостью ниже 1,8 евро за 1 кг) . Адвалорная ставка пошлины применяется в зависимости от таможенной стоимости товара. Например, для товарной подгруппы «Турбины гидравлические мощностью не более 1000 кВт» адвалорная ставка пошлины составляет 15 % от таможенной стоимости оборудования и взимается в евро или долларах США за единицу.

Специфические ставки пошлины устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик). Например, специфическая ставка пошлины для товарной подгруппы «Яблоки» составляет 0,2 евро за 1 кг, «Пиво солодовое» — 0,6 евро за 1 л.

Комбинированные ставки пошлины складываются из двух альтернативных ставок — адвалорной составляющей и специфической. Эти ставки пошлины применяются к определенному виду товаров (некоторые сорта мяса, рыбы, молочной продукции, по отдельным видам овощей и фруктов, кормам для животных, табачным изделиям, мылу, пластмассе и изделиям из нее, кожаным и меховым изделиям, искусственным цветам, керамическим изделиям, бижутерии, алюминию и олову, их изделиям, одежде, бытовой электронике, автомобилям, часам и мебели). Например, для товарной подгруппы «Олово и изделия из него» комбинированная ставка пошлины составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, в свою очередь, регулируются законодательными актами государств — участников Таможенного союза отдельно. В связи со вступлением России в ВТО ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, были скорректированы и установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756. Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 (в ред. от 24.10.2012).

Обратите внимание! На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по специальным формулам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1155 (в ред. от 21.03.2012) «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти».

В рамках Таможенного союза каждый из участников внутреннего рынка вправе на своей территории защищать экономические интересы посредством установления защитных мер . Они предназначены для ограничения ввоза товаров на таможенную территорию одного из государств — участников Таможенного союза для их свободного обращения на внутреннем рынке. Такие меры предусматривают введение количественных ограничений импорта или специальной пошлины , в том числе временной. Помимо введения специальных мер таможенного барьера участники Таможенного союза вправе установить на своей территории компенсационные и антидемпинговые меры.

Компенсационные меры направлены на ограничение импорта товара, субсидируемого одним из государств-участников или третьими странами. В этом случае экономическим регулятором служит компенсационная пошлина .

Антидемпинговые меры, в свою очередь, направлены на ограничение демпингового импорта товаров и применяются при введении антидемпинговой пошлины , в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятии ценовых обязательств.

Обратите внимание! Аналогичные виды пошлин действовали и до вступления России в Таможенный союз по Закону РФ № 5003-1.

Как правило, таможенные пошлины, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Так, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подачи декларации, поскольку таможенные платежи исчисляются таможенным органом в месте (учреждении) международного почтового обмена на основании таможенного приходного ордера.

Исчисление и уплата таможенных пошлин в Таможенном союзе

Общий порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин установлен Таможенным кодексом Таможенного союза. Кроме того, отдельными нормативными документами регулируются положения по:

  • порядку зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов (Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 21.05.2010;
  • исчислению и уплате вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»);
  • предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (в ред. от 19.12.2011) «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»).

Таможенные пошлины подлежат уплате в валюте того государства Таможенного союза, таможенному органу которого подается таможенная декларация. Валюта исчисленных к уплате пошлин может не совпадать с валютой, в которой происходит их уплата, поскольку таможенные платежи уплачиваются в валюте государства Таможенного союза. В связи с этим плательщикам таможенных платежей необходимо пересчитывать курс иностранной валюты с учетом действующего курса валют, установленного на день регистрации таможенной декларации. Сумма таможенных пошлин, подлежащих к уплате или взысканию, определяется с учетом рассчитанной базы и соответствующей ставки пошлины.

Пример 1

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение импортного оборудования контрактной стоимостью 20 000 евро на условиях 100%-ной предоплаты. Курс евро, установленный ЦБ РФ, составил:

  • на дату перечисления предоплаты контрагенту — 39,5 руб./евро;
  • на дату регистрации таможенной декларации — 40,2 руб./евро.

Адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10 % от таможенной стоимости за единицу.

Таким образом, иностранному поставщику необходимо перечислить денежные средства в размере 100%-ной предоплаты в сумме 790 000 руб. (20 000 евро × 39,5 руб./евро). Таможенная пошлина, в свою очередь, должна быть уплачена на дату регистрации таможенной декларации в размере 80 400 руб. (20 000 евро × 10 % × 40,2).

Порядок расчета ввозной таможенной пошлины, подлежащей к уплате при применении специфической ставки, рассмотрим на следующем примере.

Пример 2

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение партии пива солодового емкостью 0,5 л в количестве 10 000 бутылок. Контрактная стоимость составила 25 000 евро. Специфическая ставка таможенной пошлины составляет 0,6 евро за 1 л. Курс, установленный ЦБ РФ на дату регистрации таможенной декларации, — 41,65 руб./евро.

Таким образом, организации необходимо уплатить таможенную пошлину в размере 124 950 руб. (10 000 ед. × 0,5 л × 0,6 евро × 41,65).

Иной порядок расчета ввозной таможенной пошлины к уплате применяется при применении комбинированной ставки. В том случае, когда комбинированная ставка установлена в процентах от таможенной стоимости (адвалорная составляющая), но не менее чем за определенное количество (евро или доллар США) за единицу товара (комбинированная составляющая), необходимо последовательно рассчитать пошлину по адвалорной, а затем по специфической ставке. Далее определяется сумма таможенной пошлины, которая принимается равной большей из полученных расчетных величин. Рассмотрим порядок расчета пошлины на основании применения комбинированной ставки.

Пример 3

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение партии изделий из олова. Объем ввозимой партии — 1,5 т, контрактная стоимость изделий — 10 000 евро. Курс, установленный ЦБ РФ на дату регистрации таможенной декларации, — 41,42 руб./евро. Комбинированная ставка ввозной пошлины на изделия из олова составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.

Расчетная величина адвалорной составляющей составит 500 евро (10 000 × 5 %), специфической — 300 евро (1500 кг × 0,2).

Большей из расчетных величин будет являться адвалорная (500 евро > 300 евро). Следовательно, организации необходимо уплатить таможенную пошлину в размере 20 710 руб. (500 евро × 41,42).

Для целей исчисления таможенных пошлин, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Однако из этого правила существуют исключения, предусмотренные ТК ТС или международными договорами. Например, особые правила предусмотрены при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС) или при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК ТС).

ТК ТС установлен общий срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров в свободное обращение. Перечень случаев, по которому обязанность по уплате таможенных платежей должна быть прекращена, является расширенным (ст. 80 ТК ТС). Основными являются:

  • уплата или взыскание таможенных платежей;
  • помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин;
  • уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли и т. д.

В отдельных случаях таможенные платежи могут не уплачиваться (ст. 80 ТК ТС). В частности, при ввозе товаров (кроме личного пользования) между одним получателем и отправителем по одному транспортному (перевозочному) документу таможенной стоимостью не более 200 евро.

Сроки уплаты таможенных пошлин действуют для каждой таможенной процедуры отдельно (ст. 82 ТК ТС). Например, по товарам, помещаемым под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», срок уплаты пошлины установлен до их выпуска. При этом срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить этот срок до четырех месяцев. Таким образом, общий срок уплаты таможенных пошлин увеличен с 15 дней до четырех месяцев (пп. 1, 2 ст. 170 ТК ТС).

После выпуска товаров в свободное обращение таможенные органы вправе проводить проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Срок проведения такой проверки составляет три года.

Исполнение обязанностей по обеспечению уплаты таможенных пошлин (ст. 85 ТК ТС) проводится при:

  • перевозке товаров в режиме таможенного транзита;
  • изменении срока уплаты таможенных пошлин;
  • помещении товаров в режим процедуры переработки вне таможенной территории и т. д.

В этот перечень не включены отдельные таможенные режимы, например условный выпуск товаров или хранение иностранных товаров. Однако действующие нормы ТК ТС предусматривают возможность расширения данного перечня на уровне норм национального законодательства.

Плательщики таможенных пошлин вправе применить генеральное обеспечение по уплате платежей, суть которого заключается в следующем. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств Таможенного союза совершено несколько таможенных операций, то таможенному органу может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин для совершения всех операций. Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, подлежащих к уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по их уплате.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется аналогично. При этом ее размер должен быть не меньше сумм уплаченных таможенных платежей, которые подлежали бы к уплате в других государствах Таможенного союза, как если бы товар помещался на их территории под аналогичные таможенные процедуры.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин не превышает 500 евро. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин установлены аналогично действовавшим в РФ до вступления в Таможенный союз. К ним отнесены: денежные средства, банковская гарантия, поручительство и залог имущества. При этом национальным законодательством могут предусматриваться иные способы обеспечения, поскольку на сегодняшний день имеются существенные различия в сфере гражданского права и банковского законодательства в государствах Таможенного союза.

_______________________________________________________________________________

Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

Таможенные платежи — важная составляющая доходных статей бюджета государств, входящих в Таможенный союз. На таможенные платежи приходится свыше 35% от доходов федерального бюджета. В интересах государства следить за полным исполнением их уплаты для того, чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты этих платежей.

Из этой статьи вы получите представление о видах таможенных платежей, сроках их уплаты, методах взимания и обеспечения, а также о способах борьбы с уклонением от их уплаты.

Виды таможенных платежей

Под таможенными платежами подразумеваются всевозможные пошлины, сборы и налоги, взимание которых возложено на работников таможни. Обязанность их уплаты возникает при перемещении транспортных средств и грузов через границу с применением различных таможенных процедур и режимов. Ставки пошлин устанавливаются Правительством. Они регулярно пересматриваются. Теперь, подробнее о разновидностях таможенных платежей.

Ставки пошлин регулярно пересматриваются.

Существует список товаров, подпадающих под льготные тарифы. Льготы по уплате платежей устанавливаются Правительством РФ.

Собственно говоря, к таможенным платежам относятся проценты, пени и штрафы за задержку или уклонение от их уплаты. Но коротко на эту тему будет сказано ниже.

Порядок уплаты

Создан специальный счёт таможни, предназначенный для этих целей, можно оплачивать в кассу. Оплата производится по кодам, классифицирующим вид пошлины, сбора или налога. После чего у плательщика должен остаться на руках один из двух экземпляров подтверждения платежа. Второй останется в таможенном органе.

Статья 190 ТК ТС указывает, что таможня не имеет права на отказ в принятии декларации, если лицо не предъявило платёжные документы. То есть, декларацию можно подавать до оплаты таможенных платежей.

Выпуск грузов возможен только после погашения таможенных платежей, как указано в подп. 3, пункта № 1, 195 статьи ТК.

Исключение составляет выпуск грузов под определённые гарантии со стороны декларанта. То есть, при .

Обратите внимание, что сумму таможенных платежей плательщик должен рассчитывать самостоятельно или обратившись к услугам специалистов.

Ему необходимо знать код товара ТН ВЭД, а остальные действия смотрите в . Кстати, таможенные платежи взимаются и с физических лиц в форме таможенных сборов.

Важную роль играет валютные курсы на день расчёта, что усложняет авансовую форму расчёта с таможенными органами. Кто и как может распоряжаться суммами авансовых платежей, . В этой статье вы найдёте интересную информацию о целесообразности такой формы расчётов и уплаты таможенных платежей в 2015 году.

Сроки уплаты

Декларантам необходимо оплачивать пошлины, сборы и остальные платежи в положенный срок.

  • Ввоз . 15 дней с момента, когда товары были предъявлены в таможенный орган или после завершения таможенного транзита внутри таможенной территории.
  • Вывоз . Чёткого срока нет, но он связан с подачей декларации.
  • Изменение таможенного режима . Оплата производится в день завершения изменения.
  • Нецелевое использование товаров после выпуска . Плательщик обязан уплатить таможенные платежи в день нарушения ограничений и распоряжений грузом.
  • Нарушение условий и требований к таможенным процедурам . Также в день совершения нарушения.
  • Незаконный ввоз грузов . Не позже 5 дней с момента обнаружения у юрлиц таких товаров.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню. Подробную информацию смотрите в ТК ТС.

Процедура возврата переплат по таможенным платежам

При выявлении переплаты таможенных платежей, плательщику необходимо обратиться к сотрудникам таможни с документами, подтверждающими этот факт. Как составить заявление на возврат таможенных платежей смотрите .

Предусмотрены сроки возврата переплат, которые нужно учитывать, если конечно, вы не желаете, чтобы ваши деньги ушли в бюджет безвозвратно.

Предусмотрена рассрочка и отсрочка уплаты платежей в таможню.

Уклонение от уплаты

Мы не сомневаемся в том, что наши читатели не планируют уклоняться от уплаты налогов, пошлин и сборов, но никто не застрахован от просрочек, возникающих в результате сбоев в организации расчётов с контрагентами или других проблем.

Если не удалось оплатить платежи своевременно, то:

  • производится списание необходимых средств со счетов юрлица;
  • оплата осуществляется за счёт имущества, в том числе товаров, в отношении которых образовалась задолженность;
  • уплата выполняется в судебном порядке.

Если денег на счетах плательщика недостаточно, то таможенный орган наделён правом взыскания сумм с денежного залога или с авансового платежа.

Помните, что за уклонение от уплаты платежей в таможню в РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 194 УК).

Таможенные платежи отправляются в бюджет РФ. Установление ставок на таможенные сборы, пошлины и налоги — прерогатива Правительства России, а их выплата ложится на плечи участников ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность, теоретически, выглядит крайне привлекательно. Этот бизнес позволяет создавать рабочие места, расширять и укреплять предприятие, увеличивать доходы предпринимателей. Но на деле, международная торговля в нашей стране — очень сложное поле деятельности.

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

– это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. ). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее ).

Расчет таможенных платежей и их методы

– это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Таможенная стоимость

Cтавка таможенной пошлины %

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации* )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )

Расчет по видам платежей

Вид Основа начисления (руб.) Основа начисления (USD) Ставка % Сумма таможенных платежей на момент оформления в руб. Сумма таможенных платежей в валюте контракта (USD)
Таможенный сбор

80400,00 руб.

1200,00 $
Пошлина

80400,00 руб.

1200,00 $
Акциз

не облагается

не облагается
НДС

88440,00 руб.

1320,00 $

17688,00 руб.

Таможенный платеж составит:

26103,00 руб.

389,59 USD

* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) ():

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС , согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов Таможенного союза. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ ();
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ТС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статьи 50 ТК ЕАЭС (ранее см. ). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

В соответствии с Конституцией РФ, таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Государственный бюджет любой страны, как правило, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Виды, классификация таможенных платежей

В соответствии с главой 9 ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза к числу таможенных платежей относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все таможенные платежи объединяются тем, что все они взимаются, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Среди таможенных платежей отдельно выделяют налоговые платежи - это налог на добавленную стоимость, акцизы и обязательные платежи неналогового характера - таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются только в том случае, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования таможенных органов и должностных лиц об уплате иных видов таможенных платежей, не предусмотренных ст.70 ТК ТС, являются незаконными. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, а также специальным законодательством ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-I «О таможенном тарифе». Применение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин является ограничением экономического характера, пошлины взимаются в отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенные платежи в рамках внешнеэкономических отношений могут рассматриваться как:

Как способ регулирования внешнеэкономической деятельности;

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством (законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.) и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенные платежи - налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые таможенными органами при:

перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

выполнении действий, способствующих (сопутствующих) данному перемещению.

Таможенный кодекс выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин ввозные и вывозные. Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами:

сезонные,

специальные,

антидемпинговые,

компенсационные.

В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин (рисунок 1, 2,3):

Рисунок 1 - классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств


Рисунок 2 - классификация таможенных пошлин в зависимости от способа взимания


Рисунок 3 - классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров

С целью защиты экономических интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, могут временно применяться особые виды платежей:

Специальные пошлины - применяются:

В качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих наносить ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

В качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или союзов;

Антидемпинговые таможенные пошлины - пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационная таможенная пошлина - это таможенный платеж, взимаемый в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Компенсационные таможенные пошлины взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации, при осуществлении внешней торговли товарами к таможенным платежам не относятся. Они взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также они представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

Существует таможенная пошлина - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, приобретенной в итоге обработки или же переработки раньше ввезенных и оплаченных пошлиной продуктов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет страны части добавленной цены, которая формируется на всех стадиях процесса изготовления продуктов, и вносится в бюджет по мере реализации. Порядок исчисления налога и его уплаты сначала был определён законодательством «О налоге на добавленную стоимость», регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый большей частью на предметы глобального употребления. Порядок исчисления налога и его уплаты регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Таможенные сборы за таможенное оформление - это оплата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор - это оплата за таможенное оформление транспортных средств и продуктов, взимаемая в государственной денежной единице.

К таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы и иные платежи, предусмотренные таможенным законодательством и взимаемые, в установленном порядке таможенными органами РФ в целях воплощения таможенно_тарифного регулировки внешнеэкономической работы.

Таможенные платежи возможно систематизировать:

  • * в зависимости от направленности движения продуктов и транспортных средств,
  • * в зависимости от метода взимания,
  • * в зависимости от государства происхождения продуктов.

Еще используются особенные облики платежей, взимаемые с целью обороны финансовых интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную землю РФ.

Таможенные платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.

Реквизиты для уплаты таможенных платежей:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН 7730176610

КПП 773001001

р/с 40101810800000002901

БИК 044501002

Таможенные платежи могут быть уплачены двумя способами:

  • платежными поручениями,
  • с использованием электронных терминалов.

В платежном поручение необходимо заполнить:

  • КБК - код бюджетной классификации согласно Приказ ФТС России от 17.02.2014 № 231 «Об утверждении Перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации»;
  • поле 107 - номер таможенного органа;
  • назначение платежа. В зависимости от вида платежа различают авансовые платежи, ввозные таможенные пошлины, вывозные таможенные сборы, НДС, пени, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (Приказ ФТС России от 30.12..2010 г.. N 2747). Соответствующий код вида платежа указывается в 47 гр. ДТ.

Денежные средства после оплаты в банке поступают на счет таможенного органа на следующий день после обеда.

Денежные средства, уплаченные на счет таможенного органа, являются имуществом лица, внесшего платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу.

Срок использования платежного поручения составляет три года со дня последнего списания денежных средств. Если списания не проводились, то с даты платежного поручения.

Оплата таможенных платежей с использованием электронных терминалов , установленных в местах таможенного оформления, производиться с помощью пластиковой карты ООО «Таможенная карта». После указания всех необходимых данных электронный терминал распечатывает чек и подтверждение кассации. Денежные средства сразу появляются в таможенной системе АИСТ-М. Номер чека отображается четырьмя цифрами.

Как оплатить таможенные платежи средствами таможенного представителя?

Для оплаты таможенных платежей денежными средствами таможенного представителя необходимо зарегистрировать договор на брокерское обслуживание в отделе таможенных платежей. В случае, если декларант не оформлялся ранее в таможенном органе, надо предоставить следующие документы: ОГРН, справка ИНН/КПП, справка ГОСКОМСТАТ.

Как выяснить, почему деньги не были учтены в счет оплаты таможенных пошлин?

Таможенная система АИСТ-М идентифицирует платежные документы по ИНН и КПП. Если участник ВЭД меняет КПП необходимо заново регистрироваться. Платежные поручения со старыми данными программа не идентифицирует, поэтому необходимо предоставить в таможенный орган письмо с просьбой объединить лицевые счета.

Как физическому лицу можно оплатить таможенные пошлины?

Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

По письменному заявлению лица, внесшего денежные средства, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан в письменной форме предоставить отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и (или) подтверждение уплаты таможенных платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению.

Как оформить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов?

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Оплата обеспечения может производиться только с платежного поручения с КБК авансовых платежей. В подтверждение внесения денежного залога выдается таможенная расписка. В случаи неисполнения обязательств, денежный залог списывается таможенным органом, а также выставляется требование об уплате пеней.

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет ФТС России (Приказ ФТС России от 06.04.2012 № 666). Исключение банка, иной кредитной организации или страховой организации из Реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий.

Поручительство оформляется договором поручительства между таможенным органом и поручителем.

Как определить сумму таможенных пошлин, если нет точных сведений о товаре?

Если невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок.

Как вернуть уплаченную сумму таможенным органам?

Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств делят на:

  • возврат авансовых платежей;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств;
  • возврат денежного залога.

Для возврата необходимо обратиться в таможенный орган с заявлением. В зависимости от вида возврата заявление заполняется по соответствующему приложению Приказа ФТС России от 22.12.2010 г. N 2520.

К заявлению о возврате авансовых платежей необходимо приложить следующие документы:

  1. платежный документ, подтверждающий перечисление денежных средств;
  2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  3. копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
  5. образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.

Если в таможенный орган эти документы уже предоставлялись ранее, то лицо вправе не предоставлять такие документы повторно, сообщив об этом таможенному органу.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  1. документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  2. документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

К заявлению о возврате денежного залога прилагаются следующие документы:

  1. все документы, необходимые для возврата авансовых платежей;
  2. таможенная расписка;
  3. документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом.

Возврат производится на счет плательщика, указанный в заявлении о возврате. Возврат таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов определенного таможенного документа.

Возврат таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.