Разработка урока по обществознанию на тему "Роль экономики в жизни общества" (11 класс). положительные изменения связаны

Cлайд 1

Роль экономики в жизни общества 1. Экономика как подсистема общества. 2. Экономика и уровень жизни. 3. Экономика и социальная структура общества. 4. Экономика и политика. Д/З – параграф 12, вопросы и задания к параграфу

Cлайд 2

Экономическая жизнь общества Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Cлайд 3

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; Общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества; В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Cлайд 4

Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. формальные правила - кодексы, законы, подзаконные акты и т. д. неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения субъектов экономики экономические категории - рынок, собственность, конкуренция, налоги и т. д.

Cлайд 5

Cлайд 6

Экономика и социальная структура общества - взаимосвязь экономики с такими показателями как: общая численность населения и темпы его роста; состояние здоровья общества; формирование профессиональных социальных общностей; неравенство в доходах и богатстве.

Cлайд 7

Исследование взаимосвязи общей численности населения и темпов его роста с экономическим развитием общества Взаимозависимость экономики и состояния здоровья общества

Cлайд 8

Исследование и анализ влияния экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей богатые занимают самые лучшие должности и имеют самые престижные профессии. эти профессии лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. к зажиточным слоям, составляющим средний класс, в обществе относят юристов, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию рабочий класс согласно современным представлениям составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами общества. к низшим слоям относятся неквалифицированные рабочие, безработные, нищие.

Cлайд 9

1. Социальное расслоение общества, которое напрямую связано с экономическим развитием, обостряет противоречия интересов различных социальных групп. 2. Рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва. 3. Социальная политика Российского государства на современном этапе предполагает: поддержку малоимущих граждан; регулирование трудовых отношений; содействие в трудоустройстве незанятого населения; свободу выбора профессии; обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров; обеспечение свободы предпринимательства. 4. Согласование интересов различных участников экономической жизни общества актуально, поэтому экономическая и социальная сферы должны взаимно поддерживать друг друга.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Роль экономики в жизни общества».

Виды экономической деятельности: 1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен. 4. Потребление.

Уровень жизни Уровень жизни – возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования.

Показатели уровня жизни: 1. Уровень здоровья людей. 2. Состояние окружающей среды. 3. Степень неравномерности распределения доходов. 4. Доступность культуры. 5. Прожиточный минимум.

Виды экономических механизмов: – разделение труда. – специализация. – торговля.

Причины низкой эффективности экономики: 1. Использование устаревших технологий. 2. Низкий уровень квалификации кадров. 3. Расточительное использование ресурсов.

Уровень бедности Уровень бедности – уровень денежных доходов человека, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

Предпосылки экономического роста в постсоветском пространстве: 1. Приватизация. 2. Снижение регулирующей роли государства.

Функции государства в рыночной экономике: 1. Повышение экономической свободы. 2. Обеспечение правовой надежности. 3. Обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Обществознание, 10

Урок № 26-27

Д.З.: § 12, ?? (с.136), задания (с.136-137) , составить таблицу «Виды экономической деятельности» или «Общественное благосостояние»

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать осознанию влияния экономики на уровень жизни, пониманию роли собственности в распределении общественного продукта;
  • развивать навыки экономического анализа;
  • воспитывать экономически грамотных и социально активных граждан

Понятия, термины

  • экономика;
  • информационный ресурс;
  • экономическая сфера общества;
  • экономические институты;
  • экономические механизмы;
  • уровень жизни;
  • потребление,
  • ВВП на душу населения;
  • уровень бедности

Знать и уметь

  • Знать:
  • что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;
  • что представляет собой производство;
  • сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства.
  • Уметь:
  • определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;
  • определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;
  • решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.

Изучение нового материала

  • Роль экономики в жизни общества.
  • Экономика как подсистема общества.
  • Экономика как основа жизнеобеспечения общества.
  • Экономика и социальная структура.
  • Взаимовлияние экономики и политики.

Актуализация знаний

  • Может ли общество развиваться без экономики?
  • Как побороть бедность и добиться экономического процветания?
  • Каков портрет «новой экономики» на рубеже веков?
  • Политика государства: помощь или помеха рынку?

Роль экономики в жизни общества

Экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

ЭКОНОМИКА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО.

СУЩЕСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВА НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛИЯТ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА СОЗДАЮТСЯ НЕОБХОДИМ ЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.


Экономика (от гр. oikos – домашнее хозяйство и nomos - правила)

СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

НАУКА

система хозяйствования,

обеспечивающая

удовлетворение потребностей

людей путем создания и

использования необходимых

жизненных благ

наука, которая исследует,

как люди в условиях

ограниченности ресурсов

удовлетворяют

постоянно растущие

потребности

Основные задачи:

Основные задачи:

  • общественное производство ( материальное, нематериальное)
  • поиск путей эффективного ведения хозяйства
  • поиск оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов


Экономическая жизнь общества представляет собой отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

ПРОИЗВОДСТВО (процесс создания экономических благ и услуг, которые

выступают исходным пунктом экономической деятельности)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (разделение производственного продукта, дохода между

участвующими в его производстве)

ПОТРЕБЛЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ (стадия, в процессе которой произведенный продукт

используется или уничтожается)

ОБМЕН (процесс, в котором взамен продукта люди получают

деньги или другой продукт)

Принцип распределения: по количеству и качеству труда и уравнительный принцип.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ - НОРМЫ И ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ДЕЙСТВУЮТ УЧАСТНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы.

формальные правила-

законы, кодексы, нормы

экономического поведения

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В ХХ I веке

экономика знаний:

- ускоренное развитие нематериальной сферы, и нематериальной среды

хозяйственной деятельности

- основа новой экономики производство, распределение

и использование знаний.

- лидерство переходит к духовному производству; человеческий интеллект- главный фактор развития

положительные изменения связаны

с НТР- компьютеризация,

информатизация,

новые технологии,

Интернет


Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни

Действительный критерий

уровня экономического

развития для сравнения уровня развития стран применяется - валовый внутренний продукт(ВВП)

на душу населения – стоимость всех продуктов и услуг, произведенных

страной за год, поделенная на численность населения

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗЫВАНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

РЕСУРСОВ.

Пример- Япония.

-уровень здоровья людей;

-состояние окружающей среды;

-степень распределения доходов;

-доступ к культуре;

- прожиточный минимум.

Эксперты ООН: уровень жизни характеризирует особый показатель на основе трёх величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительности жизни и уровня образования - индекс человеческого развития

УРОВЕНЬ

ЖИЗНИ


зависит от совершенства

экономических механизмов:

- разделение труда

- специализация и торговля.

Низкий уровень экономического развития – использование старых технологий, низкий уровень кадров, расточительное

использование природных ресурсов; ведёт к снижению потребления.

уровень бедности - уровень доходов, чтобы обеспечить минимальное существование.

УРОВЕНЬ

БЛАГОСОСТОЯНИЯ


1. Народонаселение.

2. Состояние здоровья населения.

3. Формирование профессиональных социальных общностей.

4. Чрезмерное неравенство в

доходах, если не проводится

государственная социальная политика в интересах большинства.

Вывод: экономическая и социальная

сферы должны дополнять

и поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

ВЛИЯЕТ НА


В рыночной экономике государство облегчает и стимулирует рыночные силы с помощью мер государственной политики.

обеспечение экономической свободы.

ГОСУДАРСТВО

создание правового порядка

обеспечение внутренней и внешней безопасности

борьба с монополизмом

разработка стратегии экономического развития

финансирование органов власти, армии, правоохранительных органов, науки, здравоохранения, образования, культуры


1.Создает хозяйственную основу для развития культуры.

2. Процессы глобализации

3. Способствуют обмену культурами.

4. Культурное развитие самого

человека.

5. Развитие образования

ЭКОНОМИКА

1. Творческая направленность

экономики

2. После начала НТР наука стала

движущей силой прогресса.

3. Телевидение - важное средство экономической информации.

4. Образование влияет на качество трудовых ресурсов.

КУЛЬТУРА



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.