Профессиональная переподготовка незанятого населения. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан, зарегистрированных в органах занятости населения. Вопросы и задания

Каждому гражданину, получившему статус безработного, предоставляется возможность не только получить государственную поддержку в виде социальных выплат, но и пройти курсы переподготовки. Девятая и двенадцатая статья Закона «О занятости населения» предусматривает, какие курсы можно закончить от центра занятости.

Деятельность биржи труда регулируется:

  • Международными документами относительно занятости населения, ратифицированными РФ в установленном порядке;
  • Кодексом о труде;
  • Федеральным законом о занятости;
  • Другими нормативными актами, предусматривающими порядок предоставления государственной поддержки отдельным категориям людей.

Чем поможет биржа

ЦЗН ведет учет людей, занимающихся поиском работы, способствует их трудоустройству, а также выплачивает пособие лицам, получившим статус безработных. Подобные выплаты начисляются на определенный срок, а их размер зависит от средней заработной платы на предыдущем месте работы, а также времени, на протяжении которого гражданин не работает.

Функции трудовых бирж:

  • Постановка на учет лиц, не имеющих постоянного места работы;
  • Помощь в трудоустройстве;
  • Оформление выплат безработным;
  • Направление незанятых лиц на обучение, переобучение или повышение квалификационного уровня;
  • Подготовка и реализация специальных программ (оплачиваемые общественные работы, другие меры по трудоустройству);
  • Профессиональная и социальная адаптация безработных (психологическая помощь, курсы по переквалификации).

Кого направляют на обучение

ЦЗН вправе предложить гражданину получить другую профессию, если:

  • Человек не имеет никакой профессии;
  • Гражданину следует переквалифицироваться из-за отсутствия работы по специальности;
  • Лицо не может работать по квалификации, которую имеет.

Бесплатные курсы в центре занятости населения могут помочь:

  1. Найти работу;
  2. Открыть свое дело;
  3. Поднять конкурентоспособность на профессиональном рынке.

Льготная очередь на прохождение курсов ЦЗН

Первоочередное право бесплатно пройти обучение от Центра занятости имеют получившие статус безработного:

  • Лица с инвалидностью. При предоставлении акта ВКК о том, что заболевание мешает человеку заниматься определенным видом деятельности;
  • Члены семьи (родители, усыновители, попечители) ребенка-инвалида;
  • Граждане, имеющие статус безработного более полугода;
  • Военные пенсионеры, а также их супруги;
  • Лица, получившие свидетельство об окончании общеобразовательной школы (лицея, гимназии);
  • Впервые обратившиеся за помощью в поиске работы.

Чему обучат курсы ЦЗН

Согласившись пройти курсы от биржи труда, гражданин сможет приобрести одну из свыше пятидесяти специальностей. Выбор профессии зависит от региона проживания. Рынок труда Москвы и районного центра имеют разные потребности в квалифицированных кадрах.

Приоритетными являются такие специализации:

  1. Экономическое направление:
  • Бухгалтера;
  • Ревизор;
  • Аудитор;
  1. Рабочие профессии:
  • Слесарь;
  • Фрезеровщик;
  • Сантехник;
  • Плиточник;
  • Токарь;
  • Сборщик мебели;
  • Комплектовщик;
  • Оператор механизмов;
  1. Сервисные специальности:
  • Помощник руководителя;
  • Кондитер;
  • Парикмахер;
  • Мастер маникюра;
  • Официант;
  • Пекарь;
  • Бармен;
  • Лифтер;
  1. Частное предпринимательство;
  2. Компьютерные технологии:
  • Программист;
  • Верстальщик сайтов;
  • Графический дизайнер;
  1. Медицинские профессии:
  • Медсестра (медбрат);
  • Фармацевт.

Точную информацию относительно перечня специальностей, на которые можно бесплатно переучиться, предоставит местная биржа труда.

Как попасть на курсы

Длительность обучения составляет от одного месяца до полугода. Начало учебы зависит от формирования групп. Некоторые квалификации пользуются повышенным спросом, поэтому в такие группы существует очередь. Если вас заинтересовала определенная специальность, начала обучения придется подождать. К ому же сразу после постановки на учет, сотрудник биржи труда не сразу предложит пройти переобучение.

Перечень документов

Чтобы попасть на курсы от центра занятости, соискатель должен предоставить необходимые документы:

  • Заявление соискателя;
  • Документ, подтверждающий личность (паспорт);
  • Трудовая книжка (при наличии);
  • Свидетельство о приобретенной профессии (аттестат, диплом, свидетельство о прохождении курсов, водительские права);
  • Справка о доходах за квартал (для лиц, имевших работу);

Если вы записываетесь на обучение повторно, понадобятся:

  • Гражданский паспорт;
  • Документ о назначении индивидуальной программы по реабилитации (для лиц с инвалидностью).

Процесс обучения

Не так давно биржи труда начали работать по новой схеме переобучения. Новая система модулей позволяет обучить соискателей необходимым профессиональным навыкам в кратчайший срок. Многие преподаватели проводят занятия в доступной игровой форме. Некоторые гуманитарные дисциплины абитуриенты изучают самостоятельно.

Для повышения квалификации или приобретения новой профессии используется очная форма учебы. Теоретические занятия чередуются с практической отработкой полученных навыков. Курсы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия. Чаще всего это зависит от набора групп.

После окончания курсов, абитуриенту предлагают пройти экзамен для получения сертификата. Проходит он в устной или письменной форме (по желанию соискателя). Свидетельство о прохождении курсов имеет информацию о присвоении разряда или квалификации.

Пособия в период обучения

На время обучения за соискателем сохраняется пособие, предусмотренное законодательством. Размер пособия не зависит от статуса гражданина, имеет значение только присвоение ему статуса безработного.

Материальная помощь не начисляется или ее выплата прекращается, если:

  • Гражданин самовольно прервал процесс обучения;
  • Абитуриента отчислили с курса учебы;
  • На период болезни;
  • На время декретного отпуска.

Преимущества и недостатки курсов от ЦЗН

Выделяют такие преимущества прохождения бесплатной переподготовки от биржи труда:

  • Курсы предлагают овладеть профессией, востребованной у работодателей;
  • Можно попробовать сменить сферу деятельности и в ней преуспеть;
  • Получение новых навыков, которые никому не повредят;
  • Процесс учебы абсолютно бесплатен для соискателя;
  • Безработный получает «стипендию» – материальную помощь от государства.

Обратите внимание, изучать профессию вы будете не с сотрудниками ЦЗН, а с преподавателями учебных заведений, выигравших тендер на предоставление таких услуг. Гражданин может не только переучиться, но и повысить квалификацию по имеющейся специальности. Любой сертификат о повышении профессионализма – ваш бонус при устройстве на работу.

Конечно, есть в этой «бочке меда и ложка дегтя». Соглашаясь на курсы от ЦЗН, помните:

  • Сотрудникам биржи не интересно, какой профессией вы овладеете. Чтобы стать студентом интересующего вас курса, придется подождать;
  • Уровень преподавания в регионах оставляет желать лучшего. Поэтому каким количеством знаний вы овладеете, зависит прежде всего от вас;
  • Получив новую специальность, вы получите новые предложения о трудоустройстве. Но они могут разочаровать вас размером заработной платы. А отказ от нескольких предложенных вакансий может стать причиной отказа в выплате пособия.

Соискатели, уже прошедшие курсы переквалификации от ЦЗН, советуют выбирать специальность, представляющую для вас интерес и отдавать предпочтение занятиям с преподавателями высших учебных заведений.

Рынок труда является важнейшей сферой социально- экономической жизни общества. В процессе труда происходит соединение работника со средствами производства, обеспечивается возможность получения необходимых жизненных средств, создаются условия для раскрытия творческого потенциала человека. Именно поэтому состояние рынка труда находится в центре внимания как и государства, так и отдельного гражданин. Профессиональное обучение безработных и незанятых граждан в системе государственной службы занятости рассматривается как важнейший элемент государственной активной политики на рынке труда в современной России, поскольку оно является наиболее масштабной и дорогостоящей программой, как по числу ее участников, так и по объемам финансирования. Расходы на активную политику занятости составляют около 25% от общих затрат, примерно половина этих средств (12–12,5%) выделяется на профессиональное обучение. Государственные услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации могут оказываться гражданам, официально зарегистрированным в качестве безработного в органах службы занятости населения (Центрах занятости населения).
Безработным гражданам гарантируются бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Основные задачи центров занятости населения:

· оказание гражданам практической помощи в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

· организация профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и переподготовки безработных граждан и высвобож­даемых работников;

· обеспечение различных видов социальной поддержки граж­дан в случае безработицы.

Основные организационно-правовые формы содействия занятости населения:

· трудовое устройство безработных;

· социально-психологическая помощь и поддержка;

· профессиональная ориентация;

· профессиональная подготовка;

· профессиональная переподготовка;

· повышение квалификации работников;

· организация и проведение общественных работ;

· содействие безработным в организации собственного дела.

Как правило, услуги, связанные с содействием занятости граж­дан, предоставляются центрами занятости бесплатно. Вместе с тем указанные центры имеют право осуществлять некоторые виды предпринимательской и иной деятельности, связанные с извле­чением дохода. Так, они могут оказывать работодателям плат­ные услуги консультационного характера или связанные с про­фессиональным отбором персонала при найме на работу, органи­зацией обучения. Порядок предоставления платных услуг опреде­ляется Правительством Российской Федерации. Основной задачей профессионального обучения является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).

Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда регионов и осуществляется с учетом анализа и прогнозов социально-экономического развития региона. Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями. В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся:

· гражданин не имеет профессии (специальности);

· невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

· необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей у гражданина профессиональным навыкам;

· гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности);

· женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданам выплачивается стипендия.

Категории граждан, имеющие право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных учреждений;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются:

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие виды обучения:

  • профессиональная подготовка сцелью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
  • переподготовка безработных граждан для получения дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения новой квалификации;
  • повышение квалификации безработных граждан с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, освоения новых способов решения профессиональных задач, изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной форме обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.

Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.

Информацию о комплектовании учебных групп, сроках и стоимости обучения Вы можете получить в центрах занятости населения.

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

  • уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации (далее - размер районного коэффициента);
  • впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;
  • утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Порядок назначения и выплаты стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Размер стипендии в порядке, установленном уполномоченным Правительство Российской Федерации органом исполнительной власти, может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Итак, безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726. В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400.. Реализация прав на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы, в соответствии, с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи, с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи, с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Список использованной литературы

1. Лебедев В.М., и др. Современное трудовое право. Книга первая. М., 2007.

2. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Маврина С.П., Филипповой

3. М.В.; Хохлова Е.Б. СПб., 2005. С. 30-31http://edu.dvgups.ru/METDOC/

4. http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/trudovoe_pravo

5. http://referatwork.ru/refs/source/ref-107294.html

6. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2006.

7. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»//Собр. закон. РФ. – 2005. - №43.

8. В.И. Миронов. Трудовое право России, 2004

9. http://www.proprof.ru/stati/qualification/perepod

В пункте 1 статья 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1«1 Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости // Зарплата, 2012, № 4»

  • - отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии. Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями.

В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. 1«1 Егоркина О. «Арсенал предпринимателя», как рассчитать средний заработок для пособий по безработице 2013, № 2»

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из пункте 2 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с пункте 4 статьей 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;
  • - постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;
  • - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере. 1«1 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга., 2011, № 8»

В п. 6 статьи 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения: 1«1 Сойфер В.Г. "Законодательство и экономика", занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы, 2011, № 10»

  • - обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • - оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • - организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • - осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
  • - давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ № 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

  • - запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • - посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;
  • - выступать в качестве учредителей учебных центров;
  • - разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
  • - давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;
  • - давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со стаьей 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. 1«1 Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости // Арсенал предпринимателя, 2012, № 10»

Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом. 2«2 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга, 2011, № 8»

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в статье 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены:

  • - инвалиды;
  • - граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор;
  • - лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам;
  • - молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;
  • -лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);
  • - беженцы и вынужденные переселенцы;
  • - граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;
  • - одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • - семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
  • - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места.

Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест. 1«1 Гусева Т.С. «Российская юстиция», правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность, 2011, № 10»

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В пункте 3 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности).

Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегированном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах.

По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) Прохождение профессионального обучения будет правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости будет одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. При этом наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в ϶ᴛᴏм случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости оϲʙᴏбождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, кᴏᴛᴏᴩую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих кᴏᴛᴏᴩого будет готовность приступить к подходящей работе.

Из п. 2 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с кᴏᴛᴏᴩыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий договор. Стоит сказать, для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Более того, в ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Для лиц, кᴏᴛᴏᴩые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории кᴏᴛᴏᴩого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, кᴏᴛᴏᴩое могло быть им назначено. И в ϶ᴛᴏм случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц. При ϶ᴛᴏм районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, кᴏᴛᴏᴩая не превышает 100 рублей в месяц. Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При ϶ᴛᴏм размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, кᴏᴛᴏᴩые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 4 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории ϶ᴛᴏй зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Это решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. К примеру, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном оϲʙᴏении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплат­ную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профес­сии), трудоустройства, возможности профессионального обуче­ния. Безработные граждане имеют также право на бесплатное по­лучение услуг по психологической поддержке, профессиональ­ной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного об­разования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональ­ное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если˸

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют без­работные инвалиды, безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку по направлению орга­нов службы занятости, во время обучения выплачивается стипен­дия. При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподго­товку в другую местность.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия ʼʼзанятостьʼʼ. Какие виды занятости вам известны?

2. Чем заработок отличается от трудового дохода?

3. Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занято­сти.

4. Кто и в каком порядке должна быть признан безработным?

5. Какие граждане не могут быть признаны безработными?

6. Охарактеризуйте правовой статус безработного.

7. Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачи­вается?

8. Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан" 2015, 2017-2018.