Историческое развитие клубной деятельности. Клубные объединения: сущность, функции, специфика Основные подходы в клубной деятельности

В процессе его становления

Первый этап – этап становления и организационного оформления клубного объединения – наиболее сложный и противоречивый. В это время определяются содержание и формы его деятельности, происходит самоутверждение в коллективе каждого участника. Объединение в основном работает «на себя». В то же время от того, как будет организована его деятельность на этом этапе, зависит будущее объединения, его место и значимость в общешкольном коллективе.

Организатор клубной работы в школе должен помнить, что при определении набора объединений по интересам надо исходить из интересов и потребностей детей . Идея необходимости его создания должна родиться в самом ученическом коллективе. Как это сделать?

Этому может способствовать организация массовых форм клубной работы с детьми, рассказ о подобных объединениях других школ, встреча с их участниками и т.п. Все это поможет заинтересовать детей, сформировать у них желание общаться, потребность развивать свои творческие способности.

В одной из школ клубная работа была организована очень слабо: около десятка кружков (в основном – предметных) работали нерегулярно, являясь, по сути, продолжением уроков, и, конечно, не могли эффективно реализовать свои функции. Какой-то действенной связи между ними и школьным коллективом не прослеживалось. Большинство педагогов не владело творческими методами руководства объединениями по интересам, да и серьезного желания в их организации они не имели. Мало в чем могла содействовать в этом плане и окружающая школу среда. Организация досуга детей была в основном делом самих детей.

Воспитательная ситуация в школе и вне ее привела к тому, что у большинства учащихся были слабо развиты творческие способности, дети плохо владели организаторскими умениями и навыками, были малоинициативны.

Ситуация в школе начала меняться со сменой директора. Его попытка активизировать клубную деятельность учащихся не увенчалась успехом, ибо дети не проявили ни желания, ни инициативы участвовать в каких-то объединениях.

Рождению клуба старшеклассников предшествовала активизация всей внеурочной деятельности общешкольного коллектива. Были созданы разновозрастные детские содружества, взявшие на себя инициативу проведения многих школьных дел. При их организации широко использовалась методика коллективной творческой деятельности, с которой и педагоги, и школьники встретились впервые.

Подавляющее большинство детей и многие учителя с большой заинтересованностью включились в работу. Однако через некоторое время выяснилось, что силы педагогов «иссякли», знаний и умений для руководства жизнью ученического коллектива на новом уровне им не хватает, а сами школьники, без взрослых, еще не в состоянии были что-либо предпринять для поддержания этого уровня. Возникла проблема: с одной стороны, дети были «взбудоражены», получили толчок для развития своих интересов и творческих возможностей, а с другой – и школьники, и учителя оказались не готовыми к такой работе.

К этому времени потенциально создалась ситуация, когда в школе можно было объединять старшеклассников в клуб, ибо идея его рождения стала потребностью многих из них, и они сами начали высказывать предложения вместе собираться после уроков для того, чтобы что-то придумывать, с кем-то интересным встречаться и т.д.

На одной из встреч со старшеклассниками им было предложено создать в школе клуб, занимаясь в котором они сами могли бы реализовать высказанные предложения. Впоследствии клуб стал заметным явлением в жизни всей школы, оказывая влияние на развитие ее воспитательной системы.

В процессе работы с объединением по интересам его руководителю необходимо отслеживать развитие интересов и потребностей детей и сообразно этим изменениям строить работу клуба. Особенно важно это в начале деятельности объединения.

Для выявления интересов, потребностей участников клуба, их мотивов прихода в него можно использовать самые разнообразные методы : наблюдение, беседу, анкетирование, создание специальных ситуаций и др.

Так, во время первой встречи с участниками объединения можно предложить им закончить два предложения : «Я думаю, что в нашем клубе…» и «Я пришел в клуб, чтобы…». Можно организовать коллективное составление объявления-приглашения в клуб . В процессе «мозговой атаки» участниками объединения сочиняется текст, в содержание которого вкладываются мысли, отражающие их желания и потребности. Вот один из вариантов такого объявления, составленный в клубе общения старшеклассников: «Дорогой друг! Если ты любишь читать стихи, слушать музыку, танцевать, петь, фантазировать, если хочешь попасть в театр, цирк, на дискотеку, приобрести новых друзей, сделать интереснее окружающую жизнь, мы ждем тебя в нашем клубе!»

Другой методикой выявления мотивов работы детей в объединении по интересам может стать анкетирование на тему «Что привлекает тебя в клубе?».

Каждый участник получает анкетный лист, на котором имеется перечень мотивов работы в клубе. Все мотивы объединены в 6 групп: коллективистические, познавательного характера, общения, самовоспитания, самоутверждения, эгоистические (участник клуба об этом, естественно, не знает). Значимость каждого мотива для себя анкетируемый оценивает в баллах: 0 – совсем не привлекает; 1 – почти не привлекает; 2 - привлекает в слабой степени; 3 – привлекает в средней степени; 4 – привлекает в сильной степени; 5 – привлекает в очень сильной степени.

Такая оценка позволяет при обработке материалов высчитать средние показатели по каждому мотиву и по группам мотивов. Повторное анкетирование тех же участников объединения в конце учебного года покажет динамику их мотивов работы в клубе. Целесообразно, по нашему мнению, анкетировать по данной методике всех вновь приходящих в объединение учащихся.

По нашим наблюдениям, анкетирование лучше проводить анонимно, во время его участники не должны иметь права общаться друг с другом. Вообще, целесообразнее сделать так, чтобы анкетирование проводил не руководитель объединения, а нейтральный по отношению к нему человек (скажем, один из учителей школы).

Предлагаем один из вариантов анкеты, составленной нами для участников клуба старшеклассников (анкета составлена на основе методики, заимствованной у В.Г. Пряниковой). Заметим, что мотивы в анкете распределены по группам: 1 – коллективистические; 2 – познавательного характера; 3 – общения; 4 – самовоспитания; 5 – самоутверждения; 6 – эгоистические. При подготовке текста анкеты для детей их целесообразно «перемешать».

Что привлекает тебя в клубе? Баллы
1.1.Возможность помочь клубу, школе, окружающим 1.2. Возможность сделать интереснее жизнь в школе 1.3. Возможность помочь своему классу сделать интереснее жизнь в нем 1.4. Возможность передать свои знания и умения товарищам 2.1. Возможность интересно проводить свое свободное время 2.2. Возможность узнать что-то новое, интересное 2.3. Возможность узнать то, что поможет лучше учиться 2.4.Стремление расширить общекультурный кругозор 2.5.Возможность получения помощи в выборе будущей профессии 3.1.Возможность общения с друзьями 3.2.Возможность найти новых друзей 3.3. Занимаюсь в клубе потому, что там мой друг 3.4. Возможность общаться с интересным руководителем 4.1. Благоприятные условия для преодоления своих недостатков 4.2.Благоприятные условия для развития у себя положительных качеств (умения говорить, общаться, входить в контакт) 5.1. Возможность выразить себя (найти вид деятельности, где можно добиться успеха) 5.2. Возможность заслужить одобрение и признание сверстников 5.3.Возможность использовать работу в клубе для повышения своего престижа среди товарищей 6.1. Возможность получения одобрения со стороны родителей 6.2. Возможность понравиться педагогам

В начале работы объединения важно создать такие условия, так организовать деятельность детей, чтобы удовлетворить их потребности прихода в клуб, в определенной степени «пойти у них на поводу». Это должны быть яркие дела, эмоциональные по своему характеру, может быть, напрямую и не связанные с профилем объединения (вечер знакомства, встреча с интересным человеком, поездка в лес и др.). В то же время каждый участник должен найти в них свое место, удовлетворить свои гедонистические потребности. Детям должно захотеться прийти в клуб снова.

Уже на этапе становления системы работы объединения его участникам целесообразно выступить организатором какого-то общешкольного дела (смотра, конкурса, выставки, вечера и др.). Это, позволит, во-первых, каждому проявить себя во внеклубной среде; во-вторых, заявить о клубе в школе, определить его статус в ней.

Все это создает предпосылки того, чтобы приступить к какому-то большому, значимому для себя и других делу . Теперь необходимо участникам всерьез задуматься над тем, каким быть их объединению, чем заниматься. Пора определить ближние, средние и дальние перспективы жизни клуба.

Решение проблемы целей – первое звено в создании системы работы клуба. Проблема целеполагания в нем реализуется своеобразно. Обычно участники объединения сами проявляют большой интерес к определению задач, содержания, форм будущей деятельности; инициативны в составлении программы действий; ревностно относятся ко всякого рода программам «сверху». Этим, с одной стороны, осложняется, а с другой – облегчается роль руководителя объединения.

В процессе целеполагания недопустимо, когда выдвижение единой цели может привести к стандартизации деятельности каждого участника объединения; созданию ситуации, когда всех начинают «стричь под одну гребенку». «Единая цель» не означает «единообразная цель». Она предполагает объединение действий каждого в общем деле; однако каждый должен найти в нем свое место , прийти к коллективному решению выдвинутых задач своими средствами , исходя из своих интересов и потребностей . Выдвижение цели, с одной стороны, должно содержать идею сплочения коллектива, а с другой – идею творческого роста каждого участника.

В начале деятельности объединения особенно сильно проявляется противоречие между большой личной значимостью работы клуба для школьников и ее общественно полезным характером . Дети зачастую ориентируются только на удовлетворение собственных желаний. В этом случае педагогу надо инструментировать предложения членов клуба так, чтобы их идеи, с одной стороны, оставались для них личностно значимыми, а с другой – были сориентированы на людей (самому научиться чему-то, чтобы потом научить младших товарищей; организовать литературный вечер в школе, на котором каждый может проявить свои таланты, и т.п.).

Следующий шаг - определение содержания деятельности объединения и педагогически целесообразной ее организации . В работе клуба должны органично сочетаться общественно и лично значимые дела, познавательные и развлекательные .

В системе работы клуба можно выделить несколько видов деятельности по своей значимости для объединения. Первый вид – основной ; ему отводится большая часть времени работы клуба, его содержание определяет профиль объединения (подготовка спектакля в школьном театре, тренировки в спортивной секции, изготовление модели корабля в судомодельном кружке и др.). Второй вид деятельности связан с подготовкой к участию в основной работе объединения (речевые упражнения в процессе постановки голоса в театральной студии, изучение теории судомоделирования в судомодельном кружке, творческая учеба в клубе журналистов и др.). Третий вид деятельности в объединении как бы дополнительный и не всегда связан с основным видом : в одном случае он может реализовывать познавательные функции (встреча с интересными людьми, экскурсия в музей и др.), в другом – просто служить отдыхом для участников клуба (вечер, поход, «капустник» и др.).

Чем шире поле деятельности клуба, тем разнообразнее будут формы его работы . Среди множества дел объединения надо выделить те, которые отражают основное направление его деятельности. По сути, это опорные (ключевые) дела , составляющие скелет, основу системы работы клуба. Эффективность опорного дела будет выше, если

По своей значимости дело выходит за рамки клубного объединения, ориентируется на среду;

В процессе подготовки и проведения дела деятельность организуется как коллективная, и в ней участвуют все члены клуба, включая взрослых;

Дело характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью;

В планировании и подготовке дела учитываются традиции объединения и школы;

Дела оптимально распределены во времени.

Количество опорных дел в течение года зависит от профиля коллектива, его опыта, сложившихся традиций. Обычно их количество 2 – 4, но может быть и одно опорное дело (итоговая выставка, отчетный концерт, организация школьного туристического слета), рассматриваемое в таком случае как творческий отчет объединения перед школой, и вся работа клуба в течение года направлена на подготовку этого дела.

В своей работе клубу целесообразно иметь главную тему . Она может стать стержнем, объединяющим вокруг себя участников. Главная тема определяет «лицо» коллектива. Ее воспитательные возможности будут выше, если она, во-первых, отражает общественно значимую идею, а, во-вторых, в ее выдвижении и формулировке принимают участие все члены коллектива. В литературно-музыкальном клубе, где школьники сами пишут сценарии и готовят литературно-музыкальные композиции, главной темой может стать тема Памяти; в театральной студии – тема Гуманизма; в фотокружке – тема Природы и др.

Работа клубного объединения будет эффективнее и его воспитательные возможности выше, если деятельность участников будет организована как коллективная. Покажем это на примере работы над программой в литературно-музыкальном клубе одной из школ Ярославской области, которым мы руководили в течение нескольких лет.

Работа над композицией всегда начинается с выдвижения ее идеи, которая высказывается отдельными участниками или группой старшеклассников на встрече в клубе или просто в общении с руководителем и друг с другом. Идеи могут быть давно «выношенными» и достаточно аргументированными или родившимися «на днях» после чего-то увиденного, услышанного, прочитанного. Могут быть идеи – заказы от органов самоуправления школы. Принимаются любые идеи, но особенно ценятся те, которые связаны с главной темой клуба – темой Памяти. Они высказываются реже, но более весомы по своей значимости и богаче предложениями по своей реализации.

К началу учебного года, к моменту коллективного планирования работы клуба, обычно уже имеется достаточно много предложений. Задача в этом случае состоит в том, чтобы обоснованно отобрать 3-4 из них. При этом, прежде всего, учитывается, чтобы идея была интересна и полезна не только участникам объединения, но и окружающим их людям. В том случае, если родившаяся в течение учебного года идея захватывает всех, принимается решение сразу ее реализовать; тогда в план вносятся коррективы, и на афише клуба появляется название новой композиции.

Каждая идея, принятая на общем собрании коллектива, определенное время «вынашивается» участниками объединения. К разговору о ней клуб неоднократно возвращается еще до начала основной работы над программой. Процесс «вынашивания» идеи нередко длится очень долго. Так, мысль о программе «На Мамаевом кургане тишина…» родилась во время поездки группы учащихся школы в Волгоград в летние каникулы, а воплотилась в жизнь лишь через год. Этот этап работы над программой – один из самых ответственных, и его успех будет зависеть от того, насколько участники объединения сумеют постоянно держать идею «в форме», чтобы она стала своей для всего коллектива и личностно значимой для каждого его члена.

Затем идет непосредственная работа над подготовкой программы. Она начинается с «мозговой атаки», в результате которой появляется проект будущей композиции. В процессе «мозговой атаки» учащиеся работают по группам, и естественно, что в каждой из них оказываются школьники разных способностей, и не всякий может выступить в роли «мозгового центра». Однако даже в том случае, если генераторами идей становятся 1-2 старшеклассника, остальные члены клуба не остаются безучастными: они принимают или отвергают идеи, вдохновляют «мыслителя» и таким образом участвуют в создании макета будущей композиции. В ходе обсуждения руководитель ненавязчиво высказывает свое мнение. В такой обстановке коллективного творчества развиваются и укрепляются отношения сотрудничества между участниками клубного объединения и педагогом.

После этого избирается совет дела, который рассматривает все высказанные предложения, составляет сценарий будущей программы и организует ее подготовку. В совет обычно входят наиболее творческие участники и умелые организаторы. Совету дела надлежит быть координатором работы над программой, ее коллективным руководителем.

В совете распределяются роли: появляются должности сценариста, режиссера, художника-оформителя, звукооператора и др. Каждый из членов совета становится руководителем соответствующей группы участников, деятельность которых организуется как коллективная.

В ходе работы над программой члены клуба отыскивают нужный литературный и музыкальный материал, составляют сценарий, обсуждают его в коллективе, готовят фонограмму, художественное и техническое оформление и т.д. При этом устанавливается тесное взаимодействие между участниками, организуется их интенсивное общение, взаимопомощь, что, безусловно, сплачивает коллектив клуба. Педагог руководит работой, управляет взаимодействием школьников, корректирует их деятельность, сам активно участвует в подготовке программы. В этот период работы объединения на него в основном ложится непосредственное руководство и коллективной, и индивидуальной деятельностью школьников.

Репетиции организуются по отдельным блокам программы и, по сути, являются коллективным творческим процессом доработки сценария, поиском путей наиболее удачного сценического воплощения той или иной идеи, ее художественного выражения.

После премьеры обязательно проводится коллективный анализ сделанного с постановкой задач дальнейшего совершенствования композиции. На первых порах анализ обычно идет на уровне «понравилось – не понравилось», «получилось – не получилось». Учащихся следует учить методике анализа, уровень которого повышается с приобретением коллективом опыта и становится нормой жизни клуба.

Кроме основного вида деятельности, определяющего профиль объединения, в нем организуются и другие, способствующие подготовке школьников к участию в профильном виде деятельности либо служащие временем для отдыха, общения, развлечений. Одной из таких форм деятельности может быть творческая учеба , организуемая по-разному в работе объединений разной направленности.

В литературно-музыкальном клубе творческая учеба стала составной частью «капустников» – вечеров отдыха и общения с товарищами. Обычно на такие встречи приглашались друзья из других школ. Структура «капустников» каждый раз менялась, но, как правило, в ней присутствовали разговор «на кругу» о насущных проблемах жизни своего коллектива, творческая учеба, песни в «орлятском кругу», игры, воспоминания «о былом» за чашкой чая, танцевальная программа. В конце учебного года на «капустниках» в торжественной обстановке происходило «обращение» выпускников в «стариков» и посвящение новых участников в члены клуба.

В основе творческой учебы было использование методики организации коллективной творческой деятельности. Учащиеся сочиняли стихи, писали пародии, изображали сцены, сами придумывали оригинальные задания. На первых порах программа учебы разрабатывалась руководителем объединения, а по мере накопления коллективом опыта работы этим занималась специально создаваемая группа его участников. Творческая учеба предоставляет педагогам благоприятные возможности для изучения учащихся, выявления роли клуба в их жизни, характера взаимоотношений школьников, их позиций по отношению к педагогам и друзьям клуба. Участникам клуба во время творческой учебы было предложено задание «Допиши строки»: «Два года в клуб уже хожу и для себя в нем нахожу …», «Мне учитель говорит: «Для тебя ли клуб открыт?», «В кругу семьи, когда сидим, о клубе с мамой говорим…» Во время игры в буриме сочинялись стихи по рифмам: друзей – своей; школой – веселой: вперед – ведет; несем – отдаем.

Анализируя коллективные «продукты творчества» школьников, организаторы пришли к выводу, что клуб его участники считают родным коллективом. В своих стихах они писали: «Стал он нашей школой, этот клуб веселый; знанья из него несем и друзьям их отдаем». В обращении к новичкам школьники напоминали, что главный закон для них – закон дружбы: «И помни: в трудности любой твои друзья всегда с тобой!»

Творческая учеба включалась в систему деятельности литературно-музыкального клуба как неотъемлемое и важное ее звено. Умения и навыки коллективной творческой работы, приобретенные школьниками в ее процессе, использовались ими при подготовке новых литературно-музыкальных композиций в клубе, в организации классных и общешкольных дел. Для руководителя коллектива творческая учеба становилась незаменимым средством корректировки отношений участников объединения: в обстановке отдыха и развлечений легче было создавать педагогические ситуации, вводящие школьников в коллективную работу.

В процессе становления системы работы объединения по интересам решаются несколько важных проблем организации его деятельности . Первая из них – соотношение коллективных и индивидуальных форм деятельности школьников в клубе , поскольку в него дети приходят, прежде всего, для удовлетворения своих личных запросов и практически сразу готовы приступить к индивидуальной деятельности. Однако они оказываются в ситуации, когда удовлетворить свои потребности смогут только тогда, когда станут участниками деятельности коллективной. Так у них объективно рождается потребность во вступлении в контакты с одноклубниками. В объединениях по интересам это облегчается и тем, что одной из причин прихода туда школьников почти всегда является их желание общаться со сверстниками, завести новых друзей.

Индивидуальная деятельность связана с приобретением школьниками новых знаний, умений, навыков. Она станет эффективней, если будет органично включена в процесс коллективной работы, если к ее организации будут привлекаться сами участники объединения (взаимообучение, взаимопомощь и т.д.).

Вторая проблема в организации коллективной деятельности – разделение труда среди его участников . Позитивно она решается тогда, когда к своей «специализации» члены клуба приходят добровольно, выбирают «профессию», исходя, прежде всего, из собственных интересов.

В начальный период работы объединения школьники обычно углубляются в свою роль; это удовлетворяет их потребности в определенном виде деятельности, совершенствует их знания, умения и навыки. В отличие от учебной работы, в которой каждый обязан участвовать во всех ее формах, клубная деятельность создает благоприятные условия для выбора. Однако важно, чтобы школьник также мог попробовать себя в разных видах работы, поэтому состав специализированных групп разных профилей целесообразно изменять. Надо, чтобы менялись не только сферы деятельности, но и ролевые позиции ее участников: от рядового исполнителя до организатора дел.

Третья проблема - проблема педагогического руководства. На этом этапе оно должно быть вездесущим и многоликим. Руководитель является организатором деятельности, ее вдохновителем, консультантом-советчиком, рядовым исполнителем, а главнейшая его задача – управление отношениями участников объединения. Этап становления клуба связан с решением проблем самоутверждения школьников в нем, и педагогу надо вовремя помочь определить роль и место каждого, сделать так, чтобы они соответствовали запросам детей.

Четвертая проблема в работе клуба в процессе его становления - организация самоуправления в нем . В силу специфики объединения привлечь его участников к управлению своей жизнью легче, чем в других типах коллективов.

Нередко организация самоуправления сводится лишь к работе выборных органов или к распределению общественных поручений. Задача же состоит в том, чтобы каждого включить в активную заинтересованную деятельность по организации жизни объединения; и в наибольшей степени решению этой задачи способствует организация его работы как коллективной. Нельзя сначала создавать орган, а потом придумывать ему работу, ибо именно наличие работы порождает необходимость создания нового органа или выбора ответственной должности.

Очевидно, что в любом случае высшим органом самоуправления должно быть общее собрание его членов, а вот в организации деятельности выборных органов или ответственных лиц в коллективе могут быть варианты .

1. Если клубное объединение многочисленно, а деятельность его многообразна, то для организации его руководства целесообразно избрать совет . При этом надо учесть, что действенным он будет только тогда, когда будут четко распределены его функции и правильно распределены обязанности между его членами. Совету должно быть дано право не только организовывать деятельность объединения, но и определять ее содержание. В этом случае совет станет субъектом формирования общественного мнения всего коллектива. Совет должен быть достаточно гибким, подвижным, часто обновляемым. Ему и его руководителю следует регулярно отчитываться перед коллективом, получать от него объективную оценку своей деятельности и учитывать ее в своей работе.

2. Постоянного или достаточно долго действующего органа самоуправления клубного объединения не создается, а формируются временные органы (советы дела) в каждом случае, когда в этом возникает необходимость; по окончании деятельности они распадаются. Это позволяет включить в работу в качестве организаторов, управленцев жизнью своего коллектива большее количество детей.

3. В условиях постоянно действующего органа самоуправления создаются советы дела, каждый раз меняющиеся по составу . В этом случае их деятельность курирует не только ребячий руководитель клуба, но и его совет.

Известно, что в жизни клубного объединения как объединения особого рода большое значение имеет включение в его деятельность ритуалов, символики и атрибутики . Первому этапу здесь принадлежит важнейшая роль.

Название, девиз, эмблема, законы, устав должны включаться в жизнь клуба постепенно, по мере накопления его участниками опыта коллективной деятельности. В этом должны принимать участие сами школьники. Ритуалы, символика и атрибутика сыграют свою роль тогда, когда в коллективе будет потребность не только их иметь, но и использовать для улучшения своей жизни.

Нередко работа клубного объединения регламентируется документами правового характера (уставом, законами, членским билетом и др.). В клубе их должно быть не более одного – двух (жизнь объединения по интересам не терпит излишней регламентации); действенны они будут, если рождены самим коллективом и в случае необходимости корректируются им. В объединении вообще может не быть таких документов.

Законы в жизнь клуба тоже вводятся постепенно. Каждый из них обязательно обсуждается в коллективе, где благодаря этому создается обстановка, предоставляющая возможность для их выполнения. В процессе работы объединения законы могут меняться.

В уже знакомом нам литературно-музыкальном клубе название родилось через месяц после начала его работы и исходило от детей. Единодушно клуб назвали «Гелиос», тогда же выбрали и девиз жизни коллектива. Им стали слова В.Маяковского: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!» В конкурсе на эмблему лучшей была признана самая простая и понятная всем: солнце с многочисленными лучами и названием клуба и школы в центре.

Первым законом клуба стал закон «Погас – уходи!» Интересно заметить, что через год он был изменен и гласил: «Погас – загорись!» Творческую атмосферу в объединении помогали создавать и поддерживать законы коммунарства: «Каждое дело творчески – иначе зачем?», «Лучше трудно, чем нудно!», «Живи для улыбки товарища!» и др. Через полгода в клубе родился гимн (на мотив песни «Глобус»), в котором были такие слова:

«Гелиос» - значит «солнышко»,

Значит людям светить,

Без остатка, до донышка

Счастье, радость дарить.

Пусть приходят в нашу школу люди,

Мы для них всегда работать будем,

Чтобы Родину свою любили,

Чтобы просто люди лучше были.

Вводимые символы и атрибуты, с одной стороны, отражали сегодняшнюю жизнь клуба, с другой – нацеливали на совершенствование деятельности коллектива.

В процессе становления коллектива в нем появляются традиции . В условиях клуба они, как правило, быстро укрепляются, что, конечно же, способствует сплочению коллектива. Однако нередко традиции у членов клуба связываются только с удовлетворением их потребности в отдыхе, с участием в делах увеселительного характера, что укрепляет связи между детьми, но не поднимает авторитет клуба в школе. Важно, чтобы к «внутренним» традициям прибавлялись те, которые направлены на пользу окружающим людям (оказание помощи в подготовке Новогоднего вечера в школе, участие в проведении праздника Дня Победы на селе, руководство кружками младших школьников и др.).

Итак, первый этап работы объединения по интересам – наиболее сложный и противоречивый. Он связан, прежде всего, с организацией «внутренней» жизни клуба, становления системы его жизнедеятельности.

Связи объединения по интересам с общешкольным коллективом и внешкольной средой пока еще слабы (на уровне представления среде своей продукции). Объединение является автономным звеном в воспитательной системе школы. Уровень ее включенности в нее – низкий. По сути, первый этап – это процесс подготовки клубного коллектива к выходу на внешкольную среду (прежде всего, на школьную). Опасно, если еще не создано предпосылок для этого и коллектив не апробировал на среде свои силы. Это может стать причиной того, что, замкнувшись в сфере своих интересов, коллектив останется на уровне формального присутствия в воспитательной системе школы, что, конечно, снижает его воспитательные возможности.

Клуб (от англ. clob или club через нем. club) -- место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными и др.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников. Существуют и виртуальные клубы.

Участником клуба может стать или любой желающий (открытый доступ), или лицо, принадлежащее к ограниченному кругу (закрытый клуб, доступ в который можно получить только по рекомендации). Для доступа в некоторые клубы требуется приобретать входной билет, другие действуют на бесплатной основе (за счёт спонсирования государством или частными лицами).

Изначально «клубы» -- не по названию, но как идея организации людей с общими интересами -- появились в античности. Все желающие объединялись в большие группы, которые регулярно собирались в определённом месте и обсуждали интересующие их проблемы, делились знаниями и опытом. После эпохи Средневековья под словом клуб понималась организация, для посещения собраний которой нужно было стать её членом, внести плату, разделять общие интересы и следовать правилам группы.

В XVII--XVIII столетиях с повсеместным распространением в Европе чая и кофе стали появляться соответствующие клубы. Это были довольно респектабельные общества -- «джентльменские клубы», куда было не просто попасть постороннему человеку. Они быстро превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем.

К XIX веку свои клубы имелись у всех уважающих себя сообществ. Существовали клубы офицеров, моряков, судей, членов парламента, адвокатов, учёных и т. д. Для совместных собраний на средства от членских взносов покупались земельные участки, где строились клубные здания, либо помещения арендовались у других собственников.

Тогда же понятие клуб стало применяться к различным организациям, которые не ставили основной целью общение, но, тем не менее, объединялись под общими интересами. Появлялись атлетические, альпинистские, шахматные, спортивные, литературные, автомобильные, музыкальные, художественные клубы.

Досуг - система различных видов человеческой деятельности, ориентированной на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемой в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и развлечениях. В настоящее время в рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято вычленять активные и пассивные формы проведения досуга. В первом случае - это деятельностные разновидности досуга: любительские занятия творчеством, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. Во втором случае - это пассивное потребление различных культурных мероприятий.

Информационно-просветительское мероприятие - массовое мероприятие, направленное на формирование и удовлетворение информационных, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры, содействующее просвещению граждан, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).

Клубная система - совокупность (сеть) взаимодействующих клубных учреждений, объединенных на определенных договорных условиях или добровольных началах в целях полного и качественного удовлетворения культурно-досуговых запросов населения и эффективного использования всех ресурсов клубных учреждений.

Клубная услуга - разнообразная по формам и содержанию культурно-досуговая деятельность юридического или физического лица, направленная на конкретный результат, повышающий у человека удовлетворенность качеством жизни, способствующий духовно-нравственному самоопределению личности и развитию творческих инициатив широких слоев населения.

Клубное учреждение - некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительного, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством, способствующих развитию человеческого капитала; повышение качества жизни населения посредством просвещения, совершенствования творческих способностей людей и организации межличностного общения; удовлетворение общественных потребностей в сохранении и распространении культурного наследия; поддержка любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения.

Клубное формирование - добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований их участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

К клубным формированиям относятся: коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества; любительские объединения и клубы по интересам, народные университеты и их факультеты; школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности клубного учреждения.

Клуб по интересам - клубное формирование, создаваемое с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо, характеризующееся отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей.

По типу клубы различают:

Автомобильные клубы (это клуб для владельцев или любителей какой-либо марки или модели автомобиля);

Спортивные (современные спортивные клубы -- это профессиональные или любительские организации, имеющие команду спортсменов, инфраструктуру, систему управления и обслуживающий персонал);

Ночные клубы (ночной клуб (англ. night club) -- общественное заведение, работающее обычно после 21:00, предназначено для свободного времяпрепровождения (как правило, для молодежи). Обычно в клубах есть бар, танцпол, чел аут -- место, в котором можно посидеть в тихой обстановке с более спокойной музыкой. Часто в клубах присутствует дресс-код (форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений) и фейсконтроль (ограничение входа, выборочный отказ в обслуживании посетителей (клиентов), не удовлетворяющих определённым критериям). Для клубов нет особого единого формата, так как каждый клуб специализируется на своей целевой аудитории посетителей.

Культурно-просветительские учреждения (в СССР и ряде социалистических стран клубами также назывались культурно-просветительские учреждения, организующие досуг трудящихся и способствующие их коммунистическому воспитанию, образованию, развитию творческих потребностей. В 20--30-е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Крупные или центральные клубы этого типа в дальнейшем получали название Домов и Дворцов культуры).

Сельские клубы (во времена СССР сельский клуб создавали на селе (в деревне или посёлке): там, где размещался производственный участок колхоза (бригада) или совхоза (отделение). Часто сельский клуб занимал помещение бывшей церкви.

В сельском клубе имелся зрительный зал, где проходили репетиции и концерты художественной самодеятельности и демонстрировались художественные кинофильмы, а также библиотека).

Клубы по интересам (Клубы по интересам (хобби) к какому-либо виду занятия или науке:

Военно-исторические клубы (например, клубы реконструкторов);

Клубы любителей книги (КЛК, Книжный клуб);

Клубы филателистов (коллекционеров марок);

Эсперанто-клубы и языковые клубы -- сообщества людей, объединённые общим интересом к международному языку;

Математические, физические и пр. клубы любителей науки.

Клубы по социальному статусу:

Женские и мужские клубы;

Детские клубы -- для организации досуга детей, по различным направлениям и интересам (спортивные, музыкальные кружки, моделирование, рукоделие и т. п.);

Студенческие клубы.

Досуговые клубы (служат для объединения людей в связи с теми или иными интересами, носящими развлекательный характер):

Музыкальные клубы (поп, рок-клубы)

Танцевальные клубы (имеются в виду тоже коллективы людей с ограниченным и постоянным членством, в отличие от «ночных клубов» и иных заведений, в названии которых слово «клуб» может не иметь этого смысла).

Фан-клубы (сообщество людей, объединённых почитанием и общим интересом по отношению к известному человеку или группе знаменитостей).

Политические клубы (объединяют политические организации и целые страны, связанные каким-либо общим интересом).

Деловые клубы (объединение бизнесменов и предпринимателей, иногда в определенной отрасли, с целью обмена опытом, налаживания контактов, общения).

Армейские клубы (в Вооруженных силах СССР и Российской федерации существовали и существуют клубы. Клуб может именоваться Солдатским, Полковым или Офицерским.

История клубной деятельности в России тесно связана с утверждением идеалов просветительства и самодеятельного творчества в рамках дореволюционного внешкольного образования, а затем, в советский период, культурно-просветительной работы.

С середины XIX века на волне подъема народно-демократического движения, в России получило широкое распространение народное просветительство. Одним из основных институтов стали народные дома, которые создавались земствами, городскими думами, обществами грамотности или частными лицами с просветительскими целями, как общедоступные культурно-просветительные учреждения, объединявшие все формы образовательной и досуговой деятельности.

Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, в Санкт-Петербурге народный дом открылся в 1883 году.

После Октябрьской революции 1917 г. народные дома были преобразованы в клубные учреждения и их работа приобрела системный и массовый характер. Постановлением СНК РСФСР от 12 ноября 1920 г. был создан Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), который входил в общую систему Наркомпроса. Этот орган и занимался организацией работы клубов, домов культуры, других форм просветительской работы, направленных на нравственное воспитание и обеспечение политического и морального единства народа.

Таким образом, приоритетные направления развития клубной деятельности сложились исторически и в процессе эволюции, они имеют уникальный, присущий только нашей стране характер.

Первое направление появилось с организацией клубов как самостоятельных учреждений. Это культурно-просветительская деятельность (далее - КПД), которая как самостоятельная область идеологической деятельности началась после Октябрьской революции 1917 года и непосредственно связана с осуществлением в СССР культурной революции. КПД в СССР имела следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание и т.д. В современном обществе в эпоху глобализации эта деятельность вновь обретает актуальность. Если в 20-х годах прошлого столетия необходимо было ликвидировать безграмотность, то сегодня необходимо научить население страны разбираться в потоке обрушивающейся на него информации, не всегда имеющей позитивный характер, вновь учить быть патриотами и активными участниками социальной жизни своей малой Родины. Данное направление немаловажно, однако в нем неразличим человек как личность, как индивидуальность, оно рассчитано на массовость в целом.



Второе направление возникло в конце 20-х и начале 30-х годов двадцатого века, это развитие жанров народного художественного творчества . Появилось понимание, что клубная деятельность и жанры народного творчества неразрывно связаны, осознание того, что любительское творчество является мощным средством сохранения и популяризации национальных художественных традиций. Именно в этот период был заложен фундамент государственной культурной политики в области межнациональных отношений. Это направление нуждается в особом методическом, ресурсном обеспечении, репертуарной политике.

Третье направление сформировалось в 90-е годы двадцатого столетия, в переломный для страны период становления демократического общества. Приоритетной для клубов стала культурно-досуговая деятельность, понимаемая зачастую как культурно-развлекательная. Эта деятельность направлена на различные категории населения: дети, подростки, молодежь, экономически активное население, люди пожилого возраста с активной жизненной позицией, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т.д. Данное направление имеет целевую аудиторию и, как следствие, свою специфику форм воздействия и организации деятельности такой аудитории. В нем необходим учет интересов личности, индивидуальности, а не ориентация на обезличенного потребителя услуг.

Четвертое направление впервые официально было сформулировано 26 декабря 2006 года на заседании Государственного Совета, посвященном государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской федерации. Это направление – деятельность по сохранению традиционной народной культуры . Оно является уникальным в каждой территории России и, соединяясь в общую картину, призвано формировать общее представление о неповторимом национальном облике России.



Таким образом, исторически сложилось четыре основных приоритетных направления клубной деятельности. Деятельность клубных организаций на современном этапе должна складываться из лучших практик, наработанных в рамках всех четырех направлений. Учреждения культуры клубного типа должны, с одной стороны, эффективно выполнять государственный (социальный) заказ на сохранение и развитие традиционной культуры народов России, быть очагами культурного просветительства в самом широком смысле этого слова и в то же время гибко и оперативно реагировать на меняющиеся запросы населения, предлагая ему современные, подкрепленные новейшими технологиями услуги в области развивающего досуга.

Подобные примеры многофункциональных клубных учреждений мы видим в открывающихся центрах культурного развития и инновационных культурных центрах. В настоящее время в рамках программы, реализуемой Минкультуры России, уже построено 17 центров, введено в эксплуатацию в 2016 году – 8, запланировано к вводу в 2017 году – 12. Именно они призваны стать экспериментальными площадками для создания мотивирующих творческих сред как одного из необходимых условий повышения творческой и социальной активности населения.

3.2. Сеть учреждений культуры клубного типа в демократической России

В постсоветское время Россия начинает реформирование культурно-просветительских учреждений, в части наделения их основной приоритетной функцией – организацией досуга населения. Культурное просветительство в данный период времени отходит на второй план. Учреждения стали называться культурно-досуговыми. В 2001 году клубных учреждений в системе Минкультуры насчитывалось 52440 единиц. До 2006 года динамика сети учреждений была стабильна и насчитывала немногим больше 50-ти тысяч учреждений. Обвал сети клубных учреждений произошел в 2006 году, сокращение составило 4230 (8,1%) единиц по России к уровню 2001 года, что обусловлено введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2006 года. В указанном законе не были определены полномочия органов местного самоуправления по созданию условий для клубной деятельности, что было ими расценено как руководство для ликвидации таковых учреждений. Поскольку максимальная часть сетевых единиц приходится на сельскую местность, то там и шла наиболее массовая ликвидация учреждений.

Процессы отрицательной динамики были связаны, в том числе и с неправильным подходом к наделению статусом юридического лица сетевых единиц, часть учреждений ликвидировали, а часть - не включили в состав филиалов головного (базового) учреждения. В результате таких действий во многих населенных пунктах не выдерживались социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах». В части сельских поселений полномочия по организации досуга населения и созданию условий для развития народного творчества практически вообще не осуществлялись (за исключением эпизодического нестационарного обслуживания населения).

В то же время именно в этот период идет активный поиск новых форм клубной деятельности, ширится типология учреждений клубного типа. Появляются такие виды клубных учреждений, как: дома фольклора, центры ремесел, центры традиционной культуры, дома дружбы народов, этнокультурные центры, национально-культурные центры и др. Создание подобных учреждений объяснялось, во многом, желанием органов местного самоуправления организационно поддержать определенное направление клубной работы, будь то поддержка национальных культур или сохранение особенностей бытования традиционной культуры в отдельной территории. Нельзя не отметить положительную роль, которую сыграли созданные в конце XX - начале XXI веков вышеуказанные специализированные учреждения, они позволили совершить качественный рывок в сохранении традиционной культуры в целом ряде регионов России, в то же время их содержание легло дополнительным бременем на бюджеты местного уровня. Наиболее оправданным оказалось создание и поддержка многофункциональных (интегрированных) учреждений клубного типа, когда под одной крышей велась работа по различным направлениям, при этом шло объединение кадровых и финансовых ресурсов, что немаловажно в период оптимизации бюджетных расходов.

На данный момент количество учреждений клубного типа под эгидой Минкультуры России составляет менее 41 тысячи единиц, это самая массовая сеть учреждений культуры.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание со стороны Министерства культуры Российской Федерации к проблемам клубных учреждений. В 2017 году при поддержке партии «Единая Россия» федеральное ведомство приступило к реализации нового общероссийского проекта «Местный Дом культуры», направленного на укрепление материально-технической базы муниципальных клубных учреждений. Проект предусматривает выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 1 млрд. 400 млн. рублей ежегодно.

Одновременно идет процесс софинансирования субъектов Российской Федерации в размере 10 %. В 2017 году в проекте участвует 71 субъект Российской Федерации, имеющих низкий уровень уровень бюджетной обеспеченности. Средства в рамках реализации этого проекта будут направлены на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы и текущий ремонт муниципальных домов культуры в малых городах и на селе.

3.3. Потребители культурного блага как основного продукта клубной деятельности

Миссия учреждений культуры, осуществляющих клубную деятельность – укрепление социально-культурного единства россиян и повышение их гражданской активности на основе удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры народов России, поддержке любительского (самодеятельного) художественного творчества, социально-культурных инициатив населения, организации развивающего досуга.

Деятельность клубных учреждений по организации досуга населения, культурному просветительству, развитию любительского художественного творчества и сохранению традиционной культуры народов России осуществляется в двух основных формах: работа клубных формирований, проведение культурно-массовых мероприятий. Данные формы остаются актуальными, потому что такая организация деятельности обеспечивает способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Конкурентные преимущества таких форм в сравнении с другими видами рекреационного досуга проявляются в следующих характеристиках:

Свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;

Вариативность содержания и форм организации творческого процесса для всех категорий населения, в отличие от организаций образования;

Доступность глобального знания и информации для каждого;

Адаптивность к возникающим изменениям.

Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус клубной деятельности как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного творческого потенциала личности и через них инновационного потенциала общества.

Ключевая социокультурная роль клубной деятельности состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития человеческой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, библиотеки, школы, школы искусств, и т.д. Именно в XXI веке приоритетом досуга должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей и отдельных людей в реализации творческих способностей, в том числе на платной основе. Несмотря на сокращение количества культурно-досуговых учреждений, число клубных формирований выросло в 1,3 раза за 20 лет (с 305,1 тыс. единиц в 1995 году до 414 тыс. единиц в 2014 году), число участников клубных формирований увеличилось в 1,3 раза по сравнению с уровнем 1995 года и в 2014 году составило 6,2 млн. человек (1995 год - 4,6 млн. человек).

Заметно увеличилась мотивация людей к участию в различных фестивальных, конкурсных мероприятиях. Ответом на растущий спрос стало увеличение количества клубных формирований не только в таких традиционно привлекательных жанрах, как: хореографическое, музыкальное, театральное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, но и растет потребность в техническом творчестве. Официальные данные статистического наблюдения подтверждают увеличение количества клубных формирований. Ежегодный прирост в среднем составляет 0,5% (30,4 тысячи человек в год). А если учесть то, что, как правило, в данный процесс включается вся семья, то число косвенных участников творческой деятельности увеличивается в 2-3 раза. Большая часть населения получает эту услугу за счет муниципального или государственного задания в рамках бюджетного финансирования, в то же время этот вид деятельности позволяет коммерциализировать клубную деятельность в городской местности, что позволяет ослабить нагрузку на бюджет в среднем в размере 8,5%.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности организации досуга населения все же закрепляет полномочия по организации досуга за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере клубной деятельности, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития «творческого» неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

Отсутствие в сфере клубной деятельности механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ развития творчества, с другой стороны, не обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.

Инфраструктура современного клубного дела в массе своей создана в советский период и отстает от современных требований. Система испытывает дефицит в новых подходах к организации деятельности, подкрепленных новыми архитектурными и инженерными решениями, в моделировании новых пространств, позволяющих посетителям клубных учреждений не просто комфортно проводить время, но расширять горизонты своих творческих и интеллектуальных возможностей. Не теряет актуальности и необходимость в оснащении современным оборудованием и инвентарем, наглядными пособиями, компьютерной техникой, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных направлений.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность.

2. Состав помещений клуба и их назначение.

3. Жизненные циклы клубной деятельности

4. Классификация клубов.

5. Членство клубов.

6. Организационная структура клубов.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность

Клубы относят к предприятиям индустрии гостеприимства и их рассматривают как направление предпринимательской деятельности с различных точек зрения (мотивации людей, бизнеса и возможной карьеры).

Клуб – объединение людей по интересам в определенном месте.

Цель создания клубов – развитие социальной активности, просвещения, творчества и проведения досуга – отдых и развлечение.

Клуб управляется творческими специалистами и администрацией.

Требования к персоналу:

Обладать педагогическими знаниями;

Необходимо знать некоторые виды искусства.

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повы­шения культурного уровня. Посетители клуба вместе отды­хают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и сознание.

В клубе устанавливаются и развиваются межличностные кон­такты, различные по целям, по степени регламентации, глуби­не, устойчивости, продолжительности и другим признакам. При общении людей проявляется их социальная активность. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Пер­сонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой ор­ганизации досуговой деятельности, используя способы, при­емы организации взаимодействия людей. Применяются раз­нообразные средства передачи эмоциональной информации (живая речь, тексты, наглядные средства, различные виды искусства). Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации об­щения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие твор­чества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посе­тителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы* носят характер культурно-просветительных, отдыха, общения, мо­лодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных, тех­нического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организа­цией бытового обслуживания населения.

2. Состав помещений клуба и их значение как центра досуга

Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский ком­плекс, демонстрационный и клубный комплексы, админист­ративно-хозяйственные и технические помещения (рис. 9)

К помещениям зрительского комплекса относятся вести­бюль, фойе, санитарные узлы. Демонстрационный комплекс образуют зрительный зал (залы) со сценой (или эстрадой), по­мещения для обслуживания концерта или кинопоказа. Клубный комплекс помещений образуют помещения для лекционно-информационной работы, для работы кружков и студий, для отдыха, развлечений, общения.

Зрительный зал клуба предназначен для многоцелевого ис­пользования. Он должен быстро и относительно легко транс­формироваться. Пол помещения должен быть плоским в одном уров­не. Мебель следует предусмотреть мобильной или стационарной, но легко демонтируемой. Целесообразно иметь естественное освещение зала.

Внутреннее пространство клуба должно быть комфортным, уютным, располагать к общению. Индивидуализированный ин­терьер призван создавать особую клубную атмосферу.

Функциональные связи помещений клуба показаны на рис. 9.

Рис. 9 Состав помещений клуба

Оценка эффективности функциональных связей выполняется с учетом их обязательности и интенсивности. Так, достаточно удачным выглядит согласование работы зала с фойе, вестибюлем, гостиной, танцзалом. Та же схема, но без связи с танцзалом признается неудачной. Ограничивать связи танцзала лишь с фойе и вестибюлем нецелесообразно. Существен­ны связи танцзала также с кафе, залом, гостиной.

Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и поме­щений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности (развлекательной, игровой, просвети­тельской и пр.) создавать отдельную материально-техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональ­ное использование. Например, в клубных помещениях можно проводить репетиции вокальных кружков. Предусматривается также объединение смежных помещений одного назначения и использование их для иного вида деятельности (например, объединение двух клубных помещений для театрального зре­лища).

3. Жизненный цикл клубной деятельности

В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы. Степень комплексности клубов различна и зависит от степени интеграции осуществляемых видов дея­тельности, от площади помещений, от степени гибкости и мно­гофункциональности их использования. Чем меньше населен­ный пункт, тем выше степень комплексности клуба.

Клуб в черте города следует рассматривать как элемент фор­мирования общественного центра города. Интеграция видов деятельности в нем и ее кооперация с предприятием обслужи­вания населения повышает качество досуговой деятельности и расширяет возможности социальных контактов.

При анализе клубной деятельности изучается число участ­ников, состав и число групп по интересам, степень связанно­сти с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч участников, клубное пространство. Социально-демографиче­ская структура участников представляет собой распределение лиц в зависимости от возраста, пола, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации, модели поведе­ния. Общие ценностные ориентации, интересы, увлечения, симпатии позволяют говорить о наличии в клубе социально-психологической структуры участников. Возможны и иные структуризации участников и клуба, подчеркивающие различные виды социальных отношений - становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.

Клубная деятельность характеризуется рядом признаков, может рассматриваться в различных аспектах, следовательно возможно формировать множество групп показателей жизнен­ного цикла клубного движения. Например, при устаревании идеи образования клуба снижается посещаемость проводимых мероприятий, теснота контактов. Клуб в качестве деятельности прекращает существование. Организаторов клубного дви­жения должен волновать не только вопрос исчерпаемости идей, движущих образованием клубного движения. Важна смена устаревающего движения на новое. Циклический характер раз­вития клубного движения поддерживается явлением обратной связи: функционирование клуба порождает новые знания и возможности их применения для смены устаревающей идеи. В целом, организация рациональной смены деятельности в мас­штабах существующего клубного помещения ведет к росту эф­фективности клубного дела.

Недооценка жизненного цикла клубного движения в СССР приводила к противопоставлению формально регламентиро­ванной деятельности клубов и неформального движения. Каж­дая стадия клубного движения требует особых принципов ор­ганизации, методов управления. Не для всех стадий развития клубного движения нужно предусматривать специальное по­мещение.

Клубная деятельность нуждается в прогнозировании. Для прогнозирования важна достоверность - и с этой позиции прогноз должен разрабатываться по имеющимся данным о фак­тическом состоянии клубного движения. При этом следует аб­страгироваться от тех тенденций, которые, весьма вероятно, не повторятся в будущем. С другой стороны, при многообра­зии перспектив развития клубного движения следует опираться на те из них, которые, видимо, сбудутся. Будущее клубного движения считается закономерным результатом предшеству­ющего развития, однако оценивается в связи с такими харак­теристиками, как «неопределенность», «поиск», «риск». Целесообразно выделять социально-психологическую, познаватель­ную, организационную, развлекательную, рекреационную фун­кции клубной деятельности и прогнозировать их развитие.

4. Классификация клубов

Различия между клубами характеризуют два элемента: типы участников и цели объединения.

Традиционная классификация клубов подразделяет на ландшафтные и городские, принимая за основу такого деления их месторасположение. С этим делением связаны и размеры собственности, находящиеся в ведении клубов.

Городские клубы не являются владельцами и работают на арендованной площади. Они склонны к коммерческим операциям преимущественно в сфере ресторанного обслуживания, что ограничивает возможности занятий спортом для их членов.

Ландшафтные клубы (иногда их называют сельскими) расположены в пригородной зоне, где земли много, и она не так дорога. Поэтому эти клубы имеют возможность предложить широкий перечень спортивных мероприятий, как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе.

Здесь также есть хорошие рестораны и небольшие гостиницы с числом номеров не более 30.

Хотя эта традиционная классификация охватывает большую часть клубов, она не учитывает другие клубы, такие как яхт – клубы, теннисные, военные и различные гуманитарные объединения людей.

Ниже будет приведена классификация в более развернутом виде.

Загородные клубы размещены в пригородной зоне или сельской местности, они

как правило, хорошо оборудованы для заня­тий спортом. Обычно это гольф, но некоторые специализируют­ся на теннисе и плавании. Кроме того, многие клубы создают для своих членов возможности заняться и чем-то еще, кроме гольфа: верховой ездой, карточной игрой, аэробикой и т.д.

Почти все загородные дома имеют одну или более комнат для отдыха с удобными креслами, диванами, а также ресторан. Во многих клубах есть все для организации банкетов. Часто гос­ти расплачиваются за себя и своих гостей в конце месяца. Бан­кетное оборудование используется во время официальных банкетов и неформальных вечеринок, обедов, танцев, свадеб. В некоторых клубах взимается чрезмерно высокий вступительный взнос (в некоторых случаях до $250000), чтобы сохранить эксклюзивность заведения.

Городские клубы обычно отличаются большой деловитостью, могут быть самыми разнообразными по размерам помещения, по направленности, по предлагаемым видам услуг. Некоторые, особенно те, что существуют уже много дет, имеют собственное помещение, другим приходится арендовать. Клуб не может существовать, если он не может подстроиться под вкусы своих членов. Как уже говорилось, городские клубы делятся на следующие категории:

Ø профессиональные

Ø элитарные

Ø спортивные

Ø обеденные

Ø университетские

Ø военные

Ø яхт-клубы

Ø товарищества

Ø корпоративные

Профессиональные клубы , как явствует уже из самого объединяют людей одной профессии.

Элитарные клубы предоставляют своим членам возможность пообщаться друг с другом. Члены могут быть представители разных профессий, но более или менее одной социально - экономической формации. Социальные клубы во многом копируют знаменитые лондонские клубы, принадлежать к которым могли только истинные джентльмены и потому там считалось дурным тоном разговаривать о делах.

Спортивные клубы дают горожанам возможность поплавать, поиграть в теннис и т.д. В некоторых городских спортивных клубах из-за дефицита помещения беговые дорожки и спортивные площадки находятся прямо на крыше закрытого теннисного корта. Обычно в клубах есть комнаты отдыха, бар и ресторан, где спортсмены могут расслабиться и пообщаться друг с другом. В некоторых спортивных клубах есть даже комнаты, где можно вздремнуть.

Обеденные клубы расположены, как правило, в больших офисных зданиях. Часто членство в них предлагается работни­кам других контор, которые арендуют помещение в том же здании. Обычно эти клубы открыты в обеденные часы, а иногда и вечерние.

Университетские клубы учреждаются, как правило, бывшими выпускниками. Обычно они расположены в престижных рай­онах города и предлагают своим членам самые разнообразные развлечения, но главное внимание уделяется хорошей кухне и выпивке.

В военные клубы принимаются представители как сержантского, так и офицерского состава. Как и клубы других типов, имеют все необходимое для того, чтобы хорошо отдохнуть и развлечься, а также выпить и закусить. Хотя офицерские клубы располагаются на территории базы, в последние годы они все чаще и чаще приглашают штатских людей для руководства и обслуживания клуба.

Главная задача яхт-клуба - содержать в порядке причал, где яхты членов клуба. Яхт-клубы имеют комнаты отдыха, бары и пищеблок, как и в других клубах. Морская тема, разумеется, доминирует в оформлении яхт-клубов, и именно это привлекает новых членов: к какой бы профессии и социальной прослойке они ни принадлежали, всех их сближает любовь к морю.

Среди товарищеских клубов есть весьма специфические объединения, например «Ветераны иноземных войн» и «Лоси», по­могающие бывшим товарищам по оружию и организующие поддерживающие благотворительные акции в их поддержку. Хотя клубы не имеют столь многообразного оборудования для различных видов отдыха, но приличные бары и банкетные залы, как правило, все же имеются.

Корпоративные клубы ориентированы на организацию не отдыха, сколько прибыли. Как правило, они принадлежат корпорациям. Частные лица покупают в них членство, а не собственности. Эти клубы стали популярны в период бума на рынке недвижимости 1970 - 1980 годов, когда им удалось войти в некоторые проекты жилищного строительства. Жильцы платили небольшой вступительный взнос и членские месячные взносы в пределах от $30 до $50, за что всей семьей получали возможность пользоваться благами клуба.

Также существуют и рекреационные клубы , основной задачей которых является содействие удовлетворению потребностей своих членов в восстановлении физических, психологических и интеллектуальных сил, предоставляя услуги для отдыха и возможность заниматься физкультурой, спортом и т.д.

5. Членство клубов

Мотивы, по которым люди объединяются в клубы, также могут быть классифицированы как рекреационные и социальные, однако. Их классифицировать еще труднее, чем сами клубы.

Это связано с тем, что в каждом клубе существует своё понимание целей и задач, что делает их непохожими друг на друга. Даже если клуб может определить свои главные цели как социальные, члены такого клуба могут иметь и другие цели.

Если ландшафтный клуб считает себя рекреационным, что подтверждается наличием поля для игры в гольф, то отдельные его члены могут вообще не играть в гольф. Им может просто нравится идея быть членами столь респектабельного и элитного по своему составу общества. Различия в мотивации участия в клубе оказывают своё влияние на характер членства.

Участники клубов могут иметь различные права в клубе, что определяется уровнем их членства. Членство в клубах разделяется на:

1. Коллективное членство покупается фирмами для своих руководителей или исполнительных директоров и их семей. Владельцем билета, дающего право на членство в клубе, является корпорация в лице своего руководителя. Компании покупают такое участие в клубах как привилегию для своих руководителей, а также с целью представления фирмы в многочисленных социальных организациях.

2. Полное членство даёт право его членам и их семьям неограниченно пользоваться услугами клуба. В некоторых клубах число полных членов ограничено, и предоставление клиенту статуса полного членства требует согласия остальных участников или разрешительного комитета.

3. Членство , ограниченное какой - либо разрешённой деятельностью . Такое членство возможно в некоторых ландшафтных клубах для тех, кто не хочет участвовать в спортивных играх, например, в игре в гольф. Поскольку поддержание поля - довольно дорогое удовольствие, такие члены платят меньший вступительный и годовой взнос, чем полные члены. Таким членам разрешено пользоваться любыми услугами бассейна, ресторана и т.д., за исключением поля для игры в гольф.

4. Общественное членство обычно предоставляет довольно широкие права, в том числе и право пользования услугами ресторана. Этот тип членства используется в тех клубах, которые не имеют иных рекреационных возможностей, кроме поля для игры в гольф (бассейна, залай т.д.), а также в клубах, где существует потребность в такого рода членстве. Преимущество здесь заключается в том, что оплачивается лишь тот вид деятельности, в котором заинтересован член клуба.

Владельцы клубов

Клубы могут быть классифицированы по характеру владения ими. Клубы, которые создаются людьми, желающими объединиться на основе общих интересов, как правило, принадлежат своим учредителям и называются коллективными клубами.

При приёме новых членов вступающие приобретают часть уставного капитала и право участвовать в управлении. Если члены покидают клуб, они продают свой пай клубу по цене с учётом популярности клуба.

Сейчас клубное дело приобрело коммерческий характер.

Клубы, которые создаются организациями и управляются ими в коммерческих целях, называются частными . Члены клуба платят вступительный взнос также, но их участие в управлении клубом ограничено. Они не могут продать или передать своё членство при выходе из него.

В США управляет клубами Американская клубная Корпорация (CLUB CORPORATION OF AMERICA).

6.Организационная структура клубов

Коллективные и частные клубы управляются на основании устава, а также правил, определяющих порядок его членства и виды разрешённых форм деятельности, а также характер поведения членов. В уставе определяется название, цели н структура клуба.

Высшим органом управления клуба является Совет Директоров. Полномочия Совета в разных органах различны. Они зависят от характера владения. На Совет Директоров возлагается обязанность разработки направлений деятельности клуба в целом.

Управление текущими делами клубов осуществляют профессиональные управляющие, которые отчитываются перед Советом Директоров.

Организационная структура клуба определяется, исходя из его функций. В основе лежит принцип разделения труда. Такой принцип структуры называется функциональным распределением.

Ландшафтные клубы имеют традиционную организационную структуру.


Рис. 11 Структура ландшафтного клуба

Клуб возглавляет директор или исполнительный директор и заместители - это руководители служб, в обязанности которых входит содержание в хорошем состоянии площадок, клубного дома и других зданий.

Руководитель службы спортивных площадок отвечает за поддержание в порядке спортивных площадок и территорий, прилегающих к клубному дому.

Руководитель группы тренеров отвечает за проведение программ спортивных игр, соревнований, за работу магазина спортивных товаров и др.

Директор клубного дома отвечает за работу ресторана и функциональных служб и гостиных, контроль за работой обслуживающего персонала и своих заместителей.

Клубы и бизнес .

Несмотря на то, что основная цель клубов это предоставление обслуживания определённого уровня, они являются коммерческими предприятиями. Частные клубы создаются с целью получения доходов, но и коллективные клубы должны существовать в рамках бюджета, который определяется доходами и расходами клуба.

Таблица 2

Доходы ландшафтных и городских клубов

Источники доходов

Доходы клубов, %

Ландшафтные

Городские

1. Членские взносы

2. Питание и напитки

3. Спорт. работа

4. Размещение

Главным источником доходов как ландшафтных так и городских являются членские взносы и ресторанное обслуживание. Уровень этих доходов различен в зависимости от категории клубов.

Большую часть расходов как для ландшафтных так и для городских клубов составляет зарплата и платежи. Для ландшафтных клубов это 46%, для городских – 50%.

Другим значительным потребителем клубных средств в ландшафтных клубах является содержание спортплощадок (игры в гольф и др.).

В последние годы частные клубы значительно расширили свои возможности и влияние.

В настоящее время существует приблизительно 11 тыс. национальных клубов с персоналом около 1,1 млн. человек и годовым фондом зарплаты 4 млрд. $.

Зарплата руководителей и персонала клубов очень привлекательна и зависит от типа клуба и его географического положения.

В среднем зарплата директора и генерального директоров колеблется от 40 тыс. до 80 тыс. $ в год, зам директоров – от 25 тыс. до 45 тыс. $ в год в зависимости от опыта и уровня профессиональной подготовки. При этом следует отметить, что многие клубы, особенно ландшафтные, являются сезонными предприятиями. Поэтому такой уровень зарплаты при сезонности работы считается высоким.

Дополнительные льготы, получаемые руководителями клубов, включают в себя: льготная аренда помещений, оплачиваемые отпуска, бесплатное питание в клубах, оплата содержания автомобиля, оплату медстраховки, пользование спец привилегиями в клубе и т.д.

Клубный комплекс включает помещения для;

Лекционно-информационной работы,

Работы кружков, студий,

Общения

Примеры функциональных помещений клуба

Контрольные вопросы

1. Классификация клубов по месторасположению.

2. Классификация клубов в соответствии с направлением работы.

3. Охарактеризуйте состав помещений клубов и их назначение.

4. Охарактеризуйте организационную структуру клубов.

5. Сколько видов членства в клубах вам известно. Назовите характеристики этих видов.

6. Цель и сущность деятельности клубов.

При организации дискотеки необходимо учитывать


Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «массовые представления»

2. Назовите формы массово – развлекательных заведений.

3. Какой персонал нужен для организации дискотек?


1. Понятие «клуб» и клубная деятельность.

2. Состав помещений клуба и их назначение.

3. Жизненные циклы клубной деятельности

4. Классификация клубов.

5. Членство клубов.

6. Организационная структура клубов.

1. Понятие «клуб» и клубная деятельность

Клубы относят к предприятиям индустрии гостеприимства и их рассматривают как направление предпринимательской деятельности с различных точек зрения (мотивации людей, бизнеса и возможной карьеры).

Клуб – объединение людей по интересам в определенном месте.

Цель создания клубов – развитие социальной активности, просвещения, творчества и проведения досуга – отдых и развлечение.

Клуб управляется творческими специалистами и администрацией.

Требования к персоналу:

Обладать педагогическими знаниями;

Необходимо знать некоторые виды искусства.

Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повы­шения культурного уровня. Посетители клуба вместе отды­хают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и сознание.

В клубе устанавливаются и развиваются межличностные кон­такты, различные по целям, по степени регламентации, глуби­не, устойчивости, продолжительности и другим признакам. При общении людей проявляется их социальная активность. Клуб выступает центром досуга.

Клуб управляется руководителями и специалистами. Пер­сонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства. При осуществлении своих функций персонал руководствуется теорией и методикой ор­ганизации досуговой деятельности, используя способы, при­емы организации взаимодействия людей. Применяются раз­нообразные средства передачи эмоциональной информации (живая речь, тексты, наглядные средства, различные виды искусства). Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер.

Различают комплексные и специализированные клубы.

Комплексные клубы предназначены для организации об­щения людей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие твор­чества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посе­тителей.

Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы* носят характер культурно-просветительных, отдыха, общения, мо­лодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных, тех­нического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организа­цией бытового обслуживания населения.