Правила функционирования оптового рынка электроэнергии. Технологическое обеспечение работы оптовых рынков. Зачем выходить на оптовый рынок

Рынок электроэнергии и мощности Российской Федерации делится на две части на оптовый (ОРЭМ) и розничный (РРЭМ).

Рынок ОРЭМ – это место, на котором продается вся электроэнергия в России. На нем присутствуют крупные генерирующие станции и потребители электроэнергии.

Зачем выходить на оптовый рынок?

Преимущества

  • Снизить затраты на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не выплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
  • Получить свободу выбора энергосбытовой компании. Предприятие может выбирать поставщика электроэнергии;
  • Выход на оптовый рынок - долгосрочная инвестиция. Предприятия, работающие на ОРЭМ, экономят на электроэнергии уже более 13 лет.

Недостатки

  • Для работы на оптовом рынке электроэнергии нужна высокая платежная дисциплина. При задержке платежей предприятие лишается статуса субъекта оптового рынка;
  • Проект по выходу на оптовый рынок электроэнергии занимает до 12 месяцев.

Онлайн калькулятор экономического эффекта от выхода на ОРЭМ

Заполните контактную форму и данные формы расчета будут прикреплены к заявке.

Как выйти на оптовый рынок электроэнергии и мощности?

Выход на оптовый рынок электроэнергии это долгосрочный проект. Он занимает около одного календарного года.

Для выхода на оптовый рынок клиент или энергосбытовая компания, которую он выбрал, должны:

  1. Согласовать с Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии группу точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии;
  2. Построить Автоматизированную информационно измерительную систему коммерческого учета электроэнергии, отвечающую требованиям оптового рынка электроэнергии. На предприятии строиться современная система учета электроэнергии, устанавливается сервер со специализированным программным обеспечением и настраиваются каналы связи с администратором торговой системы. Система строится для того, чтобы регулятор в режиме реального времени получал сведения об объеме потребления электроэнергии на предприятии;
  3. Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией;
  4. Получить допуск к торговой системе от совета рынка.

Выход на оптовый рынок чаще всего производится с нового периода регулирования (с 1 января нового года). Если выходить внутри периода регулирования - придется выплатить гарантирующему поставщику выпадающие доходы, которые были учтены в тарифе.

Требования для выхода на ОРЭМ

Выйти на оптовый рынок может потребитель, который владеет на праве собственности или ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 мВА и в каждой группе точек поставки составляет не менее 750 кВА.

Существует два варианта покупки на оптовом рынке электроэнергии:

Самостоятельно

Предприятие само выходит и покупает электроэнергию на оптовом рынке.

Технические требования:

  • строительство АИИС КУЭ;
  • 750 кВА;
  • присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА.

Сравнение самостоятельного выхода на оптовый рынок электроэнергии и выход на оптовый рынок электроэнергии через энергосбытовую компанию:

Самостоятельно

Требования по присоединенной мощности

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА . Присоединенная мощность всех точек поставки не менее 20 000 кВА

Присоединенная мощность каждой точки поставки не менее 750 кВА

Требования по строительству АИИС КУЭ оптового рынка

Необходимо строительство всех уровней системы

Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании

Процедура выхода на оптовый рынок

На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок

Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании

Оплата членских взносов в ассоциацию НП "Совет рынка”

Ежеквартальный платеж в размере 300 000 р

Не нужно выплачивать. Затраты несет энергосбытовая компания

Экономический эффект от выхода на оптовый рынок

Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии

Энергосбытовая компания забирает часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги

Риски снижения экономического эффекта

Полностью несет предприятие

Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения

Структура оптового рынка электроэнергии и мощности

Правила ОРЭМ работают в регионах, объединенных в так называемые ценовые зоны. На территории РФ их две: первая ценовая зона включает в себя Европейскую часть России и Урала, вторая Сибирь.

Также выделены неценовые зоны, где продажа электроэнергией осуществляется по утвержденным тарифам. Такие правила действуют на Дальнем Востоке, в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми.

Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, операторы, энергоснабжающие организации, сетевые компании. Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В настоящий момент работа на ОРЭМ разделена на сектора, каждый из которых имеет свои условия заключения сделок и сроки поставки:

  • сектор свободных договоров
  • сектор регулируемых договоров,
  • рынок на сутки вперед,
  • балансирующий рынок.

Сектор регулируемых договоров (РД)

Торговля электроэнергией на этом секторе осуществляется на основании заключения регулируемых договоров (РД). В этом случае тарифы на продажу/покупку электроэнергии с оптового рынка устанавливает ФСТ России. Поставщиков и покупателей выбирает Администратор торговой системы (ОАО АТС).

С 2011 года сектор работает только в отношении поставок электроэнергии и мощности для населения, приравненных к ним группам потребителей и гарантирующих поставщиков, работающим в республиках Северного Кавказа и Республике Тыва.

При этом поставщики вправе реализовать не более 35% от планового объема производства и поставки электроэнергии и мощности на условиях регулируемых договоров. Остальные объемы электроэнергии реализуются на других секторах рынка.

Сектор свободных двухсторонних договоров (СДД)

В рамках работы на этом секторе участниками рыка заключаются свободные договоры, при этом все показатели, такие как объем продаваемой электрической энергии, цена поставки, и контрагенты для работы выбираются участниками самостоятельно.

Рынок на сутки вперед (РСВ)

Рынок основан на организации конкурентного отбора ценовых заявок от поставщиков и покупателей. Организует отбор коммерческий оператор ОАО АТС за сутки до фактической поставки электроэнергии. Цена и объем поставки определяется на каждый час суток. При ценообразовании на РСВ используется маржинальный метод, принцип которого состоит в выборе равновесной цены (баланс спроса и предложения). На РВС заявки с наименьшей ценой удовлетворяются в первую очередь. Цена РВС определяется для каждого узла ценовых зон, таких узлов насчитывается порядка 8000. Информация об индексах и объемах торговки на рынке на сутки вперед публикуется ежедневно на сайте ОАО АТС.

Балансирующий рынок (БР)

Сектор, на котором происходит торговля отклонениями фактического графика производства от планового. Цены формируются с использованием маржинального принципа путем конкурентного отбора (каждые 3 часа до часа фактической поставки) заявок участников данного сектора (поставщики, потребители с регулируемой нагрузкой).

Выход на оптовом рынке электрической энергии и мощности и работа на нем может стать одним из мероприятий по снижению затрат на электроэнергию. Существует два варианта работы на опте: самостоятельно, что обычно выгодно только крупным промышленным предприятиям либо через энергосбытовую компанию.

Работая самостоятельно, предприятие экономит на оплате энергосбытовой компании, но и одновременно несет дополнительные затраты на членство в НП «Совет рынка» и на содержание персонала, осуществляющего закупку электроэнергию на оптовом рынке. Также все риски, связанные с работой на оптовом рынке, ложатся на само предприятие.

Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком в регионе и других параметров.

Для того чтобы правильно оценить все риски и возможности мы предлагаем вам провести бесплатный расчет экономической целесообразности от выхода на ОРЭМ. Оставьте свои контактные данные, мы вам перезвоним и проконсультируем.

Организации и функционирования .

2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе "Әділет";

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Правила организации и функционирования
оптового рынка электрической энергии
1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации и функционирования оптового рынка электрической энергии (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее - Закон) и определяют порядок организации и функционирования оптового рынка электрической энергии.

2. В Правилах использованы следующие понятия и определения:

1) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

2) рынок централизованной торговли электрической энергией - организованная торговая площадка для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги "в течение операционных суток" и в режиме "за день вперед"), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;

3) договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, заключаемое между субъектами оптового рынка электрической энергии, на покупку (продажу) договорных объемов электрической энергии с их физической поставкой в определенный период;

4) транзит электрической энергии - услуга по использованию электрических сетей одной или нескольких сопредельных стран для передачи электрической энергии из энергосистемы другой страны;

5) объект по использованию возобновляемых источников энергии – технические устройства, предназначенные для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, и взаимосвязанные с ними сооружения и инфраструктура, технологически необходимые для эксплуатации объекта по использованию возобновляемых источников энергии и находящиеся на балансе собственника объекта по использованию возобновляемых источников энергии.

Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676

3. Оптовый рынок электрической энергии в Республике Казахстан представляет собой систему отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующую на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии, и состоит из взаимосвязано действующих рынков:

1) рынок децентрализованной купли-продажи электрической энергии;

2) рынок централизованной торговли электрической энергией;

3) балансирующий рынок электрической энергии;

4) рынок системных и вспомогательных услуг.

Порядок организации
оптового рынка электрической энергии

4. Для участия допускаются субъекты оптового рынка электрической энергии.

5. Энергопроизводящие организации, в том числе энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, участвуют в оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) поставка на оптовый рынок электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватта (далее - МВт) среднесуточной (базовой) мощности (для объектов по использованию возобновляемых источников энергии среднегодовой мощности) и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-1. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии, участвуют в оптовом рынке электрической энергии путем продажи электроэнергии потребителям по двусторонним договорам или путем продажи электроэнергии Расчетно-финансовому центру.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-2. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии и осуществляющие продажу электроэнергии потребителям по двусторонним договорам участвуют в оптовом рынке электроэнергии при выполнении следующих условий:

1) поставка на оптовый рынок электрической энергии по двусторонним договорам с потребителями в объеме не менее 1 мегаватт (далее - МВт) среднегодовой мощности и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-3. Энергопроизводящие организации, использующие возобновляемые источники энергии и осуществляющие продажу электроэнергии Расчетно-финансовому центру участвуют в оптовом рынке электроэнергии при выполнении следующих условий:

1) наличие автоматизированных систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Энергопроизводящим организациям доступ к национальной электрической сети и (или) к региональной электрической сети предоставляется при наличии договоров с системным оператором:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстана;

2) на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстана;

3) на покупку (продажу) балансирующей электрической энергии.

6-1. Энергопроизводящим организациям, использующим возобновляемые источники энергии, и осуществляющим продажу электроэнергии потребителям по двусторонним договорам, доступ к национальной электрической сети и/или к региональной электрической сети предоставляется при наличии договоров:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

2) на оказание услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

3) на покупку/продажу балансирующей электрической энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 6-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6-2. Энергопроизводящим организациям, использующим возобновляемые источники энергии, и осуществляющим продажу электроэнергии Расчетно-финансовому центру, доступ к национальной электрической сети и/или к региональной электрической сети предоставляется при наличии договора с Системным оператором на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана.

Сноска. Правила дополнены пунктом 6-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7. Потребители электрической энергии, в том числе энергопередающие организации, участвуют в оптовом рынке при выполнении следующих условий:

1) покупка на оптовом рынке электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности и наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора, и при необходимости региональной электросетевой компании;

2) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

8. Потребителям электрической энергии, в том числе энергопередающим организациям, доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии:

На оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

На оказание услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

На оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

На покупку (продажу) балансирующей электрической энергии;

2) договора на оказание услуг по передаче с энергопередающей организацией, в том числе эксплуатирующей электрические сети регионального уровня, к сетям которой присоединен потребитель электрической энергии.

9. Энергоснабжающие организации осуществляют деятельность на оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) наличие лицензии на право покупки электрической энергии в целях энергоснабжения;

2) выполнение требований по поставке (потреблению) с оптового рынка электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности;

3) наличие доступа к национальной и при необходимости региональной электрической сети.

10. Энергоснабжающим организациям доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии:

1) договоров с системным оператором:

на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

на оказание системных услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

на покупку (продажу) балансирующей электрической энергии;

2) договора на оказание услуг по передаче с энергопередающей организацией, в том числе эксплуатирующей электрические сети регионального уровня, к сетям которой присоединена энергоснабжающая организация.

3. Участие энергопроизводящих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

11. Энергопроизводящие организации осуществляют продажу произведенной электрической энергии субъектам оптового рынка электрической энергии на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

12. В процессе осуществления своей деятельности на оптовом рынке электроэнергии энергопроизводящие организации:

1) осуществляют совместно с системным оператором регулирование и поддержание стандартной частоты в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

2) представляют оператору рынка централизованных торгов электрической энергии информацию, необходимую для осуществления мониторинга рынка электрической энергии Республики Казахстан, включая информацию по договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным на централизованном и децентрализованном рынках электрической энергии;

3) обеспечивают поддержание резервов мощности, объем, структуру и размещение которых определяет системный оператор на основании заключенных договоров;

4) обеспечивают наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора;

5) предоставляют системному оператору и региональной электросетевой компании беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии.

4. Участие потребителей в оптовом рынке
электрической энергии

13. Потребители электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии покупают электрическую энергию на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

14. Потребители электрической энергии при осуществлении деятельности на оптовом рынке электрической энергии:

1) соблюдают режимы электропотребления, определенные договором купли-продажи электрической энергии;

2) поддерживают надлежащее техническое состояние электро- и энергоустановок и приборов коммерческого учета, находящихся в собственности потребителей, выполняют требования к их техническому состоянию в порядке, установленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики;

3) предоставляют данные измерений коммерческих приборов учета в сроки, установленные в соответствии с заключенными договорами;

4) предоставляют системному оператору и региональной электросетевой компании беспрепятственный доступ к приборам коммерческого учета электрической энергии;

5) обеспечивают наличие средств диспетчерского технологического управления, в том числе средств связи с диспетчерскими центрами системного оператора и региональной электросетевой компании, оперативно-информационного комплекса диспетчерского управления, унифицированного с оперативно-информационным комплексом системного оператора и региональной электросетевой компании, или наличие документа о передаче полномочий по оперативно-диспетчерскому взаимодействию другому диспетчерскому центру;

6) обеспечивают наличие системы сбора и передачи телеметрической информации, соединенной с полномочным диспетчерским центром;

7) своевременно предупреждают своих контрагентов по договорам купли-продажи электрической энергии и системного оператора об изменении условий договоров купли-продажи электрической энергии.

15. Потребители электрической энергии, не имеющие договоров на покупку электрической энергии, подлежат отключению от национальной и (или) региональной электрической сети.

5. Участие энергоснабжающих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

16. Энергоснабжающие организации осуществляют покупку электрической энергии в целях энергоснабжения своих потребителей с учетом соответствующих предельных, расчетных или индивидуальных тарифов на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

17. При осуществлении своей деятельности на оптовом рынке электрической энергии энергоснабжающие организации:

1) обеспечивают предоставление системному оператору и (или) региональной электросетевой компании беспрепятственного доступа к приборам коммерческого учета электрической энергии обслуживаемых потребителей;

2) обеспечивают наличие договора об оказании услуг по диспетчеризации с соответствующим диспетчерским центром или пунктом региональной электросетевой компании;

3) своевременно предупреждают своих контрагентов по договорам купли-продажи электрической энергии, системного оператора и (или) региональную электросетевую организацию об изменении условий договоров купли-продажи электрической энергии.

18. При отсутствии у энергоснабжающей организации действующих договоров на покупку электроэнергии розничные потребители подлежат передаче гарантирующему поставщику электрической энергии в порядке, установленном Законом.

6. Участие энергопередающих организаций
в оптовом рынке электрической энергии

19. Энергопередающие организации электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии оказывают услугу по передаче электрической энергии, покупают электрическую энергию для компенсации технологического расхода электрической энергии и хозяйственных нужд на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

20. Услуги по передаче электрической энергии по региональной электрической сети оказываются потребителям электрической энергии, присоединенным к региональной электрической сети, энергоснабжающим организациям, по тарифу, устанавливаемому государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий.

В случаях подключения подстанций энергопередающей организации принадлежащими ей линиями электропередачи к Национальной электрической сети по схеме "заход – выход", энергопередающая организация осуществляет перемещение электрической энергии по таким линиям электропередачи и оборудованию подстанций без взимания оплаты.

Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказом Министра энергетики РК от 14.06.2017 № 200 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

21. При осуществлении своей деятельности на оптовом рынке электрической энергии энергопередающие организации:

1) осуществляют передачу электрической энергии по региональной электрической сети в соответствии с установленными нормами надежности и стандартами качества электрической энергии в порядке, установленном в соответствии с Законом;

2) обеспечивают равные условия для доступа к региональной электрической сети;

3) обеспечивают поддержание в эксплуатационной готовности региональной электрической сети и ее техническое обслуживание;

4) обеспечивают устойчивую и надежную работу региональной электрической сети, своевременное принятие мер по предотвращению, локализации и ликвидации аварий на энергетических объектах, входящих в зону оперативного управления (ведения);

5) совместно с системным оператором обеспечивают качество передаваемой электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики и в области технического регулирования;

6) осуществляют коммерческий учет электрической энергии в согласованных точках учета на границах региональной электрической сети;

7) осуществляют взаимодействие с системным оператором в процессе оперативно-диспетчерского управления режимами производства (потребления) электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

8) осуществляют финансовое урегулирование с системным оператором собственных дисбалансов электрической энергии в согласованных точках коммерческого учета на границах раздела национальной и региональной электрической сети;

9) получают и осуществляют контроль качества необходимой информации для осуществления деятельности на оптовом рынке электрической энергии от всех субъектов оптового рынка электрической энергии, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

7. Участие системного оператора и оператора рынка
централизованной торговли электрической энергией
в оптовом рынке электрической энергии

22. Системный оператор участвует в оптовом рынке электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики.

23. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией оказывает услуги по организации и проведению централизованных торгов в порядке, установленном в соответствии с Законом.

24. Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией:

1) обеспечивает и поддерживает в постоянной готовности торговую систему к проведению централизованных торгов электрической энергией на оптовом рынке электроэнергии;

2) организовывает централизованную систему гарантий и расчетов на рынке централизованной торговли электроэнергией с целью минимизации коммерческих рисков субъектов оптового рынка;

3) проводит обучение участников оптового рынка электроэнергии работе с торговой системой;

4) осуществляет мониторинг исполнения заключенных на централизованных торгах сделок;

5) обеспечивает субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электрическую энергию, сложившимся на централизованных торгах, и другой рыночной информацией.

24-1. Расчетно-финансовый центр участвует в оптовом рынке электрической энергии в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики и поддержки использования возобновляемых источников энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-1 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24-2. Расчетно-финансовый центр и условные потребители при покупке электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии, не заключают договоры на оказание услуг по передаче с энергопередающими организациями.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-2 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24-3. Расчетно-финансовый центр заключает с системным оператором договор на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, в соответствии с договорами покупки электрической энергии заключенными с энергопроизводящими организациями, использующими возобновляемые источники энергии.

Сноска. Правила дополнены пунктом 24-3 в соответствии с приказом Министра энергетики РК от 30.11.2015 № 676 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8. Функционирование оптового рынка электрической энергии

25. На рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии субъект оптового рынка самостоятельно заключает договор купли-продажи электрической энергии. Объемы и сроки поставок электрической энергии определяются условиями договора.

26. На рынке централизованной торговли электроэнергией договоры и сделки по купле-продаже электрической энергии заключаются по результатам централизованных торгов, проводимых оператором рынка централизованной торговли электрической энергией, в порядке, установленном в соответствии с Законом.

27. Участие субъектов оптового рынка электрической энергии в централизованных торгах осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных Законом , и на основании договора участия, заключаемого с оператором рынка централизованной торговли электрической энергии.

28. Договоры купли-продажи электрической энергии на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии и на рынке централизованной торговли электрической энергией заключаются в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, а также предусматривают следующие условия:

1) согласованный сторонами график почасового суточного (сезонного) изменения режима поставки электрической энергии;

2) указание точек физического и коммерческого учета отпуска в сеть и приема из сети договорных объемов электрической энергии потребителей электрической энергии и энергопроизводящих организаций;

3) условия поставки (порядок резервирования) электрической энергии, в случае возникновения аварийных нарушений;

4) порядок ограничения и (или) прекращения отпуска электрической энергии на случай несвоевременной оплаты покупателем электрической энергии.

29. Договоры купли-продажи электрической энергии, предусматривающие поставку (покупку) электрической энергии в сопредельные государства, передачу или транзит электрической энергии по электрическим сетям сопредельных государств, подлежат согласованию с системным оператором в части технической реализации в порядке, установленном в соответствии с Законом.

30. Отношения, возникающие на оптовом рынке электрической энергии по сделкам на экспорт и (или) импорт электрической энергии, регулируются в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, законодательством Республики Казахстан в сфере электроэнергетики и межгосударственными соглашениями.

31. Экспорт и импорт электрической энергии осуществляются при условии выполнения требований таможенного законодательства Республики Казахстан, если ратифицированным международным договором, участником которого является Республика Казахстан, не установлено иное.

32. Субъекты оптового рынка электрической энергии на основании заключенных договоров направляют системному оператору заявки на поставку (потребление) электрической энергии на предстоящие сутки.

33. Системный оператор формирует и утверждает суточный график на основании заявок от субъектов оптового рынка электрической энергии.

34. Поставка (потребление) электрической энергии осуществляется в соответствии с заявленными объемами поставки–потребления электрической энергии, указанными в суточном графике, утвержденном системным оператором, с учетом согласованных корректировок.

35. Балансирующий рынок электрической энергии является инструментом системного оператора для поддержания баланса электроэнергии и мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан.

36. Системный оператор обеспечивает договорные значения межгосударственных сальдо перетоков электрической энергии с энергосистемами сопредельных государств и урегулирование межгосударственных дисбалансов электрической энергии. Урегулирование межгосударственных дисбалансов системный оператор осуществляет в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, законодательством Республики Казахстан и межгосударственными соглашениями.

37. Рынок системных и вспомогательных услуг включает в себя услуги по передаче, диспетчеризации, регулированию и резервированию электрической энергии и мощности, обусловлен особенностями производства, передачи, потребления электрической энергии и функционирует в порядке, установленном в соответствии Законом. Системные и вспомогательные услуги оказывают и получают субъекты оптового рынка электрической энергии на основании заключаемых договоров на оказание соответствующих услуг.

Сноска. Пункт 37 в редакции приказа Министра энергетики РК от 25.12.2017 № 471 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

38. Взаиморасчеты за фактически поставленную и потребленную на оптовом рынке электрическую энергию субъекты оптового рынка осуществляют в соответствии со значениями объемов электрической энергии, указанными в фактическом балансе производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке Республики Казахстан, составленном системным оператором по результатам расчетного календарного месяца.

I. Общие положения
II. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и заключения обязательных договоров субъектами оптового рынка
III. Существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка и стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке
IV. Основы организации обращения мощности на оптовом рынке
V. Основы регулирования деятельности субъектов оптового рынка, обеспечивающих функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка
VI. Правовые основы организации торговли электрической энергией и мощностью по регулируемым договорам
VII. Правовые основы осуществления торговли электрической энергией по свободным договорам и результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед
VIII. Правовые основы организации торговли мощностью по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности, а также особенности ее обращения на оптовом рынке
IX. Основы организации торговли электрической энергией путем конкурентного отбора для балансирования системы, а также по свободным договорам купли-продажи отклонений
X. Особенности участия отдельных категорий поставщиков и покупателей электрической энергии в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке
XI. Особенности покупки электрической энергии и мощности в целях оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях
XII. Организация коммерческого учета электрической энергии на оптовом рынке
XIII. Правовые основы осуществления торговли электрической энергией и мощностью в неценовых зонах оптового рынка
XIV. Формирование ценовых параметров, складывающихся по результатам торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке и используемых гарантирующими поставщиками в своей деятельности
XV. Правила проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии
XVI. Порядок определения цены на мощность генерирующих объектов, отбираемых в целях предупреждения дефицита электрической энергии и мощности
XVII. Порядок определения надбавки к цене на мощность в целях частичной компенсации субъектам оптового рынка - производителям электрической энергии (мощности) капитальных и эксплуатационных затрат в отношении генерирующих объектов тепловых электростанций, построенных и введенных в эксплуатацию на территориях Республики Крым и (или) г. Севастополя
XVIII. Особенности определения и участия в торговле на оптовом рынке покупателей с ценозависимым потреблением до 2020 года
XIX. Особенности проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления
Приложение № 1 Перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности
Приложение № 2 Перечень территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности
Приложение № 3 Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности
Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

СО является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие оптовых рынков электроэнергии и мощности.

Совместно с Ассоциацией НП «Совет рынка» и АО «АТС» выполняет полный комплекс работ, необходимых для функционирования рыночных механизмов и обеспечения надежной работы энергосистемы в соответствии с Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) .

Рынки электроэнергии

Рынок на сутки вперед

Рынок на сутки вперед (РСВ) – конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

На РСВ цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, – конкурентоспособность ценовых заявок. Это дает поставщикам электроэнергии прямую экономическую заинтересованность в использовании всех своих технологических возможностей для снижения стоимости.

Балансирующий рынок

Все изменения уровня потребления, сетевые ограничения, состояние генерирующего оборудования невозможно спрогнозировать заранее с абсолютной точностью. При управлении режимом работы энергосистемы в реальном времени необходимо компенсировать возникающие отклонения от режима, запланированного сутки назад. Расчет и доведение до объектов управления графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени реализуется в рамках балансирующего рынка.

В течение суток Системный оператор многократно проводит формирование прогнозов спроса (потребления), актуализацию расчетной модели с учетом изменившихся системных условий. На основании данной информации проводятся конкурентные отборы ценовых заявок поставщиков, обеспечивающие экономическую эффективность загрузки станций и требования к надежности.

Управление режимами в реальном времени основано на минимизации стоимости поставки электроэнергии, а также мерах, делающих невыгодными самовольные отклонения от плановых значений и стимулирующих выполнение команд СО по управлению режимом.

На балансирующем рынке при возникновении отклонений фактического потребления или выработки от плановых значений участники рынка «штрафуются», если отклонения обусловлены собственной инициативой, или «премируются», если отклонения являются следствием исполнения команды Системного оператора.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в оптовых рынках электроэнергии - обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии - осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

  • рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;
  • балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного АО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде АО «СО ЕЭС» - данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.

Основные функции:

  • обеспечение функционирования системы расчетов выбора состава включенного генерирующего оборудования на неделю вперед;
  • формирование актуализированной расчетной модели для проведения Коммерческим оператором конкурентного отбора в рынке на сутки вперед;
  • обеспечение функционирования балансирующего рынка – расчет и доведение графиков генерации при фактическом управлении ЕЭС в режиме реального времени.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке мощности - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

  • в требуемом объеме;
  • с требуемыми технологическими параметрами;
  • в требуемые сроки;
  • с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

Основная функция АО «СО ЕЭС» - организация проведения процедур конкурентного отбора мощности с соблюдением заданных выше условий.

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности. Основная задача АО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг - обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

  • способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;
  • способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;
  • эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

АО «СО ЕЭС» определяет технические требования, проводит отбор поставщиков услуг и заключает долгосрочные договоры на их оплату.

Рынки неценовых зон

В неценовых зонах АО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности, оптовый рынок электроэнергии - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации . Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.3 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Формирование стоимости электроэнергии для потребителя оптового рынка (часть 2)

    ✪ Всё о рынке электроэнергии для предприятий

    ✪ Тариф на электрическую энергию. 1 серия. Участники тарифа

    ✪ Расчёт стоимости электроэнергии на оптовом рынке

    ✪ Как работает рынок электроэнергии для предприятий?

    Субтитры

История

Началом функционирования существующей модели оптового рынка электроэнергии в Российской Федерации считается 1 ноября 2003 года , дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 октября 2003 года № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» .

Ценовые и неценовые зоны

Оптовый рынок разделён на две ценовые зоны:

  • Европейская часть России и Урал ;

Территории Российской Федерации, на которых по тем или иным причинам функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская область , Калининградская область , республика Коми были отнесены к первой неценовой зоне, энергосистема Востока на территории Дальневосточного федерального округа - ко второй неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется исходя из регулируемых цен и имеет ряд специфических особенностей, к примеру, наличие модели единого закупщика. Есть перечень территорий РФ, на которых оптовый рынок отсутствует, т. н. изолированные территории. К ним относят Камчатку , Сахалин , Республику Саха (Якутию) (кроме Южно Якутского энергорайона), Магаданскую область . На данных территориях энергетические компании не разделены по видам бизнеса и организованы в АО.

Рынок электроэнергии

Рынок двусторонних договоров

На рынке двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД). В секторе регулируемых договоров ФАС России устанавливает тарифы на электроэнергию, поставляемую на оптовый рынок и покупаемую с рынка. Поставщиков и покупателей - контрагентов по регулируемым договорам определяет Администратор торговой системы.

При заключении свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов , цены и объёмы поставки. Поставщики электроэнергии обязаны поставить объём электроэнергии, предусмотренный договором, либо произведя его на собственных генерирующих объектах, либо приобретя его по свободным двусторонним договорам или на РСВ.

Рынок на сутки вперёд

На РСВ продаются (покупаются) лишние (недостающие) объёмы планового почасового производства/потребления электроэнергии относительно объёмов регулируемых договоров.

На РСВ торговля электроэнергией происходит по цене, устанавливающейся под влиянием спроса и предложения. Равновесная цена электрической энергии определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учётом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии. Проведение конкурентного отбора заявок и определение планового производства и потребления электроэнергии участниками рынка включает три основных этапа. На первом этапе Администратор торговой системы получает от Системного оператора актуализированную расчётную модель энергосистемы, включающую в себя схему, выбранный состав работающего оборудования, ограничения и другие параметры. На втором этапе поставщики подают ценовые заявки для каждого часа операционных суток, в которых указана цена, по которой он может продавать объём электроэнергии не выше указанного для каждой группы точек поставки поставщика. Допускается подача ценопринимающих заявок, в которых поставщики не указывают цену электроэнергии, соглашаясь продавать электроэнергию по сложившейся в результате конкурентного отбора заявок цене. Покупатели также для каждого часа операционных суток подают заявки, отражающие их готовность купить в группе точек поставки электроэнергию по цене и в объеме, не выше указанных в заявке. Покупатели также могут подавать ценопринимающие заявки. Подавая ценопринимающие заявки, поставщики и покупатели могут увеличить вероятность того, что их заявки будут приняты. Администратор торговой системы на основании данных, полученных от Системного оператора, и заявок участников рынка определяет для каждой ценовой зоны почасовые равновесные цены и объемы выработанной и потреблённой электроэнергии, формируя торговый график. При проведении конкурентного отбора Администратор торговой системы включает в торговый график объёмы электроэнергии поставщиков, на которые в заявках указана наиболее низкая цена, и объёмы электроэнергии покупателей, на которые указана наиболее высокая цена. Равновесную цену определяет максимальное ценовое предложение электростанции, заявленные объемы электроэнергии которой ещё востребованы рынком. На третьем этапе Администратор торговой системы передаёт сформированный торговый график Системному оператору для ведения режима энергосистемы. Производители электроэнергии, ценовые заявки которых оказались выше равновесной цены, и потребители, ценовые заявки которых оказались ниже равновесной цены, в торговый график не включаются . В случае если в результате конкурентного отбора часть или весь объём планируемого производства (потребления) не включён в торговый график, участник может либо ограничить своё производство (потребление) на уровне торгового графика, либо выработать (потребить) недостающий объем на балансирующем рынке.

Балансирующий рынок

Балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени. Генераторы, изменившие производство электроэнергии по инициативе Системного оператора, получают премию. Генераторы, снизившие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличившие нагрузку, нагружаются дополнительной платой. На балансирующем рынке поставщики подают заявки Системному оператору на загрузку (отклонение «вверх») и разгрузку (отклонение «вниз») своих мощностей по сравнению с плановыми объёмами, сформировавшимися на РСВ. В заявках указываются цены и возможные объемы увеличения производства электроэнергии, а также цены за отклонение «вниз» по инициативе Системного оператора. Заявки потребителей на возможное снижение нагрузки рассматриваются наравне с заявками генерирующих компаний на увеличение производства. При возникновении небаланса в энергосистеме Системный оператор увеличивает производство электроэнергии или ограничивает нагрузку потребителей-регуляторов, начиная с указавших минимальные цены в заявках.

Рынок мощности

Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требовать от продавцов мощности поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к выработке электроэнергии.

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Целью формирования рынка мощности является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику, обеспечивающих создание новых генерирующих мощностей в объёме, достаточном для удовлетворения спроса на электроэнергию и поддержания необходимого уровня надёжности энергоснабжения. Отбор поставщиков мощности производится Системным оператором на основе конкурентного отбора ценовых заявок на продажу мощности. Поставщики, отобранные в результате конкурентного отбора, получают гарантию востребованности их мощности. В период действия этой гарантии продажа мощности может осуществляться по свободным двусторонним договорам с одновременной продажей электроэнергии на конкурентном рынке либо тарифным способом по цене, указанной поставщиком в ценовой заявке с одновременной продажей электроэнергии по тарифу, устанавливаемому ФСТ.

Долгосрочный рынок мощности предусматривает:

  • покупку/продажу мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ ), по договорам купли-продажи мощности, заключённым по итогам КОМ;
  • покупку/продажу мощности по свободным договорам купли/продажи мощности, в том числе на бирже (СДМ);
  • покупку/продажу мощности новых объектов тепловой генерации по договорам о предоставлении мощности (ДПМ ) и по договорам купли-продажи мощности новых атомных электростанций и тепловых электростанций, аналогичным ДПМ.
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, отнесённым к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме (вынужденные генераторы );
  • покупку/продажу мощности по регулируемым договорам (РДМ) (в отношении поставок населению и приравненным к населению категориям потребителей);
  • покупку/продажу мощности генерирующих объектов, определённых по результатам конкурсов и отборов инвестиционных проектов.

В долгосрочном рынке КОМ производится исходя из формируемого системным оператором ЕЭС прогноза спроса на соответствующий период поставки. В случае превышения фактического спроса на мощность над прогнозным возможно проведение корректирующего конкурентного отбора.

В ходе КОМ в первую очередь отбираются мощности, введённые по ДПМ с объектами тепловой генерации , а также по аналогичным ДПМ договорам с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями . Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается, за исключением мощности генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы). Мощность вынужденных генераторов оплачивается по тарифу, установленному ФСТ .

В декабре 2010 года закончилась первая кампания по подписанию ДПМ. Объект тепловой генерации, введённый по ДПМ, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет, обеспечивающую возврат капитальных затрат и оговорённых эксплуатационных расходов. Для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых с атомными электростанциями и гидроэлектростанциями, гарантия оплаты мощности составляет 20 лет.

Рынок системных услуг

Рынок системных услуг используется в качестве механизма обеспечения надежности функционирования энергетической системы и качества электрической энергии . В разных странах рассматривают различные типы системных услуг. Основными из них являются следующие:

  • первичное и вторичное регулирование частоты электрического тока;
  • регулирование напряжения;
  • поддержание резервов мощности;
  • возможность запуска генерирующего объекта без внешнего источника электрической энергии;
  • регулирование нагрузки потребителей;
  • противоаварийное управление.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Данным постановлением определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

  • услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);
  • услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • услуги по развитию систем противоаварийного управления в Единой энергетической системе России.

Организация отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оплата таких услуг, а также координация их действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются Системным оператором.

Участники оптового рынка

Участники оптового рынка -

Субъекты оптового рынка

В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности -

  • поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и
  • покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Федеральным законом «Об электроэнергетике»,
  • «Совет рынка»,
  • коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка,