Как создать собственную курьерскую службу: опыт TopDelivery. Как открыть курьерскую службу доставки? Сколько стоит открыть курьерскую службу

Создание собственной службы курьерской доставки - непростая задача даже для тех, кто давно работает на рынке логистики. Генеральный директор TopDelivery Глеб Никулин делится своим опытом запуска курьерской службы в Москве.

В закладки

Мы запустились в 2011 году и ориентировались прежде всего на доставку посылок из интернет-магазинов в регионы. Чтобы доставить заказ по Москве, многие магазины набирали курьеров в штат или пользовались услугами локальных курьерских служб, а в другие города отправляли Почтой России. Мы обосновались в перспективной нише доставок из Москвы в регионы, но уже через пол года почувствовали присутствие крупных игроков.

Конкурировать с ними было сложно - компании обладали заведомо большими ресурсами, мы стали постепенно терять темпы роста. Тогда нас спасла скорость разработки решений именно для электронной коммерции. Одними из первых мы предложили услуги примерки и частичного выкупа, возможность оплаты при получении, удобную интеграцию по API, смс- и емейл-информирование получателей, запустили сбор причин отказов. Гибкость и доп услуги помогли закрепиться на рынке, и помогают развиваться сейчас.

Наша доставка в регионы строится по надежному принципу: для каждого города и его области мы составляем цепочку доставки, на последней миле которой участвует локальный агент c курьерами или пунктом выдачи заказов, за действия которых мы несем ответственность как за свои. Все операции с заказом от его создания до возврата наложенного платежа отправителю происходят в системе TopDelivery, которую разрабатывает внутренний IT-отдел компании. Локальные агенты производят операции с заказами также в системе TopDelivery. Долгое время в Москве мы работали по тому же принципу.

История движения заказа в личном кабинете менеджера ТД

Почему решили создать свою курьерскую службу в Москве?

Если наши агенты в регионах - небольшие компании, которые работают в нашей системе и по нашим стандартам, то в Москве потенциальные агенты - средние и крупные фирмы, имеющие свой регламент и ИТ-систему. В столице полная свобода действий во внедрении новых услуг возможна либо с небольшим подрядчиком, либо со своими курьерами. Мы понимали, что СКС (собственная курьерская служба) дает большую свободу действий во внедрении нужных для клиента функций и услуг, поэтому решили пойти новым для нас путем и в Москве открыть собственную службу доставки.

Надо сказать, в 2011 году мы уже пробовали запустить собственную курьерскую службу по Москве. Тогда поняли, что набор и обучение своих курьеров отнимают слишком много времени, и на развитие регионов внимания уже не хватает. Из-за этого темпы расширения географии стали падать, и мы приняли, наверное, одно из самых важных решений за историю компании - временно закрыли направление доставки по Москве.

В 2013 году мы начали строить доставку по Москве по тому же принципу, что и в регионах - нашли двух агентов, прописали с ними регламент работы и со своей стороны занимались организацией и контролем доставки, но внедрение новых решений и услуг давалось тяжелее: агенты были относительно крупными, имели свой регламент и систему, не во всем могли идти нам навстречу. Например, загружать заказы ночью этим агентам мы не могли, что вынуждало осуществлять более ранний забор грузов от клиентов со всеми вытекающими последствиями.

В конце 2016 года решились на вторую попытку запустить курьерскую службу со своими курьерами в Москве. К тому моменту мы уже присоединили сеть ПВЗ Maxima Express, и ежедневные маршруты по Москве стали для TopDelivery привычным делом. Решающим шагом к открытию собственной курьерской службы стал запрос от крупного клиента, который в срочном порядке менял подрядчика по Москве, и был бы рад отдать заказы в нашу курьерскую службу, но при условии, что забирать заказы будем ночью, что мы смогли бы сделать, только отгружая заказы напрямую своим курьерам. И мы сделали это.

Какие задачи решили

У нас было всего 3 недели (поскольку интернет-магазину требовался старт ровно 1 февраля), список требований от клиента и понимание, как должен функционировать отдел курьерской доставки. Тогда мы считали, что для запуска своей курьерки формирование самого отдела и обеспечение его ресурсами - достаточная задача, ведь все остальное мы давно умеем делать: интеграции с клиентами, первая миля, сортировка, перевод наложенных платежей, поддержка и так далее. Но на деле своя курьерская служба подразумевает внедрение новых функций в каждом отделе, что увеличивает сложность работы. Нужно было продумать намного больше процессов, чем раньше. Важным фактором было то, что наши представители оказывали услуги доставки на высоком уровне, и, переходя на работу со своими курьерами, мы должны были сохранить качество: оказывать такой же большой перечень услуг и обеспечивать такой же высокий процент выкупа заказов.

Основные процессы, которые предстояло научиться делать своими силами:

  • Качественная курьерская доставка, нацеленная на высокий процент выкупа
  • Коммуникация получатель-курьер, получатель-оператор, оператор-курьер
  • Прием денег от получателей через свои кассы
  • Прием банковских карт
  • Возможность вскрытия, примерки и частичного возврата

За отведенные на запуск 3 недели мы успели обучить персонал основным процессам, которые потом отлаживали весь год. В компании появились кардинально новые процессы, основная часть которых легла на плечи транспортного отдела. Разумеется, под это нужно было внести десятки доработок в систему, научиться сортировать заказы под курьеров. Если раньше Москву мы отдавали в 2 окна 2 разным агентам, то теперь нужно было сортировать заказы по 50 курьерам.

В итоге получилось достаточно много изменений:

  • Создали новую зону отгрузки и приемки водителей, рассчитанную на большее количество пунктов сортировки
  • Разработали регламент работы курьерской службы
  • Забрендировали часть автопарка
  • Внедрили кассовую дисциплину
  • Интегрировали маршрутизатор в нашу систему
  • Расширили колл-центр для коммуникации с курьерами
  • И много небольших, но важных изменений

Брендированная машина TopDelivery

Кое-где были перерасходы. Например, кассы пришлось закупать дважды. На момент запуска мы уже знали, что через пол года всех обяжут использовать онлайн-кассы, но самих онлайн-касс в продаже еще не было. Поэтому в январе 2017 года мы закупили кассы первый раз, а в июне 2017 - второй раз.

Появлению ФЗ-54, на самом деле, мы были только рады. Товарные позиции от клиентов мы получали еще с 2011 года, оставалось только добавить НДС в нашу систему.

Существенную часть забот сняли курьеры - мы учли свои ошибки и набрали опытных людей, которые уже умеют доставлять заказы из интернет-магазинов, поэтому на начальном этапе обучали новым процессам только офис. Это сэкономило значительную часть ресурсов, и закрывать направление как в 2011 году не пришлось. Наоборот, собственная курьерская служба выступила локомотивом развития в 2017 году.

Через неделю после запуска курьерской службы мы с бизнес-аналитиком решили выйти на маршрут с одним из курьеров, чтобы своими глазами посмотреть на его работу, понять все проблемы и потребности. Честно, я испытал прилив уверенности от этой поездки: курьер рассказал нам, как планирует свой маршрут, за сколько минут звонит клиенту, мы услышали как он общается с получателями. Тогда я понял, что если все наши курьеры будут так хорошо работать - получатели обязательно останутся довольны, и бизнес будет расти.

Про сезон

Ноябрь-декабрь - традиционный пик на рынке электронной коммерции. Все покупают подарки к новому году, и количество заказов в интернет-магазинах всегда растет. Мы готовились к сезону с июля, но он все равно нагрянул неожиданно: в середине ноября у нас произошло двукратное увеличение объемов за один день. Мы были готовы к такому числу посылок, но думали, достигнем его постепенно к середине декабря. Теперь курьерка работала на предельных мощностях, а объемы продолжали расти каждый день. Мы чувствовали себя как на иголках. Началась горячая пора.

Увеличилась нагрузка на отдел качества, который занимается обработкой проблем по заказам. Процент проблемных отправок незначительно увеличился, но из-за общего увеличения объема посылок у ребят было ощущение, что все катится в бездну.

Мы экстренно вывели всех курьеров на работу 5/2 и 6/1 вместо 2/2, но стало очевидно, что этих мер не достаточно.

В сезон время поджимало, поэтому я сам поехал на склад разбираться с процессами, помогая в этом руководителю сортировочного центра. Через несколько дней подключил технического и коммерческого директоров. Вместе мы выполнили более 40 задач по улучшению операций всего за 3 недели. Применили теорию маленьких шагов на практике. В IT передавали задачи со сроком реализации не более 3 дней, обновления выкатывали каждый день.

В итоге уже в начале декабря вернули отгрузку всех курьеров к 7:00-8:00 при все возрастающем объеме посылок. Стали выводить дежурных курьеров второй волной. Сорванных доставок стало меньше. Чтобы поддержать командный дух, я старался почаще рассказывать об успехах склада и курьерской службы и проводил там как можно больше времени, налаживая процессы.

Итоги

Надо сказать, что собственная курьерская служба позволила нам больше контролировать процессы и лучше решать экстренные ситуации. Например, в 2016 году у нас было ограничение на число заказов в конце декабря. Тогда мы, идя на риски, привлекли еще партнеров, но понимали, что они тоже могут ввести лимиты, и это будет серьезным ударом по нашему бизнесу и репутации. В этом году мы имели больше возможностей влиять на производительность: выводить на маршруты больше курьеров, договариваться с каждым об увеличении дней и часов работы. В итоге, с объемом мы справились: не встали, собрались и все довезли.

Некоторые давние клиенты звонили мне лично. Некоторые ругались, грозились завтра же расторгнуть с нами договор. Другие, наоборот отмечали, что хорошо справляемся. Конечно, кто-то из клиентов перестал с нами сотрудничать, перейдя к конкурентам. Но и от этих же конкурентов к нам приходили новые клиенты, которые остались довольны. В сезон некоторый «обмен» клиентами почти неизбежен. Приятно, что абсолютное большинство клиентов прошли сезон вместе с нами, некоторые - уже не в первый раз. Круто иметь клиентов, которые, как и мы, настроены на долгосрочное партнерство.

Выводы

По итогу сезона главных выводов у меня два:

1. Сезон почти всегда превзойдет самые смелые ваши ожидания
2. Ситуацию спасет сплоченная команда

Именно команда помогла нам справиться с увеличением числа посылок. Мы работали больше обычного, выходили на работу по выходным, брали на себя больше обязанностей. Я очень благодарен тем людям, которые сделали больше, чем я от них ожидал, не рассуждая категориями «это не моя зона ответственности».

Многое мы сделали впервые. И для первого раза, я считаю, получилось очень неплохо. На мой взгляд, у нас был год за три. Уверен, что в 2018 году пройдем сезон успешнее. С учетом нашего опыта, будем готовиться к сезону немного иначе.

В этом году для дальнейшего развития начнем нанимать больше курьеров и сразу обучать их нашим стандартам работы. За год в ряде вещей мы наработали экспертизу, которой теперь делимся и с региональными подрядчиками.

Планы на будущее

Постепенно мы закрываем все проблемные места, и c января стали видны положительные результаты от изменений декабря. 5 марта переехали на Нагатинскую - новый склад имеет на 60% больше полезной площади, что позволит улучшить ряд процессов, значительно ускорить сортировку заказов и загрузку курьеров. Офис теперь находится рядом со складом, значит, коммуникация между подразделениями улучшится.

В планах много крупных и мелких задач. Вот-вот запустим несколько важных улучшений, например, эквайринг в регионах и онлайн-статусы заказов. В течение года хотим дать клиентам возможность отправлять многоместные заказы, расширить географию доставки крупногабаритного груза (сейчас возим КГТ только по Москве). Продолжим сокращать сроки доставки. В прошлом году почти не говорили про это, но на деле стали доставлять быстрее примерно в 40% городов из нашей географии.

Одним из способов получения прибыли может считаться курьерская служба как бизнес. Опишем подробнее как ее открыть и выгодно ли сегодня заниматься таким делом. Все чаще люди и различные организации пользуются доставкой. Ведь тратить время на самостоятельную передачу писем, договоров, счетов, товаров оказывается неудобно.

И хоть по всему миру работают настоящие гиганты в отрасли курьерской службы, большинство фирм и магазинов предпочитают сотрудничать с местными сервисами. Поэтому следует ориентироваться на доступные цены и поиск клиентов в заданном регионе, предлагая более выгодные условия, чтобы победить в конкурентной борьбе.

Регистрационные вопросы

Чтобы предоставлять курьерские услуги на законном основании и получать с этого прибыль, потребуется все грамотно организовать:

  1. Обратитесь в налоговую службу и зарегистрируйте ООО или ИП. В первом случае доверия от клиентов и партнеров будет больше, а также при желании расширить сферу деятельности доступно воспользоваться помощью инвесторов, кредиторов или пригласить соучредителей. Второй вариант годится только, если вы собираетесь работать в некрупном формате и располагаете небольшой суммой.
  2. Встаньте на учет в органах статистики, а нанимая персонал, оформите документы в Пенсионном фонде.
  3. Для работы обязательно потребуется открыть счет в банке на юридическое лицо, куда будут поступать платежи от клиентов.
  4. Выбирая систему налогообложения, старайтесь ориентироваться на упрощенную форму.

Анализ рынка

С чего начать бизнес? После того как начинающего предпринимателя посетила гениальная идея заняться собственным прибыльным проектом, этот вопрос беспокоит больше всего. При составлении бизнес-плана курьерской службы потребуется уделить внимание таким моментам:

  • Определиться с целевой аудиторией, найти потенциальных клиентов, на кого будет ориентироваться ваша деятельность.
  • Узнать всю доступную информацию о конкурентах, их ценах, предоставляемых услугах, акциях, бонусах, возможностях и пр.
  • Увидеть ситуацию на рынке доставок в вашем городе и понять, какое из направлений менее занято, но при этом востребовано.

Также нужно определиться со своими возможностями и амбициями. Так, одно дело организовать курьерскую службу как бизнес в небольшом формате и доставлять только бумаги в пределах делового центра города, и совсем другое – ориентироваться на габаритный груз или дальние маршруты за пределами выбранного региона. В каждом из случаев потребуются совершенно разные вложения.

Услуги

На что будет нацелена ваша курьерская доставка? Среди потенциальных клиентов сегодня выступают:

  1. Различные частные организации, бизнес-центры.
  2. Интернет-магазины.
  3. Цветочные киоски.
  4. Издательства и полиграфии.
  5. Книжные магазины.
  6. Заведения общепита (пиццерии, рестораны).

Такие фирмы не держат в своем штате постоянных курьеров и им намного выгоднее заключить договор о доставке со специализированной местной компанией. И чем больше таких клиентов вы привлечете, тем успешнее будет ваш бизнес.

Чтобы выделиться среди конкурентов продумайте и некоторые особые услуги, например:

  • заниматься доставкой документов, договоров;
  • курьер может отстоять в очереди и подать бумаги в какие-либо организации;
  • выполнять услуги доверенного лица;
  • экспресс-доставка и пр.

Сезонность

Обратите внимание на то, что у такого бизнеса, как курьерская служба существует и определенная сезонность. При работе с интернет-магазинами или цветочными киосками особый спрос на данный род услуг возникает перед большими праздниками – Новый Год, 23 февраля, 8 марта и т. д.

Сегодня также особой популярностью пользуются распродажи. Именно тогда значительно вырастает количество покупок и люди желают, чтобы товар им привезли вовремя. Особенность такого бизнеса в том, что доставка обязательно должна совершиться до ожидаемого праздника, то есть в сжатые сроки. В такие дни имеет смысл увеличить штат сотрудников, чтобы они успевали справляться с заказами.

Маршруты

Реальный опыт предпринимателей показывает, что нужно заранее продумать территориальный охват будущего бизнеса. Так, намного проще и дешевле организовать в своем городе курьерскую доставку при сотрудничестве с ресторанами или цветочными магазинами. И совсем другой формат проекта, при котором подразумевается перемещение крупного груза по стране или даже за ее пределами.

В первом случае вам не нужно арендовать большое помещение. Курьеры могут передвигаться с помощью городского транспорта, велосипеда, метро, роликов или даже пешком. Во втором случае понадобятся крупные вложения и соответствие определенным требованиям, так как придется обеспечить склад для хранения посылок и автопарк для подходящего транспорта.

В любом случае важно научиться грамотно составлять маршрут по городу или за его пределами для каждого сотрудника. Нужно учитывать доступность дорог, наличие пробок, близость нескольких клиентов и многое другое. Желательно, чтобы за одну поездку курьер смог совершить как можно больше удачных доставок.

Если вам нужно выбрать место для помещения курьерской службы при работе на дальние расстояния, тогда следует ориентироваться на такие критерии:

  1. Удобное расположение ближе к центру города, чтобы желающие могли забирать свои посылки самостоятельно. Такая услуга называется «самовывоз» и предполагает некоторые скидки при оплате.
  2. Рядом с офисом нужна парковка, где смогут останавливаться клиенты на своем транспорте и сами курьеры.
  3. Иногда требуется наличие поблизости аэропорта, чтобы иметь возможность отправлять груз с помощью самолетов. Это значительно сократит время доставки и упростит сотрудничество со многими фирмами.
  4. Размеры помещения должны быть достаточными для приема посетителей, их ожидания, склада для посылок, административного персонала и пр.

Курьеры

Обычно в такие службы нанимаются студенты или люди без образования, желающие подработать и не имеющие специальности. Поэтому их заработная плата не будет большой. Оценивать труд выгоднее всего по процентной системе в зависимости от выполненных заказов, дальности и сложности маршрута и пр.

Тщательно подбирайте кадры, так как курьер – это лицо компании. И если сотрудники будут хамить клиентам, портить товар, окажутся нечестными, грубыми, непунктуальными, то это загубит ваш бизнес. Во время испытательного срока и на собеседовании обращайте внимание на такие мелочи:

  • Заполняет ли анкету полностью, отвечает на все пункты – это показывает заинтересованность в работе и серьезное отношение.
  • Умение общаться, коммуникабельность и вежливость.
  • Как ведет документы, заполняет накладные, сдает отчеты.
  • Соблюдает ли поставленный график, вовремя ли доставляет товар.
  • Обратная связь с заказчиками подтвердит ваше мнение о том, стоит ли брать на работу подобного человека.

Привлечение клиентов

Мало открыть курьерскую службу с нуля, нужно еще ее и разрекламировать, чтобы услугами пользовалось множество клиентов. Отличаться стратегия будет также от ваших финансовых возможностей и выбранного формата бизнеса.

Если денежных активов не так уж и много, а сотрудничество предполагает работу с магазинами и ресторанами, тогда лучше воспользоваться так называемым точечными воздействием. То есть вы лично составляете грамотное и интересное предложение для конкретных фирм и общаетесь с их владельцами лично. При взаимовыгодных условиях подписывается контракт на предоставление услуг доставки по заказу.

В случае солидных финансовых вложений и широкого масштаба деятельности по региону, стране или за ее пределы, можно воспользоваться более дорогими средствами рекламы:

  1. Сайт в интернете.
  2. Объявления.
  3. Баннеры.
  4. Плакаты.
  5. Визитки.

Ценовая политика

Отдельным вопросом становится ценообразование. Для этого обязательно нужно изучить все предложения конкурентов в вашей отрасли, выявить их сильные и слабые стороны, узнать о скидках и акциях, бонусах, которые они предоставляют постоянным клиентам. С этой целью можно просто обзвонить все курьерские службы в вашем городе и уточнить данный вопрос.

Вы же можете ориентироваться на низкую стоимость услуг, чтобы привлечь клиентов на начальном этапе или предлагать интересные и уникальные дополнения к сервису, которых нет у ваших конкурентов. Требуется аккуратный подход, чтобы не работать в ущерб себе, но и не завышать расценки.

Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.

Финансовая часть

При составлении бизнес-плана больше всего предпринимателей интересует денежный вопрос. Какие вложения потребуются для организации проекта? Невозможно дать точные цифры, поскольку есть сильная зависимость от предполагаемых масштабов деятельности.

Например, если нужно приобретать транспорт для габаритных грузов и отправлять их в разные города России, тогда затраты могут превысить 1 000 000 рублей. Если же заниматься только доставкой еды, цветов или документов в пределах небольшого города, то достаточно лишь оплатить регистрацию фирмы в налоговой службе и потратиться на рекламу.

Прибыль также может оказаться совершенно разной. Обычно простая доставка стоит 50-350 рублей. Наценка считается не выше 10-30%. За месяц работы небольшой курьерской службы городского формата такая фирма принесет своему владельцу около 100 000 рублей прибыли. Из этой суммы нужно сделать отчисления в государственную казну в виде налогов и оплатить работу курьеров.

При организации крупного бизнеса предполагаются такие статьи расходов:

  • аренда помещения;
  • приобретение транспорта;
  • зарплата персоналу;
  • брендированная униформа;
  • автоматизация рабочих процессов;
  • закупка кассовых аппаратов и их обслуживание;
  • мобильная, стационарная телефонная связь, интернет;
  • рекламная кампания;
  • канцелярские товары;
  • топливо;
  • налоги;
  • различные банковские услуги;
  • коммунальные платежи и пр.

Но и прибыль в этом случае окажется значительно больше, что также повлияет на скорость окупаемости. Если опыта в организационных вопросах не хватает или вы желаете сразу работать с узнаваемым брендом, тогда можно приобрести франшизу курьерской компании. В таком случае получится быстрее завоевать доверие клиентов и достичь высоких прибылей.

Риски

В данном виде деятельности есть определенные сложности, о которых желательно знать заранее:

  1. При составлении маршрута и графика трудно предугадать пробки и другие дорожные препятствия.
  2. Довольно часто возникают трудности с персоналом – нечестность, грубость с клиентами, непунктуальность.
  3. Существует «текучка» кадров потому, что эта работа не является постоянным местом деятельности для большинства курьеров. Обычно сюда идут для временной подработки.
  4. При выезде к клиентам не всегда доставка оказывается совершенной с первого раза. Поэтому платить нужно только за последнюю удавшуюся попытку.
  5. Есть риски потери корреспонденции, документов, денег или посылок.
  6. Важно постоянно контролировать ценовую политику, так как стоимость услуг часто меняется.
  7. При сотрудничестве с другими городами и фирмами также возникают сложности и недоразумения.
  8. Есть трудности при составлении удачного и выгодного маршрута при заказах с разных точек города.
  9. Для улучшения контроля над работой курьеров желательно установить современное программное обеспечение.
  10. При возникновении проблем в общении с клиентами владелец получает обратную связь от них иногда слишком поздно, чтобы исправить ситуацию.

Важно помнить, что в курьерской службе работа постоянно происходит с людьми, а не с безмолвными посылками. Наладив общение с персоналом и клиентами можно достичь успеха, а проигнорировав одну из сторон – потерпеть неудачу.

Видео: как открыть курьерскую службу?

Курьерская служба доставки является развивающимся направлением деятельности. В рамках подобного бизнеса осуществляется перевозка корреспонденции, различных грузов или подарков. Причем это происходит в довольно сжатые сроки.

Организация курьерского бизнеса интересна тем, что для оказания подобных услуг можно привлекать людей с невысокой квалификацией или вовсе без нее. Компаний подобного рода в настоящее время не так уж и много. В связи с этим стоимость доставки высока. Как организовать курьерскую службу? Нюансы развития данного дела должны быть отражены в предварительно составленном бизнес-плане.

Рынок услуг

Наиболее мощной структурой, осуществляющей в нашей стране доставку корреспонденции и грузов, является российская почта. Однако она медленная и ненадежная. В связи с этим большинство фирм и компаний стараются не прибегать к ее услугам.

Бизнес-план, в котором рассматриваются вопросы о том, как организовать курьерскую службу, должен содержать сведения о работе конкурентов. Существующие почтовые службы придерживаются правил, утвержденных Международной почтовой конвенцией. Ими предусмотрен вес отправления. Он не должен превышать тридцати двух килограмм. При стоимости заказа, не превышающей ста долларов, взимание пошлины не производится.

При организации курьерской службы экспресс-доставка может быть осуществлена при массе груза до нескольких тонн. При этом производится обложение пошлиной всех отправлений. Основная масса курьерских служб хотела бы обладать лицензией на почтовые перевозки.

Однако Конвенцией четко определен национальный оператор. В России это служба «Грандпост», функционирующая во всех поселках и городах. Данная компания находится вне всякой конкуренции. В связи с этим для стабильного развития собственного бизнеса можно освоить курьерский рынок в пределах только одного города.

Перспективы открытия бизнеса

Если вы задумываетесь над вопросом о том, как организовать курьерскую службу, то имейте в виду, что открываемый вами бизнес будет конкурировать лишь с небольшими подобными компаниями в пределах региона или города.

В том случае, если доставляемые вашей службой товары по массе будут больше, чем CD или книги, для открытия своего дела понадобится от десяти до сорока единиц автомобилей, гараж, офис и склад. Некоторые курьерские компании доставляют только журналы и корреспонденцию. При этом достаточно приобрести один автомобиль и арендовать офис из двух помещений.

Следует помнить, что данное дело способно приносить своему хозяину стабильную прибыль. Вот почему начинающему предпринимателю стоит обратить на этот бизнес особое внимание. К тому же организация службы курьерской доставки - процесс не очень сложный. Это связано с тем, что для данного дела не требуется специальное образование и наличие профессиональных навыков. Не нужен будет здесь и значительный стартовый капитал.

Первые шаги

С чего начать курьерский бизнес? Прежде всего, понадобится определиться с местом деятельности. Стоит иметь в виду, что выгоднее всего заниматься доставкой в крупных городах. Малые населенные пункты не нуждаются в больших объемах услуг, что отрицательно скажется на размере дохода.

После этого важно решить, какие по массе и габаритам грузы ваша курьерская служба будет брать для перевозки. Это связано с различными условиями доставки. Если грузы относятся к категории опасных, необходимо наличие специального сертификата. Только в таком случае процесс перевозки будет возможен.

На первоначальном этапе развития курьерского бизнеса возникнет потребность в привлечении клиентов. Для этого следует обратиться к различным способам рекламы и продвижения компании.

Подбор штата

Как организовать курьерскую службу, чтобы дело приносило желаемый доход? Понадобится пригласить на работу некоторое количество сотрудников. Минимально штат службы доставки должен включать в себя диспетчера, а также бухгалтера и водителя. Если вы планируете перевозку тяжелых посылок, то необходим и грузчик.

Для подбора сотрудников можно будет прибегнуть к одному из двух вариантов. В первом из них набираются люди с низкой заработной платой (от двухсот до трехсот долларов в месяц). В таком случае вы столкнетесь с постоянной текучкой кадров. Однако проблема набора будет легко решаться в связи с большим количеством желающих занять вакантную должность.

Но стоит иметь в виду, что от уровня оплаты труда будет зависеть качество предоставляемых услуг, а значит, и репутация компании. В таком случае можно прибегнуть ко второму варианту. Как организовать работу курьера на высшем уровне? Необходимо обеспечить жесткую привязку приличной заработной платы к определенным правилам и требованиям.

Регистрация

Как организовать курьерскую службу в своем городе? Потребуется выбрать организационно-правовую форму компании (обычно это ООО), а затем зарегистрировать ее в ИМНС по своему району. Это позволит заключать длительные договора с клиентами без всяких проблем. Понадобится прибегнуть к услугам юриста. Он поможет в разработке шаблона контрактов.

Выбор помещения

На следующем этапе понадобится арендовать помещение. Оно необходимо для базирования службы доставки. Таким помещением может послужить небольших размеров офис. В этих целях некоторые используют склад. В нем и будут обустроены офисные комнаты. Неподалеку должна быть стоянка автомобилей. Необходимости в дорогостоящей и яркой вывеске нет. Служба доставки должна искать клиента, а не ждать его прихода. Понадобится всего несколько указателей для здания, в котором располагается курьерская служба.

Начальный капитал

Больших инвестиций данный бизнес не потребует. Однако некоторое финансирование для начинающей организации все-таки будет необходимо. Нужны будут деньги на автомобиль. Транспортное средство понадобится в том случае, если не планируется прием на работу сотрудников с личной машиной.

Старт любого бизнеса невозможен без детального анализа, изучения рынка и составления ориентировочного плана развития, так называемого бизнес-плана.

Одним из наиболее стремительно развивающихся направлений является служба курьерской доставки, услуги которой заключаются в быстром и качественном перемещении грузов или документов заказчика из одной точки в иной пункт назначения.

Основные преимущества и недостатки бизнеса

Безусловно, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, который достаточно развит, популярен и, соответственно, прибылен, организация курьерской доставки имеет намного больше преимуществ, чем недостатков.

К основным выгодным и преимущественным показателям в отношении собственника и организатора этого вида деятельности следует отнести:

  • Достаточно высокий уровень прибыльности и доходности . В данном случае следует отметить тот факт, что концентрация и универсализация в лице одного оператора доставки позволяет в значительной мере сэкономить на затратах, которые направлены на перемещение груза. Как физическим лицам, так и юридическим, гораздо выгоднее обратиться в специализированное предприятие в целях получить услуги по транспортировке груза, нежели осуществлять это самостоятельно, тем более, когда речь идет о мелких объемах. Именно поэтому настолько популярны в последнее время различные подобные, что, в свою очередь, вызвало виток роста количества операторов.
  • Для организации небольшой по объемам оказания услуг службы необходимы относительно небольшие капиталовложения . На первых этапах своего развития предприятие может пользоваться арендованными как помещением склада, так и автомобилями или иными транспортными средствами, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности.
  • Отсутствие специальных требований к рядовому персоналу (данный тезис не относится к административной группе сотрудников и специалистов). При наборе персонала достаточно проводить небольшой вводный инструктаж или внутреннее обучение основам логистики, внутренним порядкам и методикам. В связи с чем следует сделать несложный вывод, что затратная часть, касающаяся заработной платы рядовых сотрудников, будет на приемлемом уровне для собственника бизнеса, если говорить о среднестатистических показателях этой статьи затрат среди аналогичных предприятий и учреждений.

К недостаткам же следует отнести нижеприведенные факты из опыта развивающихся и уже ставших на «большие рельсы» компаний:

  • В случае наличия собственного автопарка – большие затраты на его обслуживание, такие как текущие и капитальные ремонты, лицензирование, страхование, обязательные государственные платежи и сборы и т. д.
  • Довольно большое количество мелких операций, которые требуют усидчивости от персонала и большой доли ответственности, поскольку речь идет об обращении с чужим имуществом, зачастую очень дорогим.

Для того чтобы определить все преимущества и недостатки данного вида бизнеса, следует четко понимать уровень капиталовложений в его развитие, территориальный уровень охвата обслуживаемой зоны и другие немаловажные факторы.

Конференцию на тему открытия подобного предприятия вы можете посмотреть на видео:

Необходимая разрешительная документация

В соответствии с действующим законодательством субъекты предпринимательской деятельности, которые хотят осуществлять услуги, связанные с доставкой грузов, обязаны получить лицензию на транспортно-экспедиционную и перевозочную деятельность . Данный разрешительный документ выдается в случае обязательного соблюдения технических и экологических норм и требований.

Лицензия при соответствии с выдвинутыми требованиями выдается сроком на 5 лет. Особое внимание следует уделить возможной перевозке опасных грузов, регулирование которой происходит на основании отдельных правил и норм.

Стоит отметить, что не подлежит лицензированию деятельность, связанная с перевозкой грузов по территории одного города или области, если при этом используется сторонний или даже общественный транспорт.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Первые шаги для начала работы

Любая деятельность, которая направлена на получение прибыли, признается предпринимательской, соответственно, она должна пройти все стадии и этапы государственной регистрации, предусмотренные нормами действующего законодательства:

  1. После того как было или , основным видом деятельности которого является доставка грузов и иных материальных ценностей, следует позаботиться о брендировании своего бизнеса, так называемого выноса в массы. Даже если на данном этапе у основателя отсутствуют необходимые активы (недвижимость, транспорт, персонал, не налажены автоматизированные системы учета и контроля), начинать нужно именно с рекламы, пусть и с отлагательными условиями, к примеру: «СКОРО! Открытие новой службы курьерской доставки». Следует учесть, что яркое и звонкое название моментально отложится в голове потенциальных потребителей этих услуг, а время, на протяжении которого собственник будет заниматься оформлением сделок по купле-продаже или аренде недвижимости и транспортных средств, будет играть только на его руку.
  2. На следующем этапе, конечно же, следует определиться с местом расположения склада, где будут производиться погрузочно-разгрузочные работы. Это помещение должно иметь наиболее выгодное географическое расположение в черте города, быть близким к основным транспортным развязкам и узлам, с расположением неподалеку остановок общественного транспорта. Как таковых специальных требований к помещению не существует, однако следует учесть, что оно должно быть отапливаемым, сухим, электрифицированным. Обязательно должны быть произведены работы по дератизации, поскольку наличие грызунов на складе – не лучший бонус для начинающего предпринимателя при спорах с пострадавшими клиентами. Офисные помещения для административного персонала желательно располагать в непосредственной близости к месту осуществления основного вида деятельности.
  3. Аренда или приобретение транспортных средств. Следует обратить особое внимание на этот этап, поскольку именно от него зависит качественное и своевременное оказание услуг потребителям. Во многом подбор транспорта зависит и от планов собственника по развитию своего бизнеса. Если служба доставки предусматривает лишь передвижение в городской черте, то наличие в автопарке огромных фур вовсе не целесообразно, а доставка в города соседней области крупногабаритных грузов на мотороллерах – нереальна.

Необходимый персонал

Подбор персонала – наиболее ответственный этап становления качественной, надежной и популярной службы доставки. В составе административного персонала, который выступает в роли вспомогательного или обслуживающего основные административные процессы, должны обязательно быть:

  • Директор или дирекция.
  • Главный бухгалтер или бухгалтерия, кассир.
  • Ответственный за состояние автомобильного парка (например, главный механик).
  • Инженер по технике безопасности, поскольку работа связана с опасными для жизни и здоровья персонала оборудованием и основными или оборотными средствами (кары, стеллажи и грузы на них и т. д.).
  • Начальник склада.

Основной же рабочий персонал должен иметь знания в сфере логистики. Для этого следует либо подбирать сотрудников с соответствующим опытом работы, что само по себе является оптимальным, либо организовать для них небольшие курсы получения соответствующей квалификации.

Привлечение клиентов и маркетинговые кампании

Ни одно из современных предприятий или организаций не будет полноценно и быстро развиваться без надлежащей рекламной кампании и качественного позиционирования себя на рынке услуг определенного сегмента.

Помимо визуальной рекламы открытия новой службы также следует применять различные маркетинговые «ловушки» . К таковым следует отнести бонусы и привилегии первому определенному количеству клиентов и потребителей, введение системы дисконтных карт или организация так называемого клуба клиентов.

При этом важно помнить, что большинство как потенциальных, так и уже существующих клиентов будут привлекать финансовые преимущества – скидки или подарки.

Пластиковая дисконтная карта с логотипом и лозунгом курьерской компании будет всегда на виду у потребителей, а система скидок и накопительные условия партнерской программы смогут существенно увеличить количество клиентов.

Варианты развития бизнеса. Сводная информация по затратам и рентабельности

Безусловно, развитие и направленность функционирования бизнеса, его объемы и сфера влияния во многом зависят от начального капитала, который выделяет собственник на этапе становления. В случае с курьерской службой возможны несколько видов организации ее деятельности в зависимости от территориального охвата, это:

  • Городская служба , которая работает в пределах одного города и по уровню затратности является наиболее экономной.
  • Служба, осуществляющая свою деятельность в пределах всего государства . В данном случае начальные затраты на ее организацию в разы отличаются от городского аналога.
  • Международный формат . Здесь предприятие охватывает не только отдельные страны, но и континенты. Нетрудно сделать вывод, что затраты на организацию несоизмеримы с предыдущими аналогами, а развитие любой службы до уровня международной свидетельствует о колоссальной работе топ-менеджмента и финансовых вливаний.

Конечно же, в истории существуют множество примеров развития предприятий от малых унитарных до международных и трансконтинентальных концернов, все это зависит от подхода к ведению бизнеса, соблюдения международных схем и стандартов развития, и, что немаловажно, желания собственника.

Вопрос по затратам при основании службы доставки также весьма относителен и во многом зависит от возможностей собственника, уровня предполагаемого соответствия с мировыми лидерами и многих других факторов.

По существующему опыту регистрации и основания подобных стартапов, можно сделать вывод, что минимальной суммой, которая включает только лишь затраты на приобретение необходимых основных средств, оргтехники, мебели, оборудования может начинаться от 100 000-150 000 рублей . Окупаемость в среднем может занять до нескольких месяцев, что зависит от правильной рекламной кампании, географического расположения, лояльности к первым клиентам и качества предоставленных им услуг.

Учитывать также необходимо тот факт, что ввиду расширения бизнеса и увеличения общего вала предоставляемых услуг, возрастает и расходная часть, и именно в этом случае очень важно не потерять баланс и соотношение расходной и доходной части, умело используя потенциал профессионального административного персонала.

-> Финансы, консалтинговые услуги, образование

Курьерская служба - точно к заказчику!

Курьерская служба - быстро развивающийся в последнее время бизнес по доставке корреспонденции или товаров в коротчайшие сроки - «от двери до двери» или от двери заказчика до города назначения.

Два безусловных плюса создания курьерской службы (курьерской фирмы ), которые способны привлечь в этот бизнес начинающих предпринимателей, - это низкий уровень начальных стартовых вложений и достаточно широкое поле деятельности. Выбор курьерских служб невелик, а цена доставки остается высокой. К тому же услугами российской почты - самого мощного доставочного игрока - многие коммерческие структуры предпочитают не пользоваться из-за медлительности и ненадежности.

Даже несмотря на то, что сегодня на этом рынке представлены крупные транснациональные компании, небольшие курьерские фирмы за счет своей мобильности, невысоких цен и более внимательного отношению к каждому клиенту и небольшим заказами способны достойно с ними конкурировать, обеспечивая даже более оперативную доставку важных документов, небольших посылок и даже цветы. Крупные курьерские службы , как правило, гарантируют доставку на следующий день, малые же курьерские фирмы, в силу своей гибкости, обычно работают в пределах одного рабочего дня.

Это означает, что все отправленные грузы будут доставлены непосредственно в день отправки. А ведь именно своевременная доставка и тщательная обработка посылок и является главным ключем к успеху в курьерском бизнесе.

С чего начать курьерский бизнес?

Есть несколько ключевых моментов, с которыми следует определиться в самом начале.

Во-первых, малые города и сельские районы не слишком подходят для этого вида бизнеса.

Во-вторых, определитесь со спецификой грузов, с которых вы собираетесь работать. Понятно, что доставка документов и перевозка, скажем, медицинских препаратов - это несколько разные темы.

В-третьих, определитесь, нужен ли вам автомобиль для осуществления курьерской доставки, если да - то какой. Понятно, что для доставки документов в пределах небольшого населенного пункта вполне можно обойтись и курьером-пешеходом, а вот доставка крупногабаритных тяжелых посылок однозначно предполагает наличие в вашей курьерской фирме как минимум одного автомобиля. Кроме собственно покупки транспорта вам придется решить вопрос с водителем и оплатой эксплуатационных расходов и парковкой. Хотя здесь возможен и такой вариант, как заключение долгосрочного договора с какой-либо службой такси или принять на работу водителя-курьера с личным автомобилем.

Важный момент в деле организации курьерской службы - наличие диспетчера, который должен быть доступен для клиента круглосуточно. Несмотря на то, что основная часть курьерских доставок осуществляется в обычные дневные часы работы (с 9 утра до 6 вечера), доставка, по требованию заказчика, может производиться в любое время суток. Это может стать той фишкой, которая выгодно выделит именно вашу курьерскую фирму из числа конкурентов.

В принципе, начать курьерский бизнес вы можете и один. На первых порах вы вполне сможете совмещать функции и диспетчера, и курьера, и владельца бизнеса в одном лице. Но как только бизнес будет запущен и начнёт работать по-настоящему вам потребуются помощники. Обычно штат курьерской фирмы состоит из диспетчера, курьеров, водителей, секретаря и бухгалтера. Если ваша курьерская фирма будет иметь автопарк из нескольких машин - стоит подумать и о собственном механике, котоый сможет обслуживать ваше автохозяйство. А если ваша курьерская служба осуществляет доствку тяжелых крупногабаритных предметов, то вам точно не обойтись без грузчиков.

Что касается собственно курьеров, то эта работа может выполняться людьми с относительно невысокой квалификацией или вообще без таковой, главное - исполнительность и аккуратность. Так что налицо явная экономия на зарплате.

Естественно, весь персонал должен уметь грамотно работать с документацией, а водители и курьеры - свободно ориентироваться в городе (GPS-навигатор может здорово помочь в решении этой задачи).

Дополнительные расходы могут возникнуть при страховании перевозимых грузов и получении сертификата для перевозки опасных грузов (в том случае, если вы собираетесь этим заниматься).

Курьерская служба. А кто клиенты?

В общем-то, с клиентами особых проблем нет. Даже во времена факсов и элетронной почты бумажные документы никто не отменял. Банки, юридические фирмы, различные организации, отправляющие документы клиентам и партнерам - это все ваши клиенты. Производственные прдприятия, которым требуется срочная доставка, а также другие виды бизнеса, нуждающихся в быстрой курьерской доставке - и это ваши клиенты. Есть курьерские службы, которые специализируются только на доставке товаров отечественных интернет-магазинов или на доставке счетов организаций. Здесь главное - это убедить их пользоваться услугами именно вашей курьерской службы.

Еще одна идея, о которой мы уже рассказывали, - доставка обедов в офис . Можно предложить свои услуги по доставке обедов предприятиям общепита. Правда, согласно действующему законодательству, для оказания такой услуги ваши курьеры или водители должны будут иметь санитарные книжки, транспорт - санитарный паспорт, а сами блюда - сертификат безопасности.

Можно заключить договора с обычными магазинами, которые осуществляют доставку товаров на дом (эта услуга, кстати, сегодня набирает популярность во многих городах).